контр раб по Соц

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра философии и социальных коммуникаций

Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Социология»

Направление подготовки 260800.62 «Технология продукции и организация общественного питания»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Профиль подготовки: «Технология продукции и организация ресторанного дела»

Форма обучения заочная

Санкт-Петербург

2013 г.

ОДОБРЕНЫ

на заседании кафедры

«Философии и социальных коммуникаций»

Протокол № 1 от 30 августа 2013 г.

Зав. кафедрой

________________ А.С.Казеннов

Составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины «Социология» для подготовки бакалавра по направлению подготовки 260800.62 «Технология продукции и организация общественного питания»

Составители:

К.И. Ванина

Доцент кафедры «Философии и социальных коммуникаций» ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»

Л.В.Новикова

старший преподаватель кафедры «Философии и социальных коммуникаций» ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»

Оглавление

Пояснительная записка

Требования к контрольной работе

Рекомендованная литература (общий список)

Тематика контрольных работ

1. Пояснительная записка

Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Социология» предназначены для студентов по направлению подготовки 260800.62 «Технология продукции и организация общественного питания»

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в написании межсессионной контрольной работы по дисциплине «Социология».

Выполнение котрольной работы позволит студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование следующих:

общекультурных компетенций:

ОК-1 — способность представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры. Способность к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической, публичной и частной жизни;

ОК-2 — умение демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии;

ОК-7 — способность получать и обрабатывать информацию из различных источников, готовность интерпретировать, структурировать и оформлять ее в доступном для других виде;

ОК-10 — владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, умение логически верно аргументировано и ясно строить свою речь;

ОК-13 — использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-14 — способность к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни.

профессиональных компетенций выпускника:

(нет)

В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплины «Социология» студенты должны:

знать:

- основные этапы становления и развития социологии в западных странах и России;

- основные направления и школы современной социологической теории;

- основные понятия и методы социологического исследования;

- основные этапы культурно-исторического развития общества, механизмы и формы социальных изменений;

- с учетом междисциплинарного характера социологической науки обладать знаниями из смежных научных областей – истории, права, экономических наук, философии, культурологии и др.;

уметь:

- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- объяснять особенности социологического видения проблемы, выявлять её параметры и формулировать комплекс предложений по её решению;

- аргументировать свою позицию, отделять главное от второстепенного, избегая упрощения в анализе социальной проблематики;

- работать в группе, команде;

владеть:

- навыками самостоятельной работы над первоисточниками, учебно-методической, научной и справочной литературой, составления обзоров материалов по актуальным социальным проблемам, используя новейшие книги, журналы, электронные средства, интернет-ресурсы;

- навыками написания реферата (доклада, ), работы с вопросами для самопроверки и тестами;

- логическими приемами построения научной аргументации;

- навыками публичной речи, ведения дискуссии.

Контрольная работа способствует самостоятельности в изучении материала по курсу, умению работать с научной, учебно-методической и справочной литературой, ориентирует студентов на углубленное изучение социологических концепций.

Согласно учебному плану студенты заочного обучения выполняют одну контрольную работу и представляют ее на кафедру философии и социальных коммуникаций. Студенты, первая буква фамилии которых от А до М включительно, выбирают любую тему в перечне тем с № 1 до № 13, от Н до Я — темы с № 14 до № 25.

2. Требования к контрольной работе.

Контрольная работа должна раскрывать содержание темы в соответствии с планом и указанным списком литературы. Работа должна быть выстроена по развернутому плану с обязательным «Введением» и указанием вопросов темы, их последующим изложением, «Заключением» и указанием списка литературы по рассматриваемой теме. Общий объем работы с планом и библиографией — не менее 15 страниц печатного текста.

Контрольная работа выполняется в печатном виде на листах формата А4. Титульный лист содержит название образовательного учреждения, название кафедры, на которой выполнена работа, название дисциплины, по которой написана работа, фамилию, инициалы преподавателя, фамилию и инициалы студента, номер группы, название города, в котором находится учебное заведение, год написания данной работы.

Оформляя работу, необходимо пронумеровать страницы. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу арабскими цифрами. Если возникает необходимость вставить страницу уже после нумерации страниц всей работы, то допускается вставка страницы с повторением номера предыдущей страницы и добавлением индексов «а», «б» и т. д. Поля шириной: левое — З0 мм; правое — 15 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм.

Контрольная работа не засчитывается, если тема в ней неполно, поверхностно излагается студентом, или он пользовался литературой, не соответствующей тематике курса «Социология». В таком случае контрольная работа возвращается на доработку студенту, который должен вновь написать работу с учетом замечаний рецензента.

Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно, четко и разборчиво, без помарок и зачёркиваний, запрещается произвольно сокращать слова (кроме общепринятых сокращений). Она должна соответствовать следующим критериям:

1). Правильное раскрытие содержания основных вопросов темы.

2). Самостоятельность суждений, творческий подход, научное обоснование раскрываемой проблемы.

3). Правильность использования цитат: если цитата приводится дословно, то надо взять ее в кавычки и сослаться на источник с указанием фамилии автора, названия произведения, места издания (город и издательство), года издания, тома, части, параграфа, страницы.

4). Наличие в конце работы полного списка литературы.

Если студент в контрольной работе продемонстрировал свободное владение темой, осмысленно пользовался понятиями, составляющими тезаурус курса, он может получить зачет по контрольной работе без собеседования. Студенты, не написавшие контрольной работы или не подавшие ее в срок, зачет не получают.

3. Рекомендованная литература (общий список).

В настоящее время издано довольно большое количество учебников и учебных пособий по курсу «Социология». Поэтому в процессе усвоения содержания курса и написания контрольной работы студентами в качестве ориентира предлагается использовать следующую учебную литературу:

Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. Учебник. М.: Гардарики, 2006. — 512 с.

Волков Ю.Г. Социология. Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 571 с.

Воронцов А.В., Глотов М.Б., Громов И.А. История социологии: Учебник. М.: Юрайт, 2012. – 460 с.

Гидденс Э. Последствия современности. М.: Изд-во Праксис, 2011. — 352 с.

Гидденс Энтони. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.

Глотов М. Б. Общая социология. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия». 2010. – 400 с.

Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX – XX вв. М.: Онега, 1995. — 288 с.

Горелов А.А. Социология: учебник. М.: ЭКСМО, 2006. — 303 с.

Горшков М.К. Прикладная социология: методология и методы. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. – 312 с.

Дерлугьян Г. Как устроен мир. Наброски на макросоциологические темы. Учеб. Пособие. М.: Изд-во ин-та Гайдара, 2013. – 384 с.

Добреньков В.И. Ценностно-ориентированная социология: проблемное поле постнеклассической методологии. М.: Академический проект, 2011. – 565 с.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2011. – 768 с.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М.: ИНФРА-М, 2012. – 624 с.

Докторов Б.С. Современная российская социология. В 3-х томах. М.: ИС РАН, 2012. – 418 с.

Елсуков А.Н., Данилов А.Н. История социологии. М.: Книжный Дом, 2012. – 576 с.

Зборовский, Г.Е. История социологии: учебник для вузов. М. Гардарики, 2007. – 607 c.

История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. Проф. В.И. Добренькова. – Кн.1: История социологии (XIX-первая половина XX века). М.: ИНФРА-М, 2004. — 592 с.

Клюев А.В. Социология: учеб. пособие / А.В. Клюев, В.Г. Лукьянов, И.С. Урсу. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. – 479 с.

Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. М.: Проспект, 2011. – 352 с.

Кравченко А. И. Социология: учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2008. — 512 с.

Кравченко А. И. Социология: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 536 с.

Кравченко А.И. Социология. М.: Проспект, 2013. – 512 с.

Кравченко А.И. Социология (углубленный курс). М.: Юрайт, 2013. — 400 с.

Кравченко С.А. Словарь новейшей социологической лексики (с английскими эквивалентами). М.: МГМИМО ун-т, 2011. – 408 c.

Кравченко С.А. Социологический толковый англо-русский словарь. М.: МГМИМО ун-т, 2012. – 690 с.

Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. 3-е изд., перераб. и дополн. М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 750 с.

Кукушкина Е.И. История социологии. Учебник. М.: Высшее образование, 2013. —  464 с.

28. Лапин Н.И. Общая социология: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2006. — 783с.

29. Личностно-ориентированная социология: сб. / П.Л. Бергер, Б. Бергер, Р. Коллинз; пер. с англ. В.Ф. Анурина. М.: Академ. проект, 2004. – 605 c.

30. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2008. – 654 c.

31. Осипов Г.В. Введение в социологическую теорию. М.: Наука, Вече. 2010. – 336 с.

32. Осипов Г.В. Измерение социальной реальности. Показания и индикаторы. М.: ИСПИРАН, 2011. – 196 с.

33. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века). По ред. Е.И. Кукушкиной. Учебное пособие. М.: «Высшая школа», 2004. — 456 с.

34. Рубанов А.В. Социология массового поведения. Учеб. Пособие. Минск: БГУ, 2011. — 159 с.

35. Социология. Учебник / Под ред. А.В. Воронцова. М.: Дрофа. 2011. – 557 с.

36. Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования. Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. – 239 с.

37. Тавокин Е.П. Социология. Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2013. – 322 с.

38. Тезарус социологии. Кн. 2. Методология и методы социологических исследований: Тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 418 с.

39. Тощенко Ж.Т. Социология. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 607 с.

40. Фирсов Б.М. История советской социологии: 1950-1980 годы. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2012. – 476 с.

4. Тематика контрольных работ:

1. Социология как наука.

2. О. Конт — основатель социологии.

3. Эволюционная социология Г.Спенсера.

4. Социология марксизма.

5. Социология Э. Дюркгейма.

6. Формально — аналитическая школа в немецкой социологии XIX – начала XX вв.

7. Социология М. Вебера.

8. Русская социология XIX века.

9. Русская социология конца XIX — нач. XX веков.

10. Современные макросоциологические теории.

11. Современные микросоциологические теории.

12. Общество.

13. Социальные процессы.

14. Социологическая концепция личности.

15. Социология культуры. Молодежная субкультура.

16. Социальная стратификация и социальная мобильность.

17. Социальная стратификация и социальная мобильность современного российского общества.

18. Социальная группа.

19. Социальные проблемы развития территориальных общностей.

20. Этносоциология.

21. Социальные институты.

22. Организация и управление.

23. Социальный конфликт.

24. Девиация и социальный контроль.

25. Методология и методика эмпирического социологического исследования.

Данная тематика подразделяется на 25 тем с подробным списком рекомендуемой литературы.

Тема 1. Социология как наука.

1. Объект и предмет социологии.

2. Место социологии в системе социогуманитарных наук.

3. Уровни и отрасли социологического знания.

4. Функции социологии.

Рекомендуемая литература

Божков О.Б. Мейнстрим и боковые течения современной социологии // Социс. 2012. № 6. С. 141-147.

Головаха Е.И. Социология между художественным вымыслом и научным знанием // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. №3. Том XV. С. 3-34.

3. Здравомыслов А.Г. Национальные социологические школы в современном мире // Общественные науки и современность. 2007. № 5. С. 114-130.

4. Здравомыслов А.Г. Поле социологии в современном мире. М.: Логос. 2010. – 410 с.

5. Кравченко С.А. Куда идет развитие мировой социологии // Социс. 2007. №1. С. 6-13.

6. Подвойский Д.Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки // Социс. 2005. № 7. С. 3-12.

7. Попов Е.А. Современная социология в перекрестке междисциплинарности // Социс. 2013. № 8. С. 23-29.

8. Романовский Н.В. О понятийном аппарате социологии // Социс. 2011. №2. С.144-146.

9. Романовский Н.В. О современном этапе развития социологии // Социс. 2007. № 1. С. 22-31.

10. Романовский Н.В. Эволюция теоретической мысли в социологии // Социс. 2013. № 8. С. 3-13.

11.Тихонов А.В. Отечественная социология: проблемы выхода из состояния преднауки и перспективы развития // Социс. 2011. №6. С. 3-13.

12. Толстова Ю.Н. История методов исследования как отражение эволюции теоретической мысли в социологии // Социс. 2013. № 8. С. 13-23.

13. Тощенко Ж. Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа // Социс. 2007. № 9. С. 5-17.

14. Тощенко Ж.Т. Новые тенденции в развитии российской социологии // Социс. 2013. № 4. С. 3-13.

15. Щербина В.В. Существует ли сегодня наука социология? // Социс. 2012. № 8.С. 31-40.

16. Ядов В.А. Мое видение будущего социологии // Социология образования. 2012. № 10. С. 12-18.

Тема 2. О. Конт – основатель социологии.

1. «Закон трех стадий» в конструировании науки об обществе.

2. Классификация наук и место в ней социологии.

3. Социальная статика и социальная динамика.

4. Методы социологии.

Рекомендуемая литература

1. История социологии. Методические указания по курсу

«Социология». Раздел «Западная социология. Классические теории» для студентов всех специальностей и форм обучения. Тема 1. Огюст Конт – основатель позитивистской социологии. Составители Ванина К.И., Новикова Л.В. СПб: Изд-во ГОУ ВПО ТЭИ, 2004. С. 3-9.

2. История социологии: учебник / отв. ред. Г.В.Осипов, В.П. Култыгин. Раздел I . Становление социологического этапа социального познания. Глава 3. Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии. М.: Норма, 2009. С. 97-120.

3. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. Кн. 1. История социологии (XIX – первая половина XX в.). Социология Франции. Социологическая теория Огюста Конта. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 47-77.

4. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. 3-е изд., перераб. и дополн. Тема 3. Первые социологические теории: обоснование «объективных» законов. М.: Издательство «Экзамен», 2007. С. 40-45.

5. Плахов В.Д. Западная социология XIX–XX вв.: от классики до постнеклассической науки: эпистемологическое обозрение: учеб. пособие для вузов. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Алетейя, 2006. – 384. С. 43-57.

6. Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996. С. 5-26.

Тема 3. Эволюционная социология Г. Спенсера.

1. Представление Г.Спенсера об эволюции и прогрессе.

2. Отличительные признаки социальной эволюции.

4. Типология обществ.

5. Социальные институты как способ самоорганизации общества.

Рекомендуемая литература

История социологии. Методические указания по курсу

«Социология». Раздел «Западная социология. Классические теории» для студентов всех специальностей и форм обучения. Тема 2. Эволюционная теория Г. Спенсера. Составители Ванина К.И., Новикова Л.В. СПб: Изд-во ГОУ ВПО ТЭИ, 2004. С. 9-14.

2. История социологии: учебник / отв. ред. Г.В.Осипов, В.П. Култыгин. Раздел I . Становление социологического этапа социального познания. Глава 4. Социология Герберта Спенсера. М.: Норма, 2009. С. 120-138.

3. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн. 1. История социологии (XIX – первая половина XX в.). Социология Великобритании. Эволюционистская социология Герберта Спенсера. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 162-196.

4. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. 3-е изд., перераб. и дополн. Тема 3. Первые социологические теории: обоснование «объективных» законов. М.: Издательство «Экзамен», 2007. С. 45-59.

5. Плахов В.Д. Западная социология XIX–XX вв.: от классики до постнеклассической науки: эпистемологическое обозрение: учеб. пособие для вузов. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Алетейя, 2006. – 384 с. С. 43-57.

6. Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996. С. 26-68.

Тема 4. Социология марксизма.

1. Учение об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса: материалистическое понимание истории.

2. Общественно-экономическая формация как историческая ступень в развитии общества.

3. Социальная сущность человека.

4. Классовая теория общества.

5. Революция как форма социальных изменений.

Рекомендуемая литература

1. Александер Дж. «Проект марксизма» в истории своего времени // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. №3. Том XIV. С. 20-23.

2. Буравой М., Райт Э.О. Социологический марксизм // Социс. 2011. №9. С. 18-29.

3. Буравой М., Райт Э.О. Социологический марксизм // Социс. 2011. №10. С. 26-38.

4. История социологии. Методические указания по курсу «Социология». Раздел «Западная социология. Классические теории» для студентов всех специальностей и форм обучения. Тема 3. Социология Карла Маркса. Составители Ванина К.И., Новикова Л.В. СПб: Изд-во ГОУ ВПО ТЭИ, 2004. С. 14-18.

5. История социологии. Учебник / Отв. ред. Г.В. Осипов, В.П. Култыгин. Раздел II. Ранние классики социологии. Глава 5. Социологические воззрения Карла Маркса и Фридриха Энгельса. М.: Норма, 2009. С. 139-171.

6. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Отв. ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн. 1. История социологии (XIX – первая половина XX в.). – М.: ИНФРА-М, 2004. Социология Германии. Социология К. Маркса и Ф. Энгельса. С. 233-297.

7. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. 3-е изд., перераб. и дополн. Тема 6. Диалектико-материалистическая социология К. Маркса и Ф. Энгельса. М.: Издательство «Экзамен», 2007. С.128-151.

Тема 5. Социология Э. Дюркгейма.

1. «Социологизм» концепции Э. Дюркгейма.

2. Метод Дюркгейма: поиск причинных и функциональных связей.

3. Понятие аномии.

4. Изучение самоубийств, их типология.

5. Учение о социальной солидарности.

Рекомендуемая литература

1. История социологии. Методические указания по курсу «Социология». Раздел «Западная социология. Классические теории» для студентов всех специальностей и форм обучения. Тема 4. Социология Эмиля Дюркгейма. Составители Ванина К.И., Новикова Л.В. СПб: Изд-во ГОУ ВПО ТЭИ, 2004. С. 19-23.

2. История социологии: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, В. П. Култыгин. Раздел II. Ранние классики социологии. Глава 7. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: Норма, 2009. С. 204-254.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.

М., 1995. — 400 с.

4. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн. 1. История социологии (XIX – первая половина XX вв.). Социология Франции. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 79-115.

5. Кавецкий С.Т. Э. Дюркгейм о социальной солидарности и аномии // Социс. 2013. № 5. С. 129-133.

6. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. 3-е изд., перераб. и дополн. Тема 5. Структурный функционализм Э. Дюркгейма. М.: Издательство «Экзамен», 2007. С. 96-127.

7. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 2001. — 250 с.

8. Плахов В.Д. Западная социология XIX–XX вв.: от классики до постнеклассической науки: эпистемологическое обозрение: учеб. пособие для вузов. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Алетейя, 2006. – 384 с. С. 62-74.

9. Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996. С. 259-306.

Тема 6. Формально — аналитическая школа в немецкой социологии XIX — нач. XX вв.

1. Концепция «общины» и «общества» Ф. Тенниса.

2. Понятие «социации» Г. Зиммеля.

Рекомендуемая литература:

1. Зиммель Г. Как возможно общество? // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М., 1996. С. 509-526.

2. Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М., 1996. С. 486-500.

3. История социологии. Методические указания по курсу «Социология». Раздел «Западная социология. Классические теории» для студентов всех специальностей и форм обучения. Тема 6. Социологическая концепция Ф. Тенниса. Тема 7. Социология Г. Зиммеля. Составители Ванина К.И., Новикова Л.В. СПб: Изд-во ГОУ ВПО ТЭИ, 2004. С. 29-33.

4. История социологии: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, В. П. Култыгин. Раздел II. Ранние классики социологии. Глава 9. Социология Георга Зиммеля. Глава 11. Социологическая концепция Фердинанда Тенниса. М.: Норма, 2009. С.279-306; 325-342.

5. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. Кн. 1. История социологии (XIX – первая половина XX в.). Социология Германии. Социология Фердинанда Тенниса. Социологическая теория Георга Зиммеля. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 298-308; 309-338.

6. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. 3-е изд., перераб. и дополн. Тема 9. Формально-релятивистская социология Г. Зиммеля. М.: Издательство «Экзамен», 2007. С.205-233.

7. Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996. С. 204-217; 307-338.

Тема 7. Социология М. Вебера.

1. Теория «социального действия».

2. Тенденция «рационализации» и феномен бюрократии.

3. Типы господства.

4. Социология религии.

Рекомендуемая литература

1. Воронцов А.В., Громов И.А. Теория капитализма Макса Вебера и ее методологическое значение // Социс. 2007. № 1. С. 140-150.

2. Вебер М. Избранные произведения. М.: «Прогресс», 1990. — 808 с.

3. История социологии. Методические указания по курсу «Социология». Раздел «Западная социология. Классические теории» для студентов всех специальностей и форм обучения. Тема 5. Социологическая теория Макса Вебера. Составители Ванина К.И., Новикова Л.В. СПб: Изд-во ГОУ ВПО ТЭИ, 2004. С. 23-29.

4. История социологии: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, В. П. Култыгин. Раздел II. Ранние классики социологии. Глава 6. Социология Макса Вебера. М.: Норма, 2009. С.172-204.

5. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн. 1. История социологии (XIX – первая половина XX в.). Социология Германии. Социология Макса Вебера. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 339-400.

6. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. 3-е изд., перераб. и дополн. Тема 8. «Понимающая» социология М. Вебера.М.: Издательство «Экзамен», 2007. С. 171-204.

7. Плахов В.Д. Западная социология XIX–XX вв.: от классики до постнеклассической науки: эпистемологическое обозрение: учеб. пособие для вузов / В.Д. Плахов. Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб: Алетейя, 2006. — 384 с. С. 62-74.

8. Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996. С. 339-349.

Тема 8. Русская социология XIX века.

1. Особенность формирования и развития социологии в России XIX века.

2. Субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский).

3. Историческая социология (В.О. Ключевский, Н.Я. Данилевский).

4. Географическое направление в русской социологии (Л.И. Мечников).

Рекомендуемая литература

1. Воронцов А.В., Глотов М.Б., Громов И.А. Основоположники русской социологии. СПб: Изд-во РГПУ им. А.А. Герцена. 2010. – 126 с.

2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX – XX вв. М.: Онега, 1995. – 288 с.

3. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. 3-е изд., перераб. и дополн. Тема 4. Первые российские социологи: поиски факторов общественного прогресса. М.: Издательство «Экзамен», 2007. С. 67-95.

4. Методические указания по курсу «Социология». Раздел «История социологии. Русская социология XIX – начала XX» вв. для студентов всех специальностей и форм обучения. Составители Ванина К.И., Новикова Л.В. СПб: Изд-во ГОУ ВПО ТЭИ, 2004. С. 3-6; 6-8; 9-11; 12-13; 13-15.

5. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века). По ред. Е.И. Кукушкиной. Учебное пособие. М.: «Высшая школа», 2004. — 456 с.

6. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. – 696 с.

Тема 9. Русская социология конца XIX — начала XX веков.

1. Неокантианство в русской социологии (Б.А. Кистяковский).

2. Генетическая социология М.М. Ковалевского.

3. Марксистское направление в русской социологии.

4. Интегральная социология П.А. Сорокина.

Рекомендуемая литература

Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии

XIX – XX вв. М.: Онега, 1995. – 288 с.

2. Зафировский М. Парсонс и Сорокин. Сравнение вклада в создание социологической теории // Социс. 2011. №3. С. 117-126.

3. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн. 1. История социологии (XIX – первая половина XX вв.). Социология США. Социология Питирима Сорокина. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 564-591.

4. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. 3-е изд., перераб. и дополн. Тема 17. Интегральная социология П. Сорокина.М.: Издательство «Экзамен», 2007. С. 391-422.

5. Методические указания по курсу «Социология». Раздел «История социологии. Раздел «Русская социология XIX – начала XX вв.» для студентов всех специальностей и форм обучения. Составители Ванина К.И., Новикова Л.В. СПб: Изд-во ГОУ ВПО ТЭИ, 2004. С. 13-15; 15-17; 17-18; 18-20.

6. Пономарева И.В. Социологическое наследие П.Сорокина в представлении американских исследователей // Социс. 2011. №4. С. 131-140.

7. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века). По ред. Е.И. Кукушкиной. Учебное пособие. — М.: «Высшая школа», 2004.- 456 с.

8. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд,, перераб и доп. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. – 696 с.

Тема 10. Современные макросоциологические теории.

1. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон).

2. Теория социального конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер).

Рекомендуемая литература

Бабосов Е.М. Теоретическая социология Толкотта Парсонса. М.: МАКС Пресс, 2013. — 263 с.

Зафировский М. Парсонс и Сорокин. Сравнение вклада в создание социологической теории // Социс. 2011. №4. С. 120-130.

Зборовский Г.Е. История социологии: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2007. – 607 c.

4. История социологии: В 3 кн: Учебник / Под ред. проф. В.И.Добренькова. – Кн.1: История социологии (XIX-первая половина XX века). – М.: ИНФРА-М, 2004. — 592 с.

5. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. 3-е изд., перераб. и дополн. Тема 18. Т. Парсонс: интегральная структурно-функциональная теория. Тема 19. Р. Мертон: парадигма структурного функционализма в версии среднего уровня.М.: Издательство «Экзамен», 2007. С. 423-452; 453-483.

6. Плахов В.Д. Западная социология XIX–XX вв.: от классики до постнеклассической науки: эпистемологическое обозрение: учеб. пособие для вузов. СПб: Алетейя, 2006. – 384 с. С. 112-132.

7. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. Глава 3. Структурный функционализм, неофункционализм и теория конфликта. СПб: Питер, 2004. — 688 c . С. 114-160.

Тема 11. Современные микросоциологические теории.

1. Феноменологическая социология (А. Шютц, П. Бергер, Т. Лукман).

2. Этнометодология (Г. Гарфинкель).

3. Символический интеракционизм (Дж.Г. Мид, Г. Блумер).

Рекомендуемая литература

1. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по

социологии знания. М.: Московский философский фонд, 1995.- 323 с.

2. Гарфинкель Г. Что такое этнометодология? // Социологическое

обозрение. 2012. Том 11. №3. С. 3-25.

3. Зборовский Г.Е. История социологии: учебник для вузов. М.:

Гардарики, 200. – 607 c.

4. История социологии: В 3 кн: Учебник / Под ред. проф. В.И.Добренькова. Кн.1: История социологии (XIX-первая половина XX века). Сооциология США.Теория символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 521-563.

5. Кравченко Е.И. Научные воззрения Дж. Мида в курсе истории и теории социологии // Социс. 2010. №10. С. 131-140.

6. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. 3-е изд., перераб. и дополн. Тема 11. Символический интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули и Г. Блюмера.Тема 12. А. Шютц – основоположник феноменологической социологии.Тема 14. П. Бергер и Т. Лукман: современная социология знания. М.: Издательство «Экзамен», 2007. С. 262-302; 303-318; 336-346.

7. Плахов В.Д. Западная социология XIX–XX вв.: от классики до постнеклассической науки: эпистемологическое обозрение: учеб. пособие для вузов. СПб.: Алетейя, 2006. – 384 с. С. 152-187.

8. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. Гл.6. Символический интеракционизм. Гл.7. Этнометодология. СПб: Питер, 2004. — 688 с. С. 238-286; 287-316.

Тема 12. Общество.

1. Понятие общества в социологии.

2. Общество как социальная система.

3. Типологии общества.

Рекомендуемая литература

1. Антипьев А.Г. Современное российское общество: положение и проблемы (социологический анализ). Пермь: Прикамский социологический ин-т, 2010. — 104 с.

2. Кирдинс С.Г. Гражданское общество: уход от идеологии // Социс. 2012. № 2. С. 63-73.

3. Кравченко А. И. Социология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Глава 6. Определение и строение общества, с. 55-68. Глава 8. Развитие общества, с. 89-96. Глава 9. Типология обществ, с. 96-99. Глава 10. Ступени развития общества, с. 99-121.

4. Кравченко С.А. Становление сложного общества: к обоснованию гуманистической теории сложности. М.: МГМИМО ун-т, 2012. — 306 с.

5. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 654 c. Раздел VIII. Общество, с. 504-536.

6. Пригожин И. Р. Сетевое общество // Социс. 2008. №1. С. 24-28.

7. Ратиев В.В. Социокультурная взаимосвязь «массового» и «информационного общества» // Социально-гуманитарные знания. 2007. №1. С. 245-262.

8. Селиванов А. И. Противостояние цивилизаций и строительство будущего России // Социс. 2008. №4. С. 21-26.

9. Современная западная социология. Словарь. М.: Изд-во политической лит-ры, 1990. Статья «Общество». С. 233-241.

Тема 13. Социальные процессы.

1. Социальные изменения. Эволюционный и революционный путь развития.

2. Модернизация общества. Особенности трансформации современной России.

3. Глобализация социальных процессов в современном мире.

Рекомендуемая литература

1. Аверин А.Н. Социальное развитие. Учеб. пособие. М.: РАГС, 2010. -150 с.

2. Беляева Л.А. Образование в России и модернизация экономики //

Социс. 2011. №12. С. 13-24.

3. Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской

модернизации // Социс. 2011. №11. С. 25-32.

4. Глобализация и социальные институты. Социологический подход / Под ред. Н.И.Лапина. М.: Наука. 2010. – 335 с.

5. Голенкова З.Т. Россия в глобальных процессах: поиски перспектив. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. С. 26-51.

6. Горюнов А.В. Современная модель социальных изменений. Опыт экспликации // Социс. 2011. №2. С. 3-12.

7. Готово ли российское общество к модернизации? / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Михайловой. М.: Весь Мир, 2010. — 179 с.

Жуков В.И. Социальное развитие России: историко-социологическая компаративистика: в 3 т. — М.: РГСУ. Т.2: Испытание катастрофой. — 2012. — 895с.

9. Кива А.В. Многоликость российской модернизации // Общественные науки и современность. 2011. №1. С. 42-51.

10. Лапин Н.И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации // Социс. 2011. №9. С. 3-18.

11. Модернизация российского общества: реальность и мифы. СПб.: Северная звезда, 2012. — 240 с.

12. Осипов Г.В.. Кара-Мурза С.Г. История модернизации на Западе и в СССР. М.: ЛИБЕРКОМ, 2013. – 368 с.

13. Сидоров Е. Глобализация и массовая культура: угрозы и надежды для России // Современная Европа. 2009. №1. С. 5-16.

14. Тихонова Н.Е. Акторы российской модернизации в восприятии населения и в реальности // Вестник института социологии. 2011. №3.

15. Федотова В.Г., Федотов А.А., Китаев О.Н. Методологические проблемы анализа нелинейной социокультурной динамики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. №3. Том XV. С. 57-68.

16. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2010. — 588 с.

17. Яницкий О.Н. Социальные движения в современном обществе: вопросы теории // Социс. 2013. №3. С. 50-59.

Тема 14. Социологическая концепция личности.

1. Понятие личности в социологии.

2. Типологии личности.

3. Социальный статус и социальная роль.

4. Социализация личности.

Рекомендуемая литература

1. Костюченко Л.Г. Введение в теорию личности: социокультурный подход: учеб. пособие / Л.Г. Костюченко, Ю.М. Резник; МГУ им. М.В. Ломоносова. Ин-т РАН. М.: АНО Незав. ин-т гражд. об-ва, 2003. – 268 c.

2. Личностно-ориентированная социология: сб. / П.Л. Бергер, Б. Бергер, Р. Коллинз; пер. с англ. В.Ф. Анурина. – М.: Академ. проект, 2004. – 605 c.

3. Мудрик А.В. Социализация человека. Учеб. Пособие. Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. — 304 с.

4. Лапин Н.И. Общая социология: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2006. С. 48-88.

5. Общая социология. Учебное пособие / Под общ. ред А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2008. Раздел VII. Личность. С. 455–503.

6. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. М.: ЦСП и М, 2013. 374 с.

7. Смирнов П.И. Социология личности. Учеб. пособие. СПб.: СПбГИПСР, 2007. — 380 с.

8. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2008. — 398 с.

Тема 15. Социология культуры.

1. Культура как предмет социологического анализа: структура и функции.

2. Типы культур. Понятие субкультуры.

3. Молодежная субкультура в современной России.

4. Система образования и ее роль в современном обществе.

Рекомендуемая литература

Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет. М.: Центр социального прогнозирования, 2010. — 592 с.

2. Ильин А.Н. Массовая культура и субкультура современного общества: специфика соотношения // Общественные науки и современность. 2011. №4. С. 167-176.

3. Карцева Л.В. Социология культуры: учеб. пособие / Л.В. Карцева, Ю.В. Шабалина. М.: Дашков и К°, 2007. С. 37-64.

4. Лапин Н.И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации // Социс. 2011. №9. 3-18.

5. Лебедева Н.М. Культура как фактор общественного прогресса. М.: Изд-во ВШЭ, Юстицинформ, 2009. — 408 с.

6. Левикова С.И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры) // Вопросы философии. 2006. № 4. С. 71-79.

7. Луков В.А. Концептуализация молодежи в XX веке: новые идеи и подходы // Социс. 2012. №1. С. 5-16.

8. Луков В.А. Теория молодежи: междисциплинарный анализ. М. Канон+, 2012.- 527 с.

9. Маршак А.Л. Культура: социологические смыслы и социальные реалии. М.: Академия, 2013. — 224 с.

10. Минюшев Ф.И. Социология культуры. Учеб. пособие. М.: Книжный дом МГУ, 2009. — 272 с.

11. Михайлова Л.И. Социология культуры. Учебное пособие. М.: Изд-во «Дашков и К0», 2008. — 396 c.

12. Найдорф М.И. Толпа, масса и массовая культура // Вопросы культурологии. 2007. № 4. С. 27-32.

13. Орлова Э.А. Социология культуры. Учеб. пособие. М.: Академический проект, 2012. — 74 с.

14. Ратиев В.В. Социокультурная взаимосвязь «массового» и «информационного общества» // Социально-гуманитарные знания. 2007. №1. С. 245-262.

15. Сидоров Е. Глобализация и массовая культура: угрозы и надежды для России // Современная Европа. 2009. №1. С. 5-16.

16. Социология молодежи: учебник / под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2005. С. 87-98.

17. Чупров В.И. Социология молодежи. М.: ИНФРА-М, 2011. — 335 с.

Шаповалов, В.Т. Российский патриотизм и российский антипатриотизм // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 124-132.

18. Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи // Социс. 2012. №1. 114-125.

Тема 16. Социальная стратификация и социальная мобильность.

1. Социальная стратификация как оформление неравенства социальных позиций.

2. Структурно-функциональный и конфликтологический подходы к изучению социальной стратификации.

3. Типы стратификационных систем.

4. Социальная мобильность.

Рекомендуемая литература

1. Аглиуллова А.Х. «Средний класс»: генезис определения в западной и российской социологии. М.: Макс Пресс, 2010. — 210 с.

2. Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда // Социс. 2006. №7. С. 23-34.

3. Варивончик И.В. «Американская мечта» сегодня: средний класс США в конце XX — начале XXI века. М.: ИНФРА-М, 2013. — 316 с.

4. Голенкова З.Т. Социальная структура общества и социальная стратификация. Специальный выпуск «Теория, методология и история социологии» (Серия «Библиотечка молодого ученого»). М.: Гуманитарий, 2011. С. 47-48.

5. Жвитиашвили А.Ш. Рабочий класс в постиндустриальном обществе // Социс. 2013. №2. С. 33-42.

6. Козина И.М. Работники наемного труда // Социс. 2013. №5. С. 19- 7. Колбановский В.В. Средний класс – социальная реальность, «класс на бумаге» или «обман трудящихся»? // Социс. 2013. №2. С. 42-57.

8. Савельева Е.М. Новые группы профессионалов в условиях мобильного сетевого общества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. №3. С. 67-82.

9. Тихонова Н.Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях // Социс. 2006. № 9. С. 28-41.

10. Чаплышкин М.Ю. Предприниматели: содержание деятельности, качества и компетенции, карьера. Учеб. пособие. Пенза: ПГУАС, 2010. — 260 с.

11. Шкаратан О.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы: сравнительный анализ / О.И. Шкаратан, В И. Ильин; Гос. ун-т, Высш. шк. экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 56-64, 94-112, 150-174.

Тема 17. Социальная стратификация и социальная мобильность современного российского общества.

1. Отличие современной российской стратификации от западной модели.

2. Российский правящий класс и властвующая элита общества.

3. Проблема «предпринимательского» и среднего класса в России.

4. Рабочий класс и крестьянство в социальной структуре современного российского общества.

5. «Социальное дно» и маргиналы.

Рекомендуемая литература

1.Беленький В.Х., Паульман В.Ф. Предпринимательство: развитие,

природа, проблемы // Социс. 2012. №10. С. 50-56.

2. Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России // Социс. 2006. № 9. С. 52-63.

3. Бур Э.Г. Иной средний класс. СПб.: Норма, 2008. — 155 с.

4. Бюраева Ю.Г. Социальная мобильность современных менеджеров: межпоколенный аспект // Социологический журнал. 2011. №N3. С. 40-49.

5. Волков Ю.Г. Возникновение и современное состояние российского креативного класса // Вестник института социологии. 2012. №5. Электронный адрес: http://www.vestnik.isras.ru.

6. Гелюта А.М. Рабочий класс и технический прогресс: исследование изменений в социальной структуре рабочего класса. М.: Вече, 2012.

7. Глотов М.Б. Концепции социальной стратификации в отечественной социологии // Социс. 2013. №8.

8. Голенкова З.Т. и др. Модернизация социальной структуры российского общества. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. — 287 с.

9. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Статусные характеристики рабочих России // Социс. 2012. №12. С. 50-56.

10. Горюнова С.В. Средние слои и «средний класс» в современном российском обществе // Общественные науки и современность. 2006. № 4. С. 58-67.

11. Заславская Т.И. Новое поколение деловых людей России. М.: Дело, 2007. — 320 с.

12. «Новая» и «старая» интеллигенция: общее и особенное / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: РГПУ, 2012. — 480 с.

13. Симонян Р.Х. Реформы 1990-х годов и современная социальная структура российского общества. // Социс, 2012. №1. С. 37-47.

14. Средний класс в современной России / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. — 320 с.

15. Тихонова Н.Е. Низший класс в социальной структуре российского общества. Социс. 2011. №5. С. 24-35.

16. Тихонова Н.Е. Средний класс: теория и реальность. М.: Альфа-М, 2009. — 320 с.

17. Фадеева Л.А. Кто мы? Интеллигенция в борьбе за идентичность. М.: Новый хронограф, 2012. — 320 с.

18. Шкаратан О.И. Ожидания и реальность. Социальная мобильность в контексте проблемы равенства шансов // Общественные науки и современность. 2011. №1. С. 5-24.

19. Шкаратан О.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы: сравнительный анализ / О.И. Шкаратан, В И. Ильин; Гос. ун-т, Высш. шк. экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 56-64, 94-112, 150-174.

20. Шкаратан О.И., Ястребов Г.А. Сравнительный анализ процессов социальной мобильности в СССР и современной России // Общественные науки и современность. 2011. №2. С. 5-28.

Тема 18. Социальная группа.

1. Определение понятия «социальная группа».

2. Типология социальных групп: большие и малые группы, первичные и вторичные группы (Ч. Кули), референтные группы (Г. Хаймен).

3. Изучение сплоченности малой группы (социометрический метод Дж. Морено).

4. Лидерство в малых группах.

Рекомендуемая литература

1. Волков Ю. Г. Социология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. Раздел5. Глава 4. Социальные группы. С. 231-242.

2. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2004.

Раздел II. Тема 10. Групповые конфликты. С. 241-256.

3. Краснопольская И.И. , Солодова Г.С. Восприятие «чужака» группой в социологии Г. Зиммеля // Социологический журнал. 2012. №N4. С. 24-35.

4. Методические указания по курсу «Социология». Тема «Малая группа. Групповая динамика». Составители: Ванина К. И., Новикова Л. В. СПб.: Изд-во ГОУ ВПО ТЭИ, 2004. — 15 с.

5. Общая социология. Учебное пособие / Под общ. ред А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2008. Раздел V. Глава XIII. Социальные группы: их сущность и разновидности. С. 291-327.

6. Сидоренков А.В. Малая группа и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория. Ростов Н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2010. — 272 с.

Тема 19. Социальные проблемы развития территориальных общностей.

1. Территориальная организация общества на современном этапе.

2. Городские и сельские поселения. Проблемы развития города и деревни в российском обществе.

3. Социальные проблемы региональной политики в современной России.

Рекомендуемая литература

1. Великий П.П. Российское село. Процессы постсоветской трансформации / Под ред. Ю.С. Воронова. Саратов: Научная книга, 2012.- 340 с.

2. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М.: Либроком, 2012. — 264 с.

3. Заборова Е.Н., Исхамова А.Ф. Город как социальное пространство // Социс, 2013. N2. С. 97-101.

4. Рябов А. Распадающаяся общность или целостный регион? // PRO ET CONTRA. 2011. Том 15. С. 1-18.

5. Стрельникова А.В. Социология города: пространственные практики и жизненные траектории. М.: РГГУ, 2012. — 230 с.

6. Трубина Е.Г. Город в теории: опыт осмысленного пространства. М.: Новое литературное обозрение. 2011. — 520 с.

Тема 20. Этносоциология.

1. Определение понятия «этнос».

2. Виды и этапы развития этноса.

3. Межэтнические отношения.

4. Новые тенденции в развитии этнических общностей в современном российском обществе.

Рекомендуемая литература

Брубейкер Р. Этничность без групп. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012.- 408 с.

2. Вевьерка М. Формирование различий / М. Вевьерка // Социс. 2005. № 8. – С. 13-24.

3. Дробижева Л.М. Процессы гражданской интеграции в полиэтническом российском обществе (тенденции и проблемы) // Общественные науки и современность. 2008. № 2. С. 68-77.

4. Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013. — 336 с.

5. Дугин А.Г. Этносоциология. М.: Академический проект, 2011. — 640 с.

6. Истомина О.Б. О типах этнической идентичности // Социс. 2011. №11. С. 61-65.

7. Жуков В.И., Тавадов Г.Т. Большой этнологический словарь. М.: Изд-во РГСУ, «Омега-Л». 2010. – 924 С.

8. Магометов А.А. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект: учеб. пособие. М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2004. С. 24-36, 57-62, 163-174.

9. Малахов В.С. Категория «этническое меньшинство» в российском публичном и законодательном дискурсах / В.С.Малахов, А.Г. Осипов // Мир России. 2008. № 8. С. 67-91.

10. Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: учеб. пособие М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 36-52, 78-93, 112-142.

11. Пушкин С.Н. Проблема межэтнических контактов в творчестве Л.Н. Гумилева // Социс. 2012. №7. С. 89-98.

12. Русские: Этносоциологическое исследование / Ю.В. Арутюнян Л.М. Дробижева и др. М.: Ин-т социологии РАН, 2011. — 421 с.

13. Рыжова С.В. Этническая идентичность в контексте толерантности. М.: Альфа-М, 2011.- 336 с.

14. Сикевич З.В. Этнические парадоксы и культурные конфликты в российском обществе. СПб.: Изд-во, СПбГУ, 2012. — 212 с.

15. Смирнов А.Н. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики // Полис. 2005. №4. С. 30-52.

16. Широков С.М. Этнос: исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. М.: URSS; Либроком, 2012. — 136 с.

Тема 21. Социальные институты.

1. Понятие, виды и функции социальных институтов.

2. Процесс институционализации и развитие социальных институтов.

3. Семья как важнейший социальный институт.

4. Демографическая политика государства на современном этапе развития российского общества.

Рекомендуемая литература

1. Александров Ю.И., Кирзина С.Г. Типы ментальности и институциональные матрицы: междисциплинарный подход // Социс. 2012. N8. С. 3-13.

2. Алексеева Л.С. Семья и социальные риски // Отечественный журнал социальной работы. 2007. № 2. 21-29.

3. Бессонова О. Э. Общая теория институциональных трансформаций: парадигмальное переосмысление цивилизационного развития России // Социс. 2008. N 1. C. 13-24.

4. Бурова С.Н.Социология семьи. Минск: БГУ, 2011. 208 с.

5. Вельцель К., Инглхарт Р., Александер Э., Панарин Э. Распутывание связей между культурой и институтами на примере эмансипации человечества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012, том XV, N4 (63). C. 12-43.

6. Глобализация и социальные институты. Социологический подход / Под ред. Н.И.Лапина. М.: Наука. 2010. – 335 с.

7. Липкин А.И. Россия между несовременными «приказными» институтами и современной демократической культурой // Мир России. 2012. N4. С. 40-61.

8. Лупанов В.Н. Социология семьи. Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. 158 с.

9. Семья как объект социальной работы / под общ. ред. Е.П. Тонконогой. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. — 198 c.

10. Современная российская семья: проблемы и пути решения. Под ред. Воронова А.Н. СПб.: Изд-во СПбГУ, ф-т социологии, 2011. 149 с.

11. Социология семьи: учебник / под ред. А.И. Антонова; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 43-75, 94-102, 144-163.

12. Чернова Ж.В. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ. СПб: НОРМА, 2008. – 360 c.

13. Четверикова И.В. Дискуссия об институтах: эволюция идей // Социс. 2012. N12. С. 106-114.

Тема 22. Организация и управление.

Определение и признаки организаций.

Типология организаций.

Современные теории управления организацией.

Конфликты в организации.

Рекомендуемая литература

Агапов П.В. Социология организаций. Учеб. пособие. М.: Альфа-М, 2006. — 416 с.

Бабосов Е.М. Социология управления. М.: Макс Пресс, 2012. — 288с.

Барков С.А. Социология организаций. М.: Юрайт, 2013. — 203 с.

Башмаков В.И. и др. Социология управления. Учебник (углубленный курс). М.: Юрайт. 2013. — 203 с.

Иванова Т.Ю. Теория организации. М.: КноРус, 2012. — 384 с.

Ксенофонтова Х.З. Социология управления. Учеб. пособие. М.: КноРус, 2010. — 288 с.

7. Кравченко А.И., Тюрина И.О. М.: Социология управления. М.: Академ. Проект, 2006. — 983 с.

8. Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 2011. — 329 с.

9. Латфуллин Г.Р. Теория организации. М.: Юрайт. 2013. — 448 с.

10. Милонер Б.З. Теория организации. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010. — 797 с.

11. Подлесных В.И. Теория организации. Учеб. пособие. ИНФРА-М, 2013. — 336 с.

12. Попов В.Д. Культура управления в информационном обществе. Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. — 208 с.

13. Тавонин Е.П. Управление. Социальное управление. Социология управления. М.: URSS; Либроком, 2010. — 256 с.

14. Теория организации: словарь / Ред. Жигун Л.А. М.: ИНФРА-М, 2012. — 116 с.

15. Тихонов А.В. Социология управления: стратегия, процедуры и результаты исследования. М.: Канон+, 2010. — 472 с.

16. Тощенко Ж.Т. Социология управления. Учебник. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. 2011. — 300 с.

17. Фененко Ю.В. Социология управления. М.: ЮНИТИ, 2013. — 215 с.

18. Фомина В.П. Социология управления. М.: Изд-во МГОУ, 2011. — 64 с.

19. Шеметов П.В. Теория организации. М.: Омега-Л, 2012. — 176 с.

20. Щербина В. В., Попова Е. П. Организационное развитие: теория и практика. М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2011. — 210 с.

21. Щербина В.В., Попова Е.П. Развитие деловых организаций: теоретические модели и проблемы практического применения. Учебное пособие. М.: РГГУ. 2010. – 368 с.

Тема 23. Социальный конфликт.

1. Причины возникновения, функции и субъекты социальных конфликтов.

2. Типология конфликтов и пути их разрешения.

3. Анализ российского общества с точки зрения социальных конфликтов.

Рекомендуемая литература

1. Антонян Ю.М. Экстремизм и его причины. М.: Логос, 2010. — 285 с.

2. Бабосов Е.М. Социология конфликтов. Минск: БГУ, 2011. — 623 с.

3. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: ИНФРА-М, 2013.- 320 с.

4. Дмитриев А.В. Социальный конфликт. Избранные лекции. СПб.: Гуманитарный ун-т профсоюзов, 2011. — 60 с.

5. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. Раздел II. Тема 10. Групповые конфликты. СПб: Питер, 2004. С. 241-256.

6. Кибанов А.Я. Конфликтология. М.: ИНФРА-М, 2012. — 302 с.

7. Конфликты в современной России: исследование и регулирование. Сборник статей. М.: Изд-во современного гуманитарного ин-та, 2010. – 325 с. 8. Ниловская Л.Н. Возможности конфликтологического анализа российского общества в контексте вызовов модернизации // Социология власти. 2012. №1. С. 29-39

9. Ратников В.П. Конфликтология. (Из серии «Золотой фонд российских учебников»). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 543 с.

10. Светлов В.А., Семенов В.А. Конфликтология.: Питер, 2011. — 308 с.

11. Сорокина И.Д. Конфликтология. Учеб. пособие. М.: ИТУ МАТИ, 2012. –  201 с.

Тема 24. Девиация и социальный контроль.

1. Теории, объясняющие природу девиантного поведения.

2. Формы отклоняющегося поведения.

3. Понятие социального контроля. Социальные нормы и социальные санкции.

Рекомендуемая литература

1. Гилинский Я.И. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Изд-во Р. Асланова: Юрид. центр Пресс, 2007. – 518 c.

2. Гилинский Я.И. и др. Конструирование девиантности. СПб.: Деан, 2011. — 210 с.

3. Гилинский Я.И. Самоубийство как социальный феномен // Социологический журнал. 2011. №2. С. 39-48.

4. Мягков А.Ю. Темпоральные характеристики самоубийств: опыт эмпирического изучения // Социс. 2004. №3. С. 83-92.

5. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М.: Центр соц. прогнозирования, 2004. С. 44-62, 97-114, 135-163.

6. Шипунова Т.В. Девиантология. Современная теоретико-методологическая проблема. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. — 245 с.

7. Шипунова Т.В. Проблема синтеза теории девиантности // Социс. 2004. № 12. С. 103-113.

Тема 25. Методология и методика эмпирического социологического исследования.

1. Понятие метода в социологии. Качественные и количественные методы.

2. Программа социологического исследования.

3. Основные эмпирические методы: опросы, наблюдение, эксперимент, контент-анализ.

Рекомендуемая литература

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие. – М.: Альфа-М.: ИНФРА-М, 2009. — 416 с.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования: Учебник. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. — 537 с.

3. Ильясов Ф.Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социс. 2011. №3. С. 112-116.

4. Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов. Глава VI. Социологическое исследование. М.: Академический Проект, 2008. С. 65-76.

5. Общая социология. Учебное пособие / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 15-41.

6. Рождественская Е.Ю. Биографический метод в социологии. М.: ИД ВШЭ, 2012. — 381 с.

7. Татарова Г.Г., Чеховский И.В. Метод фокус-групп: экспертные оценки «факторов неуспешности» // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2012. № 34. С. 5-31.

8. Толстова Ю.Н. История методов исследования как отражение эволюции теоретической мысли в социологии // Социс. 2013. № 8. С. 13-23.

9. Толстова Ю.Н., Воронина Н.Д. О необходимости расширения понятия социологического измерения // Социс. 2012. №7. С. 67-77.

10. Тощенко Ж. Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа // Социс. 2007. №9. С. 5-17.

11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебное пособие . 4-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2009. — 567 с.

12. Яушева А. А. Формирование выборки: поиск новых возможностей // Социс. 2007. №8. С. 90-97.




Предыдущий:

Следующий: