методика 5 курс экзамен

4. Цели и задачи обучения изо в школе.

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.

Многие склонны рассматривать изобразительное искусство в школе как специальный, а не общеобразовательный предмет. Это неверно.

Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному представлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, учит мыслить и чувствовать.

Занятия изобразительным искусством разнообразны и по видам, и по методам учебно-воспитательной работы.

В школьной программе предусмотрено четыре вида учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование, беседы об искусстве. Рисование с натуры, в свою очередь, предусматривает занятия рисунком и живописью; декоративная работа — составление узоров, элементы художественного конструирования, декоративно-оформительскую работу. В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Каждый из этих видов занятий содействует эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения, т. е. всесторонне развивает личность.

Теория методики преподавания изобразительного искусства в школе опирается на эстетику, педагогику и психологию, теорию и практику различных видов изобразительного искусства. Это обеспечивает выполнение целей и задач общего образования и воспитания, научную обоснованность методики.

Иногда школьная методика толкуется односторонне. Все внимание обращается только на воспитание, на развитие творческих способностей, вопросы же образования, обучения игнорируются. Нельзя отрывать воспитание от обучения. Некоторые думают, что раз школа художников не готовит, то и художественного образования она не должна давать. Задача школы, говорят они, — только заинтересовать искусством, научить любить его, наслаждаться им. Но не освоив основ изобразительной грамоты, человек не научится ни понимать и ценить искусство, ни наслаждаться им.

2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

Эстетическое воспитание — это воспитание у учащихся способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, науке и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека.

Термин «эстетическое воспитание» имеет очень широкое значение: он включает в себя и художественное, и нравственное воспитание. Эстетическое воспитание — это приобщение человека не только к искусству, но и ко всем видам и формам прекрасного в жизни.

Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы каждый человек научился жить красивее, интереснее, научился видеть, чувствовать и понимать прекрасное в любом его проявлении.

Роль эстетического начала в творческой деятельности человека огромна. Эстетическое отношение к жизни является первоосновой вдохновения, способствует превращению труда в источник радости, духовного наслаждения.

В процессе эстетического воспитания формируются взгляды, чувства, вкусы и идеалы человека. Эстетическое воспитание побуждает человека к благородным, красивым и гуманным поступкам.

Задача средней общеобразовательной школы — различными методами эстетического воспитания воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждая у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех ее проявлениях, а также развивая его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека.

Научиться понимать и любить прекрасное во всем многообразии его проявлений необходимо каждому человеку не только для духов-ного обогащения, но и для успешной работы. Независимо от того, в какой области трудится человек, является ли он литератором или математиком, географом или химиком, он должен уметь видеть и понимать изящество и красоту.

Чтобы развить у детей эстетический вкус, учитель должен прежде всего обращать их внимание на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею, радоваться ей. Вкус — не прирожденное качество человека, он развивается, и развивать его в школе должен, в первую очередь, учитель рисования.

Учитель показывает детям, как богата природа цветовыми оттенками, многообразием форм. Надолго остаются у детей воспоминания о красотах природы, о тех днях, которые они провели на воздухе, о тех неописуемых сочетаниях цветов, которые они наблюдали в жизни и которые им доставили много радостных волнений. Рисуя с натуры пейзаж, ветки деревьев, листья, цветы, изучая характер их формы, учащиеся начинают больше интересоваться природой, богатством и разнообразием ее форм и красок. Рисование в школе помогает человеку шире и разностороннее видеть мир.

3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.

На уроках рисования дети должны ближе знакомиться с окружающими предметами, с многообразием их форм, цвета, величины и других особенностей. Это знакомство расширяет круг их зрительных впечатлений и способствует более точному и полному представлению о предметах. Процесс изображения дает возможность ученику глубже изучить те предметы, знакомство с которыми раньше ограничивалось только мимолетным взглядом. Во время рисования школьник внимательно изучает форму предметов, их строение, пропорции, расположение в пространстве, цветовые и тоновые отношения и тем самым приучается к более эффективному, многостороннему, углубленному и точному их восприятию.

Обучение рисованию решает две взаимосвязанные задачи: развитие зрительного восприятия учащихся и формирование их умения осознавать увиденное.

Под развитием восприятия учащихся мы понимаем воспитание у них способности целенаправленно наблюдать: сравнивать между собой предметы и явления, устанавливать сходство и различие, классифицировать предметы по форме и фактуре.

Особое значение развитие наблюдательности имеет именно в период детства, когда человек только начинает серьезно познавать и ос-мысливать окружающую его действительность. Ученые установили, что в системе органов чувств зрение занимает доминирующее положение: на него приходится 90% всей получаемой извне информации. Отсюда становится ясным, как важно развить у человека хорошее зрение. И начинать это следует с детского возраста, со школьной скамьи, чтобы потом у взрослого человека не появилось «едкого сожаления».

Учеными также установлено, что способность наблюдать не есть еще способность правильно видеть и осознавать увиденное. Подавляющее большинство взрослых людей очень многого не замечают в вещах — не только в особенностях строения формы предмета и в деталях, но и в общем характере формы. Например, все хорошо видят, что гладкий ствол колонны дорического ордера имеет цилиндрическую форму, но не видят этого в колонне коринфского ордера, украшенной каннелюрами. Задача педагога — помочь ученику преодолеть этот барьер. Занятия изобразительным искусством должны приучать к строгому вниманию, к рассуждению, к точному анализу формы предметов.

Выработка сознательного зрительного внимания способствует и развитию других видов внимания, что так важно для детей школьного возраста, которые, как правило, обладают вниманием неорганизованным и нестойким.

4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе.

Преподавание изобразительного искусства в школе ставит своей целью также показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка. Уже в небольшой вступительной беседе учитель рисования стремится рассказать ребятам, как можно использовать умение рисовать в любом деле, в любой профессии. Владея даже элементарными навыками рисования, человек может сделать зарисовку детали машины, набросать план какого-либо сооружения, зарисовать форму необычного предмета. Потребность в таких зарисовках мы постоянно ощущаем и в быту.

5. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе.

Главная практическая задача обучения изобразительному искусству в средней школе — это овладение элементарными основами реалистического рисунка, приемами и навыками рисования. Учитель наглядно показывает, как правильно держать карандаш в руке, как проводить линии, как ими выражать форму объемных предметов на плоскости. Учитель знакомит с различными материалами и инструментами для рисования, показывает, как работать над рисунком, соблюдая методическую последовательность.

Занятия изобразительным искусством в школе ставят своей задачей развить в детях и другие качества — организованность, умение обдумывать порядок работы, логически мыслить, сознательно и по плану работать. Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом. Рисуя, ученик стремится достичь определенной цели.

Умение сосредоточить свои силы для достижения определенной цели имеет огромное значение для практической деятельности человека.

6. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.

Изобразительное искусство в школе способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем самым благотворно влияет на точность и ясность мысли, а это, в свою очередь, благотворно влияет на творчество, на изобретательство.

Ставя своей задачей развить творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства, учитель должен выработать правильную методику работы с детьми. Многие, не утруждая себя и своих учеников, пускают эту работу на самотек: пусть каждый школьник проявляет свои творческие способности как может. Между тем творческой работой школьника надо руководить, ее надо направлять.

Развивая творческие способности учащихся, педагог должен обратить особое внимание на воображение ребенка: от этого во многом зависит результат творческой деятельности. Воображение человека тесно связано с эмоциями, а как известно, искусство уже само по себе эмоционально. Поэтому учителю рисования довольно легко направить процесс преобразования представлений учащихся от реальной действительности в новые представления, связанные с ре-альностью, но и несущие в себе элементы фантазии, воображения,творчестваВ задачу занятий изобразительным искусством входит также сохранение и поддержание у детей способности к восхищению и удивлению, что имеет огромное значение для совершения новых открытий.

7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

И наконец, на занятиях изобразительным искусством школьники знакомятся с выдающимися произведениями искусства и их творцами. Во время бесед об искусстве учитель рассказывает о различных видах изобразительного искусства: графике, живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Такие беседы знакомят учащихся и с историей развития человеческой культуры, с величайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством великих художников, стилями определенной эпохи, с выдающимися людьми прошлого и настоящего.

Задача учителя — донести все это до сознания детей в простой, ясной, доступной форме. При этом дело не сводится только к перечислению видов изобразительного искусства и имен великих художников, — надо научить школьников понимать художественные достоинства произведений искусства, развить их способность к выработке своих взглядов и суждений о них. Для этого педагог должен постоянно вовлекать учащихся в совместную беседу, давать им возможность высказывать свое мнение, поощрять, когда ученик дает правильную оценку тому или иному произведению, тактично поправлять и разъяснять, когда он не понимает главного и ценного в произведении художника.

Знакомство с изобразительным искусством направлено на понимание прекрасного в искусстве и жизни, на развитие любви к природе, к родине.

В беседах об искусстве учитель обращает внимание ребят на средства художественного выражения, на технику исполнения, т. е. учит «читать» произведения искусства.

Для осуществления перечисленных учебно-воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Каж-дый вид занятий требует своей методики, своего специфического подхода к делу. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога.

Для достижения успеха в работе учителю необходимо также хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащимися, учитывать их возрастные особенности.

7. Урок и его структура. Виды изобразительной деятельности.

От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Каждый урокдолжен быть законченным, цельным и в то же время ялвляться частьюсистемы уроков, связанных между собой общей целью и общими за-дачами данного учебного предмета.

Структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам. Здесь также имеются: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, самостоятельная работа уча-щихся, закрепление пройденного и подведение итогов. Все эти элементы урока имеют место во всех классах, но в различные годы обучения, да и в течение одного и того же года, количество времени, отводимое на тот или другой элемент урока, может меняться. Уроки не должны быть однообразными. На уроках изобразительного искусства это условие легко выполнимо, так как виды занятий очень разнообразны и по форме, и по содержанию.

При организации любого урока, будь то рисование с натуры, беседа, декоративное или тематическое рисование, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок членится на следующие части:

1. Организация занятий. Сюда входит: установление в классе долж- ной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале (список отсутствующих староста или дежурный готовит заранее, что дает возможность ускорить проверку), настрой на учебную работу.

Рабочее место должно быть заранее подготовлено, натура и все необходимые материалы заранее принесены и установлены в нужном порядке к началу урока. Для организации этого надо активно привлекать дежурных учеников.

Серьезное значение в методике преподавания рисования в начальных классах имеет правильная организация рабочего места учащего- ся. Учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить. При проверке домашнего задания ученики раскладывают на партах свои работы, а педагог, обходя ряды, просматривает рисунки, делает замечания, отбирает хорошие и плохие работы для показа классу. Оценка законченных домашних работ заносится в классный журнал.

2. Сообщение нового материала. Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстри-рует свои пояснения наглядными пособиями — схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

При раскрытии принципов построения изображения учителю необходимо словесное объяснение обязательно иллюстрировать рисунком на классной доске или на специальном планшете, листе бумаги. Доводить рисунок до мелких подробностей нет необходимости. Его цель заключается в том, чтобы помочь детям справиться с наиболее трудными для них задачами, указать им правильный путь Построения основной (большой) формы предмета. Учащиеся начальных классов легко могут увлечься деталями, которые будет воспроизводить на доске учитель, и это не поможет, а лишь помешает достижению той цели, которую учитель ставил перед классом.

Оставлять рисунок на доске не следует, так как в противном случае он будет скопирован учащимися, а натура многими из них будет просто забыта.

В первом классе в начале занятий нужно объяснить ученику правила посадки, правила пользования карандашом и резинкой, а также показать правильное положение альбома и листа бумаги.

3. Самостоятельная работа учащихся. После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Многие учащиеся, несмотря на предварительные объяснения преподавателя, склонны делать очень мелкие рисунки. В таком случае учитель вторично напоминает о том, как следует компоновать изображение на листе бумаги, а некоторым подсказывает, как лучше расположить рисунок на листе, как положить лист — в длину или в ширину (это зависит от формы рисуемого предмета).

Следует чаще указывать на допущенные ошибки. Работа с отдельными учениками имеет исключительное значение для предупреждения неуспеваемости. Педагогу необходимо постоянно учитывать неоднородность состава учащихся: среди них всегда есть более и менее способные, более и менее развитые; одни ученики сразу понимают, что от них требуется, а другим нужны дополнительные индивидуальные разъяснения. Чтобы весь класс усваивал материал равномерно, необходимо более внимательно относиться к отстающим, следить за их работой, вселять в них чувство бодрости и уверенности в своих способностях.

В то же время учитель не должен быть снисходительным к плохим и слабым работам своих учеников. Педагог должен требовать, чтобы рисунки выполнялись старательно, без лишней спешки и не в ущерб качеству изображения.

4. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а так же слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему.

По окончании урока учитель собирает все работы, чтобы дома проверить их и на каждой поставить оценку. Класс приводится в порядок: дежурные выносят ведро с водой, если работали акварельными

красками, парты вытираются тряпкой и т. д.

Для лучшей организации и проведения занятий, как мы уже говорили, надо предварительно составить план-конспект урока. При составлении плана-конспекта следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено: 1) вид занятий; 2) тема урока; 3) цель урока; 4) оборудование: а) для учителя, б) для учащихся; 5) использование классной доски; 6) план и ход урока: а) организационная часть, б) объяснение нового материала, в) самостоятельная работа учащихся, г) завершение урока и задание на дом; 7) список использованной литературы.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Из приведенных выше цифр видно, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры. Это предусмотрено программой не случайно. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробужда- ет интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведе-ния, анатомии. Научить детей внимательно рассматривать и анализировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким деталям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисовывают мельчайшие детали и подробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда перевести внимание ребенка на самые характерные особенности строения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами перспективы происходит сложнейший процесс пространственного мышления. Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.

При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с радостным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно превращаются в мысли. Задача педагога — не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основ- ными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры (теплый, холодный тон), передавать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетическоего воспитания.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Как мы уже говорили, рисование не только дает учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдения ритма, симметрии, гармонического сочетания цветов.

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с основами художественного конструирования. От учителя рисования дети узнают, что художественное начало широко входит в производство, в наш быт.

Декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров, эскиза декоративного оформления платка, тарелки, подушки или полотенца надо показать ученику, как можно использовать формы природы: листья и цветы различных растений, животных, птиц — и как затем перерабатывать эти формы (стилизовать) в своих композициях.

Существенным моментом в декоративном рисовании является момент художественности, т. е. того, насколько ученик сумеет уловить красивое в природе и использовать в своей композиции. В связи с этим большое воспитательное значение имеет показ образцов народных орнаментов. Рассматривая и изучая узор какого-либо народа, ученик начинает понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета. Его восхищает, как художник простыми и лаконичными средствами добивается необыкновенной выразительности. У ребенка начинает рождаться творческая инициатива, он хочет испробовать свои силы, чтобы так же, используя простые формы, создать красивый узор. Все это приучает детей к творческой деятельности.

Развитие творческой инициативы — важнейшая задача гармоничного воспитания. Творческая инициатива будит мысль человека, делает его труд одухотворенным, увлекательным.

В начальных классах занятия по декоративному рисованию в основном ограничиваются копированием народных узоров. Началом работы является срисовывание с образцов и составление несложных узоров из прямых и кривых линий. Затем следует комбинирование элементов народных узоров по композиционной схеме, данной учителем

Составляя композицию узора, орнамента для декоративного оформления объекта, каждый ученик стремится как можно красивее расположить (скомпоновать) изображение на плоскости, ярче, цветистее раскрасить свой рисунок. Все это способствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств.

На уроках декоративного рисования формируется и моральный облик детей. Воздействуя на ученика, на его чувства и мысли, декоративное искусство вызывает определенное мироощущение, воспитывает личность. Так, рассматривая узоры, которыми различные народы украшают свой быт, дети знакомятся с некоторыми чертами культуры этих народов, у них появляется чувство уважения к тем, кто создал эти красивые узоры. Этот росток проявления дружественного отношения к культуре других народов в дальнейшем, при активном воздействии учителя, превратится в одну из основных черт морального облика человека.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование ли-’ тературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми (см., например, рис. 43).

Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.

Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Однако и этот вид работы школьника должен проходить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих занятий, зависит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень актив- но. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников.

Изображение сюжетов из окружающей действительности желательно строить таким образом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры

В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на предприятия, стройки и колхозные поля.

В старших классах на занятиях тематическим рисованием учитель сообщает необходимые сведения о правилах изображения человека, в частности о пропорциональных соотношениях между частями человеческого тела, дает схемы движения человеческой фигуры и т. д.

Для обогащения зрительных представлений учащихся предлагаются задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры — это подсобный материал для композиции.

Тематическое рисование имеет известное значение и для преподавателя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным миром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика, проследить, как развиваются его способности образного представления и воображения.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Школьной программой по рисованию предусмотрены также специальные часы для проведения бесед об изобразительном искусстве. На этих уроках учитель знакомит школьников с жизнью и творчест- вом выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Дети узнают, как и какими средствами художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих произведений.

Систематическое ознакомление учащихся с произведениями художников является одним из средств эстетического воспитания. В выдающихся произведе-_ниях художников как в фокусе собраны типичные явления жизни; эти произведения заставляют по-новому смотреть на мир, подмечать его красоту. Умения и навыки в области восприятия и оценки художественных произведений повышают культурный уровень учащихся. Знания и навыки постепенно развиваются — начиная с элементарного умения рассматривать картину и разбираться в ее содержании до понимания художественных средств выражения, с помощью которых художник смог передать свой замысел.

8. Критерии оценки результатов изобразительной деятельности учащихся на уроках изо.

Подчеркиваем, что каждый рисунок должен быть оценен, каждый ученик должен получить оценку за любую свою работу. Необходимо всемерно поддерживать любовь к рисованию, а этому в немалой степени содействует своевременная оценка работы. При нормальной постановке учебно-воспитательной работы все дети охотно и с любовью рисуют. Отношение их к урокам рисования зависит в первую очередь от учителя. Небрежность со стороны учителя сразу оказывает свое отрицательное воздействие на дальнейший ход занятий.

Оценка работ должна проводиться систематически и фиксироваться в классном журнале.

Иногда в качестве поощрения можно несколько повысить отдельную отметку, учитывая трудолюбие и успехи ученика, конечно, поставив в известность об этом и его и весь класс; иногда, наоборот, понизить, если заметны спад и небрежное отношение к работе.

Некоторые учителя этого не делают. Они считают, что выделять кого-то из учеников не следует, требовать от всех знания правил и законов реалистического искусства не надо, иначе у части учеников пропадет желание заниматься искусством. Они стараются свести уроки рисования к игре и таким путем привить любовь к изобразительной деятельности. Это ложная точка зрения, свидетельствующая об одностороннем подходе к делу, ведущем к отрыву воспитания от образования.

Оценивая качество работ учащихся по пятибалльной системе, надо иметь в виду, что в первом классе в первой четверти работы учащихся не следует оценивать баллом 2, 3, 4 и 5, так как они только начинают учиться. Здесь лучше всего ограничиваться только беседой с учащимися.

Оценка каждой работы должна быть объективной. Мы часто оцениваем не успехи школьника, не то, как он усвоил правила и законы изобразительного искусства, а его способности. Сравнивая рисунки учеников, часто следим не за грамотностью, не за тем, как выполнены те требования, которые предъявлял к работе педагог, а только за выразительностью рисунка, за тем, насколько один рисунок эффектнее другого. Конечно, полностью отбрасывать эти моменты нельзя, но нельзя их и класть в основу оценки работ учащихся.

Для объективной оценки, помимо частных требований учителя (специальных заданий на усвоение правил перспективы, конструктивного построения, композиции и т. д.), необходимо выработать определенный критерий и систему оценки. Такая система объектив- ной оценки должна вытекать из самой структуры рисунка, из тех основных требований, которые учитель предъявляет обычно к своим ученикам, и той методики построения изображения, которой придерживаются и педагог, и его ученики. Сюда должны входить и грамотность, и выразительность детского рисунка ‘. Такая система может быть выражена в последовательных этапах оценки рисунка.

1. Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражены общая идея и содержание.

2. Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности (если работа велась с натуры или на основе натурных зарисовок в тематической композиции) или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное (в стилизованном рисунке, в декоративных изображениях).

Сюда же можно подключить оценку передачи пропорций, так как характер формы тесно связан с пропорциями предмета, с пропорциональным отношением частей к целому. Здесь мы опять-таки проверяем качество передачи индивидуальных черт предмета.

3. Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой (как говорят художники, «не разваливается ли форма»).

4. Перспектива: как усвоил ученик правила перспективы, как он ими пользуется при построении изображения, как переданы явления линейной и воздушной перспективы.

5. Передача объема: как использует ученик изобразительные средства рисунка, живописи для передачи объема предметов, как усвоены законы светотени, как переданы свет, тень, полутень, рефлекс на предметах, какова объемно-пластическая выразительность изображения.

6. Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка.

7. Общее впечатление от работы. Возможности (способности) ученика, его успехи, его вкус.

Из всех этих компонентов и складывается общая оценка работы школьника.

10. Роль педагогического рисования в обучении изо, его виды.

К педагогическому рисунку мы относим рисунок мелом на классной доске, поясняющую зарисовку учителя на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги. Сюда же можно отнести выправление работы ученика рукой педагога.

Первый вид рисунка — работа на классной доске — является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребенка, на правильность его суждений.

Главное качество педагогического рисунка — это лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Простота и лаконичность изображения диктуются прежде всего необходимостью быстрого исполнения рисунка. Например, когда осваивается изображение человека в движении, вполне достаточно дать упрощенные схемы закономерностей движения фигуры человека (рис. 64), при объяснении особенностей строения и характера форм деревьев тоже можно ограничиться лаконичными рисунками (рис. 65). На такие рисунки учитель затрачивает не более одной-двух минут. Некоторые учителя стараются дать по возможности законченный рисунок, в результате они затрачивают на него по 10—15 минут, отнимая у детей и без того ограниченное учебное время.

Чтобы овладеть педагогическим рисунком и понять его специфику, нужна большая тренировка. Это надо иметь в виду всем обучающимся в педагогических вузах. При должной настойчивости рисунки будут становиться все более лаконичными и простыми.

Второй вид рисунка — это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного-двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Третий вид педагогического рисования — это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Некоторые методисты категорически возражают против таких исправлений, но эта точка зрения субъективна. Несомненно, что все указанные формы помощи учащимся в их работе над рисунком должны иметь место в школе. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старается делать так, как показал педагог.

Однако методика наглядной демонстрации техники исполнения должна быть очень продуманной и тонкой. Искусство преподавания состоит в том, чтобы уметь почувствовать, что и в какой форме надо показать ученику, уметь продемонстрировать это так, чтобы ученик двигался вперед, верил в свои силы, а не был подавлен учителем.

Наглядный показ приемов работы, способов передачи объема предметов в рисунке и живописи должен быть доступен ученику, а для этого преподавателю надо хорошо знать возрастные особенности детей, их возможности.

Совершенствуя методику работы в общеобразовательной школе, где к изобразительной деятельности приобщаются все учащиеся, а не особо одаренные, учителю рисования необходимо строить свои занятия так, чтобы каждый ученик встречал их с чувством радости.

11. Принципы обучения изо.

Методика преподавания основывает свои положения на данных педагогической науки. Однако одна наука педагогика, без практики, не дает возможности овладеть искусством преподавания, — она лишь указывает общие положения. И наоборот, одна практика, без теории педагогики, не дает возможности преподавателю правильно строить учебный процесс. Для успешной работы в школе учитель должен хорошо знать основные положения современной дидактики и уметь их творчески реализовывать на практике. Проблемы современной дидактики освещаются в журналах «Педагогика», «Народное образование» и других.

Изобразительное искусство не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Путь обучения должен вести школьников к достоверным знаниям, основываться на научных данных. Отсюда второй принцип обучения — принцип научности.

Следом за ним назовем принцип наглядности. Все, что усваивают дети, должно быть подкреплено зрительным восприятием. А это требует от нас постоянного обращения к самим вещам и явлениям как источнику познания.

В истинности знаний учащиеся убеждаются на практике. Принцип сознательности и активности учащихся — также один из важнейших дидактических принципов.

Использовать свои знания дети могут только в том случае, если они твердо и основательно овладели ими. Отсюда принцип прочности усвоения знаний.

В ходе обучения мы ведем школьника постепенно от малых знаний к большим, развиваем его умения от наипростейших навыков к более сложным приемам работы. Мы руководствуемся при этом принципом систематичности и последовательности, а этот принцип тесно связан с принципом доступности обучения.

Итак, учитель в своей педагогической практике использует следующие дидактические принципы: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, принцип сознательности и активности, систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, принцип доступности обучения.

12. Принцип активности и сознательности в обучении учащихся на уроках изо.

В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Поэтому и в деле обучения рисованию мы этот принцип рассматриваем как один из основных.

Между понятиями «сознательность», «активность», «самостоятельность» есть известное различие, но одно без другого не существует. Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен.

Особое значение, как отмечает большинство методистов, принцип активности и сознательности имеет в практических занятиях.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе. Этого можно добиться самыми различными методами. Например, многие учителя на уроках тематического рисования (при иллюстрировании сказок), чтобы активизировать работу учащихся, читают отрывки из сказок, включают магнитофонные записи с фрагментами музыкальных произведений показывают цветные слайды и диапозитивы художественных иллюстраций При этом педагог обращает внимание детей на то, как мастера искусств — поэты, музыканты, живописцы — своими средствами решали подобные темы.

Сознательная, активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного материала и к более прочному закреплению его. Кроме того, сознательность и активность являются прекрасной предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям. Предмет приобретает для ребенка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.

В практике мы наблюдаем, что учащиеся плохо усваивают учебный материал, если они пассивно воспринимали объяснения учителя, а активно включиться в работу не успели. Так, если при изучении конструктивного строения формы предмета дети внимательно слушали объяснение педагога, рассматривали модель и натуру, но практически закрепить эти знания не пытались, этот учебный материал будет усвоен слабо. При активной же работе усвоение материала значительно улучшится. Отсюда возникает требование к преподавателю: направить активность учащихся, дать им возможность самим решить поставленные задачи.

Учитель вызывает активность детей наводящими вопросами, предложением сделать новое решение композиции рисунка и т. п. Например, ученик приступил к построению изображения куба, но пассивно срисовывает его и дает искаженный перспективный вид формы, а как исправить изображение, не знает. Учитель, ничего не показывая, задает ему ряд наводящих вопросов, чтобы он сам догадался, как надо вести построение изображения.

Таким образом учитель помогает школьнику активно работать, анализировать форму натуры и сознательно строить ее изображение на плоскости.

Одним из средств активизации учащихся является повторный вопрос.Например, педагог объяснил то или иное правило, задал ученикам вопросы, они дали правильные ответы. Педагог разрешил приступить к работе, но в процессе наблюдения за работой заметил ошибки в рисунках; значит, не все усвоили объяснение. Он прерывает работу и задает классу один из прежних вопросов, но ставит его в несколько иной формулировке. Такой видоизмененный вопрос заставит учащихся подумать и проверить себя.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе как в классе, так и дома. Задания на уроках и дома должны быть разнообразными по характеру, по самому типу работы (в соответствии с требованиями программы): то это рисование с натуры карандашом, то работа над натюрмортом акварельными красками, то декоративное рисование.

Степень самостоятельности в работе ученика зависит от уровня его знаний и тесно связанных с ними умений и навыков. Развитие у детей способности выполнять самостоятельно то, что они раньше делали только под руководством учителя, является важным показателем успешного обучения. Школа должна обеспечить также и сознательное отношение учащихся к самому процессу обучения. Это выражается в понимании учащимися конкретных задач учебной работы, в понимании значимости работы, в знании тех средств и приемов, при помощи которых можно добиться лучших успехов, в умении проверить и оценить свои достижения не только в конце работы, но и в самом ходе ее.

Повышая активность и сознательность учеников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Признавая важность и необходимость руководящей роли учителя,’ отечественная педагогика рассматривает ученика не как пассивный объект воспитания, а как сознательного, активного работника.

В индивидуальной работе могут быть применены активные и пассивные методические приемы работы.

Рассмотрим пассивный метод (пассивный для педагога и активный для ученика). Заострив внимание рисующего на той или иной части учебного задания, преподаватель не дает пространного объяснения (имеется в виду, что оно уже было сделано для всего класса), а только кое-что напоминает, задает ряд наводящих вопросов, чтобы возбудить сообразительность ученика, и затем указывает направление к достижению намеченной цели.

Активный метод работы, напротив, заставляет активно работать преподавателя, а ученика — выполнять его указания. Рассмотрим это на примере. Ученик плохо усвоил принцип конструктивного анализа формы, не уловил пропорции и характер формы натуры, и у него не получается последовательное построение изображения. Он еще не приучился самостоятельно наблюдать и анализировать натуру. Педагог задает ему вопросы, относящиеся к строению предмета, иногда подсказывая ответ.

В процессе такого обучения ученик совместно с руководителем анализирует натуру и выправляет рисунок.

Но несмотря на известные положительные моменты в таком методе обучения, все же для постоянной работы он непригоден. В основном надо приучать детей к самостоятельному преодолению трудностей, к собственному верному решению задачи. Я. А. Коменский указывал, что учить нужно таким образом, чтобы ум ученика развивался самостоятельно. Главной задачей учителя он считал пробуждение и укрепление «самодеятельности ученика». Если это не удается, если ученик не чувствует любви к науке, то виноват в этом учитель, не сумевший вызвать к жизни «самодеятельность ученика».

Обязанность педагога — внимательно следить за работой мысли и развитием умений школьника, направляя его, поддерживая, подбадривая. Не следует думать за ученика или рисовать за него — пусть сам справляется, тренирует свои навыки. Но в тот момент, когда он не сможет преодолеть затруднения, нужно вовремя ему помочь намеком, наводящим вопросом, указанием направления работы, а иногда и исправлением рисунка.

Педагог должен уметь не только разъяснить и самому показать на примере образцы выполнения рисунка, но и добиться взаимопонимания и заинтересованности учащихся в преодолении трудностей. Сочетание этих двух моментов представляет собой очень сложный процесс, требующий от учителя опыта, гибкости и творческой инициативы.

15. Принцип доступности в обучении учащихся на уроках изо.

Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса, для каждого возраста детей. Чтобы приве- сти сложность учебного материала в соответствие с возрастными особенностями детей, необходимо хорошо знать, какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.

Младшие школьники (7—10 лет) уже способны анализировать объекты реальной действительности в процессе восприятия. Этот анализ выступает в двух формах: при первой он осуществляется на уровне первой сигнальной системы и проявляется в том, что дети практически реагируют на разные воздействия; в другом случае ведущую роль играет вторая сигнальная система, взаимодействуя с первой. При подобной форме анализа ребенок не только практически по-разному реагирует на различные раздражители, но и осознает их особенности. Первая форма анализа характерна для учащихся первых-вторых классов, вторая — для детей третьих-четвертых классов. Дети первого-третьего классов вполне могут нарисовать с натуры один предмет (лист дерева, пилу, молоток), но им не под силу нарисовать группы предметов (натюрморт).

Или другой пример. Развивая творческие способности детей на уроках тематического рисования, надо иметь в виду, что учащиеся первого-второго классов еще не могут самостоятельно решать композиционные проблемы. Их тематические картины являются лишь рассказом, иллюстрацией того, что ребенок хочет поведать зрителю. За композиционной связью между предметами он не следит, он их вводит в картину постольку, поскольку этого требует само содержание.

В третьем-четвертом классах дети уже способны компоновать, они начинают искать связь между предметами. Однако образы композиции у них остаются примитивными и не возникает потребности их обогащать.

В пятом-шестом классах учащиеся уже ставят перед собой композиционные проблемы, ищут наилучшие варианты и постоянно стремятся обогащать художественные образы в своих работах.

Все это объясняется закономерностью развития восприятий и представлений. Восприятие, как указывают психологи, не есть просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами. Восприятие всегда связано с прошлым опытом, с опытом зрительных восприятий в частности. У детей первого-второго классов, естественно, меньше этого опыта, чем у шестиклассников. Обогащая опыт зрительных восприятий ребенка, мы тем самым обогащаем и его представления. Отсюда психологи делают вывод, что в процессе обучения мы можем не только развить и обогатить представления детей, но и способствовать развитию их воображения.

Рассматривая изобразительное искусство в школе как общеобразовательный предмет, мы должны следить не только за развитием изобразительной деятельности детей, но и за развитием их восприятий и представлений. А представления, как указывает психолог Б. М. Теплов, развиваются только в процессе определенной деятельности, в том числе и в процессе обучения рисованию.

Вместе с тем преподавателю не следует занижать возможности учеников. Школьников нужно нацеливать на посильную активную работу, чтобы они могли преодолевать известные трудности. Тогда ребенок будет не только усваивать знания и навыки, но и делать для себя, пусть небольшие, открытия, испытывать радость от творческой самостоятельной работы.

Например, в начальных классах на уроках декоративного рисования дети составляют узор по схеме, предложенной учителем. Педагог поэтапно рисует на классной доске узор, а дети переносят все это в свои альбомы. В таком плане может быть выполнено одно из заданий, но следующее будет проходить иначе. Объяснив методическую последовательность работы и продемонстрировав ее на классной доске, учитель все стирает и дает возможность детям вести работу самостоятельно. Это способствует развитию инициативы школьников, заставляет их творчески подходить к делу.

Некоторые учителя считают, что в первом-втором классах дети должны работать только вместе с педагогом. В результате у школьников развивается пассивность, они все время ждут от учителя помощи и боятся самостоятельно работать. При такой методике принцип доступности и посильности искажается.

Соблюдая принцип доступности и посильности обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способности каждого школьника. В классе не может быть совершенно одинаковых учеников: одни усваивают материал быстро, другие — с большим трудом; одним легко дается тот или иной технический прием, другие долгое время не могут овладеть им. Учителю следует поставить каждого в такие условия работы, при которых все смогли бы достигнуть наибольших успехов.

16. Принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении учащихся на уроках изо.

А.А.Люблинская считает преемственность одним из принципов любой системы. Преемственность, в ее трактовке, состоит из «такой последовательности образовательно-воспитатель-ной работы, где в каждом последующем этапе продолжается закрепление, расширение, усложнение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составили содержание учебной деятельности на предшествующем этапе»

Преемственность, как философское понятие — связь между различными этапами или ступенями развития как бытия, так и познания. Сущностной характеристикой этой связи выступает сохранение тех или иных элементов (качеств) целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы. При переходе из одного состояния в другое, система, как единое целое, может приобретать различные формы, не утрачивая, так называемой, функциональной природы. 

Педагогическая наука требует, чтобы каждое новое положение или новая задача основывались на знаниях и навыках, усвоенных ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным. Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между-последую-щими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.

В связи с передачей уроков изобразительного искусства в начальных классах специалистам перед учителем рисования общеобразовательной школы сегодня встают новые задачи:

— соблюдение преемственности в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

— последовательное усложнение учебно-воспитательных задач, предусмотренных программой детских садов и программой по изобразительному искусству в начальных классах общеобразовательной школы;

— достижение единства методов всестороннего развития личности ребенка.

Для соблюдения принципа систематичности и последовательности большую помощь учителю оказывают рабочие и тематические планы, методические разработки, иллюстрированные годовые планы, позволяющие наглядно проследить за системой последовательного усложнения учебных задач.

Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила — не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен предыдущий. Школьник должен последовательно закреплять отдельные разделы учебного рисунка, так как каждый предыдущий раздел входит составной частью в последующий.

Иногда из-за бедности натюрмортного фонда учитель пользуется одними и теми же предметами для различных постановок, ставит их и в разных классах, и в одном и том же по нескольку раз. Дети это замечают и теряют интерес к заданиям. Натурные постановки не должны быть случайными. Ученикам надо дать почувствовать, что трудность учебной задачи от постановки к постановке возрастает. На каждом уроке учитель должен ставить перед классом новые задачи.

Серьезный момент в педагогической работе — связь между отдельными уроками, которая дает возможность построить из этих уроков единую систему. Занятия оказываются плодотворными только в том случае, если педагог в процессе проведения уроков сознательно и систематически связывает каждый урок с комплексом занятий по изобразительному искусству. Преподавателя должно интересовать не проведение эпизодических уроков, а систематические занятия, входящие в состав всего курса обучения.

Между тем декоративное и тематическое рисование должно быть связано с рисованием с натуры, беседы об искусстве — со всеми остальными видами занятий. Один вид занятий должен дополнять другой, все они должны помогать учащимся получать полное и широкое представление об искусстве.

Строя систему изложения учебного материала, педагог не только разбивает теоретический курс по классам, исходя из учебной программы, но и продумывает методику изложения этого материала. Одни и те же законы (цветоведения, композиции) требуют разного по объему и содержанию изложения. Например, об основах композиции приходится говорить и в начальных классах, и в средних — говорить, по сути дела, об одном и том же, но в начальных классах в более элементарной форме, чем в пятых-шестых. Эта неизбежная повторяемость учебного материала иногда приводит к тому, что учитель начинает нарушать систему последовательного усложнения научно-теоретического материала.

Чтобы избежать этого, педагогу следует наметить для себя, что нового он будет давать детям в каждом классе.

Однако, разрабатывая систему последовательности усложнения учебных задач и определяя объем учебного материала для каждого класса, надо помнить о принципе доступности и посильности обучения.

17. Принцип наглядности в обучении учащихся на уроках изо

Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания.

Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е. если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.

Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, так как первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе своей правильна. Это поможет и усвоению того, что объяснил учитель.

Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве — ему всегда нужен наглядный материал. Более того, реализуя на практике принцип наглядности, надо шире использовать его возможности.

Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному.

Постановка натуры заключается не только в том, чтобы ее хорошо и красиво установить перед рисующими, но и в том, чтобы она помогала раскрывать основные законы реалистического рисунка и живописи. В школе натура часто устанавливается с учетом только композиционного, эстетического содержания. Этого недостаточно. Безусловно, красивая постановка имеет большое значение, так как этим повышается интерес к ней. Но еще важнее, чтобы натура наглядно раскрывала характерные особенности строения формы, показывала себя. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоятельно прийти к выводам.

Педагог продумывает, на какой высоте и в каком повороте установить натуру, смотрит, как она выглядит при верхнем, боковом и прямом освещении: не распадается ли форма на части, помогает ли свет выделить главное и смягчить второстепенное. Даже незначительные изменения в освещении резко меняют пластическую выразительность формы, а вместе с тем и учебные задачи, в одном случае облегчая их, в другом — усложняя. Педагогу надо внимательно следить за этими моментами при постановке натуры и ее освещении.

Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, а следовательно, и на качество построения изображения. Особенно большое значение наглядность имеет на первоначальной ступени обучения.

Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления учащихся становятся более ясными и конкретными.

Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенностей светотени, конструкции предмета.

Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки, картона, плексигласа), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности.

На занятиях живописью учащимся надо чаще наглядно показывать изменение цвета под влиянием рефлекса, изменение цветовых и тоновых отношений в зависимости от освещения и расстояния. Это можно продемонстрировать прямо на натурной постановке либо на примерах работ художников по репродукциям.

На уроках декоративного рисования в качестве наглядного материала могут с успехом быть использованы: иллюстрации, таблицы, предметы народного творчества

Особенно часто к наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства — рисунку и живописи. Перечислим основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры: схематические рисунки и таблицы (рис. 62), гипсовые модели геометрических тел, слепки с классических образцов скульптуры; модели из проволоки, плексигласа и картона, наглядно раскрывающие конструктивные особенности строения натуры; специальные модели и приборы для демонстрации явлений перспективы и светотени; рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением; репродукции картин и рисунков мастеров; кинофильмы, раскрывающие технику работы карандашом и кистью; специальные приборы — «Цветовой круг» и «Тоновой круг» для развития у детей чувства цвета и тона, используемые пока только в экспериментальных школах; наборы цветных слайдов для ознакомления детей с элементарными законами цветоведения.

Все эти средства наглядности помогают ученику правильно видеть и понимать натуру — ее форму, структуру, цвет и фактуру.

И все же наилучшим средством наглядного обучения явля- ется рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика.

Наглядность, как правило, оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Не случайно Я. А. Коменский .провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики».

Например, мы объясняем принципы построения форм кувшина с помощью вспомогательных линий. Показывая местоположение вспомогательных линий, мы замечаем, что многие учащиеся не совсем ясно себе представляют, как они располагаются по форме. Когда же мы начинаем рисовать и наглядно показывать, по каким узловым точкам проходят эти линии в рисунке и где их можно представить, глядя на натуру, ученикам становится ясна и вся конструктивная схема строения формы, и местоположение линий в рисунке.

Несколько слов об изготовлении наглядных пособий. Специальных мастерских, которые изготовляли бы полные наборы учебно-методических пособий и моделей, в настоящее время не существует. Каждый педагог сам изготавливает их, а иногда обходится без них, рисуя на бумаге или на полях рисунка ученика, что намного снижает качество преподавания. В период обучения рисованию с натуры требуются проволочные и гипсовые модели, оптические приборы и т. п., причем заменить эти модели ничем другим нельзя. Наглядные учебные пособия составляют тот необходимый учебный (дидактический) материал, без которого не может обойтись ни одна система без ущерба для качества преподавания. Среди работ учителей встречаются очень оригинальные и интересные пособия. Однако это доступно не каждому учителю, поэтому наиболее распространенным видом наглядных пособий в настоящее время стали методические таблицы и плакаты.

При изготовлении методических таблиц, наглядно раскрывающих последовательность работы над рисунком, педагогу необходимо иметь в виду следующее:

1. Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графически выражает последовательность и степень выполнения рисунка, но прежде всего указывает на узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности строения натуры, которые будут разъяснены педагогом.

2. Каждый этап работы охватывает сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его. Таблица предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывает данный этап работы над рисунком.

3. Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-первых, выделяются наиболее важные моменты построения изображения и, во-вторых, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каждая последующая логически вытекает из предыдущей.

4. Рисунки выполняются очень четко и ясно. В методических таблицах не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться «сухости» рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной и ясной.

5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как ими пользоваться. Методические пояснения могут быть очень краткими, но они должны давать ясные указания ученику, как вести работу, на что в первую очередь обратить внимание.

6. На таблицах желательно иметь заголовки, раскрывающие целевую установку — основную цель работы над рисунком на данном этапе.

Как мы уже говорили, одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок педагога. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Показывая тот или иной способ нанесения штриховки, метод выражения формы средствами рисунка и живописи, педагог добивается особенно большого эффекта, когда наглядно перед глазами ученика проделывает все это своей рукой. Однако процесс построения рисунка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого сможет достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет колоссальную роль.

На примерах работы выдающихся художников можно наглядно показать, как надо анализировать натуру, какими средствами добиваться эмоциональной выразительности.

Не меньшую роль в раскрытии учебных задач могут сыграть хорошо изданные иллюстрации из методических пособий, как это было в старинных пособиях по рисунку

Соблюдая принцип наглядности, преподаватель должен вести дело так, чтобы всем ученикам было разъяснено и показано на примерах применение тех или иных законов и правил рисования.

Наглядность в обучении рисованию с натуры мы рассматриваем не как вспомогательное средство обучения, а как ведущее. Принцип наглядности должен пронизывать всю систему обучения изобразительному искусству.

19. принцип воспитывающего обучения.

Соотношение обучения и воспитания — фундаментальная проблема педагогики. Ее разрешение ложится и на учителя рисования. Он также должен, обучая искусству, воспитывать.

Реализация задач воспитывающего обучения требует от каждого педагога владения методами обучения и воспитания как единой методикой учебно-воспитательного процесса.

Используя силу воздействия искусства на человека, преподаватель рисования имеет богатые возможности для широкой и разносторонней учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе. Когда мы приобщаем детей к искусству, мы должны полнее раскрывать цели и задачи искусства, в особенности принципы реалистического искусства — принцип народности.

Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим инструментом освоения прекрасного в самой действительности, своеобразной школой жизни. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует и разум, и чувства человека. Зная эти качества и особенности изобразительного искусства, учителю рисования надо умело использовать их в воспитательных целях.

Учитель должен заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности, и к этому имеются все возможности. Дети — очень наблюдательный и восприимчивый народ. Заинтересуйте их не только стариной, но и красивыми новыми архитектурными сооружениями, — и они сами будут с гордостью показывать вам, какие еще современные памятники архитектуры они видели. От этого у них не пропадет интерес и к красивому заросшему пруду, но они не будут ограничивать свое восприятие прекрасного только прошлым.

Художественное воспитание должно рассматриваться и как эмоциональное воспитание, воспитание чувств, умения глубоко пережить, красочно и образно выразить средствами рисунка свои мысли и чувства об окружающей действительности.




Предыдущий:

Следующий: