Шостакович 7 симфония. 1,2 часть

Шостакович. 7 Симфония (Ленинградская).

Создана 1941 в Ленинграде. Композитор участвует в защите родного города.

1 исполнение 5 марта 1942 в Куйбышеве под управлением Самосуда, в Москве 29 марта 1942.

Расширенный состав оркестра.

1 часть Allegretto. Начинается энергичной и мужественной маршеобразной темой в C-dur. Кварто-квинтовые мелодические ходы родственны запевам русских молодецких песен. Сонатная форма+ Coda.

Г.П. своеобразен ладово-интонационный облик. С первых тактов мажорная диатоника нарушается резко звучащей тритоновой интонацией, создающей ладовую напряженность. Во 2 предложении композитор вводит минорную терцию, сопоставление мажора и минора. 3-х частное репризное строение.

П.П. лирическая и светлая рисует образ разумной и счастливой жизни советских людей. Спокойный, энергичный, жизнерадостный характер. Гармоническая основа – органный пункт на тонической квинте G-dur. От одного голоса к другому перебрасывается один и тот же секундовый оборот. Когда вступает деревянно-духовые, характер развития меняется. Нисходящая фраза у гобоев не укладывается в рамки 4хдольности (переменный размер). 2 тема: напевные фразы сперва флейты-пикколо, а затем у скрипки рисует картину «Звучащей тишины».

Эта тишина нарушается дробью барабана, на ее фоне возникает маршевая тема вражеского нашествия Es-dur. Эпизод заменяющий разработку. Развернутая сонатная форма. Атмосфера настороженного тревожного ожидания. Сухая, отрывистая тема, композитор использует короткие фанфарные мотивы. Тупая назойливая тема вражеского нашествия и её 11 вариаций. Эффект смешивания тембров. Каждую вариацию проводят разные инструменты. В момент когда оркестр достигает ошеломляющей силы звучания, в развитии наступает тритоновый тональный сдвиг (A dur). Тема сопротивления звучит в 9 вариации.

Реприза. Г.п — c-moll, тема траурного марша (реквием жертвам войны), тема нашествия.

П.п – соло фагота, fis-moll, в заключительных интонациях звучит уверенность в победе.

2 часть. Moderato poco Allegretto, лирическое скерцо. 1 раздел: изящно-повествовательная с оттенком танцевальности у струнных. На их фоне звучит широкая тема гобоя, которая будет переходить от одного инструмента к другому. 2 раздел: насыщен резкими диссонансами. Жесткая, отрывисто-сухая напоминает тему нашествия из 1 части. 3 раздел: возвращается музыка 1 раздела, тема звучит в низких регистрах (суровый, сумрачный оттенок).




Предыдущий:

Следующий: