Современная русская литература ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

Современная русская литература (биография писателя/поэта, обзор творчества, рассказ об одном произведении)

Что такое массовая литература? В чем ее общественная роль и особенности? Чем она интересна? На какого читателя она рассчитана?

Тенденции развития современной фантастики (на примере творчества Б. Стругацкого).

«Женская проза»- явление или модный термин?

Может ли писатель использовать в тексте сленг? Нецензурную лексику?

Какой должна быть современная молодежная литература?

________________________________________________________

Русская литература на рубеже ХХ–ХХI веков. Темы докладов.

План:

1. Литературная ситуация второй половины 1980–1990-х годов.

2. Рождение русского постмодернизма.

3. Литература 1990-х — начала XXI века:

а) современная поэзия;

б) реализация вечных тем русской литературы в постмодернистской прозе.

4. Реалистическая традиция: кризис реализма и формирование постреализма.

5. Современная драматургия.

6. Современная массовая литература.

1. Предыстория.________________________________________________

Книжный бум в России: более 100 000 книг в год. Трудности выбора книги.

«Современная» литература — после 1991 г.

Предыстория: 2 литературы в СССР: официальная и неофициальная. Отсутствие «массовой» литературы. Перестройка: возвращение забытых имен, правда об истории, рождение новой литературы из андеграунда. Литературная катастрофа 1992 г.

2. Массовая литература._________________________________________

Рождение массовой литературы в начале 1990-х годов. Жанры массовой литературы:

-   детектив. 1990-е гг.: Александра Маринина. 2000-е годы: Дарья Донцова и БорисАкунин.

-    боевик (экшн): Александр Бушков, Виктор Доценко.

-    «розовый роман»;

-    триллер.

-    фантастика. Сергей Лукьяненко. Зависимость массовой литературы от телесериалов.

Рост интереса к мемуарной литературе и другим формам non-fiction.

Новые тенденции в массовой литературе с 2005 года:

-    «гламурная» литература. Оксана Робски.

-    «антигламурная» литература. Сергей Минаев.

-    романы- «расследования». Юлия Латынина.

-    Подражания супербестселлерам.

3. «Постсоветская» литература._________________________________

Исчезновение «соцреализма» в начале 1990-х годов. Рост ностальгии по СССР в начале 2000-х годов. Реабилитация соцреализма. Александр Проханов. Роман «Господин Гексоген».

Феномен «толстых» литературных журналов. Литература реалистической ориентации. Традиции «либеральной» советской литературы «шестидесятников».

magazines.russ.ru

Писатели «среднего возраста»:

Дмитрий Быков. Романы «Оправдание», «Орфография», «Эвакуатор», «Ж.-Д.»

Андрей Геласимов. Роман «Год обмана», повесть «Жажда», рассказ «Нежный возраст» .

Ольга Славникова. Роман «2017».

Алексей Слаповский. Романы «Качество жизни», «Они».

Людмила Улицкая. Роман «Даниэль Штайн, переводчик».

«Новый реализм».

Захар Прилепин. Романы «Патологии», «Санькя», «Грех».

4.  Между реализмом и постмодернизмом__________________________

Старшее поколение:

Татьяна Толстая. Роман «Кысь».

 Людмила Петрушевская. Роман «Номер один или В садах других возможностей». Василий Аксенов. Романы «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва-ква-ква», «Редкие земли».

Среднее поколение:

Михаил Шишкин. Романы «Взятие Измаила», «Венерин волос».

Алексей Иванов. Романы «Сердце пармы», «Золото бунта».

5.       Русский постмодернизм.________________________________

Истоки — в андеграунде 1970-1980-х годов. Соцарт. Московский концептуализм.

Дмитрий Пригов.

Лев Рубинштейн.

Владимир Сорокин. Рост известности в конце 1990-х годов. Романы «Голубое сало», «Ледяная трилогия», «День опричника». Фильмы «Москва, «Копейка». Опера «Дети Розенталя».

«Младшие» концептуалисты:

Павел Пепперштейн, Олег Анофриев «Мифогенная любовь каст».

«Петербургские фундаменталисты».

Имперская тема.

Павел Крусанов. Романы «Укус ангела», «Бом-Бом», «Американская дырка».

Ироническая линия: Сергей Носов. Романы «Голодное время», «Грачи улетели».

Виктор Пелевин. Сатира и буддизм. Романы «Чапаев и пустота», «Generation П», «Священная книга оборотня», «Empire V».Алексей Иванов. Современные «фантэзи» с историч. романы « Сердце Парма», « Золото бунта» (о восстании Пугачёва). Михаил Шишкин (живёт в Швейцарии) « Взятие Измаила 2000г.» Премия русского Букера.« Венерин волос» (о психологии русского человека.)

Менее известные авторы:

Сергей Болмат. Романы «Сами по себе», «В воздухе». Михаил Елизаров. Повесть «Ногти», романы «Pasternak», «Библиотекарь». Александр Гаррос и Алексей Евдокимов. Романы «Головоломка», «Серая слизь», «Фактор фуры».

Бестселлеры русской литературы___(биография писателя/поэта, обзор творчества, рассказ об одном произведении)

Акунин Борис

Фрай Макс

Виктор Пелевин

Гришковец Евгений

Татьяна Толстая

Братья Стругацкие

Глуховский Дмитрий

Людмила Петрушевская

Сергей Минаев

Лукьяненко Сергей

Дарья Донцова

Дмитрий Быков

Минаев Сергей

Полина Дашкова

Эдвард Радзинский

Робски Оксана

Александра Маринина

Венедикт Ерофеев

Славникова Ольга

Людмила Улицкая

Семен Малков

Слаповский Алексей

Захар Прилепин

Дина Рубина

Основные направления и тенденции развития современной литературы

Неореализм (Новая реалистическая проза)

Владимир Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»»

Людмила Улицкая «Казус Кукоцкого», «Даниэль Штайн, переводчик»

Андрей Волос «Хуррамабад», «Недвижимость»

Алексей Слаповский «Я – не я»

Военная тема в современной русской литературе

Виктор Астафьев «Веселый солдат»

Аркадий Бабченко «Алхан-Юрт»

Анатолий Азольский «Диверсант»

Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки»

Виктор Пелевин «Жизнь насекомых», «Generation «II»

Дмитрий Галковский «Бесконечный тупик»

Владимир Сорокин «Очередь»

Современная поэзия

Иосиф Бродский

КонцептуализмТимур Кибиров, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Всеволод Некрасов, Сергей Гандлевский, Денис Новиков

МетареализмИван Жданов, Александр Еременко, Ольга Судакова, Алексей Парщиков

Фантастика, утопии и антиутопии

Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров»

Сергей Лукьяненко «Императоры иллюзий», «Танцы на снегу», «Ночной дозор», «Дневной дозор»

Драматургия

Ксения Драгунская «Рыжая пьеса»Нина Садур «Панночка»Евгений Гришковец «Как я съел собаку»

Возрождение детектива

Александра МарининаБорис АкунинДарья Донцова

Пояснения к таблице.

Новая реалистическая проза.

Неореализм – синтез художественного опыта писателей реалистов XIX века с постмодернистским мышлением человека конца XX века. Поиск новых эстетических принципов, отличающихся от критического реализма XIX века и соцреализма. Владимир Маканин «Андегранд, или Герой нашего времени» – судьба «шестидесятника» в эпоху конца девяностых. Итальянская премия «Пене» 1999 г. Людмила Улицкая – дважды лауреат премии «Букер» (За романы «Казус Кукоцкого» и «Даниэль Штайн, переводчик»). «Казус Кукоцкого» – совмещение традиционной канвы семейного романа с философско-мистической стороной жизни героев, превращение привычной реальности в многомерность, соответствующую мироощущению современного человека. Экранизация романа. «Даниэль Штайн, переводчик» – о странствиях духа в мире тьмы, о том, как найти свет в себе и вокруг себя. Андрей Волос «Хуррамабад» – роман о жизни нескольких поколений русских в Таджикистане, об их вынужденном превращении в беженцев. Это художественное представление о том, что оказывается своим и чужим. Роман «Недвижимость» – о работе риэлтора, пресловутом квартирном вопросе. Психологический реализм, воссоздающий колорит времени.

«Я –не я» Алексея Слаповского – авантюрно-философский современный «плутовской» роман.

Военная тема в современной русской литературе.

Новый взгляд на войну, «человеческий масштаб» ее восприятия, размышления о «цене Победы», трагизм этических коллизий, в которых оказывается человек на войне – об этом роман писателя «военного поколения» Виктора Астафьева «Веселый солдат».

Аркадий Бабченко – лауреат премии «Дебют». Повесть «Алхан-Юрт» основана на личных впечатлениях и рассказывает об одном эпизоде чеченской кампании. Бессмыслица войны – центральная тема повести. Анатолий Азольский – лауреат премий журналов «Дружба народов» (1999) и «Новый мир» (2000). Роман «Диверсант» – гуманистический пафос современной военной литературы, сохранение традиций военной прозы в творчестве молодых писателей.

Постмодернизм.

У истоков русского постмодернизма – поэма «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева – вольное обращение с русской классикой, смешение высокого и низкого, ирония и гротеск.

Виктор Пелевин «Жизнь насекомых» – реминисценции из популярных сюжетов, ироничное толкование мифов и стереотипов. «Generation «П» – путешествие в виртуальную реальность. Дмитрий Галковский – лауреат премии «Антибукер». Роман «Бесконечный тупик» – интертекстуальность, слияние реальности и литературы.

Творчество Владимира Сорокина и его роман «Очередь» — пародийная стилизация, натурализм, разрушение устоявшихся литературных жанров.

Современная поэзия.

Творчество Иосифа Бродского (биография, темы и мотивы лирики, пейзаж, образ времени, лирический герой, язык и художественные приемы) Концептуализм и его истоки. Понятие «концепт». Концептуальные школы. Творчество некоторых поэтов – концептуалистов и их поэтический язык. Метареализм как поэтическое направление. Творчество некоторых поэтов – метареалистов.

Фантастика, утопии и антиутопии.

Расцвет жанра антиутопии в XX веке. Психология человека и психология общества в антиутопии братьев Стругацких «Обитаемый остров». Сергей Лукьяненко – лучший европейский писатель – фантаст 2003 года. Ответственность героев Лукьяненко за мир, в котором они живут, соединение специфических для фантастики вопросов с правдивыми запоминающимися образами.

Особенности современной драматургии.

Поиск особых художественных средств и языка. Драматургия Нины Садур – неотъемлемая часть авангардной культуры. Пьеса «Панночка» – необычная трактовка гоголевской повести «Вий». Оригинальность и метафоричность пьесы – исповеди Евгения Гришковца «Как я съел собаку», символика цвета и психологизм «Рыжей пьесы» Ксении Драгунской. Киноверсия пьесы.

 Возрождение детектива.

Специфика детективного жанра. Почему люди любят детективы? Возрождение детектива в конце 80-х годов XX века. Психологические детективы Александры Марининой, ретро-детективы Бориса Акунина, иронические детективы Дарьи Донцовой.

Список литературы

В мире литературы 11 классы; учеб. для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля, /под ред. А.Г.Кутузова. М.: «Дрофа», 2002.

Русская литература XX века 11 класс; учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.И.Лысого – М. «Мнемозина», 2005.

Современная русская литература; учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы, /под ред. Б.А. Ланина, М.: «Вентана-Граф», 2006.

Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: учебник для 11 класса; в 2-х ч. – М.: «ТИД «Русское слово», 2006.

Литературные ресурсы Интернета

«Букинист» – mybooka.narod.ru

«Дебют» – www.mydebut.ru

«Вавилон» – www.vavilon.ru

«Виктор Пелевин» – pelevin.nov.ru

«Графомания» – www.grafomania.msk.ru

«Интерактивная фантастика» – if.gr.ru

«Иосиф Бродский» – gozepf Brodsky.narod.ru

«Островок» – www.ostrovok.de

«Современная русская поэзия» – poet.da.ru

«Фандорин» – www.fandorin.ru

Сайты с рецензиями на новые книги:  

Журнал «Афиша»: http://www.afisha.ru/spb/books/    

Журнал «Прочтение»: http://prochtenie.ru/                                                                    

Газета «Книжное обозрение»: http://www.knigoboz.ru/index/indexO.html

Газета «Книжная витрина»: http://www.top-kniga.ru/kv/

Газета «Ex libris НГ»: http://exlibris.ng.ru/

Страница Андрея Немзера: http://www.ruthenia.ru/nemzer/         

Страница Льва Данилкина: http://www.afisha.ru/blog/21/           Премия «Большая книга»: http://www.bigbook.ru/          

Премия «Русский Букер»: http://www.russianbooker.org/

60 современных российских писателей

http://www.uicbs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1168




Предыдущий:

Следующий: