культура в таблицах

История русской культуры в таблицах

История русской культуры в таблицах

Таблица может понадобиться для подготовки к ЕГЭ и решения многих вопросов.

Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

Письменность

Литература

Архитектура

Живопись

Декоративно – прикладное искусство

1.Узелковая письменность;

2.Узелково – иероглифическая письменность;

3.Пиктография;

4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.

(Глаголица и кириллица)

Материал:

1.береста;

2.пергамент

Жанры:

Летопись;

Житие;

Слово (поучение);

Хождения;

Исторические повести.

Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского

монастыря, около 1113 года.

Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.

Слово:

-торжественное – «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит Илларион;

-нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).

Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину».

Самый известный литературный памятник домонгольской Руси — «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.)

Крестово-купольный стиль.

Памятники:

Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);

Собор Святой Софии в Новгороде;

Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.

Золотые ворота в Киеве.

Памятники Владимиро-Суздальской земли:

Церковь Покрова – на – Нерли;

Успенский собор;

Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)

Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.

Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем

Миниатюра- красочная иллюстрация

чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом

чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент

Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура

Литература

Архитектура

Живопись

Церковь

- влияние ига на темпы и ход развития.

Жанры: Летописи; Исторические повести;

Житие; Хождения.

Произведения:

«Повесть о разорении Рязани»;

«Повесть о Щелкане»

(о восстании в Твери в 1327г.);

«Житие Александра Невского» (О Невской битве);

«Задонщина» (о 1380г., Софоний Рязанец);«Сказание о Мамаевом побоище» (О Куликовской битве);«сказание о взятии Москвы Тохтамышем» (1382г);«Хождение за три моря», (Афанасий Никитин, XV

Московский Кремль

Белый камень Красный кирпич

1367-1369гг. Иван III

Д. Донской

Успенский собор

(1475-1479гг),

Аристотель Фиорованти;

Благовещенский собор(1484-1489гг.);

Церковь Ризоположения

Создатели: псковские мастера;

Грановитая палата;

-начало строительства:

1487г.- Марко Фрязин,

- окончание:

1491г. – Пьетро Антонио Солари;

Троице-Сергиева Лавра,

Троицкий собор, основан Сергием Радонежским.

Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.

Феофан Грек (1340-1410),

использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде.

Иконы: Богоматерь.

Андрей Рублёв

(конец 14в.- первая треть 15в.),

возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие.

Иконы: «Спас», «Троица».

Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.

Дионисий (1440-1505гг.),

предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета.

Расписал Ферапонтов монастырь.

Течения в церкви

(к.14- нач.15в)

Нестяжатели Иосифляне

Нил Сорский Иосиф Волоцкий

Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела.

Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.

Стригольничество-первая русская ересь, критика недостойного поведения духовенства.

Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура

Литература. Общественная мысль

Церковь.

Архитектура.

Живопись

Книгопечатание

Дополнительные

сведения

Жанры:

Летописи:

1.«Степенная книга» (описание правлений русских князей от Владимира Святого до);

2.«Лицевой летописный свод».

Исторические повести:

1. «Казанское взятие»;.

Публицистика:

1.«Сказание о князьях Владимирских»; концепции наследственной связи

русских государей с византийскими императорами.

2.И.Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете – Салтане»: идеал государственного устройства — сильная самодержавная власть.

3.А.Курбский: «История о великом князе Московском»; идея- ограничение царской власти. Переписка с царём о путях развития Руси, об отношении монарха с подданными.

4. Сильвестр «Домострой»- энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм, правила поведения в семье.

5.Митрополит Макарий «Четьи – минеи» – сборник, в котором произведения располагались по дням, чтение их предписывалось церковью.

Феодосий Косой- лидер еретиков, критиковал догматы христианства: о божественной природе Христа, воскрешения мёртвых; монашество.

Максим Грек выступал против обогащения церкви.

Матвей Башкин — против официальной церкви, осуждал холопство.

Василий Патрикеев

(Вассиан Косой)- нестяжатель, за независимость церковной власти от государственной.

Стиль: шатровый. Данный стиль основан на национальных традициях деревянного зодчества. Характеризуется устремлённостью вверх. Завершается многогранной пирамидой. Наличие шатров, увенчанных маковкой, покраска под кирпич, побелка.

Памятники:

Церковь Вознесения

в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.

Покровский собор

(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.

Архангельский собор,

Архитектор — Алевиз Новый, 1506-1508гг.

Колокольня

Ивана Великого

Фёдор Конь – Белый город

(3-я каменная линия укрепления)

Изображение на иконах лиц царей, князей,

исторические сюжеты

1564г.- начало книгопечатания, Иван Фёдоров и Петр Мстиславец;

«Апостол» – первая русская (датированная) печатная книга.

А.Чохов

«Царь- пушка»

(1586г.)

Русская культура XVII века.

наука

литература

публицистика

архитектура

живопись

театр

География:

1.1643-1646г.

В. Поярков: экспедиция на Амур;

2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой;

3.1649г.- Е. Хабаров:

карта Приамурья;

4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова;

Учебные пособия:

1.Азбука Бурцева;

2.Грамматика Магницкого;

3.Букварь Истомина

Учебные заведения:

1687г. Славяно – греко- латинская академия

1. «Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное им самим»

Историческая повесть:

1. « Сказание Авраама Палицына»

(о Смуте);

2. «Повесть об Азовском осадном сидении»

( победа над турками 1641г.)

Сатира:

1. «Повесть о Ерше Ершовиче»;

2. «Повесть о Шемякином суде»;

3. «Калязинская челобитная» (высмеивается монастырь)

Драматургия:

основатель Симеон Полоцкий.

1. «О Навуходоносоре царе»;

2. «Притча о блудном сыне»

1.Ю. Крижанич:

« Думы политичны»

(идея: социальный мир и смягчение угнетения);

2. С. Полоцкий:«Политика». Идея: цель самодержавного

правления – установление равноправного суда монарха над всеми подданными)

Стили:

1. начало- 30-ые годы XVII века – шатровый стиль;

2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко:

а) чёткость;

б) симметричность;

в) многоярусность;

г) сочетание красного и белого кирпича.

Архитекторы:

Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков,

Б.Огурцов

Архитектурные памятники:

1.Кремлёвский Теремной дворец;

2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве;

3. Церковь Покрова в Филях (барокко);

4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов).

XVII в. – «русское узорочье»- художественный приём, связанный с многообразием применяемых красок, форм, сюжетов, декоративность линий

Симон Ушаков

(стремился «выписать» детали, придать объём).

Произведения:

1.«Троица»;

2.Спас Нерукотворный

3.картина «Насаждение древа государства»

XVII век: появляются парсуны – портреты

http://5-ege.ru/

Наиболее известная – изображение М.В. Скопина – Шуйского

1672 г. – придворный театр

обмирщение культуры

Русская культура первой половины XVIII века

образование

наука

театр

литература

быт

архитектура

живопись

1. «Арифметика» Магницкого;

2. «Грамматика» Смотрицкого;

3. «Букварь» Поликарпова;

4. «Первое учение отрокам» Прокоповича.

1708-1710 г.- реформа алфавита, гражданский шрифт.

1714г.- указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.

Создание:

1.цифирные школы;

2.Навигацкая школа (1701г.),

Я. Брюс;

3.Морская школа (1715г.);

4.Инженерная школа;

5.Медицинская школа(1707г.);

6.Артилерийская школа;

7.Указ о создании Академии наук и художеств(1724г.), первое научное заседание прошло в 1725г.

1.Нартов создал

токарно-копировальный станок;

2.1706г.- аптекарский огород- основа ботанического сада;

3. 1707г.- первый госпиталь;

1718г. – отечественные хирургические инструменты;

4.1724г.- подводная лодка (Никонов)

5.1714г. – Кунсткамера-первый естественно-научный музей.

6.В Сухаревской башне Я. Брюс открыл обсерваторию.

7.Камчатские экспедиции Беринга и Чирикова, подтвердили наличие пролива между Азией и Америкой.

1702г. – общедоступный театр, строительство «Комедиальной хламины»

1.Тредиаковский- первая ода4.Кантемир (сатирик)

«Куму своему» (защита петровских преобразований);

2.1703г.- газета «Ведомости»;

3.1714г.- библиотека;

4. «Юности честное зерцало» (правила хорошего тона).

Публицистка.

Ф. Прокопович-

«Правда воли монаршей»,

«Слово о власти и чести царской».

Идея: право монарха на неограниченную власть.

И.Посошков

«Книга о скудости и богатстве»

Ассамблея – бал, устраиваемый в домах знати.

1700-новое летоисчисление

Барокко: -монументальность;-пышность;

изогнутость линий фасада;-обилие колонн, статуй.Памятники:

-Собор Петропавловской крепости (Трезини, Земцов);

-здание 12 коллегий

( проект Трезини, Земцова);

-Кунсткамера:

Земцов, Кьявери

Маттарнови.

-Адмиралтейство

(началось строительство при Петре);

-Зимний дворец, Смольный собор (Растрелли)

Никитин «Пётр на смертном ложе»;

Матвеев «Автопортрет с женой»

Русская культура второй половины XVIII века

Наука.

Изобретения.

Литература.

Образование.

Живопись. Скульптура.

Архитектура.

Театр.

1.Ломоносов – развитие молекулярной теории строения веществ; закон сохранения материи, доказал общность природы молнии и электричества, создал рецепт изготовления смальты, исследование Венеры, действующая модель вертолёта.

Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана.

Татищев- «История Российская»;

Щербатов « История Российская от древнейших времён»;

1.Ползунов разработал проект универсального теплового двигателя, паровая машина.

2.Кулибин:

-зеркальный прожектор;

-семафорный телеграф;

шлифовка оптических стёкол;

-одноарочный неразводной мост;

-дворцовый лифт;

-суда, двигавшиеся против течения;

-протезы для инвалидов.

3.Фролов- установка для откачки воды и подачи руды из шахты.

-Классицизм,

представитель- Сумароков

(«Дмитрий Самозванец»).

-Реализм-Державин,

Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир».

-Сентиментализм –

Карамзин «Бедная Лиза»,

Общественная мысль.

-Новиков издавал

журналы «Трутень» и «Живописец».

-Радищев

«Путешествие из Петербурга в Москву».

1755г.- Московский Университет

( Ломоносов, Шувалов),

1757г. – академия художеств (по плану Шувалова)

1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой).

1786 г.- издание Устава народных училищ.

Жанры:

1.Портреты:

-Рокотов;

-Левицкий;

-Боровиковский;

-Аргунов;

-Антропов.

2.Пейзажи (Щедрин)

3.Натюрморты (Теплов).

Скульптура.

-Шубин

(бюсты Ломоносова, Екатерины II);

-Козловский

(памятник Суворову);

-Фальконе

«Медный всадник»

Эрмитаж.

Классицизм: логичность; симметричность; геометризм; чёткость линий; обращение к античной культуре.

Памятники периода:

-Дом Пашкова (Баженов);

Московский университет, Сенат (Казаков);

Волков-

основатель театра

Жемчугова – крепостная актриса;

крепостной

театр

Шереметевых.

Русская культура первой половины XIX века

Наука и образование.

Литература.

Архитектура.

Живопись, скульптура.

Театр

Музыка.

1811г.- Царскосельский лицей;

география:

-1803-1806гг.

Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества;

-1819-1821гг.

Беллинсгаузен, Лазарев-

открыта Антарктида;

-1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан;

-1848-1849 Невельской-

доказал, что Сахалин-остров.

Зинин- синтез анилина;

-Якоби – электромотор,

гальванопластика;

-Шиллинг – электромагнитный телеграф;

Черепановы – первая ж/д

и паровоз; Металлография- Аносов, Неевклидова геометрия- Лобачевский; Струве – Пулковская обсерватория

-романтизм- Жуковский («Людмила»);

-реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

Журналы:

-«Отечественные записки»: Некрасов

Салтыков-Щедрин,

-«Современник»: Пушкин

-«Северная пчела»:

Булгарин.

-«Полярная звезда»: Рылеев, Бестужев.

Стили:

-классицизм;

-ампир- опора на художественное наследие Греции и Рима;

монументальность,

обилие декоративных украшений и военной эмблематики.

-эклектика – произвольное сочетание разных стилей.

Памятники:

Росси: Сенат, Дворцовая площадь,

Михайловский дворец

(ампир);

Бове: Манеж, Большой театр (ампир);

Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир);

Захаров: Адмиралтейство (ампир);

Жилярди: здание Опекунского совета (ампир);

Тон: Большой Кремлёвский дворец,

Храм Христа Спасителя

(русско- византийский );

Монферран: Иссакиевский собор,

Александровская колонна

(эклектика).

Тома де Тамона: Биржа

-портреты:

Тропинин: «Пушкин»;

Кипренский: «Пушкин»;

-исторический жанр:

Брюллов: «Последний день Помпеи», «Всадница»;

Иванов: «Явление Христа народу»;

Бытовой жанр:

Венецианов: «Жатва», «На пашне», «Гумно»,«Пастушок»;

Федотов «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Анкор, ещё анкор!», «Завтрак аристократа»

Тропинин « Кружевница»;

Скульптура:

Клодт – «Укрощение коня» на Аничковом мосту;

Мартос – памятник Минину и Пожарскому

-1824г.- Малый театр;

-1832г.- Александринский

театр

актёры: Щепкин, Мочалов, Каратыгин

Глинка «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Руслан и

Людмила»,

«Патриотическая песня»;

Даргомыжский-

«Русалка»;

Алябьев, Варламов, Гурилёв – романсы

Русская культура второй половины XIX века

Наука.

Живопись

Скульптура.

Архитектура.

Музыка.

Театр.

География. Этнография.

Миклухо-Маклай, Пржевальский,

Семёнов – Тян-Шанский;

Математика. Чебышев, Ковалевская;

Физика.

Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио),

Столетов (фотоэффект);

Химия.Менделеев – (периодическая система),

Бутлеров (основы органической химии).

Летательные аппараты.

Жуковский, Можайский, Циолковский

Биология. Медицина.

Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию,

Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин.

История.

Соловьёв С., Костомаров, Ключевский.

«Товарищество передвижных художественных выставок»: Мясоедов, Перов, Ге, Куинджи.

Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.

Перов: «Чаепитие в Мытищах», «Тройка»,

Мясоедов: «Земство обедает», Пейзажи.

Шишкин: «Утро в сосновом бору»,

Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван IV и его сын», «Запорожцы пишут письмо», «Арест пропагандиста»

Серов: «Девочка с персикамиСуриков: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Покорение Сибири Ермаком» Поленов: « Московский дворик»,

Левитан: «Март», «Золотая осень»,

Саврасов: «Грачи прилетели»,

Васнецов: «Богатыри», «Алёнушка», Верещагин: «Апофеоз войны».

Создание Третьяковской галереи.1898г.- «Мир искусства»: Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов.

Шервуд: памятник-храм «Героям Плевны»,

Микешин, Опекушин «Тысячелетие России»

Антокольский: «Иван Грозный», «Ермак»,

«Нестор – летописец»,

«Ярослав Мудрый».

Псевдорусский стиль:

Шервуд, Семёнов: Исторический музей,

Чичагов: Городская дума

1859г. – «Русское музыкальное общество» (Рубинштейн)

1866г.- Московская консерватория

(Рубинштейн),

«Могучая кучка»:

Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев

Римский – Корсаков,

Стасов (критик)

Бородин: «Князь Игорь»,

Мусоргский:

«Борис Годунов», «Хованщина»;

Римский – Корсаков:

«Шахерезада»,

«Снегурочка»

Чайковский: «Е.Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Лебединое озеро».

Режиссёры:

Станиславский,

Немирович -Данченко

Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже.

С. Мамонтов- меценат, предприниматель.




Предыдущий:

Следующий: