методики и диагностики с семьей

Тема 22: Составление программы (плана) индивидуальной работы с семьей и детьми.

Задание: составьте свою программу социальной реабилитации несовершеннолетнего используя памятки.

Памятка по составлению индивидуальной программы по сопровождению неблагополучных семей в школе.

Направление деятельности

Ответственный

Сроки

Примечания

1

2

3

4

Диагностика

а) Социальное исследование

Сбор информации о семье

Знакомство с семьёй;

Изучение степени социального благополучия; (жизнеобеспечение, организация быта, физическое здоровье, воспитание детей, внутренние и внешние коммуникации семьи);

Определение уровня социального развития ребёнка;

Изучение типового семейного состояния;

Изучение биологического окружения ребёнка, работа с семейной историей.

б) Психологическая диагностика:

Проведение первичной консультации родителей;

Социальный педагог

Педагог-психолог

Согласно плану

Согласно плану

Перечислить все методики, которые будут использоваться при обследовании семьи

Работа с семьёй

Организация индивидуального психологического консультирования ребёнка специалистами КГЦ ПМСС (при отсутствии педагога-психолога в ОУ).

Организация индивидуального психологического консультирования родителей специалистами КГЦ ПМСС (при отсутствии педагога-психолога в ОУ).

Индивидуальное консультирование по организации летней занятости ребёнка.

Работа по взаимодействию с соцзащитой, Центром ПМСС, КДН и др. Социальная помощь с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.

Помощь в сборе и оформлении документов на получении социальной помощи (льгот, социальных выплат и т. д.), улучшении ЖБУ, защита прав ребёнка.

Содействие в оказании гуманитарной помощи, организации бесплатного питания в школе.

Организация консультаций ребёнка у врача-нарколога, психиатра и других специалистов (при необходимости)

Содействие в организации форм обучения ребёнка (экстернат, вечерняя школа, и т. д.).

Инициирование иска о лишении родительских прав (ограничении в родительских правах, отобрании ребёнка).

Организация помощи ребёнку со стороны биологического окружения, проведение встреч сети контактов.

Коррекция детско-родительских отношений, внутрисемейных отношений.

Педагог-психолог

Социальный педагог, педагог-психолог

Социальный педагог, классный руководитель

Социальный педагог

Социальный педагог

Педагог-психолог

Согласно плану (число, месяц, год)

Коррекционные программы

Должна быть отражена совместная работа с социальными организациями.

Программа должна быть утверждена директором и подписана всеми специалистами, задействованными в её реализации.

ПАМЯТКА

по разработке индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего.

 

Направление деятельности

Ответственный

Сроки

Примечания

1

2

3

4

Диагностика

а) Социально-педагогическая диагностика:

Сбор социального анамнеза семьи, изучение сети социальных контактов (построение карты сети контактов);

Изучение условий и формы обучения несовершеннолетнего;

Первичная беседа с подростком, родителями с целью выявления проблем воспитания;

Социометрия классного коллектива с целью выявления статуса ребёнка;

Изучение уровня социального развития ребёнка (в т. числе определение степени удовлетворения материальных запросов);

Наблюдение за подростком в учебной деятельности.

Социальный педагог, классный руководитель

Согласно плану — число, месяц, год

Сбор и уточнение сведений о подростке, ближайших родственных семейных взаимоотношениях,

Проводится совместно социальным педагогом и педагогом-психологом.

б) Психологическая диагностика:

проведение первичной консультации для родителей;

проведение психолого-педагогических исследований для выявления уровня развития ребёнка, степени его дезадаптации

Социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог

Число, месяц, год

В программе должен быть указан список методик, которые будут использоваться.

Аналитическая деятельность

Подготовка психолого-педагогической характеристики подростка

 Социальный педагог, педагог-психолог

Согласно плану (число, месяц, год)

Разработка рекомендаций для классного руководителя, учителей-предметников, родителей.

Социальный педагог, педагог-психолог

Разработка индивидуальной программы реабилитации

Специалисты социально-педагогической службы

Может проводиться в рамках психолого-педагогического консилиума.

Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью изучения эффективности программы, внесения необходимых корректив; проведение итогового психолого-педагогического консилиума.

Все заинтересованные стороны

1 раз в 3 месяца, в конце учебного года

К консилиуму должен быть подготовлен письменный отчёт о выполнении программы.

Подготовка аналитической информации по организации индивидуальной работы с подростком на педагогические советы, административные совещания, заседания КДН и т. п.

Зам. Директора по ВР, социальный педагог

Согласно плана или по мере необходимости

Коррекционная работа

Проведение встреч сети контактов (консультирование специалистами КГЦ ПМСС)

Педагог-психолог, социальный педагог

Встречу ведёт специалист КГЦ ПМСС, не включенныё в программу реабилитации (независимый)

Коррекция детско-родительских отношений

Педагог-психолог

Проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы согласно программе

Педагог-психолог

Должны быть разработаны перспективные программы индивидуальной или коррекционной групповой работы

Образовательно-профилактическая деятельность

Социальный патронат семьи и подростка

Социальный педагог

Должен быть составлен перспективный график посещений

Оказание помощи в определении формы обучения. Осуществление социально-педагогической работы по минимизации негативного прогноза (неуспешности) в учебной деятельности (малые педсоветы, консилиумы и др.)

Зам. Директора по ВР, классный руководитель, социальный педагог.

В программе должна быть отражена совместная работа с учебным заведением.

Профилактические беседы, индивидуальное консультирование, по вопросам дальнейшего самоопределения и выбора жизненного пути. Индивидуальное консультирование по проблемам адаптации подростка к школе.

Социальный педагог, КДН, ПДН, педагог-психолог

Организация индивидуального консультирования родителей у специалистов КГЦ ПМСС.

Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу).

Индивидуальное консультирование по вопросу организации  занятости в летний период.

Работа по вовлечению подростков в тренинговые группы.

Социальный педагог, классный руководитель

В ходе диагностики должны быть выявлены интересы и склонности ребёнка, в программе указать, какой направленности занятия (спорт, технические и др.) предлагаются подростку 

Содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности)

Социальный педагог

Организация психолого-педагогического просвещения родителей

Указывать форму просвещения, темы, которые будут предложены

Взаимодействие специалистов КГЦ ПМСС с КДН, ПДН, наркологической службой, учебным заведением, руководителем кружка или секции и т. п.

Содействие в направлении в стационарное медицинское учреждение детей (родителей). Оказание информационной поддержки в получении медицинской помощи.

Организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи.

Участие в правовой защите личностных интересов несовершеннолетнего.

Помощь в написании, оформлении документов, связанных с защитой личностных интересов и прав ребёнка.

 

Программа должна быть утверждена директором и подписана всеми специалистами, задействованными в её реализации.

Минимальные требования к процессу формирования индивидуальной программы

социальной реабилитации несовершеннолетнего:

определен специалист, ответственный за реализацию индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего;

индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего дополняется и корректируется специалистом, ответственным за реализацию программы, в течение всего срока пребывания несовершеннолетнего в учреждении в соответствии с рекомендациями специалистов;

родители (опекуны, попечители), если это не противоречит интересам несовершеннолетнего, имеют доступ к информации о содержании индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, ее целях и результатах;

обоснованность и содержание индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего утверждается решением социального консилиума;

социальным консилиумом проводится оценка эффективности реализуемых индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетнего не реже одного раза в месяц, при необходимости осуществляется корректировка намеченных мероприятий;

определены и зафиксированы временные рамки реализации этапов индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего;

индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего содержит описание достигнутых результатов.

Требования повышенного качества к процессу формирования индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего:

в случае необходимости для формирования индивидуальной программы

социальной реабилитации несовершеннолетнего привлекаются

специалисты и эксперты других учреждений и ведомств.

Показатели осуществления процесса реализации индивидуальной

программы социальной реабилитации несовершеннолетнего:

ведутся записи специалистов об оказанных социальных услугах

ведутся записи специалистов о промежуточных результатах

ведутся документы, отражающие оценку результативности со стороны контактных групп и лиц

ведутся записи об итогах осуществления внутреннего контроля за реализацией индивидуальной программы социальной рабилитации несовершеннолетнего

ведутся записи специалистов о проводимых беседах и выдаче письменных рекомендаций представителям контактных групп (родителям или законным представителям, родственникам, учителям, воспитателям).

Тема 23: Разработка методик оценки состояния семьи.

Задание: проанализируйте все методики.

Методика «Типовое семейное состояние»

Цель: изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.

Инструкция: «Мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете дом. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте это на шкалах»

Бланк к методике «Типовое семейное состояние»

Фамилия, имя, отчество ___________________

Каким (какой) вы чувствуете себя в семье

Шкала оценок

Каким (какой) вы чувствуете себя в семье

Индекс

Довольным(ой)

01234567

Недовольным(ой)

У

Спокойным(ой)

012З4567

Встревоженным(ой)

Т

Напряженным(ой)

01234567

Расслабленным(ой)

Н

Радостным(ой)

01234567

Огорченным(ой)

У

Нужным(ой)

01234567

Лишним(ей)

Т

Отдохнувшим(ей)

01234567

Усталым(ой)

Н

Здоровым(ой)

01234567

Больным(ой)

У

Смелым(ой)

01234567

Робким(ой)

Т

Беззаботным(ой)

01234567

Озабоченным(ой)

Н

Плохим(ой)

01234567

Хорошим (ей)

У

Ловким(ой)

01234567

Неуклюжим(ей)

Т

Свободным(ой)

01234567

Занятым(ой)

Н

Обработка: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются.

Сocтoяние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна 9 (общая неудовлетворенность) – 26 баллам; по Н (нервно-психическое напряжение) – 27 баллам; по Т (семейная тревожность) – 26 баллам.

Методика №1. Анкета для родителей «Мой ребенок»

Цель: выявить особенности условий, в которых живет и воспитывается ребенок, чтобы учесть контекст его личностного развития в процессе выстраивания диалогических отношений с ним.

В чем ваш ребенок испытывает особые затруднения ?

Чем ваш ребенок любит заниматься? К чему более всего проявляет склонность?

С кем он общается?

Как ведет себя во время общения со знакомыми и незнакомыми людьми?

Как он относится к себе? Что говорит о себе?

Какие традиции поддерживаются в вашей семье?

Как вы осуществляете воспитание ребенка? Как называете и поощряете его?

Методика №2 Тест «Рисунок семьи» (для детей младшего и среднего школьного возраста)

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений, понимание проблем ребенка.

Материал для работы: лист белой бумаги 15 на 20 см, ручка, цветные карандаши, ластик.

Инструкция:

№1- «Нарисуй свою семью»

№2- «Нарисуй свою семью, где все заняты делом»

№3- «Нарисуй свою семью, где каждый ее член изображен в виде фантастического существа».

Вопросы:

-Кто изображен на рисунке?

- Что они делают?

-Кто самый счастливый? Почему?

- Если бы у тебя было два билета в цирк, кого бы ты позвал?

Анкета «Семья и родители глазами ребенка»

1.Состав семьи — полная (оба родителя);

2. формально полная (гражданский брак);

3. неполная (один родитель) выбери нужное;

4. число детей в семье, годы рождения;

5. даты рождения родителей;

6. место работы и должность родителей

7. жилищные условия (дом, квартира, общежитие)

8. Как ты находишь свою семью:

-состоятельная;

— средняя;

— бедная.

9. С кем из родителей у тебя наиболее теплые, доверительные отношения?

10. Делишься ли ты своими секретами с членами семьи? С кем?

11. Какие качества твоего характера нравятся родителям?

12.За что тебя хвалят в семье?

13. Какие виды поощрения используют твои родители (словесная похвала, одобрение хорошего поступка всеми членами семьи, покупка новой вещи)?

14. Часто ли тебя ругают родители? За что?

15. Наказывают ли тебя родители физически? За что?

16. Считаешь ли ты своих родителей строгими? Почему?

17. Советуются ли с тобой родители? По каким вопросам?

18.Извиняются ли перед тобой родители в случае их неправоты? (всегда, редко, никогда)? Выберите нужное.

19. Что на тебя больше влияет при предъявлении родителями требований к тебе: их вежливая просьба, приказание, совет, обещание награды, угроза наказания?

20. Веришь ли ты в безусловную правильность поступков родителей?

21. Если ты сомневался в правильности суждений и поступков своих родителей, то с чем это было связано: родители пообещали и не выполнили своего обещания; они требуют от тебя того, чего сами не делают; их отношение друг к другу вызывает у тебя сомнения, родители по-разному говорят об одних и тех же людях в различных обстоятельствах или…?

22. Какие положительные качества своих родителей ты хотел бы перенять?

23. Кто оказывает на тебя наибольшее влияние: друзья, учителя, родители, другие члены семьи?

24. Интересуются ли твои родители отношениями с друзьями?

25. Разрешают ли приводить друзей домой?

26. Интересуются ли родители твоими учебными делами (всегда, иногда, никогда), (оба, больше отец, больше мать)? Выберите нужное.

27. Посещают ли они школу (часто, редко, только по вызову), (больше отец, больше мать)? Выберите нужное.

28. Проверяют ли родители, как ты учишь уроки? Кто чаще?

29. Довольны ли твои родители своей работой, своей специальностью (довольны, недовольны, работают из-за зарплаты)? Выберите нужное.

30. Устраивают ли родителей заработная плата и совместный бюджет?

31. Рассказывают ли тебе родители о своей работе?

32. Есть ли у тебя рабочее место? Оно тебя устраивает?

33. Сколько времени уходит у тебя ежедневно на:

А) домашний труд, выполнение домашнего задания;

Б) общение с родителями;

В) самообразование и развлечение (например: просмотр телевизора, прослушивание магнитофона, прогулка и т.д.)

34. Бываете ли вместе с родителями в театрах, музеях, на концертах и т.д.?

35. Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах?

36. Есть ли у вас с родителями общие занятия и увлечения? Какие?

37.Родители проводят свой отпуск с тобой или без тебя?

38. Имеешь ли ты постоянные трудовые обязанности в семье?

39. Всегда ли охотно ты помогаешь родителям, когда они просят тебя об этом?

40. Любишь ли ты свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то свойственное только вашей семье?

41. Уезжал(а) ли ты из дома надолго и что ты тогда чувствовала?

42. Считаешь ли ты свою семью дружным семейным коллективом? (да. не совсем, нет). Выбери нужное

Задание: продиагностируйте членов семьи.

Приложение 1: Критерии, определяющие социально опасное положение семьи и несовершеннолетних.

Несовершеннолетний, находящийся Семья, находящаяся в социально опасном

В социально опасном положении положении

Лицо в возрасте до 18 лет, которое Семья, имеющая несовершеннолетних

Вследствие безнадзорности или детей, находящихся в социально опасном

Беспризорности находится в обстановке: положении

Представляющей опасность для его Семья, где родители или законные предста-

Жизни или здоровья; вители несовершеннолетних детей:

Не отвечающей требованиям к его 1. Не исполняют своих обязанностей по их

Воспитанию или содержанию; воспитанию, обучению и (или) содержа-

Совершает правонарушение или нию

Антиобщественные действия. 2. Отрицательно влияют на их поведение,

Либо жестоко обращаются с ними.

Приложение 2: Схема обследования неблагополучных семей.

Состав семьи (члены семьи, проживающие совместно) Ф.И.О.

Жилищные условия , возможности проживания детей: да, нет.

Тип неблагополучной семьи:

Конфликтная-

Проблемная-

Кризисная-

Виды отклоняющегося поведения членов семьи:

аддиктивное поведение

антисоциальное поведение

суицидное поведение

конформистское поведение

фанатическое поведение

аутистическое поведение

Выявлены личностные качества членов семьи, которые следует принимать во внимание_____________

Выявлены внутрисемейные связи и отношения, влияющие на отношения с детьми ( при оценке их необходимо сопоставлять с историей жизни ребенка):

Дистанция

Коалиция

Гибкость семейной системы под давлением обстоятельств, устойчивость к изменениям

Гиперопека

Гипоопека

Семейные кризисы

Поддержка близких

Семейные паттерны

Выявлены внешние ресурсы семьи (свободное время, опыт, поддержка родственников и т.д.)

Выявлена дополнительная информация______________

По итогам обследования можно сделать вывод, что__________

Первоочередной план работы с семьей________________

Приложение №3

Организация индивидуальной работы с семьей и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.

Выявление:

В ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистами субъектов системы профилактики;

В ходе рейдов и подворных обходов

По результатам выступления в СМИ

В случае устных или письменных сообщений граждан.

Учет:

Сбор и подготовка документированной информации.

Рассмотрение вопроса о постановке на учет КДН и ЗП

Постановка на учет в банк данных на семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

Реабилитационная работа:

Определение основного субъекта работы с семьей

Разработка программы реабилитационной работы с семьей и несовершеннолетним, определение системы и вида патроната

Реализация программы реабилитационной работы

Снятие с учета:

Рассмотрение основания, представленного субъектом профилактики, о снятии с учета в банке данных на заседание КДН и ЗП.

Принятие решения КДН и ЗП о снятии с учета.

Передача информационной карточки на семью и несовершеннолетнего в архив банка данных.

Приложение 4: Вопросы для беседы с лицами, осведомленными о положении дел в семье:

Насколько серьезны разногласия, существующие в данной семье? Как бы вы оценили остроту напряженности отношений в семье?

Можно ли утверждать , что напряженность в семье растет? Как часто возникают ссоры в этой семье?

Каковы главные обстоятельства, особенности поведения супругов, которые влияют на возникновение конфликтов между ними?

Имеют ли место разногласия в семье по поводу материальных ценностей или прав на них, а также расхода денег?

Влияет ли неупорядоченный образ жизни одного или обоих супругов, членов семьи на остроту конфликта?

Злоупотребляют ли члены семьи алкогольными напитками и допускают ли они по отношению друг к другу хулиганские поступки?

Кто чаще всего является инициатором конфликта?

Кто больше всего виновен в конфликте в целом?

С чьей стороны больше проявляется стремление осложнить конфликт?

В чем заключаются противоправные действия членов семьи друг против друга?

Известно ли вам, что один из супругов угрожает расправой?

Имеют ли эти угрозы под собой реальную почву?

Случается ли что конфликтные стороны используют предметы домашнего обихода или другие предметы бытового назначения (лопата, лом, камни и т.д. ) для сведения счетов друг с другом?

Имеется ли опасность использования супругами в конфликте холодного или огнестрельного оружия?

Как отражается поведение родителей на детях?

Известны ли вам факты пренебрежения ими нуждами детей?

Подвергаются ли дети жестокому обращению, избиению?

Кто именно из родителей (отец или мать) плохо обращаются с детьми?

К кому могут пойти дети за защитой (родственники, соседи, педагоги, друзья)?

Какие меры применялись к этой семье со стороны соседей, представителей общественности или должностных лиц и какова эффективность этих мер?

Старался ли кто-нибудь помочь ей в упорядочении ее отношений?

Каким образом это происходило, на что именно направлялись воздействия?

Считаете ли вы, что семья нуждается в социальной помощи и поддержке или же, по вашему мнению, нет?

Снижалась ли острота во взаимоотношениях в семье после воздействия на нее извне?

Что конкретно изменилось в семье в результат таких воздействий?

Требуются более жестокие меры по отношению к семье или достаточно предъявления обычных требований?

Приложение №5 Оценка показателей положения дел в семье членами семьи и осведомленными лицами (родственниками, соседями, знакомыми).

Регистрационный №________-

Данные о семье, по поводу которой проводится опрос:

1.Фамилия______

2.Адрес______

3. Дата опроса и оценка_________

4. Отношение к семье (соседи, родственники и др.)

Оцениваемые показатели положения дел в семье в баллах от 0 до 5

Оценка опрашиваемых степени остроты конфликта

Острота конфликта в семье

0 1 2 3 4 5

Динамичность конфликта:

скорость нарастания, частота проявления

Факторы осложнения конфликта и степень их влияния на разногласия в семье: наличие материальных ценностей-объектов конфликтных отношений; жилищные условия; низкий заработок; претензии по поводу неправильного расходования денег; неупорядоченность образа жизни (супружеские измены, уходы из семьи и пр.); злоупотребление алкоголем, хулиганство; связи с преступной средой.

Степень виновности участников участников конфликта в его нагнетании и осложнении: мужа, жены, детей, других лиц.

Частота противоправных действий: угроза расправы; применение физической силы; использование подручных средств и предметов для сведения счетов; использование оружия

Интенсивность мер предпринимавшихся соседями, общественностью и другими лицами для урегулирования отношений в семье

Инструкция: После беседы с конкретным лицом, осведомленным о положении дел в семье, оцениваются те или иные факторы или условия, которые обостряют взаимоотношения ее членов. Оценка выставляется в баллах от 0 до 5, исходя из следующего:

0 баллов- данный фактор не играет негативной роли в конфликте;

1 балл- обстоятельство или фактор играет незначительную роль или его влияние до конца не ясно;

2 балла- фактор редко влияет отрицательно и, как правило ситуативно;

3 балла- фактор иногда оказывает влияние на поведение сторон в конфликтной ситуации;

4 балла- фактор чаще всего влияет отрицательно и почти не зависит от характера ситуации;

5 баллов- фактор всегда проявляется редко, постоянно оказывает отрицательное воздействие и имеет тенденцию к усилению влияния.

Отвечать нужно на все пункты.

Обработка результатов:

Подсчитывается сумма баллов: 35 баллов- оценка остроты конфликта очень высокая ; 28 баллов -высокая; 21-средняя; 14 баллов- низкая; 7 баллов -очень низкая.

Приложение № 6 Действия и меры в связи с конкретной неблагоприятной ситуацией в семье

Основные виды

необходимых мер и действий

Вывод

Дата___

Вывод

Дата___

Вывод

Дата___

Решение о необходимости

постановки семьи на учет в центр.

Проведение дополнительной диагностики и внимательного отслеживания развития отношений в семье.

Взаимодействие с представителями других органов (образования, правоохранения, здравоохранения),привлечение внимания общественности к необходимости вмешательства в семейную ситуацию соседей, родственников.

Установление патроната, заключение договора с семьей о сотрудничестве.

Приложение №7 Визит в семью

Задача первого визита:

Снятие страха и напряженности семьи.

Нужно представиться, быть при этом доброжелательным, спокойным и , если получится, уверенным в себе. Не стоит уже изначально накручивать себя.

Социальная беседа – не спешите (иногда первый визит может быть просто знакомством). В этом случае можно договориться и распрощаться.

Содержательная часть: нужно объяснить, что хорошего может получить семья от общения с тобой; семья может принять твое объяснение, а может нет; спросить в какой помощи семья нуждается, и согласна ли она сотрудничать; помни, что отказ от сотрудничества не является окончательным; обязательно проверить как члены семьи тебя поняли и как восприняли; оценить качество контакта с семьей.

Выслушать ответы и принять их за основу будущего диалога.

Запомнить, что ответы могут и не понравиться, но они должны быть тем. На чем придется строить диалог. Поэтому не стоит рисовать семье «светлое будущее» при условии , если она откажется от своих «глупых» установок.

Все эти составные части диалога имеют одну простую и вместе с тем важную цель- показать семье, что вы действительно не являетесь для нее опасным и настроены на сотрудничество.

Чего не стоит делать во время первого визита:

Не сосредотачивать особого внимания на проблемах семьи, если семья не готова сама о них говорить.

Не говорить, что правильно, а что не правильно, прежде чем не узнаешь мнение семьи по этому поводу.

Не форсировать события: семья может быть не готовой и будет защищаться

Помнить, что твое невербальное поведение (или неготовность принять семью такой, какова она есть) может быть очень заметно, и это затруднит последующую работу.

Каждый специалист должен сформулировать индикаторы, которые необходимо отслеживать при посещении семьи и связать с целью посещения семьи

Индикатор- это : причина, по которой мы идем в семью; объекты наблюдения в семье; описание, характеристика состояния семьи в данный момент, на основании чего мы планируем цели работы с семьей.

Приведем примеры с двумя выбранными индикаторами- безопасностью и защищенностью ребенка в семье.

Безопасность ребенка в семье

Показатели,из которых состоит

Индикатор:

Есть, отсутствует

Семья справляется сама

Семья нуждается в помощи

Еда

Развитие

Физическое здоровье

Общение с взрослыми

Наличие собственного места

Наличие мамы, когда ребенок в ней нуждается

Дневной ритм ребенка

Другие

Вопросы: Важен ли данный индикатор для семьи?

Нуждается ли семья в помощи?

Осознает ли семья необходимость помощи?

Защищенность ребенка в семье

Показатель

Есть,отсутствует

Семья справляется сама

Семья нуждается в помощи

Наличие дома

Доходы родителей

Роль родителей в семье

Социальное окружение ребенка

Физическая защищенность ребенка

Другие

Исследование поведения семьи нужно суметь провести грамотно как по форме так и по содержанию. С одной стороны, обследование необходимо, но, с другой стороны, его проведение может быть фактором провоцирующим семью на защиту от «посягательств». Нужно взять только то, что непосредственно необходимо для работы со случаем. То есть должен быть прагматический подход: собрал то, что имеет практическую ценность. Нужно задать простой вопрос: « Что вы сами по этому поводу думаете»? В диалоге с семьей необходимо замечать многие мелочи и детали и затем решать: придавать им значение или нет. На что следует обращать внимание?

- Контекст ситуации: как члены семьи справляются с конкретной ситуацией, как данный контекст влияет на семью, на ее поведение? Какие контексты являются проблемными для семьи и почему?

-Поведение членов семьи (интенсивность, частота, продолжительность), что члены семьи говорят и как ( какие слова, тон голоса), отсутствующее поведение (какое поведение могло бы изменить ситуацию к лучшему?), взаимное влияние поведения (каким образом поведение одних влияет на поведение других членов семьи?)

Основные навыки эффективной коммуникации:

Умение активного слушания, при котором необходим настрой на собеседника, неподдельный интерес и акцентирование собеседника (не означает согласие с его высказываниями), реагирование на сообщение и чувства собеседника.

Умение убеждающего высказывания, которое характеризуется ясным и прямым сообщением о потребностях, ожиданиях, чувствах; взятие на себя ответственности за сообщение.

Важными составляющими являются и такие умения: находиться в той же точке, что и клиент; давать точную обратную связь-понимание проблем клиента и предъявленных фактов.

Навыки активного слушания:

Пассивное слушание (полное внимание, поза и жесты, визуальный контакт)

Выражение подтверждения и признания (кивание головой, наклон вперед, улыбка, вербальные реплики).

«Отмычки» (использование дополнительных поощрений или открытых вопросов).

Активное слушание (доброжелательность, уточнение, переформулирование, слушание и понимание).

Цель- фокусирование внимания на ключевой проблеме, согласование приоритетов между клиентом и профессионалом ( это вопрос о целях, их выборе для работы). При этом очень важно является выделение положительных и сильных сторон клиента. Это дает клиенту (семье) новый взгляд на себя и свои возможности, придает клиенту уверенность в возможности самому изменить ситуацию к лучшему.

Ошибки при активном слушании:

- не использованы навыки активного слушания (внимание, настрой на собеседника, реагирование на его сообщения и чувства);

- не использованы возможные техники интервьюирования (прояснение ключевой проблемы, мотивирование клиента на изменения, придание клиенту уверенности в своих возможностях);

- псевдопомощь (наклеивание ярлыков. Оценка, сарказм, критика, угрозы, предупреждения, диагноз).

Когда запланированная цель визита и актуальная ситуация несовместимы, возникает критическая ситуация. Что в таких случаях делать?

При возникновении напряженной ситуации во время визита:

Приостанови обсуждаемую тему;

Предложи сделать паузу;

Сохраняй спокойствие на протяжении всей ситуации ; не продолжай решение проблемы, начни с активного слушания;

Проанализируй возможность переместить кого-то из членов семьи или удалить на время, особенно если их агрессивность направлена друг против друга;

Побеседуй индивидуально с каждым членом семьи (если это необходимо);

Покинь семью, если ты считаешь, что ситуация становится физически опасной для тебя, или семья просит тебя об этом.

Приложение №8 Деловые переговоры с семьей

Этапы формулирования целей в работе с семьей:

Наладить контакт с клиентом, семьей.

Сообщи общую установку и направление встречи.

Составь перечень того, в чем нуждается семья.

Помоги клиенту, семье сформулировать цель.

Переформулируй при необходимости проблему(ы) клиента в цель (и).

Помогите клиенту составить приоритет целей и з0адач- что является первоочередным? Сформулируй общую цель (семья, заказчик, служба)

Каким требованиям должны отвечать цели?

- Цели должны быть реалистичными.

- Цели должны учитывать социальное окружение клиента, семьи.

-Цели должны соответствовать функциям и возможностям службы.

- Цели должны соответствовать целям клиента (семьи).

- Семья должна понимать и акцентировать цели.

-Цели должны быть конкретными и измеримыми по конкретным показателям.

Составление и заполнение семейного плана должно быть унифицировано.

Составление части семейного плана:

Описание ситуации, проблемы.

Описание семьи (исследование семьи)

Цели случая – заказчик, семья, социальный работник

Умения и навыки семьи

Действия (кто, что будет делать) и время выполнения действий.

Настоящее поведение (дневник процесса).

Показатели и критерии-принятия работы, пересмотра и окончания случая.

Промежуточные и окончательные результаты.

Семейный план может быть конспективным, аналитическим, хронологическим и т.д. Важно, чтобы он помогал в работе.

Пример семейного плана:

Семейный план №

Случай

23

Заказчик

Директор школы

Информация

В возрасте трех лет девочка была удочерена из детского дома, через 12 лет от родителей поступило заявление в департамент соц. помощи об отказе от ребенка и передаче ее в детский дом. В результате девочка перестала посещать школу.

Цель заказчика

Помощь в воспитании «неуправляемой» дочери или избавиться от нее.

Исследование функционирования семьи

Отец избегает конфликта, основное время проводит на работе, мать провоцирует девочку на конфликт.

Планирование

1.Контакт с семьей, выяснение ситуации в семье, возможных действий.

2. Консультации в соц. департаменте по проблеме отказа от ребенка.

3. Планирование работы со школой.

4. Психологическое консультирование семьи.

5. Обучение матери и отца умениям поведения в конфликте.

6. Заключение договора между членами семьи, контроль за его выполнением.

7. Контроль за окончанием ребенком 9 класса, контакт с учителем.

8. Помощь в устройстве независимого проживания девочки.

Промежуточные

показатели течения процесса

Родители согласились заключить договор, позволивший девочке закончить 9 класс.

Показатели для закрытия

случая

Девочка получила независимость от матери, отдельную комнату в общежитии

Длительность случая

12 месяцев

«Перечень советов», которые иногда помогают двигаться в перед:

если родители не выполняют положения по охране детей, объясни их родителям, заключи контакт с родителями;

составь приоритет целей, пересматривай цели;

следи за изменениями при использовании альтернативных моделей поведения;

следи за реакцией родителей: как они чувствуют, есть ли прогресс в работе;

спроси, что родители думают о новом подходе;

помни, что необходимо объяснить свой подход всем членам семьи, участвующим в процессе;

поощряй активность самих родителей, чтобы достигнуть изменений;

используй идеи и помощь других;

обрати внимание, имеет ли слово «успех» одинаковое значение для тебя и клиента;

и еще несколько вопросов себе, если отсутствует прогресс :

-я действую в правильном направлении?

- то ли это, что клиент хочет?

-правильно ли выбраны приоритеты?

- реалистичны ли наши цели?

- просмотрели ли вы все возможности?

- что осталось несделанным?

Некоторые категории семей, находящихся в социально опасном положении:

Семьи, где родители страдают алкоголизмом.

Алкоголь становится на первое место в жизни семьи, ребенок чувствует свою ненужность, но так как ребенок любит своих родителей, то эта двойственность отношения к родителям порождает комплекс виновности и страха, от которых он может избавиться через девиантное или делинквентное поведение.

Семьи, где родители безработные.

Родители озабочены собственной тревогой за свое существование или, избавляясь от нее. Уже теряют всякий смысл что-либо делать, и теперь они пассивны. Не способны проявлять любовь, внимание к своим детям. Детям кажется, что они отторгнуты, что в их жизни то же нет смысла.

Семьи, которые распадаются.

Зачастую ребенок является средством, с помощью которого, выясняются отношения между супругами. Последствия детские неврозы и плохое поведение.

Неполные семьи.

Дети без отцов хуже адаптированы к жизни. В сознании ребенка нарушена роль другого родителя. Последствия – разводы, кризисы у детей.

Семьи, где родители – инвалиды.

Безысходность с чувством вины у родителей порождает чувство вины у детей.

Приложение №9

Сбор документов на семью

Сбор документов состоит из:

получения копий с оригиналов свидетельств о рождении ребенка, а также его паспорта по достижении 14 лет;

копий с оригиналов свидетельств об установлении отцовства или справок о том, что запись об отце в свидетельство о рождении внесена со слов матери, для детей одиноких матерей;

иных документов, необходимых для подтверждения степени участия родителей в воспитании и содержании ребенка( копии решений суда о взыскании алиментов, об установлении режима общения с ребенком, об определении места жительства ребенка, об участии в воспитании ребенка родителя, раздельно с ним проживающего, о лишении или ограничении родительских прав и т.д.)

копий с оригиналов паспортов родителей (усыновителей, попечителей и т.д.), родственников;

копий с оригиналов свидетельств о смерти ( в случае смерти законных представителей ребенка);

копий с оригиналов свидетельств о заключении или расторжении брака между родителями ребенка;

справки из образовательного учреждения, которое посещает ребенок;

справок о регистрации по месту жительства или месту пребывания ребенка (постоянной или временной прописке ребенка и семьи )-из паспортной службы, и характеристик жилой площади с места постоянной регистрации ребенка и семьи из паспортной службы (при необходимости – копии документов о собственности на жилое помещение, в особенности если собственность имеет ребенок);

обзорные справки, протоколы, объяснения, акты ЖБУ из органов внутренних дел (ПДН, участковые), а также по запросу ОВД полученные ими справки о наличии родителей (иных лиц) на учете в психоневрологических, наркологических, туберкулезных или иных диспансерах;

справок о доходах семьи (о размере пенсий и пособий из органа социальной защиты населения – собес, справок о размере алиментов из службы судебных приставов — если не взыскиваются, из бухгалтерии предприятия, где работает должник, о размере заработной платы и иных доходах, о собственности);

характеристики с места жительства (сельские советы), или с места работы родителей, других лиц;

медицинские документы (о состоянии здоровья членов семьи, справки о наличии группы инвалидности и т.д.);

иные необходимые по ситуации документы

По мере поступления информации и документов на семью и ребенка происходит процесс квалификации или переквалификации группы учета семьи и ребенка в соответствии с действующим законодательством, а также определяется перечень мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка и индивидуальной профилактической работы.

В своей работе мы используем «признаки дисфункциональных семей», которые являются не абсолютно правильными, а рабочими и удобными для практического применения. «Признаки» являются вспомогательным инструментом.

Признаки дисфункциональных семей:

Семья, где ребенок без присмотра:

слабая система общения;

изолированность между членами семьи;

неприятие семьей ответственности;

эмоционально ограничивающие рамки;

отсутствие эмпатии;

недостаток внимания детям, их развитию и жизни.

Признаки эксплуатирующей семьи:

- ребенку навязана роль родителя;

- отсутствие границ, в том числе сексуальных, между родителями и детьми;

- родители не способствуют развитию ребенка, его взрослению, изменению взглядов на мир;

- родители не могут отделить свои потребности от потребностей детей.

Признаки семьи с потенциальной жертвой:

вспышки неконтролируемой родительской ярости, взрывной ненависти;

строгие требования к дисциплине;

из ребенка делают «симптом неблагополучия»;

нереальные требования к ребенку;

особо сильные требования подчинения;

родители в своем поведении обнаруживают крайности: с одной стороны, идеализируют ребенка, с другой принижают.

Признаки родителей, сексуально использующих ребенка:

- неполноценные, имеющие психическое расстройство;

- легко и быстро соглашаются на все;

- родители-подростки;

-родители-одиночки;

-родители ребенка с недостатками развития.

Признаки семьи, которая сама себя изолировала:

- нет энергии и силы к жизни;

- заброшенность и грязь;

- родители-подростки;

- родители-одиночки;

-родители ребенка с недостатками развития.

Исследование функционирования семьи- это инструмент для проведения общего исследования семьи. Термины, которыми полезно пользоваться для исследования:

Гомеостаз: семья поддерживает неизменность, уравновешенность семейной системы. При изменениях происходит выход из равновесия, что сопровождается стрессом.

Правила и нормы: неписанные правила, касающиеся прав и обязанностей, поведения членов семьи. При нарушении этих правил возникает стресс, напряженность отношений.

Приложение №10

Итоговая оценка семейного неблагополучия.

Регистрационный №___________

Семья__________

Оценка семейного неблагополучия специалистом.

Оценка опасных факторов со стороны

Мужа

Жены

Детей

Других лиц

Условий

жизни

012345

012345

012345

012345

012345

Прогноз характера возможных осложнений в семье- вероятное отнесение к одной из степеней опасного развития конфликтов в семье.

Содержание вопросов и ответов

Муж

Жена

Совершеннолетние

дети

Близкие

родственники

1.Когда начался конфликт в вашей семье:

а) через месяц после вступления в брак;

б) через полгода;

в) через год;

г) позже.

2.Какие особенности протека-

ния конфликта по срокам:

а) внезапно вспыхивает и быстро угасает;

б) продолжается несколько дней, пока не исчерпает себя;

в) не прекращается, становит-

ся постоянной формой отношений

3.Как часто возникают конфликты между вами:

а) ежедневно

б) раз в неделю

в) раз в месяц

г) раз в три месяца

4.В какой форме чаще всего проходят ваши конфликты:

а) ругань, оскорбления;

б)угрозы расправы, угрозы жалоб, угрозы ухода;

в) драки, побои, избиения;

г) избиения с применением предметов (орудий физического воздействия)

5.Какова острота конфликта в настоящее время

а) конфликт проходит бурно, но без последствий;

б) с каждым разом все более обостряется;

в) достиг крайних пределов возможного (враждебные отношения)

6.Кто чаще всего становится зачинщиком конфликтов в семье:

а) ваш супруг, супруга;

б) ваши дети;

в) родители, проживающие совместно с вами;

г) знакомые супруга, супруги

7.Какие обстоятельства и причины с самого начала послужили основой возникновения конфликта в семье:

а) характер супруга, супруги;

б)отрицательное поведение в семье и вне семьи;

в) плохое отношение к семейным обязанностям;

г) плохое обращение с детьми;

д) совершение аморальных поступков.

8.Какое поведение или поступки вашего супруга чаще всего оказываются причиной возникновения нового конфликта:

а)частые выпивки;

б)грубое обращение (придирки, оскорбления)

в) невнимание

г)флирты

д)неуважение

е)частые измены.

9.Какие свойства личности вашего супруга чаще всего обусловливают возникновение новых ссор:

а)агрессивность

б)властность, желание подчинить себе окружающих

в) жадность

г)неаккуратность

д)жестокость

е) эгоизм

ж)склонность к алкоголю

10.Какие внешние обстоятельства и условия отрицательно влияют на ваши отношения сейчас:

а)тяжелое материальное положение;

б) плохие жилищные условия;

в)пропивание зарплаты

г) вмешательство родственников;

д)влияние друзей

е) негативный пример других семей

ж) безработица

11. Какова позиция детей в ваших конфликтах с супругом:

а) ничего не знают об отношениях родителей;

б)не хотят вмешиваться в конфликт, устраняются

в)являются активными участниками, занимая одностороннюю позицию

г) тяжело переживают ссоры, плохо учатся, болеют

д)уходят из дома, бродяжничают

е)стараются примирить ссорящихся родителей

12.Какие конкретно меры принимаются вами для устранения конфликта:

а)старайтесь действовать уговорами

б)учитывайте обстоятельства , вызвавшие предыдущий конфликт

в)прощаете и забываете обиды, стараясь н обострять отношения

г)предлагаете развестись

д)уклоняетесь от ссор

е)ищите поддержки у близких

13.Какие внешние меры, по вашему мнению, в состоянии сдерживать конфликт или обезопасить его:

а)вмешательство соседей

б)вмешательство ближайших родственников

в)обращение к сотрудникам (начальству) по месту работы

г) наставление со стороны общественности, местных властей;

д)административные санкции и взыскания;

е)помощь специалистов по вопросам семьи и брака

14.Как, по вашему мнению, будет развиваться ваш конфликт:

а)может быть устранен, если супруг изменит свое поведение;

б) может быть устранен, если договориться об этом;

в)готов(а) измениться сама и считаю, что тогда конфликт может быть устранен;

г)улучшение ожидать не приходится, так как конфликт принимает опасные формы;

д)конфликт уже перерос в противоправные действия и требует к себе особого внимания и обязательного вмешательства со стороны.

15.Почему вы не разводитесь и не прекращаете отношений, которые не удовлетворяют вас из-за :

а) детей;

б)опасения мнения общественности, других людей;

в)нежелание разделять общее имущество

г)привычки друг к другу;

д) любви, граничащей с жалостью

е)надежды на перемены к лучшему, обещания мужа(жены) исправиться.




Предыдущий:

Следующий: