методика социально-правовой защиты ребенка

Автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Ленинградский государственный

университет им. А.С. Пушкина».

Кафедра общей и прикладной психологии.

Методика социально-правовой защиты ребенка

Реферат

Исполнитель:

студент заочного отделения Любомудров А. О.

студентка заочного отделения Толоконникова Е.А.

Научный руководитель:

доц. к.ю.н. Гришин Д. Ю.

ассистент Гришина Н. А.

Санкт-Петербург

2014

Правовые аспекты деятельности социального педагога по защите прав детей:

В профессиональной деятельности по защите прав детей социальный педагог руководствуется следующими нормативными документами федерального и регионального уровня:

Международная Конвенция ООН о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);

Закон РФ «Об образовании» – ФЗ N 3266-1, от. 10.07.1992; с последующими изменениями и дополнениями;

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ (в ред. от 03.12.2011);

Постановление Правительства РФ № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 26.07.2010)

Семейный кодекс РФ (в ред. от 30.11.2011 N 363-ФЗ);

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»: раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» — //Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593«Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» — раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

«О федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы» (в редакции от 20.12.2011). – Утв. Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761);

Концепция региональной службы комплексного сопровождения детей в образовании

Положение о региональной службе комплексного сопровождения детей в образовании

Положение о службе комплексного сопровождения детей в образовательном учреждении

Примерные должностные инструкции специалистов службы комплексного сопровождения детей в образовательных учреждениях

Научно-методическое обеспечение:

Методические рекомендации разработаны на основе следующих публикаций:

Крылова Т.А., Струкова М.Л. Работа социального педагога по защите прав ребенка. — //Социальная педагогика. – 2009. — № 5. – С. 33-44.

Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска (учебно-методическое пособие). — Москва: НИИ школьных технологий, 2010. – 184 с.

Методические рекомендации по профилактике насилия и работе с детьми, направленные на преодоление прямых и отдаленных последствий пережитого детьми опыта насилия и восстановления их личного и социального статуса. — //В кн.: Детство без насилия: Программно-методические материалы для педагогов по профилактике жестокого и пренебрежительного отношения к детям. — Авт.-сост: Армеева И.А., Крылова Т.А. и др. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2010. – С. 30-59.

Определяется специфика профессиональных задач социального педагога в работе по защите прав детей из неблагополучных семей.

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:

Право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31)

Ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26)

Право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

Право детей на защиту закрепляется в Семейном Кодексе РФ. Помимо общего положения о праве ребенка на защиту своих прав и интересов, статья закрепляет принципиальное положение о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их заменяющих) и право самостоятельно обращаться за защитой. Более того, этой же статьей предусмотрена обязанность должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства обязан при получении таких сведений принять необходимые меры по защите ребенка.

В соответствии с Семейным кодексом ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их замещающими), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет — в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Права и обязанности родителей также строго регламентированы Семейным кодексом. Согласно ст. 63 родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Статья 64 определяет родительские права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Статья 65 регламентирует осуществление родительских прав, при этом отмечается, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Решение проблемы защиты прав ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;

определение причин неблагополучия семьи, нарушения прав ребенка;

осуществление информационной, правовой помощи семье;

организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».

Семьи с признаками социального неблагополучия находятся в ОУ на индивидуальном сопровождении.

Опыт показывает, что когда семье своевременно – то есть на ранней стадии неблагополучия – оказана социально-педагогическая, правовая помощь, то дальнейшее нарушение прав ребенка можно предотвратить.

Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами ОУ.

Получение информации о семье, о нарушениях прав ребенка возможно:

от классного руководителя, педагогов ребенка;

из бесед с ребенком, другими его родственниками, сверстниками;

при непосредственном контакте с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в образовательное учреждение);

через наблюдение за ребенком в школе (дошкольном учреждении), особенностями его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, изучение его социального статуса в группе сверстников, анализ особенностей учебной, игровой деятельности, поведения.

Сферы деятельности по защите прав ребенка:

защита прав детей и подростков в сфере образования

защита прав детей и подростков в сфере воспитания в семье

защита прав детей и подростков, семьи в сфере охраны здоровья

защита трудовых прав подростков, учащихся учреждений профессионального образования

защита от жестокого обращения и насилия

защита прав несовершеннолетних в сфере правонарушений (работа с подростками, совершившими правонарушения)

Актуальные проблемы нарушения прав детей

и специфика деятельности социального педагога по решению проблемы

Направления деятельности/формы помощи

Правовые основания деятельности социального педагога

Защита права ребенка на получение образования

- Защита интересов несовершеннолетних обучающихся (школа) при риске отчисления из ОУ до достижения возраста 14 лет,

- Посредничество при представлении интересов несовершеннолетних в КДН

- Контроль посещаемости ОУ детей из неблагополучных семей

-Посредничество в заключении договоров между ОУ для детей-сирот (детские дома, интернаты) и учреждениями профессионального образования по вопросам обучения

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ)

Закон Вологодской области «Об охране семьи, отцовства и детства в Вологодской области» (№  982-ОЗ от 29 декабря 2003 года, в ред. от 27.06.2008)

Постановление Правительства Вологодской области «О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в целях реализации права на образование» (№ 199, в ред. от 28.08.2006 №861)

Защита прав ребенка в семье

Невыполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению ребенка, игнорирование потребностей ребенка:

-Беседа с родителями: предупреждение об ответственности за неисполнение родительских обязанностей;

- Постановка семьи на психолого-медико-социальное сопровождение в ОУ, ДОУ;

- Консультирование родителей об основных обязанностях по воспитанию ребенка (знакомство с Семейным кодексом РФ – ст.63,64,65,69,71,73, 74,77);

-Обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования (по необходимости).

Если ситуация в семье не меняется:

Подготовка ходатайств:

1). Ходатайство в Управление по социальным вопросам о:

оказании помощи семье в решении экономических, материальных, психологических, юридических и др. вопросов;

привлечении специалистов социальных служб к работе с данной семьей.

2). Ходатайство в УВД о привлечении родителей к административной ответственности (по необходимости)

3). Ходатайство в КДН и ЗП об ограничении или лишении родительских прав (в соответствии со ст.69,73, 77 Семейного кодекса РФ)

Семейный кодекс РФ (гл. 11-12)

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ)

Закон Вологодской области «Об охране семьи, отцовства и детства в Вологодской области» (N 982-ОЗ от 29 декабря 2003 года, в ред. от 27.06.2008)

Субъекты Взаимодействия по проблеме:

Отдел охраны прав детей управления образования

Органы опеки и попечительства Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Судебные органы (иски образовательного учреждения, органов опеки, КДНиЗП, родственников ребенка, самого ребенка по достижении 14 лет)

2.2. Нахождение ребенка в социально-опасном положении в семье

(т.е. жизнь и здоровье ребенка находятся под угрозой — семейное насилие,

безнадзорные дети)

-Уведомление органов опеки и попечительства, КДНиЗП, социальной защиты о факте нахождения ребенка в социально-опасном положении в семье

-Обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования (по необходимости)

- Обращение в органы опеки и попечительства с ходатайством об изъятии ребенка из семьи

- Ходатайство в Управление образования о помещении ребенка в реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс»

- Контроль и /или участие в дальнейшем устройстве ребенка

Семейный кодекс РФ (гл.11-12)

Закон Вологодской области «Об охране

семьи, материнства, охране семьи,

материнства, отцовства и детства в Вологодской области» (N 982-ОЗ от 29 декабря 2003 года, в ред. от 27.06.2008)

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ, ст. 13)

Закон Вологодской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Вологодской области» (закон Вологодской области от 28.11.2005 № 1370-03)

Субъекты взаимодействия по проблеме:

Отдел охраны прав детей управления образования

Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Участковые уполномоченные по месту жительства

Территориальные Центры социальной помощи семье и детям МУ Вологодской области «Социально-реабилитационный центр «Феникс»

Насилие в семье по отношению к ребенку

- Обращение в подразделения по охране прав детства, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел.

Семейный кодекс РФ (гл.12)

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ)

Субъекты взаимодействия по проблеме:

Участковые уполномоченные по месту жительства

Отдел охраны прав детей управления образования

Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Территориальные Центры социальной помощи семье и детям

Реабилитационные центры для детей и подростков.

Организация и ведение патронажа семьи ребенка «группы риска»

Изучение статуса семьи и условий жизни ребенка

Определение позитивных воспитательных ресурсов семьи

Обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи

Выявление служб, ранее работавших с семьей

Определение (совместно с семьей, социальным окружением) содержания дальнейшей работы: форм социальной, социально-психологической, правовой помощи

Заключение соглашения на патронаж (меду органами опеки и попечительства и семьей ребенка)

Привлечение (по необходимости) других служб и ведомств для оказания помощи семье

Представление интересов ребенка (семьи) в различных инстанциях (КДНиЗП и др.)

Содействие (по необходимости) организации занятости членов семьи, оформлению социальных льгот и пособий

Текущие и контрольные посещения семьи(согласно условиям, отраженным в соглашении на патронаж).

Закон Вологодской области «Об охране семьи, материнства, охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» (№ 982-ОЗ от 29 декабря 2003 года, в ред. от 27.06.2008)

Семейный кодекс РФ

Закон Вологодской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Вологодской области» (ОЗ № 1370-03 от 28.11.2005)

Федеральный Закон «Об основах системыпрофилактикибезнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ)

Субъекты взаимодействия по проблеме:

Отдел охраны прав детей управления образования

Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Территориальные Центры социальной помощи семье и детям Детские поликлиники по месту жительства

Защита прав ребенка жить и воспитываться в семье

Восстановление в родительских правах:

- Информирование родителей о возможности восстановиться в правах, при существенном изменении их образа жизни

- Участие в судебных заседаниях (представление интересов ребенка) на основании искового заявления родителя (родителей) о восстановлении в родительских правах

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-Ф№ (в ред. от 03.12.2011)

Семейный кодекс РФ (гл.12, ст. 72)

Субъекты взаимодействия по проблеме:

Отдел охраны прав детей управления образования

Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Судебные органы

Защита прав детей, находящихся под опекой (попечительством)

Работа с опекунами (попечителями):

- повышение правовой (родительской) компетентности

-совместно с органами опеки и попечительства: контроль условий проживания ребенка в семье опекуна (попечительства), выполнения ими обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка (социальный педагог ОУ, в котором обучается ребенок из семьи опекунов)

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-Ф№ (в ред. от 03.12.2011)

Семейный кодекс РФ (в ред. от 30.11.2011 N 363-ФЗ, гл. 11-13, 20)

Закон РФ «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ от 24.04.2008 (в ред. от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

Постановление Правительства РФ № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 26.07.2010)

Профилактика правонарушений несовершеннолетних,

правовая защита подростков, совершивших правонарушения

-Представление интересов несовершеннолетних при рассмотрении дел в КДНиЗП, судах

-Работа с семьями (патронаж) несовершеннолетних правонарушителей

-Постановка на внутришкольный учет учащихся, совершивших правонарушения

-Повышение правовой компетентности учащихся об ответственности за совершение правонарушений

-Повышение правовой компетентности родителей (законных представителей) по проблемам ответственности за правонарушения несовершеннолетних детей

Закон Вологодской области «О комиссиях по делам несовершенно-летних и защите их прав в Вологодской области» (закон ВО от 28.11.2005№ 1370-03)

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011)

Закон Вологодской области «Об охране семьи, материнства, охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» (в ред. Закона Вологодской области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ, в ред. от 27.06.2008)

Субъекты взаимодействия по проблеме:

-территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; комиссии муниципальных районов и городские) территориальных органов УВД, в т.ч. по месту жительства (участковые пункты милиции, территориальные отделы внутренних дел)

-органы опеки и попечительства

Основные этапы работы социального педагога по защите прав детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях

Правовой основой для социально-педагогической работы является получение социальным педагогом разрешения руководителя образовательного учреждения на проведение профилактической работы с семьёй (в соответствии с Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 24.06.1999 г., в ред. от 03.12.2011 № 378-ФЗ). [6]

Основная работа по защите прав детей включает несколько этапов, первый из которых связан с изучением социальной ситуации семьи. [2]

1. Изучение семьи, выявление актуальных проблем соблюдения основных прав ребенка

Выявляются возможные риски и реальные проявления нарушения основных социальных прав детей.

Приоритеты работы социального педагога на данном этапе:

Раннее выявление детей, нуждающихся в защите основных социальных прав

Изучение причин социального неблагополучия обучающихся, нарушения прав ребенка

Работа по первичному изучению семьи проводится социальным педагогом с использованием различных методов: беседы с членами семьи, наблюдения за детьми вне дома (образовательное учреждение, среда сверстников и т.п.), беседы с социальным окружением семьи (соседи, педагоги ребенка и др.).

Выделим основные рекомендации по использованию диагностического инструментария для изучения социальной ситуации детей:

Диагностический инструментарий социального педагога

Наименование методики

Назначение методики

Категория

(с кем проводится)

Форма проведения

Изучение социальной ситуации развития ребенка

Социальная карта личности

Получение информации о личности ребенка: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения

Проводится в отношении учащихся (воспитанников), находящихся в ситуации социального неблагополучия (семейное, внесемейное окружение, социальная среда и т.п.)

Педагоги, классные руководители, работающие с детьми школьного возраста

Заполняется классным руководителем; возможен вариант беседы

Анализ факторов социального неблагополучия

Матрица определения социального благополучия ребенка (Беличева С.А., Дементьева И.Ф)

Выявление факторов (сфер) социального неблагополучия ребенка, определение принадлежности ребенка к «группе риска».

Дети дошкольного и школьного возраста

В форме беседы, экспертных опросов

Карта (акт) обследования жизненного пространства ребенка

Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье.

Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье.

Жилищные условия, среда проживания ребенка

Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т.д.) условиях

Изучение семьи ребенка

Паспорт семьи

Составление социально-психологического портрета семьи, выявление «проблемных сфер» для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье.

Семья ребенка

Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи

2. Обследование жилищных условий проживания ребенка

Обследование жилищных условий ребенка проводится с целью выявления возможных нарушений прав детей на проживание в условиях, обеспечивающих нормальный уровень жизнедеятельности.

Анализ жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи проводится социальным педагогом во время посещения семьи, беседы с ее членами.

Основная цель этой работы – выявление проблемы жизненного пространства детей, взрослых членов семьи с целью снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребенка, его социальную ситуацию.

В процессе обследования жилья ребенка социальный педагог анализирует санитарно-гигиеническую обстановку, условия организации питания ребенка, наличие у него собственной постели, угла или комнаты, обеспеченность сезонной одеждой и обувью (т.е. выявляется соблюдение права ребенка на нормальный уровень жизнеобеспечения в семье).

По результатам изучения условий жизни ребенка социальным педагогом составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи.

Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи составляется в случаях:

если есть информация о том, что условия проживания неблагоприятны для нормального существования ребенка (несоблюдение санитарно-гигиенических норм; нет нормальных условий для сна, занятий, досуга ребенка; в квартире родители и посторонние постоянно распивают спиртные напитки; родители не заботятся о бытовых условиях для ребенка)

жилье непригодно для проживания из-за его состояния (аварийное, ветхое).

3. Выявление служб, ранее работавших с семьёй по проблемам защиты прав ребенка

Данная информация позволяет выявить актуальные проблемы в сфере обеспечения прав детей, а также факты нарушения прав ребенка, если они были ранее.

Возможно получение необходимых данных по месту жительства ребенка, в учреждениях дополнительного образования, если он их посещает. Важно иметь информацию о получении ребенком (семьей) социальной, правовой помощи в Центре социальной помощи семье и детям, других учреждениях социальной защиты.

Необходимым может стать и анализ информации о проводимой работе с данной семьей участковыми уполномоченными, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, специалистами по охране прав детства.

На основе анализа информации о службах, ранее работавших с семьей, планируется следующий этап работы социального педагога по защите прав детей.

4. Реализация программы профилактической и социально-правовой помощи

Приоритеты работы социального педагога на данном этапе:

Раннее выявление детей, нуждающихся в индивидуальном социально-педагогическом сопровождении

Охрана и защита прав несовершеннолетних.

Взаимодействие со службами (в школе и вне школы), которые могут и будут помогать социальному педагогу в решении проблем детей, нуждающихся в социально – правовой защите

Работа школьного  совета профилактики по предупреждению правонарушений среди обучающихся.

Развитие правовой компетентности участников образовательного процесса

Основными компонентами социально-правовой защищенности детей в образовательном учреждении являются:

Знание учащимися своих прав и обязанностей, их соблюдение учителями и другими субъектами образовательного процесса;

Психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку.

Формирование социально-правовой компетентности обучающихся:

Формируя социально–правовую компетентность детей, социальный педагог работает над развитием у них следующих умений:

-ориентироваться в социальных ситуациях;

- обладать знаниями отраслей права, принятых в Российской Федерации;

-уметь применять правовые знания на практике.

-знать, куда можно обратиться за помощью и поддержкой в проблемной ситуации.

Таким образом, социально-правовая компетентность является необходимым условием успешной социальной адаптации детей и включает в себя овладение основными умениями и навыками, применение которых способствует адекватным способам общения и поведения в различных жизненных ситуациях.

Основные компоненты правовой компетентности

в разных сферах социальной жизни (обучающиеся, педагоги, родители)

Сферы защиты прав

основные компоненты правовой компетентности

(учащихся, родителей или законных представителей)

Защита прав детей и подростков в сфере образования

Владение знаниями об условиях приема в ОУ и отчисления из них

Владение знаниями о порядке получения профессионального образования

Знания об основных правах обучающихся в ОУ

Защита прав детей и подростков в сфере воспитания в семье

Владение знаниями о правах ребенка (на основных этапах развития) по семейному законодательству

Компетентность в области прав совершения детьми бытовых сделок

Ответственность родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка

Обращение ребенка за защитой своих прав

Гражданско-правовая ответственность родителей (законных представителей) за вред, причиненный несовершеннолетними детьми

Защита прав детей и подростков, семьи в сфере охраны здоровья

Знание основных прав родителей в отношении лечения детей:

- Проведения медицинских обследований: на получение достоверной информации о состоянии здоровья, результатах обследования, диагнозе и прогнозе.

- Права на информацию о лицензировании и сертификации медицинских услуг

- Право на качество и безопасность медицинских услуг

Защита трудовых прав подростков, учащихся учреждений профессионального образования

Условия труда несовершеннолетних, Заключение трудового договора. Установление трудовых отношений.

Ответственность несовершеннолетних работников за нарушение трудовой дисциплины, причинение ущерба

Защита прав несовершеннолетних в сфере правонарушений (совершивших правонарушения)

- Меры административной и уголовной ответственности несовершеннолетних

- ответственность родителей (законных представителей) за совершение детьми правонарушений детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности

- права несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и их родителей (законных представителей)

Развивающие и профилактические программы,

которые могут быть использованы в практике работы социального педагога:

Александров М.Ф., Буланова О.Е., Прудникова М.С. Профилактическая развивающая программа «Тренинг безопасности подростка». — //Вестник практической психологии образования, 2009, №№ 2,4; 2010, №№ 1,2

Защити свои права: Программа детской правовой школы. — //Защити свои права: правовые и организационно-педагогические аспекты формирования правовой компетентности детей. – Учебно-методическое пособие — /под ред. Е.А. Певцовой. – Ярославль: 2011

Макартычева Г.И. Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний. — // Макартычева Г.И. Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. – СПб: «Речь», 2007, с. 140-230

Макартычева Г.И. Тренинг «Я – хороший родитель». — //Макартычева Г.И. Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: «Речь», 2007. — с.263-300

Среди актуальных направлений деятельности социального педагога в сфере защиты прав детей является информирование и развитие компетентности педагогов по проблемам профилактики насилия и жестокого обращения с детьми.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, психического насилия, оскорбления или злоупотребления.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка. Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, а затем выделить права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования. К ним относятся:

ст. 19 — дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты;

ст. 6 — обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка;

ст. 16 — защиту от произвольного или незаконного вмешательства

в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;

ст. 24 — обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

ст. 27 — признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного ‘и социального развития;

ст. 37 — защиту ребенка от других форм жестокого обращения;

ст. 39 — меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

В сфере социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников социальный педагог проводит работу с педагогами в следующих направлениях:

информирование педагогов по проблеме жесткого обращения с детьми (формы, факторы, ответственность, реагирование на ситуации жестокого обращения с ребенком в семье);

оказание помощи педагогам в изучении нормативных документов, защищающих ребенка от жестокого обращения (семинары, консультации);

информирование семьи по проблеме; изучение условий воспитания ребенка в семье, особое внимание — семьям «группы риска».

В Приложении 1 помещены рекомендации для педагогов и родителей «Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия».

Текущие и контрольные посещения семьи: выявление динамики решения проблемы по обеспечению основных социальных прав детей в семье

Данный этап работы, как правило, предполагает реализацию технологии социального патронажа. В данном случае целью патронажа становится выявление проблем, связанных с обеспечением родителями основных прав ребенка в семье, надлежащим выполнением ими обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях.  Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

В период патронажа изучение динамики ситуации может проводиться не только во время посещения семьи непосредственно на дому, но и в процессе встреч с родителями в образовательном учреждении (по инициативе социального педагога, специалиста по охране прав детства). Проводятся беседы с ребенком в образовательном учреждении, наблюдение за его социальными контактами, особенностями поведения в ДОУ, школе, также беседы с педагогами о нем в образовательном учреждении.

В приложении 2 предлагается пример ситуации из практики работы социального педагога по проблеме защиты прав ребенка, и алгоритм действий.

Оценка эффективности работы в сфере защиты социальных прав детей

Оценка позитивной динамки ситуации может включать следующие показатели:

уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье)

родители проявляют заботу о детях

дети посещают образовательное учреждение

семья поддерживает контакты с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.

Таким образом, в ситуации, когда семья по своему статусу определяется как неблагополучная, в деятельности социального педагога на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации, обеспечения соблюдения основных социальных прав. С родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. В любом случае действия социального педагога, других специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранении воспитательного ресурса.

Литература:

Крылова Т.А., Струкова М.Л. Работа социального педагога по защите прав ребенка. — //Социальная педагогика. – 2009. — № 5. – С. 33-44.

Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями «группы риска». – М.: НИИ «Школьные технологии», 2010, с.26-52

Детство без насилия: Программно-методические материалы для педагогов по профилактике жестокого и пренебрежительного отношения к детям. — Авт.-сост: Армеева И.А., Крылова Т.А. и др. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2010. – с. 30-59

Олефиренко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. — М.: Издательский центр «Академия», 2008

Региональная служба комплексного сопровождения в образовании Вологодской области. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005.

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ)

Литература для педагогов

Анташева Ю. Деятельность школьного социального педагога по защите прав ребенка. — //Социальная педагогика. – 2012. — № 1. – С. 41-52.

Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах, комментариях. — М.: АКИПКРО , 2002

Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Педагогическое общество России, 2008

Голяндина И., Лаврова Л. Общественная приемная по правам детей. — //Социальная педагогика, 2009, № 3, с. 57-65

Гуров В.Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьей. – М.: Педагогическое общество Росси, 2007

Ефимова, И.В. Социальная работа в области профилактики и преодоления семейного неблагополучия. — //Социальная педагогика. – 2011. — № 1. – С. 97-100.

Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада. – Пособие для работников дошкольных учреждений. — ред. Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2003

Кошелева Е.П. Социально-психологическая помощь детям из неблагополучных семей. – М.: МГПИ, 2008

Крылова Т.А., Струкова М.Л. Работа социального педагога по защите прав ребенка. — //Социальная педагогика. – 2009. — № 5. – С. 33-44.

Крылова Т.А., Струкова М.Л. Работа социального педагога с семьей группы риска, защита жилищных и имущественных прав детей (статья). — //Социальная педагогика. – 2009. — № 6. — С. 31-39.

Куликова А.А. Защита прав ребенка. – М.: Эксмо, 2005

Козлов С.С. Семейные споры. – М.: «Юрайт», 2007

Лапушинская Г. Правовой регламент временного трудоустройства подростков. — //Социальная педагогика, 2009. № 5. – с. 123-127

Макартычева Г.И. Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний. — // Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: «Речь», 2007, с. 140-230

Макартычева Г.И. Тренинг «Я – хороший родитель». — //Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: «Речь», 2007, с.263-300

Методика работы социального педагога. — /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2006

Методика работы социального педагога. — /сост. Семенов Г.С. – М.: Школьная пресса, 2006

Поддубная Т.Н., Агошкова О.В. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.

Таболова, Е.М. Семейное неблагополучие как социальная проблема /Е.М Таболова //Социальная педагогика. – 2011. — № 1. – С. 90-92

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. 8-11 классы. — Киров: Вако, 2006

Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. – М.: 2007

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Владос, 2004. – с. 261-269

Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Академия, 2004

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. М.: ВАКО, 2009

Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М.: Дрофа, 2008

Приложение 1.

Рекомендации для педагогов и родителей по проблеме насилия

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия [1], [3]

Законы о защите прав ребенка

Изучение юридических документов, гарантирующих право ребенка на защиту от жестокого обращения

При изучении правовых документов основной задачей является выделение прав детей, требующих обязательного соблюдения.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка.

Ст. 19 Конвенции – дает определение «жестокое обращение» и определяет меры защиты.

Ст. 6 — провозглашает неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь; предусматривает обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка.

Ст. 16 – гарантирует защиту ребенка от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на его честь и репутацию.

Ст. 24 – обеспечивает меры по борьбе с болезнями и недоеданием.

Ст. 27 – признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Ст. 37 – защита ребенка от других форм жестокого обращения;

Ст. 39 – меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения:

Закон РФ «Об образовании»:

Ст. 5 – утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства.

Семейный кодекс РФ

Права ребенка, основные права и обязанности родителей по сосодержанию и воспитанию несовершеннолетних детей — гл. 11-12.

Ст. 54 – утверждает право ребенка жить и воспитываться в семье

Ст. 56 – право ребенка на защиту

Ст. 69 – предусматривает меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье

Закон РФ «О защите прав детей»

Ст. 14. Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены.

Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения

Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями.

Наблюдательный взрослый (учитель, социальный педагог, любой человек из окружения ребенка) по определенным внешним признакам может предположить, что по отношению к ребенку применяется насилие. Следует подчеркнуть, что для этого важно наличие не одного какого-либо признака, а сочетание их – именно это должно привлечь внимание педагога:

-ребенок плохо развивается – его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту

-ребенок демонстрирует изменчивое поведение – оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному состоянию и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе;

-у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей несобранностью, усталостью, недосыпанием;

-ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;

-ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки;

-ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу (другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам);

-ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;

В случаях, если эти признаки насторожили педагога в отношении кого-либо из детей, следует обратить внимание и на его родителей. В беседе о ребенке такие родители:

- настороженны, чрезмерно озабоченны, или наоборот, безразличны;

- на жалобы по поводу поведения ребенка реагируют очень бурно, эмоционально, или наоборот, холодно;

-родители часто переводят ребенка из одного учреждения в другое; часто меняют участкового врача ребенка

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

В беседе — противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения

Позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью идет от постороннего лица

Перекладывание ответственности за травму на самого ребенка

Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений: преуменьшение или преувеличение их

Невнимание к ребенку, неласковое обращение с ним

Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка

Выказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка

Рассказы о том, как их самих наказывали в детстве

Последовательность действий педагога в случае жестокости и насилия

Постараться установить контакт, доверительные отношения с ребенком. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения, не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место, то необходимо обратиться:

в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;

в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;

в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;

на консультацию к психологу, социальному педагогу

5. Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками

1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.

2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).

3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.

4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.

5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!

7. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.

8. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

Приложение 2.

Алгоритм действий социального педагога

по защите основных социальных прав детей [1]

Ситуация 1:

К социальному педагогу обратилась классный руководитель по поводу учащегося 7 класса Артема А. У Артема снизилась успеваемость, он часто пропускает занятия по 2-3 дня, после этого приходит в школу. В один из таких случаев учительница позвонила домой родителям Артема, на что ей ответили, что сын – у бабушки, он иногда уходит к ней на несколько дней. На то, что при этом мальчик не был на занятиях, мать никак не отреагировала. Родители школьника злоупотребляли алкоголем. Отец ребенка дважды лечился в наркологическом стационаре. Родители нигде не работают, живут на пособии. Мальчика часто видят на улице в позднее время. Мальчик иногда одет не по сезону. Дома с ребенком никто не занимается – родители «заняты» по вечерам встречами с друзьями, распитием спиртных напитков. Домашние задания Артем не выполняет, не сформированы приемы учебной работы, отстает по многим предметам. В классе ведет себя обособленно, стесняется одноклассников. Учительница несколько раз пыталась поговорить с родителями мальчика, но они от встреч с педагогом уклонялись.

Социальный педагог в беседе с учителем узнает объективную информацию о ребенке: Артем учится в этой школе первый год, переехал из другого района. Семья проживает в комнате общежития, бытовые условия плохие. Родители уделяют сыну мало внимания, злоупотребляют алкоголем. В классе школьник очень неохотно рассказывает о жизни дома.

На основе этих первичных данных определена основная проблема ребенка: учебная и социальная дезадаптация, неблагоприятные семейные условия (алкоголизация родителей, отсутствие нормальных условий воспитания и развития).

В связи с проблемой ребенка планируется работа с семьей:

1. Беседы с родителями мальчика (приглашение в школу), в случае отказа матери от беседы – поговорить с бабушкой (посещение на дому или пригласить в школу).

По результатам беседы, получив информацию о жизни мальчика вне школы, об учреждениях, в которые семья (бабушка) могла обращаться, социальный педагог узнает: школьник живет у бабушки по 2-3 дня, когда родители уходят в запой, пока мать не позвонит и не попросит сына вернуться. Такие ситуации повторяются 4-5 раз в месяц. По словам бабушки, ни мать, ни отец не обращались, ни в Центр социальной помощи, ни в другие службы.

2. Получение социальным педагогом информации о ребенке и семье (детская поликлиника, участковый инспектор по месту жительства, наркологический диспансер, Центр социальной помощи семье и детям)

3. Выход с инспектором по охране прав детства по месту жительства ребенка: обследование условий жизни.

4. Обращение в детскую поликлинику – для обследования состояния здоровья мальчика. Консультации специалиста-нарколога – о возможности помещения родителей ребенка на лечение. В случае позитивных результатов лечения, мотивации на изменение образа жизни – помощь родителям в трудоустройстве.

Социальный педагог в работе с семьей выступает в качестве посредника в защите прав детей. Он представляет интересы ребенка в органах опеки и попечительства, когда стоит вопрос об оформлении опеки, центре занятости – когда есть потребность в трудоустройстве подростка.

5. Беседы с участковым по месту жительства: родители предупреждались ранее об ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию ребенка, однократно был наложен штраф.

6. Беседы социального педагога с мамой мальчика

7. В школе: консультации и по необходимости – обследование и коррекционные занятия с психологом, дополнительные занятия с учителями по предметам.

В качестве примера профилактической и воспитательной программы может быть предложена программа по формированию правовой компетентности родителей

См.: Макартычева Г.И. Тренинг «Я – хороший родитель». — //Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: «Речь», 2007, с.263-300.

Предлагаемые в данной программе занятия могут использоваться в процессе индивидуальной профилактической работы с родителями.

8. Решение вопроса о временном проживании ребенка у бабушки; обращение в Центр социальной помощи о постановке семьи на патронаж.




Предыдущий:

Следующий: