Социально-экономическая безопасность

1. Финансовая безопасность.

2. Инновационно-технологическая безопасность.

3.

4.

1.

Финансовая безопасность — это состояние финансово-кредитной сферы государства, которое характеризуется сбалансированностью и качеством финансовых инструментов, технологий, услуг, устойчивостью внутренним и внешним негативным фактором, а также способностью этой сферы обеспечивть национальные интересы.

Основными критериями финансовой безопасности являются:

1) стабильное развитие денежно-кредитной, валютной, бюджетной, налоговой и банковской систем.

2) устойчивость к внутренним и внешним негативным влияниям.

Для обеспечения финансовой безопасности необходимо осуществлять постоянный мониторинг её индикаторов:

1) дефицит гос.бюджета.

2) учётная ставка НБУ.

3) степень долларизации экономики (отношение депозита в ин.валюте к отечеств)

4) валютный курс.

5) доля налогов ВВП (налоговая нагрузка).

6) уровень перераспределения ВВП через сводный бюджет Украины (сумма гос. и местного бюджета).

Основные направления обеспечения финансовой безопасности:

1) стабильность денежной единицы.

2) снижение уровня инфляции (нормальный уровень до 5%).

3) поддержание положительного внешнеторгового баланса (экспорт > импорт — активный).

4) увеличение капитализации банков (чтобы банки больше пользовались собственными средствами, чем заёмными).

2.

Иновационно-технологическая безопасность — это способность научно-технического потенциала генерировать положительные изменения в экономике. Главной проблемой для экономики Украины является нарушение темпа инновационного развития. Причины:

1) сокращение бюджетных ассигнований на науку (уменьшение финансирования).

2) снижение доли занятых в научно-технической сфере.

3) устаревшая материально-техническая база.

4) снижение уровня финансирования науки в ВУЗах.

Основные направления обеспечения иновационно-технологической безопасности:

1) заключение международных соглашений о иновационно-технологическом сотрудничестве.

2) расширение украинского технологического присутствия на международных рынках.

3) обеспечение защиты интеллектуальных прав собственности.

4) замещение импорта технологий отечественными разработками.

3.

Энергетическая безопасность — это защищенность государства, общества, граждан от угроз дефицита или нарушений в обеспечении необходимых нужд в энергии, топливно-энергетических ресурсов как при нормальных условиях, так и чрезвычайных ситуациях.

Главной проблемой энергетической безопасности в Украине является энергоёмкость экономики.

Причины, влияющие на энергетическую безопасность Украины:

1) высокие цены на энергетические ресурсы.

2) кризис неплатежей.

3) зависимость от государственных спортеров.

4) перебои в снабжении энергоносителями в случае крупных аварий.

Направление обеспечения энергетической безопасности Украины:

1) — это усовершенствование нормативно-правовой базы относительно тарифного регулирования цен.

2) диверсификация источников энергетических ресурсов.

3) укрепление собственной энергетической базы.

4) использование нетрадиционных способов получения энергии.

Продовольственная безопасность — это такое состояние, при котором все члены общества фактически пользуются правом на приемлимое питание, продовольственные ресурсы, а у государства имеется необходимое количество продовольствия.

Критерием продовольственной безопасности является обеспечение достаточным количеством питания всех граждан при нормальных условиях и минимально необходимым количеством при чрезвычайных обстоятельствах.

Основной проблемой продовольственной безопасности является недостаточное потребление пищевых продуктов в расчёте на одного человека (это обусловлено недостаточным уровнем дохода населения). На уровне государства существует проблема производства в недостаточном количестве сельскохозяйственной продукции (растениеводства и животноводства).

4.

Внешняя экономическая безопасность — это минимизация убытков государства от действия внешних негативных экономических факторов. Создании благоприятных условий для развития экономики и активном участии в международном разделении труда. Уровень внешнеэкономической безопасности характеризуется основными её индикаторами:

1) Коэффициент покрытия импорта экспортом.

2) Товарная структура импорта и экспорта.

3) Сальдо внешнеторгового баланса.

4) Коэффициент открытости национальной экономики (отношение объёма внешней торговли к ВВП).

5) Доля иностранных инвестиций ВВП.

6) Доля экспорта на душу населения.

Направление обеспечения внешнеэкономической безопасности:

1) усовершенствование таможенного законодательства.

2) гос.поддержка продвижения украинской продукции на внешних рынках.

3) налоговые льготы и налоговые каникулы экспортерам.

4) усовершенствование товарной отраслевой структуры.

5) проведение научных исследований во внешнеэкономической сфере.

Тема 3. Угрозы экономической безопасности и её индикаторы.

1. Теоретическая сущность угроз.

2. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.

3. Индикаторы экономической безопасности.

1.

Сущность экономической безопасности раскрывается в системе критериев, показателей и пороговых значений. Однако решающие значения имеют не сами показатели, а их предельные значения. Приближение к ним свидетельствует о росте угроз социально экономической стабильности общества, а превышение предельных значений о реальной угрозе экономической безопасности.

Угрозы экономической безопасности — это явные или потенциальные действия, которые усложняют, или делают невозможным реализацию национальных экономических интересов, а также создают опасность для социально экономической и политической системы, общества государства.

Классификация угроз:

1) по месту возникновения:

- внутренние;

- внешние;

2) по возможности осуществления:

- реальные;

- потенциальные;

3) по продолжительности действия:

- временные;

- постоянные;

4) по масштабам осуществления:

- общенациональные;

- локальные;

- индивидуальные;

5) по отношению к угрозам:

- объективные;

- субъективные;

6) по характеру действия:

- прямые;

- косвенные.

Необходимо измерить уровень угрозы:

Ку=Ру/Пу, где:

Ку — уровень угрозы (коэффициент);

Ру — реальное значение определенного показателя экономической безопасности;

Пу — Предельное значение определенного показателя экономической безопасности.

Немногочисленные экономические угрозы представляют опасность для экономической безопасности. Так, например, некоторые угрозы в краткосрочной перспективе могут стать стимулами для экономического развития в будущем. Системы экономической безопасности государства состоит из двух подсистем:

1. Подсистема экономической безопасности государства.

2. Подсистема экономической безопасность граждан.

При этом каждый элемент этой системы может быть относительно другого элемента как источником угрозы, так и гарантом безопасности.

2.

Внутренние угрозы экономической безопасности:

1) Низкий технологический уровень большинства отраслей экономики Украины.

2) Неэффективность гос.управления.

3) Рост масштабов теневой экономики.

4) Криминализация экономики.

5) Низкая инвестиционная активность.

6) Высокий уровень монополизации экономики.

7) Энергетический кризис.

8) Низкий платежеспособный спрос населения.

9) Неадекватность законодательства.

Внешние угрозы экономической безопасности :

1) Импортозависимость Украины.

2) Нерациональная структура экспорта.

3) Недостаточный экспортный и валютный контроль.

4) Перемещение за границу интеллектуальных и трудовых ресурсов.

5) Неразвитость транспортной инфраструктуры.

6) Неразвитость финансовой инфраструктуры.

3.

Система показателей индикаторов, которые получили количественное выражение, дает возможность сигнализировать об опасности и принимать меры по её предупреждению. Существуют следующие группы показателей-индикаторов:

1. Показатели экономического роста (Динамика и структура национального производства; объёмы и темпы промышленного производства и т.д.).

2. Показатели, характеризующие качество жизни (ВВП на душу населения; обеспеченность материальными благами; количество трудоспособного населения и т.д.)

3. Общеэкономические показатели (ВВП; уровень инфляции; уровень безработицы; национальный доход и т.д.).

4) Показатели, характеризующие природно-ресурсный и научно-технический потенциал (количество ресурсов на душу населения; объёмы добычи ресурсов; объёмы финансирования научно-технической сферы; количество внедренных зобретений и т.д.).

Предельные значения — это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию экономики и приводит к формированию негативных тенденций в сфере экономической безопасности. Приближение к этим величинам свидетельствует о наростании угроз, а превышении их о наступлении кризиса. Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в допустимых границах своих предельных значений.

Критериями экономической безопасности целесообразно выбирать группу показателей, которое отображает реальное состояние экономики.

Тема 4. Сущность и оценка уровня финансовой безопасности государства.

1. Сущность финансовой безопасности.

2. Оценка уровня финансовой безопасности государства.

1.

Финансовая безопасность государства — это защищенность интересов государства в финансовой сфере, такое состояние бюджетной, налоговой и денежно-кредитной систем, которая гарантирует способность государства эффективно формировать и рационально использовать финансовые ресурсы для обслуживания финансовых обязательств. Кроме того необходимо осуществлять тщательный мониторинг финансовой системы. Базовым элементом финансовой безопасности является финансовые интересы — осознание финансовых нужд, которые формируют объективные мотивы для экономической деятельности.

Угрозы финансовой безопасности — это совокупность реальных или потенциально возможных явлений и факторов, которые создают опасность для реализации национальных интересов в финансовой сфере.

Наибольшую угрозу для финансовой безопасности государства представляют отношения, которые складываются в денежно-кредитной и банковской сферах.

2.

По масштабам возможных последствий угрозы финансовой безопасности Украины являются глобальными, региональными и национальными. Анализ угроз финансовой безопасности предусматривает выявление их источников, классификацию и идентификацию. Пороговые значения индикаторов финансовой безопасности имеют три уровня:

1 уровень — нежелательные отклонения в значении финансовых индикаторов, что свидетельствует о необходимости принятия определенных решений.

2 уровень — предельные значения индикаторов, их нарушение является причиной угрожающих процессов в финансовой сфере.

3 уровень — наступление необратимых процессов, которые приводят к кризису и дефолту страны.

Влияние угроз на социльно-экономическое развитие определяется системой индикаторов финансовой безопасности — показатели, которые в количественном выражении отображают угрозу финансовой безопасности.

табл. Индикаторы и пороговые значения финансовой безопасности

Индикаторы

Пороговые

значения

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Бюджетно

налоговая

безопасность

Тема. Проблемы бюджетной, налоговой и долговой безопасности.

1. Бюджетная безопасность.

2. Налоговая безопасность.

3. Влияние государственного долга на финансовую безопасность.

1.

В период с 2004 по 2007 год бюджетная политика в Украине в основном под влиянием политических факторов перетерпела значительные изменения. В результате произошло снижение уровня бюджетной безопасности.

Бюджетная безопасность — это способность бюджетной системы обеспечить финансовую самостоятельность государства, эффективное использование бюджетных средств в процессе выполнения государством своих функций.

Критерии бюджетной безопасности:

1) Сбалансированность бюджета.

2) самостоятельность бюджетной политики.

3) Стабильность источников дохода.

4) Согласованность текущих и стратегических задач.

«Классическим методом» влияние государства на бюджетную безопасность является бюджетное регулирование.

Основные угрозы бюджетной безопасности:

1) Превышение реального бюджетного дефицита над запланированным.

2) Соотношение объема бюджета и ВВП.

3) Несвоевременность принятия гос.бюджета.

Индикаторы бюджетной безопасности:

1) Степень сбалансированности бюджета (3 вида бюджета: дефицитный, префицитный, сбалансированный).

2) Объем государственного бюджета.

3) Уровень доходов бюджета.

4) Уровень скрытого бюджетного дефицита.

Основные направления обеспечения бюджетной безопасности:

1) Повышение эффективности гос.регулирования экономики.

2) Укрепление потенциала отечественного товаропроизводителя. Улучшение материальной базы.

3) Децентрализация ресурсов бюджета, иррациональное распределение между государственным бюджетом и местным.

2.

Налоговая безопасность — это обеспечение роста ресурсного потенциала для социально-экономической стабильности и развития государства, сохранения целостности финансовой системы и противостояния внутренним и внешним угрозам. Система налогообложения должна строиться на следующих принципах:

1) Обеспечить наименьшую налоговую нагрузку.

2) Не допускать двойного налогообложения.

3) Обеспечивать адекватность размера налога и объема предоставляемых государственных услуг.

4) Не препятствовать конкуренции.

Система налогообложения должна быть предельно упрощена, чтобы расширить базу налогообложения. Кроме того, необходимо сократить расходы на документооборот и содержание налоговой службы.

В процессе реформирования налоговой системы необходимо достичь оптимального соотношения прямых и косвенных налогов, налогообложения физических и юридических лиц.

Существует взаимосвязь между налоговой нагрузкой и ВВП: при уменьшении налоговой нагрузки на 10% происходит увеличение ВВП на 1% в год.

Угрозы налоговой безопасности:

1) Сокращение базы налогообложения.

2) Рост задолженности предприятий.

3) Не оптимальная налоговая нагрузка на субъекты предпринимательской деятельности.

Основным индикатором налоговой безопасности является уровень перераспределения ВВП через гос.бюджет.

3.

Долговая безопасность — это такой уровень внутренней и внешней задолженности с учетом стоимости ее обслуживания, достаточный для решений социально экономических потребностей, что не приводит к потере суверенитете финансовой системы страны.

Основные этапы формирования государственного долга в Украине:

1) 1991-1995 гг. — источником гос.долга являлся дефицит бюджета, который покрывался за счет кредитов НБУ и иностранных кредитов.

2) 1995-2000 гг. — государственный долг формировался за счет внешних займов от международных финансовых организаций и выпуска облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ); начали проводить реструктуризацию долга.

3) 2001-настоящий момент — управление государственным долгом характеризуется переходом от антикризисного управления к проведению взвешенной долговой политики.

Индикаторами долговой безопасности являются:

1) полнота и своевременность погашения гос.долга.

2) Соотношение суммарных выплат по обслуживанию и погашению гос.долга к общим доходам государственного бюджета и ВВП.

В настоящий момент существует проект закона Украины «О государственном долге», который будет регулировать отношения, возникающие в процессе осуществления долговой политики.

Тема. Валютная безопасность.

1. Влияние валютных проблем на финансовую безопасность страны.

2. Понятие валютной безопасности, её индикаторы и угрозы.

3. Состояние валютной безопасности Украины.

1.

В условиях глобализации поддержание надлежащего уровня финансовой безопасности зависит от эффективного решения валютных проблем. Главным инструментом является валютная политика — комплекс взаимосвязанных экономических организационных и правовых мероприятий по регулированию валютной сферы. Основным инструментом валютной политики является валютный курс. С его помощью:

1) можо влиять на цены импортируемых факторов производства и продукции.

2) использовать для сравнения цен на национальных и мировых рынках.

3) с помощью валютной интервенции влиять на денежно-кредитную безопасность.

4) служит сигналом для принятия инвестиционных решений.

5) является инструментом влияния на совокупное предложение.

Колебания курса является источником валютных рисков. Валютный риск является основным источником опасности в сфере валютных отношений страны.

2.

Валютная безопасность — это состояние валютной системы, которое характеризуется предсказуемостью динамики обменного курса национальной валюты, сбалансированностью валютного рынка удовлетворением в иностранной валюте потребностей государств, субъектов хозяйствования, населения.

Объекты валютной безопасности:

1) иностранная валюта.

2) валютные запасы/резервы страны.

3) состояние платежного баланса.

4) размеры внешнего долга.

Субъекты валютной безопасности:

1) НБУ.

2) министерство финансов.

3) таможенная служба.

4) предприятия, занимающиеся ВЭД (внешней экономической деятельностью).

5) население.

Основные критерии (индикаторы) валютной безопасности:

1) динамика валютного курса.

2) сальдо платежного баланса.

3) уровень доларизации.

4) согласованность интересов импортеров и экспортеров.

5) объем валютных интервенций.

6) стабильность источников поступления иностранной валюты.

7) самостоятельность в проведении национальной валютной политики.

Угрозы валютной безопасности:

1) низкий уровеньдоверия к национальной валюте.

2) спецефическая структура внешней торговли.

3) высокий уровень инфляции.

4) неэффективное управление валютными резервами страны.

5) непрозрачность в осуществлении валютной политики.

3.

Механизм реализации угроз валютной безопасности наиболее яярко проявился в период 2007-2008 годов. Основными проблемами, которые угрожают валютной безопасности Украины являются следующие:

1) рост стоимости и трудности получения внешних взаимствований.

2) бегство капитала.

3) снижение спроса на основных экспортных рынках.

4) наростание негативных ожиданий субъектов рынка.

5) поддержание куурса гривны.

В связи с этим актуальной становится разработка среднесрочной стратегии, обеспечение валютной безопасности, которок предусматривало бы следующие мероприятия:

1) активизация механизма страхования валютных рисков.

2) активизация механизма управления учетной ставкой НБУ.

3) мониторинг индикаторов валютной безопасности.

4) усовершенствование форм и методов проведения валютной интервенции.

Тема. Банковская безопасность.

1. Безопасность банковской системы.

2. Безопасность коммерческого банка.

3. Стратегия обеспечения банковской безопасности.

1.

Безопасность банковской системы — это состояние банковской системы, при котором обеспечиваются условия для ее стабильного и эффективного функционирования, максимизации прибыли, оптимального использования её ресурсов для социально-экономического развития страны.

Основные показатели безопасности банковской системы:

1) отношение активово банка к ВВП.

2) доля иностранного капитала в совокупном капитале банковской системы.

3) доля проблемных кредитов в общем объеме активов банка.

4) соотношение собственных и заемных средств.

5) объем и динамика полученной прибыли банка.

6) доля кредиторской задолженности в общем объеме кредитного портфеля.

7) динамика процентных ставок (ставки по депозитам и по кредитам).

Проблемы банковской системы тесно связаня с безопасностью отдельного банка, которая в свою очередь зависит от интересов субъектов рынка банковских услуг, конкурентной борьбы, мошенничества в кредитно-финансовой сфере.

2.

Безопасность коммерческого банка — это состояние защищенности интересов владельцев, руководства и клиентов банка, материальных ценностей и информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз. Уровень такой защищенности характеризуется способностью банка противостоять попыткам несанкционированного проникновения в помещение банка, нанесения вреда банку со стороны конкурентов, криминальных структур, путем вмешательства в банковскую деятельность.

Безопасность банка тесно связана с внутренними и внешними угрозами.

Внешние угрозы — действия со стороны клиентов, партнеров, конкурентов, граждан и криминальных структур.

Внутренние угрозы — некомпетентные действия персонала, администрации и руководителей банка относительно управления активно-пассивными операциями, работы с клиентами и утечки информации.

Наиболее основными проблемами является безопасность персонала и информационная безопасность.

Информационная безопасность банка — это состояние его информационной системы, прикотором обеспечивается надежная защита интересов банка и его клиентов (банк обязан иметь соответствующие инженерно-технические системы). В этой связи существуют международные стандарты системы управления информационной безопасностью (СУИБ) и системы управления IT-сервисами (СУИС).

Объекты банковской безопасностьи:

1) финансовые ресурсы.

2) материальные средства.

3) персонал банка.

4) информационные ресурсы.

Защищенность информационной безопасности банка зависит от создания и поддержки соответствующих инженерно-технических систем. Основополагающим в сфере обеспечения информационной безопасности банка являются международные стандарты системы управления информационной безопасностью и системы управления IT-сервисами. Выделяют следующие критерии (показатели) безопасности банка:

1) Экономические нормативы НБУ.

2) Объем долговых обязательств банка.

3) Структура кредитного портфеля банка.

4) Уровень материального и социального обеспечения работников банка.

5) Темп роста собственного капитала банка.

6) Рейтинг банка.

Угрозы безопасности банка — это потенциальные или реальные действия злоумышленников или конкурентов, способных нанести банку материальный или моральный вред.

3.

Финансовая стратегия обеспечения баанковской безопасности — это комплекс мероприятий по достижению максимально возможной платежеспособности и устойчивости коммерческого банка, его ликвидности, эффективной структуры капитала. Целью стратегии является максимизация прибыли, расширение позиции банка на рынке банковских услуг.

Данная стратегия предусматривает реализацию следующих мероприятий:

1) Активное участие банка в региональных экономических программах.

2) Анализ партнеров (деловая репутация, финансовые показатели и т.д.).

3) Проведение взвешенной кадровой политики.

4) Внедрение в руководящие органы крупных предприятий заемщиков представителей банков.

5) Повышение доверия к банку, проведение рекламмных акций и кампаний.

6) Создание специальных государственных фондов для поддержания ликвидности банков.

7) Предоставление государственных финансовых гарантий коммерческим банкам.

8) привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в коммерческие банки.

Тема. Инвестиционная безопасность в сиетеме экономической безопасности государства.

1. Теоретические принципы анализа инвестиционной деятельности.

2. Инвестиционная деятельность и инвестиционные гарантии экономической безопасности.

3. Инвестиционная безопасность в структуре экономической безопасности.

1. Инвестиции являются неотъемлемой частью любой экономической системы. При этом развитие экономических систем содействует созданию благоприятных условий для выживания хозяйствующих субъектов. Выживание необходимо понимать в двух аспектах — устойчивость и развитие. Критерием инвстиционной безопасности является способность экономики сохранять или возобновлять достаточный уровень общественного воспроизводства в условиях сокращения ресурсов или кризисных ситуаций. Данный критерий не может быть реализован во времени, если общество не создаст условия для накопления, а соответственно для инвестиций.

2.

Учитывая широкие возможности инвестиций относительно влияния на экономическую сферу, необходимо рассмотреть роль инвестиционных процессов в контексте обеспечения экономической безопаности:

1) Инвестиционная деятельность тесно взаимосвязана с экономической безопасностью (через систему индикаторов показателей).

2) Инвестиции влияют не только на материальные параметры воспроизводства, но и на внутренние и внешние взаимосвязи хозяйствующих субъектов.

3) Осуществление инвестиций связано с риском их реализаций.

4) Инвестирование связано с противоречивостью интересов участников инвестиционного процесса.

5) Процесс обеспечения экономической безопасности активно влияет на экономическую жизнь общества, которая в свою очередь влияет на процесс накопления.

Функции инвестиций:

1) Учетная.

2) Распределительная.

3) Стимулирующая.

Инвестирование осуществляется в спецефических условиях макросреды — инвестиционный климат.

Направления улучшения инвестиционного климата в Украине:

1) Стимулирование привлечения сбережений населения к инвестиционному процессу.

2) Внедрение механизмов, которые обеспечивают репатриацию капитала.

3) Развитие лизинговой деятельности (Лизинг — право аренды с последующим правом выкупа).

4) Усовершенствование методов амортизации, правил инвестиционных конкурсов.

3.

Инвестиционная безопасность — это такое состояние уровня инвестиций, которое дает возможность оптимально удовлетворять текущие инвестиционные нужды национальной экономики с учетом эффективного использования и возврата средств, которые инвестируются. Главным критерием инвестиционной безопасности является конкурентоспособность экономики. Кроме того инвестиционную безопасность необходимо рассматривать с точки зрения позитивного и нормативного аспекта. Позитивный аспект — это защищенность и развитие национальной экономики (преодоление угроз, достижение определенных показателей, темпа роста экономики и т.д.). Нормативный аспект проявляется, как состояние экономики и процесс ее развития (проявляется в конкурентоспособности).

Субъекты и объекты инвестиционной безопасности.

Объект инвестиционной безопасности — это любой объект, на который направлены инвестиции (государство, регион, предприятие).

Субъекты инвестиционной безопасности:

1) Инвесторы.

2) Инвестиционные посредники.

3) То, во что направлены инвестиции.

Факторы, которые влияют на уровень инвестиционной безопасности:

1) Мотив инвестирования.

2) Добросовестное поведение инвесторов.

3) Степень информированности инвесторов.

4) Возможность страхованя инвестиционных рисков.

5) Валютный курс.

6) Инвестицинная политика государства.

7) Амортизационная политика.

Тема 9. Экономическая безопасность предпринимательства в системе национальной безопасности.

1. Экономическая безопасность предпринимательства и ее влияние на социально-экономическое развитие государства.

2. Место экономической безопасности предпринимательства в системе обеспечения национальной экономической безопасности.

3. Задачи экономической безопасности предпринимательства.

4. Принципы построения системы экономической безопасности предпринимательства.

1. Надлежащий уровень безопасности предпринимательства предусматривает создание эффективной конкурентоспособной экономики. Кроме того экономическая безопасность предпринимательства предусматривает:

1) Финансовую устойчивость субъекта предпринимательской деятельности.

2) Определенную динамику объемов производства и реализации продукции предпринимателем.

3) Конкурентоспособность государства.

4) Рациональную отраслевую структуру экономики.

Экономическая безопасность предпринимательства — это такое состояние системы регулирования, уровень развития предпринимательства, при котором соблюдаются гарантии защищенности жизненно важных интересов субъектов предпринимательской деятельности от внутренних и внешних угроз.

Проблема экономической безопасности приобретает особую важность для предпринимательства в следствии следующих причин:

1) Хаотичного формирования предпринимательской среды со стороны государства.

2) Недостаточной обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами.

3) Несовершенства конкурентной среды.

4) Коррупции в отношениях бизнес государства.

5) Тенизация сферы малого бизнеса.

Таким образом усовершенствование системы экономической безопасности предпринимательства является важным условием для обеспечения социально-экономической безопасности государства (увеличение колиества рабочих мест, увеличение объемов производства и реализации продукции субъектов предпринимательской деятельности, увеличение налоговых поступлений, обеспечение высокого уровня конкурентоспособности.

2.

Актуальность и важность проблемы укрепления экономической безопасности предпринимательства обусловлена безопасностью национальной экономики и предусматривает следующие этапы в её реализации:

1) Создание благоприятной и безопасной предпринимательской среды (макроуровень):

а) Проведение эффективной налоговой политики.

б) Проведение эффективной финансово-кредитной политики.

в) Наличие стабильного законодательства.

г) Наличие эффективной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

2) Обеспечение высокого уровня жизнеспособности предприятия (микроуровень):

а) Обеспечение финансовой устойчивости и независимости.

б) Безопасность персонала, имущества и коммерческих интересов.

в) Эффективная организационная структура предприятия.

г) Конкурентоспособность технологического потенциала.

3) Формирование соответствующего уровня экономической безопасности предпринимательства (макроуровень):

а) Формирование рациональной структуры экономики.

б) Обеспечение инвестиционной привлекательности.

в) Экономический рост.

г) Повышение уровня жизни и доходов населения.

4) Обеспечение национальной экономической безопасности:

а) Продовольственная безопасность.

б) Финансовая безопасность.

в) Социально-демографическая безопасность.

г) Инновационно-технологическая безопаность.

д) Эколого-энергетическая безопасность.

е) Внешнеэкономическая безопасность.

Экономически безопасным можно считать такое состояние хозяйственной деятельности предприятия, при котором обеспечиваются его надежная защита от внешних и внутренних факторов, угрожающих его функционированию. Надлежащий уровень экономической безопасности предпринимательства содействует экономическому росту государства.

3.

Задачи экономической безопасности предпринимательства в системе национальной экономической безопасности можно представить в следующем виде:

1) Финансовая безопасность:

а) Укрепление финансового потенциала предприятия.

б) Использование механизма страхования и самострахования для содействия развитию финансовой и кредитной сферы.

2) Социальная безопасность:

а) Занятость населения.

б) предоставление социальных гарантий работникам.

в) Обеспечение надлежащего уровня жизни и дохода.

3) Инновационно-технологическая:

а) Обновление материально-технической базы.

б) Внедрение инноваций на малых предприятиях.

в) Обеспечение производственной кооперации.

4) Продовольственная безопасность:

а) Производство общественно необходимых товаров.

б) Обеспечение качества продовольственных товаров.

в) Содействие развитию продовольственного рынка.

5) Демографическая:

а) Выравнивание гендерного неравенства.

б) Содействие развитию трудового потенциала.

в) Формирование фондов социальной поддержки населения.

6) Энергетическая безопасность:

а) Внедрение ресурсосберегающих технологий.

б) Диверсификация источников энергии.

7) Экологическая безопасность:

а) Обеспечение утиллизации отходов.

б) Использование новых технологий по переработке отходов.

в) охрана окружающей среды.

8) Внешнеэкономическая безопасность:

а) Обеспечение положительного баланса экспортно-импортных операций.

б) Обеспечение конкурентоспособности продукции субъектов предпринимательской деятельности.

4.

Построение системы экономической безопасности предпринимательства основано на соблюдении следующих принципов:

1) Взаимная ответственность бизнеса и власти относительно формирования безопасной предпринимательской среды.

2) Обеспечение публичности в отношении бизнес-власть;

3) Ограничения монополизации.

4) Обеспечение прозрачных и одинаковых правил для всех субъектов предпринимательской деятельности.

5) Адаптация национальной предприимательской среды к условиям глобализвции и открытости экономики.

6) Мониторинг и диагностика уровня экономической безопасности предринимательства.

Тема 10. Предпосылки и факторы укрепления экономической безопасности предпринимательства.

1. Факторы, влияющие на экономическую безопасность предпринимательской деятельности.

2. Критерии и индикаторы уровня экономической безопасности предпринимательства.

3. Принципы проведения анализа уровня экономической безопасности предпринимательства на региональном уровне.

1. Эффективность политики обеспечения экономической безопасности предпринимательства определяется экономико-правовой средой., которая создана для ведения предпринимательской деятельности. Поэтому целесообразно рассматривть предпосылки и факторы, влияющие на экономическую безопасность предпринимательства.

Предпосылки:

Положительные

Отрицательные

1) привлечение к предпринимательской деятельности всё большего количества населения.

2) упрощение административных барьеров для создания субъектов предпринимательской деятельности.

3) развитие инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности.

1) неэффективность государственного регулирования субъектов предпринимательской деятельности.

2) финансовая и ресурсная ограниченность органов власти относительно усиления безопасности предпринимательства.

— неэффективность налоговой политики.

3) несовершенство конкурентной среды.

Факторы:

Положительные

Отрицательные

1) Повышение уровня доступности субъектов предпринимательской деятельности к финансово-кредитным ресурсам.

2)Усовершенствование системы защиты прав собственности.

3) Популяризация продукции субъектов предпринимательской деятельности на внешних рынках.

4) Активизация инвестиционной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

1) Сокращение количества действующих субъектов предпринимательской деятельности.

2) Рост ресурсоемкости производства.

3) Сокращение преимуществ для субъектов предпринимательской деятельности, которые предусмотрены упрощенной системой налогообложения.

4) Снижение уровня конкурентоспособности.

2. Выбор системы критериев и индикаторов, которые адекватно бы отображали состояние уровня экономической безопасности предпринимательства, является главной задачей при оценке и управлении экономической безопасностью. Кроме того, есть возможность измерять и прогнозировать состояние экономической безопасности во временном пространстве.

Основные критерии экономической безопасности предпринимательства:

1) Ресурсный и научно-технический потенциал.

2) Уровень метариально-технической базы.

3) Ликвидность и платежеспособность.

4) Конкурентоспособность.

5) Инновационно-инвестиционная активность.

6) Увеличение экспортного потенциала.

7) Стабильное законодательство в сфере предпринимательства.

Однако для мониторинга системы экономической безопасности предпринимательства основное задание имеют индикаторы и их пороговые значения:

1) Кэффициент износа материально-технической базы (<50%).

2) Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности (>=1).

3) Уровень преступности относительно субъектов предпринимательской деятельности (<5 преступлений на 100 предприятий).

4) Доля прибыльных предприятий (>50%).

5) Доля действующих предприятий (>75%).

6) Сумма инвестиций в основной капитал относительно ВНП (>25%).

7) Доля новых видов продукции (>5%).

8) Превышение экспорта над импортом (>=1).

3.

Для осуществления анализа уровня экономической безопасности предпринимательства на региональном уровне целесообразно использовать следующую последовательность действий:

1) Проанализировать состояние развития предпринимательства в регионе.

2) Расчитать показатели уровня экономической ьезопасности предпринимательства.

3) Проанализировать уровень экономической безопасности предпринимательства в данном регионе с другими областями Украины.

4) Провести анализ уровня экономической безопасности в отраслевом разрезе.

Если уровень экномической безопасности предпринимательства в регионе яляется низким, то об этом будет свидетельствовать:

1) Низкие показатели финансово-хозяйственной деятельности СПД.

2) Низкие объемы реализации продукции.

3) Большая доля убыточных предприятий.

4) Низкий уровень конкурентоспособности.

Данные анализа необходимо занести в таблицу:

Показатели

Реальные значения

Критические значения

Мероприятия

Показатели…

…уровня… экономически…

…независимого…

…предпринима-

тельства.

1) Фондовооружен-

ность предприятия.

2) Численность …(в среднем на 1 предприятие).

1) —

2) —

1) —

2) —

1) Содействие обновлению и модернизации материально- технической базы.

2) Стимулир-е рац-го распред-я трудовых ресурсов между отраслями.

Показатели…

1) Доля прибыльных предприятий.

2) Доля действующих предприятий.

3) Расходы на 1 грн реализованной продукции.

4) Рентабельность финансово-хоз. деятельности.

5) Производит-сть труда.

…эффективности..

1) —

2) —

3) —

4) —

5) —

…функционир-я…

1) >50%

2) >75%

3) >1

4) —

5) —

..предпринимат-ва

1) Содейств. улучшению эффективн. функц-я предпр-я в отрасли

2) Активизация предпр. деят-сти.

3) Снижение энерго- и метриалоёмкости.

4) Снижение уровня расходов.

5) Содействие эффективн. исп-ю трудового потенц.

Показатели…

1) Индекст прироста объемов реализации (на 1 предприятие)

2) Индекс прироста кол-ва предпр. относит. сокращения кол-ва действующ. предприятий.

3) Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВРП.

4) Отношение инвестиций в осн.капитал к ВРП.

5) Соотношение расходов на информатизацию и ВРП.

,характеризующие способность к…

1) —

2) —

3) —

4) —

5) —

…развитию…

1) >1

2) >1

3) >70%

4) >0,25

5) >0,05

..предпр-ства.

1) Созд. благопр. условий для увелич. объемов производства.

2) Активизация, государственная поддержка предпр. деят-сти.

3) Содействие улучшению отрасл. структуры экономики региона

4) Обесп. инновац. -инвест. развития предпр. деят-сти.

5) Содействие развитию информационной инфраструктуры.

Анализ индикаторов экономической безопасности предпринимательства целесообразно проводить в следующих отраслях: Промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и сфера услуг.

Тема 11. Налоговая политика государства как фактор влияния на экономическую безопасность предпринимательства.

1. Система органов управления налогообложением в контексте формирования экономической безопасности предпринимательства.

2. Налоговая система Украины и её влияние на экономическую безопасность предпринимательства.

3. Усовершенствование налоговой политики для формирования благоприятной предпринимательской среды.

4. Мониторинг налоговой политики на микроуровне для обеспечения экономической безопасности предпринимательства.

1. Система налогообложения является одним из средств прямого экономического влияния на развитие и безопасность предпринимательства. История свидетельствует о том, что именно налоги являются наиболее действенным рычагом регулирования экономических процессов, а налоговая политика оказывает непосредственное влияние на показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Управление налогообложением в контексте экономической безопасности предпринимательства необходимо рассматривать с двух точек зрения:

1) Как систему законодательных и исполнительных органов управления, которые обязаны соблюдать принципы налогообложения.

2) Как совокупность норм и правил в сфере налогообложения, а также как мера ответственности за нарушение налогового законодательства.

Неэффективность отечественной системы налогообложения связана с перегрузкой косвенными налогами, а также конфликте интересов субъектов налогообложения. Стратегия обеспечения эффективной налоговой политики государства относительно экономической безопасности предпринимательства должна основываться на реальной ситуации в экономикеи корректироваться в зависимости от развития событий. Общественные и предпринимательские объединения, ассоциации могут вдиять на налоговую политику с целью защиты интересов субъектов препринимательской деятельности от чрезмерного её влияния.

2.

Построение приоритетных национальных экономических интересов в сфере принимательства а также осуществление количественных оценок угроз будет содействовать разработке современной налоговой политики. К основным угрозам экономической безопасности предпринимательства следует отнести:

1) Неэффективность государственного наллогового регулирования.

2) Массовое уклонение от уплаты налогов.

3) Рост теневого сектора экономики.

4) Лабирование налоговых решений в пользу крупных корпораций.

5) Непрозрачность и противоречивость норм налогового законодательства.

6) Низки уровень налоговой дисциплины.

7) Неэффективность фискальной функции налогов.

При рассмотрении влияния налоговой системы на экономическую безопасность предпринимательства необходимо обратить внимание на её финансовую составляющую. В даном контексте важным инструментом налогового регулирования для развития предпринимательства является гос бюджет. Однако в Украине он является расбалансированным и поэтому представляет определенную опасность для предпринимательства. Кризис неплатежей, ограниченность кредитных ресурсов, бюджетная задолженность — снижает уровень экономической безопасности предпринимательства и усиливает социальную напряженность в обществе. В результате формируется долговая экономика.

3.

Усовершенствование налоговой системы в контексте обеспечения экономической безопасности предпринимательства должно предусматривать:

1) Пересмотр и оптимизация состава налоговых взносов, сборов, платежей.

2) Постепенное снижение действующих ставок налогообложения.

3) Адаптация системы бухгалтерского налогового учета к действующим международным стандартам.

4) Переход к применению нулевых ставок налогов для субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют деятельность в культурной, научной сферах, общественных организациях и т.д.

5) Реорганизация налоговой службы; подконтрольность этой службы общественности.

6) Четкие правила применения налоговых льгот для стимулирования инвестиций и создания новых рабочих мест.

Важной характеристикой налоговой политики является уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика. Для его измерения используют несколько показателей:

1) Доля налоговых поступлений в бюджет: НП=(ПБ/ВВП)*100%, где:

НП — налоговые поступления;

ПБ — поступление в бюджет;

ВВП — валовой внутренний продукт.

2) доля налоговых выплат предприятия в общей сумме прибыли:

НВ=(НВП/П)*100%, где:

НВ — налоговые выплаты предприятия;

НВП — налоговые выплаты предприятия;

П — прибыль предприятия.

3) Доля налоговых выплат предприятия в объеме реализации:

НВ=(НВП/ОР)*100%, где: ОР — объем реализации предприятия.

Необходимо постоянно осуществлять мониторинг данных показателей для обеспечения финансовой безопасности.

4.

В современных условиях на предприятиях практикуется создание автономных служб безопасности, которые разрабатывают и реализуют эффективные мероприятия, направленные на устранение негативных последствий отечественного законодательства. С этой целью создаются так называемые антикризисные группы, в состав которых входят:

1) руководитель предприятия;

2) главный бухгалтер;

3) юрист;

4) руководитель службы безопасности предприятия.

Главной целью деятельности такой группы является противодействие внешним угрозам — негативным проявлениям налоговой политики.

Задачами этой группы являются:

1) Предотвращение необоснованного влияния объема налоговой нагрузки на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2) Организация работы по правовой защите предприятия от контролирующих органов.

3) Организация специального делопроизводства с целью охраны от несанкционированного получения информации коммерческая тайна.

4) Охрана производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

5) Обеспечение мониторинга системы показателей-индикаторов экономической безопасности предприятия.

Тема 12. Детенизация экономики, как основной приоритет экономической безопасности.

1. Экономическая опасность по видам теневой экномики.

2. Неформальное отношение и безопасность бизнеса.

3. Сущность детенизации экономики.

1. Теневая экономика в Украине приобрела широкое распространени и в сочетании с общей криминализацией общества начала угрожать не только экономической, но и национальной безопасности государства. Существует следующая классификация теневой экономики:

1) Неформальная экономика — это экономика домашних хозяйств, то есть самостоятельно занимаясь хозяйственной деятельностью, домохозяйства имеют в своей частной собственности средства производства, с помощью которых удовлетворяют собственные нужды, а остатки продают на рынках.

2) Скрытая экономика (вненалоговая) — это легальная, но не налогооблагаемая экономическая деятельность. Она дает возможнсть ускоренного накопления капитала. Причины скрытой экономики:

а) неудовлетворительное законодательство.

б) наличие механизма для реализации теневых операций.

в) невысокая привлекательность легальной экономики.

г) большая доля льгот.

3) Подпольная (криминальная), главной формой которой является рейдерство — силовой захват или поглощение предприятий, что отрицательно влияет на предпринимательскую деятельность, разрушает трудовые коллективы и портит инвестиционный климат в государстве.

2.

Одной из главных причин экономической опасности в Украине является сращивание бизнеса и власти. Причины:

1) Потребность в удовлетворении личных амбиций бизнесменов.

2) Необходимость создания условий для дальнейшего увеличения размеров собственного бизнеса.

3) Потребность в защите своего бизнеса.

4) Возможность перевода нелегального бизнеса в легальный.

Механизм сращивания бизнеса и власти:

1) Создание свободных экономических зон.

2) «Привлечение иностранных инвестиций».

3) Лабирование экономических интересов посредством законотворческой деятельности.

Для усиления противодействия теневой экономики и предотвращения экономической опасности необходимо осуществить следующие мероприятия:

1) Легализовать скрытые от налогообложения доходы, которые получены не криминальным путем.

2) Создать условия для предпринимательской деятельности, чтобы теневая деятельность была не эффективной.

3) Отделить власть от бизнеса.

4) Присекать криминальную экономическую деятельность как экономическими методами, так и административными.

3.

Конкретные действия по детенизации должны содержать мероприятия не только по оздоровлению экономики, но и по укреплению дееспособности государства. Дееспособность государства включает в себя две составляющие:

1) деятельность органов государственной власти по регулированию теневой экономики.

2) Усовершенствование системы управления экономикой.

Основные мероприятия, которые направлены на уменьшение уровня теневой экономики в Украине:

1) Упрощение процедуры регистрации и лицензирование предпринимательской деятельности.

2) Уменьшение административного давления со стороны контролирующих и проверяющих органов.

3) Запрет бартера и других не денежных форм рассчета.

4) Совершенствование упрощенной системы налогообложения.

5) Контроль за законностью и эффективностью использования государственных или коммунальных средств — государственный аудит.

Тема 13. Система обеспечения экономической безопасности государства.

1. Сущность и функции системы обеспечения экономической безопасности государства.

2. Основные подсистемы обеспечения экономической безопасности государства.

1. Соответствующий уровень экономической безопасности достигается благодаря осуществлению единой государственной политике, которая подкрепляется системой мероприятий, которые направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз. Формирование системы обеспечения национальной экономической безопасности должно осуществляться путем разработки необходимых правовых норм, создания органов государственного управления и механизмов контроля за их деятельностью. При создании такой системы необходимо соблюдать следующие требования:

1) Обеспечить надежную защиту национальной экономики.

2) Прогнозировать и своевременно нейтрализовывать угрозы экономической безопасности.

3) Функционировать в пределах законодательства.

Функции системы обеспечения экономической безопасности государства:

1) Создание организационно-правовых основ для функционирования системы; Кадровые материально-технические и финансовые ресурсы для функционирования этой системы.

2) Разработка стратегии обеспечения экономической безопасности; Определение расходов на проведение мероприятий данной стратегии.

3) Определение основных критериев, пороговых значений и индикаторов экономической безопасности.

4) Участие в международных системах экономической безопасности.

Главной составляющей данной системы является организационная структура, которую возглавляет совет национальной безопасности и обороны (СНБО), кроме того в нее входят государственные органы и общественные организации.

Состояние экономической безопасности государства определяется при помощи критериальной оценки, которая включает в себя:

1) Ресурсный потенциал и оценку эффективности.

2) Суверенитет и независимость государства.

3) Социальная стабильность.

4) Конкурентоспособность экономики.

2.

Система обеспечения экономической безопасности включает в себя две подсистемы:

1) Подсистема мониторинга экономической безопасности — выявляет угрозы экономической безопасности и прогнозирует их последствия на основе мониторинга показателей экономики Украины. Подсистема мониторинга основывается на данных статистической отчетности, в редких случаях на социологических исследований. Для проведения такого мониторинга целесообразно использовать специальные компьютерные программы. Периодичность проведения мониторинга 1-4 месяца.

2) подсистема аналитически прогнозного обеспечения — сбор и аналитическая обработка информации о состоянии экономики, а также разработка прогнозов развития ситуации как экспертным путем, так и с помощьюматематического аппарата. Источниками информации являются статистические отчеты международных организаций, статьи, базы данных.

Государственная деятельность по обеспечению экономичесой безопасности должна соответствовать следующим требованиям:

1) Адекватное информационное обеспечение.

2) Разграничение задач и функций местных органов власти и центральных.

3) Разграничение полномочий между КМУ, ВРУ, СНБО и администрацией президента.

В Украине вопрос экономической безопасности начал разрабатываться с 1995 г. — Разработка Концепции экономической безопасности Украины.

1997г. — принятие Концепции Верховной Радой.

1998г. — Принятие Закона в Украине по СНБО.

1999г. — разработка стратегии экономической безопасности Украины.

2003г. — закон Украины об основах национальной безопасности Украины.

2004-2005 г. — разработка методических рекомендаций по рассчету показателей-индикаторов экономической безопасности.

В настоящий момент целеообразно разработать государственную программу мероприятий по обеспечению экономической безопасности, четко определить и закрепить за СНБО функции по контролю и исполнению данной программы.

Тема 14. Обеспечение экономической безопасности в контексте глобализационных процессов.

1. Сущность глобализационных процессов.

2. Анализ современного состояния процессов интеграции и глобализации в Украине.

3. Приоритеты интеграции и стратегические цели Украины.

1. Изменение параметров национальной и мировой безопасности происходит параллельно с процессом глобализации экономических и информационных связей, НТП, расширением гуманитарных и миграционных процессов, политическими трансформациями. Характерной чертой современного развития является бурная динамика интеграционных процессов. Глобализация сопровождается с одной стороны формированием новых условий и источников развития стран, а с другой стороны - процессами, которые приводят к кризису. В связи с этим актуальной проблемой экномической безопасности является для стран с переходной экономикой. Глобализацию необходимо рассматривать, как объективный необратимый процесс развития мировой экономики, который сопровождается ростом значимости интеллектуального капитала, менеджмента и социальных факторов. В то же время глобализация усугубляет разделение стран на «цивилизационный центр и периферийную зону». Для Украины необходимо искать пути и механизмы вхождения в мировую экономику, которые дали бы возможность максимально воспользоваться полодительными последствиями и минимизировать экономические и социальные проблемы. Главным последствием глобализации является нарушение суверенитета стран, замкнутость финансовых систем и активной деятельностью международных финансовых институтов. Наибольший эффект от глобализации получают развитые страны. Форма интеграции, которая имеется в Украине является спонтанным результатом действия некоторых факторов:

1) Ограниченный внутренний спрос вследствии низкой покупательной способности населения.

2) Неблагоприятный инвестиционный климат.

Перед Украиной с момента обретения независимости стоит вопрос о геополитической модели развития. В 90-е годы был взят курс на многовекторность, однако с 2002г. после выступления президента перед Верховной Радой была принята стратегия «Европейский выбор».

2.

Существует несоколько подходов и предложений относительно современного (будущего) выбора пути геоэкономического развития Украины:

1) Западный (европейский) — ассоциация с ЕС.

2) Восточный — таможенный союз.

Европейский вариант

Плюсы

Минусы

1. Унификация законодательства.

2.

3.

4.

1. Существование наднационального органа (Европарламент), который диктует условия.

2. Внешняя торговля.

3. Ресурсный потенциал.

4. Трудовой потенциал.

5.

6.

3.

Реальное влияние на формирование современной экономической структуры и будущего развития Украины можно осуществить путем динамического развития и диверсификации тех отраслей экономики, которые имеют сравнительные и конкурентные преимущества для страны. Такими отраслями являются:

1) Машиностроение.

2) Авиастроение.

3) Космическая отрасль.

4) Горнодобывающее машиностроение.

5) Судостроение.

6) Горно-металлургический комплекс.

7) АПК.

8) Транзитные перевозки.

9) Туристически рекреационная сфера.

Тема 15. Социальные аспекты социально-экономической безопасности государства.

1. Социальная безопасность.

2. Демографическая безопасность.

1. Проблемы, которые возникли в условиях глобализации свидетельствуют об отсутствии прямой зависимости между уровнем развития мировой экономики, масштабами научно-техниических достижений и развитием социальной сферы и качеством жизни. Борьба с бедностью стала важной задачей не только для Украины, но и для стран со стабильной экономикой. Базовым документом, который регламентирует понятие бедности является «Декларация тысячелетия ООН». Главной целью для Украины до конца 2015 года является изкоренение бедности, достижение приемлимого уровня доходов граждан и уменьшение экономического неравенства. В рамках этой декларации в Украине разработана стратегия преодоления бедности, которая предусматривает:

1) Создание социально безопасного общества.

2) Удовлетворение духовных потребностей людей.

3) Обеспечение приемлимой дифференциации доходов.

4) Экономический рост.

Под социально безопасным обществом следует понимать такое состояние экономики которого можетобеспечить высокий уровень жизни, гармоничное развитие личности. По оценкам экономистов падение уровня жизни населения начало происходить с 70-х — 80-х годов 20 века (ежегодно в среднем на 3%). в 2000г. за чертой бедности было 28% населения.

Одним из приоритетов государственной политики является установление размера минимальной зарплаты не ниже прожиточного минимума. Качественным показателем оценки доходов населения является их структура, которая отображает уровень экономической активности населения. Основными видами дохода являются:

1) Зарплата.

2) Прибыль.

3) Процентные доходы (рента, депозиты, дивиденды).

Значительная часть социальной помощи в общей сумме доходов населения увеличивает нагрузку на работающих граждан.

Усовершенствование оплаты труда будет повышать эффективность и мотивацию при соблюдении следующих принципов:

1) Соответствие зарплаты цене рабочей силы.

2) Зависимость зарплаты от количества и качества труда.

3) ответственность руководителей за нарушение КЗОТа.

4) Усовершенствование тарифной системы оплаты труда.

Построение современной системы социального обеспечения работников требует от руководителей особого подхода к человеческому фактору. Еще одной проблемой для социальной безопасности является безработица. Уровень безработицы рассчитывается как отношение количества безработных в возрасте от 15 до 70 лет к экономически активному населению данного возраста (по методологии международной организации труда — МОД). Еще одним показателем социальной безопасности является уровень зрплаты. Основные направления обеспечения национальной безопасности:

1) Соблюдать принцип дифференциации зарплаты в зависимости от квалификации и сложности труда.

2) Обеспечить постоянный рост реальной зарплаты.

3) Уменьшить дифференциацию доходов населения.

4) Проводить мониторинг денежных доходов как богатых так и бедных слоев населения.

5) Улучшить положение незащищенных слоев населения.

2.

Демографическая безопасность определяет состояние защещенности основных жизненно важных воспроизводственных процессов от реальных и потенциальных угроз. В настоящий момент основной проблемой социально-экономического развития Украины является обострение демографической ситуации. В докладе всемирного банка относительно прогнозов населения до 2050 года говорится, что для стран восточной европы наступает период сокращения и старения населения. Так в Украине до 2025 года население сократится на 20% (около 10 млн.чел), а до 2050 года сократится на 43% (около 21 млн.чел). Такое сокращение угрожает национальной безопасности относительно обеспечения генофонда нации. Демографическая безопасность имеет ключевое значение для формирования оптимального режима воспроизводства населения и стабильного экономического развития страны.

Демографические угрозы — это тенденции, вследствие возникновения и наращивания которых создаются негативные количественные и качественные изменения в динамике населения.

Уровень демографической безопасности оценивается через систему показателей, а именно:

1) Коэффициент депопуляции — отношение количества умерших к количеству родившихся за определенный промежуток времени.

2) Суммарный коэффициент рождаемости — сумма возростных коэффициентов рождаемости по всем возрастным интервалам от 15 до 49 лет.

3) Возрастной коэффициент рождаемости — отношение численности родившихся детей женщинами соответственной возрастной ггруппы к среднегодовой численности женщин этой возрастной группы. Пороговое значение = 2 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста.

4) Общий коэффициент рождаемости — отношение численности родившихся к среднегодовой численности населения. Пороговое значение 14-15 родившихся на 1000 чел.

5) Общий коэффициент смертности — соотношение численности умерших к среднегодовой численности населения. Пороговое значение = 11-12 родившихся на 1000 чел.

Дополнительными показателями демографической безопасности являются:

1) Естественный прирост населения.

2) Показатель продолжительности жизни.

3) Коэффициент старения (доля людей старше 60-ти лет к среднегодовому количеству населения).

4) Коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособного населения на каждую тысячу человек трудоспособного возраста).

Основные направления обеспечения демографической безопасности:

1) ПовышениеОбеспечение положительного баланса миграции рождаемости.

2) Сокращение смертности.

3) Обеспечение положительного баланса миграции.

Тема 16. Составляющие экономической безопасности предприятия.

1. Структура экономической безопасности предприятия.

2. Безопасность предприятия в финансовой сфере.

3. Безопасность предприятия в интеллектуальной и кадровой сфере.

4. Экономическая безопасность предприятия в технико-технологической и политико-правовой сферах.

5. Безопасность предприятия в информационной, экологической и силовой сферах.

1. Экономическая безопасность предприятия включает в себя две составляющие:

1) Внепроизводственная.

2) Внутрипроизводственная.

Внепроизводственная составляющая включает в себя:а) рыночная составляющая экономической безопасности предприятия — защита от неэффективно избранной модели поведения на рынке,ошибок в товарной, сбытовой политике и политике ценообразования.

б) Интерфейсная составляющая экономической безопасности — надежность взаимодействия с экономическими контрагентами (изменение или прекращение действия контрактов).

Внутрипроизводственная составляющая включает в себя:

а) финансовая;

б) экологическая;

в) информационная;

г) интеллектуальная и кадровая;

д) технико-технологическая;

е) политико-правовая;

ж) силовая.

2.

Среди функциональных составляющих экономической безопасности финансовая является основной. Финансово-экономическое состояние предприятия характеризуется степенью его прибыльности, финансовой устойчивости, способностью рассчитываться по долговым обязательствам. Процесс обеспечения финансовой составляющей предприятия имеет несколько этапов:

1) Анализ угроз негативных действий относительно экономической безопасности предприятия.

2) Оценка текущего уровня экономической безопасности предприятия.

3) Планирование комплекса мероприятий по обеспечению экономической безопасности (бюджетное планирование, планирование корпоративных ресурсов).

4) Оперативная реализация запланированныхмероприятий в процессе финансово хозяйственной деятельности.

Основными показателями финансовой составляющей экономической безопасности предприятия являются:

1) Прибыльность

2) Платежеспособность.

3) Финансовая устойчивость.

4) Деловая активность.




Предыдущий:

Следующий: