Семинары для 3 курса по методике

Тема № 5: Теоретические основы обучения иноязычному говорению (2 часа)

Вопросы для обсуждения

Трехчастная структура деятельности говорения как ВРД. Психологическое содержание говорения. Содержание понятий «потребность», «мотив», «цель», «продукт» и «результат» говорения как ВРД. (см. Зимняя И.А.).

Основные функции иноязычного устно-речевого общения, конкретизированные типы коммуникативных задач (КЗ), роль КЗ в вербальном общении (см. Бим И.Л.).

Понятия «сфера общения» и «темы устной речи». Их представленность в современных УМК.

Понятие «речевая ситуация», «учебно-речевая ситуация». Их роль в обучении устно-речевому общению. Примеры учебно-речевых ситуаций.

Трудности порождения иноязычного высказывания и пути их преодоления.

Виды опор. Технология их использования для организации иноязычного высказывания учащихся.

Литература для изучения

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М., 2004. – с. 190-196, 203.

Программа по ИЯ для СШ.

Зимняя И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как ВРД / ИЯШ, 1973, №4. – с.66-72.

Бим И.Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // ИЯШ, 1985, №5.

Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на ИЯ. – М., Титул, 2001. – с. 21-37, 115-121.

Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – Минск, 1982. – гл. «Опоры».

Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М, 1988.

Практические задания:

Задание 1. Выберите один из учебников и определите, какие сферы общения и темы устной речи в нем представлены.

Задание 2. Сформулируйте 4-5 коммуникативных задач (заданий) для учащихся по одной из предложенных тем устной речи.

Тема № 6: Формирование навыков и умений диалогической речи

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

Диалогическая речь как цель и средство обучения.

Цели и задачи обучения диалогической речи. Требования Программы к уровням владения диалогической речью учащимися.

Виды диалогов по функционально-смысловой направленности и методика работы с ними.

Подходы в обучении диалогической речи. Их преимущества и недостатки, реализация в действующих УМК.

Система упражнений для развития умений диалогической речи.

Контроль умений диалогической речи в формате ЕГЭ: объекты, способы, приемы, виды занятий.

Литература для изучения

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М., 2004. – с. 190-224.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций. М., 2002. – с.164-187.

Рогова Г.В., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранному языку в средней школе. – М., 1991. – с.123-139.

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М, 2000. – с.130-136.

Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. – М., Титул, 2001. – с. 16-20.

Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М, 1988. – с. 179-190.




Предыдущий:

Следующий: