методика 6 семестр

Практическое задание № 2 (3курс, 6 семестр)

ТЕМА: Оптические иллюзии как средство создания дизайн-формы.

(продолжение работы с репродукцией живописного произведения искусства)

Объем работы:

Формат от А-4, 6 листов

Для отрабатывающих пропуски – 8 эскизов формата от А-4.

Материалы и инструменты по выбору автора.

Методическая цель:

Решение проектной задачи композиционной разработки дизайн-формы с учетом зрительных иллюзий.

Учебная задача и содержание работы:

На восприятии формы сказывается влияние оптико-геометрических иллюзий. Под зрительной иллюзией следует понимать непосредственное зрительное впечатление, не совпадающее с другими видами восприятия данного предмета, с общей совокупностью наших знаний о нем. В целом ряде случаев оптические искажения (зрительные иллюзии) существенно влияют на эстетическое восприятие. Оптические искажения сами по себе не несут эстетики, а являются инструментом, с помощью которого можно усилить влияние других эстетических элементов, играющих вспомогательную роль. Примеры возможных оптических иллюзий, возникающих при восприятии различных фигур, подтверждают необходимость проектирования формы, корректировки размеров и очертания с целью зрительно правильного построения составляющих элементов и частей. Особенно сильно иллюзии проявляются при восприятии цветовых сочетаний.

Практическое задание № 2.1.

На копии эскиза «Графический анализ регистрации движения глаз при свободном восприятии репродукции» применить сюжет уже известных оптических иллюзий. Например: 1) иллюзия глубины Гибсона; 2) иллюзия Орбисона; 3) иллюзия Стори; 4) иллюзия Шумана; 5) иллюзия переоценки заполненного интервала и других. 1 эскиз формат от А-4.

Для отрабатывающих пропуски — 2 эскиза формата от А-4.

Практическое задание № 2.2.

На копии эскиза с формально- композиционным выражением конфликтной ситуации сюжета (метод деконструкции) применить сюжет уже известных оптических иллюзий. 1 эскиз формата от А-4.

Для отрабатывающих пропуски — 2 эскиза формата от А-4.

Практическое задание № 2.3.

На копии эскиза с формально- композиционным выражением конфликтной ситуации сюжета (метод деконструкции, где возможны дальнейшие интерпретации) применить сюжет цветовых оптических иллюзий. Например: 1) иллюзия «свечения»/ иллюзия «провала»; 2) светлотный контраст; 3) контраст основных цветов; 3) читаемость цвета (по Цойгнеру); 4) цвет последовательного образа; 4) пограничный контраст и другие. 2 эскиза формата от А-4.

Для отрабатывающих пропуски — 3 эскиза формата от А-4.

Практическое задание № 2.4.

Формально- композиционное выражение сюжета по задачам направления подготовки:

БДК – Условные силуэтные формы одежды с применением оптических иллюзий по выбранным в заданиях 2.2. и 2.3. сюжетах.

-1 лист от А-4- черно-белая графика;

-1 лист от А-4- цветная графика.

БДГ – Шрифтовая композиция с применением оптических иллюзий по выбранным в заданиях 2.2. и 2.3. сюжетах.

-1 лист от А-4- черно-белая графика;

-1 лист от А-4- цветная графика.

БДС – Организация внутреннего пространства (интерьер/экстерьер или экстерьер в интерьере) с применением оптических иллюзий по выбранным в заданиях 2.2. и 2.3. сюжетах.

-1 лист от А-4- черно-белая графика;

-1 лист от А-4- цветная графика.

БДИ — Организация внутреннего пространства (интерьер/экстерьер или экстерьер в интерьере) с применением оптических иллюзий по выбранным в заданиях 2.2. и 2.3. сюжетах.

-1 лист от А-4- черно-белая графика;

-1 лист от А-4- цветная графика.

Составитель доцент кафедры Дизайна, к.и.н. Ярошенко И.В.

Вопросы к зачету/экзамену по дисциплине «Методика обучения дизайну»

(3 курс 6 семестр)

В чем заключается специфика творческой деятельности дизайнера?

Какова цель создания композиции в дизайнерской деятельности?

Какова цель дизайнерской деятельности?

Что является предметом композиционно-художественного образования в дизайне?

Дизайн-форма как предмет композиционно-художественного образования в дизайне.

Композиция в дизайне как процесс гармонизации дизайн-формы.

Какие Вам известны принципы гармонизации дизайн-формы? Контраст как средство гармонизации формы.

Что является итоговым результатом композиционно-художественной дизайнерской разработки?

Какие Вам известны средства гармонизации художественной формы?

Гармоничность как признак выразительной композиции.

Нюанс-контраст как средства гармонизации художественной формы.

Охарактеризуйте понятие нюанс. Приведите примеры целесообразности создания нюансовых приемов в композиции.

Охарактеризуйте понятие контраст. Приведите примеры целесообразности создания контрастных приемов в композиции.

Охарактеризуйте понятие тождество. Приведите примеры композиции из тождественных элементов.

Полярность как предельное состояние контрастной композиции. Что может привести к разрушению композиции?

Статика-динамика как средства гармонизации художественной формы.

Охарактеризуйте понятие статика. Приведите примеры статичных форм в дизайн-композиции.

Охарактеризуйте понятие динамика. Приведите примеры динамичных форм в дизайн-композиции.

Симметрия-асимметрия как средства гармонизации художественной формы.

Какие Вам известны виды симметрии? Приведите примеры их практического применения.

Каково значение применения асимметрии в дизайн-композиции?

Метр-ритм как средства гармонизации художественной формы.

Охарактеризуйте понятие метр. Приведите примеры практического применения метрических композиций.

Какие приемы устраняют монотонность метрических композиций?

Охарактеризуйте понятие ритм. Приведите примеры практического применения ритмических композиций.

Какие виды ритмических построений в композиции Вам известны?

Отношения-пропорции как средства гармонизации художественной формы.

«Отношения» как характеристика соразмерной связи элементов композиции.

Как определяются сближенные и отдаленные «отношения» в композиционно-художественной форме?

Охарактеризуйте понятия пропорции, пропорциональный модуль. Приведите примеры практического применения приема пропорционирования в композиции.

Каково практическое значение применения правила «золотого сечения»?

Размер-масштаб как средства гармонизации художественной формы.

Охарактеризуйте понятия размер, размер формы в композиционном плане.

Охарактеризуйте понятия масштаб, композиционный масштаб.

Тектоничность как средство гармонизации художественной формы.

В чем Вы видите значимость тектонического формообразования в дизайн-композиции?

Каково значение применения зрительных иллюзий в создании композиционной формы?

В чем заключается задача создания композиционной формы с применением графических зрительных иллюзий?

Каковы задачи создания композиционной формы с применением цветовых зрительных иллюзий?

В чем состоит мотивация деятельности дизайнера в социуме?

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства –М.: 2001

Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды.-М.: 2000

ИттенИоханнес. Искусство цвета. – М.: Изд. Д. Аронов, 2001. – 96 с.

Кнабе Г. А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 736 с.

Миронова Л. Н. Цветоведение. – Минск: Вышейшая школа, 1984. – 286 с.

Мориока Адамас, Стоун Терри. Дизайн цвета. Практикум. Издательство: РИП – холдинг/Rockort, 2006. – 240 с.

Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование. – М.: Архитектура – С, 2004

Коробцева Н.А. Проектирование одежды: импрессивный подход.- М.: 2001

Композиция костюма./Сост. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В. и др. –М.:2003

Минервин Г.Б. Дизайн архитектурной среды. – М.: Архитектура – С, 2004

Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: Молодая гвардия, 1994

Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. Основы архитектурной композиции. – М.: Архитектура – С, 2004

Основы теории проектирования костюма./ Под ред.Т.В.Козловой.-М.: 1988

Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Учебное пособие. — Киев, 1985

Устин В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 239 с.

Чернышев О.В. Формальная композиция.- Минск: 1999

Яцюк О.Г., Романычева Э.Г. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. СПБ., 2004

Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: Молодая гвардия, 1994

Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. Основы архитектурной композиции. – М.: Архитектура – С, 2004

Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. – М.: Архитектура-С, 2004

Дополнительная литература

Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. -М.: Мир, 1982

Артюшин Л.Ф. Цветоведение. -М.: Книга, 1982

Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. Учебное пособие. М., 2003

Веккер Л.М. Психические процессы. т. 2. Л., 1981

Ветрова И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству. Учебное пособие.М.:2004

Забоздаева Т.Б. Символика цвета.- СПб., 1996

Калошина И.П. Психология творческой деятельности. Учебное пособие. М.:2003

Миронова Л.Н. Цветоведение.. – Минск: Высшая школа, 1993

Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. Методическое пособие. Ярославль, 1981

Фадеев ГН. Химия и цвет. — М : Просвещение, 1983

Фрилинг Г, Ауэр К. Человек — цвет — пространство. — М,:Стройиздат, 1973.

Цойгнер Г. Учение о цвете. — М.: Стройиздат, 1971




Предыдущий:

Следующий: