Таблица на С

Название произведения

Автор

Имена героев

Проблема

Как раскрывается

1

«А зори здесь тихие»

Б. Васильев

Рита (имела сына); Лиза (утонула в болоте); Галя (детдомовская); Соня (студентка); Женя (погибла, уводя от Риты немцев; Федот Васков – командир отделения зенитчиц).

Проблема героизма, патриотизма (поведение девушек при выполнении задания.

Проблема любви к родине.

Погибли во имя того, чтобы зори здесь всегда были тихие.

Пошли на защиту родины, защищая свой дом, близких.

2.

«В списках не значился»

Б. Васильев

Только что после училища, молоденький лейтенант Николай Плужников попадает на службу в Брестскую крепость в ночь перед началом войны. Не успел встать на учет. Уничтожал врага до победного. Его смогли заставить выйти только тогда, когда он, слепой, седой уже еле двигался. Ему отдали честь даже немецкие генералы.

Проблема героизма.

Проблема чести и долга.

Вел себя героически, защищая крепость.

Офицерская честь и долг перед родиной отличают Николая Плужникова.

3.

«Убиты под Москвой»

К. Воробьев

Рота кремлёвских курсантов идёт на фронт. Действие происходит в ноябре 1941 г.; фронт приближается к Москве. По пути курсанты встречают спецотряд войск НКВД; когда рота приходит в подчинение пехотного полка из московских ополченцев, выясняется, что пулемётов нет: у курсантов остаются только самозарядные винтовки, гранаты и бутылки с бензином. Нужно рыть окопы, и взвод лейтенанта Алексея Ястребова быстро выполнил задание. Появляются немецкие самолёты, но пока не бомбят. К позиции взвода подходят вышедшие из окружения бойцы, среди которых — генерал-майор, командир дивизии. Выясняется, что прорван фронт и соседняя деревня занята немцами.

Начинается обстрел, убиты шестеро курсантов и политрук. Капитан Рюмин, командир роты, получает приказ отступить, но пока он посылал связного в штаб полка, рота оказалась окружена немцами. Капитан решает идти в наступление. Рота окружает занятое немцами село и внезапным ударом занимает его. Алексей в первом близком бою испытывает страх и отвращение — ему приходится убить немца.

Бойцы подходят к лесу — но тут начинается самолётный налёт, бомбардировка, а за самолётами в лес входят танки и пехота немцев. Упав на землю, в воронку, Алексей оказывается рядом с курсантом из третьего взвода, который, как понимает лейтенант, «трус и изменник», — ведь идёт бой и другие гибнут. Но курсант исступлённо шепчет Алексею: «Мы ничего не сможем… Нам надо остаться живыми… Мы их потом всех, как вчера ночью…» Он просит лейтенанта застрелить его, чтобы не попасть в плен к немцам. После боя они вдвоём идут из леса и выходят на то место, где им ранее встретился отряд НКВД. Там они встречают капитана Рюмина и ещё трёх бойцов, остаются ночевать в скирдах сена. Наутро Алексей и капитан видят в небе бой советских истребителей с немецкими «мессершмиттами»; наши «ястребки» погибают. Капитан Рюмин стреляется, и Алексей вместе с курсантами роют ему могилу. Тут появляются два немецких танка — один из них идёт на Алексея, тот бросает в танк бутылку с бензином, падает на дно могилы, — оказывается, ему удаётся подбить танк. Курсанты, спрятавшиеся в скирдах, погибли; Алексей выбирается наружу и идёт на восток. 

Проблема ответственности за жизнь других. (Рюмин знает, что рота погибнет в любом случае, но делает все для того, чтобы они погибли в бою, как герои)

Проблема идеала ( Рюмин был для курсантов идеалом: они носили с собой, как и он, прутик в руке, носили фуражку на бок).

Проблема героизма (вся рота гибнет на подступах к Москве).

4.

«Судьба человека»

М. Шолохов

 В довоенное время Андрей Соколов жил обычной для советских людей жизнью. Имел любящую жену, троих детей, дом, хорошую работу. В его жизни не было ничего, что расстраивало его. Он был в достатке. Но все изменилось, когда пришла война.      В расстроенных чувствах Андрей ехал на фронт, так как жена уже попрощалась с ним навсегда. На фронте он вел себя храбро, мужественно и очень достойно. Он всегда был готов идти на помощь своим товарищам, рисковал собой ради победы Красной Армии. Это проявилось, когда он сам вызвался везти боеприпасы для артиллерийской батареи на передний край. Также достойно он вел себя и в плену. Например, он спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев, которого Андрей вскоре задушил, как предателя. Не терял он свою честь человека и перед немецкими офицерами, не отрекался от своих слов, не боялся смерти, проявлял свою силу воли. Вскоре он был принят водителем и, пользуясь случаем, совершил побег.     Война отняла у него все самое дорогое, что он имел. Семья его погибла, дом разрушен. Податься некуда. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни.

Историческая память

И. С. Тургенев. «Отцы и дети».

Базаров, который пренебрежительно относится к «ста-

ричкам», отрицает их нравственные устои, умирает от

пустяковой царапины. И этот драматический финал

показывает безжизненность тех, кто оторвался от

«почвы», от традиций свое го народа.

Любовь к родине

«Слово о полку Игореве».

Ярко выражена любовь автора к родной Русской земле. Его

волновало будущее. Он с гордостью рассказал нам о

защитнике родины. Красиво описал природу. Солнечное

затмение. Именно Русская земля стала главным героем его произведения

Любовь к родине

А.С.Пушкин «К Чаадаеву».

В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный

призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные

порывы”.

«Слово о полку Игореве».

Ярко выражена любовь автора к родной Русской земли. Его

Научный прогресс и

нравственные

качества человека

М. Булгаков. «Собачье сердце»

Доктор Преображенский превращает пса в человека.

Ученым движет жажда познания, стремление изменить

природу. Но порой прогресс оборачивается страшными

последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» -

это еще не человек, потому что нет в нем души, нет

любви, чести, благородства.

Ответственность

человека за жизни

окружающих

Н. Толстой. «Война и мир».

Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек,

осознающий ответственность перед родиной, людьми,

умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков

Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без

высоких фраз выполняют свой долг.

Отцы и дети

Классическое произведение, в котором показана проблема

непонимания между старшим и младшим поколениями.

Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим

Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному

признанию, любит их, своим отношением приносит им

огорчения.

Отцы и дети

К. Г. Паустовский «Телеграмма».

Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о

том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей

важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она,

осознав величину возможной потери, приезжает в деревню,

оказывается слишком поздно: матери уже нет…

Роль примера.

Воспитание человека

предвоенные годы сибирской деревни. Формирование

личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.

В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование

личности главного героя в трудные военные годы. Роль

учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика.

Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство

собственного достоинства героя повести.

Самопожертвование

во имя любви к

ближнему

Булгаков «Мастер и Маргарита». Самопожертвование

Маргариты ради своего любимого.

Сострадание, чуткость

и милосердие

М. Шолохов «Судьба человека».

В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, ко-

торый во время войны потерял всех родных. Однажды он

встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом.

Этот поступок говорит о том, что любовь и желание

делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того,

чтобы противостоять судьбе.

Человек и власть

Человек и искусство.

Воздействие искусства

на человека

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет».

Автор утверждает, что нет ничего постоянного, все

временное, все проходит и уходит. Только музыка и любовь

утверждают истинные ценности на земле.

Фонвизин «Недоросль».

Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе

бездельника Митрофанушки, пережили подлинное

перерождение: стали прилежно учиться, много читать и

выросли достойными сынами отчизны.

Человек и история.

Роль личности в

истории

Л. Н. Толстой. «Война и мир».

Одна из центральных проблем романа – роль личности в

истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и

Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где

нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход

истории может личность, интересы которой совпадают с

интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания

масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём

величии, потому обречен на поражение.

Человек и история.

Роль личности в

истории

Шолохов «Судьба человека»

После войны многих советских солдат, которые попали во

вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М.

Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горь-

кая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть

на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об

их реабилитации.

Человек и природа

М. Булгаков. «Собачье сердце».

Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику

часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса

в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Нельзя бездумно вмешиваться в природу!

М. Пришвин. «Кладовая солнца»

Черствое и бездушное

отношение к человеку

Матрёнин двор» Солженицына.

Честь и бесчестье

Н.В. Гоголь в своей комедии «Ревизор».

Чиновники уездного города по ошибке принимают

Хлестакова за настоящего ревизора, всячески пытаются

угодить ему, совсем не обращают внимания на его

глупость.

А.П.Чехов в рассказе «Смерть чиновника»,

Автор показал проблему с нравственной точки зрения.

Червяков, прося прощения, унижался перед генералом не по

роду службы или должности (ведь это был даже не его

начальник), а по своей человеческой натуре.

О преданности и о животных — «Соленый пёс», «Каштанка», «Белый пудель».

Проблема взаимоотношения

Проблема взаимоотношения личности и коллектива.

Горький «На дне»

Проблема нравственного выбора.

«Мастер и Маргарита» Булгакова ; В.Быков «Сотников» ;

Шолохов » Судьба человека», Кондратьев «Сашка»

Человек и познание.

Самореализация

человека.

Жизнь как борьба за

счастье.

М. Горький в пьесе «На дне».

Показал драму «бывших людей», которые утратили силы

для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то

хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не

делают для того, чтобы изменить свою участь. Не

случайно действие пьесы начинается в ночлежке и

заканчивается там же.

Ложные ценности

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Показал судьбу человека, который служил ложным ценностям.

Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но

когда американский миллионер умер, то оказалось, что под-

линное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не уз-

нав, что такое жизнь.

Духовное совершенствование человека 

1) Л.Н. Толстой «Война и мир». В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет, непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов – испытания на войне, Ростова – любовь к Болконскому, его смерть). 

2) Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников проходит огромный путь от уверенного в своей правоте человека, человека-одиночки к социально развитой личности, в чем ему особенно помогает Библия, которую он читает, будучи в заключении. 

Приобщение людей к чтению, роль книги в жизни человека

Чингиз Айтматов в одном из своих художественных произведений писал, что книга «выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, контактировать с настоящим, прошлым и будущим», поэтому так важно приобщаться к чтению. 

Низкое качество современной литературы

Рассуждая о вкусах читателей, которые выбирают в качестве настольной книги произведения Достоевского, Пушкина, Толстого, Чингиз Айтматов надеется на то, чтобы не было плохих книг, чтобы не разрушалось то представление, которое создается после прочтения творений классиков. 

Проблема духовности в современном мире

.М. Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности. 

Проблема нравственной прочности человека, совести

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него. 

Проблема назначения искусства

, понятие о шедевре, его роли в жизни человека М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». В романе представлены два направления – писатели МАССОЛИТА, которые «творили» на заказ, и Мастер, который создал настоящий шедевр. Недаром в конце романа Воланд говорит: «Рукописи не горят!». 

Проблема ощущения родины, памяти о ней, родном доме

Л.Н. Толстой «Война и мир». Обстановка в доме Ростовых – радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и такт. А это так часто необходимо человеку – чувствовать, что есть место, где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь сердцем и душой. 

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» – живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом. 

А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень». Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые отношения человека с природой. Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение. 

экологическая проблема

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Ставит вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему. Ответ – нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат ее флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно

Проблема памяти о детстве

Л.Н. Толстой посвятил целую трилогию теме детства – «Детство», «Отрочество», «Юность», где пытается проследить этапы своего взросления, становления как личности. 

Проблема понимания красоты

Солженицын «Матренин двор». Понятие внутренней красоты. Недаром произведение заканчивается словами: «Не стоит село без праведника». Его духовное богатство, щедрость, бескорыстность говорили о ее духовом богатстве. Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский говорили о красоте женщины, которая способна изменить, нравственно возродить мир. 

Современное телевидение

Ю.Тимошин «Враг русской молодежи – современное телевидение». Телевизор – враг человека желающего быть свободным. Кривые телезеркала умышленно меняют привычные, веками складывающиеся, законы Национальной жизни, формируют ложные идеалы, искажают правильное, с позиции добра и истины, восприятие событий, создают «виртуальную реальность”… Телевизор стал основным средством манипулирования сознанием, а значит, основным средством «расчеловечивания человека”. Телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю, и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. По признанию доктора психологических наук В. Лебедева, телевидение и «пресса может сделать так, что в транс впадет вся страна”. 

Проблема дружбы 

Испытание дружбой проходят многие герои русской литературы. Так, постоянно чувствует поддержку апатичный, меланхоличный Обломов со стороны Штольца в романе «Обломов» Гончарова. 

Подружились столь разные, на первый взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов («Отцы и дети»). 

А.С. Пушкин («19 октября», «19 октября 1827», «Друзьям»). Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только, как отношения, возникающие между людьми. Дружба – это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз: 

Друзья мои, прекрасен наш союз! Этими словами он подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. Дружеское участие, поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовность исполнить долг.

Проблема ревности

Вильям Шекспир «Отелло». Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. Недаром, Отелло под воздействием беспочвенной ревности убил Дездемону – любовь всей его жизни. 

Проблема выбора жизненного пути

1. И.А. Гончаров, роман «Обломов». Главная тема – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку. 

2. А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин». Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь. 

Проблема героизма предательства

В. Кондратьев, повесть «Сашка». Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда человек не думает о собственной жизни. 

Проблема отцов и детей, современной молодежи 

А.Н. Островский, драма «Гроза». В лице представителей двух групп провинциального города Калинова он показал, как старый уклад жизни (Кабаниха и Дикой) начинает рушиться под воздействием требований новой жизни (Катерина, Борис, Варвара). 

И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети». Базаров – представитель нового мировоззрения, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил – и старшее поколение Кирсановых – люди «старого века». Между ними невозможно примирения и единства. Столкновение неизбежно. 

Культура жизни и быта, проблема становления личности в зависимости от жизненных условий

А.Н. Островский (драма «Гроза»). Понятие «Темное царство», представителями которого являются Дикой и Кабаниха. Дикой – власть денег, грубость, брань. Кабаниха – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль». Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого поколения. В те времена царила мысль о воспитании просвещенного дворянина. Митрофанушка – главный герой комедии «Недоросль» – занимался науками, но вопреки всему не стал образованным, интеллигентным. Почему? Наверное, потому, что вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а потом уже об уме. 

Проблема интеллигентности

Л.Н. Толстой «Война и мир» — Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т.к. они люди думающие, рефлексирующие. 

проблема непонимания нового поколения интеллигенции.

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума».. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах. 

Человек и война

Л.Н. Толстой «Война и мир». Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысли и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении. 

Любое из: Кондратьев «Сашка», «А зори здесь тихие» Б. Васильева;

Лиза Бричкина ( утонула в болоте);

Соня Гурвич (погибла, когда вернулась за кисетом Васкова;

Галя Четвертак (испугалась и выбежала);

Рита Осянина (имеет сына, застрелилась раненая, чтобы Васков смог остановить немцев);

Женя Комелькова (погибла, уводя немцев от Риты и Васкова).

Они погибли, чтобы зори были всегда тихие, небо мирное.

«В списках не значился» Б.Васильева (главный герой Николай Плужников. Лейтенант Плужников после окончания военного училища в ночь перед началом войны попал на службу в крепость. Он не успел встать на учет. Каждый день, как на работу он выходил из завалов бить немцев. В конце, слепой, седой, больной он выходит к немцам. Не только солдаты, но и генералы вышли отдать честь русскому солдату.

М. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов -настоящий русский солдат, прошел ад в плену у немцев, потерял семью (бомба попала в дом, где погибли жена и 2 дочери); в последний день войны потерял сына. Но не ожесточился, а нашел силы и приютил мальчика-сироту Ванюшку, заменив ему отца.

Проблема одиночества человека в современной мире

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями. 

Проблема уничтожения исторических ценностей.

В.М. Шукшин «Крепкий мужик». Бригадир Шурыгин, пользуясь властью, распорядился разрушить церковь, чтобы взять кирпич для строительства свинарника. Жители села просили не трогать церковь, так как это памятник 17 века. Но это только разжигало его страсть. В результате церковь была разрушена. Кирпич взять было невозможно, так как раствор был крепкий. Он понимал, что сделал что-то не то, но искал себе оправдания. Ведь когда-то была разрушена колокольня. Но он не осознает, что тогда времена были другие.

Проблема сохранения исторических ценностей

В рассказе В.М. Шукшина «Крепкий мужик» бригадир Шурыгин решил разрушить церковь, памятник 17 века. Учитель истории встал под стенами церкви и пытался остановить это безобразие.

Проблема совести

В рассказе В.М. Шукшина «Крепкий мужик» бригадир Шурыгин решил разрушить церковь, памятник 17 века. Ему это удалось. Но взбунтовалась против него вся деревня. Его осуждала мать, жена, призывал к совести и учитель истории. Мать говорила о том, как теперь на глаза людям показываться.

Проблема памяти учителя

В. Распутин «Уроки французского». В тяжелые послевоенные годы главный герой вынужден был жить и учиться в райцентре вдали от дома. Ему не хватало еды , и он был вынужден играть с местными ребятами на деньги, чтобы покупать себе молоко. Мальчик был способный, и учительница французского решила подтянуть его по французскому языку. Она сделала все, чтобы мальчик продолжал учебу. Чтобы помочь материально, решила с ним сыграть в застенок. Случайно узнал об этом директор школы и уволил учительницу. Но уроки доброты остались в памяти ребенка на всю оставшуюся жизнь.

Проблема доброты

В. Астафьев «Конь с розовой гривой». Главный герой обманул бабушку. В туесок наложил травы, затем земляники. Бабушка не знала об этом. Она обещала продать ягоды и привезти внуку пряник в виде коня с розовой гривой. Хотя внук обманул, она все равно купила ему пряник. Это послужило уроком тому, что главный герой навсегда запомнил урок доброты бабушки и больше никогда никого не обманывал.

Проблема любви к России

В феврале 1920 года Бунин покидает Россию и эмигрирует во Францию. В эмиграции Бунин создает свои лучшие вещи. И он пишет о России. Он скучает по ней.В 1933 году Бунин стал первым русским писателем – лауреатом Нобелевской премии.Умер Иван Бунин во сне, в ночь на 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище во Франции Сент-Женевьев-де-Буа, но даже перед смертью он вспоминает Россию




Предыдущий:

Следующий: