ананлиз ЦОР

Практическое занятие № 1

Анализ полученного ЭУ.

Название ЦОР: Вероятность и статистика. Практикум. 5-9 классы.

ФИО экспертов: Федорец Татьяна Мариновна,

Зацаринная Юлия Сергеевна.

Структура ЦОР: Электронный практикум предназначен для изучения основ теории вероятностей и математической статистики. В электронном практикуме создана среда для проведения вероятностно-статистического эксперимента, моделирования вероятностных событий, организации таких форм учебной деятельности, как наблюдение и эксперимент.

На диске представлены 9 виртуальных лабораторий (плюс одна дополнительная для программирования на Паскале). Каждая из лабораторий моделирует одну из классических вероятностных задач: подбрасывание монеты, эксперименты с кубиками и цветными шарами, картами, рулеткой и домино. Имеется функция регистрации пользователей и сохранения результатов эксперимента.

Лаборатория «Бросаем монеты» — моделирует эксперименты с самым традиционным «генератором» случая – монетой. Одновременно можно бросать от 1 до 120 монет. Есть две возможности: проводить по одному эксперименту или запустить целую серию. При проведении серии экспериментов можно заранее задать их общее количество, остановить серию в любой момент или сбросить на начало.

Лаборатория «Бросаем кубики» — моделирует эксперименты с самым традиционным «генератором» случая – кубиком. Одновременно можно бросать от 1 до 120 кубиков. Есть две возможности: проводить по одному эксперименту или запустить целую серию. При проведении серии экспериментов можно заранее задать их общее количество, остановить серию в любой момент или сбросить на начало.

Лаборатория «Шары без возвращения» — знакомит с еще одной популярнейшей в теории вероятности моделью – урновой схемой «без возвращения». Можно самостоятельно задать, сколько шаров лежат в коробке (от 1 до 120), и сколько шаров нужно извлечь (тоже от 1 до 120). Шары можно красить в разные цвета. Нужно быть внимательным в этой лаборатории, т.к. шары вынимаются «без возвращения». Т.е. с каждым вынутым в эксперименте шаром их остается в коробке все меньше и меньше.

Лаборатория «Карты». Игральные карты – традиционный инструмент азартных игр. Понадобятся они не для игры в «дурака», а для проведения статистических экспериментов. На «карточном» языке красиво и просто формулируются некоторые вероятностные задачи, хотя колоду карт вполне может заменить гораздо более универсальная урна с шарами. Количество карт в колоде всегда будет одно и тоже – 36. Можно самим задавать, сколько карт будет извлекаться. Карты из колоды вынимаются из колоды без возвращения.

Лаборатория «Домино». Так же как и колода карт, домино – атрибут ещё одной из старинной азартной игры – является прекрасным генератором случайных событий. На языке «домино» их можно придумать великое множество.

Лаборатория «Рулетка». Эта рулетка устроена проще настоящей. Она представляет собой круг, который можно разделить на равнее сектора: от 1 до 120. Сектора можно окрасить в те цвета, которые есть в вашем распоряжении; некоторые из них могут быть окрашены одинаково. Рулетку можно «вращать» и наблюдать за тем, на каких секторах останавливается ее стрелка.

Лаборатория «Точка на прямой» — служит для изучения геометрической вероятности на прямой. В лаборатории есть отрезок длиной 300 единиц, на который случайным образом «бросается» точка. Можно окрашивать любые части отрезка в разные цвета, и проводить эксперимент, наблюдая за тем, в какие части отрезка попадает случайная точка и как часто это происходит.

Лаборатория «Точка на плоскости» — служит для изучения геометрической вероятности на плоскости. На плоскости задана некоторая область (как правило, это квадрат), в которую случайным образом «бросается» точка. Можно задавать различные области и проводить эксперимент, наблюдая за тем, в какие части области попадает случайная точка и как часто это происходит.

Также в ЭИ включена Лаборатория «Программируем». Она позволяет пользователю самостоятельно моделировать случайный эксперимент с помощью компьютерных программ. Для этого предлагается использовать один из самых популярных языков программирования – Паскаль. В большинстве задач будут предложены готовые программы, разобраться в которых довольно просто. В конце концов, их можно просто запустить и воспользоваться полученными результатами. Новые программы можно писать, не выходя из лаборатории.

Кроме самих лабораторий электронное учебное пособие содержит более 200 задач по теории вероятностей и математической статистике. Все задачи предложенные в 12 главах представлены на двух уровнях А и Б. Их можно смоделировать и решить с помощью этих лабораторий. Каждая глава ссылается на учебное пособие «Вероятность и статистика» Е.А. Бунимовича и В.А. Булычева, выпущенного издательством «Дрофа» в 2002 году, указывая номера страниц соответствующего задачному материалу теоретического материала. Не заменяя и не дублируя «бумажной» части пособия, это ЭИ создает принципиально новые возможности для усвоения учебного материала. Это достигается за счет создания интерактивной среды, удобной для проведения вероятностно-статистических экспериментов; увеличения доли информации, представляемой в визуальной форме; широкого и систематического использования таких форм учебной деятельности, как наблюдение и эксперимент; снятия многих проблем технического характера и выдвижения на первый план идейной стороны изучаемых вопросов.

Так же в этом ЭИ есть раздел От авторов. В нем кратко излагается содержание ЭИ и дается электронный почтовый адрес для отзывов и пожеланий пользователей данного ЭИ.

Из каждого раздела ЭИ можно просматривать результаты учеников. Также в каждом разделе присутствует электронный помощник Кубик.

№ п/п

Существенные признаки электронных учебников

Отметка о наличии признака

Обоснование (факторы, подтверждающие наличие признака)

1

Внетекстовый компонент

Присутствует

Наличие таблицы результатов учащихся. Лаборатории. Наличие ссылок на главы и лаборатории. Наличие помощника.

2

Интерактивность

Присутствует

Наличие помощника по работе с ЭИ. Также он дает иногда подсказки, и говорит о результате решения каждой задачи.

3

Индивидуальность

Присутствует

Регистрация нового пользователя и ведение его статистики решения задач.

4

Статистика

Присутствует

Наличие таблицы результатов ученика.

Функции электронного учебника

Факторы, подтверждающие реализацию функции

Факторы, опровергающие реализацию функции

Информационная

Наличие инструкции по пользованию лабораториями.

Отсутствие теоретического материала, есть лишь ссылки на страницы из учебного пособия, на которое и опирается данное ЭИ. Но этому есть обоснование: это практикум.

Трансформационная

Наличие задач имеющих связь с жизненными ситуациями.

Закрепление и контроль

Большое количество задач на закрепление теоретического материала из бумажного учебного пособия. После решения каждой задачи производится контроль умений и фиксирование результатов.

Знание теоретического материала никак не контролируется. Решение задач не контролируется временем и количеством заходов и попыток их решения. Ответ можно просто угадать или перебором вариантов выбрать правильный.

Требования к электронным учебникам

Выполнение требования

Факторы, подтверждающие выполнение

Факторы, опровергающие выполнение

Индивидуализация

1

Регистрация нового пользователя и ведение его таблицы результатов.

Деление задачного материала на 2 уровня сложности.

Нет деления на классы.

Соответствие стандарту математического образования

2

Большое количество задачного материала.

Отсутствие в ЭИ теоретичес-кого материала (т.к. это практикум)

Оптимальное соотношение между теоретическими знаниями и их практическим применением

3

Задачный материал хорошо подобран и главное можно моделировать и получать ответ сразу же.

Способствовать интенсификации учебного процесса

3

Очень увлекательное решение задач способствует увлечению процессом обучения.

Сокращение физиологической и психологической нагрузки

3

Решение задач не зависит от времени. Лаборатории красоч-ные, динамические – это не утомляет.

Эргономические требования

2

Наличие разветвленной и понятной навигации. Возможность отправить сообщение автору.

Нет поисковой системы. Также нет возможнос-ти распечатать информацию со страниц учебника.

В сопровождающие документы входила вкладка с техническими требованиями. На самом диске в разделе От авторов написана небольшая аннотация к диску.

Более подробные сведения об авторах указываются непосредственно уже в ЭИ на вкладке От авторов. В разработчиках указаны только два автора Бунимович Е.А, Булычев В.А. и Работники и специалисты фирмы «ДОС».

Достоинства: наличие интерактивных лабораторий, в которых учащиеся могли бы сами моделировать события, принимать участие в оформлении (раскраска шаров, секторов рулетки).

Недостатки: нет дифференциации на классы; нет более подробной инструкции по работе с диском, приходится самим догадываться, что и как работает, но, в принципе, интерфейс довольно простой. Одна из ссылок снизу справа не работает, выдает страницу, по-видимому, не та, которая должна быть. Задачный материал выдается по главам, но названий глав при этом не видно. Необходимо заходить в каждую и смотреть название. Отсутствует фоновая музыка. Нет возможности распечатать материал, находящийся в ЭИ. Нет системы поиска по диску.

Предложения: На главы сделать отдельную страничку учебника, на которой будут указаны главы по номерам с названиями, с наличием гиперссылок на них, т.е. при нажатии на каждую главу мы, непосредственно, могли бы попасть в нее. Добавить кнопочку с включением и отключением фоновой музыки. Включить систему поиска и печати.




Предыдущий:

Следующий: