ТЕМА 11. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИГРЫ ЛЕВОЙ РУКОЙ.

Тема 11. Развитие навыков игры левой рукой.

Левая рука выполняет различные функции: она является точкой опоры для грифа, участвует в формировании звука. Следует помнить, что руки бывают различны: большие, маленькие, с короткими, длинными или средними пальцами. Но при любом строении руки, функции пальцев левой руки остаются одинаковыми.

Например, большой палец левой руки выполняет следующие функции: поддерживает гриф инструмента, противопоставляет своё давление снизу вверх нажатию пальцев на струну, при смене позиций скользит вдоль грифа инструмента, облегчая перемещение руки, участвует в исполнении аккордов.

С первых же шагов обучения следует уделять внимание большому пальцу, следить, чтобы он не был сильно прижат к грифу, что сковывает работу остальных пальцев, затрудняет смену позиций всей рукой и т.д. Большой палец не должен также убираться под гриф. У детей положение б.п.левой руки часто более упругое, чем у взрослых, из-за слабого развития пальцев и развитого хватательного рефлекса.

Указательный палец – как бы определяющий и связующий для всех остальных пальцев. Он более развит и подвижен, чем другие, хотя по силе уступает среднему. Указательный палец выполняет также разные функции: прижимает струну на ладах, меняет положение руки на грифе, может играть боком (барре) и т.д.

Средний палец и безымянный в основном выполняют те же функции, что и первый. Эти пальцы также поддаются физическому развитию и развитию самостоятельности движений.

Мизинец – это самый слабый палец, с большим трудом поддается развитию. Поэтому следует стремиться укреплять его с первых шагов обучения.

Практика показывает, с каким трудом исполняется какое-либо произведение, если слабо развит мизинец. Как правило, нарушается темп, появляется неритмичность, нарушается чистота звука.

Все перечисленные функции пальцев левой руки находятся в определённой взаимосвязи с действием кисти, предплечья и всей руки. Например, при исполнении секвенционных оборотов пальцы должны быть активными, в то время как кисть и сама рука находятся в состоянии относительного покоя. Или наоборот – если активно работает кисть или предплечье, пальцы делают мало движений.

Следует помнить, что достижение свободы левой руки невозможно без свободы правой руки.

Воспитание первоначальных навыков игры — самый трудный и малоинтересный этап для учащихся. В то же время от качества усвоения навыков во многом зависит дальнейшее развитие будущих музыкантов.

Под постановкой левой руки нельзя понимать только положение её на грифе, его охват, расположение пальцев на нём и т.д. Постановка руки определяется как сложный многосторонний процесс. Ни в коем случае нельзя сводить все к догматическому требованию держать инструмент так и только так. Данный вопрос должен каждый раз решаться с учётом индивидуальных особенностей ученика, строения его рук. Вопросы, связанные с постановкой рук настолько важны, что необходим их систематический контроль. В противном случае появившиеся изъяны будут тормозить профессиональный рост.

В начальный период прежде всего необходимо объяснить посадку, постановку правой руки, изучить ноты. После того как ученик овладел начальными элементами звукоизвлечения, следует перейти к постановке л.р. и предложить ряд упражений ( н-р Рябова). Положение левой руки на инструменте должно быть такое: ладонь не касается грифа, который лежит на основании указательного пальца и придерживается б.п. При игре на домре рука почти перпендикулярна грифу. Локоть левой руки нельзя прижимать к туловищу, он несколько отведен от корпуса исполнителя.

Во время игры локоть слегка передвигается, следуя за движениями предплечья. Это, как и способность руки производить вспомогательные движения, как раз и создаёт условия, исключающие напряжение и скованность, а также обеспечивающие свободу и удобство.

Чтобы найти правильное положение кисти и пальцев левой руки, необходимо расставить пальцы следующим образом: си, до#, ре ми. Детям с маленькими руками подойдет такое положение: си, до#, ре, ми бемоль. При этом надо избегать излишнего прижатия, что мешает развитию беглости, лёгкости, рука становится зажатой. Свободные от игры пальцы левой руки следует обязательно держать над струнами в полусогнутом положении, давая им возможность отдохнуть. Ставить пальцы надо серединой подушечки ближе к ногтю так, чтобы они слегка ударяли струну, подобно молоточкам.

Положение пальцев над струнами должно быть низкое, благодаря этому исполнитель избегает лишних движений и обеспечивает координацию обеих рук, хорошую пальцевую лигу (в кантилене), а также достигает хорошей беглости. Если же пальцы находятся в высоком положении, то падение на лады не мягкое, ощущается отсутствие пальцевой лиги. Особенно это чувствуется при игре гаммообразных последовательностей. В моменты перехода руки вдоль грифа из позиции в позицию, обязательно возникают ненужные толчки, теряется легато. В кантилене нарушается пение даже при самом качественном тремоло.

При игре аккордов кисть немного разворачивается, палец, исполняющий верхний звук, ставят с большим наклоном сустава, чем палец, исполняющий нижний. В виде исключения допускается лежачее положение пальца при исполнении приёма баррэ. При исполнении аккордов пальцы не должны касаться соседних струн.

При игре интервалов, требующих большого растяжения пальцев, значительно легче оттянуть первый палец, чем мизинец. 1

Одним из методов развития навыков игры левой рукой является проигрывание в медленном темпе (например упражнения Шрадика для скрипки). Необходимо следить за тем, чтобы падение пальцев на струну было четким и не нарушалась координация обеих рук. Необходимо использовать упражнения О.Шевчика, этюды Ф.Вольфарта, Г.Кайзера и др.

Огромное значение для технического развития как в ДМШ, так и в училище, придаётся исполнению тетрахордов. Благодаря им вырабатывается правильное положение пальцев, хорошая четкость, пальцы привыкают к различным положениям и последовательностям, развивается беглость. Виды тетрахордов:

до, ре, ми, фа;

до, ре, ми бемоль, фа;

до, ре бемоль, ми бемоль, фа;

до, ре, ми, фа диез;

до, ре бемоль, ми дубль бемоль, фа дубль бемоль;

до, ре бемоль, ми, фа.

Упражняться надо до предельного темпа, не забывая при этом о синхронности обеих рук и чёткости звучания.

Позиции.

Позицией называется положение левой руки на грифе инструмента. По объёму позиция занимает интервал, находящийся между 1м и 4м пальцем. На домре рабочих позиций 7. На ми струне: фа-си, соль-до, ля-ре, си-ми, до-фа, ре-соль, ми-ля. На ля и ре аналогично. Позиционная игра значительно облегчает владение инструментом, даёт возможность избегать лишних скачков, оставляя левую руку в одном положении.

Работа над приобретением техники позиционной игры начинается с закрепления положения руки в 1 позиции, затем последовательно и в других позициях.

Наряду со всем полезным, что имеет позиционная игра, она имеет и отрицательные стороны:

усложняется работа правой руки, т.к. игра на разных струнах довольно неудобна – нередки зацепы медиатором соседних струн, нарушается тембровое единство, трудно обеспечить хорошее легато при переходе со струны на струну.

В высоких позициях пальцы нужно ставить все более вертикально, вплоть до прижатия струн только кончиками ногтей.

При смене позиции кисти вдоль грифа большой палец остаётся в том же положении для ориентира, не допускается лишние движения предплечья или кисти.

Развитие беглости пальцев

При работе над беглостью пальцев нельзя ограничиваться только упражнениями, гаммами и этюдами. Педагог может и сам изобретать необходимые в каждом конкретном случае упражнения и рекомендовать их ученикам, учитывая индивидуальные особенности. Очень продуктивным условием успешной работы над развитием беглости и вообще техники, является одновременная работа над разными её видами. Это обеспечивает разносторонность в техническом развитии.

Часто в пьесах или этюдах встречаются трудные места, которые учащиеся из-за слабой технической подготовки не могут осилить. В таком случае им необходимо предложить упражнения, которые соответствуют данной конкретной трудности. Упражнения должны быть короткими и быстро давать положительный результат. Работу над любыми упражнениями необходимо начинать с медленного темпа, а затем, постепенно ускоряя, довести до нужного. Работу над упражнениями необходимо сочетать с отдыхом. Необходимо добиваться автоматизации движений и следить, чтобы не было излишнего напряжения.

Очень полезным для развития беглости представляется метод разбивания на отдельные звенья длинных пассажей. Каждое звено тщательно проработать и затем соединить.

К ограничению творческих возможностей учащихся чаще приводит неправильная посадка и постановка, нерегулярность занятий, быстрые темпы при разучивании трудных мест, отсутствие контроля за движениями, недостаточная отработка приёмов. Огромный вред приносит завышение сложности материала.

2




Предыдущий:

Следующий: