Социо_25

Билет № 25. «Социология политического участия»

Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. По мнению М. Каазе «…под политическим участием понимается всякая деятельность, добровольно осуществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы;

Вплоть до 50-х гг. XX в. политическое участие описывалось в социологии и политической науке преимущественно как участие в выборах и государственном управлении. В настоящее время оно рассматривается значительно шире и определяется как вовлеченность членов общества в существующие политические отношения и структуру власти. Американский социолог X. Макклоски, например, определяет политическое участие как «… ту добровольную деятельность, посредством которой члены общества участвуют в выборе правителей и, прямо или косвенно, в формировании государственной политики»

Уровни и типы участия:

Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.

Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах итд

Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др.

Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.

Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность.

Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.

Политическое участие зависит от политического режима.

(Здесь понятно, демократия – свобода слова, действий и проч. – идеальные условия для полит. участия)

Масштабы ПУ. 2 подхода:

Партисипаторная демократия

Б.Барбер, К.Пэтмен и др., отчасти развивая идеи Ж.Ж.Руссо и Дж. Милля, выступают за расширение возможностей рядовых граждан в непосредственном принятии политических решений.

Главными целями партиципации (участия) являются: всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности. Этим в политике обеспечиваются максимальный учет интересов народа, прочная легитимация власти, преодоление политического отчуждения граждан.

Широкое участие граждан в политическом процессе обеспечивает эффективный контроль за должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, отрыв депутатов от народа, бюрократизацию чиновничества.

В современных крупномасштабных государствах это привело бы к децентрализации принятия многих решений, их переносу с общенационального на региональный или местный уровень.

Концепции демократического элитизма

Сближаясь с точкой зрения Э.Берка и И.Шумпетера, видят в чрезмерном расширении политического участия угрозу сложившимся демократическим институтам и высказываются за его ограничение, чтобы оставить принятие политических решений за теми, кто лучше информирован и более эффективно поддерживает демократические ценности.

Для политического участия граждан важное значение имеют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность. Эти и другие факторы влияют на то, становится или не становится человек частью некоего политического целого.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы принимают решения на собраниях, большинством голосов.

В своем определении участия Н.Най и С.Верба (США) указывают на необходимость легального характера участия, т.е. участие должно иметь законную основу. Помимо критерия легальности, следует применять критерий легитимности. Так, обнаруживается, что целый ряд форм участия имеют хотя и законный, но вовсе не легитимный характер, и что оценка может меняться.

Пай и Верба. 4 Формы ПУ:

1) участие в выборах

2) участие в предвыборной борьбе

3) групповая активность

4) отдельные политические контакты

Первые три формы относятся к коллективным политическим решениям, последняя — к индивидуальным.

Уэлингер. 5 типов ПУ:

1) участие в выборах

2) участие в решении специфической проблемы (например, участие в гражданской инициативе)

3) участие в партийной деятельности

4) гражданское неповиновение (незаконные акции, например, захват домов)

5) насилие (против лиц и вещей).

Типология Уэлингера имеет преимущество, прежде всего, с точки зрения учета фактора «законность-незаконность» .

А. Марш 2 типа ПУ:

ортодоксальное и неортодоксальное.

К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней, выраженные в законных формах.

К неортодоксальному отнесены несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направлений против политической системы (протестное поведение). В отдельный тип выделяются политические преступления, т.е. политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия.

У. Милбрайт. ПУ:

конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям).

Форма участия

Приемлемая

Неприемлемая

Активное участие

Участие в выборных органах

Насилие

Лоббистская деятельность

Подкуп должностных лиц

Организационная деятельность (участие в полит.партиях, организациях)

Дезогранизация

Участие в полит.демонстрациях и др.акциях

Пассивное участие

Участие в голосовании

Пренебрежение к закону

Повиновение закону

Нарушение закона

Политическое участие часто подразделяют на автономное и мобилизационное.

Автономное участие — это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы

Мобилизационное участие носит принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т д.

_______________________________________________________________

Социальные характеристики участников:

1) Электорал. повед.

2) Полит. деят-ть

3).Полит. поведение (отражает особенности деятельности конкретных субъектов)

4) Полит. участие (базовые признаки: деятельность рядовых граждан, не занимающих постов в полит системе. Не отн. к президентам, мэрам, главам партий, но не отн. когда они вып. свои должностные обязанности — если Путин голосует как гражданин ВВ Путин, то это политучастие; добровольная, без принуждения; не оплачиваемая. Если деньги + убеждения = погран. случай, если деньги только — это не участие)

5) Полит. активность (мера деят, отр. характер деят.)

Должен быть эффект. Система должна реагировать. Если просто вышли на демонстр., то эффекта нет.

Кто, сколько, почему участвует?

3 соц. ракурса.

+зачем (смысл?) норм. ракурс.

+что можно сделать? Праксеологический аспект

Почему участвуют?

G. Perry

3 осн. модели объек пол. участия

1) Инструментальная

Участие — инструмент достижения целей актора. “Я участвую в полит. чтобы реализовать свои интересы и моих друзей — олигархов. Если я думаю не об олигарх, а об обездол., то созд. партию или группу давл., потому что они — часть меня, им помогать- в моих интересах.” Если гов. о бизнес-структурах , то если они скажут, что они стараются на благо всех, то я не поверю. Я получ. выгоду

2) Коммунитарная. Участвуют люди для улучшения социума. Бескорыстность, о себе не беспокоятся.

3) Модель социализации. Не ради эффекта, а для саморазвития.

Участие в развив. странах

Пример — Африка. Чаще всего участие как элемент соц. контракта. Соц. контракт между гос-вом и людьми поддержка в обмен на протекцию. (“Поддержите меня, и вы не пожалеете”) Обеспечение вознаграждения и услуг в обмен на лояльность. “Вы адаптируете ситуацию к тому, чтобы выжив., а я добив. власти.” Уч. как солдаты какого-то тейпа или племени, клана.

Почему люди не участвуют в политике?

1) Нет соответствующей политической культуры

2) Довольны жизнью и не считают нужным участвовать в политике

3). Люди не знают как участвовать, не дост. знаний и инфы (часто “левее” объес.)

4). Люди не участвуют, поому что полит. система препятствует. Участие, как правило, связано с бОльшими издержками, чем выгодами.

Типы

1) не уч. нигде 20-50%

2) только голосуют

3) активисты от 15%

Осн. масса активно не участвует.

MIlbrath

апатетики, наблюдатели, гладиаторы.

в разных иссл. разные цифры.

Алмонд и Верба  

нигде не уч. около 22%

только голосуют 21%

локалисты (местные активисты) 20%

патриархальные (parоchial) — не выходят за пределы своиз комьюнитиз.

занимаются своими проблемами 4-5%

Уч. избир. компаний (1%)

тотальные

В США многие люди участвуют в местной активности

Япония: больше людей ходят на демонстрации и митинги

Герм.и Великобр. — больше людей ходя на выборы

Кто участвует?

Соц. портрет участника политики: мужчины среднего возраста, средний класс, высшее образов., коренной нац-ти. Главное — образование и положение. Если белый и черный одинак. образ. и полож., — участв. одинаково.

Получ.,что те, кому хорошо, участвуют активнее, чем бедные и обездоленные.

Ресурсы Х активность.

Образов. — больше ресурсы.

Мотивы: лучше поним, зачем участвуют.

Ресурсы Х семья.

Женщины уч. меньше мужчин

 -дети,воспитание (кухня, а не парламент)

Сейчас всё выравнивается

Левые: надо усилить децентр. власти, тогда люди будут участв.

Надо, чтобы власть была ближе к человеку.

Выровнять ресурсы учасников, перераспр.

Повышение образования




Предыдущий:

Следующий: