Стратегическое управление

Стратегическое управление – это управление которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

В своей теории М. Портер выделил пять основных сил, которые определяют потенциал прибыльности организации. Это рыночная власть поставщиков и потребителей, угрозы вторжения на рынок новых участников и появления продуктов заменителей и общий уровень конкуренции на рынке.

1.1 Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы

В маркетинге и менеджменте выделяют следующие факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы:

1. Рост числа конкурирующих фирм, их сравнимость с точки зрения размеров и возможностей.

2. Медленный рост спроса на продукт.

3. Недостаточная дифференциация товаров.

4. Успешность стратегических маневров.

5. Стоимость ухода из бизнеса.

6. Различия стратегий фирм, их кадрового состава, общих приоритетов, ресурсов и стран происхождения.

7. Интеграция сильных компаний из других отраслей.

Когда фирма работает несколько лет, у нее уже сложились такие основные ориентиры как: видение, миссия и цели. Поэтому процесс разработки стратегического плана начинается не с выработки этих основных ориентиров, а с анализа внешней и внутренней среды, т.е. сопоставления внешних угроз и возможностей с внутренними сильными и слабыми сторонами организации. Затем оценивается востребованность и происходит корректировка основных ориентиров фирмы, вырабатываются и оцениваются стратегические альтернативы, выбирается лучший вариант стратегии и формализуется в стратегический план.

Содержание миссии обычно включает:

1. Описание продукции или услуг, предлагаемых организацией на рынке;

2. Характеристика рынка. Организация определяет  своих потребителей, клиентов, пользователей.

3. Цели организации, выражающиеся в терминах выживания, роста, доходности;

4. Технология – характеристика оборудования и инноваций в области технологий;

5. Философия бизнеса – базовые взгляды и ценности организации, служа-щие основой для создания системы мотивации.

6. Внутренняя концепция, в рамках которой организация описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости, степень конкурентоспособности и факторы выживания.

7. Внешний образ организации, ее имидж перед партнерами, потребителями, инвесторами и другими контрагентами. В этой части фирма должна передавать то впечатление, которое она хочет произвести на внешний мир.

С целью упрощения Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. в управленческое обследование предлагают включить пять функций: маркетинг, финансы, операции, человеческие ресурсы, а также культура и образ фирмы.

Маркетинг. При обследовании функций маркетинга заслуживают внимания семь областей анализа:

1. Доля рынка и конкурентоспособность.

2. Разнообразие и качество ассортимента изделий.

3. Рыночная демографическая статистика

4. Рыночные исследования и разработки.

5. Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов.

6. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара.

7. Прибыли.

3.2 Выбор стратегии

На стратегический выбор, осуществляемый руководителями влияют разнообразные факторы. Некоторые из них:

1. Риски (в том числе изменений рыночной ситуации, ответной реакции кон-курентов на вашу стратегию и т.д.);

2. Опыт прошлых стратегий. Часто бессознательно или сознательно руково-дство находится под воздействием прошлых стратегических альтернатив, выбранных фирмой.

3. Приоритеты инвесторов (владельцев). На что готовы выделять деньги инвесторы, каковы цели сегодняшних владельцев по отношению к предприятию и как избавится от притязаний нежелательных владельцев – ответы на эти вопросы прямо влияют на выбор стратегии.

4. Фактор времени. Реализация даже хорошей идеи в неудачный момент мо-жет привести к краху организации.

Правильное избранная и успешно претворенная в жизнь стратегия управления предприятием – залог его плодотворного функционирования в условиях рыночной экономики.Преимуществами стратегического мышления, имеющего первостепенное значение, и осознанного стратегического управления (в противоположность свободной импровизации, интуиции или бездеятельности) являются:1.     Обеспечение направленности всей организации на ключевой аспект стратегии: «что мы стараемся делать и чего добиваемся?»;2.     Необходимость менеджеров более чётко реагировать на появляющиеся перемены, новые возможности и угрожающие тенденции;3.      Возможность для менеджеров оценивать альтернативные варианты капитальных вложений и расширение персонала, т.е. разумно переносить ресурсы в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты;4.      Возможность объединить решения руководителей всех уровней управления, связанных со стратегией;5.     Создание среды, благоприятствующей активному руководству и противодействующей тенденциям, которые могут привести лишь к пассивному реагированию на изменение ситуации.




Предыдущий:

Следующий: