Список вопросов по курсу Философия Часть 1,2

Список вопросов по курсу Философия Часть 1

Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. (Понятие философии, философия как мировоззрение связь философии с религией и мифологией).

Специфика философии как мировоззрение. Составные части и структура философского знания: онтология, гносеология, антропология, этика и др.

Античная философия: космоцентризм и онтологизм ранней античной философии. Учение о первоначале (субстанции) и варианты его решения в разных школах: милетской, пифагорейской, атомистической и др.

Софистика и Сократ: учение о человеке и этический рационализм Сократа.

Философия зрелой античности: Платон и Аристотель. Учение о бытии и познании.

Античная философия эпохи эллинизма. Нравственно-этические учения и школы эпохи кризиса античности.

Философия Средних веков: апологетика и патристика и их роль в становлении христианской философии. Аврелий Августин и его «метафизика душевных

глубин».

Зрелое средневековье. Проблема разума и веры, полемика между номинализмом и рационализмом. Фома Аквинский и средневековая схоластика.

Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и пантеизм в философии Возрождения. Апофеоз гуманитарного знания.

Философия Нового Времени и парадигма наукоцентризма. Ф. Бэкон как родоначальник философии естествознания:проект создания философии

естествознания (проблема метода, учение об «идолах познания», социально-научная утопия).

Рационализм и дедукция в философии Р. Декарта. Учение о субстанции и дуализме.

Философские воззрения Б.Спинозы. Учение о субстанции, пантеизм и этика.

Немецкая классическая философия и культурно-историческое своеобразие эпохи. Философия И.Канта: учение о познании, категорический императив.

Объективный идеализм и диалектика Гегеля (принцип тождества мышления и бытия, диалектическая логика и панлогизм).

Антропологический материализм Л.Фейербаха. Человек как высший принцип и предмет «новой философии», анализ религиозных воззрений Л. Фейербаха.

Философия XX столетия: субъективная онтология, дилемма рационализма и иррационализма (А.Шопенгауэра, Ф. Ницше).

Психоаналитическая традиция в современной философии. Учение о бессознательном (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

Философия экзистенциализма. Уникальность человеческого бытия и учение о «пограничных ситуациях» ( С. Кьеркегор, Сартр. А. Камю).

Философские воззрения Ф.Ницше: радикальная переоценка ценностей. Этика «любви к дальнему», основные понятия: «воля к власти», «сверхчеловек», «вечное возвращение».

Классический психоанализ и его основные идеи. Бессознательное как функциональный фактор психики.

Неофрейдизм и проблема бессознательного: учение об архетипах К.Юнга, и учение о характере Э. Фромма. Критика отчужденных форм бытия в условиях современней культуры.

Экзистенциальная диалектика и проблема бытия в философии Ж-П. Сартра.

Проблема соотношения философии и науки в философии К.Ясперса.

«Коммуникация» как центральное понятие метафизики Ясперса. «Осевое время» и его назначение в истории культуры.

Философия А.Камю: от «метафизики абсурда» к моралистическому гуманизму.

Философия всеединства Вл. Соловьева: учение о бытии и обществе теократии, этическая концепция в философии Вл. Соловьева.

Русская философия: зарождение теоретической мысли на Руси и формирование русской религиозной философии. Тема исторических судеб России и идея соборности (западники- славянофилы).

Русская религиозная философия в кон. XIX и нач. XX веков: славянофилы — западники. А. Чаадаев и Н. Бердяев об особенностях русской истории («русской идее»).

Философская антропология Н.Бердяева: тема творчества и свободы.

Общество как объект философского знания: становление социальной философии.

29) Основные сферы и уровни общественной жизни, и их взаимосвязь.

Глобальные проблемы современности, их содержание и взаимосвязь. Поиски альтернативных решений.

Человек как объект философского знания. Проблема «природы» и «сущности» человека.

Познание как объект философского анализа. Уровни и ступени познания. Сенсуализм и рационализм

Список вопросов по курсу Философия Часть 2

Объясните понятие «онтология»: значение, история развития, философский контекст.

Назовите основные работы Ф.Ницше и объясните их место и роль в его творчестве.

Кому из античных философов принадлежит определение человека как существа

политического? Объясните данную позицию автора и назовите работу, в которой она изложена.

Кому из древнегреческих философов принадлежит тезис: «Человек есть мера всех вещей» и в чем непреходящая актуальность этого тезиса.

Кто из представителей немецкой классической философии ставил задачу создания философии, основанной на критическом методе, и в каких произведениях решал эту задачу?

Представители, какой античной школы эпохи эллинизма придерживались принципа:«свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа

потребностей?» Какими историческими обстоятельствами обусловлена данная точка зрения?

Для какого течения западноевропейской философии XX в характерен принцип: «существования предшествует сущности»? Назовите имя философа, утверждавшего этот принцип.

Кто из западноевропейских философов XX века выступал с осуждением христианской морали и какие аргументы высказывались при этом?

Кто из философии Нового времени является автором тезиса: «Cogito ergo sum» и какой философский смысл заключен в этом тезисе?

Кому из древнеримских философов принадлежит высказывание: «Судьбы согласного ведут, а несогласного тащат»? В контексте какого философского учения следует понимать это высказывание?

Кому из философов XX в. принадлежат понятие «архетипы» и какой философский смысл оно заключает?

Что означает выражение «категорический императив» и у кого из европейских философов XVIII в. и в каком философском значении оно используется?

Что означает выражение «вещь-в-себе» и «вещъ-для-нас» в философии И.Канта и какое отношение оно имеет к его агностицизму?

Что означает антропологический принцип в философии Л. Фейербаха и как он реализуется в его философии?

Что означает термин «экзистенциализм» и в каком философском контексте он встречается? Кому принадлежит заслуга введения этого термина в философию?

Что означает термин «Воля к власти» и кого из философов в XX века он является центральным понятием?

Назовите основные уровни психики по 3.Фрейду и объясните позицию З.Фрейда.

Какое отношение к трансцендентальному идеализму И.Канта имеют понятия «априори», «антиномии» и «апостериори»? Объясните их смысл и философский контекст.

Кто из древнегреческих философов является автором апорий и какую философскую проблему объясняют апории?

. Как трансформируется понятие «бессознательного», начиная с классического психоанализа к неофрейдизму К.Г Юнга и Э. Фромма?

Какой философский смысл имеет высказывание Б.Спинозы «причина самой себя»(causa sui) и как это высказывание связано с традицией пантеистическогомышления?




Предыдущий:

Следующий: