Часть V Право

Часть V. ПРАВО: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СИСТЕМА

Тема 1. Основные понятия права

1. Происхождение и понятие права

Функционирование развитого общества возможно лишь в условиях правовой упорядоченности общественных отношений. Право — это порядок общественных отношений, определяющих поведение людей в соответствии с государственно выраженной волей.     В обществе право призвано служить целью и средством удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов, как граждан, так и общества в целом. Право придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность и подконтрольность. Оно делает общественные отношения цивилизованными. Без права государство не может обеспечить не только безопасность граждан, но даже материальное производство и распределение его благ, ибо право закрепляет и развивает формы собственности, выступает мощным средством государственного управления.     Право, воплощая общую, согласованную волю участников общественных отношений, способствует развитию частных интересов, является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе, направлено на ликвидацию произвола («свобода от«), уничтожающего свободу («свободу для»). В праве представлена формальная свобода, исторически определенная и объективно обусловленная в реальных отношениях. В правовом и социальном государстве оно представляет собой нормативно закрепленную и реализуемую идею справедливости на основе согласованного интереса. Таким образом, право противостоит анархии, произволу, насилию и несправедливости, утверждает свободу и справедливость. Оно стремится цивилизованным способом разрешать конфликты интересов, находя их разумный, возможный компромисс. В этом случае право выступает в качестве мощного фактора прогресса, источника обновления общества. В современном мире право приобретает общепланетарное значение, поскольку правой подход является одним из немногих возможных цивилизованных средств решения проблем международного и межнационального характера. Особенно важна роль права в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных отношений, что особенно актуально сейчас для России.      Функции права можно разделить на социально-политические и специально-юридические (в рамках самого права), которые могут быть регулятивными и охранительными.

Происхождение и сущность права может рассматриваться с различных точек зрения, зависящих от мировоззрения:     1) теория естественного права основывается на неких неизменных принципах, признающихся изначально присущими человеку (гуманизм, справедливость, свобода и т.д.).      2) психологическая школа рассматривает право как отражение психической деятельности субъекта;     3) марксистская школа права выводит его основоположения из экономической жизни общества, ориентируется на «примат государства» по отношению к праву и индивиду;     4) историческая школа права рассматривает любое явление в сфере права с точки зрения его возникновения и развития.     В широком, социологическом смысле, право представляет собой порядок общественных отношений, формируется как через государство и создаваемые им законы, так и в фактически складывающихся отношениях людей. Оно включает в себя совокупность всех правовых явлений в общепланетарном масштабе (в том числе субъективное, естественное и позитивное).     В узком смысле право сводится к определенной совокупности юридических норм, выражающих государственную волю и требования гражданского общества. В этом случае его определяют как позитивное или объективное.      Существует два фундаментальных понимания права:     1. Естественное право. Оно исходит из того, что право не исчерпывается законом и не тождественно ему. Естественное право рассматривает социально-правовые притязания людей на жизнь, свободу, труд, равенство, самоопределение и другие естественные потребности, как данные им изначально и от рождения (то, что «всегда является справедливым и добрым»). Они не должны быть отчуждаемы. В Конституции России сказано, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (п. 2 ст. 17). Естественное право как совокупность изначально присущих человеку прав и свобод воплощает в себе идею высшей справедливости, поэтому позитивное право, создаваемое государством, не должно ему противоречить.     2. Позитивное право. В основе права — теоретические положения. Однако не существует права вообще. Оно выступает в виде определенной системы правил поведения, излагается в законах, которые охраняются и реализуются принудительной силой государства в качестве общеобязательных. В позитивное право входят самостоятельные отрасли права, например, административное, уголовное, гражданское.     Право в объективном смысле означает систему общеобязательных норм поведения, составляющих юридические нормы.      Субъективное право выражает возможность действовать на основе свободной инициативы конкретного лица (право на получение высшего образования, на труд и т.д.). Здесь термин «субъективное» мыслится не в качестве «условного», противоположного объективному, а в смысле отношения к субъекту, ибо оно принадлежит ему и зависит от его сознания и воли. Под субъективным правом подразумеваются официально признанные и нормативно закрепленные возможности, которыми располагают физические и юридические лица.     Право также употребляется в качестве морально-этической категории. Это «право в неюридическом смысле» или «корпоративное право» (право членов религиозных или общественных организаций).     В обычном (профессиональном) смысле право употребляется чаще всего как совокупность правил поведения, которая исходит от государства и (или) поддерживается им в качестве средства решения юридических дел. Именно из этого понимания мы и будем исходить. Право также может выступать в теоретической и практической форме.     К специфическим признакам права можно отнести следующее:     - нормативность (совокупность определенных правил, выработанных данным обществом). Право имеет формальную определенность и закрепляется (группируется) по признаку предметной направленности;     - охраняемость государством от возможного нарушения с помощью мер (аппарата) принуждения;     - общеобязательность для всего населения;     - выражение воли общества, государства, иногда — доминирующего класса, группы или лица. В последних случаях общесоциальная функция права искажается интересом господствующих в обществе сил.     Право создается в силу объективной необходимости, особой значимости и всеобщей потребности урегулировать наиболее типичные, многократно повторяющиеся отношения между людьми. Право основано на учете интересов различных слоев общества и обусловлено материальными (экономическими), географическими, демографическими, политическими, национальными, научными и другими факторами. Право выражается через систему регулятивных средств: норм права, принципы и фактические действия людей, отличающиеся качеством нормативности. Оно не исчерпывается однократным исполнением и рассчитано на неопределенный (обезличенный) круг соответствующих субъектов. Оно рассчитано не на разовые отношения и не на каких-то конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированных исполнителей, подпадающих под условия его действия.

2. Право и мораль. Правовая культура

В обществе существуют различные формы и нормы регулирования поведения человека, к важнейшим из которых относятся право и мораль. Они являются разновидностью социальных норм, призванных обеспечивать в обществе порядок и согласованность действий. К социальным нормам относятся также технические нормы, определяющие отношение людей к средствам труда и предметам природы, нормы общественных организаций, содержащиеся в уставах и иных актах и т.д.      Первыми по времени возникновения социальными нормами были табу (запреты), обычаи и традиции, складывавшиеся стихийно и имевшие во многом религиозный характер. Чтобы появилась мораль и право общество должно находиться на достаточно высоком уровне развития, внутри него должны созреть условия для реализации свободных устремлений человека. Без понятия свободы невозможно ни право, ни мораль, ибо она является условием возможности их возникновения.     В отличие от норм права соблюдение норм морали обеспечивается не контролем со стороны государства, а авторитетом общественного мнения, господствующего в той или иной социальной среде. За нарушение норм морали никто не может применить меры государственного принуждения. За нарушение правовых норм следует дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. За нарушение моральных норм следуют меры общественного воздействия, порицание, муки совести и т.д. Правовые нормы нацелены на обеспечение правопорядка. В силу этого право выступает государственным регулятором общественных отношений. Мораль всегда действует через человеческое самосознание. Ее первоосновой является совесть как автономное, само себя контролирующее самосознание. Мораль охватывает и сферу мотивов, то, ради чего человек действует. Для права мотив важен лишь как реализованный умысел. При соблюдении человеком норм права и с точки зрения права мотив не играет роли, он здесь не важен. Если мораль регулирует все сферы общественной жизни, то право имеет четкие границы. Право — это внешнее ограничение произвола, а мораль — внутреннее. Мораль предъявляет к человеку более высокие требования, чем право, ибо зовет его к беспредельному самосовершенствованию. Право требует от человека лишь соблюдения правовых норм.     Тогда может встать вопрос: зачем необходимо право, если есть мораль? Дело в том, что мораль неэффективна без права. Главной моральной ценностью является человеческая личность, однако она нуждаются в защите — здесь уже необходимо право. Право во многом гарантирует саму возможность существования общественной морали. Вместе с тем оно должно иметь моральное обоснование. В то же время мораль предписывает уважать и соблюдать правовые нормы. Таким образом, мораль вовсе не заменяет собой и не делает ненужным право. Кроме того, сфера права подробно определяет и регулирует имущественные и иные взаимоотношения в обществе, которых мораль касается лишь на основе самых общих принципов («не укради», например).     Мораль и право, выполняя свои роли в общественной жизни, постоянно взаимодействуют, никогда не сливаясь друг с другом. Мораль делает человека добродетельным, а право — законопослушным. Вместе они создают добропорядочного гражданина, без воспитания и образования которого невозможны ни демократия, ни правовое государство.     Законность и правовая культура, должны пронизывать всю государственно-правовую действительность. Сущность законности — в строгом, точном, неуклонном соблюдении, исполнении и применении норм права всеми участниками социального общения. Идея законности как осознание необходимости правомерности поведения и следования праву, складывается на основе фундаментальных свойств права. Она противостоит произволу и анархии, волюнтаризму и диктатуре. Идея законности конкретизируется в правовом законодательстве, в методах осуществления государственной власти в демократическом режиме и функционирования правового государства.     Формально законность является принципом построения и действия любого государственно организованного общества, однако ее глубина и всеохватность характерна лишь для демократических правовых государств, а не для апартеида, фашизма, диктатуры, авторитарных и тоталитарных режимов, где происходит деформация законности. Для тоталитарного режима свойственно преувеличение роли насильственных действий, отсутствие должной гарантированности прав личности, недооценка роли судебной власти и т.д. Режим законности предполагает верховенство закона в системе источников права, равенство всех перед законом и судом, приоритетность прав и свобод личности, юридическую гарантированность и защищенность правомерного поведения, неотвратимость юридической ответственности и т.д.      Понятие «правовая культура» характеризует уровень развития права, законодательства, осведомленность о нем в обществе, состояние законности и правопорядка. Важным показателем правовой культуры является уровень правосознания в обществе. Правовая культура гражданина проявляется в знании действующего законодательства, уважительном отношении к праву, в стремлении строить свое поведение в соответствии с предписанием юридических норм.

3. Правовая норма

Нормы права можно рассматривать как важнейшую разновидность социальных норм. Правовая норма представляет собой составную часть правовой системы, исходные элементы (кирпичики), из которых складывается вся система права (здание). Правовые нормы не являются единственными правилами поведения в обществе, наряду с ними существуют, обычаи, традиции, мораль и т.д. Правовые нормы представляют собой четко зафиксированные законы, выполнение которых контролируется государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные санкции, применяемые специальными учреждениями. Правовая норма есть регулирующее средство, с помощью которого общественные отношения берутся в определенные правовые рамки. Они обладают всеми признаками права и выступают в качестве модели поведения граждан.

Отличительные особенности правовых норм состоят в следующем:     1) они характеризуются велением соответствующего государства, имеющее общеобязательное значение, в то время как иные социальные нормы (мораль, обычай и т.д.) не обеспечены государственным принуждением.     2) В правовой норме всегда выражен общий характер закрепленного в ней правила поведения, в то время как акт применения норм права (предписание индивидуального характера) рассчитан на конкретный случай. Общий характер правовой нормы достигается абстрактностью ее содержания, которое предусматривает наиболее типичные ситуации и выражает наиболее существенные особенности правил поведения. Правовая норма адресована неопределенному числу или кругу лиц.     3) Регулирование повторяющихся общественных отношений. Регулятивное значение нормы заключается в возможности многократности ее применения к повторяющимся общественным отношениям.     4) Нормы права обладают системностью, так как применение одной правовой нормы всегда требует использования ряда других норм права.     5) Они носят предоставительно-обязывающий характер, то есть регулируют деятельность людей посредством предоставления им субъективных прав либо закрепления за ними обязанностей.     В итоге норму права можно определить как общее правило, исходящее от государства и регулирующее поведение людей и их коллективов путем предоставления им субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей.     Логическая структура правовых норм состоит из трех основных компонентов: гипотезы, диспозиции и санкции.     Гипотеза определяет условия вступления нормы в силу. Например, норма пенсионного права указывает условия назначения пенсии по старости (для мужчин — 60-летний возраст и не менее 25 лет трудового стажа; для женщин — соответственно 55 и 20 лет). Формулировка гипотезы должна носить совершенно определенный характер во избежание различных трактовок, ибо при расплывчатых формулировках правовую норму можно применить как угодно.      Диспозиция отвечает на вопрос о том, какое правило поведения содержится в правовой норме. Например, в соответствии с нормой семейного права родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении. Если гипотеза отвечает на вопрос об условиях выполнения требований правовой нормы, то само правило поведения формулируется в диспозиции. Поэтому диспозиция является главным элементом нормы, ее ядром. Императивная (т.е. повелительная) диспозиция указывает на совершенно определенный вариант поведения, отклонения от которого по воле сторон не может быть (свобода и неприкосновенность личности по Конституции), а восполнительная допускает различные варианты поведения сторон (какая из сторон уплачивает налоги от сделки и т.д.).     Санкция представляет собой указание на неблагоприятные последствия, принудительные меры воздействия, которые могут наступить в связи с нарушением правовой нормы или ее ненадлежащем исполнении. Она связана с ответственностью исполнителей нормы, указывает на виды и меры ответственности. Санкции могут быть административными (штраф, предупреждение, административный арест и т.д.), дисциплинарными (замечание, выговор, увольнение, исключение и т.д.), имущественными (возмещение ущерба и т.д.), уголовными (лишение свободы и др.) и правовосстановительными (отмена противоречащих Конституции и законам указов, постановлений и т.д.).      Таким образом, норма права устанавливает:     а) кто и когда должен ее исполнять;     б) в чем должно состоять это исполнение;     в) каковы последствия неисполнения нормы.     Правовые нормы могут выступать в качестве норм-принципов (в основном содержащиеся в Конституции, носящие характер общего регулирования) и быть предоставительно-обязывающими (определяют конкретные права и обязанности сторон).     Нормы также могут быть управомочивающими (каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц), обязывающими (содержат предписания, что нужно делать, например, — охранять природу), запрещающими (устанавливают, что нельзя делать, к ним относятся все нормы уголовного права и значительная часть норм административного права), рекомендательными (устанавливают желательный вариант поведения и др.).     По качеству нормы можно различать на идеальные (качественные, совершенные) и ложные (некачественные, несовершенные, деформированные) нормы права.     По субъектам правотворчества выделяют:

нормы права, исходящие от государства (парламента страны, Президента, Правительства, министерств и ведомств);

нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

Выделяют нормы материального и процессуального права.     Нормы материального права определяют организацию, структуру, компетенцию государственных органов, организаций и должностных лиц; регулируют взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными организациями.     Нормы процессуального права не регулируют каких-либо отношений (экономических, социальных, политических и иных), а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правило, порядок) их осуществления и защиты. Они содержатся в основном в гражданско-процессуальном, арбитражно-процессуальном и уголовно-процессуальном праве. Они определяют юридические способы охраны, защиты, поддержания и восстановления материальных норм права.

4. Источники права и виды законов

1) Правовой обычай (напр., шариат в исламе, основывающийся на религии). Это нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение. Обычное право господствует там, где молчит закон. Правовые обычаи использовались как источники права в древности и средние века. Законы XII таблиц в Древнем Риме являлись записью обычного права. Государство, таким образом, может санкционировать обычай, возвести его в ранг закона.     2) Правовой (судебный) прецедент (правотворческие функции судебной власти). Он возможен в силу того, что не все случаи из жизни могут быть обозначены в законе. Обнаруживается тогда, когда признается, что судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для разрешения подобных случаев в будущем. В этом случае судебное решение по существу становится нормой права и на него будут ссылаться, как на общеобязательное правило. Особое распространение он получил в Великобритании и США, в так называемой англосаксонской правовой системе. Российское право ориентируется на романо-германскую (Италия, Германия, Франция и др.), в которой судебная практика не рассматривается в качестве источника права. Суды в этом случае рассматривают только конкретные дела и не могут создавать нормы права.     3) Нормативный акт — основной источник права (Конституция, законы, указы, инструкции, решения, распоряжения и т.д.).      Основными признаками нормативно-правового акта являются:      - точное наименование данного акта;     - особый характер вступления его в законную силу. Если этот срок не указан, то закон или указ вступает в силу по истечении десяти дней после их опубликования, а постановления правительства вступают в силу с момента их принятия. Решения органов местного самоуправления — по истечении 15 дней или в иные установленные сроки;      - определенность формулирования правовых норм;      - общеобязательность, т.е. государственно-властный характер предписаний;     - общественность, гласность, т.е. особый характер опубликования, чем обеспечивается доведение актов до сведения тех субъектов, которым они адресованы. Согласно Конституции законы подлежат официальному опубликованию (не позднее семи дней после их подписания Президентом), а неопубликованные законы вообще не могут быть применяемы.     Среди всех источников права особо выделяется Основной Закон государства и общества — Конституция, как «закон законов», являющаяся основным правовым актом государства.

Виды законов     1. Основные законы — Конституция РФ и Конституции субъектов РФ.     Федеральный закон действует на всей территории РФ. Вместе с тем федеральные органы не имеют права отменять законы субъектов Федерации, принятые в пределах их компетенции.     Конституция РФ — основной Закон Российской Федерации, закрепляющий организацию государства и взаимоотношения между гражданином, обществом и государством. Универсальное место Конституции состоит в том, что она:

принимается народом (или от имени народа);

имеет учредительный характер, ибо в ней воплощается учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Содержание учредительной власти выражается в праве народа путем принятия конституции учреждать основы общественного и государственного устройства. Только учредительная власть может изменить основы устройства общества и государства;

обладает наивысшей юридической силой (ст. 15);

является основой развития всех иных источников права (конституция определяет сам процесс правотворчества и стимулирует его);

имеет прямое действие и всеохватывающий характер (распространяется на все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и др.);

отличается особым характером охраны, принятия и пересмотра ее положений, а также процедурой внесения в нее поправок (в охране Конституции задействована вся система органов государственной власти, особая роль отводится Конституционному Суду РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор РФ не подлежит введению в действие и применению). Главы 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Внесение поправок возможно в 3-8 главы. Их может инициировать Президент, Госдума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа, численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы. Для принятия поправки в Думе требуется не менее 2/3 голосов, а в Совете Федераций — 3/4. Поправки вступают в силу только после одобрения законодательными органами субъектов РФ (2/3 должны поддержать).

Для инициирования пересмотра 1, 2-й и 9-й глав конституции необходимо 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации (107 голосов) и депутатов Госдумы (270 голосов). Если решение принимается, то созывается Конституционное Собрание, которое может разработать новую конституцию или оставить в силе действующую. Путем референдума конституция может быть принята если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины избирателей, проживающих на территории РФ.     2. Федеральные конституционные законы регулируют наиболее важные общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему (введение чрезвычайного положения, принятие в состав РФ нового субъекта, изменение статуса субъекта РФ, порядок деятельности Правительства, судебной системы и др.). Принимается при одобрении не менее 2/3 депутатов и 3/4 членов Совета Федерации и не может быть отклонен Президентом (обязан подписать в течение 14 дней).      3. Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства (бюджет, финансы и налоги и т.д.). Для принятия достаточно более половины голосов Думы (226). Президент имеет право отклонить. Дума способна преодолеть вето Президента 2/3 голосов, после чего тот обязан подписать закон в течение семи дней.      4. Законы субъектов РФ регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства. Принимаются представительными законодательными органами субъектов Федерации и действуют только на их территории.      Правом законодательной инициативы обладают депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, Президент, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) по вопросам их ведения.

Правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. В иерархии правовых актов закон обладает особой юридической силой и его содержание требует соответствия со стороны подзаконных актов. Закон — это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке соответствующим представительным органом государственной власти по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Приниматься он должен в определенном Конституцией порядке (Госдумой, одобряется Советом Федерации и подписывается президентом РФ). Он обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие.

Правом принятия законов в Российской Федерации обладают:

Федеральное Собрание РФ;

законодательные органы субъектов Российской Федерации;

граждане, имеющие право избирать и участвовать в референдуме (п.2. ст.32 и ст. 60). В Конституции РФ сказано: «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Закон характеризуется:      - производностью от законодательной власти и является результатом ее правовой деятельности, или принимается непосредственным народным голосованием (референдумом);      - выступает только в качестве нормативного акта;      - его содержание определяется компетенцией соответствующего государства;      - иные правовые акты должны соответствовать закону и не противоречить ему.     Законы являются первичными нормативно-правовыми документами, вторичными являются подзаконные акты. Подзаконный акт — вид нормативно-правового акта, создаваемый для конкретизации положений принятых законов. Его черты: он содержит только те нормы, которые уже закреплены в законах (новые нормы подзаконные акты вводить не могут); обладает меньшей юридической силой, чем закон, а значит не может ему противоречить. К подзаконным актам относятся указы Президента, постановления Правительства, ведомственные нормативные акты, подзаконные акты органов местного самоуправления (постановления, распоряжения и т.д.), внутриорганизационные акты (издаются руководителями организаций, предприятий для регламентации своих внутренних вопросов).

5. Правоотношения и правонарушение

Общественные отношения, урегулированные нормами права, принимают форму правовых отношений. Правовые отношения — важнейший элемент правопорядка в обществе. Важнейшим признаком правоотношения является его предусмотренность нормой права. Участники правоотношения связаны правами и обязанностями, предусмотренными правовой нормой.      Форма правоотношений («структура») выражается в наличии: субъектов правоотношений, их объектов, и содержания (субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений).     Субъектами правоотношений являются их стороны, т.е. участники правоотношений, которые наделены определенной правоспособностью (имеют права и обязанности в правоотношении). Правоотношения могут возникать только между людьми, и для этого необходимо минимум два субъекта. Материальным содержанием правоотношения является поведение субъектов правоотношения, их действия и поступки. В качестве субъектов правоотношений могут выступать как физические лица (люди: граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории государства), так и организации (государство в целом, государственные органы, общественные организации, учреждения, предприятия и т.д.). Для реализации имущественных и других прав и обязанностей в правоотношениях организации наделяются правами юридического лица. Юридическое лицо есть государственная, частная или общественная организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать права и обязанности и выступать в суде или арбитраже. Государственные организации, непосредственно реализующие в правоотношениях функции государства рассматриваются не как юридические лица, а обладатели государственно-властных полномочий, которыми они наделяются.

Объектами правоотношений является то, на что направлены притязания участников правоотношений (материальные и нематериальные блага). В обобщенном виде объектом всех правоотношений является человеческая деятельность, для координации которой используются правовые нормы, так фактические отношения превращаются в правовые.     В конкретном правоотношении наличествует определенный объект или предмет действия, притязания субъектов. В качестве объекта могут выступать материальные предметы (вещи, деньги и ценные бумаги, продукты личного творчества и т.д.) либо действия, которые сами по себе могут удовлетворять интересы участников правоотношений (медицинское обслуживание и др.). Безобъектное правоотношение невозможно, ибо лишено смысла.     Под субъективным правом и юридической обязанностью понимается вид и мера возможного и должного поведения субъекта правоотношения в силу требований закона, ибо правоотношение представляет собой единство субъективных прав и обязанностей.     Предпосылками возникновения правоотношений являются:

юридические нормы, предусматривающие возникновение правоотношений;

правоспособность возможных участников правоотношений (обладание правами и юридическими обязанностями);

их дееспособность (осуществление права и исполнение юридических обязанностей);

юридические факты (фактические обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений).

К юридическим фактам относятся:      1) события — обстоятельства или явления, не зависящие от воли человека (стихийные бедствия, рождение, смерть человека и др.);     2) действия — волевые акты людей, которые могут носить правомерный или неправомерный характер.      У юридических лиц правоспособность и дееспособность возникает с момента их образования. Правоспособность физических лиц возникает с момента рождения; дееспособность — с момента достижения определенного возраста (полная дееспособность наступает с 18 лет, уголовная — с 16, а по некоторым видам преступлений — с 14-летнего возраста, в исключительных случаях брачный возраст может быть снижен с 18 до 16 лет) и связана с определенным психическим состоянием человека (необходимо быть психически здоровым).      Реализация права — это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права. В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права:     1) соблюдение — заключается в воздержании субъекта права от совершения запрещенных правом действий (пассивная форма поведения субъектов права);     2) исполнение — требует активного поведения субъекта права по осуществлению возложенных на него полномочий (обязанностей);     3) использование — участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права (право на образование, например);     4) применение — властная деятельность соответствующих органов государства по разрешению конкретного юридического дела. Правоприменение необходимо лишь тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности и т.д.     Правотворчество представляет собой деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов. При осуществлении правотворчества его субъекты должны учитывать принципы научности, законности, демократизма и системности.

В зависимости от субъектов правотворчество бывает:

непосредственным правотворчеством народа (референдум, сход населения);

правотворчество государственных органов;

отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.);

организаций, учреждений, предприятий.

Правомерное поведение определяется как социально полезное, осознанное, соответствующее требованиям норм права. Оно может быть объективно необходимым (служба в армии, соблюдение правил пожарной безопасности), желательным (вступление в брак, научное и художественное творчество и т.д.) и социально допустимым (развод, забастовка, отправление религиозных культов и др.). Признаками правомерного поведения являются: адекватность (соответствие) требованиям правовых норм, социальная полезность и осознанность поведения.     В зависимости от степени ответственности, отношения субъекта к своему поведению, его мотиваций различают:

Социально активное поведение, свидетельствующее о высокой степени ответственности субъекта;

Законопослушное — ответственное правомерное поведение, характеризующееся сознательным подчинением людей требованиям закона.

Конформистское — ему присуща низкая степень социальной активности, когда индивид пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться.

Маргинальное поведение хотя и является правомерным, однако находится на грани антиобщественного и неправомерного (в переводе с латинского «маргинальный» — находящийся на грани). Субъект лишь подчиняется закону (из страха или корысти), но не признает, не уважает его.

Привычное (но не бессознательное), когда правомерные действия превращаются в привычку, внутреннюю потребность человека.

Неправомерные действия носят название правонарушений (нарушение норм гражданского права, причинившее имущественный вред (гражданский деликт): дисциплинарные проступки; административные правонарушения; уголовные преступления, т.е. общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным кодексом).      В случае нарушения прав, интересов общества и личности применяются государственно-принудительные меры. В связи с этим в систему правопорядка вводится понятие правонарушения, как особой разновидности правового отношения. Правонарушение есть посягательство на приоритеты и устои жизнедеятельности личности и общества, оно ведет к разрушению законности, вносит деструктивное начало во всю правовую и общественную жизнь, порождая социальную напряженность, конфликтность, аморальность. В этом смысле противоправное есть общественно вредное и опасное. В связи со сказанным правонарушение может быть охарактеризовано как антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом.     В состав правонарушения входят объективные и субъективные признаки:

субъект (физическое или юридическое лицо, в уголовном праве — только физическое),

объект (общественные отношения, охраняемые и регулируемые правом, например, собственность),

объективная сторона правонарушения (противоправное общественно вредное деяние) и

субъективная сторона правонарушения (виновность лица, его сознательное отношение к содеянному).

Объективную сторону правонарушения образует противоправное деяние, выраженное в определенной объективированной форме действия или бездействия. Намерения, мысли и убеждения, не получившие деятельного выражения, не признаются законодательством содержанием деликта. В этом находит выражение гуманистическая направленность права.      С субъективной стороны правонарушением является лишь виновное деяние, т.е. действие, которое в момент совершения находилось под контролем воли и сознания индивида, умышленно или по неосторожности. Отсутствие свободной воли, порок воли, ущербность воли, отсутствие возможности выбрать правомерный вариант поступка — вследствие невменяемости, душевной болезни, малолетнего возраста, физического и психического воздействия — исключают признание деяния в качестве правонарушения, даже если оно имело вредные последствия.

К признакам правонарушения относят:      1) противоправность, которая может быть выражена в     - отступлении от требований права,     - нарушении конкретной юридической обязанности,     - в использовании права вопреки его назначению (злоупотребление правом);     2) дееспособность (достижение установленного законом возраста, как правило, 14-16 лет);     3) вменяемость (способность отдавать себе отчет в своих действиях, руководить своими поступками, проявлять свою волю и способность действовать разумно);     4) наличие вины (то есть умысла или неосторожности в совершении неправомерного деяния). Противоправное деяние, в котором отсутствует вина, не может быть признано правонарушением.

Итак, правонарушение — это общественно опасное (вредное), противоправное и виновное деяние деликтоспособного лица, влекущее юридическую ответственность. Правонарушение есть: 1) всегда деяние (действие или бездействие); 2) всегда виновное деяние; 3) общественно опасное; 4) противоречащее нормам права; 5) влекущее юридическую ответственность.

Все правонарушения подразделяются на преступления (общественно опасные правонарушения, запрещенные уголовным законодательством) и проступки (правонарушения, прямо не предусмотренные уголовным законом). Критерием их различия является степень общественного вреда и вины правонарушителя. Правонарушения также подразделяются, согласно отраслям права, на преступления, административные правонарушения (посягающие на порядок государственного управления: нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и т.д.), дисциплинарные проступки (противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины), гражданские (неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых обязательств, причинение имущественного вреда, заключение противоправных сделок), процессуальные, международные и т.д. Т.е. для каждого вида юридической ответственности — гражданско-правовой, уголовной, административной и др. присущи свои дополнительные отраслевые принципы.

6. Юридическая ответственность

Формой защиты общества от преступных посягательств и покушений на его устои является институт юридической ответственности, основанный на санкциях правовых норм, осуществляемых против правонарушителя государственным принуждением.      Юридическая ответственность есть особого рода правоотношение, возникающее между правонарушителем и законом (государством), характеризующееся связью с правонарушением, применением санкций (личного, имущественного или организационного характера), действием на основе принципа справедливости и равенства, законности, целесообразности, неотвратимости ответственности, гуманизма и приоритетности перевоспитания правонарушителя перед карой, возмездием и т.д.

Юридическая ответственность, таким образом, выражается в неблагоприятных последствиях для лица, совершившего правонарушение. Основанием возникновения юридической ответственности является совершение правонарушения. Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, правом. Государство, устанавливая правовые нормы, определяет и юридическую ответственность за противоправное поведение. Юридическая ответственность заключается в реализации правовых санкций.     Отличительный признак юридической ответственности — государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права.     Государственное принуждение имеет два основных вида:

это может быть принудительное взыскание причиненных убытков, уплата неустоек, возложение обязанности устранить нарушенные права других лиц. В данном случае речь идет о право-восстановительных мерах, применяемых к правонарушителям в области, прежде всего имущественных отношений.

государственное принуждение может проявляться в карательных мерах, т.е. в применении к нарушителю уголовного наказания, административного штрафа, дисциплинарного взыскания.

Меры государственного принуждения установлены в правовых нормах, в их санкциях. Санкции — это неблагоприятные последствия правонарушения, предусмотренные в соответствующих правовых нормах. Применяют санкции компетентные государственные органы (например, суды). Деятельность государственных органов, принуждающих нарушителей к исполнению норм права и применяющих правовые санкции, строго регламентируется законом.

Виды юридической ответственности соответствуют видам правонарушений, всего их выделяют четыре:     1. Уголовная ответственность наступает за совершение преступления. Уголовной ответственности подлежит тот, кто совершил конкретное преступление или был соучастником его совершения. Единственным государственным органом, управомоченным привлечь к уголовной ответственности, является суд, который своим приговором определяет меру наказания. Прекращается уголовная ответственность по отбытии осужденным меры наказания, а также в случае амнистии или помилования.     2. Основанием административной ответственности конкретного лица является совершение им административного правонарушения. Административная ответственность проявляется в применении административных взысканий (предупреждение, штраф, конфискация, лишение специальных прав и др.), налагаемых компетентными государственными органами.     3. Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарных нарушений. Дисциплинарные проступки влекут за собой такие санкции, как замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, исключение из института и т.д.     4. Гражданско-правовая ответственность является имущественной, так как гражданское право

регулирует имущественные отношения. Она носит компенсационный характер, ибо преследует цель — восстановление нарушенных имущественных прав. Размер ответственности обычно должен соответствовать размеру причиненного вреда.




Предыдущий:

Следующий: