Соц. управления последняя бакалавриат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

Кафедра социологии

Г.П. Зинченко, Я.Г. Зинченко

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

Ростов-на-Дону

2013

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ — ФИЛИАЛ РАНХиГС

Кафедра социологии

Рецензент: д.с.н., доцент Овчаренко Р.К.

Зинченко Г.П. , Зинченко Я.Г.

Социология управления: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института-филиала РАНХиГС, 2013. 44 с.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требова-ниями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, глоссарий, вопросы для подготовки к экзамену, тематику дипломных проектов.

Предназначен для студентов дневной и заочной форм обучения по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» и профилям подготовки: «Управление персоналом государственной и муниципальной службой», «Государственные и муниципальные финансы», «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере».

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 5 от 30 октября 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о курсе

4

Учебно-тематический план

6

Программа курса

9

Планы семинарских и практических занятий

14

Литература

26

Ключи правильных ответов на тесты для самопроверки

28

Рекомендуемые Интернет-ресурсы

29

Тематика дипломных работ

Вопросы к экзамену

30

31

Глоссарий

33

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

Социология управления – отраслевая дисциплина, выделяющая в обществе отношения управления. Она изучает управление как социальную систему, как разновидность профессиональной деятельности и как социальный институт. Социология управления охватывает все сферы жизни и деятельности человека, в том числе экономическую, политическую, социальную и духовную, на всех уровнях структурной организации общества как целостной макросистемы: первичном, менеджериальном, институциональном и социетальном.

Цель курса – раскрыть современные проблемы социологии управления, представить социологические теории и концепции управления, ознакомить с методологией и методами социологического анализа управления, сформировать навыки управленческого консультирования.

Текущие задачи:

освоить основные понятия и положения социологии управления;

овладеть методами социологического анализа проблем управленческой практики;

приобрести навыки управленческого консультирования.

Содержательная новизна курса определяется выделением «ведомственного» предмета учебной дисциплины – публичного администрирования как разновидности управления, необходимого для подготовки государственных и муниципальных служащих.

Методическая новизна курса определяется тем, что он предусматривает индивидуальный подход в организации обучения, групповое обсуждение студентами ключевых проблем социологии управления на основе изучения ими рекомендованной литературы, разработку программы самостоятельного эмпирического исследования в рамках темы дипломного проекта.

Требования к уровню освоения содержания курса: студенты должны обладать теоретическими основами социологии, знаниями в области методологии, методики и техники социологических исследований.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

роль и место публичного администрирования в системе самоорганизации общества;

систему мер административного воздействия, направленных на улучшение качества и уровня жизни социальных групп;

содержание стратегии государства, непосредственно касающейся человека, его положения в обществе;

администрирование как совокупность управленческих отношений;

индексы социально-профессиональной общности государственных и муниципальных служащих;

институты публичного администрирования;

статусно-ролевые характеристики государственного и муниципального служащего;

организационные структуры администрирования;

основные теории взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

субкультуры в организационно-управленческой сфере;

социальные отклонения субъектов администрирования.

Уметь:

организовывать совместную работу людей в командах для решения управленческих задач;

анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

диагностировать социальные отклонения, этические проблемы публичного администрирования.

Демонстрировать способность и готовность:

применять методологию социологии управления для оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ;

использовать технологии эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

владеть навыками деловых коммуникаций;

владеть навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Форма обучения

очная

заочная

заочная сокр.

Всего часов

Сем.

Всего часов

Сем.

Всего часов

Сем.

Общая трудоемкость дисциплины

144

4

144

6

144

5

Аудиторные занятия (всего)

54

4

16

6

10

5

В том числе:

Лекции

36

4

8

6

6

5

Практические занятия (ПЗ)

6

4

Семинары (С)

12

4

8

6

4

5

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

54

4

92

6

98

5

И(или) другие виды самостоятельной работы ˗˗ проект программы социологического исследования

54

4

92

6

98

5

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

экзамен

4

экзамен

6

экзамен

5

Разделы дисциплин и виды занятий

Наименование темы

Количество часов

Очная

форма

обучения

Заочная

форма

обучения

Сокращенная форма

обучения

Лек.

Сем.

Пр.

Лек.

Сем.

Пр.

Лек.

Сем.

Пр.

1

Социология управления как наука и учебная дисциплина

2

2

2

2

Публичное администрирование в системе самоорганизации общества

2

2

3

Система публичного администрирования

2

2

2

4

Администрирование как совокупность общественных отношений

2

2

2

2

5

Представительство интересов в системе администрирования

2

6

Коммуникационные основы администрирования

2

7

Администрирование разновидность профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих

2

2

2

8

Институты публичного администрирования

2

2

2

2

9

Организационные структуры администрирования

2

10

Управление административной организацией

2

11

Рабочая группа в административной организации

2

2

12

Групповая динамика

2

2

2

13

Команда в сфере администрирования

2

14

Административная культура

2

2

2

15

Социальные отклонения субъектов администрирования

2

2

2

16

Социальный контроль административной системы

2

17

Социальные ресурсы административной реформы

2

2

2

18

Методы и процедуры исследования в социологии управления

2

Итого:

36

12

6

8

8

6

4

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Социология управления как наука и учебная дисциплина.

Понятие социологии управления. Предпосылки возникновения социологии управления. Становление и развитие социологических концепций управления. Вклад М. Вебера в становление социологии управления. Функциональный подход к управлению (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль и др.). Поведенческий подход к управлению (Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор и др.). Системный подход к управлению (П. Блау, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Саймон и др.). Социокультурный подход к управлению. Проблемы, изучаемые социологией управления. Различие между наукой и учебной дисциплиной. Объект и предмет социологии управления. Методы социологии управления. Цели и задачи социологии управления. Функции социологии управления. Принципы социологии управления.

Тема 2. Публичное администрирование

в системе самоорганизации общества

Четырехфункциональная парадигма самоорганизации общества (AGIL) Т. Парсонса. Объективный и субъективный характер механизмов самоорганизации. Социальное целеполагание, его типы: утопический, прагматический, традиционный. Социокультурные основания функционирования государственной службы. Ментальность россиян: угнетение, патернализм, эгалитаризм, неспособность постоять за себя и др.

Тема 3. Система публичного администрирования

Система публичного администрирования. Процесс администрирования. Виды администрирования: координация, субординация, реординация. Социальный механизм администрирования: блок формирования государственных решений, блок реализации решений. Политические государственные решения. Административные государственные решения. Социальная обусловленность государственных решений. Функции социологии в процессе разработки государственных решений. Социальное действие администрирования.

Тема 4. Администрирование как совокупность

общественных отношений

Понятие и природа общественных отношений, их особенности. Проблемный характер общественных отношений. Разновидности отношений в управленческой деятельности. Отношения зависимости и власти. Господство как отношение: традиционное, харизматическое, легальное. Функциональные, технические, информационные и специализированные отношения. Отношения в системе менеджмента: бюрократические, патерналистские, фратерналистские. Проблема манипулирования.

Тема 5. Представительство интересов

в системе администрирования

Объективный характер государственного интереса. Классификация интересов. Политическое представительство интересов. Лоббизм. Функциональное представительство интересов. Социальное партнерство, его модели: бипартизм, трипартизм. Российская трехсторонняя комиссия.

Тема 6. Коммуникационные основы администрирования

Коммуникации в системе публично-правовых связей. Схема коммуникационного процесса. Содержание структурных и функциональных элементов коммуникации (отправитель сообщения, сообщение, получатель сообщения, кодировка – декодировка сообщения, ответная реакция, обратная связь). Помехи в административной среде. Информационное обеспечение администрирования. Проблема создания информационно-правового пространства. Реестр информационно-компью-терных технологий. Организация и регуляция коммуникативных процессов. Коммуникативные акты, требующие организации и регуляции. Связь государственной службы с общественностью.

Тема 7. Администрирование – разновидность профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих

Менеджмент в сфере публичного администрирования. Специфика задач администрирования. Характер труда сити-менеджеров. Требования к компетентности менеджеров в сфере администрирования. Особенности социально-профессиональной общности государственных служащих. Разделение труда в государственном аппарате и состав основных категорий работников руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Признаки и основные индикаторы зрелости группы чиновников: общность ценностных установок, социальная самоидентификация, сходство мотивации, общие принципы служебного поведения, осознание идентичности.

Тема 8. Институты публичного администрирования

Государство – основной административно-политический институт. Функции государства. Институт государственной службы. Регуляция служебных и публичных отношений, материальные и процессуальные нормы. Функционирование института государственной службы. Институт государственного управления как средство регламентации деятельности субъектов государственной власти: президента, правительства, законодательных и судебных органов. Институт муниципального управления, двойственность его принадлежности к институтам гражданского общества и публичного администрирования. Институт менеджмента и его роль в деятельности отдельных государственных и муниципальных организаций. Организационно-правовые принципы функционирования института муниципальной службы.

Тема 9. Организационные структуры администрирования

Понятие и классификация государственных организаций. Государственный аппарат и государственные органы: министерства, службы, надзоры, агентства. Государственные учреждения и предприятия. Структура администрирования, ее элементы и связи. Иерархические структуры, их разновидности. Органические структуры: сетевые, проективные, программно-целевые, бригадные, матричные. Организационная модель государственного учреждения и ее параметры: технические, административные и культурные.

Тема 10. Управление административной организацией

Внешние и внутренние управленческие процессы. Социальная среда организации: внешняя и внутренняя. Особенности инертной, оптимальной и агрессивной среды управления. Оптимизация социальной среды организации. Особенности менеджмента в процессе администрирования, характер базовых функций. Технологизация менеджмента, алгоритм операций моделирования состояния объекта воздействия, разработки решения и организации его выполнения. Оценка управления административной организацией. Проблема управляемости.

Тема 11. Рабочая группа в административной организации

Понятие рабочей группы в административной организации. Признаки рабочих (малых) групп. Разновидности рабочих формальных групп: целевые, технологические, «команды». Особенности неформальных групп. Специфика профессиональных и референтных рабочих групп. Социометрические формы рабочих групп. Особенности диады и триады. Усложнение конфигурации социометрических структур: централизованные, полуцентрализованные и децентрализованные. Использование знаний о социометрических структурах в современном управлении. Понятие руководства и лидерства. Основные теоретические подходы к пониманию лидерства: «теория черт», «ситуационная теория», «теория стилей». Решетка менеджера. Основные факторы лидерства.

Тема 12. Групповая динамика

Этапы формирования рабочей группы в административной организации: определение общих целей, распределение задач, формирование структуры. Придание структуре иерархической формы. Разработка системы норм. Статусы и роли в рабочей группе. Варианты описания статусно-ролевого распределения. Фазы развития рабочей группы: возникновения, конфликта, нормообразования, исполнительная, прерывания. Понятие продуктивной среды. Методы поддержания в рабочей группе и в административной среде благоприятной обстановки. Факторы эффективности малой группы: структурные, независимые, промежуточные. Сплоченность как интегральная характеристика межличностных отношений. Групповое напряжение и его преодоление. Индивидуальные особенности служащих и их влияние на групповые процессы.

Тема 13. Команда в сфере администрирования

Понятие команды, ее признаки. Преимущества команды как коллективного субъекта администрирования. Типология команд в администрировании: стратегические, функциональные, кросс-функциональные. Ограничения для образования команд в системе администрирования. Возможности создания «псевдокоманд». Уровни командообразования: сплоченная рабочая группа, эффективная рабочая команда, эффективный организационный комплекс. Значение формулирования миссии команды. Структура и коммуникации как важные элементы команды. Факторы эффективности команды: состав, совместимость, распределение ролей, лидерство, мотивация, социально-психологическое самочувствие. Варианты распределения ролей в команде.

Тема 14. Административная культура

Субкультуры в сфере администрирования: административная, профессиональная, корпоративная, организационная, управленческая. Понятие административной культуры. Основные признаки административной культуры: политизированность, правовое измерение, монополизм, иерархичность, бюрократичность. Функции административной культуры, ее строительные блоки. Основные подходы к смене культур: изменение привычек, создание нового кодекса поведения, новых ментальных моделей. Методы реализации указанных подходов.

Тема 15.Социальные отклонения субъектов администрирования

Ценностно-нормативная система администрирования, искажения и деформации. Дисфункции института государственной гражданской службы: господство структуры над функцией, формализация правил поведения, бессубъектность, стагнация, коррупция. Пути дебюрократизации государственного аппарата. Этический кодекс гражданского служащего.

Тема 16. Социальный контроль административной системы

Внешний и внутренний государственный контроль в сфере администрирования. Счетная палата, ее полномочия. Аппарат уполномоченных по правам человека (омбудсмены). Администрирование как объект общественного контроля. Деятельность Общественной палаты. Роль средств массовой информации в обеспечении прозрачности государственного аппарата. Административная реформа и основные направления развития контроля. Подотчетность административной системы государству и обществу.

Тема 17. Социальные ресурсы административной реформы

Стратегия административной реформы. Алгоритм оптимизации структур администрирования. Передача полномочий. Самоуправление. Перераспределение функций между уровнями управления. Клиентоориентированная модель государственной организации. Традиционная и современная модель государственной организации. Управление человеческими ресурсами.

Тема 19. Методы и процедуры исследования

в социологии управления

Процедуры анализа проблемы. Методы диагностического исследования. Сопоставление методов объяснения и понимания. Методы выработки решения. Алгоритм внедрения.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие 1.

Публичное администрирование в системе

самоорганизации общества

Вопросы для обсуждения

Роль и место администрирования в системе самоорганизации общества. Понятие публичного администрирования. Функциональная парадигма самоорганизации общества.

Социальное целеполагание и его типология. Соотношение целеполагания, управления и государственной службы.

Социокультурные основания функционирования государственной службы.

Доклад: Трансформация российского общества и эволюция публичного администрирования.

Литература

Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004.

Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы. М., 2009.

Чиркин В.Е. Публичное управление. М., 2004.

Контрольные задания

Определите роль и место администрирования в системе самоорганизации общества.

Объясните систему AGIL Т. Парсонса.

Раскройте содержание социального целеполагания и его типологию.

В каком соотношении находятся целеполагание, управление и государственная служба?

В чем выражаются социокультурные основания функционирования госслужбы?

Назовите ментальные особенности россиян, препятствующие становлению в стране современной системы администрирования.

Тесты для самопроверки

Вопрос 1

Публичное администрирование – это:

а) процесс адаптации системы к окружающей среде;

б) осуществление законодательных, исполнительных, судебных и других властных полномочий государства;

в) процесс регулирования в целях поддержания равновесия в системе;

г) деятельность, направленная на достижение определенной цели.

Вопрос 2

Суть целеполагания заключается:

а) в формировании общественного идеала;

б) в определении средств достижения цели;

в) в описании будущего состояния общества;

г) в выработке системы целей, средств, предмета и результата жизни общества.

Семинарское занятие 2.

Система публичного администрирования

Вопросы для обсуждения

Система, процесс и виды администрирования.

Социальный механизм администрирования.

Социальная обусловленность государственных решений.

Социальное действие администрирования.

Доклад: Публичное администрирование в условиях глобализации.

Литература

Бойков В.Э. Социология управления: Учебник для вузов. М., 2008.

Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004.

Куликова М.Е., Алабин Д.В. Современное администрирование – главное условие эффективности национальных проектов // Национальные проекты. 2007. № 10.

Мальковская И.А. Трансформация государства и эволюция публичного администрирования в условиях глобализации (актуализация европейского опыта для России) // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. 2006. № 8. С. 27–43.

Контрольные задания

Что представляет собой система и процесс администрирования?

Назовите основные виды администрирования.

Как образуется социальный механизм администрирования?

Посредством каких социальных элементов осуществляется процесс формирования и реализации государственных решений?

Каковы основные функции системы публичного администрирования?

При помощи каких форм и методов осуществляется социальное действие администрирования?

Тесты для самопроверки

Вопрос 1

Процесс администрирования это:

а) законодательно регламентируемая деятельность по реализации полномочий органов государственной власти в обществе;

б) деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их создания, устранению неэффективных управленческих структур;

в) общее, умозрительное построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметрами;

г) формирование отношений между правительством и ключевыми группами интересов, особенно крупным бизнесом и профсоюзами.

Вопрос 2

Разновидностью администрирования не является:

а) реординация;

б) субординация;

в) хабитуализация;

г) координация.

Практическое занятие 1.

Администрирование как совокупность

общественных отношений

Вопросы для обсуждения

Понятие общественных отношений, их особенности.

Типы отношений в системе администрирования.

Манипулирование и его разновидности.

Доклад: Концепция «идеальных типов» господства М. Вебера и ее значение для понимания управленческих отношений.

Литература

Бабосов Е.М. Социология управления. Минск, 2001.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Зинченко Г.П. Публичное администрирование как совокупность управленческих отношений. Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2012.

Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004.

Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Управление общественными отношениями. М., 2009.

Контрольные задания

Дайте определение и характеристику общественным отношениям.

Выделите основные типы социальных отношений, функционирующих в системе администрирования.

Какие типы отношений складываются между руководителем и подчиненным?

Опишите формы организационно-управленческих отношений.

Понятие «манипулирование» и его использование в практике администрирования.

Каковы приемы манипулирования?

Тесты для самопроверки

Вопрос 1

В понятие «неформальные отношения» входят:

а) нравственные отношения;

б) отношения, в которых действует личностный выбор;

в) отношения независимости;

г) отношения вне иерархических структур.

Вопрос 2

Понятие «господство» согласно М. Веберу, означает:

а) отношения, основанные на силе;

б) отношения между управляющим и управляемым;

в) отношения, основанные на принуждении (экономическом, военном, физическом и т.п.);

г) унаследованная власть.

Семинарское занятие 3.

Администрирование – разновидность профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих

Вопросы для обсуждения

Характер труда специалистов в сфере публичного администри-рования:

специфика деятельности сити-менеджеров;

профессиональные задачи и требования к компетентности специалистов в сфере администрирования.

Особенности социально-профессиональной общности государственных служащих:

разделение труда в государственном аппарате и состав основных категорий работников;

признаки и основные индикаторы зрелости общности чиновников.

Доклад: Смысл и содержание профессии сити-менеджера.

Литература

Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг) // Российская газета. – 2009. – 12 марта.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. – 2004. – 31 июля.

Зинченко Г.П., Зинченко Я.Г. Идентификация профессиональной деятельности государственной службы. — Ученые записки СКАГС. — 2012. — № 2.

Зинченко Г.П. Социология управления. – Ростов н/Д., 2004.

Зинченко Я.Г. Бюрократия: динамика и трансформация // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2012. — № 3.

Медведев Д.А. «Россия, вперед!» — www.kremlin.ru

Контрольные задания

В чем заключается специфика труда специалистов в сфере публичного администрирования?

Каково содержание видов управленческой деятельности госслужащего?

Что называют должностью?

Что представляет собой государственная гражданская служба?

Как производится структурно-функциональное и профессионально-квалификационное разделение труда в государственном аппарате?

Каковы основные индикаторы зрелости общности чиновников?

Тесты для самопроверки

Вопрос 1

Индикаторами зрелости общности государственных служащих являются:

а) общая совокупность правил, привычек, убеждений, систематизи-рованный свод законов;

б) общий порядок работы, ресурсы, система связей и отношений;

в) общность ценностных установок, социальная самоидентификация, сходство мотивации, общие принципы служебного поведения, осознание идентичности;

г) командный дух, научно обоснованное определение целей, строго очерченный перечень прав и обязанностей, общие интересы.

Вопрос 2

В результате профессионально-квалификационного разделения труда в государственном аппарате, с учетом видов и сложности выполняемых работ, формируются следующие

категории должностей:

а) руководители и специалисты;

б) руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечи-вающие специалисты;

в) служащие низового, среднего и высшего уровней администри-рования;

г) экономисты, юристы, менеджеры.

Семинарское занятие 4.

Институты публичного администрирования

Вопросы для обсуждения

Институты государственного и муниципального управления.

Институт менеджмента как регулятор отдельных административных организаций.

Принципы формирования современного института государственной службы в России.

Доклад: Институциональные регуляторы административной деятельности чиновников.

Литература

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 31 мая.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля.

Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления. М., 2004.

Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004.

Зинченко Г.П. Институционализация публичного администрирования в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. №1.

Контрольные задания

Каковы функции института государства?

Какие социальные связи и отношения регулирует институт государственной службы?

Имеются ли отличия понятий государственного управления и управления государством? Как назвать соответствующий институт публичного администрирования?

Чему принадлежит институт муниципального управления?

В чем специфика института менеджмента?

Что представляет собой институт муниципальной службы?

Тесты для самопроверки

Вопрос 1

Институт публичного администрирования представляет собой:

а) группу чиновников, выполняющих функцию управления;

б) административную организацию, удовлетворяющую обществен-ные потребности;

в) социальные роли должностных лиц, особенно важные для жизни людей;

г) систему связей, представляющую собой ценностно-нормативный комплекс.

Вопрос 2

Институт государственного управления осуществляет:

а) воздействие на общество в целом;

б) распорядительную функцию в отраслях народного хозяйства;

в) регуляцию социально-территориальных общностей;

г) регламентацию деятельности субъектов государственной власти.

.

Практическое занятие 2.

Групповая динамика

Вопросы для обсуждения

Групповая динамика: организация внутригруппового взаимодействия.

Сплоченность группы и групповое напряжение.

Факторы групповой динамики (размер и состав группы, возраст, пол, уровень образования, индивидуально-психологические особенности).

Доклад: Влияние гендерного состава группы на ее сплоченность.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008.

Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2001.

Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004.

Зинченко Г.П., Овчаренко Р.К. Гендерные отношения на государственной службе: механизмы регуляции. Ростов н/Д., 2004.

Контрольные задания

Каковы основные факторы формирования рабочей группы?

Охарактеризуйте распределение групповых ролей (по Р. Шиндлеру).

Какие процессы вызывают динамичные изменения в группе?

Опишите стадии развития рабочей группы.

Назовите методы создания продуктивной среды.

Какие факторы воздействуют на сплоченность рабочей группы?

Тесты для самопроверки

Вопрос 1

Выполнение сотрудником в группе нескольких ролей:

а) невозможно;

б) возможно и распространено;

в) возможно, но как исключение;

г) не просто возможно, но и обязательно.

Вопрос 2

К динамичным изменениям в группе не относится процесс:

а) интеграции;

б) миграции;

в) дифференциации;

г) группового давления.

Семинарское занятие 5.

Административная культура

Вопросы для обсуждения

Субкультуры в сфере администрирования:

признаки и типы административной культуры;

содержание административной культуры.

Изменение культуры:

подходы к изменению культуры (изменение привычек, покорение сердец, завоевание умов);

концепция «семи сил изменения культуры».

Доклад: Значение административной культуры для поведения чиновников.

Литература

Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004.

Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. М., 2005.

Капто А.С. Профессиональная этика. М.; Ростов н/Д., 2006.

Субочев Н.С. Организационная культура: концепт, сущность, генезис. Волгоград, 2006.

Контрольные задания

Какие субкультуры функционируют в сфере администрирования?

Назовите признаки административной культуры.

Какие типы административной культуры Вам известны?

Сформулируйте основные культурные блоки государственного учреждения и охарактеризуйте их.

Тесты для самопроверки

Вопрос 1

Партисипативный механизм в административной культуре – это:

а) элемент командно-административной культуры;

б) элемент имиджа в административной культуре;

в) механизм к культуре не имеет отношения;

г) механизм участия служащих в принятии решений.

Вопрос 2

Выражение «надеть туфли потребителя» означает:

а) получить подарок за оказанную услугу;

б) пройти по рабочему процессу в качестве потребителя;

в) избавиться от посетителя путем волокиты;

г) переправить потребителя в другое структурное подразделение.

Семинарское занятие 6.

Социальные отклонения субъектов администрирования

Вопросы для обсуждения

Субъекты администрирования:

виды дисфункций и девиаций на государственной службе;

морально-этические причины девиаций.

Бюрократизация государственного аппарата:

причины бюрократизации и её основные формы;

методы преодоления бюрократизации.

Коррупция в административной системе:

формы коррупции и причины её проявления;

методы преодоления коррумпированности чиновников.

Доклад: Формы проявления дисфункций и девиаций на государственной службе.

Литература

Федеральный закон от 24 июля 2004 года. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской федерации».

Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004.

Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991. № 4.

Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социологические исследования. 1996. № 11. С. 120-128.

Масловский М.В. Политическая социология бюрократии. М., 2005.

Контрольные задания

Назовите основные морально-этические факторы, влияющие на возможные девиации государственных служащих.

Укажите основные социально-экономические факторы, влияющие на девиации государственных служащих.

Назовите формы проявления бюрократизма в управленческих учреждениях.

В чём состоит суть закона Паркинсона?

Каковы, по Вашему мнению, пути преодоления дисфункций в системе администрирования?

Тесты для самопроверки

Вопрос 1

Дисфункция как социальное отклонение есть проявление:

а) института административных ценностей;

б) института административных норм;

в) института государственной службы;

г) института публично-правовых связей.

Вопрос 2

Бюрократия представляет собой:

а) группу лиц, заинтересованных в собственной выгоде;

б) социальный класс общества, находящийся на вершине управленческой иерархии;

в) социальную организацию со специфической организационной и административной культурой;

г) социальную организацию с полным отсутствием нормативно-ценностной системы.

Практическое занятие 3.

Социальные ресурсы административной реформы

Вопросы для обсуждения

Стратегия административной реформы:

разделение полномочий между центром и периферией;

создание гибкой законодательной базы.

Клиентоориентированная модель госорганизации:

«бюрократическая» и «партнёрская» модели;

пути оптимизации административных организаций.

Социальные ресурсы в сценариях развития административной системы.

Доклад: Административная реформа: стратегии и приоритеты.

Литература

Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013) // Российская газета. 2009. 12 марта.

Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления / Пер. с англ. М., 1989.

Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Социальные ресурсы жизнедеятельности людей. М., 1998.

Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004.

Зинченко Г.П., Игнатов В.Г., Лысенко В.Д. Персонал местной администрации: социологические проблемы становления. Ростов н/Д., 1994.

Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М., 1999.

Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: пять стратегий обновления государства. М., 2001.

Контрольные задания

В чём суть разделения полномочий между федеральной и региональной властью?

Назовите основных субъектов участников административной реформы.

В чём суть «клиентоориентированной» модели государственной организации?

В чём специфика социальных ресурсов административной реформы?

Тесты для самопроверки

Вопрос 1

Передача полномочий в клиентоориентированной модели государственной организации происходит следующим образом:

а) сначала муниципальным образованиям, затем – администрациям субъектов федерации, затем – в коммерческие структуры;

б) сначала автономным структурам, затем – специалистам-профессионалам, а затем – гражданскому обществу в целом;

в) сначала представителям законодательной власти, затем – исполнительной, а затем – судебной;

г) передача полномочий в клиентоориентированной модели государственной организации не происходит вообще.

Вопрос 2

Роль публичных услуг в социуме:

а) незначительная, в силу отсутствия предмета предоставления;

б) значительная, как законодательно-закреплённая форма деятельности;

в) публичные услуги в социуме не играют какой-либо роли;

г) публичные услуги только тогда что-либо значат, когда они удовлетворяют потребностям граждан.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013) // Российская газета. 2009. 12 марта.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 31 мая.

Бабосов Е.М. Социология управления. Минск, 2001.

Бойков В.Э. Социология управления: Учебник для вузов. М., 2008.

Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления / Пер. с англ. М., 1989.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2001.

Граждан В.Д. Социология управления. М., 2008.

Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления. М., 2004.

Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004.

Клементьев Д.С. Социология управления. М., 2010.

Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления (фундаментальный курс). М., 2005.

Ксенофонтова Х.З. Социология управления. М., 2010.

Николаев А.А. Социология управления. М., 2011.

Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 494 – 526.

Ромашов О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления. М., 2002.

Социология управления / Под общ. ред. В.Э. Бойкова. М. 2008.

Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / Под ред. А.В. Тихонова. М.2010.

Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы. М., 2009.

Тощенко Ж.Т. Социология управления. М., 2011.

Чиркин В.Е. Публичное управление. М., 2004.

Дополнительная литература

Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. М., 2003.

Агапов П.В., Добренькова Е.В., Федулова А.В. Социология организаций. М., 2006.

Акопов Л.В. Демократический контроль как государственный институт (история, теория, практика). Ростов н/Д., 1997.

Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008.

Беспалов П.В. Концепция электронного правительства и информационно-технологическая компетентность государственных служащих // Социология власти. 2008. № 3.

Бондарь Н.Ю. Правовое положение общества в системе социального контроля за деятельностью органов государственной власти в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 3.

Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991. № 4.

Григорьев Л. Конфликты интересов и коалиции // Pro et Contra. 2007. Июль — октябрь. С. 104 – 117.

Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Социальные ресурсы жизнедеятельности людей. М., 1998.

Дрогобыцкая К. Эволюция и модификация дивизиональных организационных структур // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 4.

Зинченко Г.П. Институционализация публичного администрирования в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. №1.

Зинченко Г.П., Игнатов В.Г., Лысенко В.Д. Персонал местной администрации: социологические проблемы становления. Ростов н/Д., 1994.

Зубарев С.М. Участие граждан в общественном контроле за деятельностью государственного аппарата: новые законодательные гарантии // Административное право и процесс. 2007. № 4.

Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М., 1999.

Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Управление обществен-ными отношениями. М., 2009.

Капто А.С. Профессиональная этика. М.; Ростов н/Д., 2006.

Карнаух И.С. Руководитель в системе управления персоналом. М., 2009.

Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. М., 2002.

Куликова М.Е., Алабин Д.В. Современное администрирование – главное условие эффективности национальных проектов // Национальные проекты. 2007. № 10.

Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. – М., 1993.

Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социологические исследования. – 1996. № 11. С. 120-128.

Мальковская И.А. Трансформация государства и эволюция публичного администрирования в условиях глобализации (актуализация европейского опыта для России) // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. 2006. № 8. С. 27–43.

Масловский М.В. Политическая социология бюрократии. М., 2005.

Медведев Д.А. «Россия, вперед!» www.kremlin.ru

Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: пять стратегий обновления государства. М., 2001.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

Румянцева В.Г. Общественный контроль за деятельностью государства // История государства и права. 2009. № 11.

Севастьянова А.Е. Информационно-аналитические системы в электронном правительстве региона // Регион: экономика и социология. 2009. № 4.

Субочев Н.С. Организационная культура: концепт, сущность, генезис. Волгоград, 2006.

КЛЮЧИ

ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НА ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

по теме 1 (1 б, 2 г);

по теме 2 (1 а, 2 в);

по теме 3 (1 б, 2 б);

по теме 4 (1 в, 2 б);

по теме 5 (1 г, 2 г);

по теме 6 (1 в; 2 б);

по теме 7 (1 г, 2 б);

по теме 8 (1 в, 2 в);

по теме 9 (1 б, 2 г).

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://voluntary.ru/dictionary/ национальная социологическая энциклопедия

http://www.socenc.ru/ социологическая энциклопедия

http://www.ecsocman.edu.ru/ федеральный образовательный портал «Экономика, Социология, Менеджмент»

http://www.ecsoc.ru/ центр экономической социологии

http://www.socionet.ru информационная база данных по общественным наукам

http://www.socioline.ru/ социологическая библиотека

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/ библиотека Гумер – социология

http://soc.lib.ru/ электронная библиотека «Социология, психология, управление»

http://www.rin.ru электронная библиотека трудов классиков социологии и менеджмента

http://lib.socio.msu.ru/l/library электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.isras.ru/socis.html журнал «Социологические исследования» («Социс»)

http://www.gks.ru сайт Федеральной службы государственной статистики содержит основные социально-экономические показатели России

http://www.wciom.ru Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросы общественного мнения по актуальным социальным проблемам России

Помимо перечисленных студент вправе пользоваться любыми электронными источниками, позволяющими облегчить ему подготовку к экзамену по данной дисциплине.

ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Администрирование в системе самоорганизации общества.

Роль администрирования в обеспечении взаимодействия государства и общества.

Администрирование – разновидность профессиональной деятельности.

Функциональное представительство интересов в системе администрирования.

Институциональная реформа государственной гражданской службы.

Социальная организация государственного учреждения.

Власть и лидерство в государственном учреждении.

Стили руководства и лидерства.

Социально-психологические аспекты мотивации персонала государственной гражданской службы.

Социальные проблемы развития человеческих ресурсов государственной гражданской службы.

Опыт и методика оценки персонала государственного учреждения.

Культура в административной среде.

Социокультурные параметры профессиональной группы государственных гражданских служащих.

Социокультурные регуляторы служебного поведения чиновников.

Неформальные отношения в административной организации: возможности регулирования.

Формирование управленческой команды.

Государственная гражданская служба: дисфункции и девиации.

Коррупция и бюрократизм государственной гражданской службы: причины, способы преодоления.

Социальные ресурсы административной реформы в современной России.

Коммуникации в социальной организации: механизмы и технологии регуляции.

Взаимодействие с общественностью как условие эффективной работы органов государственной власти.

Социальная обусловленность управленческих решений.

Социальное восприятие административной реформы.

Муниципальное образование как местное сообщество людей.

Муниципальная служба как социальный институт.

Совершенствование управления человеческими ресурсами на государственной службе.

«Открытое Правительство» в Российской Федерации.

Социальные сети как инструмент информационной политики государственных органов.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Объект, предмет и задачи социологии управления.

Становление и развитие социологических концепций управления.

Методы макро- и микроанализа администрирования.

Функции и принципы социологии управления.

Роль и место администрирования в системе социальной самоорганизации.

Социальное целеполагание и его типология.

Социокультурный подход к администрированию.

Система, процесс и виды администрирования.

Социальный механизм администрирования.

Социальная обусловленность государственных решений.

Социальное действие администрирования.

Администрирование как совокупность общественных отношений.

Проблема манипулирования.

Объективный характер государственного интереса.

Политическое представительство интересов в системе администрирования.

Функциональное представительство интересов в системе администрирования.

Социальное партнёрство – цивилизованная форма представительства интересов.

Схема коммуникационного процесса.

Помехи в административной среде в процессе коммуникации.

Информационное обеспечение администрирования.

Регуляция коммуникативных процессов.

Связь государственной службы с общественностью.

Характер труда специалистов в сфере администрирования.

Особенности социально-профессиональной общности государствен-ных служащих.

Государство как административно-политический институт.

Институт государственной гражданской службы – регулятор административной деятельности чиновников.

Особенности института государственного управления.

Институт муниципального управления.

Институт менеджмента в системе публичного администрирования.

Организационные принципы института муниципальной службы.

Понятие и классификация государственных организаций.

Организационная модель административного учреждения.

Организационное поведение чиновников.

Типы организационных структур администрирования.

Процесс управления в организации: принципы и условия.

Технология управления организацией.

Функции и методы менеджмента в организации. Оценка управляемости организации.

Признаки и разновидности рабочих групп.

Социометрические структуры.

Руководство и лидерство в административной среде.

Групповая динамика: организация внутригруппового взаимодействия.

Цели, нормы и санкции в группе.

Структура группы и ролевое распределение.

Сплочённость группы и групповое напряжение.

Факторы групповой динамики.

Команда как коллективный субъект управления.

Признаки команды и её отличие от группы.

Типы управленческих команд.

Алгоритм командоформирования.

Ролевое распределение в команде.

Факторы эффективности команды.

Признаки и типы административной культуры.

Изменение культуры в административной среде.

Социальные отклонения субъектов администрирования.

Дисфункции государственной гражданской службы.

Дебюрократизация государственного аппарата, принципы служебного поведения чиновников.

Понятие и формы социального контроля административной системы.

Перспективы развития государственного и общественного контроля.

Стратегия административной реформы.

Клиентоориентированная модель административной организации.

ГЛОССАРИЙ

Административная среда – совокупность элементов, процессов и отношений, складывающихся под воздействием административного механизма и определяющих условия и средства организации деятельности субъектов администрирования.

Администрирование публичное – 1) процесс реализации законодательных, исполнительных, судебных и других властных полномочий государства в целях выполнения его регламентационно-регулирующих функций, направленных на общий интерес, общее благо; 2) разновидность профессиональной деятельности менеджеров, нанятых обществом на государственную гражданскую службу.

Бюрократизация – процесс, в ходе которого общество все более превращается в объект контроля со стороны бюрократических организаций с последовательной утратой свободы и индивидуализма.

Бюрократия – наиболее эффективная форма организации с пирамидальной структурой власти, использующая силу действия универсальных правил (законов) для поддержания данной структуры: иерархичность служебных функций; неукоснительная служебная дисциплина; тщательное оформление служебной документации и т.д.

Бюрократизм – свойство системы управления, стиля руководства, отражающее главенство формы над содержанием управленческой деятельности (волокита, пренебрежение и т.д.), что неизбежно отрицательно сказывается на результатах деятельности организации.

Взятка – незаконный (ненормативный) доход, базирующийся на использовании должностного положения.

Власть – отношения господства и подчинения, при которых одни индивиды и/или группы обладают способностями и возможностями оказывать воздействие на других людей, навязывать им свою волю вопреки их оппозиции по отношению к властным структурам.

Господство – отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязывать свою волю путем обязывающих приказов. Выделяют традиционный, харизматический и легальный типы господства.

Государственная информация совокупность сведений о внешней и внутренней политике государства, динамике разнообразных процессов, регулируемых в обществе, служащая основой для принятия государственных решений.

Государственная служба – социально-правовой институт, регулирующий публично-правовые связи: 1) служебные – между государством и чиновником; 2) публичные – между чиновником и гражданином.

Государственное предприятие – хозяйственная единица, предназначенная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг по удовлетворению общественных потребностей.

Государственное решение решение, принимаемое в органах государственной власти и носящее обязательный характер в обществе.

Государственное учреждение – разновидность социальной организации, занимающейся предоставлением публичных услуг.

Государственный аппарат – социальная организация, в рамках которой взаимодействуют государственные органы и учреждения.

Государственный орган – структурная единица государственного аппарата, выполняющая функции администрирования.

Государственный служащий – гражданин, занимающий оплачиваемую государственную должность и наделенный соответствующими обязанностями, полномочиями и привилегиями, необходимыми для исполнения служебных задач.

Государство социальное – демократическое, правовое государство, выражающее интересы всех социальных страт и проводящее сильную социальную политику, направленную на стабильное обеспечение достойного жизненного уровня населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов.

Группа интересов – организация, созданная с целью выражения групповых интересов и влияния на ход политического процесса путем отстаивания интересов своих членов или настаивания на проведении определенной политики.

Групповая динамика – развитие (движение) группы во времени, обусловленное как взаимодействиями и взаимоотношениями членов группы между собой, так и внешним воздействием на группу.

Групповое давление – стремление группы изменить поведение и установки отдельной личности в соответствии с позицией большинства ее членов (группового ожидания).

Девиация – поведение, идущее вразрез с основными нормами, принятыми в конкретном обществе, в рамках которого такое поведение проявляется.

Действие административное – действие, осуществляемое в рамках административной организации на основе делегированных властных полномочий.

Децентрализация административная – процесс, в ходе которого происходит рассредоточение власти от центра к периферийным областям, (властные полномочия передаются региональным и муниципальным органам власти). Осуществляется в формах деконцентрации, делегирования и передачи полномочий (функций).

Диагностика социальная – оценка текущего состояния какого-либо социального объекта.

Диада – одна из основных разновидностей рабочей группы, включающей два человека (не прочное эмоциональное объединение, эквивалентность обмена, взаимность).

Дисфункция – отсутствие со стороны отдельных элементов социальной структуры — институтов публичного администрирования позитивного вклада в поддержание устойчивого состояния общества.

Должность – первичная организационная единица в структуре администрирования, характеризующая роль и полномочия лица, занимающего ее.

Законы Паркинсона – сформулированные в форме законов результаты исследования бюрократизма государственной администрации (в стиле памфлетной прозы раскрывается бюрократическая парадоксия как развернутая диалектическая «похвала глупости»).

Захват государства – действия физических лиц, групп или фирм с целью оказания влияния на разработку законодательных и нормативных актов, государственных постановлений и распоряжений ради собственной выгоды за счет незаконной передачи частных привилегий государственным должностным лицам.

Идеальный тип – типизация феномена путем выделения и систематизации основных его характеристик из множества эмпирических примеров. Социологическая конструкция, созданная с целью выработки критерия сравнения реальных экземпляров, а не создания совершенного образца.

Инновация (нововведение) – деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их создания, устранению неэффективных управленческих структур и т.д.

Институты публичного администрирования – социально-правовые институты, посредством которых реализуются цели и функции государства, а также органов местного самоуправления в обществе.

Институционализация публичного администрирования – процесс упорядочения публично-правовых отношений, определения и закрепления соответствующих норм, статусов и ролей, приведение их в систему, способную удовлетворять потребности общества в укреплении порядка и стабильности.

Интересы – специфические социальные результаты, приносящие пользу отдельному индивиду или группе: частные, общественные и др.

Историко-сравнительный метод – научный метод, с помощью которого путем сравнения выявляются общее и особенное в исторических явлениях: выявление процессов изменения различных социальных структур.

Информационно-правовое пространство – единое информацион-ное (смысловое) поле в рамках совместной деятельности людей, обеспечивающее осведомленность государственных служащих и граждан о состоянии дел в обществе.

Клиентелы – социальные организации в рамках патрон-клиен-тальных отношений.

Кодекс поведения – систематизированный свод законов, общая совокупность правил, привычек, убеждений, регламентирующих поведение человека.

Командный дух – совокупность основополагающих правил и норм, объединяющих как формальные, так и неформальные структуры. Эмоциональная основа функционирования команды.

Коммуникация социальная – обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков и образов.

Конструирование социальное – общее, умозрительное построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметрами.

Консультант – специалист в области администрирования и менеджмента, профессионально помогающий служащим найти правильное решение проблемы функционирования и/или развития социальной организации.

Координация – разновидность администрирования, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность элементов.

Корпоративизм– отношение между правительством и ключевыми группами интересов, особенно крупным бизнесом и профсоюзами.

Коррупция – намеренное внесение искажений в установленный порядок исполнения законов и нормативных актов в целях предоставления преимуществ физическим лицам в результате незаконной передачи частных средств государственным чиновникам.

Кросс-культурный метод – сравнение социального явления в различных обществах и, возможно, исторических временах для установления какого-либо сходства или различий.

Культура административная составная часть социальной культуры, выполняет ее регулятивную функцию: реализацию идеалов, целевых устремлений общества, ценностей, образцов поведения посредством нормативных механизмов предпочтений, предписаний и запретов, системы соответствующих санкций.

Культура корпоративная – система ценностей социального партнерства, разделяемых сообществом корпорации, которые определяют его поведение, характер деятельности, максимизацию корпоративного духа и менеджмента с социально-этической ответственностью.

Культура организационная – образцы поведения и общие ценности, убеждения и допущения, характерные для организаций. Ценности, представления и нормы, присущие конкретной организации и определяющие порядок и стиль взаимодействия ее участников во имя достижения общей цели – воздействия на эффективность функционирования организации.

Культура профессиональная – совокупность норм и ценностей, лежащая в основе формирования субъективной оценки социальной престижности определенного рода деятельности.

Легитимизация – процесс узаконения контроля над обществом со стороны доминирующей социальной группы вследствие признания подчиненными группами права доминирующей социальной группы на управление в рамках общественного согласия.

Лидерство – отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.

Лобби – скрытая социальная группа, оказывающая давление на государственные структуры с целью отстоять узкогрупповые интересы.

Логико-дедуктивный метод – анализ социальных явлений в рамках дедуктивной логики: стремление к каталогизации таких способов рассуждений, которые от истинных суждений – посылок приводят к истинным суждениям – следствиям.

Макросоциальный анализ – уровень анализа, опирающийся на идею о том, что общественная жизнь – целое (единое), и ориентирую-щийся на изучение крупных социальных систем, общностей, процессов.

Манипулирование – скрытое управление (мошенничество), ловкое принуждение людей, вызывающее у них иллюзию самостоятельного решения.

Менеджмент – 1) позиции в структуре организации, сопряженные с управлением подчиненным персоналом и координацией его деятельности во имя эффективной работы организации по реализации ее целей; 2) управление, включающее совокупность принципов, методов, средств и форм, применяемых с целью повышения эффективности и увеличения прибыли.

Ментальная модель – рациональные рамки, заключающие внутренний мир человека, посредством которого он созерцает и интерпретирует действительность.

Микросоциальный анализ – уровень анализа, основанный на исследовании социального поведения, мотивации действий, социализации личности и т.п.

Моделирование социальное – опосредованное изучение социального объекта путем выделения ограниченного количества факторов, воздействующих на принципиальные перемены в жизни людей.

Мониторинг – система отслеживания происходящих в социальных общностях и организациях изменений, осуществляемого через определенный промежуток времени.

Мотивация – сумма внутренних побудителей поведения личности, обеспечивающая реализацию основных нужд, необходимых для поддержания жизни.

Норма социальная – правило поведения (ожидание, стандарт), регулирующее действие людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры.

Общественные отношения – отношения, формирующиеся на основе устойчивых вертикальных и горизонтальных связей и зависимостей людей в социальных структурах общества и между ними в процессах совместной деятельности, исполнения статусно-ролевых предписаний.

Общество гражданское – состояние цивилизованности — последствие процесса цивилизации; промежуточный институт между семьей и государством; область социальной жизни, выступающая в качестве гражданского и индивидуального согласия; совокупность негосударственных отношений в обществе.

Организационная структура администрирования — упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов системы администрирования, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

Организационное поведение – совокупность действий и поступков индивида по его адаптации (направленной на адаптацию) к условиям и требованиям окружения.

Организация социальная – социальная система, включающая определенное множество индивидов и регулирующая их взаимодействие для достижения конкретных целей.

Организация формальная – разновидность социальной организации, имеющая четко поставленные цели; совокупность должностных позиций, занимаемых работниками со свойственными им статусами и ролями; иерархию рангов, распределяющую отношения власти и подчинения; совокупность правил и норм, регулирующих эти отношения.

Партнерство социальное – цивилизованная форма общественных отношений, существующих между органами государственной власти и различными группами (организациями) людей для решения социальных проблем путем заключения соглашений на добровольной основе в целях согласования противоположных интересов.

Патрон-клиентальные отношения – длительные договорные отношения, при которых могущественный (влиятельный) человек обеспечивает вознаграждение и услуги более скромным (слабым) людям в обмен на лояльность и поддержку.

Планирование социальное – научно обоснованное определение целей, последовательности и темпов изменения человеческих отношений для достижения желаемого состояния социального объекта.

Поведение – совокупность реакции индивида на воздействия (стимулы) внешней среды.

Поведенческий метод – способ изучения наблюдаемого поведения (бихевиоризм).

Полномочия государственного органа – строго очерченный перечень прав и обязанностей, способов их реализации, предоставляемых государственным органам в целом, должностному лицу в частности.

Помехи – искажение смысла сообщения.

Потребности – то, что необходимо индивидам для выживания.

Потребности общественные – социальная обусловленность тех или иных вещей, основные нужды, необходимые для поддержания человеческой жизни, движущая сила человеческой активности, причина его действий.

Предметы ведения государственного органа – сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции государственного органа.

Представительство интересов – делегирование обществом отдельному человеку, партии права реализации их коллективной воли.

Приватизация – полная или частичная передача государством своих функций частному сектору в тех случаях, когда сохранение ответственности за выполнение таких функций за государством нецелесообразно с точки зрения общественных интересов.

Привычка – автоматизированное действие: особая форма поведения индивида в определенных условиях, которая приобретает характер потребности.

Принцип Питера – тенденция продвижения людей по службе до уровня, превышающего их компетентность («в любой иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности»).

Принципы – руководящие идеи, основные правила, положенные в основу деятельности в рамках писаных норм (правовые) и неписаных норм (этические).

Принципы организационные – принцип оптимизации структуры организации; принцип разделения труда; принцип соответствия обязанностей и др.

Прогнозирование социальное – оценка конкретных перспектив развития какого-либо социального объекта.

Проектирование социальное – разработка вариантов планового развития социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках.

Профессия государственного служащего – тип профессии, связанный с администрированием.

Процесс администрирования – целенаправленная, законодательно регламентируемая деятельность по реализации полномочий органов государственной власти в обществе посредством привлеченных ресурсов, в результате чего происходят социальные изменения в различных сферах совместной жизни людей.

Рабочая группа – небольшое количество людей, которые находятся в отношении зависимости (объединены общей социальной деятельностью) и подчиняются определенным групповым нормам и ценностям в рамках административной организации.

Реординация – разновидность администрирования, при котором осуществляется переподчинение объектов воздействия, передача полномочий на разные уровни правления.

Реформа административная – изменение системы публичного администрирования по следующим параметрам: 1) перестройка институтов публичного администрирования, государственных органов и организаций; 2) реорганизация государственной службы, состава бюрократии; 3) изменение характера отношения административной системы к обществу и различным его социальным группам.

Ритуал – индивидуальные или коллективные действия, несущие социальную нагрузку и отличающиеся определенной повторяемостью элементов; способ выражения социальной солидарности.

Роль социальная – ожидаемый в конкретных обстоятельствах рисунок поведения, ассоциирующийся с тем или иным социальным статусом человека: модель поведения личности, обеспечивающая соблюдение статусных прав и обязанностей.

Руководство – систематическое осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе (организации) в целом, отдельными функциональными подразделениями в частности.

Самоорганизация общества способность системы (общества) самостоятельно, без воздействия извне изменять свою структуру, совершенствовать организацию управления.

Санкции средства утверждения социальных норм, как позитивные, так и негативные; мера воздействия, применяемая к лицам, проявляющаяся в одобрении или наказании за их действия и тем самым делающая их поведение более регулируемым и предсказуемым.

Селекция социальная – отбор, в рамках которого происходит определение профессиональной пригодности человека к выполнению конкретной работы, а также – обоснование включенности человека в общественную жизнь.

Синергия – прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий (в рамках управленческой деятельности: технология и методы продуцирования ее сверхсуммативного качества).

Система публичного администрирования организационные структуры государственного аппарата, персонал которых реализует совокупность необходимых функций, используя при этом комплекс соответствующих форм, методов и процедур, а также прямые и обратные связи между государством и обществом.

Системный подход к управлениюрассмотрение управления как целостной, динамично развивающейся открытой системы. Она имеет собственную структуру в виде совокупности взаимосвязанных элементов, присущих любой деятельности, объект, предмет, целеполагание и т.д.; свой процесс функционирования, включающий ряд последовательных этапов (управленческий цикл); свои принципы, формы и методы.

Социальная зависимость – отношение, при котором один субъект не в состоянии совершить необходимые действия, пока другой субъект не совершит ожидаемых от него действий.

Социальная инженерия – спланированные социальные изменения, производимые посредством целенаправленной деятельности по управлению развитием социальных организаций и общностей.

Социальная культура способ организации человеческой деятельности в рамках ценностно-нормативного механизма регуляции.

Социальная технология алгоритм осуществления действий, определяющий порядок (последовательность) и правила работы по достижению конкретного результата в совершенствовании организаций, процессов, отношений.

Социальная установка субъективная ориентация индивида как члена группы на те или иные ценности, предписывающие определенные социально принятые нормы и способы поведения.

Социальное целеполагание решение социальных проблем в рамках их содержательно-организационной детализации; процесс интеграции различных действий в конкретную систему цели, средств, предмета и результата.

Социальные ресурсы – человеческие, мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, инновационные, организационные и другие источники, средства, запасы, возможности.

Социальный контрольпроцесс, посредством которого общество пытается обеспечить конформность в отношении доминирующих в данном обществе ценностей и норм.

Социальный порядок – система социальной интеграции, включающая разметку социального пространства, барьеры и каналы социальных перемещений, правила социальной диспозиции, устанавлива-ющиеся и поддерживающиеся самими людьми.

Социология управления – раздел (отрасль) социологии, изучающий закономерности и проблемы построения и функционирования социальных отношений в процессах управления.

Социометрическая структура совокупность соподчиненных членов группы в системе межличностных отношений.

Социометрия – совокупность методов измерения социальных и социально-психологических отношений.

Сплоченность группы результирующая мотивов, вызывающая взаимное тяготение членов группы и побуждающая их к сохранению членства в группе.

Статус социальный – позиция индивида в группе или обществе.

Стиль руководства – типичная для руководителя система приемов взаимодействия в отношениях с подчиненными. Выделяются авторитар-ный, демократический, либеральный и другие стили руководства.

Структурно-функциональный метод методологический подход, предусматривающий выделение элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, и определение их места и значения в некоторой связи, качественная определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение.

Субординация – разновидность администрирования, при которой происходит вертикальное упорядочение элементов.

Субсидиарность – децентрализация функций по предоставлению публичных услуг на самый низший уровень администрирования, на котором они могут осуществляться должным образом.

Теория управления – комплекс теоретических положений, обобщенных до определенного уровня абстракций, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение объективных явлений управления; совокупность понятий и категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления.

Типизация – организация знаний по типическим признакам феномена, а не по их индивидуальным характеристикам.

Типизация управления – построение управления по определенному, хорошо зарекомендовавшему себя на практике типу.

Типизация поведения – обоснование поведения по определенному, хорошо зарекомендовавшему себя на практике типу.

Требование (воля) политическое – способность политического субъекта к саморегуляции деятельности на рефлексивном, нравственном и эмоциональном уровнях. Основные функции: выбор мотивов и целей деятельности; регуляция побуждений к действию и др.

Триада – одна из основных разновидностей рабочей группы, включающей три человека (стабильное объединение, эффективное разделение труда, обеспечение численного большинства).

Управление – деятельность людей, соединяющих усилия других людей для достижения общих целей.

Управление человеческими ресурсами – методология работы с людьми, представляющая собой совокупность принципов деятельности по отбору, оценке, мотивации и развитию человеческих ресурсов.

Управленческая команда – группа единомышленников, работающих не столько за вознаграждение, сколько за идею, обеспечивающую мотивационные ориентации и этические ценности, лежащие в основе единства, взаимного доверия между ее членами и взаимной ответственности за результаты работы.

Управленческое консультирование – разновидность социальной инженерии, метод совершенствования практики администрирования и менеджмента, обладающий инновационными свойствами.

Установка социальная – морально-психологическая предраспо-ложенность личности, лежащая в основе того или иного типа поведения по отношению к социальным фактам.

Факторы общественные – причины, движущие силы какого-либо социального явления, процесса, определяющие его характер.

Функциональный подход к управлению – подход к объекту исследования, основанный на изучении функций системы, алгоритма ее поведения: изучение организации процесса управления служебной деятельностью для определения уровня организованности при реализации функций управления.

Функция социальная – совокупность однородных по некоторому признаку действий, направленных на достижение общей цели.

Церемониал – набор символических, ритуальных действий, проводимых по особым случаям и призванных служить демонстрацией общих чувств и подходов.

Ценности социальные – разделяемые в обществе убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть.

Централизация правления – процесс усиления полномочий центральных органов власти при одновременном сужении полномочий нижестоящих органов той же системы: степень распределения функций по вертикали структуры управления данной системы.

Чиновник – 1) общее наименование госслужащих в ряде государств; 2) должностное лицо, выполняющее свою работу формально, строго по предписаниям, без живого участия в деле.

Учебное издание

Зинченко Геннадий Павлович,

доктор философских наук, профессор,

зав. кафедрой социологии

Зинченко Ярослава Геннадиевна,

кандидат социологических наук,

доцент кафедры социологии

Социология управления

Учебно-методический комплекс

Подписано в печать

Формат 60×84/16

Бумага офсетная. Объем п.л .

Тираж 100 экз. Заказ №

Издательство Южно-Российского института-филиала РАНХиГС

344002, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70

Ризограф Южно-Российского института-филиала РАНХиГС

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70




Предыдущий:

Следующий: