основы соц. прогноз.

Комплексная оценка уровня и качества жизни населения.

18. Прогнозирование уровня и качества жизни.

Уровень жизни — это обеспеченность населения необходимыми для жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах (обеспеченность жильем, телефонами, автомобилями).

Качество жизни — это понятие характеризующие, с одной стороны, самого человека (продолжительность его жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой стороны, комфортность и удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.

Уровень жизни населения характеризуется системой обобщающих и частных показателей. Обобщающими показателями являются: * ВНП на душу населения, *реальные доходы населения, *общий объем потребления материальных благ и услуг.

Частные показатели характеризуют ту или иную сторону уровня жизни населения. К ним относятся обеспеченность населения жильем, товарами народного потребления, различными услугами, условия труда, продолжительность свободного времени и др.

Компл пок-ли ур-ня жизни:

Демогр (прир насел,занятость безраб и ее струк-ра,продолжит жизни)

Эк (пр-во ВВП на душу насел)

Экол (рок-ли окр среды,отражающие ур-нь удовлет-я потреб-й в здоровой среде обитания)

Соц (чис-ть насел по различ ур-м образования,доля ср-в в фед бюдж и в совокуп расходах населения на здравоохр, образ и культ, ур-ня и кач-ва обеспеч-ти насел жильем и коммун услугами)

При прогн ур-ня жизни расчит компл натур и стоим пок-лей: коэф рожд, смерт, естеств прироста или убыли насел в целом и по отдел группам; сост здор и его измен в целом по насел и по отдел соц гр; занятость (ур безработицы, квалиф-ная струк раб мест); удовлет потреб вразвитии личности; сост окр среды; общий объем потреб благ и услуг; сбережения населения.

Прогн кач-ва жизни, комплекс методов исследования: статистич мет, социол мет, эк-матем мет.

Важн пок-ль ур-ня жизни – доходы насел (денеж поступ за определ период)

Основные источники финансирования социального комплекса, их прогнозирование.

Источники финансир-я рес-в – часть общес-го продукта в форме денеж накоп, аммартиз-е отчисл, доходы от внешнеэк дея-ти, налоги, сборы, добровол взносы, денеж сбереж насел.

Бюдж сист РФ вкл: Фед бюдж и бюдж гос внебюдж фондов, бюдж субъек РФ и бюдж территор гос внебюдж фондов, мест бюдж.

Гос внебюдж фонды – фонды денеж ср-в, образ-мые вне фед бюдж и бюдж субъек РФ. Предназн для реал-ции прав прав граждан на пенсион обеспеч, соц страх, соц обеспеч, охрану здор и мед помощь.

В бюдж ЛО более 50% средств направляются на соц расходы.

Основные принципы социального прогнозирования.

Разработка прогнозов и планов должна основываться на методологических принципах.

альтернативность – (явл. основополаг.) проведение многовариантных прогн. разработок (альтернатив), выбир. наилучший вариант;

системность – иссл-е колич. и кач. закономерностей в эк. системах. Позволяет расчленить систему на множество подсистем.

непрерывность – преемственность прогнозов, планов, т.е. должны разраб. прогнозы и планы различного временного аспекта и увязываться м/у собой;

целенаправленность – план должен носить целевой хар-р;

приоритетность – выделение отраслей эк-ки и соц.-эк. проблем в кач-ве приоритетов;

адекватность – отражение реальных процессов;

оптимальность – из всех возможных вариантов должен выбираться наилучший, наиболее эффективный;

сбалансированность – балансовая увязка пок-ей;

пропорциональность – установление пропорций и обеспечение их соблюдения;

соц. ориентация – обесп-е приоритет. решения соц. проблем;

сочетание отраслевых и региональных аспектов требует, чтобы отраслевые планы разраб. с учетом интересов данной территории и рац. исп-ия местных рес-ов.

Комплексности – рассм объекта со всех стор

Комплексный анализ жилищно-коммунального хозяйства, основные показатели его прогнозирования

10. Прогнозирование развития жилищно-коммунального хозяйства.

В прогнозировании развития жилищного хозяйства применяются следующие показатели:

- общая и дополнительные потребности в жилой площади;

- ввод в действие жилой площади;

- объем капитальных вложений за счет различных источников финансирования.

В состав комплексной отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) входят:

1. Жилищное хозяйство (жилищный фонд, гостиницы и т.п.)

2. Коммунальные предприятия и службы (водопровод, канализация, службы очистки города и т.п.)

3. Внутригородской пассажирский транспорт общего пользования

4. Энергетическое хозяйство (котельные, тепло- и газо- сети)

5. Дорожное и мостовое хозяйство

Стратегические расчеты развития и функционирования сферы ЖКХ должны учитывать современные особенности этой отрасли.

На уровне РФ разрабатывается прогноз ЖКХ, который входит составной частью в Комплексный прогноз социально-экономического развития страны. На уровне местных органов власти составляют собственные прогнозы и программы развития ЖКХ. Разработка прогнозных документов на муниципальном уровне осуществляется с выделением объектов прогнозирования по формам собственности.

Основные показатели прогноза ЖКХ:

Жилищный фонд (населенного пункта) – общая площадь, жилая площадь, тыс. м2, в т.ч в среднем на одного жителя;

Размер общей и жилой площади домов

Оборудование жилого фонда (водопроводом, канализацией, отоплением и т.д.)

Количество семей, ожидающих получение жилья.

Прогнозные расчеты развития коммунального хозяйства предусматривают установление заданий по развитию водопровода, канализации, систем газоснабжения населения.

Основные виды и типы прогнозов.

Разные исследователи предлагают различные признаки классификации прогнозов.

1. По цели разработки прогнозы делятся на поисковые и нормативные. Поисковые основываются на выяснении будущего развития исследуемого явления при сохранении тенденции прошлого. Нормативные учитывают заранее поставленные цели и определенные пути и сроки их достижения. Они разрабатываются от заданного состояния в будущем с учетом существующих тенденций.

2. По временному горизонту выделяют оперативные прогнозы, которые разрабатываются на срок до одного месяца и содержат только количественные показатели; краткосрочные прогнозы, разрабатываемые на срок до одного года и содержащие общие количественные показатели; среднесрочные прогнозы, разрабатываемые на срок 1-5 лет и содержащие как количественные, так и общие качественные оценки; долгосрочные прогнозы, разрабатываемые на период 5-15 лет и содержащие общие количественные и общие качественные показатели; дальнесрочные прогнозы, которые разрабатываются на период свыше 20 лет и содержат общие качественные характеристики.

3. По содержанию прогнозы бывают: а) экономические — предоставляют информацию о развитии любого экономического показателя; б) демографические – охватывают движение населения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень и структуру занятости населения и т.д.; в) социальные — представляют информацию об уровне и качестве жизни населения; г) экологический – дает информацию об изменении экологической ситуации в стране, городе, области и пр.; д) прогноз природных ресурсов – содержит информацию о потребностях общества в природных ресурсах и о возможностях их использования, охватывает все виды общественного воспроизводства и природную среду; г) научно-технические – рассматривают достижения научно-технического прогресса.

4. По методам разработки прогнозы делятся на интуитивные и формализованные. Интуитивные опираются на информацию, полученную по оценкам экспертов. В некоторых ситуациях при прогнозировании могут быть использованы только эти прогнозы (например, когда объект прогнозирования новый и о нем нет статистической информации, объект прогнозирования сложный и на его развитие оказывает влияние много факторов). Формализованные основываются на фактической информации об объекте. Статистические данные обрабатываются специалистами с помощью формализованных методов.

5. По масштабности прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы (объект прогнозирования — это страна в целом); структурные прогнозы (межрегиональные, межотраслевые и т.п.); прогноз развития отраслевых комплексов; региональные прогнозы (объектом прогнозирования выступает регион); прогноз первичных звеньев экономики (объект — предприятие, фирма); глобальные прогнозы (объект — мир в целом, крупные мировые регионы).

Комплексный анализ системы здравоохранения, основные показатели ее прогнозирования.

здравоохранение — гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, использование дополнительных источников финансирования по мере экономического развития первичной медицинской помощи, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, улучшение обеспечения лекарствами.

В прогнозировании развития здравоохранения применяются следующие показатели:

• численность врачей;

• численность среднего медицинского персонала;

• число больничных коек;

• число больничных учреждений;

• число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению;

• мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (число посещений в смену).

В прогнозе развития здравоохранения базовой является потребность населения в медицинских услугах различного вида. На основании этого показателя рассчитываются другие показатели прогноза. Прогнозная потребность населения в медицинских услугах может быть рассчитана нормативно-факторным методом. Анализ осуществляется по отдельным регионам и в масштабах страны.

За последние годы в РФ произошло ухудшение медико-демографической ситуации.

Для прогнозных расчетов изменения и развития сети здравоохранения привлекаются данные демографических прогнозов о численности населения в планируемом периоде, его половозрастной структуре, данные о здоровье населения, о действующей сети учреждений здравоохранения.

Данные показатели является основой для расчета объема финансирования учреждений здравоохранения.

Потребность населения в больничных койках.

Необходимая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (их пропускная способность).

Число врачебных должностей на прогнозный период определяется с учетом социальных стандартов и корректируется исходя из прироста (выбытия) учреждений здравоохранения и прироста или сокращения численности населения в регионе.

Программно-целевой метод в социальном прогнозировании. Особенности разработки и применения.

Сущность программно-целевого метода (ПЦМ) заключается в отборе осн. целей соц., эк. и научно-техн. развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намечаемые сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их исп-ия.

ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ. Эти прогр. предст. собой комплексный документ, в кот. отраж. цель, комплекс научно-иссл., организ.-хоз., соц. заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осущ-ия.

Этапы разработки целевых комплексных программ:

1. формируется перечень важнейших проблем, из которого выбираются проблемы, требующие первоочередного решения.

2. выдается задание на разработку программы для решения опр. проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. Генеральная цель разукрупняется на подцели.

3. разрабатываются задания и мероприятия для реализации программы. По каждому заданию разраб. стадии его выполнения.

4. происх. расчет основных пок-ей и ресурсного обеспечения программы. Опр-ся затраты мат., трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

5. связан с формир-ем программных документов, согласованием и (при необходимости) с утверждением программы.

По содержанию целевые комплексные программы подразделяются на: соц.-эк., научно-техн., производственно-эк., территориальные, организационно-хоз. и экологические.

Целевые комплексные программы могут разраб-ся на различные периоды: 3-5, 10-15 лет и краткосрочные (квартал, год).

Комплексный анализ системы образования, основные показатели ее прогнозирования.

Прогнозирование развития образования.

образование — формирование интеллектуального потенциала нации, способного активно влиять на развитие экономики, науки и культуры, создание рациональной сети учебно-воспитательных учреждений, обновление и расширение материально-технической базы, развитие многовариантной системы профессионального образования и др.

Прогнозные расчета системы образования осуществляются отдельно по всем структурным элементам системы образования: для дошкольного образования; для общего, начального и среднего образования; для вузовского, послевузовского и дополнительного образования.

Прогнозирование сети детских дошкольных учреждений осуществляется с использованием балансового метода.

Прогноз сети общего и среднего образования. В РФ прогноз сети общего и среднего образования осуществляется отдельно для городской и сельской местности по следующим основным показателям: число учащихся, количество классов, прием и выпуск учащихся, среднее число учащихся в одном классе, сменность занятий, среднее число школ.

Центральное место в этой системе показателей занимает численность учащихся. Основной расчет числа учащихся является метод передвижки возрастов, на основе которого определяют перспективную численность лиц школьного возраста.

Планирование школьной сети начинается с определенного количества необходимых классных комнат.

Необходимый ввод (строительство) классных комнат определяют как разницу между рассчитанной потребностью в классных комнатах и их фактическим наличием на начало прогнозного периода с учетом выбытия в связи с ветхостью и ремонтом.

Количество ученических мест рассчитывается исходя из стандарта обеспечения одного ученика площадью классной комнаты.

Потребность в педагогических кадрах .

Прогноз развития высшего образования в РФ. При разработке данных прогнозов решаются следующие задачи:

1. Выявление потребности рынка труда в рабочей силе различных специальностей и уровней квалификаций;

2. Определение источников удовлетворения этих потребностей.

Классификация методов прогнозирования, Особенности использования отдельных методов в социальном прогнозировании.

25. Методы экспертных оценок в социальном прогнозировании, особенности использования и области применения.

Выделяют:

Эвристич мет (мет эксперт оц)

Фактогр мет

Комплекс мет

Эврист мет исп-ся в тех случиях, когда не возм учесть влияние всех фак-в из-за сложности объекта или из-за большой степени неопределенности или нестабильности. Подраздел на 2 группы:

Прямые эксп оц (получение и обраб-ка независимо обусл-го мнения коллектива экспертов, при отсут воздействия на суждения каждого из них др экспертов или всего коллектива).

Эксп оц с обрат связью (происходит воздействие на оценку эксп группы мнений, полученных ранее от этой группы или одного из экспертов).

Эврист оц широко примен-ся при прогн-и общ-ной и политич сфер и при долгосроч прогн-и.

Эврист мет подраздел: 1. Мет индивид оц. (мет вопросов или мет интервью; аналитич мет; мет аналогий и ассоциаций; мет морфологич анализа). 2. Мет коллектив оц. (меткругл стола; мет мозг штурма; мет делфи).

Фактограф мет:

1. Логич модели (мет истор аналогий, мет написания сценариев).

2. Матем модели (экстраполяция; мет эконометрич модолирования; мет эк анализа).

Компл мет прогн: норматив и балансовый.

12. Прогнозирование состояния окружающей среды.

13. Система показателей прогнозирования

Показатели – форма колич-го выр-я эк категории, процесса или явления.

Сист пок-й сост из блоков: 1. Пок-ли пр-ва. 2. Пок-ли труд рес-в. 3. Пок-ли Осн и обор фондов. 4. Пок-ли инвестиц и капиталовлож. 5. Пок-ли НТП. 6. Пок-ли финансов и денеж обращ. 7. Пок-ли соц развит и ур-ня жизни. 8. Пок-ли внешнеэк дея-ти.

В завис от ур-ня направления различ макроэк, регион и отраслевые пок-ли.

Все пок-ли подраздел: 1. Натур и стоимост. 2. Колич и кач-е. 3. Утверждаемые, индикативные и расчетные.

14. Прогнозирование развития сферы культуры. Основные показатели ее прогнозирования.

культура — повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обновление материально-технической базы и др.

Разработка прогноза развития культуры осуществляется по группам, близким по характеру деятельности учреждений: театры, кинотеатры, библиотеки и т.д.

Наиболее значимые факторы, влияющие на количество учреждений культуры — численность населения и расселение.

15. Предмет и задачи курса «Основы социального прогнозирования»

социальное прогнозирование — научная экономическая дисциплина, имеющая своим объектом процесс воспроизводства человеческого капитала, а предметом — познание возможных состояний функционирующих социальных объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки социальных прогнозов.

Социальное прогнозирование есть процесс разработки социальных прогнозов, основанный на научных методах познания социальных и экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов социальной прогностики.

В задачи социального прогнозирования входит:

1. Выявление тенденций и закономерностей в развитии социальной сферы и ее подсистем.

2. Установление направлений и темпов социальной дифференциации населения.

3. Определение ожидаемых изменений в условиях жизнедеятельности различных социальных групп, изменений в качестве жизни населения стоянии природной среды

4. Определение ожидаемых последствий и реакции общества на различного рода экономических, политических, экологических и других трансформаций.

16. Федеральные целевые социальные программы, особенности их разработки.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее — целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных задач.

17. Методологические основы социального прогнозирования

Методологические основы прогнозирования — это совокупность методологических принципов, на основе которых познается действительность в изменении и развитии, а также система методов анализа этой действительности, логические средства и методы, используемые для исследования будущего.

Методология социального прогнозирования исследует будущее в онтологическом, логическом и гносеологическом аспектах.

Онтологический аспект показывает, как рождается и формируется будущее, характеризует его общую картину, влияющие на него факторы.

В логическом аспекте прогноз исследуется как общенаучное понятие, сформированное для выяснения объективного содержания процессов и результатов прогнозирования.

Гносеологический аспект имеет своей задачей выяснить, как будущее отображается в человеческом сознании, каковы формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз с гносеологической стороны является отображением закономерности и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.

В задачи прогностики входит разработка соответствующих проблем гносеологии и логики прогностического исследования, научных принципов, типологии прогнозов; различные классификации методов прогнозирования, определение и отличие таких взаимосвязанных понятий, как гипотеза и прогноз, прогноз и закон, анализ и прогноз, прогноз и план; решение, как элемент управления.

Методика – составная часть методологии, т.е. совокуп конкрет приемов и способов, использ-х для провед конкрет исследований.

Осн эк теор на к-рых базир-ся методология:

Кейнсианская (рассм совук спрос расходы и их компоненты)

Монетарная (осн критерием стабильности на рынке явл объем денед предлож).

Марксистская (деление общ-го пр-ва на 2 сферы: сфера матер пр-ва и непроиз-я сфера, оказывающая различ услуги).

19. Место социального прогнозирования в системе управления

Любое управленческое решение основывается на прогнозе.

Пргноз – комплекс научно-обоснованных предложений, относительно будущих параметров сист, к-рые выр-ся в кач-й и колич форме.

Задача проноза: дать объетив и достовер представление о том, что произойдет с сист в тех или иных ус-ях.

Прогн-ие – процесс разработки научно-обоснованного суждения о кач. состоянии эк-ки и возможном ее изменении в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения этого состояния. Он предполаг. осущ-е анализа достигнутого уровня пок-ей, выявление ф-ров, влияющих на их изменение, проведение многовариантных прогнозных расчетов, обоснование рекомендаций по выбору наиболее приемлемого варианта.

Процесс прогн-ия базируется на 3 осн. этапах:

оценка прошлого (ретроспекция)

определение характеристик прогноза (диагноз)

собственно прогноз (проспекс)

20. Прогнозирование доходов населения.

Доход – любая сумма денег, получаемая в виде з/п, пенсии и др источников.

Все доходы, получаемые населением страны, можно охарактеризовать как номинальные, реальные и реально используемые.

Номинальные доходы представляют собой совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов, получаемых населением страны.

Денежные доходы — это доходы, полученные населением от предприятий и организаций всех форм собственности в качестве оплаты труда. Общая сумма денежных доходов населения за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследований, проводимых Госкомстатом России, а также с использованием отчетных балансов денежных доходов и расходов населения. На перспективу денежные доходы определяются на основе прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения и экспертных оценок.

Натуральные доходы – доходы, полученные в личном подсобном, фермерском хозяйствах и в форме оплаты от предприятий и организаций. Они определяются на основе использования межотраслевого баланса производства и распределение продукции и услуг.

Косвенные доходы – доходы, полученные в процессе использования услуг, представленных бесплатно или с частичной оплатой учреждениями сферы обслуживания. Они рассчитываются на основе данных отчетного и прогнозного федерального бюджета.

Реальные доходы — определяются путем вычета из размера номинальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов и других обязательных платежей с учетом индекса цен.

В прогноз-х расчетах реал денеж доходов испол-т баланс денеж доходов насел, к-рый хар-ет движение той части общ-го продукта, к-рое насел получает в форме реал денеж доходов.

21. Социальное прогнозирование и механизм рыночного регулирования.

Рын регулир-е –

Многие отрасли соц сферы не вписываются в рын регул, т.к. имеют маленькую норму прибыли. Следовательно, они нуждаются в гос регулировании, которое основывается на планах развития гос-ва.

социальное прогнозирование — научная экономическая дисциплина, имеющая своим объектом процесс воспроизводства человеческого капитала, а предметом — познание возможных состояний функционирующих социальных объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки социальных прогнозов.

Социальное прогнозирование есть процесс разработки социальных прогнозов, основанный на научных методах познания социальных и экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов социальной прогностики.

Цели и задачи социальной политики государства.

Основные направления социальной политики государства.

Социальная политика государства — это комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.

Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.

Социальная политика включает: -политику доходов населения; -социальную защиту граждан; -развитие системы здравоохранения, -образования, -культуры, -обеспечения товарами, -услугами, -условиями проживания, -молодежную политику.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций — относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.

Важнейшими из них являются:

• выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

• оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;

• интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

• прогностическая;

• социальная защита населения;

В социальной политике государства на федеральном и региональном уровне исключительно важное место проблемы обеспечения социальной справедливости — это и реальное народовластие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и социальные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности и др.

Одной из самых жгучих проблем настоящего времени в социальной политике стала проблема бедности. Особенно важное место в социальной политике государства занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения.

Целью социальной политики государства становятся улучшение материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения; конституционных прав граждан в области социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры. Экономически активному населению создаются условия для развития предприимчивости и деловой инициативы. Для граждан, которые вследствие возраста или по состоянию здоровья вынуждены прекратить трудовую деятельность, предусматривается повышение уровня социальной защищенности, индекса­ция пенсий с учетом роста потребительских цен.

Учитывая комплексный и многоплановый характер определения «социальная политика», ее обычно расчленяют на следующие составные части:

- политика доходов населения;

- социальная защита граждан;

- развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания;

- молодежная политика.

Прогнозирование демографического развития.

26. Комплексная оценка демографического потенциала, основные показатели прогнозирования.

Демографический прогноз — это научно обоснованное предвидение основных параметров движения населения и будущей демографической ситуации.

Демографическому прогнозу необходима многовариантность:средний (наиболее вероятный ход событий) нижний и верхний (внешние границы динамики показателей) .

Точность демографического прогноза зависит от точности исходной информации, обоснованности гипотез о тенденциях изменения показателей и длительности прогнозного периода.

Классификация демографических прогнозов

Классификация по длине прогнозного горизонта:-краткосрочный (5-10 лет); -cреднесрочный (25-30 лет); -долгосрочный.

Чем шире горизонт прогнозирования, тем менее точен прогноз.

Классификация по количеству объектов пргнозирования:-единичные (изменение одной переменной); -множественные (двух и более);

Классификация по типу представления прогнозируемой -величины:-точечные (величина представляется одним числом); -интервальные.

Классификация по цели прогнозирования.

Разработка демографических прогнозов происходит в несколько стадий.

Первая стадия – аналитическая. Ее содержание – анализ демографической ситуации в стране, регионах на начало прогнозируемого периода, оценка демографических результатов развития общества за истекший период, сопоставление их с прогнозными значениями показателей, выявление диспропорций и негативных тенденций, возникших в демографическом развитии страны.

Вторая стадия – целевая. На этой стадии обосновывается состав целей демографического прогноза. В составе целей выделяются по характеру их возникновения две группы целей.

1-ая группа – это цели, достижение которых представляет собой решение тех проблем, которые возникли в демографическом развитии страны истекшего периода.

2-ая группа целей – это цели, достижение которых предопределено изменением демографических условий в прогнозируемом периоде, характером тех требований, которые предъявит развитие экономики и социальной сферы к демографической ситуации страны в прогнозном периоде.

Третья стадия – расчетная. Ее содержание заключается в обосновании системы прогнозных показателей: численности населения, естественного прироста, структуры населения (половозрастной, территориальной, образовательной) и др.

При разработке демографических прогнозов наиболее часто используют следующие четыре группы методов:

1) методы экстраполяции;

2) экономико-математические методы, позволяющие разработать многофакторные динамические модели;

3) методы передвижки возрастов и когорт;

4) методы экспертных оценок.

27. Балансовый метод в социальном прогнозировании, особенности разработки и применения.

Балансовый метод является одним из основных методов планирования и имеет универсальное значение как способ, увязывающий потребности с ресурсами, т.е. способствующий решению основной проблемы в экономике.

С помощью балансового метода:

а) вскрываются диспропорции, регулируются народнохозяйственные пропорции, обосновываются необходимые соотношения между разделами и показателями плана;

б) выявляются резервы, устанавливается макроэкономическое равновесие.

Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.

Сущность балансового метода (подхода) состоит в выявлении и количественном выражении отношений межу сторонами какой-либо деятельности, которые уравновешивают друг друга.

С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсах с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.

Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности.

Система балансов, используемых в планировании и прогнозировании, включает материальные, трудовые и финансовые балансы. В каждую из указанных групп входит ряд балансов.

Балансы подразделяются:

а) материальные – выражают натуральные и вещественные пропорции, разрабатываются в соответствующих физических единицах измерения или в условно-натуральном исчислении;

б) трудовые – определяют источник поступления трудовых ресурсов и их использование;

в) стоимостные – используются при разработке финансовых планов и при согласовании доходов и расходов.

Балансовый метод является важным инструментом планирования и прогнозирования и широко используется при формировании прогнозов и обоснования плановых решений.

28. Прогнозирование развития торговли.

В прогнозировании показателей потребительского рынка используется следующая система показателей:

- общий объём товарооборота;

- валовый доход от хозяйственной деятельности;

- среднесписочная численность;

- издержки по различным видам затрат;

- потребность в различных видах продукции и услуг и т.д.

Пок-ли развития торговли: розничный товарооборот, оптовый товарооб, оптовая покупка ср-в, корреляция пр-в от объема розничного товарооб в сторону жизни насел.

При прогн испол-т балансовый метод, определ-щий кол-во торг площадей на 1тыс мест, ассортимент товаров и др.

29. Государственные социальные прогнозы.

Система государственных прогнозов, сложившаяся в Российской Федерации:

1) государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

2) концепция социально-экономического развития страны — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений и средств реализации указанных целей;

3) программа социально-экономического развития страны — это рабочий документ правительства, в котором указывается комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития страны, предлагаются конкретные мероприятия и средства их достижения;

4) федеральные целевые программы, направленные на преодоление отдельных острых проблем социально-экономического развития страны.

30. Социальная сфера как объект прогнозирования.

Объектом социального прогнозирования является социальная сфера.

Эта сфера включает совокупность отраслей экономической деятельности, в которых создаются услуги (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, система здравоохранения и образования, физическая культура и спорт, социальное страхование, социальное обеспечение, культура и искусство, транспорт, связь (в части деятельности по обслуживанию населения), потребительский рынок, регулирование занятости населения, безработицы, охрана природной среды, создание и сохранение открытых ландшафтов и заповедников, исторических памятников и т.д.).

Главными проблемами социальной сферы в настоящее время являются: опережающий рост цен на услуги, по сравнению с ценами на большинство товаров, дефицит бюджетных средств для бесплатных услуг, несанкционированное распространение принципа платности как в прямой, так и в завуалированной форме на область бесплатных услуг.

Характерной особенностью современной социальной сферы является реформирование, которое осуществляется крайне непоследовательно и болезненно для населения.

Вторая характерная особенность социальной сферы заключается в том, что прогнозирование осуществляется с помощью использования норм и нормативов.

31. Нормативный метод в социальном прогнозировании. Особенности разработки и применения.

Нормативный метод является одним из основных методов прогнозирования и планирования. В современных условиях ему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Нормативный метод применяется для расчета прогнозных а плановых показателей. Нормы и нормативы разрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе.

Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Последние применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.

Норма – это максимально допустимая величина. Норматив – соотношение элементов производственного процесса (составляющая нормы).

Нормы и нормативы подразделяются на ресурсные, экономические и социальные. При необходимости они конкретизируются и дифференцируются по отдельным направлениям. Наличие норм и нормативов позволяет определить прогнозные и плановые показатели на основе прямого счета.

Результатом нормативного прогноза будет определение возможных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, возможных путей достижения цели, т.е. выявления целевой ситуации, которая должна быть реализована средствами управления для решения назревших или назревающих проблем. Для нормативного прогноза особое значение приобретает знание феномена социальной цели.

32. Прогнозирование занятости населения.

Занятость насел – осн ус-е для для расширенного воспроизводства.

Занятость – дея-ть граждан, связанная с удовлетвор их личных и обществ-х потребностей и приносящая заработок.

Цель прогнозов6 рацион испол-е труд потенц во всех рег; макс обеспеч насел работой.

Достиж оптим ур-ня и струк занят опред-т содержание фед и регион прогн занятости.

Для прогнозир-я использ балансовый метод, т.е. разраб-ся сводные балансы труд рес-в и раб мест, к-рые представ собой баланс спроса и предлож раб силы.

Осн пробл в сфере занят – изменение отраслевой струк-ры, т.е. уменьшение кол-ва занятых в обрабат отрасл и увелич в добыв, финн-кредит и торговой обл.

33. Прогностический процесс, его основные этапы.

Этапы прогнозтич проц:

Ретроспектива – изуч сост сист в прошлом по совокуп-ти значимых пок-лей и выявл хар-ра их изменений.

Диагностика – устан-е начальных и допустимых знач прогноз-мых пок-й и выбор метода прогноз-я.

Прогноз – вкл объедин отдел пок-й и сиснтез единичных прогнозов. При раз-ке прогн испол-ся совокуп мет: написание сценария развития сист; морфологич анализ; построение дерева целей; провед эксперт оценок.

Прогнозирование социальной защиты населения.

Меры социальной защиты населения можно подразделить на активные и пассивные.

К первым относятся подготовка и переподготовка персонала, создание новых трудовых мест, сохранение уже имеющихся и др. Второе включает выплату соответствующих пособий и дотаций.

Социальное обеспечение — это система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.

В ст. 39 Конституции РФ указывается: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Система социального обеспечения, как правило, включает

1. пенсии;

2. пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.);

3. пособия семьям, в которых есть дети;

4. содержание и обслуживание престарелых и инвалидов;

5. пособия по безработице и др.

Организация государственного прогнозирования социального развития.

Социально-экономические прогнозы являются важнейшим составным элементом системы планирования и управления. В этой системе прогнозирование выполняет самостоятельную роль, выступая в качестве инструмента познания и предвидения объективных процессов социально-экономического развития в их конкретной количественно определенной форме.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ — система научно обоснованных представлениях о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйства.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития РФ используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Концепция социально-экономического развития РФ — система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Программа социально-экономического развития РФ — комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения РФ, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по РФ, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики и социальной сферы, по регионам.

Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу.

Таким образом, прогнозирование в РФ имеет статус государственного мероприятия.

Схема составления прогнозов в РФ:

Долгосрочный прогноз

концепция долгосрочного развития

среднесрочный прогноз

концепция среднесрочного развития

среднесрочная программа

Прогнозы разрабатываются как комплексные, охватывающие все сферы деятельности, так и отраслевые.

Но при этом надо понимать, что экономику и социальную сферы разорвать нельзя. Отраслевые социальные прогнозы можно разрабатывать только после общеэкономических прогнозов и на их базе.

37. Система показателей социального развития их использование в прогнозировании.

38. Особенности социального прогнозирования на территориальном уровне.

На территор ур-не существуют Управления, отвечающие за развитие соц сферы:

Управление дорог ЛО(Осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета. Выдает специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Согласовывает маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения. и др.)

Управление здравоохранения ЛО (осуществляет государственное управление в сфере здравоохранения в пределах своей компетенции и прав, предоставленных Управлению; организует оказание медицинской помощи населению, осуществляет контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи; изучает состояние здоровья населения, разрабатывает приоритетные направления и областные программы, обеспечивающие охрану здоровья населения области, в том числе и по программам обязательного медицинского страхования)

Управление ЖКХ по ЛО

Управление культуры и искусства ЛО (Осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы культуры. Участвует в разработке и реализации законов, региональных программ и иных нормативных актов ЛО в сфере культуры. Осуществляет в установленном порядке деятельность по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности ЛО, а также федеральной собственности. Представляет в установленном порядке работников культуры, искусства и кинематографии области к наградам, премиям, почетным званиям.)

Управление образования и науки ЛО

Управление по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов ЛО

Управление лесного хозяйства ЛО

Управление потребительского рынка и ценовой политики ЛО

Управление социальной защиты населения ЛО

Управление труда и занятости ЛО

Управление физической культуры, спорта и туризма ЛО

Управление экологии и природных ресурсов ЛО

39. Нормативно-правовая база социального прогнозирования.

Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

40. Социальные нормы и нормативы, их использование в прогнозировании социального развития.

Социальные нормативы и нормы разработаны и одобрены вышеназванным распоряжением правительства для следующих отраслей социальной сферы:

- культура;

- массовая информация;

- здравоохранение;

- физическая культура и спорт;

- социальная защита населения;

- нормы и нормативы питания, обмундирования, мягкого инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях;

- нормативы наполняемости классов и групп в общеобразовательных учреждениях;

- нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений.

41. Использование информационных технологий в социальном прогнозировании.

42. Применение методов экономико-математического моделирования в социальном прогнозировании.




Предыдущий:

Следующий: