ТАБЛИЦА СТИЛЕЙ ИМК

Худ.направление

Стиль. Характеристика

Архитектура

Изобразительное искусство

Литература

Музыка

Театр

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

X-XII вв.

(в некоторых странах XIII в.)

Западно-европейское Средневековье

Времена феодальной раздробленноти

Период становления Христианства

Влияние римского, античного и византийского искусства

СУТЬ ПЕРИОДА – ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ БОГА

ВСЕ ВИДЫ ИСКУССТВА СОЕДИНЯЛИСЬ В ХРАМАХ, ЯВЛЯВШИХСЯ ЦЕНТРАМИ, ГДЕ БЫЛИ СОСРЕДОТОЧЕНЫ ВСЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ ТОГО ВРЕМЕНИ

Основные постройки:

крепость — замок

крепость — монастырь

Основа планараннехристианская базилика

Характерные черты:

полуциркульные арки

цилиндрические своды

апсиды (полукруглые, гранёные или прямоугольные выступы на здании)

украшения в виде листьев-акантов

витражи

декорированные тимпаны (внутренние поля фронтона)

Увеличение высоты храма

Прочность и основательность (оборонительное значение)

Рациональная простота конструкции, сложенной из травей (квадратные структурные секции внутри пространства нефа)

Массивные стены

Узкие проемы окон

Ступенчато-углубленные порталы

Колонны

сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки

ПРИМЕРЫ:

Кафедральный собор Успения Святой Девы Марии в Пизе, Италия

Кафедральный собор Святого Петра и Святого Георгия в Бамберге, Бавария, Германия

Замок Сюлли-на-Луаре, Франция

Византийские иконографические традиции

Церковная тематика

ЖИВОПИСЬ:

- центральные темы связаны с представлениями о безграничном и грозном могуществе Бога

строго симметричные композиции

фигуры на изображении имеют размер в зависимости от важности

отклонения от реальных пропорций

выразительные яркие цвета

узоры (геометрические, флора и фауна)

Основные жанры:

ФРЕСКИ И МОЗАИКИ

СКУЛЬПТУРА:

впервые появилась деревянная фигура Распятия (Германия), свободно стоящие статуи Мадонны

Материалы: эмаль, металл, слоновая кость, бронза, гипс, стукко (искусственный мрамор)

ОССУАРИИ, РЕЛИКВАРИИ для хранения мощей,

УКРАШЕНИЕ ЗДАНИЙ (РЕЛЬЕФЫ), РЕЗЬБА ПО КАМНЮ, РЕЗЬБА ПО КОСТИ,

УКРАШЕНИЕ РУКОПИСЕЙ (книжная миниатюра), ГОБЕЛЕНЫ, ХУД.ТКАЧЕСТВО, ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО, ЛИТЬЁ (ДОСПЕХИ, ОРУЖИЕ)

АНОНИМНОСТЬ

ПРИМЕРЫ:

Барельефы на фасаде Каф. собора в Ферраре, Италия

Витражи Каф.собора в Кентербери, Великобритания

Роспись крипты Базалики Св.Исидора в Леоне, Испания

Латинская литература письменная (латинские тексты и придворная поэзия)

ПРИМЕРЫ:

Пьер Абеляр «История моих бедствий» 1132-36гг.

Религиозная лирика Хильдегарды Бингенской (1098-1179гг.)

«Александреида» — поэма Вальтера Шатильонского (1178-1182гг.)

Основные книги:

Библия

Евангелие

Жития,

т.е. церковная литература

Литература на народных языках (романских и германских) – устная НАРОДНО-ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС (эпические баллады (осн.жанр), сказки, песни, басни, новеллы) АНОНИМНОСТЬ

Новая система эстетического мышления, обусловленная тремя основными источниками: влияние античности, христианства и народного творчества «варварских» народов

изобретение книгопечатания

открытие университетов

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ МУЗЫКА РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Григорианский хорал

(церковные одноголосные песнопения)

АНОНИМНОСТЬ

Создание музыкальной нотации

(Гвидо из Ареццо, середина XI века)

Школы:

Школа при монастыре Сен-Марсьяль;

Школа Нотр-Дам (первая полифония монахов Леонина и Перотина);Школа

Сантьяго-де-Компостелла, Галисия, Испания (центр паломничества)

Англия: Рукопись Старого Зала, рукопись «Worcester Fragments» («Вустерские Фрагменты»)

Светское направление

(композиции трубадуров, труверов, миннезингеров)

Начало (основа театральных действий) – деревенские праздники (конец зимы, приход весны, сбор урожая)

ГИСТРИОНЫ

(жонглеры — Франция, шпильманы — Германия,

франты — Польша, кукеры — Болгария, скоморохи — Россия)

Затем стали различать:

комиков-буффонов,

рассказчиков,

певцов,

трубадуров (сочинители и исполнители стихов, баллад и танцевальных песен)

расслоение по отраслям творчества, по той аудитории, к которой они чаще всего обращаются, пришло на смену синкретизму

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ (ЦЕРКОВНАЯ) ДРАМА (инсценировки эпизодов из Священного Писания)

ПРИМЕРЫ:

«Жених» (между 1125 и 1150гг.)

«Игра об Адаме» (около 1150-1170гг.)

Готика. (gotico, готский – от названия романского племени – готов)

( от итал. Gotico – букв. непривычный, варварский) – художественный стиль, господствующий в западноевропейском искусстве XII-XIII веков. Зародился во Франции в сер. XII века. Отражал кардинальные изменения в структуре общества: начало формирования центральных гос-в, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил – городских, торговых и ремесленных. По мере развития общественного сознания, ремесла, техники, ослабевали устои религиозно-догматического мировозрения. Для Г. характерны символико-аллегорический тип мышления и условность худ. языка.

Делится на: раннюю, высокую, позднюю готику.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. Характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад резными деталями и многоцветные витражные стекла.

Первое сооружение г.стиля. – церковь монастыря Сен-Дени по проекту аббата Сугерия.

Примеры:

Собор Парижской Богоматери (строит. 1163—1345гг) – арх. Жан де Шель, Пьер де Монтрёй

Собор в Кёльне 1248- IX в.

Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв. в Лондоне.

Собор Св. Вита (1344-1929 гг.) в Праге. Первый арх. Маттиас из Арраса.

Собор в Севилье (1402-1506гг.)

Обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов. Основной вид изобр. искусства – скульптура.

Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, обращением их друг к другу и зрителю.

Интерес к реальным природным формам, физической красоте и чувствам человека.

Тема материнства, нравственного страдания, мученичества, жертвенной стойкости человека.

Святые изобр. как современники – горожане, рыцари, крестьяне. Богоматерь – в образе прекрасной Дамы – молодой аристократки.

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге, Германия.

Витраж постепенно вытесняет фресковую живопись.

Городская литература: материал – городской быт, неприкрашенно-грубый. Герой – не безупречный рыцарь и его прекрасная дама, а купец, ремесленник, школяр, вор, бродяга.

Примеры:

Вильям Ленгленд. Поэма «Видение о Петре-пахаре»

Парижский поэт Рютбеф: стихотворения «Женитьба Рютбефа», «Бедность Рютбефа», «Болезнь Рютбефа».

Особое место – лирика вагантов («бедные люди»). Пародировали библейские и известные сюжеты.

Поэт-вагант Вальтер Шатильонский (1135-1200гг.) стихотворение «Обличение Рима»

Самый популярный вид городской литературы – новеллистика (небольшие стихотворные произведения повествоват. Характера).

С XIII века богослужебное пение католиков получило название cantus planus (букв. «плавный распев») – одноголосный распев с ненотированным ритмом.

Зарождение и интенсивное развитие новых грегорианских жанров – песнопения, рифмованный оффиций, секвенция.

Новые праздники – новая музыка. Оформление – новые формуляры месс и оффициев.

Новый тип Григорианского пения – contus fractus (прерывистое пение). Характерна регулярная ритмика.

Во Франции XII века образуется первая композиторская школа при соборе Парижской Богоматери.

Основные жанры:

Мистерия – драматическая инсценировка, основанная на Библии. «Мистерия Ветхого Завета». «Мистерия о деяниях апостолов» ( включались и комические сцены).

Моралите — нравоучительное произведение, обличающее пороки и прославляющее добродетель. «Осуждение пиршеств», «Блудный сын».

Фарс – вкрапление в мистерию. Отдельный жанр – только в XIV веке.

Гистрионы – из низов общества, самодельные театры, =шпильманам в Германии.

Первые пьесы светского театра – Адам де ла Аль «Игра о беседке», «Игра о Робене и Марион» — считаются прообразом оперы.

Возрождение (Ренессанс)

(от «re/ri» — «заново» и «nasci» — «рожденный»)

Примерные хронологические рамки: начало XIV — последняя четверть XVI века (первые десятилетия XVII века). Отличительная черта — светский характер культуры и её антропоцентризм (интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности), а также «возрождение» античной культуры. 4 этапа: Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение.

Особенное значение придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Примеры:

Дворец дожей (Венеция, 1309—1424 гг, Филиппо Календарио).

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция, конец XII в., Филиппо Брунеллески, Джотто).

Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио (Рим, 1502 г, Донато Браманте), Крыло Луврского дворца (Париж, середина XVI в, Пьер Леско)

Собор Св. Петра (Рим, 1626 г, Донато Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Карло Мадерно).

Художники начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Другим важным шагом стало появление нерелигиозного, секулярного искусства.

Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры.

Леонардо да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции.

Примеры:

Джотто «Поцелуй Иуды» (Падуя, капелла дель Арена).

Сандро Боттичелли «Венера и Марс» (ок. 1483 года).

Микеланджело «Сотворение Адама» (1508—1512, Сикстинская капелла), Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495—1498, Санта-Мария делле Грацие, Милан).

Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей» (1535).

Распространилась по всей Европе, но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер.

Наиболее популярным был жанр новеллы.

В ПОЭЗИИ- сонет.

Большое развитие получает драматургия.

Писатели выражают новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь.

Примеры:

Италия: Данте Алигьери «Божественная комедия», Франческо Петрарка — цикл сонетов в честь Лауры, Джованни Боккаччо «Декамерон».

Англия: драматург Шекспир «Король Лир», поэт Джефри Чосера «Троил и Хризеида», романист Джон Лили «Александр Великий и Кампаспа».

Франция: Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэля», Пьер де Ронсар «Оды».

Германия: гуманисты Иоганн Рейхлин и Ульрих фон Гуттен, реформаторы Мартин Лютер и Томас Мюнцер, сатирик Себастьян Брант «Корабль дураков».

Нидерланды: поэт Иоанн Секунд «Поцелуи», прозаик Эразм Роттердамский «Похвала глупости», поэт и драматург Йост ван ден Вондел — трагедии на библейские и исторические темы.

Испания и Португалия: прозаик и поэт Мигель Сервантес де Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», Луис де Камоэнс «Лузиады».

В эпоху Возрождения музыка проникается гуманистическим мироощущением.

Появляются новые светские жанры (фроттола, вилланелла и мадригал в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии).

Высокий уровень полифонии — Италия и Франция (XIV в), Англия (XV в), Нидерланды (XV-XVI вв) и др.

Новые инструментальные жанры, школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле.

В Италии — расцвет изготовления смычковых инструментов. »Борьба» виолы и скрипки.

Композиторы: Лука Маренцио, Якоб Аркадельт, Джезуальдо да Веноза.

Развивался в Англии, Италии, Испании.

Италия — две линии: «учёная комедия» (XV-XVI вв) и Комедия дель арте. Драматурги: Макиавелли, Джордано Бруно,Торквато Тассо.

Англия -3 этапа: 1) Начало формирования (XVI-XVII вв), 2) до смерти Шекспира (XVI-XVII вв) 3) после смерти Шекспира — кризис и упадок Английского театра.

Особенность Англ. Возрождения — выход на новый философский уровень.

Испания. Театр формировался во времена движения Реконкиста (XVI в) Цель — возрождение национального самосознания.

Драматурги: Хуан дель Энсина, Лопе де Руэда, Мигель Сервантес де Сааведра, Лопе де Вега, Дон Педро Кальдерон.

Барокко

(итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) стиль появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: РимеМантуе, Венеции, Флоренции. Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств , одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.

Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника.

Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястрыКупола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.

Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатидамаскарон.

Примеры:

Л. БерниниФ. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой;  капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа, Палаццо Кариньяно (арх.Гварино Гварини), Королевский дворец в Мадриде,

Ступиниджи близ Турина, Дворец Мафра в Португалии

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов.

Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность

Примеры:«Благая весть»1644, худ.Филипп де Шампень; Караваджо «Призвание апостола Матфея», «Обращение Савла», «Положение во гроб», «Давид с головой Голиафа»;Франсиско де Сурбаран Христос на кресте; Веласкес,Менины; Хусепе Рибера «Хромоножка», «Святая Агнесса», «Апостол Яков-старший»

Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).

Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения.

Примеры:

(Оноре д’Юрфе, «Астрея», «Подзорная труба Аристотеля» Эмануэле Тезауро, История жизни пройдохи по имени дон Паблос Франсиско де Кеведо, Кальдерон де ла Барка «Врач своей чести», «Волшебный маг», «Чистилище святого Патрика», «Саламейский алькальд», «В тихом омуте…»,Фюретьер Антуан «Путешествие Меркурия», «Аллегорическая повесть, или История недавних смут в королевстве Красноречия»)

Главным в этой музыке было выражение эмоций. Музыка барокко — это буйство и экстаз, в отличие от уверенности и самостоятельности эпохи возрождения. Это период, в котором сложности гармонии выросли наряду с акцентом на контрасте.

В опере на место речитатива пришла ария, а в церковной музыке контрасты солистов, хора и оркестра были доведены до высокого уровня. В инструментальной музыке барокко появились соната, сюита, а также  Concerto Grosso (большой концерт), как в музыке Вивальди, Баха, Генделя.Музыка барокко знаменита развитием контрапункта.

Инструментальные формы, звучащие в эпоху барокко — кончерто гроссо, фуга, сюита, соната, партита, канцона, симфония, фантазия, ричеркар, токката, прелюдия, пассакалия, чакона, Stylus Fantasticus. Вокальные формы — опера, оратория, страсти, месса, кантата, хорал.

Примеры:(Всё творчество И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, А.Вивальди, позднее творчество К.Монтеверди, Д.Скарлатти, А. Скрлатти)

Развитие комедии масок в Италии XVII в. основывается на реалистичных принципах, оставляя барочную эстетику для опер. Театр Франции полностью находится под влиянием классицизма, как и немецкий театр, который принимает и французский классическую трагедию, и барочную итальянскую оперу. Единственным исключением является театр Испании, в котором идеи барокко воплотились наиболее последовательно. А именно:• признание сложности и противоречивости жизни;• объединение сюжета и героев драмы определенной религиозной или философской идеей;• динамический характер пьес, основным содержанием которых является конфликт идей;• применение риторических языковых приемов.

Примеры:

(Педро Кальдерон де ла Барка П.Кальдерона «Дама-невидимка», «Игра любви и случая”)

Романтизм

(фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в

искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в

Германии,представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-

технический прогресс. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший

пик романтизма приходится на первую четверть 19 в. Центр художественной системы романтизма

– личность, а его главный конфликт – личности и общества. «Романтизм — это своеобразная

реакция на Французскую революцию» (Карл Маркс).

Строительные особенности стиля романтизм — появление металлических конструкций.

Сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения. Основной для романтизма в

архитектуре стала готика.

Примеры:

первый чугунный мост через реку Северн (1779); Сандерленд бридж (1793-1796);

оранжерея ботанического сада в Париже (1833, автор Руо), является первой постройкой,

возведенной из железа и стекла, оранжерея в парке Ледницкого замка (1845, автор Девьен).

Хрустальный дворец (англ. Crystal Palace) в лондонском Гайд-парке (1850—1851)

Обличаются внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и

полутонов. Использование сочных красок, ярких мазков и насыщению картин «спецэффектами ».

Французская школа основана на принципах объединения всех участников сюжета, в том числе

неодушевленных, в единый движущейся клубок с динамикой и амплитудой.

Примеры: А-Ж.Гро «Сапфо в

Лёкат» (1801); Э.Делакруа «Греция на развалинах Месолонгиона» (1826)

Германская техника — меланхоличная основа, слишком чувственная, что отображалось в красках и

размытых линиях. Ф. Отто Рунге «Маленькая Пертеса» (1805); К. Ф. Лессинг; К. Шпицвег.

Английская и американская — изящество природы и надуманностью пейзажных сюжетов

Р.Бонингтон «Дедхэм Вэйл» (1802), У.Блейк «Создатель» (1795), Э. Уильям, Т. Коул , У. С. Маунт, Ф.

Э. Чёрч или противоположным мистическим характером картин У.Тернера «Трафальгарская битва»

(1806) .

Россия прославилась морской тематикой И. Айвазовского, насытившего мир искусства красотой

соленой воды – от «Всемирного Потопа » до « Радуги»

Характерные черты:

- Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру

человека.

- Культ чувств, природы и естественного состояния человека. Отрицание рационализма, культа

разума и упорядоченности.

- В литературе становятся популярны развернутые описания экзотической природы, бурных

стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.

-Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом,

поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному.

- Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности.

Примеры:

А. С. Пушкин «пророк»; М. Ю. Лермонтов «мцыри», братья Гримм «Гензель и Гретель» А. Гофман

«Песочный человек», Джордж Гордон Байрон, Виктор Гюго, Уильям Блейк, Вальтер Скотт, Генрих

Гейне, Фридрих Шиллер, Жорж Санд, Адам Мицкевич.

Произведения более пылкие и эмоционально выразительные. Композиторы-романтики старались

выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной,

индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. Эстетика

музыкального романтизма - идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в

оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

Обращение к нац. фольклору – народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф.

Шопен, И. Брамс, Э. Григ и др.). Они опирались на интонации и ритмы нац. фольклора,

возрождали старинные диатонические лады.

Характерно: тема фантастики («Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера); тема

природы («большая» симфония C-dur Шуберта)

Господствующее положение приобретает лирика, образы любви.

Преобладание в музыке личного тона. В центре внимания романтиков конкретный человек с его

неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше

уступает место единичному, индивидуально своеобразному.

Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана,

К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) – творчеством Ф.

Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди

Исток - движение «Бури и натиска» (нем. Sturm und Drang). Представители Ф.Шиллер

(Разбойники, Заговор Фиеско в Генуе, Коварство и любовь) и И.В.Гете (в своих ранних

драматических опытах: Гец фон Берлихинген и др.).

Культ неограниченной свободы личности, мятежный субъективизм, отвергающий все возможные

законы: морали, нравственности, социума. Сложились два крыла — демократически активное и

консервативное.

Новый тип героя — бунтаря, восстающего против царящей в мире

бесчеловечности. Общественный пафос, страстность обличения определяли бурную

эмоциональность, яркую драматическую экспрессию искусства романтических актёров. Но

ощущение одиночества приводило их к трагедийному обострению сценического образа. Отсюда

— метание, гиперболизация чувств, черты «мировой скорби» в характере сценических героев,

меланхолия, горькая ирония по отношению к своим мечтам и порывам.

В игре актёров -

разговорная речь. Деятели демократического романтизма главным считали человека, его

душевный мир.

Драматический конфликт переключался из области социальных проблем в

область психологических.

Романтизм в театре связан с именами поэтов Дж. Байрона и П. Б. Шелли, актера Э. Кина в Англии;

драматургов В. Гюго и А. де Мюссе, актеров Фредерика-Леметра, П. Бокажа и М. Дорваль во

Франции; поэтов и драматургов Г. Гейне, К. Гуцкова, Г. фон Клейста, актера Л. Девриента в

Германии; драматурга Ф. Грильпарцера в Австрии. Мощный подъем романтической поэзии и

театра пережила Польша, где это направление было представлено творчеством А. Мицкевича, Ю.

Словацкого, Ц. К. Норвида, З. Красиньского. Особая ситуация сложилась в Италии, где романтизм

наиболее ярко проявился в актерском творчестве (Э. Росси, Т. Сальвини) и продолжал жить и

тогда, когда в других странах это движение пошло на убыль. В России черты романтизма

отразились в драмах М. Ю. Лермонтова, произведениях писателей-декабристов, в игре П. С.

Мочалова, в первую очередь в исполнении им роли Гамлета

Классицизм

(classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Во многом классицизм опирается на античное искусство.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

—Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности.

Примеры:

Джованни Сервандони — Парижская церковь Сен-Сюльпис.

* Лео фон Кленце — Пантеон на лугу Терезии в Мюнхене.

* Карл Ива́нович Ро́сси- Здание Главного штаба, Ансамбль Александринской площади со зданиями Александринского театра, Ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью.

Ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен) .

Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний — зеленым, а дальний — голубым.

Примеры:

Давид, Жак-Луи. Клятва Горациев(1784), Переход Наполеона через Альпы (1800).

* Никола Пуссен. «Танец под музыку времени» (1636).

* Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830).

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась, по сути, адаптацией французских классических правил к русскому языку.

Основные черты: Регламентированность, служение государству, утверждение разумного начала, отчуждение неразумного.

Представители: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин). Английские- Аддисон, Свифт. Немецкие- И. В. Гёте ,Ф. Шиллер.

Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

Музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.

Высшим жанром классицизма считалась трагедия. Она должна была быть написана в стихах и строилась на правиле «трех единств» — времени, места и действия. Основой конфликта трагедии было столкновение долга и чувства. Трагедия писалась высоким штилем, героическим добродетельным персонажам противостояли злодеи, попиравшие нормы морали и общественные законы. Образцы жанра дали французские трагики XVII в.-П. Корнель и Ж. Расин.

Примеры:

В В Капнист комедия «Ябеда», А П Сумароков трагедия «Синав и Трувор» (1750), Я. Б. Княжнин трагедия «Вадим Новгородский» (1789).

Модерн

(от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil - «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны)

Особое внимание в модерне уделяется символам. Художник – это медиум. Предмет-символ является «связью» между мирами.

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы также художественно обрабатывались.

Архитекторы: Виктор Орта, Эктор Гимар, Антонио Гауди.

В живописи модерна картина является декоративной плоскостью, на которой с помощью символов выражается идея художника. Снова появился интерес к гравюре и графике, прикладному искусству.

Художники: Густав Климт, Альфонс Муха, Михаил Врубель, Виктор Васнецов.

Реализм

Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму.

Реализм – течение в искусстве, стремящееся правдиво и объективно отображать действительность, а также философская доктрина, гласящая, что предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Как такового понятия «реализм» в архитектуре нет. Но начиная с 30-х годов прошлого столетия отдельное место в истории этого жанра искусства занимает социалистический реализм в архитектуре. Этот художественный метод использовался в Советском Союзе и был тесно связан и идеологией молодого советского государства. Соцреализм стремится избегать вычурных форм и лишних деталей, используя простоту и красоту природной естественности и натурализма.

Примеры:

фонтан «Дружба народов СССР» (арх. К. Т. Топуридзе);

Самарский академический театр оперы и балета (арх. Ной Троцкий, Николай Каценеленбоген);

Москва, Министерство иностранных дел (арх. М. Минкус);

Дом Советов, Ленинград (арх. Н. А. Троцкий, М. А. Шепилевский, Я. Н. Лукин).

Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава. В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм.

Главное требование – это обращение к современной действительности в многообразии ее проявления, при этом опираясь на точную науку.

Реализм в живописи России во второй половине ХІХ века связан с развитием общественных демократических идей (сочувствие к жизни и судьбе народа в совмещении с обличием существовавшего государственного устройства).

В СССР идеи данного течения заключались в провозглашении правдивого отображения реальности в её революционном развитии.

Примеры:

И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге» (1873),

Иван Шишкин. «Рожь» (1878),

Н.А. Ярошенко «На качелях» (1888),

А.М. Герасимов «В.И. Ленин на трибуне». (1930),

И. Репин «Под конвоем. На грязной дороге» (1876),

Жюль Бретон «Религиозная церемония» (1858),

В. Серов «Девочка с персиками» (1887),

Генри «Снег в Нью-Йорке» (1902).

Основные черты:

-Объективизм в изображении жизни

-нравственный идеал автора

-типические хар-ры при несомненной индивидуальности героев

(таковы например гоголеские помещики и герои пушкинского «онегина»)

-типические обстоятельства (например обстоятельства воспитания Татьяны Лариной)

-типические ситуации и конфликты ( наиболее распространенные — конфликт маленького человека и общества и лишнего человека

и общества)

-внимание к психологической достоверности характеров

-обыденная и повседневная жизнь героев ( герой- не выдающаяся личность, как в романтизме, а тот, кто узнаваем читателями, как, например, их современник)

-внимание к точности и достоверности деталей (по роману «Евгений Онегин» можно изучить эпоху)

-неоднозначность авторского отношения к героям (нет четкого деления на положительных и отрицательных героев, например, отношение Лермонтова в Печорину)

-важность социальных проблем.

(стихотворения)

•Д. И. Фонвизин (комедия «Недоросль»)

•Поздний А. С. Пушкин — основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин»)

•М. Ю. Лермонтов (социально-психологический роман «Герой нашего времени»)

•Н. В. Гоголь (поэма «Мертвые души»)

•И. А. Гончаров (роман «Обломов»)

•А. С. Грибоедов (комедия «Горе от ума»)

•А. И. Герцен (социально-философский роман «Кто виноват?»)

•Н. Г. Чернышевский (социально-философский роман «Что делать?»)

•Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)

•Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

•И. С. Тургенев («Рудин, «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне»)

•А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»)

•А. И. Куприн («Юнкера», «Олеся», «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус», «Суламифь»)

•А. Т. Твардовский («Василий Теркин»)

•В. М. Шукшин («Срезал», «Чудик», «Дядя Ермолай»)

•Б. Л. Пастернак («Доктор Живаго»)

•В. И. Кураш («Там, где сбываются все мечты»)

Реализм в музыкальном искусстве находит отражение в правдивом и верном выражении человеческих чувств и мыслей через интонацию, мелодию, темп, ритм.

Представители: Бизе, Скрябин, Шостакович, Щедрин, Свиридов, Стравинский, Прокофьев, Хачатурян.

Развитие русской реалистической литературы, драматургия Грибоедова, Гоголя, Тургенева,Сухово-Кобылина, Островского создавали основу для формирования сценического реализма.

Актеры-реалисты:М.С. Щепкин, А. Мартынов,П.Садовский,С. Шумский, С.и П. Васильевы.

Черты:

-народность

-гуманизм

-интерес к раскрытию своего богатства душевных переживаний человека

-многосторонняя разработка образа «маленького» человека

Основной метод актерского творчества становится метод глубокого раскрытия психологического своеобразия героя путем внутреннего перевоплощения актера в изображаемое лицо.

Творческая деятельность М. Щепкина:

Щепкин требовал от актера постижения «души роли»

Требовал чтобы актер всю свою игру подчинял выявлению главного смысла действия, жертвуя эффектами собственной роли ради обшей художественной цели.

Следующий этап сценическогоо реализма был связан с работой театра над воплощением пьес Островского

Пьесы Островского воспитывали в актерах мастерство точной бытовой хар-ки персонажа, способствовали развитию сценической речи.

Главой новой школы, под руководством Островского, был П. Садовский. Среди исполнительниц женских ролей выделялась Л.Никулина-Косицкая.

Неоклассицизм

направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века — нач. 19 века

Здание в стиле “неоклассицизма” обычно отличается следующими чертами: симметричной формой; высокими колонами, высотой, обычно, с само здание; прямоугольным фасадом и крышей в форме купола.

Примеры:

Здание Высших женских курсов на Малой Пироговской улице в Москве. 1913г. Архитектор С. У. Соловьев

Венский парламент. Архитектор ван Хансен. 1873-1883 гг.

Военно-исторический музей Окленда. 1929 г. Новая Зеландия.

Имперская канцелярия в Берлине. 1938г. архитектор А. Шпеер.

Театр на Елисейских полях в Париже. 1913 г. архитекторы братья Пере, скульптор Бурдель.

Торгово-Промышленный банк в Санкт-Петербурге. Архитектор М. М. Перетяткович. 1912-1914 гг.

Обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу. Мифологические и исторические сюжеты.

Противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному.

Примеры:

А.Р. Менгс, А. Ф. Гауш, Б. М. Кустодиев, И. А. Фомин, К. Ф. Богаевский, В. А. Щуко, П. И. Нерадовский, Д. Н. Кардовский, Ангелика Кауфман, Бенджамин Уэст, Вильям Адольф Бугро, Владимир Боровиковский, Джованни Баттиста Пиранези, Джозеф Райт, Джон Синглтон Копли, Жак Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов, Михаил Шибанов, Пьер Поль Прюдон , Пьер-Нарцисс Герен, Фёдор Алексеев, Франц Ксавер Винтерхальтер.

Неоклассицизм возник в западноевропейской литературе в середине XIX в. Группе украинских неоклассиков в 20-х годах XX ст. принадлежали Зеров, М. Драй-Хмара, М. Рыльский, П. Филиппович, Юрий Клен (О. Бургардт). Они отмежевывались от пролетарской культуры, стремились подражать искусству прошлых эпох, предпочитали историко-культурной и морально-психологической проблематике.

Одним из наиболее ярких проявлений неоклассицизма в литературе стала «романская школа» — направление во французской поэзии 90-х годов XIX века, возглавил которое Жан Мореас. В «романскую школу» входили Ш. Моррас, М. Дюплесси, Э. Рейно, Р. де ла Тайед.

Представители стремились к возрождению стилистических черт музыки раннеклассического и доклассического периода. Наибольшего развития достигло в 1920-х — 1930-х годах.

Представители:

Эрик Сати, Игорь Стравинский, Дариус Мийо, Артюр Онеггер, Франсис Пуленк, Пауль Хиндемит.

 Конструктивизм

(от лат. constructio — построение) — художественное направление в искусстве ряда европейских стран начала XX в., провозгласившее основой художественного образа не композицию, а конструкцию. Конструкция - функциональный тип структуры, построение, способ связи частей в зависимости от их функции. Задача: конструирование окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, осмысление формообразующих возможностей новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши противопоставляли простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. Конструктивизм в советском искусстве 20-х гг. В зарубежном искусстве термин «конструктивизм» условен (внутри функционализма/одно из направлений авангардизма). 

Строительная конструкция, обеспечивающая правильную работу отдельных частей здания и его прочность. Достижение художественной выразительности композиционными средствами, сопоставлением простых, лаконичных объемов, а также эстетическими возможностями таких материалов, как металл, стекло, дерево.

Примеры:

Музей археологии1929-1933Торонто,Канада; Эйфелева башняГустав Эйфель1889, ПарижФранция; Дом культуры им.Русакова, 1928К. С. МельниковРоссия, Москва; братья А. А., В. А. и Л. А. Веснины Дворец труда для Москвы (1923); Эмпайр Стэйт Билдингфирма Шриви К.,1930-1931США, Нью Йорк; Центр Жоржа ПомпидуРенцо Пиано, Ричард Роджерс, 1972-1977Франция, Париж.Проекты И. А. и П. А. Голосовых, проекты И. И. Леонидова, М. Я. Гинзбурга.

«Зрительная прочность», целостность изображения. В изобразительном искусстве конструкцию как функциональную целостность следует отличать от смыслового, художественно-образного единства, являющегося более высоким уровнем организации композиции. Внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала. Художники А. Родченко «Ленгиз», В. Татлин «Матрос», В. Степанова, Э. Лисицкий «Клином красным бей белых!», «Победа над солнцем», А. Экстер. Зарубежные скульпторы Н. Габо, А. Певзнер.

На первый план выдвигался принцип понимания литературного произведения как конструкции. В 1923 рядом манифестов был провозглашён конструктивизм как течение в литературе (прежде всего в поэзии), создан «Литературный центр конструктивистов». В нём участвовали поэты Илья Сельвинский, Вера Инбер, Владимир Луговской, Борис Агапов, литературоведы Корнелий Зелинский, Александр Квятковский и другие. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. Э. Багрицкий «Славяне»,И. Сельвинский «Рапорт», В. Луговской «Жестокое Пробуждение».

Черты: образ движения, техники, механизма; рационализм;«блочный» способ организации звукового материала; ostinato, доведенное до крайности в многослойной, многоэтажной полифонической фактуре; репетитивная техника.Сочинения 1920-х —1930-х годов: Алексея Животова «Рельсы», Леонида Половинкина «Телескоп II для фортепиано», Владимира Дешевова «Газетные объявления» и Александра Мосолова «Завод», «Двадцать четвертый год». Балет Прокофьева «Стальной скок», оркестровые пьесы Онеггера «Рэгби» и «Пасифик 231». Отдельные его черты нашли претворение в произведениях Стравинского, Прокофьева, Шостаковича (во Второй и Третьей симфониях). Машинная тематика очень ярко проявилась в творчестве композиторов разных стран этого периода:1. Мийо (франц.) — опера «Сельскохозяйственные машины» на текст из фирменного каталога.2. Энсл (англ.) — балет «Механический балет», для фортепиано: «Аэропланная сюита» и «Механизмы», «Смерть машины».3. К.Вайль ( герм.) — кантата на слова Б.Брехта «Полет Линдберга»(«Полет через океан» 4. Ч.Айвз (США) — балет «Лошадиные силы».

В специфической «вещности» и зрелищной символике, в структуре спектакля.

Замена декораций на «станки» для работы актёров (работы Поповой, А. А. Веснина, Н.И. Альтмана, братьев Стенберги и др. над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова). В СССР строительство театров началось с 30-х гг. Они были рассчитаны на синтетические представления различных театральных жанров. Был распространён тип театра с пологим амфитеатром в круглом или секторальном зале (Большой театр в Минске, 1935-37; Театр оперы и балета в Новосибирске, 1931-45). Во второй половине 40-х — первой половине 50-х гг. строились небольшие театры с полукруглым либо прямоугольным в плане залом с партером и двумя балконами или с амфитеатром и одним балконом. Архитектура этих театров до середины 30-х гг. испытала влияние конструктивизма (Драматический театр имени М. Горького в Ростове-на-Дону, 1930-35, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). Л. Попова 1922 г. декорации к спектаклю В.Э. Мейерхольда «Великодушный рогоносец». Искания театрального конструктивизма в спектаклях Мейерхольда разворачивались по двум направлениям. Oднo – кoнcтpyктивиcтcкиe eдиныe ycтaнoвки – пoлyчилo вoплoщeниe в paбoтax B.Шecтaкoвa (Дoxoднoe мecтo, Oзepo Люль, Гope yмy, Oкнo в дepeвню, 33 oбмopoкa) и Cергея Baxтaнгoвa (сын Е.Вахтангова) (Koмaндapм 2, Пocлeдний peшитeльный, Бaня, Cпиcoк блaгoдeяний). Дpyгoe – фyнкциoнaльнaя cцeнoгpaфия – в постановках Cмepть Tapeлкинa, Зeмля дыбoм (гдe Meйepxoльд paбoтaл c B.Cтeпaнoвoй и Л.Пoпoвoй), Лec (гдe oн пpeдпoчeл oбoйтиcь бeз имeни xyдoжникa нa aфишe и гдe фyнкциoнaльнaя cцeнoгpaфия нocилa oткpoвeннo peжиccepcкий xapaктep); зaтeм Д.E., Учитeль Бyбyc и Maндaт (гдe oн пopyчaл «paзpaбoткy» cвoиx плaнoв вeщecтвeннoгo oфopмлeния И.Шлeпянoвy) и, нaкoнeц, Peвизop.

Авангард, Авангардизм.

(Франц. avant-gardisme, от avant-garde — передовой отряд) — в художественной практике XX в. обобщенное наименование различных направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство и др.), которым присуще стремление отказаться от устоявшихся принципов и канонов, обновить весь художественный строй произведений.

Осип Цадкин — яркий представитель парижской школы кубизма. «Женщина с веером» 1927 год, «Монумент разрушенному Роттердаму» 1953 год.

Александр Архипенко (1887-1964) – украинский скульптор, кроме кубизма, работал в более поздних стилях авангарда. «Семейная жизнь» 1912 год, «Гондольер» 1914 год.

Сознательная, а подчас и шокирующая установка на “непонятность” как на способ преодолеть (или разрушить) автоматизм эстетического восприятия. По словам Максима Шапира, “непонимание, полное или частичное, органически входит в замысел авангардиста и превращает адресата из субъекта восприятия в объект, в эстетическую вещь, которой любуется ее создатель-художник”.

Примеры:

Марк Шагал (1887-1985)- «Юбилей»(1923), Хаим Сутин (1893-1943)- «Мужчина в красном шарфе», Алексей фон Явленский (1864-1941) – «Шокко в широкополой шляпе», Василий Кандинский (1866-1944)- «Фуга», Казимир Малевич (1878-1935) – «Супрематическая композиция»

«Литературный авангард» — это те начинания, которые опережают свое время, забегают вперед, прокладываю пути развития литературы. Участь авангардистов часто незавидна, потому что современники их не понимают и не принимают.

Представителями русского авангарда в литературе считаются Александр Введенский, Андрей Белый, Давид Бурлюк, Елена Гуро, Василиск Гедов, Илья Зданевич, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Сергей Третьяков, Александр Туфанов, Велимир Хлебников, Даниил Хармс и др.

В 1908 и 1909 годах возникают первые атональные сочинения Шенберга и Скрябина. 1913 год отмечен крупными начинаниями Стравинского («Весна священная»), Рославца (Первая соната для скрипки и фортепиано) и Лурье (Формы в воздухе). В 10-х годах ХХ века Скрябин и Айвс, живущие на разных сторонах земли, параллельно приходят к мысли о создания мистических сочинений, повествующих о возникновении Вселенной, ее истории и о последнем завершении и преображении космоса и человечества (у Скрябина — «Предварительное действо» а у Айвса «Вселенская симфония»).

Эпатажно-скандальный и принципиально иррациональный характер произведений авангарда (использование приемов алогизма, парадокса, потока сознания в литературе, алеаторика с абсолютизацией принципа случайности в создании и исполнении музыки, драматургия абсурда с утверждением безысходности и трагизма человеческого существования).

Отцом театрального авангарда считается Альфред Жарри (1873–1907), автор пьесы «Король Убю», впервые поставленной в 1896 на сцене символистского театра «Творчество» в Париже.

Социалистический реализм

мировоззренческий метод художественного творчества, использовавшийся в искусстве Советского Союза, а затем и в других социалистических странах, внедряемый в художественное творчество средствами государственной политики, в том числе цензурой, и отвечающий решению задач построения социализма.

-«Соцреализм» не был и не мог быть творческим методом, но он был идеальным методом управления искусством и художниками.

-История советской архитектура делится на три основных периода – архитектура 20-х, 30-50-х, и 50-80-х годов. Все это – художественные явления разной природы, в разной степени и по-разному зависевшие от политического руководства и государственной цензуры.

- По сути дела, в советской архитектуре сталинского, да и послесталинского времени, какая либо связная архитектурная теория отсутствовала начисто. Существовала только ее бессмысленная имитация.

- Все здания объединяет эклектика как метод проектирования (эклектика лишенная корней, стилевого и пластического единства)

- современная архитектура в СССР в любых формах запрещена

- С весны 1932 г. проходила утверждение только эклектика, фасадные стилизации, внутреннюю логику которых понять и сформулировать было невозможно

-

- примеры:

проект Дворца советов Ивана Жолтовского (второй тур конкурса, 1931);

окончательный проект Дворца советов Иофана Щуко и Гельфрейха (1933); 

здание института Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина Алексея Щусева в Тбилиси (проект 1932); 

жилой дом на Моховой Ивана Жолтовского (1932-34 г.); 

проект застройки московских набережных Алексея Щусева (1934.1935 гг.); 

библиотека Ленина Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха (окончена в 1938 г); 

дом правительства Азербайджанской СССР в Баку, Льва Руднева (1936);

театр Красной армии Алабяна и Симбирцева (проект 1934 г.); 

здание НКВД УСССР в Киеве Ивана Фомина (1936); 

здание НКВД в Москве на Лубянской площади Алексея Щусева (1936); театр в Сочи К.Чернопятова (1938).

-познание и осмысление жизненной действительности эпохи

-теоретически опирается на философские принципы историзма и диалектического понимания бытия, частично восходит к русской и зарубежной реалистической традиции в искусстве

-несет в себе новое, ранее невоспринимаемое идейное содержание, заложенное диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX вв

 Концептуальное искусство (концептуализм)

-направление в постмодулизме 1950- 1970х годов.

Материальные средства выполняют роль возбудителя представлений. Произведения связаны с надписями, диаграммами, схемами, текстами, картами, видео-аудио-фильмами, фотографиями, документами и прочее.

Объектами может стать любой предмет, явление, процесс

Принципиальный отказ от материального воплощения идеи, т.е. это искусство сводится исключительно к феноменам сознания.

По Г.Флинту:

Концептуализм берет свое начало из когнитивного нигилизма и является рудиментом Платоновской «идеи»- «концепта».

Дж. Кошут видел значение концептуализма в «коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства».

Концептуализм обращается к интеллектуальному осмыслению увиденного

Воплощается основная идея, связанная со значением зодчества как местом обитания и удобства жизни для человека

Последователи кубизма

Примеры:

Endesa PaviLion (эко-жилье, Испания)

Дом на одном из островов Турции в виде глаза

Основные концепции М.Дюшана, продолжающиеся в творчеств Дж.Кошута

Смесь провокации и легкого абсурда

Отказ от какого-либо изображения вообще

Примеры:

П.Баррль «Инертный газ»

Р. Рацлинберг «Талисман»

Д. Хюблер, Р. Берри, Дж. Начюкас

Дж. Кошут «Один и три стула»

М. Дюман «Фонтан»

Рауменберг «Стертый рисунок Де Купинга» (1953)

В России:

И. Кабаков, И. Чуйков, В. Пивоваров

Группы:

«Коллективные действия»,

«Мухомор»,

«Гнездо» и др.

Важность не в слове, а во внутренней идее

Прямое воздействие на публику

Примеры:

Творчество поэтов Л.С.Рубинштейна, Д. Пригова (в России практически приравнивалось к постмодернизму)

Основные формы: фуга и тотальный сериализм

Звук- каркас

Примеры:

Дж.Мачюнас

Штокхаузены

К. Вольф

Дж. Кейдж и др.

Кино: стремление к фотографическому изображению

Основная задача: привлечь внимание к фильму любыми средствами, акцент на то, как этот фильм, собственно сделан

Примеры:

«Руки ловят свинец (пулю)» и «Руки связаны»

Р.Серра (1969)




Предыдущий:

Следующий: