Часть 4

Часть 4. Нижние чины.(автомобилисты)

Автомобильная рота воинская часть СПБ29 мая  1910 года в Санкт-Петербурге была образована на правах самостоятельной воинской части  Учебная Автомобильная рота, хотя еще в феврале этого же года было создано пять автомобильных рот, как подразделений   железнодорожных батальонов.

Приказом Военного ведомства № 228 от 11 мая 1911 г. для Учебной  Автомобильной роты были   установлены  погоны и спецзнак. Погоны общеинженерные, т.е. красные с серебристой пуговицей и с «учебной тесьмой» по краю погона.

Спецзнак располагался там, где обычно располагается шифровка. Очевидно, в связи с тем, что подобная рота была единственной.

На рисунке слева погон рядового Учебной Автомобильной роты.

От автора. И так эта эмблема ярко обрисовывала   этот род войск, что осталась практически неизменной и по настоящее время.  Со временем менялись рисунки составляющих элементов, но не всего знака в целом. Такое постоянство и приверженность к своей эмблеме мы можем видеть еще  только у артиллеристов и авиаторов. А вот эмблеме чисто инженерных войск сильно не повезло. Не говоря уж о том, что в разные времена едва ли не для каждой инженерной специальности существовали свои эмблемы, общая радикально менялась по меньшей мере шесть раз. И лишь две из них можно считать узнаваемыми. Это самая первая — скрещенные кирка и лопата,  и эмблема 1943 года — скрещенные топоры. А ведь по сути дела скрещенные топоры должны были стать эмблемой инженерных войск изначально. Они же появились на кивере гвардейских сапер еще в 1812 году.

К сожалению, все остальные варианты эмблемы инженерных войск это какой то винегрет из мелких элементов, долженствующих по мыслиАвтомобильная рота воинская часть СПБразработчиков отразить все многообразие решаемых саперами задач. А о преемственности поколений забыли, забыли о традициях. Ведь носят и по сей день артиллеристы скрещенные старинные пушки и не страдают от того, что в их эмблеме не отразились минометы, Катюши, ракеты, самоходки, гаубицы, мортиры.

Приказом по Военному ведомству № 510 от 1914 г. этот спецзнак  был распространен на все автомобильные части.

На фотографии справа: Вольноопределяющийся рядовой автомобилист. 1915 год. Обратите внимание на то, что на погоне металлический накладной серебристый спецзнак, какой нижним чинам не был положен, и на то, что на погоне нет шифровки.

От автора. Такие отступления от предписываемых правил были весьма характерны для новых   подвидов инженерных войск (авиаторов, воздухоплавателей, автомобилистов).С одной стороны это было следствием вообще не очень высокой дисциплины формы одежды в Русской Армии. С другой стороны это были модные для того времени технические новинки.  авиаторы и автомобилисты пользовались особым вниманием публики и позволяли себе вольности, на которые начальство закрывало глаза. Чего уж тут   говорить о солдатах (которые в этих частях были сплошь представителями технически грамотной молодежи из средних классов), если дамы высшего света считали особым шиком появляться на публике   в платьях с пятнами машинного масла и следами копоти на лице вместо макияжа.

Автомобильная рота воинская часть СПБ

Учебная Автомобильная ротаСпецзнак автомобилистов. Шифровки нет.

Автомобильная рота воинская часть СПБ

Автомобильные роты и команды.Спецзнак автомобилистов.Возможны два варианта:*с одним лишь спецзнаком на месте шифровки (Пр.В.В.№565 от 31.8.1917),*со спецзнаком и шифровкой, указывающей на номер роты или команды.

Автомобильная рота воинская часть СПБ

Броневые отделения и дивизионы (1917)Броневые отделения — спецзнак, введенный При. В.в. № 464 1916г. и шифровка, указывающая на номер отделения.Броневые дивизионы- Спецзнак, введенный При. В.в. № 464 1916г. и шифровка, указывающая на номер дивизиона и малая литера «д»..

Автомобильная рота воинская часть СПБ

Мотоциклетные роты и команды (1917)Спецзнак мотоциклистов. Шифровка- номер роты или команды.

Автомобильная рота воинская часть СПБ

Войсковые санитарно-автомобильные отряды (1917)Спецзнак санитарно-автомобильных отрядов. Шифровка- номер отряда.

Автомобильная рота воинская часть СПБ

Автомобильные склады (1917)Спецзнак автомобилистов. Шифровка — литеры «а.с.» и ниже крупно:*для фронтового склада — аббревиатура фронта (здесь Румынский фронт),* для армейского склада — номер армии римскими цифрами.

Для бензино-автомобильных складов в шифровке верхнего ряда литеры «б.а.с»Для автомобильных ремонтных мастерских в шифровке верхнего ряда литеры «м.а.с.»

Здесь показаны  все шифровки и спецзнаки, предусмотренные приказом Военного ведомства № № 565 от 31 августа 1917г. для автомобильных частей.Известны и иные спецзнаки, являющиеся сочетанием   автомобильных знаков со знаками артиллерии и пулеметчиков,  однако с большим основанием эти спецзнаки можно отнести к артиллерии, в частности к зенитной артиллерии, к зенитно-пулеметным частям, вооружение которых установлено на автомобили или мотоциклы. Поэтому здесь я их не показываю.

Стоит заметить, что описать абсолютно все шифровки, применявшиеся в годы Первой Мировой войны невозможно ввиду их обилия. Также было невозможно выдерживать предписанные размеры литер и расстояния между ними.

Огромная благодарность Алексею Худякову, который мастерски владея электронной кистью, сделал специально для статьи почти все рисунки, не пожалев для этого времени и сил.Еще большая благодарность Игорю Ладыгину, соавтору сайта, который снабдил меня многими первоисточниками.Я очень благодарен другому моему соавтору Валерию Власенко из Нижнего Новгорода, который своим внимательным взглядом отыскивал в статье огрехи и неточности, снабжал меня многими изображениями.

Источники и литература

1. Сайт «Склад» (bergenschield.narod.ru) 2. Приказ Военного Ведомства № 100 от 21 февраля 1909г.3. Приказ Военного Ведомства № 228 от 11 мая 1911г.4.Приказ Военного Ведомства № 4 от 3 января 1914г.5..Приказ Военного Ведомства № 565 от 31 августа 1917г.5.Рисунок расположения специальных знаков, номеров и литер на эполетах и погонах инженерных частей. Высочайше утвержден 20 мая 1911г.(Приказ Воен.Вед. №228).6.М.М.Хренов и др. Военная одежда русской армии. Москва. Военное издательство. 1994. 7. И.Ульянов, О.Леонов. История Российских войск. Регулярная пехота. 1855-1918. Москва. АСТ.1998. 8. Л.Е.Шепелев. Титулы, мундиры, ордена. Ленинград. Наука. 1991. 9. С.Охлябинин. Честь мундира. Чины, традиции, лица. Русская армия от Петра I до Николая II. Москва. Издательство «Республика». 1994. 10.В.М.Глинка.Русский военный костюм XVIII-начала XX века. Ленинград. Художник РСФСР.1988г.11. Л.В.Беловитский. С русским воином через века. Москва. Просвещение.1992г. 12.В.Н.Земцов, В.А.Ляпин. Екатеринбург в мундире.Средне-Уральское книжное издательство. Екатеринбург. 1992г.13.А.Кибовский.Авиация Российской Армии 1914-1917. Журнал Цейхгауз №5.14.В.В.Звегинцев. Формы Русской Армiи. 1914г. Описанiе, рисунки, схемы.Парижъ. 1959.15.В.К.Шенкъ. Таблицы формъ обмундированiя Руской Армиi. Книжный и географическiй магазинъ изданiй Главнаго Штаба. С.-Петергбургъ. 1911г.16.В.К.Шенкъ. Таблицы формъ обмундированiя Руской Армиi. Книжный и географическiй магазинъ изданiй Главнаго Штаба. С.-Петергбургъ. 1910г.17.И.Голыженков, Б.Степанов. Европейский солдат за 300 лет. Изографус. Эксмо-Пресс. Москва.2001г.18.Военная энциклопедiя. Т-во И.Д.Сытина. Санкт-Петербургъ.1912г.19. Плакат «Наружныя отличiя чиновъ и званiй военнаго и морского ведомствъ». 1914г.20. Сайт «Знаки различия Российской Императорской Армии в 1913 году» (semiryak.my1.ru/).21.А.Ю.Низовский. Русские форменные пуговицы 1797-1917. Родонит. Москва. 2008г.22.В.К.Шенкъ. Правила ношенiя форм одежды офицерами всъхъ родовъ оружiя. С-Петербургъ. 191023. Журнал «Цейхгауз» №5. 1996г.24.Инженерныя войска по 15 июля 1901г. Справочная книжка Императорской Главной Квартиры. Типография Сойкина. 1901г.25.В.М.Глинка. Русский военный костюм XVIII -начала XX   века.  Художник РСФСР. Ленинград.1988г.




Предыдущий:

Следующий: