мади соци семинар

Тема 3

Общество напоминает сложный механизм, составленный из многих сотен и даже тысяч деталей Каждая из них имеет свои размеры, выполняет лишь свойственные ей функции Все эти детали — а это разные социальные общности и группы — играют неодинаковую роль в общественной жизниті.

Проблема строения общества как социальной системы всегда была одной из центральных в социологии Так, еще О Конт, очерчивая предмет исследования своей социальной статики определил, что она — это социальная а анатомия, изучающая строение социального организма, который состоит из большого количества социальных элементеів.

Что же является составляющими общества как социальной системы? индивидами, образует с ними различные социальные группы и социальные общности, что тоже является составляющими общества Строение же любой социальной системы, в том числе и общества, дополняют социальные порт ки, социальные отношения и социальные институты Таким образом, можно дать следующее определение социальной структуре обществтва.

Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, общностей и институтов, связанных между собой относительно постоянными отношениями.

Итак, социальная структура общества представляет собой строение этой социальной системы, определяет характер взаимосвязей и взаимоотношений между ее составными частями.

Сущность социальной структуры общества наиболее полно выражается в ее общих чертах, к которым можно отнести:

• многообразие социальных элементов, образующих социальную структуру общества (социальный институт, социальная группа, социальная общность и др.);

• разная степень влияния каждого составного элемента социальной структуры общества на социальные процессы и явления, отличие их социальных ролей;

• наличие относительно стабильных связей между составными элементами социальной структуры общества, взаимозависимость последних Это означает, что ни один элемент социальной структуры не может существовать в общ сообществе автономно В любом случае он соединен социальным связи с другими структурными подразделениями общества В этом случае интересна история о Робинзона Крузо, который даже оказавшись н а необитаемом острове, находился в тесной связи с обществом (пользовался вещами, изготовили другие люди, занимался теми же видами занятий, и в Англии — обустраивал собственный дом, выращивал соль скохозяйственной культуры, молился Господу т.д.)о);

• Сердечность элементов, что обеспечивает целостность социальной структуры, то есть одни и те же социальные субъекты могут быть частями различных составляющих единиц общества Например, одна и та же осо обистисть может быть включена в разных социальных групп и общностей;

• многофункциональность и стабильность — каждый элемент социальной структуры общества выполняет свои специфические функции, которые являются отличными от ролей других социальных элементов, и предполагает значительную количество социальных функций общества В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что основными составляющими общества являются социальные общности, поскольку их влияние на социальные процессы незривня нно больше чем участие отдельной личности Что касается социальных организаций и социальных институтов, то они формируются в результате деятельности и взаимодействия социальных общностей и групп, является поход ими от ниих * 1 Важным элементом социальной структуры общества являются также социальные группыи.

* 1: Ряд современных украинских социологов, в частности, в Городяненко, наоборот, считают ведущим элементом социальной структуры общества социальные институты — экономика, политика, наука, образование, семья я, поскольку именно они хранят и поддерживают существующие в обществе социальные связи и отношения.}

Таким образом, социальная структура общества имеет два основных компонента: наличие составных элементов и социальных связей, возникающих между этими элементами.

Большинство современных социологов в структуре общества выделяет ряд отдельных подструктур, которые и являются основными составляющими элементами общества Однако эти подструктуры являются лишь относительно независимыми между собой так как и все социальные элементы — составляющие общества — связаны между собой относительно стабильными социальными связями подструктур общества базируются на основных формах социальных совместно т, действующих в обществе, и это также наводит на мысль, что ведущими составными элементами социальной структуры общества являются именно социальные сообществти.

Итак, основными подструктурами (элементами) общества являются:

• социально-этническая структура;

• социально-демографическая структура;

• социально-профессиональная структура;

• социально-классовая структура;

• социально-территориальная структура.

2. Социальная стратификация

Стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому. Однако объяснение ее характера, основ исторической эволюции, взаимоотношений конкретных форм остается одной из ключевых проблем социологии. И для того чтобы в этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную традицию: теории, в которых освящалась эта проблема.       Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.       В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось — неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы. Некоторые общества запрещают переход от одного класса к другому, некоторые его ограничивают, а есть и такие где он разрешен полностью. Именно свобода социальных перемещений помогает определить то, каким является общество: открытым или закрытым. 

 Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п.       Богатство - это возможность имения имущества (движимого и недвижимого), или наличие накопленных доходов в виде наличных. Это главная черта всех богатых. Они могут как работать, так и не работать, что бы получить свое богатство, ведь доля зарплаты в общем состоянии их не велика. У нижнего и среднего классов как раз доход является основным источником для дальнейшего существования. Наличие богатства даёт возможность не работать, а его отсутствие вынуждает людей идти на работу ради зарплаты.       Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. В современном обществе, вся власть поддается регулировке законами и традициями. Люди, что имеют к ней доступ, могут свободно пользоваться широким числом всевозможных социальных благ, иметь право принимать решения, что на их точку зрения важны для общества, в том числе законы (что зачастую выгодны высшему классу).       Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии. На основе этих основ для разделения общества определяют совокупный социально-экономический статус. По-другому это можно назвать местом определенного человека в обществе.       Итак: социальная стратификация, пожалуй, одна из основных тем социологии, что дает понять методы и способы разделения общества на классы, определить их основные характеристики и провести полный анализ такого раздела. 

Тема 4

Труд содержание труда и его виды

Существуют различные виды труда, и все их многообразие можно классифицировать по следующим критериям:

по содержанию труда,

по характеру труда,

по результатам труда,

по используемым вещественным элементам труда и разной степени участия человека,

по методам привлечения людей к труду.

Процесс труда с точки зрения содержания труда есть взаимодействие человека с орудиями и предметами труда, своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из которых завершается изготовлением определенного продукта. В этом процессе выделяют следующие функции:

1) логическую, связанную с определением цели и подготовкой процесса труда;

2) исполнительскую, т. е. приведение в действие и непосредственное воздействие на предмет труда;

3) функцию регистрации и контроля, т. е. наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы;

4) функцию регулирования, т. е. корректирование, уточнение заданной программы.

Содержание труда зависит от наличия тех или иных функций в процессе труда и характеризует труд в структурном плане. Оно отличается громадным разнообразием и показывает уровень развития производительных сил, техники.

В зависимости от содержания труда различают:

1)простой и сложный труд. По определению К. Маркса, простой труд «есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием». Это труд, не требующий от работника специальной профессиональной подготовки, неквалифицированный труд. Сложным трудом является «только возведенный в степень или, скорее,помноженный простой труд». В одном часе сложного труда, как правило, заключено несколько часов простого труда, поэтому квалифицированные работники создают в единицу времени большую стоимость, чем неквалифицированные;

2)репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный труд – это труд воспроизведенный, заранее известный, не содержащий творческих начал, а творческий – это труд созидательный, деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное. Результаты творческого труда зависят от способностей к данному виду творчества, увлеченности работой, ее важности, условий и т.д.;

3)функциональный и профессиональный труд. На каждом предприятии (фирме) образуются группы работников в зависимости от их роли в производ-стве и в соответствии с теми функциями, которые они выполняют. Каждая функция сопряжена с той или другой стороной деятельности, необходимой для нормальной работы предприятия. Задачи, решаемые каждой функциональной группой, довольно специфичны. Такой труд принято называть функциональ-ным. Функциональный труд – это труд, различающийся составом и характером выполняемых функций (например, производственный, инженерный, управлен-ческий, научный и др.). Внутри каждой из групп труд различается по отдель-ным профессиям и специальностям (например, инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-организатор, инженер-нормировщик);

4)умственный и физический труд. Физический труд – это затрата физической энергии. Умственный труд выражается в том, что в человеческом мозгу возникает идея создания той или иной потребительной стоимости, человек продумывает план реализации этой идеи, следит за тем, чтобы его план в процессе физического труда нашел свое воплощение. Деление труда на умственный и физический довольно условно. Эту условность отметил еще С.Г. Струмилин: «Мы противопоставляем обычно два вида труда: физический и умственный. А физиология своим определением нам говорит, что для такого противопоставления нет достаточных оснований. Труд – это единый нервно-мышечный процесс, никакая мышечная работа немыслима без соответствующей деятельности нервно-мозговых путей и центров, и, наоборот, всякий, даже наиболее отвлеченный, умственный труд неизбежно сопровождается мышечной деятельностью, хотя бы и в виде весьма слабых, задержанных рефлексов». Поэтому речь может идти лишь о преобладании умственных или физических функций в труде.

2) Социология труда, как и любая другая наука, имеет свой понятийный аппарат Такими основными категориями социологии труда является характер труда, его содержание и условия, а также отношение к труду, трудовая адаптация, социально-психологический климат тощо.

Социально-экономические различия в работе является экономической основой для дифференциации работников по таким признакам как уровень обеспечения материальными и социальными благами, размер заработной платы, ре вены образования и культуры, характер проведения досуга и Дифференцированный влияние неоднородности труда можно проследить по двум основным направлениям: через содержание труда, в котором проявляется ее производственных че-техническая сторона, и через характер труда, в котором проявляется ее социально-экономическая сторона.

Содержание труда — социально-экономическая категория, отражающая распределение функций (наблюдения, регистрации и контроля, управленческих, исполнительных и других) на рабочем месте и определяется совокупностью просмотр конуваних производственных операций Сочетание тех или иных функций с затратами времени на их выполнение характеризует содержание конкретных видов труда С учетом содержания труда выделяют следующие ее виды: труд ум ова и физическая, простая и сложная, организаторская и исполнительная, творческая и репродуктивнаяна.

Содержание труда является одним из ключевых факторов, определяющих направление развития трудовых навыков человека, его отношение к труду и удовлетворенность трудом Это все является признаками характера труда

Характер труда — категория, которая характеризует социально-экономическую природу трудового процесса, общественную форму его организации, способов взаимодействия людей в процессе труда

Характер труда позволяет представить связь между индивидуальной и общественной работой, способы взаимодействия работников со средствами труда, включения индивидуального труда в общественную, взаимосвязь между отдельными и видами труда, тип взаимоотношений участников процесса рабо.

Данная категория отражает степень развития производственных отношений, способ соединения работников со средствами труда К показателям характера труда относят форму собственности, отношение работников к средствам в производства, социальные различияі.

Условия труда — совокупность факторов, которые влияют на работоспособность, здоровье работника

Эта категория охватывает социально-экономические условия (продолжительность рабочего времени и рабочего года, оплата и стимулирование труда, квалификационная, специальная и общеобразовательная подготовка рабочих); Санитарными но-гигиенические (температурный режим, загазованность, запыленность, загрязненность воздуха, освещение, шум) организационные (характеризуют распорядок труда, обеспечение материалами, сырьем и инструме нтамы) и социально-бытовые условия (обеспечение работников бытовыми помещениями, столовыми, медицинским и санитарно-курортным обслуживанием.

Реализован через характер труда связь работника и общества выражается через его сущностную признак — отношение к труду

Отношение к труду — категория, отражает фундаментальные основы системы ценностей личности, комплекс мотивов, которые связывают личность с деятельностью и обществом Данная категория выражает порт зок между работником и обществом, работником и работой по производству и распределению материальных и духовных благ.

В ней сочетаются несколько типов отношений: восприятие труда как одного из важнейших жизненных ценностей, отношение к профессии, отношение к труду в конкретных производственных условиях Отношение к труду может быть положительным, отрицательным и нейтральныхм.

Отношение к труду зависит от сложной системы мотивов трудовой деятельности, связанных с различными показателями общем, отношение к труду может проявляться как в объективной, так и субъективной формах К объективным показателям относятся степень инициативы, ответственности и добросовестности в работе, уровень дисциплинированности В конечном итоге они находят отражение в количестве и качестве продук кции, выпускаемой К субъективным показателям относятся: уровень зарплаты, отношения в коллективе, содержание и условия труда В зависимости от этих показателей у работника формируется удовлетворенность или недовольно ленисть трудорацею.

Удовлетворенность трудом — эмоционально-оценочное отношение работника, трудового коллектива к выполняемой работы и условий, в которых она осуществляется Взаимосвязь удовлетворенности трудом с уровнем производительности, качеству ю труда и трудовой дисциплиной чаще опосредованное характером и содержанием труда, стажем работы работников на одном предприятии, престижем данного вида рабоі.

Трудовой коллектив реализует свои цели и задачи, главные из которых — выпуск продукции, производство материальных благ, оказание услуг Соответственно этому в коллективе складываются свои социальные ценности и а нормы, формируются требования к уровню образования, квалификации, индивидуальных характеристик работника С другой стороны, человек, приступила к работе, имеет собственные жизненные цели, потребности, ценности, стандарты пове Динки соответствии с ними работник предъявляет встречные требования относительно характера, организации, условий, оплаты труда, возможностей профессионального роста В процессе трудовой деятельности и происходит взаимодействие пр ацивника и коллектива, их приспособления друг к другу (адаптацияція).

Трудовая адаптация — социальный процесс усвоения личностью новой трудовой ситуации, который характеризуется активным взаимодействием личности и трудовой среды

Функции адаптации работника заключаются в содействии стабильности коллектива, укреплении его сплоченности; создании условий для самовыражения и самореализации личности, развития ее творческих, социальных н настроений; обеспечении условий для социализации молодые.

Основными видами адаптации работника является профессиональная, социально-психологическая, технологическая, межличностная, социально-бытовая

Профессиональная адаптация проявляется в овладении профессиональными умениями и навыками, формировании профессионально необходимых качеств, развития устойчивого положительного отношения работника к своей профессии

Технологическая адаптация — заключается в том, что при вхождении личности в трудовом коллективе, ей необходимо изучить технологию производства, особенности и возможности оборудования, которое используется при изготовлении изделий или другие технологические процессы, связанные с робото.

Межличностная адаптация — одна из самых тяжелых, так как требует от личной особых качеств, таких как высокая коммуникативность, доброжелательность к окружающим, почтительного отношения к старшим по возрасту и и более опытных сотрудников, необходимости прислушиваться к мнению сослуживцев, умение ставить коллективные интересы выше личных.

Социально-бытовая адаптация предусматривает изучение расположения в трудовом коллективе важных объектов: столовой, здравпункта, комнат отдыха

Социально-психологическая адаптация заключается в ознакомлении работника с членами коллектива, особенностями межличностных отношений, усвоении традиций и ценностей, требований коллектива отношении каждого члена

Показателями социально-психологической адаптации является установление позитивных отношений с коллегами, непосредственным руководителем Этот общий настрой постепенно утверждается, приобретает относительную самостоятельность, нач чина активно влиять как на индивидуальный настроение, эффективность деятельности отдельных работников, так и всего коллектива, что свидетельствует о наличии в нем определенного социально-психологического климату.

Социально-психологический климат — относительно устойчивый и типичный для группы общий эмоциональный настрой, который формируется в процессе совместной трудовой деятельности коллектива через общение между людьми

На него влияют две группы факторов К первой относятся факторы макросреды: общественно-экономическая формация, условия жизни человека, особенности больших социальных групп общества, которые отличаются крышку ом, социальному положению, национальности Вторую группу составляют факторы местного (локального) характера: производственные (содержание и характер, уровень организации, условия труда), социальные (система оплаты, стимулирования ния труда, организация общественной жизни, система информирования) социально-психологические (особенности отдельных членов коллектива, деятельность руководителяа).

Изучая социально-психологический климат, его показатели разделяют на объективные и субъективные К объективным относятся производственные показатели Они свидетельствуют, насколько климат способствует выполнению главных дл дань коллектива Группу субъективных показателей составляют удовлетворенность трудом и различными факторами производственной среды, стабильность коллектива, удовлетворенность отношениями с руководством и коллегами по ра боте, уровень и частота конфликтетів.

Формы проявления социально-психологического климата отражают многообразие человеческих отношений Это, прежде всего, истощение (результат координированной взаимодействия людей, участвующих в общественно м трудовом процессе) и совместимость (оптимальное сочетание качеств людей, за которыми обеспечивается наибольшая эффективность их деятельности).

Уровень конфликтности в организации зависит от степени взаимопонимания между ее членами по вопросам совместной деятельности Согласия позволяет объединить усилия коллектива в одном направлении, противоречия сложном оценивают координацию деятельности, приводят к дестабилизации отношений в организации, ухудшение социально-психологического климату.

Особенности взаимоотношений в коллективе проявляются в формах общения между членами трудовых организаций Преимущество каких-то одних форм общения — приказов или просьб, предложений или вопросов, обсудят ения или советов — характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым является показателем социально-психологического климату.

В жизни людей взаимоотношения в организации приобретают особую ценность для каждого члена, так как во взаимодействиях с другими людьми каждый член организации может дать себе самооценку Через взаимоотношения человек осознает свою собственную общественную сущность, которая порождает чувство большего или меньшего удовлетворения собой или окружением Устойчивые взаимоотношения влияют на настроение членов трудовых организаций, просмотр Лика улучшения или ухудшения самочувствия Разные настроения, характеризуя психические состояния людей, свидетельствуют о качестве социально-психологического климата в коллективеиві.

Нарушение нормального социально-психологического климата коллектива называется \»климатическим возмущением\» Под климатическим возмущением понимают значительные отклонения от сложившегося в коллективе социально-психологических логического стандарта отношений между его членами Различают внешние и внутренние причины \»климатических возмущенийматичних збурень».

Внешние причины, порождающие \»климатические возмущения\»: недостатки социально-экономического и бытового характера, недостатки производственного характера, обсуждение новостей дня, нерабочее настроение в связи с вида ачею зарплаты и премиии і премії.

Внутренние причины: антипатия, взаимное неуважение, недовольство друг другом, неспрацьованисть, ослабление контроля членов коллектива в отношении друг к другу, когда снижается взаимная требовательность, за алишаються безнаказанными мелкие и серьезные проступки, отсутствие надлежащих деловых и личностных качеств у руководителя, что служит причиной разного рода недостатков в организации деятельности подчиненных, а умел ния налаживать контакты с людьми, негативные последствия стиля руководства усиливают конфликтные ситуации; личностные особенности членов коллектива, вызывающие дисгармонию относи.

Трудовой коллектив — относительно устойчивое объединение людей, которое направляет свои усилия на решение производственных задач, имеет общую цель и руководствуется в своих действиях общепризнанными нормами трудового поведения

Понятие трудового коллектива используется для обозначения, с одной стороны, социального института (например, предприятия), с другой, — объединение людей, включенных в трудовую деятельность Трудовой кол ктив реализует разнообразные функции К ним, в частности, относятся: производственно-экономическая (производство товаров и услуг); воспитательная (формирование у работников высокой ответственности к труду); организационно-управленческая (привитие навыков, опыта и интереса к организаторской работы); социального контроля; удовлетворения потребностей работников как в производственной, так и во вне производственной сфере, создание ум ов для самореализации и развития личности работникаів.

Исходя из вида деятельности и особенностей ее конечного продукта, выделяют следующие виды трудового коллектива:

• производственные коллективы — коллективы заводов, фабрик, предприятий связи, строительства и других, относящихся к сфере материального производства;

• коллективы непроизводственной сферы — службы, предоставляющие разнообразные услуги;

• научные коллективы;

• коллективы учреждений здравоохранения и народного образования По уровню объединение работников выделяют основной, производственный (вторичный) и первичный (контактный) трудовые коллективы

Основной трудовой коллектив — это коллектив предприятие в целом Это предприятие интегрирует в себе всех работников и является высшим уровнем их объединения

Вторичный (промежуточный) трудовой коллектив — промежуточное звено объединения работников в пределах цехов, отделов, участков В основе такого объединения лежат особенности технологического процесса

Первичный трудовой коллектив — объединение людей, совместно выполняющих общее производственное задание в процессе непосредственных личных контактов (бригада, лаборатория)

Каждый первичный трудовой коллектив имеет определенную структуру, в которой можно выделить три основных элемента: лидера или лидерскую группу, ядро ??и периферийную часть

Лидер — это член группы, который способен возглавить группу, показать всем пример, организовать выполнение задач и признан в этой роли большинством членов коллектива Лидер организации может быть формальным и нефор рмальним Формальный лидер может быть в том случае, когда руководитель коллектива пользуется непререкаемым авторитетом среди своих подчиненных, и неформальным, когда лидер не имеет административной власти, но способен эф тивно влиять на других членов своего коллектива, побуждая их действовать определенным образом Лидер находится в большой зависимости от коллектива Группа, создав образ лидера, — модель, требует от реального лидер а, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — способности выражать интересы группы Только при соблюдении этого условия члены коллектива не только следуют за лидером, но и желают идти за ныа ним.

На отношения с группой и авторитет лидера существенно влияет его личный стиль поведения: является ли она авторитетной, жесткой или демократической

В трудовом коллективе лидеров может быть несколько Вокруг каждого из них формируется свое ядро

Ядро — группа членов коллектива, которые давно работают в нем, хорошо знают друг друга, связаны длительными взаимными симпатиями и в определенной степени дружескими отношениями Конечно ядро ??составляет 30-40% членов колет Активные Именно эта часть коллектива с наибольшей полнотой воплощает в своей деятельности цели, нормы, ценности и образцы трудового поведенияки.

Каждый член первичного трудового коллектива обязан добровольно выполнять все нормы, требования и ценности, выработанные коллективом по своей трудовой деятельности Если кто-то из членов трудового коллектива в не выполняет установленные коллективом нормы и требования, он становится сначала \»обездоленным\», а затем \»изгнанником\», и сам коллектив, используя свои коллективные санкции, избавляется таких работников Следовательно, оц инка поведения работников, влияние на нее для обеспечения соответствия принятым загальноколективним ценностям и нормам является основой содержания социального контролу соціального контролю.

Характер социальных требований со стороны первичного трудового коллектива к поведению личности зависит от степени его сплоченности Как показывают данные социологических исследований в коллективах, достигли вы исокого степени сплоченности и организованности, с развитыми товарищескими отношениями, уровень этих требований намного выше, такие сообщества отличаются устойчивостью и выносливостью Характер групповых норм и сп рямованисть социального контроля носят четкий социальный харакер.

Взаимовлияние коллектива и личности тесно связан с эмоциями В наше время возбуждено эмоциональную настроенность многих трудовых коллективов Падение жизненного уровня, неполная занятость, страх потерять работу в вызывают раздражение, порождают неуверенность в собственных силах, опасения будущих изменений, что значительно снижает эмоциональный потенциал трудовых коллективов Негативная эмоциональная настроенность снижает продукт ивнисть труда, порождает конфликтные ситуацииції.

Социальный трудовой конфликт — это разновидность социального конфликта, уровень максимального развития противоречий между социальными субъектами экономических и трудовых отношений, осуществляется в сфере трудов вой деятельности В его основе лежат любые виды борьбы между индивидами, цель которых — достижение или сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, имеющих общественное признаниия.

Взаимовлияние коллектива и личности в значительной степени зависит от социально-демографических, социальных и психологических особенностей его членов Высокая степень однородности коллектива по таким признакам как к пол, возраст, образование, уровень квалификации и наличие на этой основе общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций является фактором, способствующим возникновению тесных связей между работниками Социологические к исследования показывают, что гомогенность первичного трудового коллектива способствует сплоченности коллектива не только на производстве, но и в часы досуга Члены гетерогенного коллектива разделяются на нефор минимальные группы, имеют разные по группам интересы, иногда совершенно противоположные, а потому и на производстве достаточно низкая производительность труда, поскольку не имеет единодушия в действиях, а в часы досуга такие коллективы редко отдыхают вместе общем, социологические исследования свидетельствуют о том, что чем выше взаимоотношения в группе, тем лучше в ней показатели производительности труда и участие ее членов в общественной й роботботі.

3)  

Трудовой коллектив

 имеет две основные функции: производственно- экономическую и социальную. Первая предполагает максимальную оптимизацию трудовой деятельности, охватывает техническое совершенствование производства, правильный подбор и расстановку кадров, проведение оптимальной системы материального и морального стимулирования. Вторая — заключается в совершенствовании и обогащении содержания отношений между членами коллектива, всестороннего удовлетворения потребностей в общении, повышении социального статуса, формировании ценностных ориентации, освоении правил и норм поведения, полноценное участие в общественной жизни и тому подобное.

    

Трудовой коллектив

 - социальная общность, складывающаяся из разных социальных слоев и групп населения. Именно в коллективе, в процессе работы зарождаются важнейшие социально-психологические процессы, благодаря которым формируется коллектив и конкретная личность, развиваются их ценностные ориентации. Если формальная структура коллектива базируется на должностных инструкциях и приказах, то неформальная — основывается на неофициальных отношениях людей. 

    Совместный труд, направленный на достижение общей цели, становится важнейшей силой сплочения людей. Он способствует воспитанию психологии коллективизма, признанию авторитета коллектива. Сплоченность коллектива проявляется в его сработанности, высокой дисциплине труда, ответственности и обязательности его членов друг перед другом, согласованности действий и взаимной помощи в ходе решения коллективных задач. Внутриколлективная сплоченность является важнейшей интегративной характеристикой коллектива, свидетельствующей об уровне его социального развития. 

    В зависимости от уровня сплоченности различают коллективы: сплоченные, расчлененные и разобщенные. Характерными признаками сплоченного коллектива являются стабильность его состава, поддержание между его членами дружеских контактов, высокий уровень трудовой дисциплины, хорошие производственные показатели. Для расчлененного коллектива характерно наличие нескольких социально-психологических групп, недружелюбно относящихся друг к другу. В разобщенном коллективе доминируют функциональные отношения, высока текучесть кадров, часто возникают конфликты. 

    Важнейшее значение в становлении и укреплении сплоченности трудового коллектива имеет его психологический климат. Признаками благоприятного психологического климата являются: высокая требовательность членов коллектива друг к другу; доброжелательность и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении различных сторон деятельности коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных. А также удовлетворенность каждого принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной и поведенческой включенности и взаимопомощи в случае возникновения различных трудностей производственного и бытового характера у коллег; принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов. 

    Таким образом, сплоченность трудового коллектива определяется единством цели, социально-позитивной деятельностью и положительными эмоциями. Однако сплоченность коллектива не только не исключает, но и предполагает разнообразие взглядов и оценок по конкретным вопросам реализации цели. Совместный труд предполагает также состязательность между работниками, что порождает в коллективах соперничество, особенно в условиях развития и функционирования рыночных отношений. Отношения состязательности и соперничества существуют рядом с отношениями сотрудничества и взаимопомощи. Вместе они образуют единство, взаимопроникая и дополняя друг друга, характеризуя внутриколлективные трудовые отношения. 

     Трудовой коллектив - динамический социальный организм с постоянно изменяющимися характеристиками. Объективными внешними условиями развития трудового коллектива являются: материально-техническая база, фонд заработной платы, значимость производства и тому подобное. Субъективными внутренними факторами — сложившаяся система ценностей и норм, мудрость и компетентность руководства, профессионализм и личные качества членов коллектива. 

    Субъективные условия, формирующие коллектив, включают следующие основные элементы: приспосабливаемость членов группы друг к другу, формирование взаимопонимания между ними вплоть до выработки единой системы взглядов и ценностей; создание благоприятного микроклимата, превращение заданной цели в коллективную цель; способность разрешать конфликты внутри коллектива и в интересах коллектива и тому подобное. 

    Каждый трудовой коллектив в своем развитии проходит три основные стадии. 

   На первой стадии — первичного синтеза — порядок работы и взаимозависимость членов коллектива определяются директивными установками, которые первоначально осознаются и разделяются наиболее сознательной частью коллектива, остальные еще только присматриваются к требованиям руководства. 

   На второй стадии — структурирования и дифференцирования — в коллективе образуются микрогруппы, в которых члены коллектива связаны не только производственными потребностями, но и личностными симпатиями. Формируется здоровый пассив, который не проявляет инициатив, однако выполняет директивные требования. В то же время появляются отдельные. индивиды или группы, проявляющие безразличие и равнодушие к деятельности коллектива. Руководство, опираясь на актив, стремится перевести здоровый пассив в актив, сломить сопротивление дезорганизующей стороны.

   На третьей стадии — синтезирования и интегрирования — у большинства членов коллектива формируется положительное отношение к целям и задачам совместной деятельности, а также друг к другу. Начинают стираться грани пассива и актива, устраняются резкие различия в микрогруппах, укрепляется сотрудничество и взаимопомощь. Интересы руководства и коллектива постепенно сближаются. В коллективе все большую силу приобретает система саморегуляции. 

    Таким образом, формирование трудового коллектива происходит под влиянием, во-первых, целенаправленного воздействия общества, общественных интересов; во-вторых, воздействия соединимых в социальную общность индивидов, которые действуют как сознательные личности; в-третьих, внутреннего микроклимата, определяемого совокупностью социально-психологических и целевых связей между его членами; в-четвертых, многообразием внешних, межколлективных связей.

Тема 6

1) Элементами социальных систем являются люди. Вхождение человека в общество происходит через различные социальные сообщества: группы, институты, организации и системы принятых в обществе норм и ценностей (культуру). Вследствие этого человек вовлечена в многих социальных систем, каждая из которых оказывает на нее системообразующий влияние. Она становится не только элементом социальной системы, а системой, имеющей сложную структуру.

Любые социальные образования невозможно представить без человека, его активной творческой деятельности, одним из последствий которой и являются социальные сообщества. Ведь человек как существо социальное на основе социальных связей и взаимодействия творит группы, коллективы, объединения, а впоследствии и сообщества. Именно личность соединяет все звенья общественной жизни: Макро-, мезо-и микросреды, делает их полем собственной творческой активности и центром развертывания внутренних потенций.

В социологии личность рассматривается не как продукт природы, а прежде всего как совокупность общественных отношений, продукт общества.

Личность как социальное качество человека является предметом социальных наук: Философии, социологии, психологии и др.. Социология исследует личность как субъект социальных отношений, выделяя в ней социально-типичные характеристики, которые развиваются под влиянием социальных институтов, а также пути и каналы обратного влияния личности на социальный мир. Итак, специфика социологического подхода к изучению личности состоит в том, что он анализирует ее чисто социальные характеристики.

Социальное не противостоит биологическому и не возникает из него. С рождения человек получает такую телесную организацию, в которой запрограммирована возможность ее универсального социально-деятельного развития. Социальную жизнь развивает специфические человеческие биологические качества. Поэтому общественное положение человека является ее естественным состоянием.

Социология по-разному трактует понятие «человек», «личность», «индивид». Понятие «человек» является родовым, указывает на качественное отличие людей от животных, служит для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей, которые находят свое выражение в названии «homo sapiens». «Индивид» означает конкретного человека, единичного представителя человеческого рода. «Личность» служит для характеристики социального в человеке. Личность, в отличие от человека, является продуктом не только природы, но и общества, субъектом социальных процессов. Личность — устоявшийся комплекс качеств человека, приобретенных под влиянием соответствующей культуры общества, конкретных социальных групп и сообществ, к которым она относится и к жизнедеятельности которых вовлечена.

Понятие «личность» употребляется применительно каждого человека, поскольку она является носителем важных черт определенного общества. Главное в личности — не абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.

Термин «индивидуальность» означает особые и специфические качества природные, социальные, физиологические, психологические, унаследованные и приобретенные, которые отличают одного человека от других, влияние на социальные процессы и место в них.

Обобщенно общественная сущность человека конкретизируется в понятии «личность», которое раскрывает предметные признаки индивидуальности отношении отдельных социальных структур — групп, коллективов, организаций, движений, партий, институтов и других сообществ. Само понятие «лицо» раскрывает социальную роль, которую играют отдельные социальные слои в жизнедеятельности общества.

Сравнивая эти понятия, можно сделать вывод, что каждый индивид является человеком, и только под влиянием общества он может стать личностью. При этом личность является не только конкретным выражением индивидуальности человека, но и воплощением социально значимых черт и особенностей данного общества, его культуры, норм и ценностей. Главным видится то, что личность — это субъект социальных групп, сообществ и социальных процессов, который может формировать новые социальные образования в соответствии с собственными интересами.

Человек является объектом научного интереса различных социогуманитарных наук. Основные проблемы личности в разное время и по разному трактовались представителями отдельных социологических школ и направлений.

Древнегреческий культурная традиция разрабатывала концепцию «человека разумного» (homo sapiens), которая утверждает мысль о различии человека и животного по признаку разумности. Она оказалась весьма плодотворной и стойкой; породила представление о всемогуществе человеческого разума и прочную рационалистическую парадигму как в философии, так и в социологии.

Принципиально новое осмысление человека свойственно христианству, которое, освободив ее от власти Космоса и природы, поставило в зависимость от Бога. От этих времен человек богоподобный достает определенную самоценность, независимую от космогонических сюжетов; зарождается идеальное представление о ней как центральную и высшую цель мироздания; все явления мира воспринимаются с точки зрения опыта и ценностей человека. Личность трактуется как божественное начало. Христианство считает человека безусловной ценностью.

Натуралистические, позитивистские, прагматичные учения рассматривают «человека деятельного» (homo faber), игнорируя сьутнисну различие между человеком и животным; человек считаетесь особой разновидностью животного, имеющего большую совокупность природных признаков. Все психические и духовные феномены, согласно этой версии, укоренившиеся в ощущениях, инстинктах. Эта концепция нашла свое воплощение в учениях О. Конта и Г. Спенсера, позже — в современной социобиологии.

Четвертая антропологическая версия решительно отрицает прогрессивность «человека разумного», «человека богоподобного» и «человека деятельного», признавая их как существо стремящуюся. Разум она расценивает как тупик эволюции, следствие потери «воли к жизни». В этой версии преобладают иррациональные мотивы и субъективистские ориентации.

В целом этапы развития философской антропологии (учение о человеке) демонстрируют постепенное усложнение, изменение представлений о человеке и личность. Социологические подходы к изучению человека, независимо от способа толкования понятий «человек» и «личность», признают человеческую личность своеобразным образованием, непосредственно или опосредованно выводится из социальных факторов.

Разнообразные социологические исследования сущности, содержания и качественных характеристик личности пытаются определить, какие характеристики личности обусловливают ее социальную активность — биологические или социальные, рациональные или иррациональные, индивидуальные неповторимые особенности или набор социальных норм и ценностей общества, А также, что лучше представляет личность — ее сознание или поведение.

Обусловленность социальной жизни человека биологическими факторами и закономерностями выдвигали на передний план социальный дарвинизм и расово-антропологический направление. Сейчас такие идеи характерны для социобиологии, которая считает человека типичным представителем животного мира. Критикуя подобные взгляды, социологи отмечают, что они возникли как протест против марксовой теории личности, которая интерпретирует человеческую природу как продукт социальных сил.

Среди социологических учений является концепции, которые в цепи «естественное (биологическое) — социальное» в человеке абсолютизируют первую или вторую составляющую (социобиология — марксизм). Такое соотношение может быть одним из критериев построения типологии социальных теорий личности.

Некоторые социологи рассматривают соотношения рационального и иррационального в человеке, что можно считать следующим критерием в классификации социологических взглядов на личность. Например, в теориях социального прогресса (А. Тюрго, Ж. Кондорсе, И. Кант, О. Конт) преобладает вера во всемогущество человеческого разума и интеллекта. Согласно этой концепции социальный прогресс человечества является продуктом умственного развития и деятельности человека, зависит от ее интеллектуальной основы. Позже М. Вебер развивает идею растущей рациональности общественной жизни, отталкиваясь от убеждения в переходе от аффективной и традиционной деятельности личности в ценностно-и целерационального поведения.

Сторонники психологического направления в западной социологии XIX в. (Г. Лебон в концепции «психологии толпы», В. Мак-Дугалл в теории инстинктивизму, В. Парето) в социальной действия и поведении личности видят преимущество нелогичных поступков, которые выступают в этих концепциях результатом чувственного состояния человека, продуктом иррационального психического процесса. В соотношении чувств и разума они отдают приоритет чувствам, которые, по их мнению, являются истинными движущими силами истории.

Продолжением этих концепций является социология фрейдизма. По мнению Фрейда, началом и основой жизни индивида, в том числе и социального, являются инстинкты, влечения и желания, присущие организму человека. Человеческая жизнедеятельность является результатом борьбы двух основных инстинктов — сексуального и агрессивного, которые являются двигателями прогресса, определяя деятельность различных социальных групп, народов и государств. Эти взгляды продолжаются в современном неофрейдизм (Е. Фромм), который уделяет внимание социальному в человеке, рассматривая отношение индивида к миру и себе подобных.

Сейчас в социологии преобладает синтезированный подход к оценке этих двух аспектов внутренней жизни личности и ее социального поведения, трактуя личность как совокупность рациональных и чувственных сущностных качеств.

Еще одна группа социологических теорий личности рассматривает соотношение индивидуального и коллективного, общественного начал в человеке. Концепции символического интеракционизма и феноменологической социологии на передний план выдвигают мнения о предопределенности социальных реалий мира индивидуальными стремлениями и желаниями, воплощенными во взаимодействии субъектов или духовных взаимосвязях личностей.

Е. Дюркгейм традиции первенства и превосходства коллективных представлений, согласно которой индивидуальный мир личности определяется коллективным сознанием (представлениями), индивидуальность личности является производной от надындивидуальных коллективных духовных феноменов, полностью зависимая и вторичная по ним.

Учитывая сознание или поведение (деятельность) личности, социологические концепции бихевиоризма сосредоточиваются на социальной обусловленности поведения и поступков личности, выяснении причин и мотивов социальной деятельности человека.

2)  Основные этапы социализации

Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т.е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Социализация включает в себя различные этапы, стадии. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения.^ Стадии социализации:1) первая стадия — возрастная (допуберантная (до 12 лет);2) подростковая 12 — 16-18 лет;3) взрослая после 18.Рубеж социализации — это рубеж полового созревания.^ Стадии социализации (А. Юровский): (происходят одновременно)1) связана с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм;2) характеризуется межличностными связями (положение в группе, групповые роли) социальная психология изучает;3) связана с процессом духовного обогащения личности, развитием способностей и индивидуального опыта.^ Стадии социализации (Андреенкова Н.В.):1) первичная социализация, или социализация ребенка;2) маргинальная социализация — подростка (промежуточная);3) устойчивая, т.е. концептуальная — 17-18 — 23-35 лет.Процесс формирования личности, по мнению Д. Смелзера, происходит по трем различным стадиям:1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждетцелая группа людей.В процессе социализации З. Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и ихпоследующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия.Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет) , операциональная (от 2 до 7) , стадияконкретных операций (с 7 до 11) , стадия формальных операций (с 12 до 15) .Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализациипродолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализациявзрослых отличается от социализации детей несколькими моментами.Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

3)социальная роль канфликт социальных ролей

Социальная роль – это такое поведение, которое окружающие ожидают от человека, занимающего определённый статус

. Т. Парсонс составил классификацию социальных ролей:

· Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга, поэтому на эти роли лучше всего походит техники. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра или вдовы на похоронах, поэтому для исполнения этих ролей лучше всего подходят психологи.

· По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик).

· Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша.

· Одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, в «казённом» стиле, примеры таких ролей — роли чиновника, полицейского или судьи. Другие роли допускают неформальные, личные отношения, например, мы не должны платить деньги брату или сестре за оказанную услугу. К первым ролям имеют склонность техники. Ко вторым ролям – психологи.

· Разные виды ролей связаны с разными мотивами. Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель — ради общего блага, учёный – ради служения истине.

2. Исполнение ролей и ролевой конфликт.

Человек – это не автомат и не винтик, поэтому его нельзя запрограммировать на все случаи жизни, нельзя всё предписать правилами, поэтому люди импровизируют по ходу «пьесы» и следят за реакцией других «актёров». Необходимо, чтобы действия человека в целом совпадали с ожиданиями других «актёров». Ролевой конфликт возникает тогда, когда человек играет несколько ролей, и когда требования к одной роли противоречат требованиям к другой роли. Например:

· Родители требуют, чтобы сын явился домой к 23 часам, а друзья зовут его кататься на мотоцикле по ночному городу.

· В случае стихийного бедствия в городе полицейский или пожарник может некоторое время колебаться по вопросу о том, кого спасать в первую очередь – любых простых граждан, повинуясь служебному долгу, или свою семью, повинуясь родительскому долгу.

· Ролевой конфликт возникает при переходе из одного социального слоя в другой, например, из рабочих в руководители, когда нужно носить галстук и шляпу и нельзя выпить со старыми приятелями по кружке пива.

Как преодолеть ролевой конфликт? Нужно выбрать самую важную свою роль, например роль отца и работника, а другие роли считать второстепенными, например, роль приятеля. Как поётся в песне группы «Дюна», «повзрослели хулиганы, с жёнами живут». Чтобы разрядить конфликтную ситуацию в случае ролевого конфликта, можно отшутиться, например, в ответ на ворчание тёщи или жены.

Выход из роли связан с процессом смены своих главных социальных ролей. Например, Элен Роуз Фукс Ибо оставила жизнь католической монахини ради карьеры университетского социолога и изучила биографии бывших врачей, мужей, алкоголиков, преступников и т. д. Процесс выхода из роли начинается с сомнений в способности играть бывшую роль, затем человек принимает решение начать новую жизнь и приходит к поворотному пункту в своей биографии. Однако прошлая роль иногда продолжает оказывать влияние на новую жизнь человека, например, бывшая монахиня опасается встречаться с мужчинами, быть стильно одетой и носить модную причёску. Приходится перестраивать отношения с людьми из прошлой жизни.

3. Спорные вопросы в конфликтологии.

В такой науке, как конфликтология, существует несколько нерешённых проблем:

· В чём состоит сущность взаимосвязи между понятиями социальный конфликт и социальный контроль?

· Имеют ли конфликты пользу?

· В чём состоит основа для соглашения конфликтующих сторон при улаживании конфликта?

· В чём состоят причины и цель конфликта?

· Что является критерием для классификации конфликтов?

· Нужно ли и возможно ли уладить все конфликты на основе соглашения конфликтующих сторон?

Социальный конфликт – это вид социального взаимодействия, при котором участники пытаются одержать победу над своими противниками с помощью различных средств с целью физического уничтожения противника, превращения его в объект контроля или завоевания чужой сферы влияния и ресурсов.

4) Социа́льная девиа́ция — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Виды социальных отклонений.

Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

Индивидуальные и групповые отклонения.

индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре

Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:

сверхинтеллектуальность.

сверхмотивация.

Большие достижения — это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

Причины возникновения девиантного поведения

Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.

отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным.

 




Предыдущий:

Следующий: