основ концепции соц педагогики

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки:

050700.62 «Педагогика», профиль «Социальная педагогика»

(бакалавриат)

Красноярск 2013

УМКД составлен доцентом Старосветской Н. А.

Обсужден на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы

«____» __________20____

Зав. кафедрой

Д.п.н., профессор Т. В. Фуряева

Одобрено научно-методическим советом факультета педагогики и психологии детства

«___» ____________ 20___ г.

Председатель НМСС ______________

Протокол согласования рабочей программы дисциплины

«Основные концепции социальной педагогики» с другими дисциплинами направления 050700 «Педагогика», по профилю

«Социальная педагогика»

на 2013/2014 учебный год

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (Социальная педагогика)

Социальной педагогики и социальной работы

Предложений по изменению нет

Протокол № 1

от 04.09.2013

Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций

Социальной педагогики и социальной работы

Предложений по изменению нет

Протокол № 1

от 04.09.2013

Зав. кафедрой Т. В. Фуряева

Председатель НМСС ___________

«____»____________20____ г.

Лист внесения изменений

Дополнения и изменения в рабочей программе на 200__/_______учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.

2.

3.

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры «___»_____ 200__г.

Внесенные изменения утверждаю

Заведующий кафедрой _________________________________

«_____»___________ 200__г.

Лист внесения изменений

Дополнения и изменения в рабочей программе на 200__/_______учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.

2.

3.

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры «___»_____ 200__г.

Внесенные изменения утверждаю

Заведующий кафедрой _________________________________

«_____»___________ 200__г.

Оглавление

Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины

Выдержка из стандарта

Введение

Содержание теоретического курса дисциплины

Тематический план

Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

карта литературного обеспечения

технологическая карта рейтинга

Методические рекомендации для студентов

Банк контрольных заданий и вопросов

тесты

вопросы к экзамену

Рабочая тетрадь

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс (УМКД) дисциплины «Основные концепции социальной педагогики» для студентов заочной формы обучения по направлению 050700.62 «Педагогика», профиль «Социальная педагогика» включает в себя следующие элементы:

Рабочую программу дисциплины, включающей ее основное содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение.

Методические рекомендации для студентов, которые содержат разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Основные концепции социальной педагогики».

Банк контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Основные концепции социальной педагогики» который представлен тестами, которые позволяют осознать и расширить теоретический материал по изучаемым темам, закрепить материал по учебной дисциплине.

Вопросы к зачету, которые являются итоговым контролем освоения студентами знаний в области социальной работы с молодежью.

Тематики рефератов отражают наиболее актуальные проблемы социальной работы с молодежью, расширяют теоретический материал в рамках вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

ДПП.02

Основные концепции социальной педагогики

Социальная педагогика в сферах гуманитарной науки и культуры, и образования. Принципы, предмет, задачи и методы социальной педагогики. Социальная педагогика как раздел общей педагогики. Социальные основы процессов поддержки, воспитания и образования. Социальная педагогика как теория и практика решения социальных проблем человека (ребенка). Деятельность социального педагога в полиэтнической и поликультурной среде.

216

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Основные концепции социальной педагогики» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 540600 — «Педагогика». Курс относится к блоку дисциплин профильной подготовки «Социальная педагогика» и опирается на содержание таких дисциплин, как Теоретическая педагогика, История образования и педагогической мысли, Социальная педагогика и др. При реализации ОПП материалы дисциплины будет использоваться для изучения дисциплины Социально-педагогическая технология,

Цель дисциплины: освоение историко-культурных и научно-методологических основ социальной педагогики, формирование системы научных знаний в области социально-педагогических теорий.

В ходе обучения студентов решаются следующие задачи:

Актуализировать междисциплинарные знания в области психологии и педагогики, раскрывающие сущность процесса социального воспитания и развития человека в разных социокультурных средах и образовательных условиях.

Сформировать у студентов целостное, системное научное мировоззрение о сущности социального воспитания.

Овладеть историко-культурными и современными концепциями социальной педагогики.

Овладеть умениями научного анализа историко-культурных и современных концепций социальной педагогики.

Обеспечить условия формирования ориентаций на гуманистические подходы, лежащие в основе концепций социальной педагогики.

Развивать аналитические и исследовательские умения студентов в процессе работы с текстом, при выполнении творческих заданий и проектов.

Учебный курс ориентирует будущего специалиста на сравнительный анализ различных теоретических концепций в социальной педагогике и выработку собственной теоретической позиции.

Студенты знакомятся с основными понятиями, исходными положениями, принципами, методами историко-культурных и современных концепций, с их методологическим значением и ролью при определении целевого, содержательного, организационно-деятельностного, результативного компонентов процесса социального воспитания. В ходе изучения дисциплины у студентов формируется представление о возможностях и условиях применения этих методологических ориентаций в познании и преобразовании социально-педагогической практики.

Изложение и осмысление основных положений концепций социальной педагогики в современных условиях призвано способствовать развитию у студентов системных представлений о процессе социально-педагогической деятельности.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, работа на семинарских занятиях, выполнение реферативных и учебно-исследовательских заданий. Программой семинарских и практических занятий предусмотрено использование видеофильмов. Содержание данного раздела также включает работу с библиографией, с первоисточниками и научными текстами, выполнение творческих заданий, разработку исследовательских и практико-ориентированных проектов социального воспитания и социально-педагогической помощи. Особенностью ряда заданий является их ориентация на личный и профессиональный опыт студента, возможностью использовать их в профессиональной деятельности (на практике, в волонтерской деятельности). Перечень заданий для самостоятельной работы выбирается студентом из перечня предложенных в соответствии с самооценкой уровня готовности к выполнению поставленных задач.

Учебная дисциплина изучается студентами в 6 и 7 семестрах в общем объеме 216 часов, в том числе 32 аудиторных. По окончании учебного курса предусмотрена итоговая аттестация в форме экзамена. Экзамен проходит либо в устной вопросно-ответной форме, либо в письменной форме, либо в форме защиты творческой работы.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Модуль 1. Теоретические проблемы социальной педагогики.

Социальная педагогика в сферах гуманитарной науки и культуры, и образования. Педагогика и социальная педагогика. Общепедагогические принципы как основополагающие для социальной педагогики. Принципы социальной педагогики. Социальная педагогика как теория и практика решения социальных проблем человека.

Социально-педагогическая деятельность как особая форма со-бытия ребенка и взрослого, сфера «помогающей» деятельности, ориентированная на человека. Феноменология гуманизма, заботы, помощи. Социальные основы процессов поддержки, воспитания и образования.

Субъекты социально-педагогической деятельности. Человек как философско-педагогическая категория. Проблемы целостного контекста понимания человека. Характеристики человека в современной науке. Человек как биологическое, социальное и культурное существо. Детство как самоценный этап развития человека. Детская субкультура. Ребенок как субъект помощи социального педагога.

Социальный педагог как субъект «помогающей» профессии. Проблемы методологического самоопределения социального педагога. Концепция как теоретический компонент, система взглядов на педагогический процесс. Триединство «Цель – Идея – Принцип» как теоретическая основа педагогической концепции. Разнообразие концепций как показатель множественности и взаимообогащения методологических подходов и принцип развития социально-педагогической теории в новых условиях.

Модуль 2. Индивидуально ориентированные педагогические концепции

Концепция педагогики свободы и ненасилия.

Свобода как философская категория. Понимание «свободы» как человеческого феномена. «Свобода» как принцип ненасилия, в основе которого – признание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающего принуждение как способ решения межличностных проблем и конфликтов.

Идеи естественного и свободного воспитания Ж.Ж.Руссо – философско-концептуальная основа теории и практики свободного воспитания. Психолого-педагогическая концепция свободного воспитания А. Нейлла. Свободный ребенок в Саммрехилл-скул – счастливый ребенок. Влияние психологических теорий З.Фрейда, В. Райха и Г. Лейна на взгляды А. Нейлла.

Развитие идей свободного воспитания в России (К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, И.И. Горбунов-Посадов). Природосообразное свободное воспитание как педагогически целесообразная жизнедеятельность взрослых и детей (К.Н. Вентцель). «Декларация прав ребенка» К.Н. Вентцеля как отражение его философских и педагогических взглядов. «Дом свободного ребенка» К.Н.Вентцеля и принципы его организации как педагогической общины.

Концепция педагогической поддержки

Педагогическая поддержка в контексте развития гуманной педагогики. Ключевые понятия педагогической поддержки. Принципы и содержание поддержки. Структура поддерживающей деятельности. Направления поддерживающей деятельности: психологическое, индивидуально-консультирующее, координирующее, социальное, организационное. Договор как средство и результат педагогической поддержки. Вариативность педагогической поддержки. Методы и тактики поддержки ребенка.

Концепция педагогики успеха (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына, Л.И. Шипицына). Теория педагогического сопровождения.

Понятие успеха. Ориентация на успех и ориентация на избегание неудачи. Педагогический принцип ориентации на успех. Проектирование ситуации общей ориентации на успех. Сопровождение как метод, обеспечивающий помощь человеку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. Функции и принципы сопровождения. Классификатор типичных проблем, помощь в разрешении которых нужна детям. Понятие субъектного четырехугольника. Этапы индивидуального сопровождения. Специфика диагностики. Организация и деятельность службы сопровождения.

Концепция воспитания, основанного на субъективном опыте ребенка (И.С. Якиманская, Рыжухина)

Модели личностно-ориентированной педагогики: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая. Понятие субъектного опыта, его содержание, функции, источники, условия проявления и реализации в поведении. Познавательный, коммуникативный, созидательный (творческий) типы субъектного опыта. Индивидуальное содержание и структура опыта, его направленность в зависимости от ситуации (видов деятельности), в которой он реализуется. Характеристики индивидуального проявления опыта. Педагогическая ситуативная диагностика процессуальных сторон субъектного опыта. Проектирование индивидуальных программ сопровождения.

Концепция воспитания ребенка как человека культуры (Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова и др.).

Культура как антропологический феномен. Воспитание человека национальной культуры. Понятие личности в культурологической концепции. Социокультурная, духовно-нравственная, гражданская и личностная зрелость как показатель ценностно-смыслового развития ребенка. Личностно-ориентированные культурологические концепции основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания. Система (базовых) воспитательных процессов: культурная идентификация, социализация, духовно-нравственное развитие личности, индивидуализация.

Философско-антропологическая концепция педагогики понимания (Л.М. Лузина и др.).

Общая характеристика философско-антропологического подхода, его отличие от существующих гносеологических подходов. Философско-мировоззренческие и научно-гуманитарные основы методологической ориентации.

Антропологическая интерпретация компонентов воспитательного процесса. Со-бытие как способ совместного бытия, совместного проживания ребенка и взрослого. Педагогическое событие – момент реальности, в котором происходит развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка. Диалог, полилог, понимание, воспитывающее понимание, понимающее бытие как основные методы воспитания.

Концепция социально-педагогической деятельности, ориентированной на преодоление проблемной ситуации ребенка в социуме (С.А. Расчетина).

Ребенок как субъект социальной заботы, социальной защиты и социального развития. Социально-педагогическая работа как синтез деятельности, общения и отношений двух лиц, ориентированных на решение социальной проблемы. Полифункциональный характер социально-педагогической деятельности, определяемый педагогическим, психологическим и социальным содержанием. Ситуативный подход в решении социальных проблем ребенка.

Модуль 3. Социально ориентированные концепции

Гуманистическая концепция организации жизни Корчака.

Философская идея жизни. Идеи самоценности детства. Проблема взаимоотношений мира взрослых и мира детства. Права ребенка. Требования к педагогу. Правила семейного воспитания. Процесс индивидуального воспитания в групповой среде. Реализация демократических принципов в Доме сирот. Детский суд и парламент.

Отечественные концепции педагогики среды конца начала XX вв.

Концепция выращивания С.Т. Шацкого. Ребенок как субъект социальной жизни и воспитания. Сущность и основное содержание социального воспитания. Изучение условий жизни и личного опыта школьников разных возрастных групп как принцип педагогической деятельности. Социальная среда, ее типы. Принципы педагогизации окружающей среды. Открытая школа как центр воспитания в социальной среде. Гуманистические тенденции в организации жизни детей. Деятельность Первой опытной станции по народному образованию

Предмет педагогики — весь процесс социального формирования личности, все взаимодействия личности и общества (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина). Принцип общественной направленности воспитания. Организация общественно полезной деятельности как средство обеспечения участия детей в общественно полезной жизни.

Концепция воспитания личности в коллективе (А.С.Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский)

Коллектив и личность. Воспитывающая роль коллектива. Принцип гуманизации и демократизации жизни детского коллектива. Воспитание и перевоспитание. Вопрос о “сопротивлении материалов”. Основные положения макаренковской теории коллективного воспитания (параллельное воздействие, перспективные линии, дисциплина борьбы и преодоления, самоуправление коллектива, особая методика работы с коллективом и личностью). «Труд-работа» и «труд-забота». Детское самоуправление в учебно-воспитательных учреждениях А.С.Макаренко. Концепция сознательной дисциплины.

Система перевоспитания «трудных подростков» В.Н. Сорока-Росинского. Категории трудных детей. Коллективный, общественный и четко организованный труд как главное средство перевоспитания. Специфика деятельности учебно-воспитательных учреждений для трудновоспитуемых.

Концепция педагогики общей заботы(И.П. Иванов, К.Д. Радина)

Идея общей творческой гражданской заботы как сущности воспитания. Образ жизни коллектива как общности детей и взрослых Коммунарская методика как система коллективного творческого воспитания. Составляющие идеологии коммунарского воспитания. Этапы коллективной организаторской деятельности. Педагогический результат методики КТД.

Концепция воспитания как педагогического компонента социализации (Рожков, Гребенюк, Байбородова)

Принцип социальной адекватности воспитания. Социальное закаливание как подготовка детей к преодолению негативного эмоционального воздействия окружающей среды. Три группы средств социального закаливания. Проба как пространство социальных действий. Обучение детей вариативному проектированию своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Функция социальной защиты ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды в педагогической деятельности. Понятие социальной защищенности, виды ее показателей (объективные и субъективные). Направления деятельности по социальной защите: социальная защита процесса формирования и развития личности ребенка и его индивидуальности; социальная защита среды формирования и развития ребенка; защита прав учащихся; целевая социальная защита.

Средовый подход в педагогике (Ю.С.Мануйлов, В.Г. Бочарова, В.Д.Семенов и др.) как способ познания и развития личности ребенка.

Воспитательные влияния социальной среды. Среда как пространство генерации стихий и ниш. Система действий со средой, превращающих ее в средства диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата. Формы организации воспитательной работы по месту жительства

Концепции воспитания личности в поликультурной среде (Бондаревская Е.В., Гукаленко, Дмитриев).

Воспитание в духе мира, воспитание толерантности, обучение правам человека: отечественный и зарубежный опыт. Проблема образования в полиэтнической среде. Идеи поликультурного образования в педагогическом наследии прошлого (Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская). Проблемы и опыт многокультурного образования за рубежом (концепция плавильного котла, идея национальных школ, специальные программы для обучения иммигрантов, этнических и расовых меньшинств, концепции мультикультурного образования (Д.Бэнкс и др.). Современные подходы к проблеме поликультурного образования в отечественной педагогике (В.В. Макаев, Г.В. Палаткина, С. Федорова, М.М. Курбиев, М.Г. Тайчинов, Г.Д. Дмитриев). Содержание и технологии процесса поликультурного воспитания. Деятельность социального педагога в полиэтнической и поликультурной среде. Технологии защиты и сопровождения детей в поликультурном образовательном пространстве (Гукаленко)

Модуль 4. Концепции семейного воспитания

Становление и развитие теории семейного воспитания. Становление теории семейного воспитания как отрасли педагогического знания (к. XIX – н. XX вв.).

Вклад педагогов-антропологов в развитие теории и практики семейного воспитания в России. Анатомо-физиологическое обоснование семейного воспитания в трудах П.Ф. Лесгафта. Обоснование целей и задач семейного воспитания с позиций антропологического подхода (И.А. Сикорский). Идея развития в теории семейного воспитания М.М. Манасеиной. Теоретические аспекты сенсорного развития ребенка в условиях семьи с учетом возрастной периодизации, преемственности всех периодов и всех сторон воспитания. П.П. Блонский о проблеме соотношения биологического и социального, целостный процесс воспитания детей с учетом особенностей детского периода. Проблема семейного воспитания с позиций христианской антропологии в трудах Зеньковского В.В. Теория первоначального воспитания детей в условиях семьи П.Ф. Каптерева.

Семейное воспитание как общественно-государственная функция в первые годы советской власти (А.М. Коллонтай, Луначарский, Н.К. Крупская). Особенности взглядов на семейное воспитание в советский период (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), разработка научных основ семейной педагогики. Модели семейного воспитания с позиции современных педагогических подходов.

Тематический план

изучения дисциплины «Основные концепции социальной педагогики» по направлению 050700.62 «Педагогика», профиль «Социальная педагогика»

(заочная форма обучения)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего час. в труд.

В том числе аудиторных

самостоятельная работа

всего часов

лекции

семинарские

лабораторные

Модуль 1. Теоретические проблемы социальной педагогики

1

Социальная педагогика как теория и практика решения социальных проблем человека

14

4

4

10

2

Концепция как теоретический компонент социальной педагогики

10

2

2

8

Модуль 2. Индивидуально ориентированные педагогические концепции

3

Концепция педагогики свободы и ненасилия

14

2

2

12

4

Концепция педагогической поддержки ребенка

14

2

2

12

5

Концепция педагогики успеха

16

4

2

2

12

6

Концепция воспитания, основанного на субъектном опыте ребенка

10

2

2

8

7

Концепция воспитания ребенка как человека культуры

10

2

2

8

8

Философско-антропологическая концепция педагогики понимания

16

2

2

14

9

Концепция социально-педагогической деятельности, ориентированной на преодоление проблемной ситуации ребенка в социуме

12

4

2

2

8

Экзамен

Всего за семестр

116

24

20

4

92

Модуль 3. Социально ориентированные педагогические концепции

10

Гуманистическая концепция организации жизни (Я. Корчака)

12

2

10

11

Отечественные концепции педагогики среды

20

2

2

18

12

Концепции воспитания личности в коллективе

10

2

8

13

Концепция педагогики общей заботы

10

10

14

Концепция воспитания как педагогического компонента социализации

10

2

2

8

15

Средовый подход в педагогике

8

2

6

16

Концепции воспитания личности в поликультурной среде

12

2

2

10

Модуль 4. Концепции семейного воспитания

17

Антрополого-педагогические концепции семейного воспитания

14

2

2

12

18

Семейное воспитание как общественно-государственная функция

6

6

19

Современные гуманистические концепции семейного воспитания

2

2

Всего за семестр

100

8

8

92

Всего за учебный курс

216

32

20

12

184

учебно-методическая КАРТА дисциплины

Основные концепции социальной педагогики

для студентов образовательной профессиональной программы

Направление 050700 Педагогика Профиль Социальная педагогика

по заочной форме обучения

Модуль

Трудоемкость

№№ раздела,

темы

Лекционный курс

Занятия (номера)

Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

В кредитах

В часах

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

семинарские

Лабораторно-практические

Содержание

Часы

Содержание (или номера заданий)

Часы

1

0,6

20

1

Социальная педагогика как теория и практика решения социальных проблем человека

1

Таблица «Человек в системе координат педагогической науки»

10

Проверка письменной работы

2

Педагогические концепции как методологическая основа

2

Реферат на тему «Детство как самоценный этап развития человека»

8

Публичная защита

2

2,4

86

3

Концепция педагогики свободы и ненасилия

2

Сочинение-размышление на тему «Человек есть загадка в мире и величайшая, может быть, загадка».

12

Проверка письменной работы

4

Концепция педагогической поддержки

2

Составление модели педагогической поддержки

12

Проверка письменной работы

5

Концепция педагогики успеха

2

Составление «Лестницы достижений»

4

Публичная презентация

6

Концепция воспитания, основанная на субъективном опыте ребенка

2

Составление модели концепции

8

Проверка письменной работы

7

Культурологическая концепция воспитания

2

Составление генеалогического древа

8

Публичная презентация

8

Философско-антропологическая концепция

2

Составление модели философско-антропологической концепции

14

Проверка письменной работы

9

Концепция со-циально-педаго-гической дея-тельности, ориентированной на преодоление проблемной ситуации ребенка в социуме

2

2

Составление модели концепции

8

Проверка письменной работы

3

2,2

78

10

Гуманистическая концепция организации жизни

2

Составление копилки педагогических средств организации детской жизни

10

Проверка письменной работы

11

Педагогика среды

Составление карты социальной среды

18

Проверка письменной работы

12

Концепция воспитания личности в коллективе

2

Составление педагогических копилки ситуаций

8

Проверка письменной работы

13

Концепция педагогики общей заботы

Составление копилки творческих дел

10

Проверка письменной работы

14

Концепция воспитания как педагогического компонента социализации

2

Найти в газетах и журналах примеры нарушения прав детей в нашей стране и за рубежом. Проанализировать их с точки зрения Конвенции Оон о правах ребенка

4

Работа на семинарском занятии

Подготовить фраг-менты из сказочных произведений, иллюстрирующих права человека. На основе этого материала разработать игровые ситуацию, направлен-ные на размышление о правах человека

4

Публичная презентация

15

Современные концепции педагогики среды

2

Анализ стихий (по Мануйлову)

6

Проверка письменной работы

16

Концепция воспитания личности в поликультурной среде

2

Составление библио-графического анноти-рованного списка статей и документов, касающихся россий-ской и мировой политики в сфере многокультурного воспитания

3

Проверка письменной работы

Составление этнической и конфес-сиональной карты России, выделение мест межэтнических и межконфессиональных конфликтов

3

Проверка письменной работы

Письменное сочинение на тему «Среди нас живут дети-беженцы»

4

Публичная презентация

4

0,9

32

17

Антрополого-педагогические концепции семейного воспитания

2

Разработать классифи-кацию методов семейного воспитания. Объяснить психологи-ческий механизм их воздействия на ребенка

12

Работа на семинарском занятии

18

Семейное воспитание как общественно-государственная функция

Составить таблицу форм работы школы с семьей

6

Работа на семинарском занятии

19

Современные гуманистические концепции семейного воспитания

Составить памятку для родителей по одной из проблем семейного воспитания (на выбор)

6

Проверка письменной работы

Всего часов

6

216

26

8

180 час.

КАРТА литературного обеспечения дисциплины

Основные концепции социальной педагогики

для студентов образовательной профессиональной программы

направление 050700 Педагогика Профиль подготовки Социальная педагогика

по заочной форме обучения

п/п

Наименование

Наличие

место/ (кол-во экз.)

Потребность

Примечания

Обязательная литература

Модуль №1

Мардахаев, Л. В.. Социальная педагогика. Полный курс: учебник/ Л. В. Мардахаев. — 5-е изд., перераб. и доп.. — М.: Юрайт, 2011. — 797 с.

АНЛ(1)

10

Модуль №2

Социально-психологические механизмы поддержки детей и молодежи в открытом социуме: научно-методическое пособие: методическое пособие. Вып. 8/ Т. В. Фуряева [и др.]. — Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. — 292 с.

ЧЗ(1), АНЛ(3), АУЛ(6)

2

Мардахаев, Л. В.. Социальная педагогика. Полный курс: учебник/ Л. В. Мардахаев. — 5-е изд., перераб. и доп.. — М.: Юрайт, 2011. — 797 с.

АНЛ(1)

10

Модуль № 3

Социально-психологические механизмы поддержки детей и молодежи в открытом социуме: научно-методическое пособие: методическое пособие. Вып. 8/ Т. В. Фуряева [и др.]. — Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. — 292 с.

ЧЗ(1), АНЛ(3), АУЛ(6)

2

Мардахаев, Л. В.. Социальная педагогика. Полный курс: учебник/ Л. В. Мардахаев. — 5-е изд., перераб. и доп.. — М.: Юрайт, 2011. — 797 с.

АНЛ(1)

10

Модуль № 4

Социально-психологические механизмы поддержки детей и молодежи в открытом социуме: научно-методическое пособие: методическое пособие. Вып. 8/ Т. В. Фуряева [и др.]. — Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. — 292 с.

ЧЗ(1), АНЛ(3), АУЛ(6)

Мардахаев, Л. В.. Социальная педагогика. Полный курс: учебник/ Л. В. Мардахаев. — 5-е изд., перераб. и доп.. — М.: Юрайт, 2011. — 797 с.

АНЛ(1)

Дополнительная литература

Модуль №1

Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика детства. — Красноярск, 2004. Гриф МО РФ.

44

2

.Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2004. Гриф УМО

55

2

Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

5

2

Лузина Л. Воспитание как со-бытие // Воспитание школьников. — 2004. — № 8. — C. 2-8; № 9. — C. 4-6.

1

1

Модуль №2

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов н/Д, 1999.

2

5

Электронная версия + печатный

Степанов Е.М., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2002.

2

5

Модуль № 3

Степанов Е.М., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2002.

2

5

Дмитриев г.Д. Теоретико-практические аспекты многокультурного образования в США // Педагогика. – 1999. – № 7. – С. 112.

1

1

Козлова С.А. Я – человек: программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.

5

1

Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. – 2002. – № 5.

1

1

Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии // Магистр. – 2000. — № 3. – с. 77–81.

1

1

Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. — М.: Академия, 2000. . Гриф УМО РФ

1

1

Соловейчик С. Воспитание по Иванову

1

1

Электронная версия

Лутошкин А.Н. Как вести за собой

1

1

Электронная версия

Петрынин А.Г., Григорова В.К. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности: Учебное пособие. – М., 2004.– 236 с. Гриф МО РФ

1

1

Электронная версия

Модуль № 4

Семья: Книга для чтения. Кн. 1-2. / Сост. И.С. Андреева, А.В. Гулыга. – М.,1991.

1

1

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М., 1993.

1

1

Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания (1917-1991). — М.: Пятигорск: ПГЛУ, 2002. — 446 с.

1

1

Электронная версия

(включая источники на электронных носителях, базы информационных ресурсов)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Основные концепции социальной педагогики

Наименование

дисциплины/курса

Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)

Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С)

Количество зачетных единиц/кредитов

Основные концепции социальной педагогики

бакалавриат

А

6 кредитов (ЗЕТ)

Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: Теоретическая педагогика, История образования и педагогической мысли, Социальная педагогика

Последующие: Социально-педагогическая технология

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1

Форма работы*

Количество баллов 15 %

min

max

Текущая работа

Групповая работа (дискуссия)

1

4

Работа на семинарах

2

5

Реферат

2

6

Итого

5

15

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2

Форма работы*

Количество баллов 25 %

min

max

Текущая работа

Работа на семинарах

2

5

Письменная аналитическая работа (пакет заданий)

3

6

Реферат

2

4

Практический проект (индивидуальная работа)

2

6

Творческие задания (пакет заданий)

1

4

Итого

10

25

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 3

Форма работы*

Количество баллов 25 %

min

max

Текущая работа

Работа на семинарах

2

5

Методический пакет

1

3

Практическая работа (пакет заданий)

2

4

Письменная аналитическая работа (пакет заданий)

3

6

Задания к семинарским занятиям

1

4

Диагностические задания

1

3

Итого

10

25

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 4

Форма работы*

Количество баллов 15 %

min

max

Текущая работа

Письменная аналитическая работа (пакет заданий)

3

6

Творческие задания

1

4

Работа на семинарах

2

5

Итого

5

15

Итоговый модуль

Содержание

Форма работы*

Количество баллов 20 %

min

max

Экзамен

10

20

Итого

10

20

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Базовый модуль/

Тема

Форма работы*

Количество баллов

min

max

БМ №1 Тема № 2

Аннотированная подборка литературы по теме «Концепции детства»

1

БМ № 2

Дополнительный материал по теме

2

БМ № 3

Дополнительный материал по теме

2

БМ № 4

Семейный проект

5

Итого

0

10

Общее количество баллов по дисциплине

(по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля)

min

max

60

100

Критерии перевода баллов в отметки:

0-59 баллов – не удовлетворительно, 60-100 баллов – удовлетворительно- отлично

ФИО преподавателя:

Утверждено на заседании кафедры «___» ________20____г.. Протокол № _

Зав. кафедрой _____________________________________Т. В. Фуряева

МетодическиЕ рекомендациИ

для студентов

Введение модульной системы организации учебного процесса приводит к сокращению аудиторной нагрузки студентов и увеличению объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних работ. В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня — научить студентов работать самостоятельно. Научить учиться — это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе.

Одним из шагов к решению этих задач является формирование у студентов умения студентов работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные.Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении: создавая вторичные тексты, студент приобретает навыки самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся аннотации, эссе, рефераты, конспекты, обзоры, рецензии, критические статьи.

Создание вторичных текстов связано с двумя основными процессами: свертывания и развертывания информации. При свертывании происходит сокращение первичного текста, при котором сохраняется информация, необходимая и достаточная для сообщения основного замысла или важнейших положений источника. Обратный процесс — развертывание — не просто восполняет сделанные сокращения. Текст при этом дополняется уточнениями, пояснениями, от него протягиваются смысловые «ниточки», связывающие его со всей системой коммуникативных и социокультурных отношений. Таким образом в процессе развертывания вторичный текст приобретает новые смысловые качества — и именно поэтому вторничные тексты, хотя сами не содержат новой информации, играют важную роль в ее приращении, освоении.

Основными процедурами свертывания первичного текста являются конспектирование, аннотирование, резюмирование. От уровня владения этими способами свертывания информации зависит умение реферировать, поскольку написание реферата включает использование различных процедур свертывания информации.

Основные процедуры свертывания первичного текста

1.Конспект

Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

Результат конспектирования — запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.

Для того чтобы осуществлять этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо грамотно решить следующие задачи:

Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение).

Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.

Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.

Определить детализирующую информацию.

Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.

Как конспектировать текст

Выделение главной мысли — одна из основ умственной культуры при работе с текстом.«Отбирать полезнейшее, — писал великий чешский педагог XVII века Я.А.Коменский, — дело такой важности, что немыслим толковый читатель, без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения — усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении, запечатляет воспринятое в памяти и озаряет ум все более ярким светом. Не пожелать выделить из книги ничего, значит все пропустить».

Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т.д. Назначение вспомогательной информации — помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.

Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования?

Основную — записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить — значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т.п. Читая, мы интуитивно используем некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.

Выбор ключевых слов — это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала.

Важными требованиями к конспекту являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий.

По форме конспекты подразделяются на формализованные и графические.

1. Формализованные (все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы).

Это удобно, во-первых, при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен, во-вторых, при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения отдельных данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.

2. Графические (элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними). По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части. Ведение графического конспекта — наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания. Можно выделить следующие основные типы конспектов: плановый, текстуальный, сводный, тематический.

Плановый — легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения, каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта:

а)вопросно-ответный (на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы);

б)схематичный плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений).

Текстуальный — это конспект, созданный в основном из цитат.

Сводный конспект — сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Тематический — дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости из числа привлеченных источников и другого материала, например, своих же записей) на поставленный вопрос — тему: обзорный; хронологический. Роль конспекта — чисто учебная: он помогает зафиксировать основные понятия и положения первичного текста и в нужный момент их воспроизвести, например, при написании реферата или подготовке к экзамену.

Способы конспектирования. Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:

сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;

использование различных цветов;

подчеркивание;

заключение в рамку главной информации.

Способ «вопросов — ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов — ответов» — таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа — решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например,« мое мнение» и т.п.

Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально — лаконичного конспекта.

Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.

Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа. Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.

Комбинированный конспект — вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.

Принципы составления конспекта прочитанного.

Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа — способы фиксации прочитанной информации.

Один из видов чтения — углубленное — предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем, если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Резюмирование.

Резюме — краткий итог прочитанного, содержащий его оценку. Резюме характеризует основные выводы книги, главные итоги. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств — максимум информации. Это обычно одно — три четких, кратких, выразительных предложения, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.

3. Фрагментирование.

Фрагментирование — способ свертывания первичного текста, при котором в первичном тексте выделяются цельные информационные блоки (фрагменты), подчиненные одной задаче или проблеме. Если реферат и конспект определяются темой текста и отражают ее, то фрагменты не связаны с темой текста и отражают внешнюю для него проблему. Фрагментирование необходимо для подготовки докладов, статей, рефератов, когда из множества разнообразных источников надо выделить информацию, соответствующую поставленной проблеме.

2.Аннотация.

Аннотация — краткая обобщенная характеристика печатной работы (книги, статьи), включающая иногда и его оценку. Это наикратчайшее изложение содержания первичного документа, дающее общее представление о теме.

Основное ее назначение — дать некоторое представление о книге (статье, научной работе) с тем, чтобы рекомендовать ее определенному кругу читателей или воспользоваться своими записями при выполнении работы исследовательского, реферативного характера. Поэтому аннотации не требуется изложения содержания произведения, в ней лишь перечисляются вопросы, которые освещены в первоисточнике (содержание этих вопросов не раскрывается). Аннотация отвечает на вопрос:«О чем говорится в первичном тексте?», дает представление только о главной теме и перечне вопросов, затрагиваемых в тексте первоисточника.

По своему характеру аннотации могут быть:

1. Справочными (без критической оценки произведения).

Обязательными требованиями к справочным аннотациям являются четкость и простота изложения. Примерная схема справочной аннотации такова:

уточнение заглавия;

краткие сведения, связанные с содержанием;

сведения, связанные с автором;

особенности издания;

читательский адрес (на кого издание рассчитано).

Полноценное справочное аннотирование призвано обратить внимание читателя на специфику книги (статьи), источники и теоретический уровень текста, характер приложений.

2. Рекомендательными (содержат критическую оценку произведения).

В рекомендательной аннотации дается обоснование значимости произведения:

включается указание на то, почему книга (статья) будет полезна и интересна читателю;

что в книге должно привлечь внимание читателя;

что поможет читателю в повышении его квалификации, ознакомлении с новейшими достижениями науки и техники и т.д.

Примерная схема рекомендательной аннотации:

сведения об авторе (дают представление о направленности произведения и, в определенной степени, о его качестве);

замечания по существу вопроса (с целью привлечения внимания читателя к аннотируемому произведению);

оценка произведения в ряду других аналогичных книг (статей) (с целью обращения внимания читателя именно на это произведение).

По охвату содержания аннотируемого документа и читательскому назначению различают

общие аннотации (характеризуют документ в целом, рассчитаны на широкий круг читателей)

специализированные (раскрывают документ лишь в определенных аспектах, интересующих узких специалистов).

Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц документа, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный характер.

Аннотации могут быть и обзорными (или групповыми). Обзорная аннотация — это аннотация, содержащая обобщенную характеристику двух или более документов, близких по тематике. Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений.

В рекомендательных обзорных аннотациях приводятся различия в трактовке темы, в степени доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера.

При написании курсовых, дипломных работ особый интерес представляют справочные аннотации как наиболее эффективные в предоставлении своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники и помогающие сэкономить время на поиск и сбор научной информации. Исходя из требований к аннотациям, их объем можно довести от нескольких слов до 10-15 строчек.

Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые куски оригинала как таковые, основное содержание первоисточника передается здесь «своими словами». Особенностью аннотации является использование в ней языковых оценочных клише. Аннотация, как правило, состоит из простых предложений.

Текст аннотации не стандартизирован. В научной литературе можно встретить различные требования к составлению аннотаций. Например, текст справочной аннотации может включать следующие сведения:

тип и название аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник, статья и т.п.)

задачи, поставленные автором аннотируемого документа

метод, которым пользовался автор (эксперимент, сравнительный анализ, компиляция других источников)

принадлежность автора к определенной научной школе или направлению

структуру аннотируемого документа

предмет и тему произведения, основные положения и выводы автора

характеристику вспомогательных иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографию.

Характерной особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, включенными в библиографическое описание, при этом не повторять их. При составлении аннотации обычно используют стандартные обороты речи (речевые клише) Приложение № 6.

3.Реферат. Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа. В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.

В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Функции реферата:

Информативная (ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная коммуникативная. Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.3.1.Структура реферата:

Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1)

После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу — обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания (Приложение 3).

3.2.Этапы работы над рефератом.Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

Изложение результатов изучения в виде связного текста;

Устное сообщение по теме реферата.

Подготовительный этап работы.Формулировка темы.

Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.

Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Работа с источниками.

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Создание конспектов для написания реферата.

Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).

По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.

Создание текста.

Общие требования к тексту.

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.

Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность — смысловую законченность текста.

С точки зрения связности все тексты делятся на тексты — констатации и тексты — рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

План реферата.

Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану — мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы — от реферата до докторской диссертации — строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

Требования к введению.

Введение — начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. Во введении аргументируется актуальность исследования, — т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

Объем введения — в среднем около 10% от общего объема реферата.

Основная часть реферата.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов — компиляции.

Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

Заключение.

Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части — пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

Список использованной литературы.

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

3.3. Требования, предъявляемые к оформлению реферата.

Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал — 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении. (Подробнее об этом смотрите в Приложении 2).

При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:

поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,

в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,

дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.

3.4. Об особенностях языкового стиля реферата.

Для написания реферата используется научный стиль речи.

В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции: Предметом дальнейшего рассмотрения является…

Остановимся прежде на анализе последней.Эта деятельность может быть определена как…С другой стороны, следует подчеркнуть, что…Это утверждение одновременно предполагает и то, что…При этом … должно (может) рассматриваться как …Рассматриваемая форма…Ясно, что…Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…Логика рассуждения приводит к следующему…Как хорошо известно…Следует отметить…

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …

Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например:

Не следует писать

Следует писать

Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев…

Таким образом, в ряде случаев…

Имеющиеся данные показывают, что…

По имеющимся данным

Представляет собой

Представляет

Для того чтобы

Чтобы

Сближаются между собой

Сближаются

Из таблицы 1 ясно, что…

Согласно таблице 1.

Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели реферата.- Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи.

В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной…) статье (работе…) автор (ученый, исследователь…; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый…) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает…) ряд (несколько…) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных…) вопросов (проблем…)

- Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов.

Варианты переходных конструкций:

Одним из самых существенных (важных, актуальных…) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о…

Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о…

Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на…

- Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу

В заключение можно сказать, что…

На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы…

Таким образом, можно сказать, что… Итак, мы видим, что…

При реферировании научной статьи обычно используется модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.

Группы глаголов, употребляемые при реферировании.

1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:

Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем).

Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.

2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:

Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает… что.

Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства…

3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:(Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).

4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п.:

Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.

5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.):

Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается … на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает … что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит … что с чем; противопоставляет … что чему.

6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:

Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает… на что, (специально) останавливается … на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается … к чему.

Автор обращает внимание… на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует… внимание …на чем.

7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:

Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует … что. Можно сделать вывод…

8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:- передающие позитивное отношение автора:Одобрять, защищать, отстаивать … что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне … чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать … что, кому; убеждать … в чем, кого.- передающие негативное отношение автора:Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться …с кем, с чем; подвергать… что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять… кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.При проверке реферата преподавателем оцениваются:

Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

Использование литературных источников.

Культура письменного изложения материала.

Культура оформления материалов работы.

Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы. Рецензент оценивает работу по традиционной 10-балльной шкале, могут быть отдельно оценены разные компоненты работы, однако завершается отзыв рецензента одной итоговой оценкой.Отзыв рецензента не должен носить формального характера. Содержание отзыва должно подтверждать и обосновывать правильность выставленной оценки.

Обязательные требования к оформлению реферата.

Перечисленные требования являются обязательными для получения высшей отметки (баллов)

Абзац включает в себя не менее 3-х предложений.

Название каждой главы начинается с новой страницы, объем главы не может быть меньше 5 страниц.

В тексте должны отсутствовать сокращения, кроме общепринятых, общепринятые или необходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы.

Каждая цитата, каждый рисунок или график, каждая формула, каждый расчет должны иметь сноску. Если рисунок или расчет являются авторскими, тогда это необходимо отразить в тексте сноски.

Сноска может быть сделана двумя способами:— традиционный вариант (через «вставка / сноска»)— «построчная» способом [5.210], где первая цифра означает порядковый номер источника из списка литература, а вторая — номер страницы.

Работа предоставляется как в рукописном виде (почерк читаемый, т.е. разборчивый), так и в напечатанном виде через 1.5 интервала. Размер шрифта — 12-14 Вся работа должна быть напечатана в одном виде шрифта, если это не смысловое выделение по тексту.

Сносок должно быть не меньше, чем источников литературы.

Речевые стандарты для составления аннотаций.Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана…) в журнале (газете…)Монография вышла в свет в издательстве ….Статья посвящена вопросу (теме, проблеме…)Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание…) (чего?)Автор ставит (освещает) следующие проблемы…останавливается на следующих проблемах…касается следующих вопросов…В статье рассматривается (затрагивается, обобщается…) (что?)говорится (о чем?)дается оценка (анализ, обобщение) (чего?)представлена точка зрения (на что?)затронут вопрос (о чем?)Статья адресована (предназначена) (кому?)может быть использована (кем?)представляет интерес (для кого?)исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.Объем введения — в среднем около 10% от общего объема реферата.

БАНК КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Тематика рефератов

Духовно-нравственное воспитание в русле христианско-антропологического подхода в отечественной педагогике.

Средовый подход в отечественной педагогике конца XIX – начала XX вв.

Концепция социального воспитания в педагогическом наследии С.Т. Шацкого.

Концептуальные основы социально-педагогической системы А.С. Макаренко.

Семейное воспитание в отечественной педагогике конца XIX – начала XX вв.

Сущность детства в педагогических концепциях.

Социальное воспитание в отечественной педагогике конца XIX – начала XX вв.

Теория коллективного воспитания в отечественной педагогике конца XIX – начала XX вв.

Теория коллективного воспитания в отечественной педагогике второй половины ХХ в.

Аналитико-диагностическое изучение ребенка в отечественных педагогических концепциях.

Метод проектов в социально-педагогической теории и практике.

Материнское воспитание Е. Конради

Проблема свободы личности в педагогических концепциях.

Методы создания преобразующих ситуаций в трудах отечественных педагогов.

Новаторские идеи социального воспитания в педагогическом наследии В.Н. Сорока-Росинского.

Школа диалога культур в контексте развития национальных школ России.

Современные концепции мультикультурного образования.

Роль семейных традиций в воспитании у детей и подростков гражданской идентичности.

Тестовые задания по дисциплине

Дайте определение:

Социальная педагогика (как отрасль педагогики) – это __________________ __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Ответьте на вопрос:

Какие науки о человеке используются в социальной педагогике?

1. философия

2. социальная работа

3. социология

4. биология

5. психология

6. этика

7. этнография

8. история

9. культурология

10. генеалогия

11. медицина

12. правоведение

13. дефектология

3. Раскройте понятие:

Социальное воспитание – это_________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Ответьте на вопрос:

Какой возраст, по Вашему мнению, наиболее восприимчив к учёбе и получению социального опыта?

1. 7-12

2. 13-17

3. 18-25

4. 26-32

Ответ: ____________________________________________________________

5. Дайте определение:

Концепция – это __________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Дайте характеристику принципа культуросообразности ________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Ответьте на вопрос:

Кто первый сформулировал принцип культуросообразности?




Предыдущий:

Следующий: