ТЕМА 16. ОСНОВЫ АППЛИКАТУРЫ.

Тема 16. Основы аппликатуры.

Решение самых разнообразных художественных задач, преодоление многих технических трудностей при игре на инструменте зависит от целесообразного выбора аппликатуры. Кроме того, правильно выбранная аппликатура, позволяет ярче раскрыть художественные особенности произведения.

Аппликатура – это распределение и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. Нейгауз: «Наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом. Она же и самая красивая». Принцип физического удобства руки –второстепенный, он подчиняется главному – удобству музыкально-смысловому. Порой оно не только не совпадает с физическим удобством, но и противоречит ему (нарушение артикуляции и фразировки – от физического удобства).

Аппликатура находиться в тесной связи с фразировкой, темпом, характером,динамикой, артикуляцией. При выборе аппликутуры необходимо учитывать и индивидуальные особенности: размер руки, длина пальцев, растяжка и другие физические моменты. Виды аппликатуры :

Диатоническая. Каждый палец соотвествует каждому очередному звуку гаммы.

Хроматическая (уплотнённая). Пальцы ставяться по очереди, по хроматической гамме.

Расширенная. Пальцы размещаются не на соседних ступенях, а с определённым интервалом (терции, сексты, секвенции).

Каждый вид имеет свои особенности, плюсы и минусы. Если уплотнённая аппликатура облегчает исполнение тем, что позволяет достигать хорошей беглости пальцев, то с другой стороны усложняет , так как приходиться часто менять позиции. При расширенной аппликатур позиции меняют реже, но при этом очень затрудняется беглость. Необходимо научиться сочетать все виды аппликатуры.

Выбор аппликатуры в значительной степени зависит от способа перехода из позиции в позицию, тембра струны, фразировки, лиг, ритма, динамики.

В быстрых пьесах необходимо следить, чтобы кисть левой руки не прыгала по грифу – надо использовать все струны (более рациональная аппликатура). Смену позиций надо производить перед сильными долями и более крепкими пальцами, т.к. смена позиции перед слабой долей приводит к её подчёркиванию, что ведет к разрыву мелодической линии.

Переход в другую позицию через слабую долю допустим, но после долгой длительности.

Вывод: основа рациональной аппликатуры — позиционная игра .

Секвенции целесообразно играть одинаково и делать одинаковые переходы из позиции в позицию. При игре секвенций желательно соблюдать единое тембральное соотношение постороений, однако при повторении одной и той же фразы иногда вносится элемент тембрового и динамического контраста — в этом случае смена позиций, струн необходима.

Следует помнить, что при выборе аппликатуры следует исходить из фразы: если мелодия исполняется в медленном темпе, изменение тембра и смена струн неприемлемо!

При проставлении аппликатуры двойных нот нельзя допускать перекрещивания пальцев!




Предыдущий:

Следующий: