конспект тема 6

Раздел 3. Тема 3.1. Психологическое сопровождение профилактики девиантного поведения несовершеннолетних

В ходе изучения темы Вы должны ответить себе на следующие вопросы:

Тема 3.1.1:

Можно ли выделить фактор, определяющий поведение подростка в большей степени – его личностные особенности, его опыт отношений с другими людьми или его окружение? Как можно применить эту информацию?

Какие сферы жизни подростка не могут контролировать взрослые? В каких ситуациях контроль со стороны взрослых мешает развитию подростка?

Какие представления педагогов о подростках мешают установлению доверительных отношений между подростками и педагогами?

В чем заключается сложность работы с подростком, который находится в ситуации альтернативной адаптации?

Опишите, какие преимущества и недостатки имеет использование идеи социальной ситуации развития при психологическом сопровождении подростков в образовательном процессе?

Социальная ситуация развития – подросток начинает выстраивать массу новых связей, которых не было у ребенка.

В детском саду – социальная ситуация развития представлена ограниченным количеством вещей

ШК

Семья

Семья

Ребенок

Друзья

семья

ребенок

Подросток

Хобби

интернет

Любовь

Одна из задач подросткового возраста – выстроить отношения с семьей.

Далее подросток выстраивает отношения со школой, с друзьями. В дальнейшем появляется хобби.

Интернет – также является пространством, где подросток может реализовывать большую часть своих потребностей.

Романтический объект.

Подросток находится в некоторой устойчивой структуре, функцией которой является обеспечение его развития.

При благоприятной ситуации – система связей и благодаря им – может развиваться, пробовать что-то новое, чувствовать себя защищенным, может формировать свои ценности, мнения.

Ситуация устойчива, связи достаточно прочные и в тоже время достаточно гибкие.

Как происходит, что подросток начинает делать что-то странное.

Возможны разные точки возникновения сложностей.

Рассматривая схему связей – сложность начинается там, где какая-то связей или какой-то из объектов перестаю реализовывать ту функцию, которая у подростка была.

Два довольно значимых объекта вступают в конфликт. Это чревато последствиями.

Возникает напряжение между подростком и его родителями. Также возникает напряженность между подростком и школой.

Подросток не может получить поддержку ни в одной из своих сфер и начинает рвать эти связи сам.

Если ситуация не находит выхода в этом треугольники, она начинает распространяться на другие объекты в этом системе связей.

Есть напряжение, есть конфликт, есть невозможность пользоваться ресурсом.

Когда у подростка появляются сложности, отсутствующие у большинства его одноклассников, оказывается, что ему не с кем это обсудить и негде получить поддержку. И он оказывается в «бедной» ситуации общения. Потребность в общении не исчезает, просто ее негде удовлетворить. То же самое происходит и с романтическими отношениями.

Социальная ситуация развития подростка – теряет свои функции

Окончательно рвет связи – физически не посещает школу, физически уходит из дома.

Начинает делать то, что позже специалисты могут назвать девиантным поведением.

Этот процесс перехода ребенка в другую социальную ситуацию развития – последователен.

При развитии ситуации в нежелательном направлении:

Мы видим подростка (это уже немного другой подросток, это подросток на которого было оказано очень много давления, который не получает поддержки и не имеет ощущения, что мир безопасен.

Поэтому ему необходимо сформировать новые связи.

Быстро находит новых друзей, у которых ситуация схожа с его.

Остро встает вопрос о деньгах. (кражи, девиантное поведение плавно переходящее в криминальное)

При плохом развитии событий в связях нашего подростка появляется полиция, суд, психоактивные вещества, какой-то другой взрослый. Взрослый, который появляется там, где есть подростки, за которыми никто не смотрит, подростки которые агрессивны и предоставлены самому себе.

Также появляется комиссия по делам несовершеннолетних.

Социально –психологическая дезадаптация процесс перехода подростка из социально-благоприятной ситуации в социально-неблагоприятную

Это движение поступательно, не молниеносно. Возможны промежуточные этапы.

В какой-то момент подросток к новой ситуации адаптируется. И когда он адаптируется – контакт с людьми из предыдущей ситуации развития ему уже не нужен. Он автор, он отвечает за свои поступки.

Когда мы говорим о профилактике социально-психологической дезадаптации важно учитывать поступательность движений и поступательность во времени.

Если вдруг вы видите, что подросток в школе начинает делать какие-то вещи, которые раньше не делал, если появлется история о том, что у него сложности дома, сложности с успеваемости – это важный момент, чтобы предложить подростку помощь.

Важно помнить, что когда мне как подростку неудобно, мне не нравится и на меня давят, от меня что-то хотят, и я не понимаю что, мне некомфортно, я не могу сделать сам -- признание что мне что-то не нравится и я готов сделать что-то чтобы это изменить – это единственная возможность специалиста (психолога) вклиниться в эту ситуацию.

Пока подросток говорит « у меня все в порядке» — никакого контакта и никакой работы по восстановлению связей быть не может.

И только когда подросток признает, что ему неудобно, есть сложности ион готов с этим работать – тогда есть шанс что-то сделать.

Системность ситуации хороша тем, что любой участник может стать инициатором работы с подростком.

Могут обратиться родители. Важно обнаружить о какой сложности говорят родители. Важно оценить тот вклад, который могут сделать родители, и что конкретно они могут сделать чтобы ситуация улучшилась

Может обратиться педагог. У педагога есть сложность, он ее признает. И можно двигаться в сторону – что педагог может сделать, чтобы эта ситуация прекратилась.

Когда мы говорим о сопровождении – своевременное распознавание разрушения какой-либо связи.

Важный момент: подростка который вышел из социально благоприятной ситуации в неблагоприятную – есть желание взять и просто перемесить обратно в благоприятную ситуацию.

Но это неэффективно. Если с улицы подростка возвращают в родную семью – все повторяется сначала. Так как ситуация из которой он ушел – ничего не изменилось.

Просто возвращение всего «как было» оно не меняет ситуацию.

Если связи рушатся, то на один объект может быть нагружено слишком много: вместо того чтобы разговаривать с друзьями в реальности – выход в сеть. Романтическое общение также смещается в сеть.

Помимо того, что связи рушатся - связи имеет способность перегружаться.

Возможности для профилактики:

Своевременно заметить

Помнить о том, что существует система

Помочь подростку с определением сложностей и недостаточности связей

Вместе с подростком или тем, для кого ситуация является проблемой – работать над способом восстановления оборванной связи или формированием новой связи.

Какие точки входа на данный момент существую в центре Перекресток

Несколько подразделений, которые подключаются на разных этапах и в разные моменты.

Один из самых первых отделов – работа с подростками на территории. Когда специалисты столкнулись с ситуацией альтернативной дезадаптации подростка – уже ушел из школы, ушел из семьи, перешел на улицу, где есть уже новые друзья.

РПТ – работа с подростками на территории

Специалисты РПТ в парах или тройках выходят на определенные маршруты в определенное время и проходят по маршрутам

Сообщают подросткам о регулярности своих визитов, чтобы у подростков была возможность встретиться или наоборот избежать встречи

Основной принцип – добровольность. Не заставляем подростка, а предлагаем ему принять решение.

Выходя на улицу встречают разные группы подростков, знакомились, рассказывали о центре.

Первчиный контакт, правильность презентации – очень важна для установления контакта.

Идет прояснение того почему подросток здесь, как ему там, что происходит с подростком, куда он хочет двигаться дальше. Работа на осознанность – один из ключевых моментов, когда специалист стараются, чтобы подросток задумался о своей жизни, о том, чего он хочет добиться.

Когда подросток заявляет о своей готовности менять ситуацию – это дает возможность специалистам постепенно помогать ему возвращаться

Работа с семьями в кризисных ситуациях. (ПСКС)

Главная точка входа – семья и КДН. Специалист ПСКС чащего всего получают запрос из КДН.

В данной ситуации специалист берет на себя ответственность, связывается с семьей, выясняет какая помощь им нужна, как они видят свою ситуацию

Важен принцип добровольности.

Если семья отказывается работать – стараемся тогда рассказать о возможностях и ресурсах, которые могут появится у семьи. Но не пристаем сильно.

ОРШК (Организация работы со школами колледжами)

Точка входа – школа или другое ОУ.

Это новая служба в центре перекресток, возникновение связано с тем, что службы так или иначе взаимодействовали со школами, но это были разовые взаимодействия.

Приходят в школу и проводят с классами профилактические занятия

Работают с такими рисками – профилактика суицида, профилактика интернет-зависимости,

Профилактика буллинга и травли в школе, профилактика химической зависимости, профилактика секс-рисков (рискованного сексуального повеения в подростковом возрасте)

В этих программа принцип системной работы, рассчитаны как на работу с подростками, так и с педагогами и родителями.

Каждая из тем имеет специфику.

Важный принцип работы центра – опора на ресурсы. В любой ситуации и у подростка, и у участников этой ситуации есть ресурсы, которые помогут справиться с этой ситуацией и важно показать им эти ресурсы.

ПП (служба психологической помощи)

Служба работает непосредственно в самом центре перекресток, это психологи консультанты, которые готовы принимать подростков, их родителей, если они готовы приходить и решать свои проблемы.

Принцип пистемности прослеживается во взаимодействии служб.

Территория свободного общения ТСО

Подростковый клуб. Помещение, которое расположено в центре пееркресток, куда в определенные ни недели и время может прийти подросток. Самое главное правило – правило трезвости.

В чем важность пространства – могут придти подростки совершенно любые.

Это низкопороговый подростковый клуб. Есть психологи, которые работаю в нем. Дают возможности для подростка удовлетворять те самые потребности, которые сейчас у него фрустированы.

Здесь принцип добровольности.

Психологическое сопровождение и профилактика в школе.

Девиантное поведение подростка мы рассматриваем как проявление социально-психологической дезадаптации.

Схема социальной ситуации подростка

Подросток. Его окружают в школе:

Одноклассники

Близкие друзья

Классный руководитель

Директор

Любимый учитель

Учителя

Завуч

Родители (родительские собрания)

Психолог

Что может произойти.

Пример: поссорился с другом.

Возникает напряжение связи. Те потребности, которые раньше эта связь удовлетворяла – удовлетворяться перестают. Это напряжение может постепенно распространяться на группу одноклассников, а потом и на остальные сферы жизни, когда напряжение есть и оно сохраняется, то есть необходимость от него избавиться, поэтому может происходить деструктивные формы снятия напряжения, возникает напряжение и в других сферах.

В этот момент надо успеть что-то предпринять, пока ситуация окончательно не обострилась

На что важно обратить внимание психологу, когда он еще не понимает, что это за подросток, что это за ситуация.

Подросток на грани. Он еще не в ситуации социально-психологической дезадаптации, но уже близок к тому, чтобы встать на этот шаткий путь.

Школьный психолог обращает внимание:

Если его привел учитель – уже все плохо

Надо восстановить ситуацию, восстановить связи, снять напряжение

Еще хуже – если этого подростка отправляет сам директор или завуч.

Нужно приложить уже все возможные усилия, чтобы стабилизировать ситуацию

В любом случае обращения (будь это учитель, будь это родитель, или друзья, одноклассники) – это очень важный показатель того, что в ситуацию уже должен подключаться психолог.

Если это уже системный феномен – уже важно с этим работать

При плановой диагностике с классом – важно обращать внимание на пиковые показатели в любой методике.

При диагностике обращать внимание на те или иные взаимодействия в классе: травля ребенка, отказываются сидеть с какими-то ребенком.

Обращают внимания на себя какие-то резкие изменения в поведении подростка.

Успеваемость и ее резкое ухудшение.

Внешний вид подростка

Ситуация которая складывается в семейной системе – отражается и влияет на школьную систему

Что делаем:

Установить контакт с подростком.

На первых этапах работы обозначать – что нам не все равно, что происходит с подростком.

Важно донести, что он значим, значим для жизни школы и вносит свой вклад в жизнь школы.

Важно обозначить, что психологу важны любые проявления подростка, и плохие поступки, и хорошие

Важно отдавать отчет себе и четко дать понять подростку, что если он наносит кому-то вред – это не будет игнорироваться.

Важно донести до подростка, что он сам автор своей жизни, сам может менять ту ситуацию, которая складывается вокруг.

Донести до подростка, что в его силах, в его ответственности – будет ли эта ситуация улучшаться или ухудшаться.

Учитывая системность – разобраться и понять, кто участник этой проблемной ситуации еще.

Важен контакт с каждым из участников ситуации.

Важно настроить участников этой ситуации, что они вносят свой вклад в эту ситуации.

Очень важно психологу понимать и зону своей ответственности.

Тема 3.1.2:

Что означают термины зависимое поведение (аддиктивное поведение, зависимость, адддикции) и профилактика зависимого поведения? Что общего и каковы различия в знаниях о зависимом поведении и профилактии зависимого поведения

Есть ли общие факторы риска, вовлечения подростков в зависимое поведения, относящиеся сразу ко всем видам аддикций? Назовите пять наиболее значимых сегодня факторов.

На что необходимо направить работу в образовательном учреждении по профилактике зависимого поведения?

С чего необходимо начать антиаддиктивную профилактику в образовательном учреждении? Назовите элементы системной профилактики.

Как вы организуете мероприятия по антиаддиктивной профилактике в вашем учреждении? Перечислите примерный алгоритм ваших действий и обязанностей.

Не только не хватет академических ресурсов, но и практических навыков.

1 часть. Терминология

Терминология в области зависимого поведения использует главный термин – ЗП

ЗП – это поведение, которое направлено на изменение нормального сознания.

Нормальное сознание – повседневное, в котором привычным образом мы видим поведением со стороны

Зависимый человек стремится изменить свое сознание.

Именно против изменнеия сознниая направлены профилактические действия, а также против тех умений, характеристик, выработанных паттернов поведения, которые помогают войти человеку в изменнное сознание

ЗП –в медицинской терминологии звучит как аддикттивное поведение, аддикция (зависимость)

Какие стороны подразделяется зависимость

1 группа – химические зависимости. Завивисмости от потребления хим.веществ. агентом зависиомтис явяляется химическое вещество – алкоголь, наркотик, никтон, токсические вещества, лекарства.

Таким образом этот агент всегда внешйни и должен тем или иным образом поступить в организм человека

2 групп – не химические зависимости, эмоциональные завистимости, социально-одобряемые зависимости. На первом метсе – игровая, потом от других людей – коммуникационна зависимость или созависимость, зхависимость от работы, от трудовых навыков т(трудоголизм), сопртивная заивисмость, фанаты, религиозная зависимость. Те зависимости, которые достаочно активные используется человеком в уже непосрдественной деятельности прфоессиональной, учебной, жизненной

3 группа – промежуточная группа зависимостей, потребностная.

Пищевая зависимость может быть как булимия, так и анорексия

Любовная зависимость, сексуальная, информационная( от интернета)

Каждая группа имеет свои формы профилактики.

По прогнозам ВОЗ, через 30 лет химическая зависимость начнет активно пересрастать в интренте-зависиомтьс и зависимость от компьютерных игр, киберзависиомтсь, и зависимость от социальных сетей.

Сущесвуют экзотические зависимости. Формируется от предложений, которые выходят на рынок. Пример: Шопоголизм, Тономания (от загара), от потребления различного рода веществ, которые не относятся ни к пищевым, ни к химическим (пример – запах)

Термины профилактического характера – антиаддиктивны. Надо использовать очень аккуратно

Профилактика негативного действия — можно – зависимости, алколизма, а вот профилактика здорового образа жизни – так нельзя.

Термины практического применения

Метод профилактические компетенции – знания навыки, умения, которые преобретает человек, в процессе занятий с ним, которые помогают ему справиться с зависимостью, защитить себя от тех агентов, которые вызывают у него зависимость

Профилактические ресурсы – могут относиться как непосредственно к ОУ, так и к каждому ученику, к педагогам, которые осуществляют эту работы

Профилактические ресурсы непосредственно отражаются в ОУ, в программах, планах, мероприятиях, по отношению к преподавателям или отдельным специалистам – проф.навыки, подготовка и переподготовка и личностные профилактические ресурсы.

Механизмы профилактики.

Внутренние и внешние, могут относиться к личности или к организационным условиям в ОУ.

В зависимости от этого складывается то или иное влияние на ученика и возможность образовательной среды влиять вне зависимости от того – есть ли специалист или только условия

Профилактическая программа – это особый вид руководства, в котором сказано не только цель и задачи, материалы, которыми будут достигаться те или иные действия, но и прописаны методологическим образом те действия, которые будут производиться.

Обязательной частью профилактической программы является диагностика,

Отчет – определенным образом представлена отчетность программы

Должна содержать не только рабочие материалы для слушателя (профилактируемого) но и руководство к педагогу, который ведет эту деятельность.

Ни одно ОУ не содержит подобных профилактических ресурсов (профилактической программы)

Профилактическое мероприятие –

Универсальные – направлены на тот ресурс, который непосредственно будет использован в профилактике

Так и селективные – точечно направлены на агента (против табака, против алкоголя)

Индикативные– с семье – первые пробы, дебют потребления

Сегодня основное направление – компетенстностное в области профилактики

Разработки разного уровня:

Международного плана

Региональные (ЕС – какие компетенции должны быть у специалистов, какие у детей). Значение компетентностного подхода набирает силу в мире.

2. Научные подходы

Основные подходы связаны с теоретическими взглядами

Теории зависимого поведения – что привело человека к зависимому поведению

Этому направлению порядка 60 лет. Было выработано более 600 теории в международном контенте,в отечественной литературе – десяток

ПРИЧИНЫ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

Сегодня, в наше время, первым и главным фактором будет являться жестокость по отношению к ребенку. До школьного возраста закладывает период психологической травмы, который потом приведет к ЗП. Основа алкоголизма (в первую очередь), наркомании. Жестокость как со стороны родителей, так и со стороны сверстников, жестокость со стороны значимого взрослого.

Насилие. Сексуальное. Проявляется весь доподростковый и подростковый период, также юношеский период.

Унижение достоинства. В данном случае зависимость начинается с употребления марихуаны. Низкая педагогическая культура, несоответствие культурных традиции семьи и школы является толчком к применению наркотиков. Марихуана – влияние до суток, дает гибкость, теряется восприимчивость к унижениям

Стрессовая ситуация. Которая, так или иначе, приводит к потреблению химических веществ.

Любопытность на 10 месте.

Теории объединяет тот факт, что они описывают весь путь. Могут рассказать о состоянии после применения веществ. Все эти теории будут говорить о зависимом поведении.

Профилактика должна быть направлена против причин, которые повлияли, являются корнем зависимости. (Универсальная профилактика)

Альтернативная теория – теории непосредственного профилактического знания

Теория профилактического знания

Теория здоровья. Теории рассказывают о счастье, благополучии, вере.

Научные подходы важны, так как без понимания — мы будем в состоянии слепых котят.

Теория здоровья (здоровьеохраняющего поведения)

Акцент – здоровьесохраняющие поведение необходимо воспитывать с детства. И начинает ся оно с гигиенических навыков, здесь можно привить и отрицательные отншения к сигаретам, окуркам, к грязным стаканам.

Энергетические напитки – относятся к химической зависимости, нарастающая проблема. Высокая смертность в Якутии.

Здоровьесохранение – оберегаем от нахождения в негативных средах. Прививаем негативное отношение к нахождению в задымленных помещениях. Цель – усилить отрицательное отношение.

Теория эффективной жизни (эффективного поведения). Жизнь полна интереса, который мы плохо поддерживаем. Знания и умения добиваться интереса в каждой деятельности, в каждой части нашей жизни способствует положительному выходу

Теория удовольствия – способность к тому, чтобы от всех жизненных позиций получать удовольствия. Рассматривается тупиковый контекст этого. Сегодня сходит на нет. Считается что эта теория привела к появлению инфантильного поколения, которое не стремится к преодолению

Теория преодоления – мы можем все преодолеть, Каким образом, что необходимо делать, что восполнять потерянные ресурс, кАк лучше выстроить то или иное поведение, чтобы оно было ресурсновоспроизводимым, что такое внутренний потенциал и ресурс

Теория жизнестойкости – жизнестойкость человека складывается из составляющих риска, воспринимать себя в риске, управлять риском, способности и вовлеченности в то или иное дело. Что мы должны уметь, чтобы быть достаточно стойкими.

Теория устойчивого развития личности

Уровни устойчивости

Устойчивое развитие помогает выстроить профилактическое действие. Что надо формировать и в каком возрасте, чтобы свести к минимуме появление зависимого поведения.

Что же можно противопоставить зависимому поведению

Формирование профилактических компетенций

В первую очередь:

Для того чтобы вырабатывать компетенции мы должны понимать что в каком возрасте мы можем выработать

Важно то, что в каждый год – своя компетентностая база. Не можем вырабатывать что-то раньше, а что-то позже.

Незнание приводит к тому, что всех обучают одному и тому же.

Ели универсальную профилактику можем начинать с первого класса, то индикативную профилактику по алкоголю, наркотикам и табаку надо проводить в разное время

Отрицательное отношение к табаку – формируем не раньше восьми лет

К алкоголю – не раньше 12

К наркотическим веществам – не раньше 13 лет.

Детей имеющих дебют потребления раньше этих лет – ведем индивидуально.

Для того чтобы снизить возможность ухода в зависимое поведение – остановиться на выработке факторов составляющих эмоционального интеллект- понимание эмоций других людей, выражение собственных эмоций, управление эмоциями.

Эмоциональное знание, эмоциональынй интеллект – очень важная компетенция.

Эмоциональный интеллект находится на крайне низком уровня. В среднем – 40% выработанных компетенций.

Начальная школа приурочена к тому, чтобы ставить этот эмоциональный компонент. Его хорошо дополнит стрессоустойчивость.

Позитивное мышление – вырабатывая управление эмоциями мы будем поворачивать детей к позитивному мышлению – мыслить положительно, с привлечением с ресурсов.

Закладывается в 5-6 классе:

Здесь появляется желание рисковать и нарушать контроль. Дети начинают экспериментировать с уходом из семьи.

Формируем отношение к риску, самоконтроль.

Вовлеченность и умение управлять своей увлеченностью – в седьмом классе.

Выработанная беспомощность – не обучаем, что они могут достичь. А говорим им все время, что они не могут достичь. Падает творчество к седьмому восьмому классу.

Нет вовлеченного отношения к образованию, друзьям, скука, скучноориентированное восприятие жизни.

В первую очередь должны обращать внимание родителей на снижение творческости. Все время выполняет занятия монотонно, одинаково. Отлични – занят ли он еще чем-то кроме получения хороших оценок.

Выполняя монотонную работу ребенок сталкивается с несправедливостью.

Еще одним важным условием — условие справедливости. Появление справедливых оценок, справедливого признания в том или ином достижении ребенка.

Очень важно, чтобы эта справдливаость сохранялась на разных уровнях образовательных школ.

После 8 класса

Компетенция безопасности социального взаимодействия. Ведет к социальной устойчивости. Знания и умения о том, как в своем общении, взаимодействия с другими не повредить других и себя.

Добрые отношения, формирование взаимной поддержки.

В каком состоянии стоит принимать поддержку и от кого, как критически относится к поддержке.

Компетенции селективного плана

Сначала даем универсальные, потом селективные.

На сегодня эти технологии не очень просты в действиях.

Как только подходим к селективной профилактике – должны показать, как действует тот или иной агент

Надо говорить о последствиях, но не надо уводить далеко.

До 35 лет человек не воспринимает состояние смерти, если не умирал никто из близких. Если такого опыта нет – нет смысла рассказывать о пагубном воздействии. Не больше ¼ из того, что вы говорите. Все остальное – позитивное мышление, как не принимать, какие ресурсы.

Рекомендации

Документальная составляющая

Какие нормативные акты окружают специалиста по профилактике

В каком состоянии отчетные материалы, планы

Создать алгоритм действий, когда обнаруживается ситуация – употребившего либо употребляющего на ваших глазах ребенка.

Необходимо обучить свой образовательный коллектив выявлять ситуации потребления: как выглядит ребенок, что происходит с ним.

Внести алгоритм в комплексный паспорт безопасности ОУ

Появление командного реагирования. Если идет профилактика –вы один или есть команда педагогов.

Начать выстраивать систему взаимоподдержки

Система взаимоподдержки – заключает активно отрицание веществ-агентов

Дети останавливают других детей от пагубного шага.

Необходимо обучать детей противостоять

Сначала профилактической зависимости.

Понять на что настроен родительский комитет.

Развиваем мотивацию на отказ употребления в работе родителя с ребенка

Обучать старшеклассников тому, как заинтересовать человека и привести его к отказу от потребления

Как диагностировать?

Самостоятельное изучении – замечательное дело, если вы профессионал.

Для разного возраста – разные материалы. У нас не стандартизирован ни один. Стандартизированы в США

Диагностика результативности и эффективности программы. За этим необходимо обращаться к специалисту.

При выборе программ ответственно относиться – кем разработана, когда, кем стандартизирована.

Гарвардская школа профилактики




Предыдущий:

Следующий: