курсовая методика

Введение

Реформа системы образования осуществлялась в сложных условиях. Общество переживает период глубоких структурных, в частности социокультурных изменений. В системе образования, как и в обществе в целом, произошли серьезные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском нового в образовании, соответствующего новым тенденциям развития российского общества. Значительные изменения произошли и в системе исторического, обществоведческого и гражданского образования.

В основу процесса реформирования системы образования, которое во многом совпало с фундаментальными преобразованиями общества, начатыми после 1991 г., был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики и образовательных систем. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность на овладение богатством отечественной и мировой культуры, духовным опытом человека, на восприятие целостной картины мира и формирование у учащихся системного мышления — вот практические ориентиры реформы образования, главный вектор ее развития. Реформа образования объективно необходима для становления и развития гражданского общества и правового государства.

В процессе реформы школы произошел переход от старой модели функционирования системы образования, характеризовавшейся последовательной централизацией и абсолютной монополией государства в образовательной сфере к новой модели, для которой характерны децентрализация управления, автономизация образовательных учреждений, диверсификация их типов. Система образования в современной России по сравнению с советской системой стала более гибкой и вариативной.

В 90-е годы были созданы учебники истории нового поколения, которые можно определить как описательно-аналитические. В них авторская позиция не считается единственно возможной, в ряде случаев излагаются различные интерпретации, ключевая роль обычно отводится фактам. При этом в большинстве случаев внимание к событию, к яркому описанию сочетается со стремлением осмыслить прошлое. Авторы этих учебников находят баланс между соотношением сюжетного и аналитического материала.

В системе образования в 1990-е годы произошла смена парадигмы. Вместо классической утвердилась личностная (личностно ориентированная) парадигма, основанная на признании уникальности интересов и образовательных потребностей каждого конкретного человека. Личностно ориентированная парадигма предполагает приоритет  следующих принципов построения системы исторического образования и подготовки учителей истории: целостность, последовательность, системность и интегративность; вариативность и плюрализм; гуманическая направленность; несколько уровней системы образования; интернационализация образования, включение российской системы образования в международное образовательное пространство; творчески-проектный и опережающий характер подготовки учителей истории.

В связи с предполагаемым переходом на 12-летнюю модель среднего образования должно быть подготовлено новое поколение учебников для обычных и специализированных школ и классов.

Среди нерешенных проблем исторического образования выделяется отсутствие принятой педагогическим сообществом фундаментальной научной концепции исторического и обществоведческого образования, в частности для средней школы.

Перспективной задачей для всех общеобразовательных учреждений является построение целостной системы исторического, обществоведческого и гражданского образования, а также общественного воспитания, основанной на сочетании российских ценностей и общемировых достижений. В связи с этим особенно актуален поиск оптимального баланса общефедеральных, национально-региональных и локальных компонентов содержания образования.

Отсутствие сформулированных на основе согласия между различными политическими силами идеологических основ затрудняет формирование и реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования в целом и особенно в отношении образования историко-обществоведческого.

В связи с этим необходимо провести широкую общественно-педагогическую дискуссию по проблемам государственной политики в области школьного исторического и обществоведческого образования, включая проблемы разработки фундаментальной концепции социально-гуманитарного образования, а также механизм подготовки, экспертизы и обеспечения школ учебной литературой нового поколения. Направлением этой дискуссии может стать поиск эффективных форм и методов повышения квалификации учителей истории, преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И. История для завтрашнего дня. М., 1999)

Курсовая работа посвящается изучения вопросов культуры на уроках всемирной истории в старших классах. Данная тема хорошо изучена в современной и Советской историографии. Для написания курсовой работы я обращалась к таким авторам методических книг как: Вагин А.А., Косова Г.Р., Васильева В.Н., Предтеченская Л.М., Короткова М.В. и др.

Целью курсовой работы является рассмотрение методических вопросов изучения культуры на уроках всемирной истории в старших классах .

При написании курсовой работы ставились следующие задачи:

проанализировать советские и современные белорусские и российские историографии по проблеме и охарактеризовать источниковую базу; рассмотреть методические приёмы изучения вопросов культуры на уроках всемирной истории в старших классах; показать методические варианты уроков в процессе изучения вопросов культуры по всемирной истории в 10-11 классах.

Список использованных источников

1

2 Предтеченская Л.М. Изучение художественной культуры в курсах Новой и Новейшей истории. Из опыта работы. / М.: Просвещение, 1978. – 167 с.

3 Косова Г.В. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР: С древних времён до 1917г. Из опыта работы. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.

4 Васильева В.Н. Изучение вопросов культуры XI – XVIII вв. на уроках истории СССР. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.

5 Боголюбов, Л.Н. Развитие способностей и интересов, учащихся в процессе углубленного изучения истории // Развитие познавательных возможностей учащихся при обучении истории. Сборник трудов / Л.И.Егорова. – М.: МГПИ, 1974. – С. 133–182 с.

6 Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я Лернер. – М.: Знание, 1980 – 96 с.

7 Лернер И.Я Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: пособие для учителей / И.Я. Лернер. – М.: Просвещение, 1982 – 191 с.

8 Гора, П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П.В. Гора. – М.: Просвещение, 1988 .- 207 с.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе / А.А. Вагин. – М.: Просвещение, 1968. – 432 с.

9 Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / М.В. Корткова, М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 1999. – 190 с.

10 Степанищев, А.М. Методика преподавания и изучения истории. – М.: ВЛАДОС, 2002. –Ч.1.

11 Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории: учебник для вузов / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Владос, 2003 – 384 с.

12 Абдулаев Э.Н. О некоторых приёмах изучения истории культуры / Э.Н. Абдулаев // преподавание истории в школе. – 2010. — № 7

13 Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.: Владос, 2000. – 176 с.

14 Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М.В. Короткова — М.: Владос – Пресс, 2003. – 252 с.

15 Ковалев Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

16 Корзюк А. Матадычная падрыхтоўка настаўніка да выкарыстання наглядных сродкаў ў навучанні гісторыі // Беларускі гістарычны часопіс. – 2012. – №9

17 Корзюк А. Матадычная падрыхтоўка настаўніка да выкарыстання наглядных сродкаў ў навучанні гісторыі // Беларускі гістарычны часопіс. – 2012. – №12

18 Корзюк А. Формы арганізацыі і актыўнай вучэбна-пазнавальнай дзейнасті вучняў у працэсе навучання гісторыі // Беларускі гістарычны часопіс. – 2012. — №11

19 Корзюк А. Формы арганізацыі і актыўнай вучэбна-пазнавальнай дзейнасті вучняў у працэсе навучання гісторыі // Беларускі гістарычны часопіс. – 2012. — №12

20 Корзюк А. Выкарыстанне дакументальных матэрыялпў у працэса навучання гісторыі // Беларускі гістарычны часопіс. – 2012. — №8

21 Корзюк А. Использование различных форм преподавания учебного материала на уроках истории / А. Корзюк // Гісторыя і грамадазнаўства. _ 2011. — №3

22 Говоркова Е.А. Осуществление культурных преобразований в советском обществе в 1917-1939 годах / Е.А. Говоркова // Беларускі гістарычны часопіс. – 2012. — №9. С. 65-73

Анализ советской и современной белорусской и российской историографии по проблеме и охарактеризовать источниковую базу

Культурно-исторический материал присутствует в обучении разным предметам, и в каждом случае имеет свою специфику. Поэтому особенно важны при его изучении межпредметные связи. Они способствуют созданию более целостной и разносторонней картины развития отечественной и мировой культуры, так как в каждом курсе один и тот же вопрос рассматривается под разным углом зрения. Тем самым достигается большая эффективность в освоении культурного наследия.

Предметы эстетического цикла – музыка и пение, изобразительное искусство – знакомят учащихся с художественно-образным осмыслением мира в разных видах искусства с присущим им изобразительно-выразительным языком, с отдельными, наиболее выдающимися памятниками музыкального и изобразительного искусства.

В освоении культурного наследия важнейшая роль принадлежит такому предмету, как история, ибо многие стороны духовной культуры (образование, наука, общественная мысль, литература и искусство, письменность и книгоиздательство и т.п.) раскрываются только в обучение истории, в их социальной обусловленности и взаимосвязи. Культурно-исторические ценности рассматриваются как важное явление действительности, а потому органически включаются в изучение истории кА свидетельство своего времени — документ эпохи, с одной стороны, как важный фактор развития культуры — с другой. [6]

Памятники культуры полнее и глубже осознаются в связи с современной им жизнью общества и, в свою очередь, позволяют лучше, ярче, эмоциональнее её осмыслить.

В обучении истории мы формируем и углубляем понятие «культура».

Применительно ко всем областям культуры в целом на уроках истории мы прослеживаем:

развитие культуры как одной из сторон общественно-экономической формации и постепенное её высвобождение от пут религиозной идеологии в ходе познания мира;

самопознание мира в двух его формах – наукой, раскрывающей закономерности жизни природы и общества, и искусством, познающим мир в художественных образах;

активное воздействие науки и искусства на общество, участие в преобразование действительности;

классовый характер культуры в обществе эксплуататорском и отражение в ней классовой, идеологической борьбы вплоть до открытого столкновения двух культуре в культуре буржуазного общества;

роль народных масс в создании материальных и духовных ценностей, в их распределении и потреблении.

В то же время разного рода культурно-исторический материал требует к себе особого подхода и выполняет различную роль в образовательно-воспитательном процессе. [6]

Изучая развитие общественной мысли, мы выявляем тесную её связь с политической и социально-экономической жизнью общества, отражение в ней отношений между классами, своеобразное выражение их борьбы в области идей.

Особая роль и место в обучении истории принадлежит произведениям литературы и искусства изучаемой эпохи. Они выступают многопланово: как источник знания эти памятники рассказывают о материальной и духовной жизни общества, прежде всего об идеологии и психологии людей.

Памятники литературы и искусства чаще всего свидетельствуют о художественном развитии человечества, расширении сферы искусства, обогащении его изобразительно-выразительного языка. Они раскрывают этический и эстетический идеалы своего времени. Обо всём этом, как правило, мы говорим на уроках, посвящённым соответствующим вопросам культуры.

Мы останавливаемся, прежде всего, на тех видах искусства, которые в данную эпоху играют ведущую роль в духовной жизни общества.

Как известно, сама общественная жизнь включает эстетические категории, поэтому мы и говорим об эстетике истории. Произведения литературы и искусства являются результатом своеобразной духовно-практической деятельности человека. В обучении истории произведения искусства выступают и средством доведения до учащихся эстетических оценок, могучим фактором эстетического воспитания.

Углубленному восприятию произведения искусства способствует предлагаемая схема его анализа. Первый вопрос – «Что изображено?». Ответ выявляет выбор темы в значительной степени, обусловленный социальной позицией художника. Мы выясняем, «Какие мысли и чувства вызываем художественное произведение?», оказывая соответствующее воздействие на читателя, зрителя, слушателя. По мере накопления знаний учащимися, развития у них умения восприятия, эстетических чувств постижения художественных произведений может идти и по сокращенной схеме: ученик испытывает эстетическое переживание, разом охватывая и тему, и особенности, и идею произведения.[1]

В произведениях искусства есть временное, конкретно историческое, то, что принадлежит своему времени, и непреходящее, общечеловеческое, вечное – это наука о человековедении. Новое в искусстве не перечеркивает старого, а пополняет сокровищницу гуманистического опыта человечества. Поэтому шедевры искусства не умирают, они вокруг нас, роль и значение их в жизни человека неуклонно возрастают. Именно поэтому одна из главных задач из изучения в обучении истории состоит в формировании у учащихся самостоятельного подхода к явлениям художественной культуры.

В обучении истории у щкольников вырабатывается некоторая система теоретических знаний об искусстве:

искусство как своеобразное, художественно-образная форма познания действительности;

историзм искусства (тематика, изобразительно-выразительные средства, виды и жанры его), воплощенного в нем эстетического идеала, временное и общечеловеческое в нем;

классовый характер искусства в обществе классовом;

своеобразие эмоционально-эстетического воздействия искусства.

Ученики узнают что искусство:

выступает как своеобразное средство общения (новые знания, переживания, оценки, волевые импульсы);

передает от поколения в поколение, от человека к человеку накопленный опыт, обогащая личный опыт воспринимающего;

расширяет видение мира, обогащает сферу чувств человека;

формирует идеал, как своеобразную установку в становлении личности, тем самым воспитывает человека в социально обусловленном направлении;

несет людям эстетические переживания, эстетическое наслаждение, которые оказываются социально полезными;

в целом выступает средством преобразования человека и окружающей его действительности.[1]

Работа с произведениями искусства позволяет показать школьника эстетическое осмысление разных сторон жизни общества и человека, научить эстетически воспринимать явления природы прошлой и современной жизни, видеть прекрасное вокруг нас, стремиться активно бороться с безобразным и низменным.

Не в полной мере соблюдаются и используются на уроках межпредметные связи. Они станут более эффективными при согласованных действиях учителей разных предметов, прежде всего истории и литературы, а потому желательны совместные заседания методических объединений, анализ программ, и взаимные посещения уроков.

Культурно-исторический материал требует длительного осмысления. Учитель направляет эту деятельность учащихся системой вопросов и предварительных заданий, особенно перед повторительно-обобщающими уроками.

Мы отбираем для работы немногие памятники духовной культуры, наиболее типичные для своего времени, с наибольшей полнотой его отразившие. Они должны быть доступны к пониманию учащихся соответствующего класса и возраста.

В ходе преподавания необходимо учитывать сроки прохождения материала, изучаемого в курсах других предметов и включаемого в уроки истории.

Наглядные средства обучения истории

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности сформулировал и обосновал в 17 веке Коминский Я.А.. Этот принцип актуален и в наше время. Он находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций. В классификацию по внешним признакам ученые и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя предметную, изобразительную, условно-графическую наглядность.

Одним из видов являются культурно-исторические картины. Они знакомят учеников с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

Картины-портреты помогают воссоздать образы исторических личностей, что также немаловажно при изучении вопросов культуры на уроках всемирной истории.

Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у учащихся ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание.

Условно художественную литературу подразделяют на две большие группы. Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика. К источникам изучаемой истории относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. Они создали своеобразные документы эпохи, которые служат для познания прошлого.

К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Книги исторической беллетристики, «реконструирующие» историческую действительность, написаны на основе научного исследования прошлого, изучения исторических источников, научных исследований и монографий. Обогатив себя историческими знаниями, автор воссоздает историческое прошлое в форме художественного произведения.[1]

Своеобразие культурно-исторического материала, его роль и значение в обучении истории, важность решаемых с его помощью образовательно-воспитательных задач определяют место уроков по культуре в курсе истории и особенности самих этих уроков. Понять культуры страны, народа, эпохи можно, только зная особенности породившего эту культуру периода истории, а потому изучение культуры завершает соответствующий раздел курса. В зависимости от времени, отведенного программой, это может быть завершающая часть урока, или один-два урока, на которых раскрываются все стороны культуры или, наконец, ряд уроков, каждый из которых посвящен отдельной области культуры, предусмотренной программой. В пособии мы показываем логику использования культурно-исторического материала, в ряде случаев даем план урока по культуре, приводим эти уроки, иногда предлагаем варианты прохождения материала.[3]

Принципом отбора иллюстративного материала для урока является обеспечение его необходимыми и достаточными документами и репродукциями. Это нужно для характеристики типичных явлений культуры в их сравнении и сопоставлении, для прослеживания развития культуры.

Целенаправленное изучение в определенной методической системе культурно-исторического материала в обучении истории способствует овладению духовным богатством человечества, вносит значительный вклад в формирование внутренней культуры учащихся, в становлении личности.[6]

Качественное своеобразие советской культуры как культуры нового общественного строя заключается в её социалистическом содержании. Она характеризуется коммунистической идейностью, пролетарским интернационализмом, глубоким демократизмом. Наука, техника, все сокровища, созданные человеческим гением и служившие до сих пор кучке эксплуататоров теперь стали достоянием народа. Трудящиеся массы должны были на деле стать хозяевами культурных ценностей. Поэтому Коммунистическая партия с первых дней после победы в Октябрьской социалистической революции поставило задачу – помочь миллионам трудящихся овладеть завоеваниями культуры и прежде всего науки, используя её достижения для строительства социализма.

В центре и на местах, по инициативе масс и местных организаций, была развернута широкая культурно- и политико-просветительная работа среди взрослых и молодежи, у которых обнаружилась колоссальная тяга к знаниям.[8]




Предыдущий:

Следующий: