Соц экология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И СПОРТА УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат

По дисциплине: «Социальная Экология»

На тему: «Человек и общество. Их взаимосвязь» и «Социально-экологическое воспитание»

Вариант № 2

Выполнил ст. гр. ЭК-2

Дорошенко Я.Н.

№121277

Проверил:

Доц. Парфенова И.А.

Севастополь 2013

План

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Человек и общество. Их взаимосвязь……………………………….………..4

2. Социально-экологическое воспитание……………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………16

Введение

Проблема субстанциальных отношений между личностью и обществом — возможно, самая близкая и самая трудная, самая «кровная» и самая мучительная для человека проблема. Человек погружен в социум не только внешним, но и внутренним — интеллектуальным, психическим и эмоциональным образом. Он порождается обществом как политическое (коллективистское), культурное, нравственное и экономическое (трудовое и кооперативное) существо.

Общество «вкладывает» в природу человека, получаемую им непосредственно от отца и матери, свои ценности, идеи, нормы и идеалы, короче культуру, составляющую основное содержание внутреннего мира личности.

Вместе с тем, общество,со всеми своими структурами и институтами — самый ближайший и самый опасный для человека, его внутреннего мира, как, впрочем, и тела, хотя на последнее в большей степени покушается природа, ибо оно как нечто природное и есть ее «плоть от плоти», которую оно всегда тяготеет вернуть себе, а не только творить.

Тем не менее, не природа, а общество особенно эффективно порождает и убивает личность. Войны, социально обусловленные болезни, экономическая и политическая несправедливость, суды, тюрьмы, армии, государство, церкви, транснациональные корпорации, СМИ и т.д. — все они жаждут заполучить нас, говоря по-простонародному, с потрохами, т.е., не спрося, они желают заполучить все пространство внутреннего мира человека. 1. Человек и общество. Их взаимосвязь

Человек — это многогранное и многокачественное явление ,продукт общества, природное существо, субъект культуры и т.д. Поэтому для своего выражения он требует различных понятий, важнейшими из которых являются: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Понятие «человек» отражает общеродовые черты, присущие человеческому индивиду, его биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться.

Таким образом, оно дает самую общую и потому предельно абстрактную характеристику индивида, лишенную его конкретного образа.

Понятие же «индивид» обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно и природе, и обществу, объединяющего в себе совокупность биологических свойств и социальный облик.

Но как индивид связан с обществом, позволяет ли эта связь индивиду быть индивидуальностью и претендовать на личную автономию?

Проблема индивидуальности всегда привлекала внимание ученых и связывалась с вопросом, может ли человек стать самим собой, самобытной, уникальной личностью. Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, и, естественно, в первую очередь, относится к человеку, глубокое познание которого невозможно без его рассмотрения в качестве индивидуальности.

Определение индивидуальности есть попытка постичь целостность конкретного субъекта, исходя из его единичных параметров. Задача этого определения — усложнение простого выделения факта отдельности некоего человека до развитых представлений о формировании и существовании его уникальности. При этом исходный акцент обращения к человеку не только не теряется, но служит постоянным ориентиром и целью постижения человеческой реальности, ее наиважнейшей исходной характеристикой.

Сама природа сберегает в индивиде не только общевидовые, но и неповторимые, уникальные признаки, что обнаруживается уже на генетическом уровне. Биологическая неповторимость организмов жестко запрограммирована генотипом и сохраняется при любых изменениях окружающей среды. Чем шире биологическое разнообразие особей, тем прочнее положение состоящего из них вида в природе.

Также и успешное функционирование, и развитие общества предполагает наличие определенного уровня разнообразия его членов. Именно разнообразие его членов, существование ярко выраженных индивидуальностей представляет собой действительное богатство всякого общества и его культуры. Поэтому индивидуальное своеобразие людей — это закон социального развития. Это и есть так называемый парадокс индивидуальности.

Индивидуальность и единичность — это не одно и то же. Единичность подтверждает факт существования индивидуальности, указывая на ее наличность, но не выражает качественную определенность индивидуального бытия. Отсюда определение индивидуальности через единичность является формальной ее характеристикой, не связанной с ее содержательным анализом.

Индивидуальность не сводится к различиям индивидов, не тождественна неповторимости личности. Это далеко не единственный признак индивидуальности. Недаром в античной философии он вообще не играл существенной роли в характеристике индивидуального бытия. Общая направленность мировоззрения древних греков, рассматривавших мир как вечный круговорот и повторение бытия, сводилась к подчеркиванию приоритета всеобщности над случайной обособленностью.

Главная причина того, что неповторимость индивида не тождественна индивидуальности, заключается в определении индивидуальности как целостной характеристики. Индивидуальность следует раскрывать как единую, многоуровневую структуру, связанную с целостным представлением об индивиде.

То, что индивидуальность проявляется и на биологическом, и на психическом, и на социальном уровнях, объясняет, почему она представляет интерес для многих наук. Это позволяет говорить об индивидуальности как биологической, психологической и социальной проблемах.

Примечательно, что сам термин «индивидуальность» означает единство многообразного. Поэтому для того, чтобы разобраться в проблеме индивидуальности, нужно представить человека не только как открытую, но и как закрытую систему с точки зрения ее целого. Человек представляет собой единство внутренне взаимосвязанных его свойств.

Как целостная система индивидуальность включает в себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как участнику конкретных общественных отношений; в-третьих, единичные признаки, связанные со спецификой его биологической организации, социального окружения.

Индивидуальность по-разному проявляется в предметном мире, органической природе и человеческом обществе. Соответственно существуют различные ее формы: предметная, биологическая и социальная. К числу наиболее общих признаков индивидуальности относятся: обособленность, целостность, самобытность, неповторимость, активность, которые в той или иной степени присущи всем ее формам.

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.

Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди — таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество — таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр. Лукач, «Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.

2. Социально-экологическое воспитание.

Экологическое сознание и культура является необходимыми условиями для преодоления глобального экологического кризиса и отвлечения глобальной экологической катастрофы, которая угрожает подрывом самих основ биологического существования человека.

Сохранение планеты зависит и от качества, и от темпов формирования экологического сознания и экологической культуры, которая происходит в процессе экологического воспитания.

Экологическое воспитание — это целеустремленное влияние на личность на всех этапах ее жизни с помощью развернутой системы средств и методов, что имеет целью формирование экологического сознания, экологической культуры, экологического поведения, экологической ответственности.

Необходимость воспитания у членов общества определенных установок поведения по отношению к природе возникла в человечество еще на самых давних этапах его развития. Как пример можно вспомнить и системы табу у первобытных народов, которые, запрещая охоту на определенные виды животных в период их размножения, способствовали сохранению видового множества естественного пространства.

Большой немецкий гуманист И.В. Гете отмечал, что нет ничего страшнее невежества. Именно отсутствие необходимых знаний, их несоответствие реальной ситуации, которая порождает несостоятельность предусмотреть все, и в том числе и негативные, следствия вмешательства человека в естественные процессы, а не злая воля, является главной причиной экологического кризиса.

Экологическое воспитание — это непрерывный процесс учебы, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и специальных знаний, относительно сохранения окружающей среды и природопользования, реализованных в экологически грамотной деятельности.

Очень важным для понимания специфики экологического воспитания является тезис о том, что оно не должно выступать лишь системой запрещений на те, или другие действия. Кроме призывов, что природу следует любить и беречь, необходимо учиться грамотному и профессионально комплексному природопользованию.

При более детальном рассмотрении в процессе экологического воспитания можно выделить три относительно самостоятельных, как за методами ,так и за целями, составляющих: экологическое просветительское, экологическое образование и собственно экологическое воспитание. Они являют собой определенные этапы в процессе непрерывного экологического воспитания в широком понимании.

Экологическое просветительское — это первая степень в экологическом воспитании. Оно призвано сформировать первые, элементарные знания об особенностях взаимоотношений общества и природы, о пригодности окружающей среды для обитания человека, о влиянии человеческой производственной деятельности на окружающий мир.

Экологическое просветительское призвано формировать базовые мировоззренческие установки и бытовой уровень экологического сознания. Хотя на этом уровне знания о взаимоотношениях общества и природы имеют, как правило, отрывочный, несистематизированный характер, могут быть логично несогласованными и даже противоречивыми, без его наличия невозможно приступать до формирования экологически культурного человека.

Следующей ступенью в формировании экологической культуры является экологическое образование — один из элементов природоохранной политики и важный фактор ее самореализации, которая служит инструментом влияния на общественное сознание и формирование внутренней и международной политики в области природопользования.

Экологическое образование — это психолого-педагогический процесс влияния на человека, целью которого является формирование теоретического уровня экологического сознания, что в систематизированном виде отображает разнообразные стороны единства мира, закономерности диалектического единства общества и природы, определенных знаний и практических навыков рационального природопользования.

Специфика экологического образования заключается в том, что она должна базироваться на принципе «опережающего отображения». В сознании человека должна происходить постоянная оценка возможных последствий, как непосредственных ,так и будущих из позиции не только благосостояния человека, но и гармонизации отношений, в системе «общество-природа».

Целью экологического образования является вооружить человека знаниями в области естественных, технических и общественных наук, об особенностях взаимодействия общества и природы, развить в ней способность понимать и оценивать конкретные действия и ситуации.

Высшей ступенью экологического воспитания является психолого-педагогический процесс, целью которого является формирование у индивида не только научных знаний, но и определенных убеждений, моральных принципов, которые определяют его жизненную позицию и поведение в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, экологической культуры отдельных граждан и всего общества, в целом.

В процессе экологического воспитания формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережливое отношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы глобального экологического кризиса. Оно, во-первых, предусматривает не только передачу знаний, но и формирование убеждений, готовности личности, к конкретным действиям, во-вторых, включает у себя знание и умение осуществлять рядом с охраной природы также и рациональное природопользование.

Специфика экологического воспитания заключается в выработке мировоззренческого отношения к комплексной, целостной системе «общество-природа», отношение личности к которой невозможно без действенного, непосредственного и опосредствованного участия в ее функционировании. Комплексный характер экологического воспитания выплывает из специфики объекта отображения экологического сознания на уровне как общественного, так и личностного, ее функционирования.

Социально экологические ценности значимы для процесса развития взаимоотношений общества и природы человеческими и культурными явлениями. Они являются результатом синтеза ценностей экологических, социальных и политических и выступают результатом и основой повышения эффективности экологического воспитания.

Наибольшая эффективность экологического воспитания возможна при условиях обеспечения его непрерывности, комплексности, охватывания этим процессом всех членов общества, в течение всей их жизни.

Повышению эффективности способствует умелое использование средств экологического воспитания. К ним, в первую очередь, необходимо отнести:

- семью, в которой происходит первичная социализация индивида, формируются основные черты личности, тип мировосприятия и светопреставления;

- средства массовой информации, которые влияют на массовое сознание общества, дают актуальную экологическую информацию, первичную интерпретацию событий или принятых решений и тем самым формируют общественное мнение;

- неспециализированное образование всех ступеней — от детских садиков к высшим учебным заведениям — где при преподавании практически всех учебных дисциплин должна быть природоохранная тематика, должны формироваться основы знаний естественных, технических и социальных знаний, важных в социально экологическом отношении;

- специализированное образование, направленное на формирование кадров специалистов, которые профессионально будут заниматься вопросами, связанными с проблемами оптимизации и гармонизации взаимодействия в системе «общество-природа»;

- систему экологического законодательства, призванную указывать на общие ориентиры государства как выразителя общественных интересов в отрасли использования природных ресурсов, охраны природы, сохранения пригодного, для жизни и здоровья человека естественной среды;

- уголовно наблюдательную систему государства, заданием которой является формирование убеждения, что любые правонарушения в отрасли

природопользование и соблюдение экологических прав граждан будут соответственно оценены государством.

При этом действенность использования средств экологического воспитания существенно повышается, как отмечает О.А. Васюта, при условии учета существующих национальных традиций природопользования.

Экологическое образование стало одним из ключевых элементов программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ), в осуществлении которой Украина активно участвует из 1981 г.

В ней в разное время, принимали участие свыше 40 учреждений АН Украины, 50 вузов, 125 отраслевых научно-исследовательских учреждений, был задействован большой научный потенциал — около 5 тыс. специалистов, почти 200 докторов и 600 кандидатов наук.

Социально-политические и экономические изменения в Украине последних лет, значительное ухудшение экономической ситуации и вызвано им сокращение финансирования науки и образования значительно снизили темпы выполнения исследований в рамках программы «Человек и биосфера», но есть надежда, что уже в ближайшем будущем к решению проблем экологического образования и экологического воспитания в нашем государстве будут привлечены новые силы и средства. Кроме того, позитивным фактом является расширение международного сотрудничества в этой отрасли с индустриально развитыми странами на двусторонней основе.

Из 1989 г., по решению государственных органов в вузах нашего государства было внедрено чтение учебных курсов из предмета «Социальная экология» и других отраслей экологического знания.

На современном этапе развития человеческой цивилизации роль экологического воспитания существенно повышается. Оно играет роль интегратора в современном воспитательном процессе, совмещает в единственную функциональную систему все традиционные виды воспитания, базируется на них и является фактором преодоления ведомости в этой сфере человеческой деятельности. Действенность экологического воспитания зависит от согласования всех его направлений, элементов и средств, комплексности, непрерывности и охватывания им всех членов общества, в течение всей их жизни.

Заключение

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали, права и образования.

Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

- необходимостью повышения экологической культуры человека;

- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

- необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;

- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Человек всегда хочет быть чем-то большим и иным, чем он есть. Сознавая абсолютный идеал своей жизни, он возвышается тем самым над своей эмпирической природой, и это возвышение есть самое подлинное проявление человеческого бытия в мире. Настоящий человек стремится воевать со злом, строить нашу жизнь по-новому, делать настоящее добро. Но в который раз забывает, что для этого нужны, прежде всего, силы добра, умение их взращивать и копить в своей душе. Подлинный смысл жизни в утверждении в ней вечного и непреходящего. Глубоко правы те, которые проповедуют: спасение человечества в духовном развитии и культуре, целевые и моральные установки которой направлены на защиту всего живого и интересов природы в целом.

Уровень общественного экологического сознания во многом определяет направление и интенсивность природоохранной деятельности государственных и неправительственных организаций. Процессы воспитания, образования, информационнопросветительской деятельности способствуют преодолению потребительской политики природопользования в стране, развитию экологических прав и обязанностей граждан, формированию их экологического мировоззрения. Это задачи экологического воспитания и образования.

Природоохранное образование – система обучения, направленная на усвоение теории и практики охраны природы основ общей и частной экологии – необходимый элемент общей культуры современного человека. Одним из важнейших элементов экологической культуры являются основные показатели экологической образованности, складывающиеся в процессе общего образования.

Список литературы:

Комаров В.Д. Социальная экология. — Л., 2000.

Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. — Новосибирск, 2005.

Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. Уч. пособие для ВУЗов. М., 1998.

Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы. — М., 2009.

Маркович Д.Ж., Левин А.С. Введение в социальную экологию. Уч. пособие. Силламяэ, 1999.

Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. М., 1993.

Прохоров Б.Б. Социальная экология. Учебник для студентов вузов. — М., Издательский центр «Академия», 2005.

Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Текст] : сб. очерков и эссе / П. Тейяр де Шарден ; пер. с фр. В.Ю. Кузнецова. – М. : ACT, 2008. – 553 с.

Уайт, Л. Исторические корни нашего экологического кризиса [Текст] / Л. Уайт // Гуманитарный экологический журнал. – Киев, 2010. – Вып. 1. – С. 49–50.

Швейцер, А. Благоговение перед жизнью [Текст] / А. Швейцер. – М. : Прогресс, 2009. – 572 с.




Предыдущий:

Следующий: