методика И.Я

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Иностранный язык» выполняет важную роль в формировании поликультурной личности, способной использовать изучаемый язык в разнообразных ситуациях межкультурной коммуникации. Его содержание способствует повышению уровня гуманитарного образования учащихся посредством приобщения к духовному богатству других народов, формированию готовности к взаимопониманию, воспитанию в духе толерантности, развитию способности передавать в процессе иноязычного общения собственные мысли и чувства.

Изучение иностранного языка как средства общения в контексте диалога национальных культур в сочетании с овладением навыками и умениями самообразовательной и познавательной деятельности на нем обуславливает высокую академическую, обще интеллектуальную, культурологическую и практическую значимость предмета.

Цели и содержание обучения иностранным языкам ориентированы на соизучение языков и культур. Иностранный язык выступает как средство формирования и воспитания морально ответственной личности, как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей других языковых сообществ.

Цели обучения иностранному языку

Стратегический целевой ориентир обучения иностранным языкам — формирование поликультурной личности учащихся путем использования потенциала учебного предмета для социализации подрастающего поколения, появления у него гуманистических ценностных ориентаций, обогащения духовного мира в процессе овладения иноязычной коммуникативной компетенцией.

Образовательные цели — овладение основными видами речевой деятельности (восприятие и понимание иноязычной речи на слух, говорение, чтение, письмо и письменная речь) и формирование соответствующих языковых знаний, речевых навыков и умений; обогащение языкового, речевого и личностного опыта учащихся

посредством расширения кругозора и на основе усвоения культуро-ведческих и лингвострановедческих реалий.

Реализация образовательных целей направлена на практическое овладение иностранным языком как средством общения в единстве его когнитивной, коммуникативной и экспрессивной функций; на формирование умений самостоятельной работы с иноязычным материалом.

Развивающие цели — когнитивное, коммуникативное и эмоциональное развитие учащихся посредством овладения способами формирования и формулирования мысли на иностранном языке, укрепления лингвистического компонента гуманитарного мышления, обогащения эмоционально-чувственной сферы личности, формирования языковой способности в единстве речепорождения и речевосприятия.

Развивающие цели реализуются посредством развития и совершенствования речевых механизмов и способностей, обеспечивающих восприятие и передачу информации с помощью языковых средств изучаемого иностранного языка на основе приобретенных знаний, навыков и умений.

Воспитательные цели — социализация личности посредством обеспечения готовности к межкультурной коммуникации, обогащения духовного мира учащихся, воспитания у них культуры мышления и речевого поведения; формирование гуманистических ценностных ориентаций.

Реализация воспитательных целей способствует эффективной адаптации личности к иной социальной среде, обеспечивая само-контроль и адекватную самооценку.

Цели обучения иностранным языкам достигаются в процессе формирования у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной).

Коммуникативная компетенция — владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, а также компенсаторными и учебно-познавательными умениями, позволяющими выпускнику учреждения общего среднего образования осуществлять межкультурную коммуникацию и решать стоящие перед ним коммуникативные, образовательные, познавательные и иные задачи.

Речевая компетенция — совокупность навыков и умений речевой деятельности (говорение, восприятие речи на слух, чтение и письменная речь), знание норм речевого поведения; приобретение на этой основе опыта их использования для построения логичного и связного по форме и содержанию собственного высказывания, а также для понимания и интерпретации высказываний других людей.

Языковая компетенция — совокупность знаний о правилах функционирования языковых (фонетических, орфографических, лексических и грамматических) средств в речи и навыков их использования в коммуникативных целях.

Социокультурная компетенция — совокупность знаний о национально-культурной специфике стран изучаемого языка, умений строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой, умений представлять на этой основе свою страну и ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

Компенсаторная компетенция — совокупность умений использовать дополнительные вербальные средства и невербальные способы решения коммуникативных задач в условиях дефицита имеющихся языковых средств.

Учебно-познавательная компетенция — совокупность общих и специальных учебных умений, необходимых для осуществления самостоятельной деятельности по овладению иностранным языком, опыт их использования. Достижению целей обучения должны способствовать все формы образовательного процесса.

Предметно-тематическое содержание общения

Программа преподавания иностранных языков в 5 классе рассчитана на 105/175 часов

Здоровый образ жизни (рассказать и расспросить: о завтраке,

обеде и ужине в семье; о здоровом питании; об основных недомоганиях; дать совет о здоровом образе жизни (гигиена, питание, зарядка)

Город и деревня (расспросить и объяснить, как пройти куда-либо; запросить и дать информацию о месте проживания (адрес, телефон); назвать правила безопасного поведения на улицах города, деревни; описать родной город/деревню; рассказать и расспросить о жизни в городе / сельской местности)

Предметно-тематическое содержание общения

Каникулы (Рассказать и расспросить о занятиях на каникулах; о летнем отдыхе; о самом ярком впечатлении во время каникул)

Праздники (Рассказать и расспросить об основных праздниках в своей стране и стране изучаемого языка; поздравить с праздником и ответить на поздравление; назвать традиционные праздничные блюда в своей стране и стране изучаемого языка)Телепередачи (назвать любимые телепередачи; расспросить о любимых телепередачах; высказать мнение о телепередаче; порекомендовать посмотреть телепередачу и аргументировать свое мнение)

Предметно-тематическое содержание общения

Путешествия (рассказать и расспросить о путешествии (место, время, транспорт, впечатления); принять либо отклонить предложение о путешествии; рассказать о путешествии, запомнившемся по книге/фильму)

Страны и континенты(назвать континенты и описать их природные особенности; назвать страны, в которых говорят на изучаемом иностранном языке; расспросить и рассказать об интересных национальных праздниках стран мира)

Практическое владение видами речевой деятельности

АУДИРОВАНИЕ

Учащиеся должны понимать: на слух указания учителя, связанные с ведением урока, и иноязычные тексты монологического и диалогического характера, построенные на изученном языковом материале, в предъявлении учителя, в звукозаписи, в темпе, приближенном к естественному, с визуальной или вербальной опорой.

Виды текстов: сказка, рассказ, рифмовка, детская песня.

Длительность звучания текста — 1—1,5 минуты.

Практическое владение видами речевой деятельности

ГОВОРЕНИЕ(ДИАЛОГ)

Учащиеся должны уметь: запрашивать и сообщать информацию, определяемую предметно-тематическим содержанием общения; принять либо отклонить предложение.

Виды диалога: диалог-расспрос, диалог-поздравление, диалог побуждение к действию.

Количество реплик на каждого собеседника — 4—5.

Практическое владение видами речевой деятельности

ГОВОРЕНИЕ(МОНОЛОГ)

Учащиеся должны уметь: сообщать информацию; описывать предметы и явления; кратко пересказывать содержание прослушанного/прочитанного текста с использованием визуальных опор.

Виды монологического высказывания: сообщение, повествование, описание.

Объем высказывания — не менее 6—8 фраз.

Практическое владение видами речевой деятельности

Чтение

Учащиеся должны уметь читать: про себя и полностью понимать тексты, содержащие 1—2 % незнакомых слов, не влияющих на понимание.

Объем текста — примерно 1300—2000 печатных знаков с пробелами.

Виды текстов: сказкa, рассказ, рифмовкa, песня.

Практическое владение видами речевой деятельности

ПИСЬМО

Учащиеся должны уметь: подписывать поздравительную открытку, приглашение; писать личное письмо в пределах изученной тематики.

Объем текста — не менее 30—40 слов.

Языковой материал

ФОНЕТИКА

Ритм английской речи. Интонация перечисления. Интонация повелительных и восклицательных предложений. Интонация формул речевого этикета.

Языковой материал

ЛЕКСИКА

Продуктивный минимум: 210—250 лексических единиц.

Рецептивный минимум: 120—180 лексических единиц.

Общий объем продуктивной лексики: 610—650 лексических единиц.

Общий объем рецептивной лексики: 240—300 лексических единиц.

Словообразование: суффиксы имен прилагательных -(i)an; наречий -ly; глаголов -ate.

Указатели времени: this (week), last (year), next (summer).

Языковой материал

ГРАММАТИКА

М о р ф о л о г и я:

Имя существительное: особые случаи образования множественного числа (manmen, womanwomen, childchildren, toothteeth, footfeet, goosegeese, sheepsheep, mousemice). Исчисляемые и неисчисляемые имена существительные.

Артикль: a/an, the (основные значения), значимое отсутствие артикля. Артикль перед географическими названиями (улицы, города, страны, континенты).

Имя прилагательное: особые случаи образования степеней сравнения имен прилагательных (good, bad).

Языковой материал

Местоимение: неопределенные местоимения some, any, no, much, many. Объектный падеж личных местоимений.

Глагол: утвердительная, отрицательная и вопросительная формы глаголов в Past Simple, Future Simple.

М о д а л ь н ы й г л а г о л: should/shouldn’t для выражения совета, рекомендации; must/mustn’t для выражения долженствования и запрещения.

Языковой материал

Наречие: yesterday, ago, next, tomorrow, today, always, often, sometimes, rarely, never, well, fast.

Предлог: предлоги направления движения to, along, past, over; предлоги места at (home), behind, in front of, between, opposite, next to; предлоги времени in (November), to (quarter to two), past (half past two), at (Easter), on (New Year’s Day); by (plane).

Союз: because.

С и н т а к с и с

Порядок слов в предложении. Сложносочиненное предложение с союзами and, but.




Предыдущий:

Следующий: