Социа́льная рабо́та

Социа́льная рабо́та профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.’

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Социальная работа как профессиональная деятельность

Деятельность — это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника — это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Таким образом, социальная работа — это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.).

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа — целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно-технических, финансовых и др.), управления и цели.

Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны — поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы — это нахождение компромисса между этими двумя целями.

Сущность профессиональной соц.работы — это «троекратный образ» Гордона Гамельтона «личность-в-ситуации».

Социальная работа как учебная дисциплина

Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.

Задачи учебных дисциплин — донести добытые наукой знания до обучающихся в наиболее приемлемой и доступной форме.

В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов).

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности.

Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:

общие гуманитарные и социально-экономические;

общие математические и естественнонаучные;

общие профессиональные;

дисциплины специализации.

Минимальная заработная плата — официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.

Значение минимальной заработной платы не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется (номинально всегда повышается).

Ка́чество жи́зни — понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Оно является более широким, чем материальная обеспеченность (уровень жизни), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворённость культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. п

Потребительская корзина — это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления, а также основой для определения покупательной способности валют.

Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Индексация доходов населения — полное или частичное возмещение потерь в доходах, вызванных ростом цен на потребительские товары и услуги.

В мировой практике известны две основные формы индексации доходов населения:

автоматическая, при которой индексация оплаты труда и других доходов повышается пропорционально росту цен;

полуавтоматическая (договорная), применяемая в странах Европейского союза. Суть данной индексации заключается в проведении переговоров с работодателями, профсоюзами и представителями государственных органов с привлечением учёных-экспертов. Результатом переговоров являются рекомендации, устанавливающие нижний порог социальной защиты для заключения коллективных договоров.

Принципы

Принципы социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.

Группы принципов социальной работы:

общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.);

социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности социального работника);

организационные принципы (социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей);

психолого-педагогические принципы (выбор средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы).

Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению:

принцип универсальности (отсутствие дискриминации клиентов по каким — либо признакам)

принцип охраны социальных прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав).

принцип социального реагирования

принцип профилактической направленности

принцип клиентоцентризма

принцип опоры на собственные силы

принцип максимизации социальных ресурсов

принцип конфиденциальности

принцип толерантности.

Таким образом, система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе (Л. И. Кононова)

Теоретические модели

психолого-ориентированные (причины трудной жизненной ситуации в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека);

социолого-ориентированные (объект социальной работы — система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);

комплексно-ориентированные (ориентируются на целостное видение проблемы защиты жизненных сил человека как биосоциального существа; внимание на процесс взаимодействия индивида с обществом)(Л. В. Топчий, И. С. Романычев)

Социальные службы: типы, структура, особенности функционирования

Социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Два типа соцлужб: Центры соцбслуживания и службы срочной соц.помощи.

В зависимости от направленности соц.службы: приюты, консультации, социально-реабилитационные центры, центры соц.обслуживания, телефон доверия, дом престарелых.

Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено – формы, методы, системы, технологии социальной работы – представляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержки нуждающемуся человеку.

С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

Комплексность обеспечивается:

единством целей, принципов и направлений деятельности;

сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;

всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива);

координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;

контролем над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.

Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры видов, форм и методов социальных услуг, структуры отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное). Структура перечисленных подсистем и элементов характеризует Систему социального обслуживания с точки зрения устойчивости, стабильности, качественной определенности, делающих ее эффективным направлением социальной защиты населения. Безусловно, это важная, но недостаточная характеристика. Поэтому сущность социального обслуживания раскрывается посредством анализа функций учреждений социального обслуживания населения, различных субъектов социальной работы и постижения сущности функционирования социальных служб в целом. Существуют две группы функций системы социального обслуживания:

сущностно-деятельные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);

нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Совершенствуется их внутренняя структура: половина всех центров социального обслуживания имеет отделения дневного пребывания, треть – отделения социальной помощи семье и детям.

Социальная работа реализует важнейшие функции социального обслуживания:

а) оказание социальной помощи:

выявление и взятие на учет лиц, наиболее нуждающихся в социальной помощи, оказание им материальной (финансовой, натуральной) помощи, предоставление временного жилья и т.д.;

создание нуждающимся условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства, что является и профилактикой бедности; o предоставление надомных услуг семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка в лечебные учреждения, наблюдение на дому за состоянием здоровья и др.);

содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного и внешкольного воспитания (создание детского сада на дому, прогулочных групп и т.п.);

организация совместно с органами народного образования временного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, его дальнейшего устройства в детские учреждения, под опеку (попечительство), усыновление;

б) консультирование:

консультирование специалистов (юриста, социолога, педагога, врача, психолога и др.);

участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

родительский медико-психологический всеобуч;

в) социальное корректирование и реабилитация:

социальная, медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;

медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и их семей;

г) информирование населения, изучение и прогнозирование социальных нужд, в рамках которых выделяются три относительно самостоятельных направления:

предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;

изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, научными организациями потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных способов их устранения;

д) участие в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном уровнях) бригад социальных работников, готовых в случае необходимости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, население которой оказалось втянутым в социальный конфликт, для оказания профессиональной, реабилитационной, психологической и иной помощи.

Владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды и непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни.

Социальная работа проводится в зоне пересечения интересов индивида и общества, и социальный работник несет профессиональную ответственность и перед клиентами, и перед обществом в целом. Исходя из такого двойственного назначения социальной работы, формулируются две основные ее цели:

1. Способствовать интеграции общественного целого.

2. Содействовать адаптация людей в меняющемся мире.

Цели социальной работы конкретизируются в следующих задачах:

1. Максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества клиентов, побуждая их к самостоятельным действиям к принятию личной ответственности за все, происходящее я их жизни.

2. Содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он существует. Акцент на самопомощь и саморазвитие клиента.

3. Вырабатывать основные положения и принципы социальной политики, добиваться на всех уровнях их законодательного принятия и исполнительного осуществления.

Необходимость социального законодательства и политических действий социальных работников по вопросам распределения бюджетных средств и налоговых поступлений, адресной помощи нуждающимся, соблюдения этнического равноправия, организации медицинского страхования, профессиональной подготовки и переподготовки, профилактики и искоренения преступности, требует активного участия в избирательных кампаниях, административных структурах, средствах массовой информации, социальных акциях профсоюзов, женских, экологических и иных общественных организациях.

4. Проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений.

Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, полноценного сбалансированного питания, организация диспансеризации и вакцинации населения способствуют поддержанию здоровая нации, сохранению оптимального уровня жизни.

5. Организовывать научные исследования, конференции и семинары по проблемам социальной работы, издавать научную и методическую литературу для практикующих работников и студентов.

6. Способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категории граждан, обязанностях и возможностях социальных служб, обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.

Новые поколения социальных работников должны усвоить Этический кодекс социальных работников, принятый мировым сообществом, воспринять ценности открытого общества, понять свою миссию — гуманистической помощи и поддержки нуждающимся.

Функцией обычно называют внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений или роль, которую выполняет определенный институт, или процесс по отношению к целому. При рассмотрении функций социальной работы допустимы статически-позиционный и динамический подходы.

Статически-позиционный подход. Гуманистическая функция является целевой, она отражает ценностное предназначение социальной работы. Остальные функции связаны с управлением процессами использования ресурсов.

Социально-правовая функция состоит в применении правового статуса индивида при разрешении трудной жизненной ситуации, социально-бытовая и социально-медицинская функции восполняют недостаток физического ресурса. Психолого-педагогическая функция направлена на развитие способностей индивида, формирование активной жизненной позиции, позитивного самоотношения, организацию освоения социального опыта.

Социально-экономическая функция ориентирует социальную работу на поддержание имущественного статуса личности, семьи, группы и т. д.

Социально-психологическая функция связана с регулированием межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации. За изменения социального статуса того или иного объекта (индивида, семьи, социальной группы) или явления отвечает агитационно-пропагандистская функция социальной работы.

В рамках данного подхода социальная работа выполняет определенные функции по отношению к государству. Она является инструментом предупреждения и разрешения социальных проблем (социальной разрядки). Выделяются следующие функции: профилактическая, фасилитирующая, обеспечения социальной справедливости.

Профилактическая функция содействует сохранению и укреплению нормального состояния, порядка в государстве. Она реализуется путем выявления «зон социального риска» (которые могут стать источником общественной нестабильности) и адресного воздействия на факторы опасностей.

Функция фасилитации предполагает облегчение (уменьшение трудностей) деятельности государства в целом, и отдельных управленческих структур, упрощение выполнения государством его обязанностей перед гражданами, успокоение и умиротворение представителей локальных сообществ или всего населения.

Функция обеспечения социальной справедливости служит предотвращению резкого обнищания и дискриминации отдельных социальных групп, обострения социальных противоречий. Социальная справедливость обеспечивается путем создания относительно равных возможностей для социальных слоев, испытывающих те или иные трудности.

Динамический подход к определению функций социальной работы исходит из трактовки функций как элементов процесса функционирования. Поэтому динамический подход может быть осуществлен с точки зрения классического управленческого цикла: диагностика, прогнозирование (целеполагание), планирование, осуществление, анализ.

Диагностическая функция социальной работы фиксирует первый этап деятельности — постановку социального диагноза.

Функция прогнозирования концентрирует внимание на оформлении цели помощи. На следующем этапе осуществляется функция планирования — построение системы деятельности, предусматривающей порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Функция осуществления помощи характеризует воплощение плана в действительность, что предусматривает формирование системы агентов помощи, оказание непосредственного влияния и т.д.

Аналитическая функция регистрирует окончание акта социальной работы, здесь предполагается анализ результатов помощи, принимается решение о характере дальнейшего взаимодействия (о прекращении контакта в связи с исчерпанием возможностей помощи или о координации дальнейшей деятельности).

Понятие социального сиротства

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Ребенок, потерявший родителей — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. (Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000. С.192) Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. (Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. Социальная педагогика. М.,1999. С.299)

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Попечительство — это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека — это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1994. С.445). Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых: · умерли; · лишены родительских прав; · ограничены в родительских правах; · признаны безвестно отсутствующими; · недееспособны (ограниченно дееспособны); · отбывают наказание в исправительных колониях; · обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей; · уклоняются от воспитания детей;- отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство — норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Обслуживание инвалидов

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Нелишне бывает напомнить и успокоить, что такие услуги оказываются только при условии добровольного согласия инвалидов, за исключением случаев, когда оказание таких услуг необходимо, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Действующим законодательством предусмотрен перечень социальных услуг, предоставление которых осуществляется бесплатно. Такие услуги в формах, перечисленных ниже, предоставляются:

инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для нашей области);

инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

На условиях неполной оплаты услуги из базового перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ, оказываются:

инвалидам, получающим пенсию (в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона);

инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона);

инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.




Предыдущий:

Следующий: