методика 14

8.1. ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ АУДИО-, ВИДЕО- И КОМПЬЮТЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Электронные учебники, пособия и самоучители должны включать в себя модули: справочный, обучающий, контролирующий.

Справочный модуль может состоять из различных справочников: инструкций к работе с программой, резидентных словарей, указателей, таблиц.

Каждый обучающий модуль должен состоять из отдельных прикладных программ, тестов, тренажеров и игр. В структуру обучающего модуля включаются: а) справочный модуль, как помощь при выполнении заданий; б) тренирующий модуль, который включает в себя тесты для самоконтроля и различные виды упражнений раскрытие скобок, пропуски, выбор вариантов и т. д.

Контролирующий модуль состоит из различных тестов (промежуточных, итоговых).

Прикладные обучающие и контролирующие программы должны отвечать следующим требованиям:

–       соответствовать возрасту обучающегося;

–       соответствовать техническим возможностям персональных компьютеров и инструментальных систем;

–       быть эргономичными, то есть предельно простыми для пользователя в освоении и использовании;

–       быть универсальными в применении в учебном процессе, это значит, что каждая программа используется не только авторами, но и другими преподавателями.

Объем электронного учебника или пособия должен соответствовать по физическому и функциональному объему мультимедиа-продуктов, готовых к изданию на CD-,DVD-ROM. Объем от 700 Мб до 8,4 Гб. Мбайт мультимедиа-информации должен методически “закрывать” полный учебный курс или его значительную часть так, чтобы можно было уверенно утверждать, что обучающийся может подготовиться по конспекту, книге или лазерному диску с равным успехом.

Понятия “электронный учебник” и “электронное пособие” требуют уточнения. Необходимо различать:

·       учебное пособие, представленное в электронном виде;

·       электронную версию учебного пособия;

·       собственно электронный учебник и электронное пособие.

Традиционное учебное пособие, представленное в электронном виде, является просто электронной копией бумажного учебного пособия.

“Электронные версии” бумажных учебных пособий используют технологические возможности, предоставляемые компьютером. Например, простейшая электронная версия бумажного словаря предполагает уже не только “ускоренное листание” словаря, но включает такие дополнительные возможности, как поиск значения слова, выделенного в тексте и другие.

Электронный учебник как основное учебное электронное издание должен:

–       создаваться на высоком научно-методическом уровне;

–       полностью соответствовать федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальности или направления;

–       отвечать всем этапам работ над материалом: изложению, объяснению, тренировке, контролю.

Электронное пособие должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к электронным учебникам с той лишь разницей, что оно соответствует отдельным наиболее важным разделам дисциплин Государственного образовательного стандарта.

Электронные учебники и пособия создаются с пользованием многокомпонентной информационной мультимедиа-среды, которая позволяет построить электронную книгу как информационную интерактивную систему.

Мультимедиа-среда подразделяется на три группы: аудиоряд, видеоряд, текстовая информация.

Аудиоряд. В привычном общении “ученик—окружающая среда” обязательно присутствуют привычные звуки: речь, музыка, эффекты, а также их комбинации. Такие естественные звуки в мультимедиа имеют обозначение WAVE (волна). Их цифровая запись и воспроизведение не являются в настоящее время новшеством. Например, хорошо известны в быту аудио-компакт-диски, однако наиболее важным моментом является занимаемый ими объем памяти. Так, при частоте дискретизации 11 кГц и восьмиразрядной записи значения амплитуды в каждой точке отсчета, 1 минута звучания потребует 66 Кбайт памяти. Наилучший стандарт качества – стерео, 44 кГц и 16 бит требует памяти уже в 16 раз больше, то есть для записи одной минуты WAVE звука высшего качества необходима память порядка 10 Мбайт, поэтому на стандартный объем CD(до 640 Мбайт) можно записать не более часа WAVE звука.

В настоящее время развиваются методы компрессии звуковой информации. На товарном рынке в настоящее появляется все больше звуковых карт, использующих аппаратные методы компрессии и декомпрессии.

Принципиально другой тип звуков, используемых в мультисреде – MIDI (Musical Instrument Digital Interface). В этом случае звуки музыкальных инструментов, звуковыеэффекты синтезируются программно управляемыми электронными синтезаторами. Необходимая коррекция и цифровая запись МIDI звуков осуществляется с помощью программ-секвенсоров (музыкальных редакторов). МIDI звуки включают музыку и звуковые эффекты, в том числе не имеющие естественных аналогов. Вопросы синтеза речи в настоящее время являются предметом исследований, их результаты пока не имеют широкого применения в мультимедиа. Огромным преимуществом МIDI является сравнительно малый объем требуемой памяти – 1 минута МIDI звука занимает в среднем 10 Кбайт.

Видеоряд. По сравнения с аудио видеоряд представляется значительно большим количеством используемых элементов. Сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы графическом режиме. Ко второй – фотографии и сканированные изображения.

Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей статических элементов (кадров) Здесь выделяются три типовых элемента: обычное видео (life video), квазивидео, анимация. Первый элемент – это, по существу, последовательность фотографий (около 2 фото в секунду), второй – сильно разреженная последовательность (6–12 фото в секунду), третий – последовательность рисованных изображений.

Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает решение значительно большего числа технических проблем, чем использование аудио. Первая из них – разрешающая способность экрана и количество цветов. Стандарт VGA дает разрешение 640х480 пикселей (точек) на экране при 16 цветах или 320х200 пикселей при 256 цветах. Стандарт SVGA (видеопамять 512 К, 8 бит/пиксель) дает 640х480 при 256 цветах а 24-битные видеоадаптеры (видеопамять 2 Мбайт, 24 бит/пиксель) позволяют иметь на экране 16 млн цветов. Вторая проблема – объем информации. Для статических изображений один полный экран в режиме 640х480, 16 цветов требует 150 Кбайт памяти, в режиме 320х200, 256 цветов – 62,5 Кбайт, а в режиме 640х480, 256 цветов – 300 Кбайт. Такие значительные объемы сразу определяют высокие требования к носителю информации, видеопамяти и к скорости передачи данных. Последнее особенно важно при использовании динамического видеоряда.

Текстовая информация (информационные ресурсы). Характерным отличием мультимедиа-продуктов от других видов информационных ресурсов является значительно больший информационный объем, поэтому в настоящее время основными носителями этих продуктов являются CD-ROM и DVD-диски. Стандартный CD-ROM-диск имеет емкость 640 Мбайт, a DVD-диск может хранить данных в 26 раз больше. На рынке сегодня представлены тысячи наименований мультимедиа-продуктов на CD-ROM: энциклопедии и справочники, электронные учебники и пособия, развлечения и игры.

Технология обучения — это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату.

Технология обучения — есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США).

Технологии обучения на каждом этапе развития человеческого общества зависят от развития средств обучения. На современном этапе развития образования аудиовизуальные средства выглядят следующим образом:

а.Фонограммы; все виды фоноупражнений, фонотесты, фонозаписи текстов, рассказов, аудиоуроки и аудиолекции.

б.Видеопродукция: видеофрагменты, видеоуроки, видеофильмы, видеолекции, тематические слайды и транспаранты.

в.Компьютерные учебные пособия: компьютерные (электронные) учебники, самоучители, пособия, справочники, словари, прикладные обучающие, контролирующие программы, тесты и учебные игры

Дидактические принципы построения аудио-, видео-и компьютерных учебных пособий

Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения на уроках «Технологии» принципиально новые дидактические возможности. Дидактика определяет следующие основные пути познания в учебном процессе.1. Переход учащихся от незнания к знанию через непосредственное восприятие фактов. Этот путь познания дал обоснование и содействовал развитию дидактического принципа наглядности.2. Переход учащихся от незнания к знанию через изображение объектов. Традиционные средства (географические карты, атласы, иллюстрации в учебнике) отличаются определенной мерой условности.3. Переход учащихся от незнания к знанию через учебно-практическую деятельность. При реализации этого пути аудиовизуальные средства обучения применимы в качестве инструктивных материалов и наглядного источника объяснений внутренних явлений, происходящих в объектах учебно-практической деятельности.4. Переход учащихся от незнания к знанию через речевую деятельность учителя и учащихся. Учитель, рассказывая что-либо учащимся, часто нуждается в опоре на конкретно-условные образы.Аудио-, видео- и компьютерные учебные пособия для урока «Технология» развивают у учащихся умение, сравнивать, анализировать, делать выводы, так как в различных формах наглядности можно дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается вербальными методами, не подкрепленными визуальным рядом.Использование аудиовизуальных технологий на уроке «Технология» обеспечивает возможность:- дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;- повысить роль наглядности в учебном процессе;- удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;- освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей и т. д.;- наладить эффективную обратную связь.Наглядность в компьютерном обучении на уроках «Технологии» позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. Различные формы представления объекта могут сменять друг друга как по команде программы, так и по желанию обучаемого. Их чередование использует образное, аналитическое и языковое представления (одновременно). Это позволяет расширить информацию об изучаемом объекте. Говоря о месте аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий в учебно-воспитательном процессе на уроках «Технологии» , необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы, в которой соседствуют различные формы обучения, в том числе и комбинированные, а для них очень важно соответствующее методическое обеспечение самостоятельной работы. В соответствии с этим естественно требование, чтобы структура и способ представления учебно-методических материалов в электронном виде не только могли, но и должны были бы легко варьировать в зависимости от конкретной формы их использования. В конечном счете необходимо обеспечить доступ к большему объему учебно-методических ресурсов для максимально возможного числа пользователей, а также поддержку индивидуального подхода и активных методов обучения и обратной связи.В практику педагогической деятельности все шире входит использование различных электронных учебных материалов, таких, например, как: учебные и рабочие программы; планы-графики лекционных и практических занятий; теоретический материал; хрестоматии; энциклопедии и словари; карты, схемы, иллюстрации; сборники задач и упражнений, методические рекомендации по их выполнению; темы сочинений, рефератов и т. п.; вопросы и тесты для самопроверки; моделирующие программы сферу личности. Если они используются достаточно редко, то каждое их применение превращается в событие и вновь создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое их использование в течение многих занятий подряд приводит к потере учащимися интереса к ним.




Предыдущий:

Следующий: