Соц.педаг. — СРС

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра педагогики

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №_____

от «____»__________20____г.

Заведующий кафедрой

_______________ Е.Н.Гринько

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

дисциплина «Социальная педагогика»

для направления 040400.62 Социальная работа

курс 2 семестр 4

Составитель:

О.А. Барабаш д.п.н., доцент

_____________________________________

Рецензент:

М.Н. Невзоров, д.п.н., профессор заместитель директора по научной работе школы педагогики ДВФУ

____________________________________

Владивосток – 2013 г.

1. Раздел 1: «Введение в социальную педагогику»

2. Мотивация изучения раздела. Данный раздел направлена на пробуждение у студентов интереса к тому виду деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем, знакомством с особенностями социальной педагогики, содержанием социальной педагогической деятельности, осмысление студентами особенностей социально-педагогической деятельности в системе основного общего образования, изучение социально-педагогической работы в образовательном учреждении, современной системы образования, роли и места социального педагога в системе образования.

3. Цели раздела.

3.1.Общая цель: формирование компетенций по ФГОС специальности: владеет культурой мышления, способен к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1) — умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9), способен выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15).

3.2. Конкретные цели и задачи.

В результате изучения темы студенты должны:

I уровень — «иметь представление» — о сущности методов социально-педагогической деятельности; социально-педагогических технологиях. о современной системе образования России. Особенностях социально-педагогической работы в системе общего образования.

II уровень — «знать» — определение понятия «Методика», «Технология»; методы социально-педагогической деятельности, «Педагогические технологии» и «Социальные технологии». «Технологии в образовании», «Педагогическая технология», «Воспитательный процесс». Задачи социально-педагогических служб. Роль и место социального педагога в системе образования. III уровень — «уметь» применять социально-педагогические технологии и методы. Применять полученные знания в зависимости от контингента обучающихся

IV уровень — «владеть» способностью подбирать методы и технологии в ависимости от конкретной педагогической цели. Приемами психолого – педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

4. Контрольные вопросы

Что такое методика социально-педагогической деятельности? Раскройте сущность методов социально-педагогической деятельности. Каковы особенности социально-педагогической технологии?Каков механизм применения социально-педагогической технологии?

Каковы структурные компоненты системы общего образования России? Назовите основные задачи дошкольного образования.

Назовите основные задачи начального общего образования.

Назовите основные задачи основного общего образования.

Назовите основные задачи среднего (полного) образования.

Назовите основные задачи высшего профессионального образования.

Назовите основные задачи дополнительного образования детей.

5. Задания для самостоятельной работы студентов определяют содержание самоподготовки

Разделы самостоятельного изучения

Виды и содержание

самостоятельной работы

Дополнительная проработка раздела: Введение в социальную педагогику

Подготовка к занятиям

Работа с конспектом лекции

Работа над учебным материалом учебника

6.Ориентировочная основа действия для СРС

При работе с текстом лекций необходимо обработать текст, составить тезисное изложение вопросов лекции, при работе с текстом учебника необходимо составить план текста, выделить основные опорные, наиболее важные положения в каждом из абзацев.

7. Источники информации:

7.1. Список рекомендуемой литературы.

Основная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в биб-лиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8

Социализация человека: Учебник для студентов пед. вузов . /А.В. Мудрик.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Академия,2006.-304 с.-(Высшее профессиональное образование. Социальная педагогика).

Мудрик, А.В

М.:Академия,2006.

5

0

Социальная педагогика: Учебник для вузов/А.В. Мудрик.-7-е изд., испр. и доп.-М.:Академия,2009.-224 с.-(Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

Мудрик, А.В.

М: Академия, 2009

10

0

История социальной педагогики: Учеб. пособие/Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.-Изд. 2-е, стер.-М.:Академия,2007.-256 с.-(Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности)

Басов, Н.Ф.

М: Академия, 2007

1

0

Социальный педагог:введение в профессию: учеб. пособие/Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.-М.:Академия,2006.-256 с.-(Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности)

Басов, Н.Ф.

М: Академия, 2006

1

0

Социализация и воспитание ребенка:Учеб. пособ./Н.Ф. Голованов.-СПб.:Речь,2004.-272 с.:ил.-(Современный учебник).

Голованова, Н.Ф.

СПб: Речь, 2004

1

0

Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8

Психология и педагогика социальной работы с семьей: учеб. пособие/Л.В. Карцева.-2-е изд.-М.: Дашков и К,2009.-223 с.

Карцева, Л.В.

М.: Дашков и К, 2009

1

0

Ребенок и общество: учеб. пособие: для студ. вузов, обучающихся по психол. и пед. специальностям/И.С. Кон.-М.:Академия,2003.-336 с.-(Высшее профессиональное образование. Психология).

Кон, И.С.

М.: Академия, 2003

1

0

Социально-педагогическая поддержка детей группы риска:учеб. пособие для вузов/Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева.-3-е изд., испр. и доп.-М.:Академия,2008.-256 с.-(Высшее профессиональное образование. Педагогические науки)

Олиференко, Л.Я.

М.:Академия,2008.-

3

0

1. Раздел 2: «Основы социальной педагогики»

2. Мотивация изучения раздела.

Раздел направлен на осмысление студентами особенностей социально-педагогической деятельности в системе образования детей с особыми образовательными потребностями. Изучение социально-педагогической работы в образовательных учреждениях I, II, III, IV вида.

3.1.Общая цель: формирование компетенций по ФГОС специальности: готов к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абалитации и реабилитации (ПК-3), готов к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4); способен выявлять, фрмулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15).

3.2. Конкретные цели и задачи.

В результате изучения темы студенты должны:

I уровень — «иметь представление» — об особенностях детей с особыми образовательными потребностями, о системе их образования.

II уровень — «знать» — особенности познавательной деятельности, анамнестические данные, антропометрические особенности данного контингента детей, особенности работы социального педагога с детьми с особыми образовательными потребностями.

III уровень — «уметь» работать с личными делами учащихся, воспитанников, проводить сбор и анализ материала по социальному статусу семей детей с особыми образовательными потребностями.

IV уровень — «владеть» приемами анализа познавательной активности на уроках детей с особыми образовательными потребностями.

4. Контрольные вопросы

1. Какие документы составляют основу личного дела учащихся в образовательных учреждениях I, II, III IV вида? 2. Каковы особенности спектра сопутствующих основному диагнозу соматических заболеваний у учащихся в образовательных учреждениях I, II, III IV вида?

3. Каковы особенности познавательной деятельности детей в образовательных учреждениях I, II, III IV вида?

4. Каковы особенности физического развития детей-воспитанников образовательных учреждений I, II, III IV вида?

5. Каковы особенности предметной и познавательной среды в в образовательных учреждениях I, II, III IV вида?

5. Задания для самостоятельной работы студентов определяют содержание самоподготовки

Разделы самостоятельного изучения

Виды и содержание

самостоятельной работы

Дополнительная проработка раздела: Основы социальной педагогики

Конспектирование научно-методических источников (аналитическая обработка текста)

Подготовка презентации

Подготовка доклада, социологический опрос по теме портфолио

6.Ориентировочная основа действия для СРС

На этапе 1. Провести анализ наиболее актуальных социально-педагогических проблем современности.

На этапе 2. Просмотреть материалы Интернета и СМИ по избранной проблеме, составить примерный перечень рубрик.

На этапе 3. Определиться со спектром респондентов социологического опроса. Составить перечень вопросов для проведения социологического опроса респондентов по избранной социально-педагогической проблеме, оформить их в виде анкеты.

На этапе 4. Провести социологический опрос респондентов по избранной социально-педагогической проблеме, оформить их в виде анкеты.

На этапе 5. Выполнить анализ результатов социологического опроса респондентов по избранной социально-педагогической проблеме, оформить их в виде презентации.

На этапе 6. Подготовить материал из Интернет ресурсов по избранной социально-педагогической проблеме, оформить список тезаурус портфолио.

На этапе 7. Подготовить презентацию портфолио.

На этапе 8. Подготовить материал из СМИ по избранной социально-педагогической проблеме.

На этапе 9. Оформить текст портфолио.

7. Источники информации:

7.1. Список рекомендуемой литературы.

Интернет ресурсы.

Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Умственно отсталый ребенок. — М.: Учпедгиз, 2005. Электронный ресурс: http://mirknig.com

http://www.twirpx.com/file/259378/

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990. Электронный ресурс: http://www.coolreferat.comНациональный фонд защиты детей от жестокого обращения. – 2007 г. http://www.bestreferat.ruДементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот.- М., 2003 г. http://www.bestreferat.ru

1. Раздел 2: «Основы социально-педагогической деятельности»

2. Мотивация изучения раздела.

Раздел направлен на осмысление студентами особенностей социально-педагогической деятельности в системе образования детей с особыми образовательными потребностями. Изучение социально-педагогической работы в образовательных учреждениях V, VII, VIII вида.

3.1.Общая цель: формирование компетенций по ФГОС специальности: готов к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абалитации и реабилитации (ПК-3), готов к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4); способен выявлять, фрмулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15).

3.2. Конкретные цели и задачи.

В результате изучения темы студенты должны:

I уровень — «иметь представление» — об особенностях детей с особыми образовательными потребностями, о системе их образования.

II уровень — «знать» — особенности познавательной деятельности, анамнестические данные, антропометрические особенности данного контингента детей, особенности работы социального педагога с детьми с особыми образовательными потребностями.

III уровень — «уметь» работать с личными делами учащихся, воспитанников, проводить сбор и анализ материала по социальному статусу семей детей с особыми образовательными потребностями.

IV уровень — «владеть» приемами анализа познавательной активности на уроках детей с особыми образовательными потребностями.

4. Контрольные вопросы

1. Какие документы составляют основу личного дела учащихся в образовательных учреждениях V, VII, VIII вида? 2. Каковы особенности спектра сопутствующих основному диагнозу соматических заболеваний у контингента учащихся в образовательных учреждениях V, VII, VIII вида?

3. Каковы особенности познавательной деятельности детей в образовательных учреждениях V, VII, VIII вида?

4. Каковы особенности физического развития детей-воспитанников образовательных учреждений V, VII, VIII вида?

5. Каковы особенности предметной и познавательной среды в образовательных учреждениях V, VII, VIII вида?

5. Задания для самостоятельной работы студентов определяют содержание самоподготовки

Разделы самостоятельного изучения

Виды и содержание

самостоятельной работы

Дополнительная проработка раздела: Основы социально-педагогической деятельности

Подготовка отчета по исследованию социального статуса семей (социокультурного и социально-экономического статуса)

Подготовка отчета по исследованию познавательных интересов учащихся

6.Ориентировочная основа действия для СРС

На этапе 1. Проводится статистическая обработка собранного в образовательных учреждениях материала по исследованию социологического статуса семей (таблица 1)

На этапе 2. Проводится статистическая обработка собранного в образовательных учреждениях материала по исследованию социально-экономического статуса семей (таблица 2)

На этапе 3. Проводится статистическая обработка собранного в образовательных учреждениях материала по исследованию социокультурного статуса семей (таблица 3)

На этапе 4. Проводится анализ динамики познавательной активности учащихся на уроках (Таблица 4)

На этапе 5. Проводится анализ данных полученных в ходе работы с личными медицинскими картами воспитанников, обучающихся (Таблица 5)

На этапе 6. Выполняется сравнительный анализ полученных результатов из учреждений различных видов. Используются качественные и количественные критерии для описания результатов

7. Источники информации:

7.1. Список рекомендуемой литературы.

Интернет ресурсы.

Выготский Л.С. Основы дефектологии — СПб.: Лань, 2003. — 654 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература) http://www.pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-1.shtml

Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика). http://www.twirpx.com/file/259378/

Детская тифлопсихология и тифлопедагогика. Е.А. Ерастова http://pri-vos.narod.ru/tiflo/tiflo.htm

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. Электронный ресурс: http://www.pedlib.ru/Books/2/0049/

Бобылева И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. – 2007 г. http://www.bestreferat.ru

8. Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля

В таблицах 1, 2, 3, 4 и 5 представлены основные позиции для статистической обработки и последующего качественного анализа полученного на практических занятиях материала.




Предыдущий:

Следующий: