для б — 32

Схема анализа учебника истории и обществознания

Проанализируйте один из школьных учебников истории и обществознания по традиционной схеме.

Автор(ы) учебника _________________________________________________

Название учебника _________________________________________________

Учебное пособие для ____ класса, по линейной / концентрической структуре обучения.

Основной текст

Какие виды текста использованы:

a) вводный;

b) информационный;

c) обобщающий;

d) заключительный?

2. Какие примеры изложения использованы:

a) описание;

b) повествование;

c) объяснение;

d) проблемное изложение?

Отличается ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал?

4 Каково соотношение фактического и теоретического материла? Насколько оно соответствует возрастным и познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса?

Дополнительный текст

1

Какие виды текста представлены:

a) познавательные, научно-популярные;

b) документальные;

c) фрагменты из художественных произведений?

2Каково соотношение основного и дополнительного текстов?

3В каком виде предлагаются документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты, развернутые, аутентичные тексты и т. д.)?

4Какую роль играет в учебнике дополнительный текст?

Пояснительный текст

1Какие виды текста использованы:

a) постраничный словарь;

b) пояснение в скобках внутри текста;

c) подписи к иллюстрациям?

2Какая информация предлагается в пояснительном тексте к иллюстрациям:

a) название изображения;

b) время, место, автор изображения и его находки;

c) вид изображения;

d) сюжет или основная идея изображения;

e) местонахождение и состояние в настоящее время (для документальных изображений)?

3Насколько эффективно используется авторами потенциал пояснительного текста?

Методический аппарат

1К чему относятся вопросы и задания, как они расположены:

a) в начале темы, параграфа;

b) внутри основного текста;

c) после параграфа;

d) после темы, раздела, курса;

e) к иллюстрациям;

f) к документам?

2Какие вопросы и задания использованы:

a) на воспроизведения информации;

b) на преобразование информации;

c) на творческую реконструкцию фактов;

d) на создание проблемных ситуаций?

3Какие виды таблиц предложены:

a) хронологические;

b) синхронистические;

c) сравнительно-обобщающие;

d) конкретизирующие;

e) иллюстрированные?

4Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью:

a) опорные схемы главы, параграфа;

b) планы-схемы для организации самостоятельной работы с учебником;

c) памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий;

d) тесты самоконтроля?

Иллюстративные материалы

1Какие виды иллюстраций представлены:

а) изобразительные:

- учебные рисунки,

- репродуктивные произведения искусства,

- документальные изображения;

б) условно-графические:

- карты, картосхемы,

- картопланы,

- схемы,

- чертежи,

- линии времени?

2Каково соотношение различных видов иллюстраций в учебнике? Как оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного исторического курса?

3Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника? Каким образом, и с какой целью она осуществляется?

4Каково качество полиграфического исполнения иллюстративного материала?

Аппарат ориентировки

1Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение?

2Что в оглавлении помогает учащимся ориентироваться в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначения их уровня сложности?

3Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности?

4Как выделяются в учебнике отдельные фрагменты текста?

Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита?

5Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике:

a) указатель дат;

b) словарь понятий;

c) словарь имен;

d) глоссарий?

6Как задействованы форзац и нахзац книги?

8Есть ли в учебнике библиография? Где она расположена?

9Какие материалы, необходимые для самостоятельного изучения даны в Приложении?




Предыдущий:

Следующий: