Соц. психол. 1

2 СЕМЕСТР

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

МАЛАЯ ГРУППА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы для устной подготовки и обсуждения на занятии:

Любая общность людей является группой?

Группы большие и малые: в чем различие?

Из кого и/или из чего состоит малая социальная группа?

Развитие группы от «рождения» до «угасания»: этапы и их характеристика.

Лучшая группа – сплоченная группа?

Коллектив и команда: в чем между ними сходства и различия?

Практические задания:

Самостоятельно придумайте метафору, отражающую основные социально-психологические характеристики малой группы. Например: группа – как яблоня. Все члены группы, словно яблоки, соединены друг с другом «общими ветками» – интересами, целями, групповыми нормами. Эта метафора также отражает структурированность группы и ее иерархичность – есть руководитель и/или лидер группы, который, словно ствол, скрепляет всех членов группы вокруг общих групповых и целей. Отдельные большие ветки собирают вокруг себя меньшие ветки с яблоками – также внутри одной группы могут складываться неформальные подгруппы со своими неформальными лидерами и интересами.

Заполните таблицу: отнесите каждую из данных общностей к большой либо к малой социальной группе (конкретному виду малой группы). Выделите те критерии, на которые вы ориентировались, определяя вид группы. Дополните таблицу 2–3 своими примерами групп.

Общность

Вид и подвид группы

Критерии отнесения

Школьный класс

Очередь в столовой университета

Болельщики на стадионе

Сотрудники небольшой фирмы

Пассажиры лифта

Дворовая компания друзей

Жители одного подъезда

Форма отчетности:

Готовность сформулировать собственное мнение по каждому из вопросов.

Письменно выполненные задания №1–2.

Литература для подготовки и выполнения заданий:

Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. (Главы 1–3, 6).

Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб. : Питер, 2000. – 416 с. (Раздел: «Психологическая структура школьного класса»).

Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. – М. : Просвещение, 1978 (Главы 2–4).

Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 1999. – 375 с. (Главы 8, 11–13).

Парыгин, Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. – СПб. : ИГУП, 1999. – 592 с. (Раздел 4, Гл. 10: параграфы 10.2, 10.3, 10.4. Гл. 11: параграфы 11.1., 11.6, 11.7).

Дополнительные источники:

Битянова М. Большие и малые / М. Битянова // Школьный психолог. – 2000. – № 32. (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200003201);

Битянова, М. Школьный класс как малая группа / М. Битянова // Школьный психолог. – 2000. – № 32. (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200003210).




Предыдущий:

Следующий: