методика исторические представления

5. Типы учебной литературы по истории. Школьный учебник истории.  Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник. Требуется, чтобы в нем раскрывались основы науки в соответствии с возрастом уч-ся и уровнем их подготовки. Это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей. Основные структурные компоненты учебника истории. ТЕКСТ 

Дополнительный 

Основной 

Пояснительный 

Документы, отрывки из художественной литературы, биографические справки. 

Повествовательный, описательный, объяснительный, проблемный обучающий. 

Определение терминов, Подписи к иллюстрациям, пояснения в скобках. 

 Исторические представления     

Вопросы и задания, выделения в тексте, пункты параграфов, даты, термины, таблицы, инструктивно-методические материалы 

Фотографии и репродукции картин, достоверные изображения эпохи, картосхемы, схемы, карты 

Оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература 

Методический 

Иллюстрации 

Аппарат ориентировки 

     1.Функциональная роль учебника истории:- Ядро средств обучения- Источник информации2. Координирующая функция3. Информативная функция- Система знаний по предмету- Интеграция знаний и умений школьников^ 4. Систематизирующая функция5. Интегрирующая функция- Носитель обязательного учебного материала- Носитель содержания учебного материала^ 6. Контролирующая функция7.Трансформационная функция- Средство самостоятельного изучения истории- Средство эффективного воздействия на формирование и развитие личности8 Функция самообразования^ 9. Воспитательная функция

1. Пути и средства формирования представлений об исторических фактах

Усвоение системы исторических знаний осуществляется в результате разносторонней, активной и в ряде случаев творческой деятельности обучаемых.

Учебное познание истории идет путем сокращенным и облегченным по сравнению с познанием научным. Из огромного материала, собранного, проанализированного и обобщенного исторической наукой, в обучении отбирается минимум, педагогически необходимый для решения стоящих перед ним образовательно-воспитательных задач. В большинстве случаев в обучении истории знания излагаются в адаптированном и в систематизированном виде.

Процесс усвоения учащимися фактических знаний не может быть изолирован, отделен от их осмысления, но и сам по себе он не является простой передачей знаний, при которой будто бы активен только учитель, а ученик пассивно воспринимает преподносимые ему знания. Даже для восприятия популярно излагаемых учителем фактов от учащихся требуется волевое усилие, внимание, запоминание, работа фантазии, создающей в сознании образы описываемых явлений. Тем более это относится к приобретению учащимися знаний из различных пособий. Возможен и самостоятельный поиск учащимися фактов, установленных исторической наукой. Для этого ученик должен знать различные источники исторических знаний и владеть приемами работы с ними [6, c. 60].

Сущность исторических фактов: генезис и развитие исторических явлений, отношение единичного, особенного и общего в общественной жизни, закономерности исторического процесса и другие аналогичные знания, раскрытые исторической наукой, могут быть сознательно усвоены в обучении только на основе мыслительной деятельности учащихся, преимущественно путем осмысления сообщаемых учителем и учебником готовых знаний или частично путем самостоятельного их открытия с помощью и под руководством учителя.

Процесс изучения истории учащимися общеобразовательных школ начинается с усвоения фактов. Специфика исторических фактов заключается в том, что они неповторимы, невоспроизводимы, их невозможно наблюдать. Поэтому для формирования представлений о каком-либо историческом факте необходимы ассоциативные связи с имеющимися у учащихся представлениями о современных событиях и явлениях. Так, например, чтобы сложилось образное представление об орудиях труда древних славян, ученикам надо иметь представления о современных сельскохозяйственных орудиях труда: как они выглядят, из каких материалов изготовлены, для чего предназначаются. Как сказано в «Методике начального обучения истории» «простая совокупность фактов без связи между ними ведет к формализации знаний, мешает осознанному усвоению исторического материала. Таким образом, в процессе обучения истории факты нужны не только сами по себе, а для сопоставления и определения существенных связей, для их обобщения и усвоения в системе» [5, c. 75].

Исторические факты можно разделить на две группы:

1) факты, отражающие единичные события, которые происходили в истории однажды, в определенное время, в конкретном месте с участием определенного круга лиц. Эти факты неповторимы. Например, Ледовое побоище — это единичное историческое событие, происходившее на Чудском озере 5 апреля 1242 года. В нем участвовали дружина Александра Невского и немецкие рыцари. К единичным фактам относятся и такие события, как восстание декабристов, отмена крепостного права, «кровавое воскресенье» и т.п.;

2) исторические явления, отражающие черты, характерные для определенного исторического периода, эпохи. Например, барщина и оброк — это повинности крестьян при крепостном праве; массовый уход крестьян из деревень после отмены крепостного права и превращение их в пролетариат и т.п. Явления более высокой степени обобщения перерастают в процессы. Так, например, можно говорить о процессе образования древнерусского государства — Киевской Руси, процессе феодальной раздробленности.

Факты различаются по объему, сложности и значимости. Чтобы понять и усвоить сложные факты, необходимо раскрывать их при помощи более простых фактов. Например, Великая Отечественная война — это историческое событие, единичный, неповторимый факт, проходивший в истории однажды в строго очерченный хронологический период (1941 — 1945 гг.). В этой войне советские люди боролись против фашистских захватчиков. Факт этот локализирован в пространстве (европейская часть территории Советского Союза, территория ряда стран Европы, включая Германию). Но только таких знаний об этом выдающемся событии истории недостаточно. Поэтому Великую Отечественную войну необходимо изучать, раскрывая перед учащимися более простые факты, связанные с ней (нападение фашистской Германии на СССР, героическая оборона Брестской крепости, битва за Москву, Курское сражение, борьба партизан и подпольщиков, освобождение Европы от фашизма, штурм Берлина, капитуляция Германии). В свою очередь, и эти более простые факты также должны быть конкретизированы (сообщается точная дата, называются участники, приводятся примеры) [6]. Только сочетая факты разного порядка, можно создать конкретный образ исторического события. Тогда Великая Отечественная война предстанет перед учащимися во всем своем величии и трагизме.

Исторические события и явления тесно связаны друг с другом. Изучение единичных фактов (событий) позволяет понять типичные факты (явления).

Факты — основа для теоретических выводов и обобщений, в связи с чем возникает проблема их соотношения, разумного сочетания. Фактический исторический материал должен давать возможность учащимся обобщать и делать выводы.

Основными критериями отбора фактов для урока истории в школе являются:

1. научная достоверность, важность для понимания развития истории (факты должны включаться в общую систему формируемых исторических знаний, отражающую процесс исторического развития на территории нашей страны с древнейших времен до современности);

2. конкретность и образность, высокая степень эмоционального воздействия («сухой», теоретический материал не может вызвать интереса к предмету у учащихся с нарушением интеллекта, еще более затрудняя процесс усвоения ими исторического материала);

3. возможность воздействовать на развитие самостоятельной мыслительной деятельности и разнообразных умений учащихся (учащиеся анализируют и обобщают изучаемые факты, сравнивают аналогичные события, происходившие в разные исторические периоды, выясняют значение событий для последующего развития страны, а также учатся работать с различными источниками исторических знаний: книгой, газетой, документом, исторической картиной, картой и т.п.);, возрастные особенности учащихся (в 7-8 классах отрабатываются факты, несущие большую образовательную нагрузку; в 9 классе — факты, помогающие формировать убежденность, собственную позицию учеников. Количество сообщаемых фактов также изменяется с возрастом учащихся — возрастает от класса к классу за счет увеличения объема изучаемого на уроках материала).

« Чем больше связей между фактами ученики усвоят, тем выше будет систематизация их знаний, которые оперативно могут быть использованы и в дальнейшем обучении», — отмечается в «Методике начального обучения истории» [5, c. 77]. Познание начинается с создания конкретных образов об историческом факте, т.е. исторических представлений. В процессе обучения истории в общеобразовательной школе создаются три вида исторических представлений:

а) о фактах прошлого;

б) об историческом времени;

в) об историческом пространстве.

Учитель должен знать не только роль и виды исторических представлений, но и методику работы по их созданию.

Одной из важнейших задач обучения истории в школе является создание у учащихся конкретных представлений о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества:

а) о материальной жизни (орудиях труда, занятиях людей, отраслях хозяйства);

б) о социально-политической жизни (представителях раз личных классов и слоев общества, формах классовой борьбы, устройстве государства и т. д.);

в) об исторических деятелях (полководцах, князьях, царях и т. д.);

г) о событиях военной истории (вооружении, построении войск, тактике ведения боя);

д) об историко-культурной жизни (быте народа, искусства, архитектурных памятниках).

А.А. Вагин отмечал следующее:

Конкретно-исторические представления служат основой формирования исторических понятий. Чем шире круг и богаче содержание образов и картин прошлого, тем содержательней и гибче система понятий, сформированных на основе и служащих орудием дальнейшего познания.

Исторические представления о прошлом сами обладают большой познавательной ценностью, т.к. познание исторического прошлого через образ — это иной, но также важный путь познания, как и познание через понятие.

Картины прошлого вызывают переживания, сочувствие, ненависть, восхищение учащихся; героические образы оказывают влияние на формирование их идеалов, поведение. В этом заключается воспитательное значение исторических представлений [1, c. 336-337].

Задача создания у учащихся конкретных исторических представлений приобретает особую сложность в связи со спецификой предмета изучения. События исторического прошлого не могут быть преподнесены учащимся как предмет непосредственного чувственного восприятия: они неповторимы и невоспроизводимы. Исторический материал преподносится учителем в опосредованной форме (в устном изложении учителя, в тексте учебника, в средствах наглядности).

Другая сложность создания исторических представлений учащихся связана с разнообразием исторических образов, заключенных в содержании школьного курса истории.

Многие факты исторического прошлого далеки от представлений и жизненного опыта учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить исторический факт к сознанию учащихся силой живого слова, с помощью различных приемов конкретизации, различных видов наглядности.

При изучении очередной темы школьного курса истории учитель должен помочь систематизировать представления учащихся, упорядочить их хронологически, отнести к определенным историческим событиям. Посредством беседы и внимательного отношения к ответам учащихся необходимо исправлять неверные представления, привлекая к этому самих учеников. Правильные же исторические представления учащихся учитель может использовать в качестве опоры при изложении нового материала.

Учитель должен стремиться создавать образы, адекватные эпохе, чтобы предотвратить такую особенность, как модернизация истории. С этой целью необходимо использовать разнообразный наглядный материал в сочетании с устным изложением или чтением текста:

1. Иллюстрации учебника создают представления об орудиях труда, занятиях, внешнем облике людей, их жилище, сражениях, памятниках культуры и т.п.

2. Аппликации помогают раскрыть сложные факты и явления (например, повинности крестьян, распад Киевской Руси).

3. Учебные картины дают возможность яркого показа исторических сюжетов (например, штурма русского города монголо-татарами, битвы на Чудском озере и т. д.).

4. Технические средства обучения (ТСО) дают возможность показать историческое событие в динамике.

5. Живое слово учителя — яркий эмоциональный повествовательный рассказ или картинное описание, лучше с опорой на наглядность (создаются образные представления о прошлом — «внутренняя наглядность»).

6. Цифровой материал дает количественные показатели, которые могут сложиться в определенный образ, но должно быть соотнесение с количественными показателями, уже известными учащимся (например, высота египетской пирамиды Хеопса сопоставима с высотой семи 9-х домов).

7. Дополнительная литература помогает расширять и обогащать круг представлений.

8. Экскурсии — основной источник познания (памятники истории и культуры, помогающие формировать и уточнять исторические представления).

9. Внеклассная работа дополняет учебную деятельность на уроках истории (ее разнообразные средства, методы, формы также обогащают исторические представления учащихся, дополняя их краеведческими сведениями) [2].

Таковы основные пути, средства, приемы и методы формирования исторических представлений учащихся.

хронология история методика таблица

2. Хронология. Формирование представлений о летоисчислении

Развитие человеческого общества совершается во времени. Временная определенность является особенностью исторического факта (события, явления). Только определив время, можно установить связи изучаемого события с предшествующими и последующими, определить причины и следствия происходивших событий. Изучение истории требует умения представлять факты во времени. Даже яркие представления о прошлом, не связанные с представлением об определенном времени, лишены познавательной ценности и не являются знанием истории. Поэтому параллельно с формированием представлений о фактах у учащихся вырабатываются временные исторические представления, на основе которых усваивается хронология.

Курс истории содержит разные по значимости исторические даты. Определение даты исторического события или явления дается с большей или меньшей точностью, в зависимости от характера и значения: иногда указывается только век (IX в. — образование государства восточных славян Киевской Руси) или часть века (середина XVII в. — освоение Амурского края); основные даты требуют указания более точного времени (1240 г. — Невская битва), а в отдельных случаях сообщается не только год, но и день совершения события (5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище). Самые основные даты представлены в хронологической таблице на форзацах учебника, но ими, естественно, не исчерпывается знание хронологии учащимися специальной (коррекционной) школы. В текстах учебной книги даты исторических событий представлены гораздо полнее [3].

Представления об историческом времени — это представления о соотношении определенного исторического факта с определенным временем, представления о длительности и последовательности исторических событий и явлений, об отдаленности их друг от друга и от современности. Создание представлений об историческом времени помогает представить поступательный характер развития общества, смену порядков (общественно-экономических формаций) и эпох [6].

Изучение хронологии призвано выработать у учащихся потребность и привычку локализовать во времени исторические факты, устанавливать между ними временные отношения, а если для этого недостает данных, то искать их. Оно формирует у школьников понимание исторического времени, вырабатывает способность мыслить историческими периодами, опираться в мышлении на свои хронологические знания. Все это определяет содержание и методику изучения хронологических знаний в школьных курсах истории.

Обязательная локализация исторических фактов во времени не означает сообщения учащимся и тем более заучивания ими хронологических дат всех фактов, включенных в школьный курс истории. В обучении возможны и необходимы различная конкретность и различные приемы локализации исторических фактов во времени. Они зависят от характера факта, его места в истории, а отсюда — и от задач установления его связей и отношений с другими фактами — кратковременными историческими событиями и долговременными процессами в истории общества.

В сознании учащихся по мере изучения ими истории формируется «хронологическая сетка», включающая даты событий и округленные даты процессов. В методической литературе ее сравнивают с градусной сеткой на картах. Частота «сетки» в школьных курсах истории различна и зависит от того, насколько освещение в них тех или иных исторических периодов насыщено фактами, между которыми устанавливаются временные отношения. Если в древней истории датируемые факты отделяются друг от друга тысячелетиями и столетиями, то по мере приближения к современности и при все более развернутом освещении исторического процесса возрастает и частота «хронологической сетки». Различна она также для периодов эволюционного развития общества и для периодов революций [3].

Недопустимо, однако, чисто формальное заучивание школьниками хронологических дат и установление отношений последовательности фактов только на основе механического сопоставления дат. Последовательность фактов познается также и на основе смысловых связей между ними, что, в свою очередь, служит в обучении опорой. Для сознательного и прочного запоминания хронологии. Учащиеся при усвоении хронологических дат должны подумать, какой факт мог быть раньше, какой позже и почему.

В «хронологической сетке» взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом годовые даты событий и даты округленные — по векам, частям века, десятилетиям. Как показывает опыт, школьники труднее запоминают, но устойчивее сохраняют в памяти годовые даты. Установление связей годовых дат с веком и его частями не только позволяет запомнить те и другие даты, но и помогает осознать место датируемых фактов в историческом процессе. С другой стороны, годовые даты, связанные с веком, десятилетием, помогают лучше усвоить специфику истории этих отрезков времени. Опираясь на разные по своему характеру даты, школьники учатся оперировать в локализации исторических фактов годами и месяцами, десятилетиями и веками.

Роль хронологии как костяка исторических знаний особенно отчетливо проявляется в познании учащимися периодизации исторических процессов. Конечно, периодизация в первую очередь требует усвоения качественных отличий каждого периода от периодов, ему предшествовавшего и за ним следовавшего. Но также необходимо и прочное знание хронологических рамок, ограничивающих периоды. Эти знания приобретают большую четкость и устойчивость при условии, что рамки периодов определяются не только веками или десятилетиями, а конкретными датированными событиями, например открытием Америки в 1492 г. или началом английской революции в 1640 г. Даты исторических периодов входят в качестве одного из основных элементов в «хронологическую сетку».

Программой предусмотрены вводные уроки к курсу истории, на одном (или нескольких) из них необходимо уточнить временные представления учащихся, сформированные за предыдущие 6 лет обучения, познакомить их с летоисчислением, «лентой времени», «хронологической таблицей». В работе, связанной с формированием временных исторических представлений можно выделить несколько этапов:

I этап — уточнение понятий исторического времени, временных отношений. Установление хронологической последовательности исторических событий и явлений основывается на понимании временных отношений, выраженных понятиями: «во время», «до» и «после», «давно» и «недавно», «раньше» и «позже» и т.д. С ними ученики уже знакомы и учитель истории уточняет в беседе эти понятия, чтобы в дальнейшем опираться на них.

У учащихся создаются образные представления о длительности исторического времени, его последовательности. Прослеживаются следующие закономерности: чем дата меньше, тем человек раньше родился, значит, он старше, и наоборот, чем дата больше, тем человек позже родился, значит, он моложе. Подобные закономерности будут прослеживаться и при работе с датами исторических событий. Трудность заключается в том, что учащиеся должны понять зависимость между величиной числа (датой) и отдаленностью происшедшего события.

II этап — знакомство с летосчислением. Само понятие «летосчисление» учащимся специальной (коррекционной) школы можно не давать, но учитель должен уточнить, что в истории счет событий ведется по годам и векам, тысячелетия упоминаются редко. Что такое «год», ученики уже представляют (в году 365 дней, начался новый учебный год и т. д.), знают они и что такое «век» (это 100 лет), но, тем не менее это понятие остается для них абстрактным. Поэтому работе над понятием «век» следует уделить должное внимание.

Век — это 100 лет, значит иначе можно сказать — «столетие». Много это или мало? Если для ученика четырнадцати лет это очень большой отрезок времени, то для истории — это всего лишь миг. Чтобы лучше представить понятие «век», надо показать, сколько поколений появляется на свет и проживает жизнь за 100 лет. Сделать это можно с помощью линии времени, начерченной на доске, и нескольких аппликаций с фигурками людей.

Определив условно даты рождения людей, можно показать, очевидцами и участниками каких исторических событий они были (например, человек, родившийся в начале века, пережил несколько революций, работал на стройках первых пятилеток, был участником Великой Отечественной войны; его сын тоже пережил войну и восстанавливал страну, наблюдал 1-ый полет человека в космос и т.п.). Таким образом, ученики должны усвоить, что 100 лет (век) — это жизнь 3-4 поколений. Учитель обращает внимание учащихся на то, что события, происходившие в истории, охватывают деятельность очень многих поколений.

Далее необходимо научить учащихся обозначать века и находить их границы. Для этого нужно вспомнить римскую нумерацию (ее изучали в 5-6 классах на уроках математики) и объяснить, что в исторической науке принято века обозначать римскими цифрами, а даты событий — арабскими. Каждый новый век начинается с первого года и заканчивается сотым: например, XIX в. — 1801-1900 гг., XX в. — 1901-2000 гг. и т. д. Можно дать графическое изображение веков и попросить учеников определить их границы.

Далее нужно научить школьников соотносить дату с веком (определять по дате век). Например, 1812 г. — это XIX в. Две первые цифры (18) обозначают, сколько веков уже пройдено, две оставшиеся (12) — какой идет год следующего века. Если дата оканчивается двумя нулями (1500 г.), она относится к веку, обозначенному двумя первыми цифрами — к XV в.

Для закрепления этого материала можно дать ученикам практическое задание на соотнесение дат и веков. Им предлагается таблица с обозначенными веками, на доске — перечень годов, записанных без хронологической последовательности (события, связанные с этими датами, не называются, так как учащиеся еще не приступили к их изучению). Ученики должны заполнить таблицу «Век. Даты», расположив указанные годы (1812,1945, 1773,1850,1612, 2000) в соответствии с веком (XX, XIX, XVIII, XVII). Ученики должны внести даты в таблицу.

Могут быть предложены и другие задания на закрепление данного материала, например, на определение части века, к которой относится дата: 1242 г. — XIII в., его середина, первая половина, вторая четверть, пятое десятилетие. Но подобная работа трудна для учащихся специальной (коррекционной) школы, т. к. требует не только хорошей временной ориентировки, но совершения сложных мыслительных операций, связанных с расчленением числа, и наличия вычислительных навыков. Поэтому такие задания можно предлагать индивидуально, учитывая познавательные возможности учащихся [3].

Практические работы подобного рода могут быть предложены ученикам и в качестве домашнего задания. На следующем уроке проверяется его выполнение, исправляются и разбираются ошибки. В качестве закрепления учитель проводит цифровой диктант: диктует даты, а учащиеся записывают века, используя римскую нумерацию.

III этап — работа с «лентой времени». «Лента времени» — это пособие, помогающее представить длительность и последовательность событий и процессов, глубину исторического времени, сформировать представление о веке, тысячелетии, умение соотносить даты с веками. С «лентой времени» ученики знакомятся на одном из вводных уроков к курсу истории, а затем она постоянно используется при изучении каждой темы программы.

«Лента времени» обычно изготовляется из плотной бумаги, должна быть достаточного формата, чтобы удобно было вести фронтальную работу. Она разбивается на одинаковые отрезки — «века», с обозначением их границ. С учетом того, что учащиеся специальной (коррекционной) школы знакомятся с историей Отечества приблизительно с VIII в., с этого века и начинается «лента времени» (VIII-XXI вв.). Для индивидуальной работы учащихся на уроках и дома могут быть изготовлены «ленты времени» небольшого формата в виде складных книжек (книжек-ширм). Внизу по всей длине «ленты времени» обязательно должна быть наклеена полоса бумаги (кармашки), куда вставляются карточки с датами.

Работа с «лентой времени» хорошо представлена в методической литературе. Вот один ее из вариантов: «Учитель называет дату исторического события, она фиксируется на доске или аппликационной карточке (зрительное восприятие), затем соотносится с событием, о котором пойдет речь на уроке (например, 1240 г. — захват Киева войсками Батыя), определяется век этого события, часть века (первая или вторая половина), затем отыскивается на «ленте времени». Происходит усвоение категорий «год», «век».

Затем ученики вычисляют, сколько лет прошло между двумя ближайшими историческими событиями (от начала нашествия монголо-татар на Русь (1237 г.) до захвата Киева (1240 г.). Так вырабатываются представления о длительности и последовательности событий. Для понимания материала важно на уроке задавать вопрос: «Что было раньше и на сколько раньше?» [5. С. 84]. Предложенный вариант столь детальной работы целесообразно использовать в обучении учащихся с нарушением интеллекта.

Наряду с «лентой времени» представление о последовательности событий создается с помощью хронологической таблицы (находящейся на форзацах учебника). События в ней расположены в хронологической последовательности, наряду с годом указан и век. Дата каждого исторического события сопровождается наглядным изображением, что способствует запоминанию и прочному усвоению, учитывая наглядно-образный характер мышления учащихся специальной (коррекционной) школы.

Хронологические таблицы, календари событий могут составляться коллективно в классе или самостоятельно учениками в тетрадях, на карточках. Так, например, на протяжении изучения темы «Великая Отечественная война» постепенно составляется хронологическая таблица этой войны. Другой вариант ее составления — итоговая работа на повторительно-обобщающем уроке, когда в процессе беседы учащиеся вспоминают основные события войны и заносят в таблицу их даты и сами события.

Для формирования временных исторических представлений и усвоения хронологии учащимися специальной (коррекционной) школы учитель может использовать наборное полотно, предлагая заполнить его соответствующими карточками (на одних карточках записаны века, на других — даты, на третьих — события). Такую работу целесообразно проводить, закрепляя хронологический материал по определенной теме (например, по теме «Борьба Руси с монголо-татарскими завоевателями»). Обращение к учебным картинам, кинофильмам при изложении нового материала также помогает лучше представить эпоху, далекую или недавнюю. Рассмотренные варианты работы учителя на уроке, направленные на создание временных исторических представлений и усвоение хронологии постоянно варьируются, но обязательным должны оставаться: запись дат на доске (карточках) и в тетрадях, громкое называние даты, века и события, неоднократное возвращение к этому материалу. Формирование у учащихся представлений об историческом времени связано с выработкой понимания единиц измерения исторического времени (год, век, столетие, тысячелетие, период, эра, эпоха). Учащиеся также должны понимать временные отношения («давно», «недавно», «до», «после», «раньше», «позже», «сначала», «потом», «в настоящее время» и др.). Учащиеся школы так же, должны уметь ориентироваться в настоящем, знать прошедшее и иметь представления о перспективах ближайшего будущего, поэтому обучение истории занимает большое место в формировании у них временных представлений и понятий.

3. Методика закрепления и проверки знаний учащихся о хронологии

Работа по изучению и использованию хронологии органически включается в общую систему обучения истории на всех этапах учебного процесса: при первоначальном изучении материала, его закреплении, повторении, обобщении и оперировании им. Это распространяется как на IV-V, так и на последующие классы.

Для сознательного, прочного усвоения и оперативного применения учащимися хронологических знаний необходима активизация их внимания, мыслительной деятельности, а также известные усилия по запоминанию хронологии и способов действий с нею. Учащиеся легче, а главное, прочнее усваивают хронологию при мобилизации их зрительной, слуховой и моторной памяти; это относится как к первоначальному сообщению хронологического материала, так и к применению его в беседе, в ответах и при выполнении заданий в классе и дома. Все вышеизложенное указывает на необходимость систематической работы по изучению хронологии с целенаправленным и гибким использованием разнообразных средств и приемов.

Учитель в процессе изложения материала фиксирует внимание учащихся на называемых им датах. Этому могут служить само построение фразы и интонация, которыми учитель выделяет хронологические даты. Этому же служит предложение учащимся самим найти дату в хронологической таблице. Усвоению называемой даты способствует увязка ее с хронологическими знаниями школьников, для чего учитель предлагает вопрос: сколько времени прошло с такого-то события? Или: сколько времени продолжалась, например, война? А затем или сам отвечает на вопрос, или привлекает к ответу школьника. Учитель может датировать факт, отправляясь от известной учащимся даты: «Произошло через 7 лет после… В каком это было году?» [6, c. 63]. Данные приемы не только фиксируют внимание на хронологической дате, но помогают школьникам включить факт и его дату в систему их знаний. При редкой хронологической канве полезно сообщенную дату сейчас же связать с веком или его частью. Однако при эмоциональном рассказе о волнующих событиях перебивать его хронологическими расчетами нецелесообразно. Хронологический материал обязательно привлекается в ходе беседы и опроса. Учитель приучает школьников датировать, без напоминания с его стороны, все называемые ими факты. Он предлагает сосчитать длительность процессов, найти синхронные факты.

Важным средством первоначального сообщения хронологии и последующего закрепления ее в памяти служит в обучении истории классная доска. Как правило, каждая названная учителем хронологическая дата записывается на доске им самим или по его поручению учеником. Цифры должны быть четкими, хорошо видными с задних парт. Наиболее важные даты записываются более крупными цифрами, подчеркиваются или заключаются в рамку. Последовательные даты размещаются вертикальной колонкой, синхронные даты — на одном горизонтальном уровне. При записи дат событий, происходивших в западных и восточных странах, первые помещаются слева, вторые — справа.

Доска и мел служат усвоению хронологии не только при первоначальном изучении материала, но и в процессе последующего — его закрепления и осмысления. Учащиеся выполняют задание на доске или на пленке кодоскопа, на бумаге. Связанные с временной локализацией фактов задания очень разнообразны. К ним относится составление тематических хронологических рядов (комплексов), например хроника событий истории ВКЛ, внутренней политики, войн. Не все перечисленные факты должны быть датированы, но обязательно должна быть соблюдена их хронологическая последовательность. Возможны задания, предусматривающие обозначение исторических периодов с их датированием, составление одним или несколькими учащимися синхронистической таблицы. Важно, чтобы задания требовали от учащихся не простого припоминания хронологии, а самостоятельного тематического их отбора. В IV-V классах, где многие школьники плохо пишут на доске, можно ограничить запись только хронологическими датами; соответствующие же факты ученики называют устно. В этих классах часто дается задание написать не только годовые даты, но также века, а иногда и тысячелетия, к которым они относятся. Подобные записи являются своеобразными наглядными пособиями, закрепляющими в памяти хронологические знания и способствующими осмыслению фактов.

По хронологии даются преимущественно задания, выполнение которых подготавливает учащихся к усвоению нового материала, устанавливая преемственность между ранее приобретенными и новыми знаниями. Так, составляется комплекс фактов, характеризующих процесс, продолжение которого будет изучаться на уроке, или характеризующий условия, под влиянием которых происходили события, изучаемые, на уроке. Например, при изучении вопросов культуры комплекс фактов социально-политической истории характеризует тот фон, на котором и под влиянием которого развивалась культура [6, с. 63]. Иногда при изучении истории одной страны актуализируются знания важнейших фактов истории другой страны в то же время (например, Англии и Франции во второй период средневековья). При наличии непосредственной связи между содержанием задания и новой темой учитель не стирает написанного, а при изложении материала или в эвристической беседе опирается на него, устанавливая преемственные связи с ранее изученным. Составлению тематических хронологических комплексов могут служить также самодельные карточки и наборное полотно с кармашками для них.

Тематические комплексы, характеризующие важнейшие процессы и стороны общественной жизни, составляются и в тетрадях. Они могут посвящаться внешней и внутренней политике, революционному движению, культуре. Таковы, например, комплексы «Три раздела Речи Посполитой», «Важнейшие события революции Великой Отечественной войны». Не следует перегружать комплексы частностями и обилием хронологических дат; в них должны войти основные, опорные факты, определяющие общую линию процесса.

В средних классах учителя применяют на некоторых уроках устное повторение хронологии по карточкам, рассчитанное на полторы-две минуты. Неся в себе элементы игры, оно создает известную разрядку в работе.

Одним из действенных средств межкурсовых связей истории СССР и всеобщей истории служат настенные хронологические таблицы по изученному уже курсу. На уроках в VII классе вывешивается таблица важнейших фактов истории средних веков. На уроках новой истории в VIII классе привлекается хронологическая таблица по истории в XVII-XVIII вв. В классах, где используются подобные таблицы, у учащихся вырабатывается привычка синхронизировать историю СССР и всеобщую историю.

Сознательному усвоению школьниками временных отношений и Закреплению в их памяти хронологии служит использование исторических карт, печатных и контурных.

7. Специфика исторических фактов.Их роль в обучении истории. Виды фактов.  Главный элемент содержания исторического образования – Знания, они включают сведения, познания в области истории, создают научную картину развития общества. В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями какфакт, явление, событие, процесс. Само слово факт в переводе означает сделанное, свершившееся. В истории факт это некоторый имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации. ( Присоединение Иваном 3 Новгорода в1478г. к Московскому княжеству). Факт неповторим, его нельзя воспроизвести, наблюдать. В процессе познания истории факты ценны не сами по себя, они нужны для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе, это инструмент познания истории. Единичные факты неоднородны, их можно подразделить на факты 1 и 2 порядка. Более сложные раскрываются через менее сложные. (ВОВ и Курская битва, эпизод – сражение танков у Прохоровки). Из сочетания фактов разного порядка возникает образ исторического события. Для урока нужен набор основных и опорных фактов, при отборе фактов учитывается их научная достоверность, конкретность, образность и эмоциональность. С учетом возраста и познавательных возможностей соотносить фактический и теоретический материал. Событие это значительные единичные факты (Ледовое побоище, восстание Степана Разина), эти события строго локализованы в пространстве и времени, в конкретных условиях, с определенным кругом лиц.Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.Процесс это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов, связующим звеном в них бывают причины и следствия (промышленный переворот это процесс). К процессу относится и самопознание истории, оно начинается с усвоения фактов. Чтобы поддерживать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному, следует подключать более эмоциональный, интерес связан с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми приемами подачи материала со сменой приемов деятельности.^ Фактический материал в обучении истории Главные факты: Образцы материально-пространственной средыОбразы материальных предметовОбразы людей, типичные личностиОбразы статичные целостныеОбразы динамичные целостныеНеглавные факты: Хронологический материалКартографический материалСтатистический материалСтатичные и динамичные неглавные факты.Факты-явления многократно повторяющиеся фактыСдача оброка феодалу, княжеский суд, ярмарка, междоусобные войныФакты-процессы отражающие взаимосвязи и причинно-следственные связиПоявление мануфактур, образование сословных монархий.8. Виды исторических представлений. Методы и приемы их формирования.  На основе изучаемых фактов в сознании учеников формируются конкретные представления, складывается определенная система исторических понятий. Ушинский выступал за такое учение, которое основывается не на отвлеченных представлениях, а на конкретных образах, на наглядности. Исследователи 50-60 г. смогли доказать, что для формирования правильных полных представлений, недостаточно демонстрировать изображения, сопровождая их словесным разъяснением. Необходимо использовать приемы, которые закрепляют и уточняют эти представления. К таким приемам относятся словесное описание, рисование или графическое воспроизведение объекта. В младшем и среднем звене важно создать образы, соответствующие эпохе. В противном случае ученики осовременивают прошлое. Ученые выделяют три типа исторических представлений. Это представления о фактах прошлого (материальная, социально-политическая, историко-культурная жизнь людей ). Об историческом времени ( длительность и последовательность исторических событий и явлений ). Об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия). Если учащиеся усваивают учебный материал, не опираясь на конкретные представления, образы, то это ведет к вербализму (устному, словесному ) в обучении. При вербальном обучении исторические факты сообщаются сухо, без раскрытия их значения и влияния на судьбы людей, не задевают учащихся за живое. К приемам создания исторических представлений относится описание содержания исторической картины, анализ событий или факта, сюжетный рассказ, практические действия учеников (рисование, работа с пластилином, изготовление макетов). Недостаточная работа по формированию образных представлений приводит к модернизации истории учащимися. Исторические представления – основа исторических понятий: чем шире круг и богаче содержание образов, картин прошлого, тем содержательнее система понятий. Исторические представленияЧто такое исторические представления?        Пути, методы и приемы создания исторических представлений  1.Отобрать несколько опорных исторических представлений, ярко отражающих явление или событие. 2.При создании исторических представлений учитывать возрастные особенности учащихся. 3.Необходимо широко использовать наглядные методы обучения. 4.Живая речь учителя (Словесные методы обучения). 5.Представление об историческом времени. Формировать начинают в начальной школе и среднем звене, особая роль наглядности — лента времени. 6.Пространственные представления они формируют благодаря карте. 7.Задача формирования исторических представлений. 8.Исторические понятия (формы мышления), движение от неполных к более полным и глубоким знаниям. Учащиеся усваивают наиболее важные существенные признаки исторических фактов. 9. Исторические понятия, их классификация.Основные методы и приемы формирования понятий.Исторические понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий. ^ Вагин, Карцов, Стражев писали о постепенности овладения ведущими понятиями в результате обогащения и конкретизации их содержания. Понятие это знания о сущности предмета или явления. Пунский рекомендует следующую памятку по определению понятия1.Найди более общее (родовое) понятие. 2.Установи отличительный (видовой) признак. 3. Составь из этих элементов формулировку определения. Классификация понятий по Андриевской : 1.Частные исторические понятия, отражающие и обобщающие конкретные исторические явления, характерные для определенного периода в истории страны.2.^ Общеисторические понятия. Они отражают явления, свойственные определенной исторической формации.3.Понятия, соответствующие определенному этапу мировой цивилизации. Технология формирования исторических понятий: Путь формирования понятия эмпирический (от общего к частному или индуктивный (от частного к общему) ^ Пути формирования понятий ИНДУКТИВНЫЙ Изучение фактов, формирование представлений   Выделение существенных признаков, понятий   Определение понятия   Применение понятия ДЕДУКТИВНЫЙ   Методические условия успешности формирования понятия: Возможно на базе усвоения конкретных теоретических фактов. Идем от конкретных фактов. Но в ряде работ психологов Редько, Кодюковой - другой путь: в начальной школе от частного к общим, в старшей от общего к частным понятиям. Систематизация и обобщение в логике изучаемого понятия или закономерности. Определение наиболее целесообразных ступеней формирования понятий. Необходимость раннего введения термина и признаков понятия в изучаемый материал. ^ Понятия в школьных курсах истории: Частные историческиеТриера, мушкет, боярин, хоромы, пагода. ОбщеисторическиеРаб, натуральное хозяйство, сословная монархия, крепостное право, христианская церковь, средневековая архитектура. СоциологическиеЦивилизация, монархия, республика, религия, культура, государство, война, восстание, орудия труда, внешняя и внутренняя политика.         Из двух способов формирования понятия (индуктивного и дедуктивного), в учебниках и преподавании сегодня преобладает дедуктивный: сначала дается теория, затем понятия раскрываются при помощи множества различных фактов, постепенно обогащаются из темы к теме, конкретизируются фактическим материалом. 




Предыдущий:

Следующий: