основная часть новая

Реферат

Курсовая работа 22с., 20 источников.

ПСИХИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАСТРОЙСТВА ВСЛЕДСТВИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТ.

Объект исследования — личность подростка, злоупотребляющий психоактивные вещества.

Предмет исследования — личностные характеристики подростка, злоупотребляющий психоактивные вещества.

Цель исследования — изучить особенности личности подростка, злоупотребляющий психоактивными веществами.

Задачи:

Дать краткий обзор психоактивным веществам (психоактивные вещества).

Определить особенности личности подростков, злоупотребляющих психоактивные вещества.

Выделить факторы, влияющие на то, что подросток начал злоупотреблять психоактивные.

Изучить инструментарий для исследования личности подростков, злоупотребляющие ПАВ.

Методы исследования: анализа психолого-педагогической и медицинской литературы.

Введение.

Человечество на протяжении всего существования имело опыт употребления психоактивных веществ. Однако только во второй половине нашего века проблема зависимостей превратилась в мировую медико-социальную проблему, которая демонстрирует тенденцию неуклонного роста. В ряде стран она приобрела масштабы национального бедствия. В США наркоманию стали именовать врагом Америки № 1.

В нашей стране на протяжении последнего десятилетия отмечается неуклонный рост числа больных алкоголизмом и наркоманиями. По оценкам специалистов 10% населения Беларуси злоупотребляет алкоголем. На учете в наркологических учреждениях республики состоит более 3 тысяч наркоманов. Из них более 80 процентов составляют опийные наркоманы. Ситуация осложняется вспышкой ВИЧ инфекции среди шприцевых наркоманов. По последним данным в республике насчитывается более 2 тысяч ВИЧ инфицированных.

Проблема зависимостей как мировая медико-социальная проблема. Эпидемиологические данные о распространенности. Определение понятий психоактивное вещество, наркотик. Этапы формирования зависимостей. Диагностика на ранних этапах формирования зависимости. В данную группу входят расстройства, тяжесть которых варьирует от неосложненного опьянения до выраженных психотических расстройств и деменции, но при этом все они могут быть объяснены употреблением одного или нескольких психоактивных веществ. Конкретное употребляемое вещество часто определяет всю клинику, например картину интоксикации, психоза, хотя деменции в результате употребления различных веществ могут быть похожи.

Социальное звено связано с ролью семьи, группы, социальной и экономической организацией, особой средой, например богемой.

Цель курсовой работы: изучить особенности личности подростка, злоупотребляющий психоактивными веществами.

Задачи:

Дать краткий обзор психоактивным веществам (психоактивные вещества).

Определить особенности личности подростков, злоупотребляющих психоактивные вещества.

Выделить факторы, влияющие на то, что подросток начал злоупотреблять психоактивные.

Изучить инструментарий для исследования личности подростков, злоупотребляющие ПАВ.

Объект исследования: личность подростка, злоупотребляющий психоактивные вещества.

Предмет исследования: личностные характеристики подростка, злоупотребляющий психоактивные вещества.

В настоящее время одной из самых актуальных проблем является проблема злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками и молодёжью.

Употребление психоактивных веществ подростками растет и уже превратилось из феномена в эпидемию. Большинство подростков прибегают к употреблению многих психоактивных веществ. От 70 до 98 % подростков, поступающих на лечение, являются полинаркоманами.]

Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в Белоруси, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз чаще, чем население всех других возрастов, а ненаркотическими психоактивными веществами — в 11,4 раза чаще.97% первых проб психоактивных веществ приходится на возраст до 17 лет, а основная масса — на 14-15 лет. Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным веществам детей 10-13 лет.

За последние 10 лет в Беларуси повсеместное распространение получила, наиболее тяжелая форма наркомании — героиновая, однако сейчас всё большее число подростков употребляют психостимуляторы (экстази, эфедрой, амфетамин). Также в подростковой среде отмечается существенный рост так называемого «пивного алкоголизма», когда объектом злоупотребления становятся слабые алкогольные напитки. Участились случаи сочетанного употребления алкоголя и различных наркотиков.

Еще одной тенденцией является «феминизация наркомании». Если пятнадцать лет назад девушки-подростки составляли 10-15% наркозависимых , то согласно последним данным разных авторов соотношение юношей и девушек, зависимых от психически активных веществ находится в пределах 2-3: 1, за счет резкого вовлечения в наркопотребление последних.

Известно, что злоупотребление психоактивными веществами представляет собой опасность на донозологическом уровне, поэтому оно нашло свое отражение.

1. Введение в проблему зависимостей.

Данный раздел включает весьма разнообразные расстройства, тяжесть которых варьирует (от неосложненного опьянения и употребления с вредными последствиями до выраженных психотических расстройств и деменции), но при этом все они могут быть объяснены употреблением одного или нескольких психоактивных веществ (которые могут быть или не быть предписаны врачом).

Идентификация употребляемых психоактивных веществ может быть сделана на основе заявления самого пациента, объективного анализа мочи, крови и т.д. или других данных (наличие у пациента наркотиков, клинические признаки и симптомы, сообщения из информированных третьих источников). Всегда желательно получить подобные данные более чем из одного источника. Объективные (лабораторные) анализы дают наиболее очевидные доказательства употребления наркотиков в настоящее время или в недавнем прошлом, хотя возможности этого метода ограничены по отношению к прошлому употреблению или уровню употребления в настоящем. Проблема зависимостей как мировая медико-социальная проблема. Эпидемиологические данные о распространенности. Определение понятий психоактивное вещество, наркотик. Этапы формирования зависимостей. Диагностика на ранних этапах формирования зависимости. Стратегии вмешательства. Человечество на протяжении всего существования имело опыт употребления психоактивных веществ. Однако только во второй половине нашего века проблема зависимостей превратилась в мировую медико-социальную проблему, которая демонстрирует тенденцию неуклонного роста. В ряде стран она приобрела масштабы национального бедствия. В США наркоманию стали именовать врагом Америки N 1.

В нашей стране на протяжении последнего десятилетия отмечается неуклонный рост числа больных алкоголизмом и наркоманиями. По оценкам специалистов 10% населения Беларуси злоупотребляет алкоголем. На учете в наркологических учреждениях республики состоит более 3 тысяч наркоманов. Из них более 80 процентов составляют опийные наркоманы. Ситуация осложняется вспышкой ВИЧ инфекции среди шприцевых наркоманов. По последним данным в республике насчитывается более 2 тысяч ВИЧ инфицированных.

1.1 Психоактивное вещество.

Психоактивное вещество — это вещество натурального или синтетического происхождения способное вызывать при однократном приеме желательные с точки зрения пользователя эффекты, а при систематическом — психическую и физическую зависимость. Наркотик — это вещество, удовлетворяющее трем критериям:

-Медицинскому — это вещество должно обладать специфическим действием на ЦНС, что является причиной его немедицинского потребления. -Социальному — потребление его имеет большие масштабы, и последствия этого потребления приобретают социальную значимость. -Юридическому — вещество включено в официальный список наркотических средств. -Наркомания — болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся психической и физической зависимостью от них. -Токсикомания — зависимость, вызванная веществами, не включенными в официальный список наркотиков. -Аддикция — употребление наркотических или токсических веществ, без зависимости. В современной литературе распространен термин зависимость. Кроме наркоманий и токсикоманий это понятие включает такие занятия и виды деятельности как азартные игры (гэмблинг), чрезмерное увлечение просмотром телевизора, чрезмерно активное пищевое и сексуальное поведение. Общим для всех этих вещей является то, что они занимают первое место в системе ценностей индивидуума и альтернативные виды деятельности подвергаются забвению. Опыт употребления людьми психоактивных веществ исчисляется тысячелетиями. Еще первобытные люди знали, что природа в своем изобилии предоставляет вещества, способные повышать настроение, успокаивать, переживать ощущения общения с духами. Однако употреблять наркотики имели право только избранные и только в религиозных целях. Для простых смертных наркотики были табу. Первым упоминаемым в истории растением с психоактивными свойствами был мак.

Еще 5 тысяч лет тому назад его использовали в медицинских целях шумеры, жившие на территории современного Ирака. Ацтеки использовали в религиозных целях галлюциногенные грибы. В странах Южной Америки распространение получили листья коки — основа современного кокаина. Они применялись шаманами при религиозных церемониях, воинами в походах для ослабления чувства голода и преодоления усталости. Сибирские шаманы использовали мухомор для вхождение в состояние экстаза. Европа не знала сильных наркотиков до конца XIII века, пока крестоносцы не привезли с Ближнего Востока опиум. Первый препарат приготовил из опиума Парацельс. Он назвал его лауданум. Распространению наркомании способствовало изобретение шприца в 1853 году. В 1938 году была синтезирована лизергиновая кислота, что явилось началом употребления наркотиков в масштабах, которых история человечества не знала. Начались массовые эксперименты над сознанием. В 60-е годы потребление наркотиков среди молодежи приняло эпидемический характер (движение хиппи). Этапы формирования зависимости:

Начало употребления

Экспериментирование

Социальное употребление

Привычное употребление

На каждом из этих этапов индивидуум может прекратить употребление, стабилизироваться или перейти к следующему этапу. На этапе привычного употребления отмечаются признаки психической зависимости и рост толерантности. Этот этап может переходить в зависимость.

Врачи общей практики располагают наилучшими возможностями профилактики, диагностики и лечения зависимостей, так как люди, злоупотребляющие психоактивными веществами, склонны, в первую очередь, обращаться к своим участковым врачам при возникновении проблем со здоровьем. Роль врача включает в себя следующие стратегии вмешательства:

- Первичная профилактика, включающая в себя предоставление информации тем группам населения, которые еще не начали употреблять психоактивные вещества.- Вторичная профилактика: предоставление информации лицам, имеющим высокий риск развития зависимости или уже испытывающим сложности в этой связи. Примером является метод кратковременного вмешательства.- Ранняя диагностика (рутинный скрининг), лечение, либо направление к специалисту.

Инструменты скрининга:

-Скрининговое интервью. Заключается в выяснении у пациентов того, как они употребляют ПАВ.-Скрининговые опросники CAGE (УРВО), AUDIT.-Исследование физического состояния.-Лабораторные данные.

На сегодняшний день сложно назвать одну причину, по которой люди становятся алкоголиками и наркоманами. Одни при прочих равных условиях длительное время злоупотребляют алкоголем, не становясь при этом алкоголиками, у других же зависимость формируется быстро. Только 25% из всех пробовавших наркотики становятся наркоманами. Учитывая сложность вопроса, в мире принята биопсихосоциальная модель этиопатогенеза зависимостей. Это значит, что при формировании зависимости играют роль три компонента: биологический, психологический и социальный. Удельный вес каждого из этих факторов в каждом конкретном случае может быть разным.

1.2 Социально-культуральные факторы.

Каждый человек находится в уникальном социальном окружении, которое влияет на него. Показано, что в развитии зависимости имеет значение характер воспитания: повышается риск развития зависимости в условиях воспитания по типу гипопротекции и в условиях жестких взаимоотношений. Неблагоприятные условия жизни повышают риск развития зависимости: нищета, бездомность, безработица, неграмотность, род занятий с высоким уровнем стресса. Большую роль играет фактор доступности наркотиков (медработники, бармены). Психотравмирующие жизненные обстоятельства: смерть супруга, развод, потеря работы. Социальные катаклизмы: быстрые изменения в социальной действительности ведут к тому, что выработанные ранее навыки деятельности теряют эффективность. Влияние, опосредованное через религию, традиции определяет малую распространенность алкоголизма в мусульманских странах. На Востоке опиум и каннабис выполняют роль, аналогичную алкоголю в Европе. Что касается пола и возраста, то большинство среди зависимых лиц составляют мужчины молодого и среднего возраста.1.3 Психологические факторы.

Нельзя спрогнозировать с большой степенью вероятности на основании характерологических особенностей станет ли человек наркоманом. Зависимость может встречаться среди любых типов личности. Однако, некоторые личностные черты способствуют наркотизации: импульсивность, стремление к получению удовольствий, низкая переносимость боли и фрустрации, неустойчивость интересов, черты личностной незрелости (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль).

1.4 Биологические факторы.

Экспериментальные данные позволяют предположить, что предпочтение к алкоголю детерминируется несколькими генами, т. е. полигенное наследование. Генетически предопределяются и особенности обмена веществ индивидуума, посредующие различную чувствительность отдельных людей к алкоголю, различную психосоматическую реакцию на него. О роли генетических факторов свидетельствует и тот факт, что дети, биологические родители которых были алкоголиками, но адаптированные в нормальных семьях имеют риск развития зависимости в 4 раза выше по сравнению с обычными детьми. У однояйцевых близнецов конкордантность по этому признаку в 4 раза выше по сравнению с разнояйцевыми.

Все зависимости имеют общие патогенетические механизмы. ПАВ модулируют активность практически всех центральных нейротрансмиттерных систем: адренергической, серотонинергической, дофаминергической, ГАМК-ергической. Основные синдромы, развивающиеся при зависимостях универсальны: синдром психической зависимости, сидром измененной реактивности и синдром физической зависимости.

1.5 Синдром психической зависимости.

Синдром психической зависимости характеризуется постоянным или периодически возникающим навязчивым (обсессивным) влечением к наркотику. Психический комфорт возможен только в состоянии интоксикации.1.6 Синдром измененной реактивности.

Синдром измененной реактивности включает изменение толерантности, изменение картины опьянения и утрату защитных реакций.Толерантность (переносимость) определяется как минимальная доза, способная вызвать опьянение. Рост толерантности проявляется в том, что для достижения прежнего желаемого эффекта необходима все возрастающая доза наркотика.1.7 Физическая зависимость.

Физическая зависимость является состоянием, при котором наркотик становится необходимым для нормального протекания физиологических процессов в организме. Физический комфорт возможен только в состоянии интоксикации. Абстинентный синдром (синдром отмены) является проявлением синдрома физической зависимости и представляет собой комплекс психопатологических, соматовегетативных и неврологических расстройств возникающих вслед за прекращением приема наркотика. Прием привычного наркотика либо полностью устраняет данные расстройства, либо значительно их смягчает. Абстинентный синдром является относительно специфичным, т.е. купировать его может только привычный наркотик. Однако частично его могут купировать и другие препараты, к которым вырабатывается перекрестная толерантность.

2. Классификация и клинико-диагностические критерии психических и поведенческих расстройств вследствие употребления психоактивных. веществ Классификация:1. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления алкоголя.2. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления опиоидов.3. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления каннабиноидов.4. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления седативных или снотворных веществ.5. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления кокаина.6. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления других стимуляторов, включая кофеин.7. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления галлюциногенов.8. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления табака.9. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления летучих растворителей.10. Психические и поведенческие расстройства в результате сочетанного употребления наркотиков и использования других психоактивных веществ. 4-й и 5-й знаки могут использоваться для уточнения клинического состояния:Flx.0 Острая интоксикация

Flх.1 Употребление с вредными последствиями

Flх.3 Состояние отмены

Острая интоксикация

Преходящее состояние вслед за приемом алкоголя или другого психоактивного вещества, приводящее к расстройствам сознания, когнитивных функций, восприятия, эмоций, поведения или других психофизиологических функций и реакций.

Острая интоксикация находится в прямом соответствии с уровнями доз. Исключениями могут быть пациенты с какими-либо органическими заболеваниями (напр., почечной или печеночной недостаточностью), когда малые дозы вещества могут оказать непропорционально острый интоксикационный эффект. Ее интенсивность со временем уменьшается, и при отсутствии дальнейшего употребления вещества ее действие прекращается. Выздоровление, поэтому, является полным, за исключением случаев, где имеется тканевое повреждение или другое осложнение.

Симптомы интоксикации не всегда отражают первичное действие вещества, напр., депрессанты могут вызвать симптомы оживления или гиперактивности, а стимуляторы — уход в себя и интравертное поведение. Действие таких веществ, как каннабис и галлюциногены, практически непредсказуемо. Более того, многие психоактивные вещества также производят различное действие в зависимости от различных уровней доз. Например, алкоголь в низких дозах обладает стимулирующим эффектом, с увеличением дозы он вызывает ажитацию и гиперактивность, а в очень больших дозах оказывает чисто седативный эффект.

2.1 Употребление с вредными последствиями.

Модель употребления психоактивного вещества, вызывающая вред для здоровья. Вред может быть физическим (напр., в случае возникновения гепатита в результате самовведения инъекционных наркотиков) или психическим (случаи возникновения вторичных депрессивных расстройств после тяжелой алкоголизации). При постановке данного диагноза необходимо наличие непосредственного ущерба, причиненного психике или физическому состоянию потребителя. Употребление вещества часто критикуется окружающими и связано с различными негативными социальными последствиями. Тот факт, что употребление определенного вещества вызывает неодобрение со стороны другого лица или общества в целом или может привести к социально негативным последствиям, таким как арест или расторжение брака, еще не является доказательством употребления с вредными последствиями.

2.2 Синдром зависимости.

………………………………………………… Сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивидуума. Основной характеристикой синдрома зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять психоактивное вещество (которое может быть или не быть предписано врачом), алкоголь или табак. Имеются доказательства того, что возвращение к употреблению психоактивных средств после периода воздержания приводит к более быстрому появлению признаков этого синдрома, чем у лиц, ранее не имевших синдром зависимости. Диагноз зависимости может быть поставлен только при наличии 3 или более нижеперечисленных признаков, возникавших в течение определенного времени в прошлом году:

а) Сильная потребность или необходимость принять вещество.б) Нарушение способности контролировать прием вещества, т.е. начало употребления, окончание или дозировки употребляемых веществ.в) Физиологическое состояние отмены, при котором прием вещества прекращается или уменьшается, о чем свидетельствуют: характерный для вещества синдром отмены или использование того же или сходного вещества для облегчения или предотвращения симптомов отмены;при осознании того, что это является эффективным.г) Признаки толерантности, такие как увеличение дозы вещества, необходимой для достижения эффекта, ранее производимого более низкими дозами. (Очевидными примерами могут являться больные алкоголизмом и лица с опиатной зависимостью, которые могут в течение дня принять дозу, достаточную для летального исхода или потери сознания у нетолерантного потребителя).д) Прогрессирующее забвение альтернативных интересов в пользу употребления вещества, увеличение времени, необходимого для приобретения, приема вещества или восстановления после его действия.е) Продолжение употребления вещества, несмотря на очевидные вредные последствия, такие как причинение вреда печени, вследствие злоупотребления алкоголем, депрессивные состояния после периодов интенсивного употребления вещества, снижение когнитивных функций вследствие употребления наркотиков; следует определять, сознавал ли или мог ли сознавать индивидуум природу и степень вредных последствий.

2.3 Состояние отмены.

Группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, проявляющаяся при полном или частичном прекращении приема вещества после, неоднократного, обычно длительного и/или в высоких дозах употребления данного вещества. Начало и течение синдрома отмены ограничены во времени и соответствуют типу вещества и дозе, непосредственно предшествующей воздержанию. Синдром отмены может быть осложнен судорогами. Синдром отмены является одним из проявлений синдрома зависимости, и этот последний диагноз тоже надо иметь в виду.

Физические нарушения могут варьировать в зависимости от употребляемого вещества. Также характерны для синдрома отмены психические расстройства (напр., беспокойство, депрессия, расстройства сна). Обычно пациент указывает, что синдром отмены облегчается последующим употреблением вещества.

Необходимо помнить, что синдром отмены может вызываться условно закрепленным стимулом при отсутствии непосредственно предшествующего употребления. В подобных случаях диагноз синдрома отмены ставится, только если он оправдан достаточной тяжестью проявлений.

2.4 Состояние отмены с делирием.

Здесь имеется в виду – «делириум тременс» — вызванное алкоголем кратковременное, но иногда опасное для жизни состояние спутанности с сопутствующими соматическими расстройствами. Он возникает обычно вследствие полного или частичного прекращения приема алкоголя у сильно зависимых лиц, употребляющих его в течение долгого времени. Начинается обычно после прекращения приема алкоголя.

Продромальные симптомы обычно включают бессонницу, дрожь и страх. Перед началом могут возникать судороги. Классическая триада симптомов включает помрачение и спутанность сознания, яркие галлюцинации и иллюзии, затрагивающие любую сферу чувств, и выраженный тремор. Также обычно присутствуют бред, ажитация, бессонница или инверсия цикла сна и повышенная активность вегетативной нервной системы.

2.5 Психотическое расстройство.

Расстройство, возникающее во время или непосредственно после употребления вещества, характеризующееся яркими галлюцинациями (обычно слуховыми, но часто затрагивающими более 1 сферы чувств), ложными узнаваниями, бредом и/или идеями отношения (часто параноидного или персекуторного характера), психомоторными расстройствами (возбуждение или ступор), анормальным аффектом, который варьирует от сильного страха до экстаза. Сознание обычно ясное, хотя возможна некоторая степень его помрачения, не переходящая в тяжелую спутанность. Расстройство обычно проходит, по крайней мере, частично, в течение 1 месяца и полностью в течение 6 месяцев.

2.6 Амнестический синдром.

Синдром, связанный с хроническим выраженным нарушением памяти на недавние события; память на отдаленные события иногда нарушается, в то время как непосредственное воспроизведение сохраняется. Обычно присутствует нарушение чувства времени и порядка событий, а также способности к усвоению нового материала. Конфабуляции возможны, но не обязательны. Другие познавательные функции обычно сравнительно хорошо сохранены, а дефекты памяти непропорционально велики относительно других нарушений. Амнестический синдром, вызванный употреблением алкоголя или других психоактивных веществ, должен отвечать общим критериям органического амнестического синдрома. Первичные требования к диагнозу таковы:а) нарушения памяти на недавние события (запоминание нового материала);нарушение чувства времени (перераспределение хронологической последовательности, смешивание повторявшихся событий в одно и т.д.);б) отсутствие нарушения непосредственного воспроизведения, нарушения сознания и общего нарушения познавательных функций;в) анамнез или объективные доказательства хронического (особенно в высоких дозах) употребления алкоголя или наркотиков. Могут присутствовать также личностные изменения, часто с появлением апатии и потери инициативы; тенденция не заботиться о себе, но они не должны рассматриваться как обязательные для постановки диагноза.Хотя конфабуляции могут быть выраженными, они не должны рассматриваться как необходимая предпосылка для диагноза.

2.7 Резидуальное психотическое расстройство и психотическое расстройство с поздним (отставленным) дебютом.

Расстройства, вызванные алкоголем или наркотиками, характеризующиеся изменениями познавательных функций, личности или поведения, которые продолжаются за пределами периода непосредственного действия психоактивного вещества.

Возникновение расстройства должно прямо соотноситься с употреблением вещества. Случаи, когда начало расстройства происходит позднее чем эпизод(ы) употребления вещества, должны кодироваться здесь только при наличии ясных и убедительных доказательств их взаимосвязи. Расстройство должно являться изменением или выраженным усилением предыдущего и нормального состояния.

3. Клиника отдельных видов зависимостей.

Опиум представляет собой сухое молочко из головок опиумного мака. Из опиума получают более 20 алколоидов, наиболее известным из них является морфин. На его основе получают героин (диацетилморфин). К синтетическим опиатам относятся промедол, омнопон, метадон. Опиаты обычно вводят внутривенно. Эффекты: сильная эйфория, седация. Быстро формируется психическая и физическая зависимость. Толерантность растет в сотни раз по сравнению с первоначальной. Состояние отмены (ломка) протекает тяжело, характерными являются сильные суставные и мышечные боли. Смерть при передозировке происходит в результате остановки дыхания. Дифферинциально-диагностическим признаком комы при передозировке опиатов служат узкие зрачки.

Препараты индийской конопли (каннабиноиды) имеют различную наркотическую активность в зависимости от содержания в них активного вещества тетрагидроканнабинола (ТГК). Наиболее активная форма — гашиш, представляет собой смолу, полученную из верхушек зрелой конопли. Препараты конопли курят, могут употреблять в пищу. Эффекты: эйфория, обострение восприятия, повышенная внушаемость и аппетит. В высоких дозах подобно галлюциногенам вызывает расстройства схемы тела, восприятия пространства и времени, иллюзии и галлюцинации. Формируется психическая зависимость. Толерантность растет незначительно. Физическая зависимость обычно не развивается. Часто экспериментирование на препаратах конопли не останавливается и переходит на более тяжелые наркотики. Кокаин содержится в растении кока, произрастающего в Центральной Америке. Порошок кокаина вдыхается через нос, раствор вводится внутривенно, выщелоченную форму кокаина крэк курят или поджигают на фольге и вдыхают пары. По эффектам кокаин относится к психостимуляторам вызывает сильную эйфорию, повышение умственной и физической работоспособности. Психическая зависимость сильно выражена. Отмечается рост толерантности. Развивается физическая зависимость.

Галлюциногены (психоделики, психодизлептики) сборная группа из более 100 природных и синтетических препаратов, которые вызывают симптомы, напоминающие психоз. Наиболее известные из природных: псилоцибин, получаемый из грибов и мескалин, производимый из кактуса. А из синтетических — диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД) и галлюциногенный амфетамин метилендиоксиметамфетамин (МДМА) «экстази». Эффект зависит от психологических особенностей пользователя, его ожиданий и каждый раз непредсказуем. Обычно повышается интенсивность перцепции, отмечаются синестезии, расстройства схемы тела, нарушение восприятия пространства и времени, иллюзии и галлюцинации. Психическая зависимость слабая. Физическая зависимость отсутствует.

Психостимуляторы: охватывают большую группу препаратов под общим названием амфетамины. Первым из них был синтезирован фенамин. В нашей стране распространена эфедроновая и первитиновая наркомания. Эти препараты получают путем кустарной переработки эфедринсодержащих препаратов. Эффекты: повышение настроения, умственной и физической работоспособности, снижение потребности в пище и сне. Формируется психическая зависимость. Отмечается рост толерентности. Физическая зависимость не развивается.

Барбитураты были синтезированы в начале века. Первыми препаратами из этой группы были барбитал (веронал) и фенобарбитал. Используются как снотворные и противосудорожнык средства. Наиболее популярными на черном рынке являются амитал-натрий и секобарбитал. Состояние опьянения, вызванное барбитуратами, напоминает алкогольное опьянение. Формируется психическая и физическая зависимость, растет толерантность. Синдром отмены барбитуратов клинически схож с алкогольным абстинентным синдромом, однако, чаще осложняется судорожными припадками. Хроническая интоксикация барбитуратами ведет к энцефалопатии.

4. Сочетанное употребление психоактивных веществ (полинаркомания).

Сочетанное употребление психоактивных веществ (полинаркомания) предполагает существование зависимости от 2 и более веществ. Например: от героина и кокаина, опиатов и транквилизаторов.

4.1 Алкоголизм, как медико-социальная проблема.

Алкоголизм — хроническая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками и характеризующаяся психической и физической зависимостью от алкоголя и приводящая к нарушению психического и физического здоровья, а также к социальной дезадаптации. Согласно МКБ-10 зависимость от алкоголя диагностируется по тем же принципам, что и остальные зависимости. В основу отечественных классификаций положен клинико-динамический принцип.

Формы употребления алкоголя (донозологический этап)

Абстиненты.

Случайное пьянство (эпизодическое).

Социальное пьянство.

Привычное пьянство.

Каждая последующая форма бытового пьянства образуется из предыдущей, однако, возможна стабилизация на любом из этих этапов. На этапе привычного пьянства отмечаются признаки психической зависимости и рост толерантности. Он непосредственно может переходить в первую стадию алкоголизма.В динамике алкоголизма принято выделять 3 стадии:

1. Стадия психической зависимости.

2. Стадия физической зависимости.

3. Энцефалопатическая.

Базовым синдромом первой стадии является психическая зависимость. Это значит, что алкоголь становится необходимым для поддержания нормального психического тонуса. Все мысли человека направлены на поиск возможности выпить. Диагностировать психическую зависимость достаточно сложно, так как больные вследствие алкогольной анозогнозии отрицают влечение к алкоголю.

Кроме синдрома психической зависимости для первой стадии характерно: повышение толерантности, утрата ситуационного и количественного контроля, исчезновение рвотного рефлекса, палимпсесты.Для этой стадии характерны частые, однократные выпивки, однако, возможны алкогольные эксцессы с пьянством по несколько дней. На второй стадии имеют место симптомы, характерные для первой стадии. Базовым синдромом, на котором строится диагностика, является синдром физической зависимости. Проявляется физическая зависимость абстинентным (похмельным синдромом). В классическом виде алкогольный абстинентный синдром появляется после запоев через 12-24 часа после прекращения приема алкоголя.

На протяжении всей стадии отмечается максимальная толерантность «плато толерантности». Для этой стадии характерны псевдозапои. Начало и окончание эксцесса обусловлено внешними факторами. В их возникновении нет цикличности. На протяжении всего эксцесса толерантность максимальная. На этой стадии еще более чем на предыдущих вырисовываются проблемы, связанные с алкоголизмом: медицинские, социальные, правовые. Для третьей стадии характерны основные симптомы предыдущих стадий, однако, они протекают в виде наиболее тяжелых клинических вариантов. Главным критерием разграничения 2 и 3 стадии является снижение толерантности. Сначала падает разовая толерантность при сохранении суммарной суточной, а затем падает и последняя. Для этой стадии характерны истинные запои, которые имеют цикличный характер.

Началу запоя предшествует аффективная фаза. В первые дни запоя толерантность максимальная, а затем постепенно падает вплоть до полной непереносимости алкоголя. На финальной стадии достигают максимальной выраженности проблемы, вызванные болезнью: алкогольная деградация, психоорганические нарушения, хронические соматические заболевания, психозы, полная социальная дезадаптация.

У женщин алкоголизм формируется быстрее и протекает злокачественно. Стадии болезни как бы наслаиваются друг на друга. В клинической картине большой удельный вес депрессивных расстройств. Как правило, больные обращаются за помощью на поздних этапах. Выражена социальная дезадаптация. В подростковом и юношеском возрасте алкоголизм, как правило, протекает злокачественно. В пожилом возрасте, наоборот, наблюдается медленная динамика болезни. На первое место выступаютсоматические проблемы, ускоряются процессы старения.

4.2 Алкогольные психозы.

Алкогольные (металкагольные психозы) возникают не как прямое следствие хронического отравления алкоголем, а как результат эндогенной интоксикации вследствие поражения внутренних органов и нарушений метаболизма, вызванных алкоголем. Психозы возникают, как правило, не на высоте алкогольной интоксикации, а во время абстиненции, т.е. тогда, когда содержание алкоголя в крови резко снижается. Психозы чаще всего развиваются на третьей стадии алкоголизма, т. е. когда максимально выражены хронические соматические заболевания. Часто симптоматика в рамках алкогольных психозов смешанная, поэтому иногда употребляется термин алкогольная болезнь.

4. 3 Алкогольный делирий.

Алкогольный делирий — психоз в форме галлюцинаторного помрачения сознания с преобладанием зрительных иллюзий и галлюцинаций образного бреда, сопровождаемого страхом, психомоторным возбуждением. Выделяют следующие клинические формы делириев: классический, редуцированный, атипичный, тяжелые (профессиональный и мусситирующий). Является наиболее распространенным психозом.

4.4 Алкогольный галлюциноз.

Алкогольный галлюциноз — психоз с преобладанием слуховых галлюцинаций, часто сопровождается бредом и аффективными нарушениями и протекает на фоне ясного сознания. Это второй по частоте психоз. По течению выделяют острые, подострые и хронические варианты. По клинической картине — классические, редуцированные, смешанные, атипичные.

4.5 Алкогольный параноид.

Алкогольный параноид — психоз с преобладанием образного бреда, аффекта страха, двигательного возбуждения. Протекает в форме приступов различной продолжительности. В зависимости от особенностей клиники и продолжительности приступа выделяют: классический параноид, редуцированный, смешанный, атипичный, затяжной.

4.6 Алкогольный бред ревности.

Алкогольный бред ревности (алкогольная паранойя) — хронический психоз с преобладанием первичного паранояльного бреда. Встречается исключительно у мужчин. Преимущественно у лиц, с психопатическими чертами характера, со склонностью к образованию сверхценных идей. К алкогольным энцефалопатиям относится группа металкогольных психозов, сочетающая психические нарушения с соматическими и неврологическими расстройствами. В зависимости от остроты протекания психические нарушения определяются либо тяжелыми делириями и оглушением или разнообразными формами психоорганического синдрома.

Кроме перечисленных форм психозов выделяют психопатологические состояния при алкоголизме, куда относят алкогольную депрессию и алкогольную эпилепсию.

4.7 Токсикомании. Производственные, бытовые и лекарственные интоксикации.

Бензодиазепины включают группу из нескольких десятков препаратов. Наиболее известные: реланиум (диазепам), элениум. Обладают противотревожным, пртивосудорожным и седативным эффектами. В настоящее время врачи стали осторожнее относится к их назначению в связи с риском развития зависимости от них. Психическая зависимость может сформироваться если препарат применять в терапевтических дозах на протяжение 3-4 недель. Отмечается рост толерантности. Физическая зависимость, как правило не развивается.

4.8 Летучие растворители: бензин, ацетон, клей.

Подавляющее большинство пользователей — дети и подростки. Ингаляция осуществляется при помощи смоченной веществом тряпки или полиэтиленового пакета, натянутого на голову. В ходе интоксикации пользователь испытывает эйфорию, головокружение, чувство невесомости, зрительные галлюцинации (мультики). Потенциально опасным является потребление веществ в заброшенных зданиях и подвалах. Острые и хронические отравления с поражением психических функций развиваются в результате поступления в организм многих видов токсических веществ и лекарств при их передозировке или необоснованном применении. Во всех случаях острых и хронических отравлений в той или иной мере, прямо или косвенно, страдают функции ЦНС.

Химических веществ, способных вызвать психопатологические состояния довольно много и поэтому не представляется возможным дать подробное описание каждого из них. В качестве примера можно рассмотреть некоторые отравления, встречающиеся в быту и производственных условиях. При отравлении атропином возникают делирий, маниакальные или депрессивные состояния. В тяжелых случаях возможны сопор и кома. Картина отравления сопровождается рядом соматических и неврологических расстройств, в частности тремором, судорожными подергиваниями отдельных мышечных групп, тахикардией, сухостью во рту, мидриаз, паралич аккомодации. Отравление бензином: при остром отравлении наблюдаются эйфория или астения с головными болями, тошнотой, рвотой, затем делирий и онейроид, в последующем сопор и кома. Возможны судороги, параличи; тяжелые случаи могут закончиться летально.

Отравление окисью углерода: в остром периоде — оглушение, возможно развитие делирия. Через несколько дней или неделю после отравления на фоне кажущегося здоровья развиваются психопатоподобные расстройства, корсаковский синдром, явления афазии и агнозии, паркинсонизм. Отравления ртутью: при хронической интоксикации — органические психопатоподобные расстройства с выраженной аффективной лабильностью, слабодушием, иногда эйфорией и снижением критики, в наиболее тяжелых случаях — с аспонтанностью, вялостью. Отмечаются дизартрия, атаксическая походка, тремор.

Отравления тетраэтилсвинцом проявляются выраженными астеническими расстройствами, брадикардией, снижением артериального давления, гипотермией, головными болями, головокружением, тошнотой, рвотой, повышенной саливацией, поносами, резкими болями в животе, потливостью. Значительное место в картине заболевания занимают гиперкинезы различной выраженности, интенционный тремор, подергивания отдельных мышечных групп, хореиформные движения, мышечная слабость, гипотония, атактическая походка, симптом «постороннего тела во рту». При хронической интоксикации бывают псевдопаралитический и корсаковский синдромы. При отравлениях хлорофосом характерны головная боль, тошнота, рвота, повышение артериального давления, судорожные явления и боль в мышцах, нарушения сознания (от легкой оглушенности до делириозного состояния) с последующим астено-вегетативным синдромом.

5. Психологические особенности личности подростка, злоупотребляющий психоактивными веществами.

В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 — 11 до 14 — 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные, и связаны с перестройкой в трех основных сферах: физиологической, психологической и социальной.

На физиологическом уровне происходят существенные гормональные изменения. Врачи говорят, что человек при этом переживает так называемый «пубертатный криз». Он определяется тем, что в этом возрасте происходит гормональная перестройка, половое созревание. Происходит мощный выброс половых гормонов в кровь, и организм испытывает массированный гормональный удар. При этом дают о себе знать все запущенные травмы, «вылезают» скрытно, латентно протекающие болезни. И не только те травмы, которые подросток получил, и болезни, которыми он болел в течение жизни, но органические поражения пренатального (внутриутробного) периода.

На социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами — формируются личностные смыслы жизни.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

На психологическом уровне подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер взаимоотношений с окружающими его людьми. Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность подростков в благоприятном доверительном общении с родителями, с педагогами и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Находясь в состоянии социальной дезадаптации, не находя понимания и испытывая дефицит общения в семье, имея трудности в самоутверждении среди сверстников в школе, подросток ищет компании, где он может утвердиться, и, к сожалению, часто выбирает компании с отклоняющимся от принятых норм поведением. Психологи выделяют такой ведущий мотив поведения подростка: «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться», «запечатлеться в другом мире», что может провоцировать любой вид девиантного поведения, в том числе и прием психоактивных веществ.

Исследователи отмечают следующие психологические причины, по которым подростки прибегают к наркотикам:

- проблемы в семье, недопонимание. Речь идет об отсутствии диалога родителей и детей, о непонимании людей разного поколения, о неблагополучных семьях (когда родители злоупотребляют спиртными напитками либо наркотиками);

- это модно и интересно. Подростки могут пристраститься к наркотикам по той причине, что это модно в их компании (ведь все употребляют наркотики те или иные в том или ином виде), да кроме того подростками движет и интерес к ним (а какое же ощущение возникнет после принятия наркотиков?);

- влияние и давление со стороны друзей. Речь идет о том, что, подростки, попадая в плохое окружение, могут подвергаться давлению со стороны, друзья и знакомые могут насильно предлагать попробовать то или иное наркотическое средство либо вынудить подростка это сделать, путем подтрунивания;

- депрессия, отсутствие всяких целей в жизни. Подростки могут начать употреблять наркотики из-за подавленного состояния, несчастной любви, отчаяния.

Психологические службы сделали выборку обратившихся наркозависимых подростков в количестве 300 человек на основе данных ГДПНД, отражающих реальное положение в наркоманской среде.

В качестве параметров, определяющих индивидуально — психологические особенности наркозависимых, взяли характеристики, выявляемые психологами наркодиспансера при проведении психоневрологического исследования наркозависимого, так как именно эти параметры используются при оказании психологической и психотерапевтической помощи. Ими являются: тип акцентуации, психопатизация личности, проявление комфортности, проявление реакции эмансипации, склонность к делинквентному поведению, склонность к демонстративному поведению.На основе этого, из проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Подростки с лабильной, шизоидной, эпилептоидной, истероидной, неустойчивой и психоастенической акцентуацией особенно склонны к наркотизации.

Среди акцентуаций наиболее часто встречающимися являются истероидная и эпилептоидная.

Склонность к конформизму определяется иными психологическими характеристиками, чем акцентуация характера.

Наркозависимые более чем в половине случаев склонны проявлять реакцию эмансипации. Она является защитой на воздействие со стороны другой личности с твердой личностной позицией при одновременном осознании ущербности и недоразвитости собственной личностной позиции. Также существует ряд общих черт, свойственных подросткам, злоупотребляющие разными видами психоактивных веществ. Это такие черты как:

- слабое развитие самоконтроля, самодисциплины;

- низкая устойчивость к всевозможным воздействиям;

- неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности;

- эмоциональная неустойчивость и незрелость;

- склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации;

- неполноценная психосексуальная организация;

- агрессивность и нетерпимость;

- слабые адаптационные способности;

- склонность к регрессивному поведению;

- сниженная способность к искреннему общению с партнером и т.д.

Изучение количественных и качественных показателей, связанных с одурманиванием детей и подростков объективно затруднено. Связано это с тем, что значительная часть несовершеннолетних скрывает (насколько возможно) свой опыт использования наркотиков. При анкетировании или тестировании многие дети и подростки отвечают так, чтобы «понравилось взрослым». Сейчас же определить хотя бы приблизительное число несовершеннолетних наркоманов, использующих одурманивающие вещества, крайне сложно.

В свою очередь психоактивные вещества действуют в сторону усиления преморбидных черт характера и особенностей личности, катализируя и провоцируя проявление особенности нервной системы, преморбидных черт характера и особенностей личности. Либо ПАВ используются больным для устранения невротических симптомов как средство самолечения, как лекарство при условии что больной хочет ввести себя в определенное нормативное, не психопатологическое состояние.

По мере развития химической зависимости преморбидная личность начинает меняться. Происходит изменение в сторону заострения и появления типичных наркологических черт, усиление внутренних психологических проблем, все более отчетливая недостаточная психическая адаптация. Длительное потребление психоактивные вещества приводит к появлению пассивности и безинициативности, безразличия к своему внешнему виду, социальному положению. Больные занимаются бесплодным фантазированием и теряют возможность принимать решения. Они не способны к сколько-нибудь длительному усилию и напряжению для достижения цели. Этическая деградация проявляется в лживости, обмане близких и конфликты с законом. У наркозависимых подростков появляются такие особенности эмоциональной активности как снижение точности восприятия эмоций у другого человека по мимике, жестам и позе, нивелировка половых различий в эмоциональной сфере между юношами и девушками.

Обнаружено снижение активности мотивационной деятельности. В состоянии интоксикации происходит активация мотивационной деятельности, проявляющаяся в переживании интереса, осуществление безболезненного переживания горя-страдания. Коммуникативные нарушения состоят в том, что социальные связи подростка сужены до контактов с членами референтной аддиктивной группы. По мере развития у подростка наркологических заболеваний. Вследствие употребления психоактивные вещества, стираются индивидуальные особенности подростков и они становятся похожими друг на друга. Они становятся похожи внешне, в манере одеваться, рисунке поведения и в образе мышления и мировосприятия. Причина, механизмы описанных выше последствий потребления психоактивные вещества множественны и состоят в действии на нейромедиаторный обмен, привыкании к формам поведения в период опьянения, а также в перенятии нравов и привычек членов референтной наркоманической группы.

Подобные черты по определению являются коморбидными наркологическому заболеванию. Они проявляются различной яркостью, что зависит от преморбидных особенностей. Преморбидные черты гомономные, накапливающимся в ходе болезни, способствуют возникновению наркологического заболевания и усугубляют его течение, гетерономные — препятствуют и сопровождаются малой прогредиентностью заболевания.

6. Диагностика, лечение и профилактика зависимостей.

Этапы диагностического процесса. Кризисные состояния, связанные с употреблением психоактивные вещества.

Диагностический процесс начинается с первого контакта с пациентом и включает идентификацию пациента, идентификацию проблемы. В процессе скрининга у пациента выясняют характер употребления им психоактивных веществ, применяют инструменты скрининга. Если признаков проблемы у пациента не обнаружено, то проводят первичную профилактику. При обнаружении признаков проблемы производится дальнейшая оценка с помощью скрининга индекса выраженности зависимости, исследования физического состояния, лабораторных данных. Затем производится анализ потребности в помощи, наличия защитных и адаптивных механизмов.

Мотивирующее интервьюирование представляет собой методику, целью которой является осознание пациентом проблемы и формирование внутренней потребности на включение в терапевтический процесс. Если эта потребность сформирована, то с пациентом обсуждают план лечения.Обычно пациенты поступают в реабилитационные центры в состоянии медицинского кризиса (психозы, делирий, передозировка). Соответственно первым этапом терапии является оказание помощи в этих ситуациях. После преодоления кризиса пациент проходит этап детоксификации (дезинтоксикации) основной задачей которого является минимизация симптомов отмены. В некоторых странах стабилизация пациентов с зависимостью от опиатов проводится заместительной терапией метадоном. Метадоновая программа имеет свои положительные и отрицательные стороны. Из симптоматических средств применяют клонидин, бензодиазепины, акампросат, блокаторы кальциевых каналов.

Следующий этап — реабилитация. Задача этого этапа — восстановить стиль жизни без психоактивных веществ. Достигается это прсихотерапевтическими методами (в основном используются когнитивно — бихевиоральные подходы), которые направлены на выработку альтернативного поведения и защиту от триггеров. Триггером может являться, например, нереализованное чувство гнева. В этом случае задача состоит в том, чтобы научить пациента проявлять агрессию в приемлемых формах. Если это удалось, то следующий этап — профилактика рецидивов. Включает в себя серию биопсихосоциальных вмешательств. Медикаментозная поддержка (налтрексон, акампросат), психотерапевтические мероприятия, направленные на сохранение мотивации, оптимизация физического и социального функционирования, постоянный мониторинг. Курс лечения в лечебном учреждении индивидуален: от 3 месяцев до 1,5 лет. В настоящее время в мире признано, что вылечить зависимость практически очень сложно, поэтому нужно минимизировать неблагоприятные последствия, связанные с ней как для пользователя, так и для общества в целом. Разработана концепция снижения вреда. Примером мероприятий в рамках этой концепции может быть программа обмена одноразовых шприцев для шприцевых наркоманов.

Заключение

Основной вывод по работе состоит в следующем: употребление психоактивных веществ является лишь следствием, отражением глубоких внутренних противоречий как психического, так и социального плана. Многие попытки исправить ситуацию, предпринимаемые сегодня, сводятся к тому, что борьба часто направлена против самих наркотиков и их употребления (то есть против следствия, а не причины). Естественно, широкая пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня информированности об объективных последствиях приема наркотиков, организация и проведение других профилактических мероприятий — все это значимо (и эффективно только, если человек может отказаться именно, от приема наркотиков, переключившись на что-то другое, не менее опасное в социальном плане), но похоже чем-то на поведение самого наркомана: ожидается решение проблемы от разовой инъекции, которая, действительно, создает иллюзию разрешения, но лишь на время. Признавая значимость профилактической работы, следует сказать, что действительно эффективной она станет только тогда, когда наряду с профилактикой наркомании будет вестись работа по профилактике псиxотравмирующих ситуаций, возникающих главным образом в процессе общения ребенка в семье — с родителями, в школе — с одноклассниками и педагогами. Соответственно, и работу по профилактике надо проводить не только с конкретными людьми, но и с представителями их социального окружения.

Проблема предупреждения употребления психически активных веществ среди подростков на сегодняшний день едва ли не самая трудноразрешимая. При всей совокупности подходов, теорий профилактики асоциальных форм поведения, разработанных стратегий и методов в отечественной и зарубежной науке, однозначного решения данной проблемы нет.

О росте немедицинского потребления психически активных веществ в детско-подростковых контингентах убедительно говорят данные медицинской статистической отчетности наркологических учреждений, входящих в государственную систему здравоохранения. В этих учреждениях состоят на учете и составляют группу диспансерного наблюдения дети и подростки (до 18 лет), у которых установлен диагноз наркологического заболевания — наркомании или токсикомании (их совокупное количество, рассчитанное на 1ОО ООО детско-подросткового населения, обозначается как болезненность той или иной патологией). Лица указанного возраста, которые злоупотребляют наркотиками или ненаркотическими психически активных веществ, но без оформления клинической картины наркотической зависимости, составляют группу профилактического наблюдения. На основании медико-статистических данных общая болезненность, связанная с потреблением психически активных веществ, возросла за 1О лет в 2,7 раза (236,1 и 529,1), болезненность наркоманиями — в 1О,2 раза (9,9 и 1О1,3), токсикоманиями — в 7 раз (9,2 и 64,1).

В то же время в последние годы выявляется рост заболеваемости наиболее тяжелыми формами наркоманий — героиновой, кокаиновой. Растет число потребителей соответствующих «тяжелых» наркотиков, а также других синтетических препаратов – психостимуляторов, галлюциногенов и прочее. Доля потребителей ранее наиболее широко распространенных самодельных психически активных веществ растительного происхождения (гашиш, производные опийного мака) быстро уменьшается.

Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части подросткового населения страны в потребление психически активных веществ.

Злоупотребление психически активных веществ провоцируют также определенные жизненные обстоятельства — факторы риска: биологическая недостаточность и наследственная отягощенность, нарушение семейного воспитания и отрицательное влияние неформальных (референтных) групп с асоциальной направленностью, нарушение в сфере социальной перцепции (несоответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность и несформированная в соответствии с возрастом самооценка).

Подростковый возраст, который по своей сути является кризисом взросления, является наиболее благоприятным для развития наркомании.

На начало употребления психически активных веществ могут влиять личностные особенности подростков: сниженные адаптивные возможности, обусловленные эмоциональной неустойчивостью, недостаточным самоконтролем поведения, низкой самокритичностью, неразвитой рефлексией, неуверенностью в себе или чрезмерной переоценкой собственного «Я», бегством от реальности, инфантильностью, конформностью установок, отсутствием устойчивых интересов и увлечений.

К сожалению, предотвратить первичное употребление («пробу») наркотических веществ практически невозможно, можно лишь направить ребёнка в благоприятное для него русло жизнедеятельности.

В целях профилактики употребления психически активных веществ нужно проводить просветительскую работу с подростками. Особенно важно раскрыть влияние психически активных веществ на мозг и подчеркнуть, что процессы, происходящие в организме, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. И нельзя строить работу только на методах запугивания, без глубокого разъяснения проблемы, иначе будет лишь сиюминутный эффект.

Профилактическую работу с подростками следует вести педагогически мудро. «Важно донести до сознания подростка, что порабощенность психически активных веществ ведет к утрате жизненных перспектив, деградации личности. Убедить в том, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций».

Список использованных источников

1. Григорьев А. Д. Социальная работа в Беларуси: история, опыт, проблемы: Учеб.пособие. Мн. 2000. 239 С.

2. Жарко В.И. Здоровье и инновации // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2007.- № 4. – С.3-9.

3. Пантюк И.В. Опыт организации кризисного центра социальной помощи студентам на базе научно-исследовательской студенческой лаборатории (методологические аспекты) // Научные, социальные и культурные проблемы студенческой молодежи: сборник научных статей / Белорус. Гос. ун-т информ. и радиоэлектр.; рецен.: В.Н.Ватыль [и др.]. – Минск: БГИР. – 2003. – С.52-55.

4. Постоялко Л.А. Состояние и перспективы развития здравоохранения Беларуси // Здравоохранение, 2004, № 9, с. 14-13

5. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Учебник Под общ. ред. И. Б. Зеленкевича, Н. Н. Пилипцевича. Мн.:Высш.школа. 2000. 286 с.

6. Татарников М.А. Социально-психологические методы управления здравоохранением в условиях его реформирования // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения.- 2003, № 1 (31), с.10-23.

7. Черносвитов Е. В. Социальная медицина: Учеб.пособие для студентов высш.учеб.завед.. М.:Гумат.изд.центр ВЛАДОС. 2000. С. 253 — 289.

8. Щур Ю.В. МАССМЕДИА в снижениисоциально-психологической напряженности населения // Материалы конференции: Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф, Мн.: Национальный институт образования, 1998.- с.208.

9. Шабалин В.Н. Актуальные проблемы медико-социальной помощи населению старших возрастных групп в России//Здравоохранение Российской Федерации, 1999, №3,с.25-28.

10. Социальная работа: Теория и организация: Учеб.пособие/П.П.Украинец, С.В.Лапина, С.Н.Бурова и др.; Под.ред. П.П.Украинец.- Мн.:ТетраСистемя, 2005, — 288 с.

11. Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. – М., 2003

12. Курбатов, В.И. Социальная работа [Текст]: учеб. пособие для вуза. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.

13. Общественное здоровье и здравоохранение. [Текст]: учебник / отв. ред. В.А. Миняева – М.: «МЕДпресс – информ», 2003. – 520с.

14. Основы социальной работы [Текст]: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издат. Центр «Академия», 2004. – 288 с.

15. Островская И.В. Медицинская этика [Текст]. – М., 2006. – 241 с.

16. Черносвитов, Е.В. Социальная медицина [Текст]: учебник. М., 2003. – 624 с

17. В. С. Лучкевич Основы социальной медицины и управления здравоохранением

18. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология

19. Введенский Н.Е. Полное собрание сочинений. Т. 4. Возбуждение, торможение и наркоз : статьи, 1901-1920 гг.

20. Проблемы наркологии / под ред. А.М. Рапопорта М-Л. 1934




Предыдущий:

Следующий: