Солобукова таблица

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 17-18 ЛЕТ

Показатели психического развития

Младенчество

0 – 1 год

Раннее детство

1 – 3 года

Дошкольный возраст

3 – 7 лет

Младший школьный возраст 7 – 11 лет

Подростковый возраст

12 – 15 лет

Старший школьный возраст 15 – 17 лет

1. Ведущая деятельность

Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми

Предметная деятельность (усвоение функций предметов)

Сюжетно-ролевая игра

Учебная деятельность (обязательная, произвольная, общественно-значимая)

Интимно-личностное общение со сверстниками

Учебно-профессиональная деятельность

2. Основные

психологические новообразования

- «комплекс оживления»,

- прямохождение,

- эмоционально заряженные представления (эмоциональная память),

- наглядно-действенное мышление,

- начало понимания речи

- самосознание (система «Я»)

- сенсорные эталоны

- автономная речь,

- символическая функция сознания,

- потребность в достижении успехов и притязание на признание

- наглядно-образное мышление (около 3 лет)

- усвоение основ этических и нравственных норм,

- первичное соподчинение мотивов,

- потребность в общении со сверстниками,

- познание себя как субъекта деятельности,

- целостность и константность в восприятии предмета,

- вербализация мышления (связь мышления и речи),

- эгоцентрическая речь

___________________

психологическая готовность к школе

- внутренняя позиция школьника (стремление заниматься более значимой деятельностью),

- внутренний план действий,

- словестно-логическое мышление,

- произвольность поведения и познавательных процессов,

- конвенциональность морали,

- познание интеллектуального «Я»,

- рефлексия

- чувство взрослости,

- стремление к самопознанию (выраженное направление сознания на себя),

- постконвенциональная мораль,

- абстрактное мышление,

- система личностных ценностей

- потребность в доверительном общении со взрослыми,

- первая любовь,

- мировоззрение,

- готовность к личностному и профессиональному самоопределению

- самостоятельность, критичность мышления,

- целенаправленное самовоспитание

3. Социальная ситуация развития (круг общения, мотивы и характер общения, степень самостоятельности, права и обязанности в социуме, средства общения)

- в центре – взрослый, без него невозможно выживание,

- полная зависимость,

- ситуативно-личностное общение,

-взрослый – источник тепла и ласки,

- невербальные средства общения

- ситуативно-деловое общение,

- взрослый – образец для подражания, организатор и участник совместной предметной деятельности,

- расширение круга общения, но сверстники особой роли не играют,

-первые требования к поведению (гигиена),

- рост самостоятельности (ходит, говорит)

- внеситуативно-познавательное (3-5) и внеситуативно-личностное (5-7) общение,

- взрослый – эрудит, источник знаний,

- рост требований к ребенку (главное – соблюдение правил поведения),

- дальнейшее расширение круга общения (за счет сверстников),

- претензии на самостоятельность реализуются в игре

- коренное изменение ССР,

- занимается социально-значимой деятельностью, ценит себя как члена общества,

- новые обязанности и права, рост ответственности,

- деловое общение в школьном коллективе, отношения товарищества,

- опосредование домашних отношений школьными,

- авторитет учителя,

- потребность в самостоятельности реализуется в учебной деятельности

- ориентация на сверстников, престижность группы выше авторитета родителей, учителей,

- в группе подросток находит сходство с другими, самоутверждается, удовлетворяет потребность в общении,

- серьезное отношение к дружбе (идеализация),

- становление отношений с противоположным полом,

- более или менее острые конфликты со взрослыми,

- потребность в равноправных отношениях с ними

- притупляется острота восприятия мира,

- потребность в доверительных отношениях со взрослыми,

- значимость дружбы (своеобразная форма психотерапии),

- рост избирательности в дружбе,

- первая любовь (становление зрелых отношений с противоположным полом)

4. Сензитивность

- прямохождение

- развитие речи

- развитие бытовых навыков,

-формирование гуманистических качеств,

- мотивации достижения успеха

- формирование трудолюбия,

- гуманистических качеств

- развитие увлечений,

- формирование волевых качеств

- формирование мировоззрения,

- развитие самостоятельности, критичности мышления,

- абстрактного мышления

5. Самопознание

- первичный образ тела,

- не отделяет себя от других людей («Мы»)

- формирование самосознания, отделение себя от других (местоимение «Я», узнавание в зеркале, на фото),

- идентификация с именем,

- образ физического «Я» (познание тела, внешнего облика)

- познание себя как субъекта деятельности,

- самопознание выходит за пределы настоящего времени («каким я был раньше?», «каким я буду?»),

- первичная половая идентификация,

- появление первых самостоятельных критериев самопознания и самооценки (оценка успеха)

- новый уровень самопознания, внутренняя позиция школьника,

- положительные эмоции, связанные с новой социальной ролью,

- познание интеллектуального и социального «Я»,

- способность к самонаблюдению – рефлексии

——————————

Но – ребенка больше интересует окружающий мир, чем он сам

- выраженная направленность сознания на себя,

- обостренное стремление разобраться в себе,

- внимание к внешности,

- нравственное самопознание,

- рефлексия как основной механизм самосознания,

- вторичная половая идентификация

- более спокойный эмоциональный фон, потеря напряженности самопознания, свойственной подростку,

- целостность образа «Я», «Я» как личность,

- преобладание внутренних критериев самопознания и самоотношения

6. Самоотношение (выражается в самооценке)

- самооценки нет

- неустойчивость (самооценка зависит от оценок взрослых),

- неадекватность (тенденция к завышению), отсутствие критичности,

- эгоцентризм («другие смотрят на мир также, как и я»),

- эмоциональность самооценки (не может ее рационально обосновать)

- в большей степени ориентируется на оценки взрослых и сверстников, чем на собственное мнение,

- неустойчивость,

- неадекватность с тенденцией к завышению,

- может быть разной в разных видах деятельности,

- сохранение эгоцентричности,

- первые попытки рационального объяснения самооценки

- большая степень осознанности, рациональности,

- благодаря рефлексии больше самостоятельности в оценивании себя,

- главный источник самооценки – успехи в учебе,

- значимость оценок учителя,

- впервые – все три типа самооценок (адекватная, заниженная, завышенная),

- интеллектуальный эгоцентризм («мое мнение единственно правильное»)

- значимость внутренних критериев самоотношения, но в силу напряженности процессов самосознания – обостренное внимание к оценкам других людей (особенно сверстников),

- основной источник самооценки – положение в подростковой группе,

- противоречивость самооценки (на основе внутреннего конфликта между потребностями и возможностями),

- нередко – преобладание заниженной самооценки,

- новая форма эгоцентризма (убеждение в собственной уникальности, преувеличение своего опыта)

- большая устойчивость и адекватность,

- определение отношения к себе как к целостной личности,

- преимущественная опора на внутренние критерии,

- рациональность,

- обобщенность,

- но, в ряде случаев сохраняются конфликтные переживания, противоречивость самооценки

7. Саморегуляция (волевая сфера)

- отсутствует

- первые попытки соблюдения правил (гигиена),

- элементы целеустремленности (но цель должна быть доступна и видна, отсутствовать серьезные препятствия)

- настойчивость (может выливаться в упрямство),

- невозможность систематического контроля поведения, эмоциональной сферы,

- саморегуляция формируется прежде всего в предметной деятельности

- способность соотносить свои желания с желаниями других людей, подчиняться правилам игры, следовать нормам поведения,

- способность преодолевать незначительные препятствия в деятельности,

- соподчинение мотивов,

- эмоционально-волевая готовность к школе (способность выполнять инструкцию, контролировать эмоции, т.п.),

- саморегуляция формируется прежде всего в игре

- произвольность поведения и познавательных процессов является новообразованием,

- формирование самостоятельности, настойчивости в достижении цели,

- способность контролировать свои эмоции,

- первые элементы самовоспитания (появление идеалов и стремление к ним),

- саморегуляция формируется прежде всего в учебной деятельности

- сензитивный период для формирования волевых качеств,

- более высокий уровень способности к достижению цели,

- стремление к идеалу, самовоспитание волевых качеств,

- но – волевые качества несовершенны: склонность к риску, импульсивность поведения, настойчивость, превращающаяся в упрямство

- время активного самосовершенствования (в связи с самоопределением),

- волевые качества приобретают качества, свойственные взрослым людям,

- но – сохраняются черты подростковой нестабильности, неуравновешенности

Определения психологических понятий, использованных в таблице.

Ситуатиность общения – предметом общения являются объекты, непосредственно воспринимаемые в данной ситуации (например, общение по поводу игрушек, орудий труда, осваиваемых ребенком).

Внеситуативность общения – предметом общения могут выступать любые вопросы, в том числе далекие от ситуации непосредственного взаимодействия («Почему…?»).

3 мотива общения: личностный (центральный объект интереса ребенка – личность взрослого); деловой (ребенка интересует назначение предметов, а взрослый нужен, чтобы его объяснить); познавательный (взрослый как источник знаний о внеситуативных объектах).

«Комплекс оживления» — эмоционально окрашенная реакция младенца на взрослого (около 2-3 месяцев)

Эмоционально заряженные представления – начало функционирования долговременной эмоциональной памяти (основа кризиса 1 года жизни).

Сенсорные эталоны – выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств предметов: цвета, формы, величины… Эталон цвета – цвета спектра, формы – геометрические фигуры, размера – условные единицы (например, метр, гектар…)

Символическая функция сознания – способность представлять отсутствующий или несуществующий предмет с помощью его заместителей – символов или знаков (необходима для возникновения детской игры: например, лист дерева обозначает одеяло, а песок – тесто, т.п.).

Автономная речь – собственный язык ребенка, построенный по его правилам.

Эгоцентрическая речь – разговор ребенка вслух, с самим собой с целью планирования и управления собственной деятельностью.

Внутренний план действий – способность осуществлять планировании деятельности в уме (появляется в младшем школьном возрасте).

Соподчинение мотивов – способность подчинять свои желания требованиям окружающих, нормам морали (подчинять «Хочу» «Надо»).

Конвенциональная мораль – жесткое понимание добра и зла, отсутствие полутеней в нравственных оценках, четкое следование правилам.

Постконвенциональная мораль – гибкое понимание добра и зла, наличие собственных взглядов на правила поведения и нормы морали.

Рефлексия – способность посмотреть на себя со стороны, оценить с позиции других людей.

Последовательность в развитии мышления ребенка:

наглядно-действенное (задача решается в практической деятельности) – появляется в конце младенчества;

наглядно-образное (задача решается в уме, но на основе конкретного образного материала) – появляется к 3 годам;

словесно-логическое (способность видеть закономерности, решать смысловые задачи) – появляется в младшем школьном возрасте;

абстрактное (способность мыслить гипотезами, рассуждать об отвлеченных предметах) – формируется в подростковом возрасте.




Предыдущий:

Следующий: