Тема 2 задание 1 и 2

Тема 2 задание 1. Требования к речи педагога- дефектолога воспитателя группы для детей с нарушениями речи

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ОНР, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи.

Анализ педагогической литературы и практический опыт показывают, что в речи воспитателей встречаются следующие недостатки:

 нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;

 побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (что вместо [што], его вместо [ево];

 произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

 неправильное ударение в словах;

 монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания

 ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми

 многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

 насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

 использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

 частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!);

 засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);

 копирование речи малышей, «сюсюканье»);

 использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения и т.д.

К речи воспитателя предъявляется ряд требований.

Воспитателю необходимо:

 правильно произносить все звуки родного языка;

 четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

 строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в словах;

 использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;

 в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

 связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;

 использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Тема 2 задание 2. Сделайте статью Лапошиной Э.В. «Особенности ознакомления с некоторыми предметами ближайшего окружения» из журнала «Дефектология» 1991 № 6 С. 72 -77.

Одной из основных задач специального детского сада является формирование интеллектуальных умений и навыков у детей, т.е. использование в различной деятельности операций анализа, сравнения, обобщения, установления простейших причинно – следственных связей. Большие коррекционно – образовательные возможности заключаются в занятиях по ознакомлению с окружающим предметным миром, на которых детей знакомят с предметами ближайшего окружения, их функциональным назначением и способами использования, учат выделять видимые и понимать скрытые свойства и связи предметов и явлений на основе анализа различных практических ситуаций.

Предложенное воспитанникам подгот. группы специального детского сада экспериментальное задание имело своей целью изучить, как обобщают умственно отсталые дошкольники свои знания о признаках и свойствах предметов и как используют имеющийся опыт для решения поставленной задачи. Анализируя ход эксперимента необходимо отметить , что большинство у.о. дошкольников не встретили видимых трудностей в узнавании, обозначении словом и назначении изображаемых предметов. Можно так же предположить, что отсутствие одной или нескольких основных деталей предмета настолько разрушает сложившееся первичное представление о нем, что предмет становится неузнаваемым для ребенка, а самостоятельное восполнение недостающего фрагмента рисунка оказывается затруднительным.

Таким образом, по результатам заданий можно сделать следующие выводы:

успешность выполнения задания у.о. старшими дошкольниками значительно колеблется и во многих случаях зависит от того, какие именно инструменты предъявлены для анализа.

Дошкольники – олигофрены имеют некоторые обобщенные представления об инструментах, что связано главным образом с опытом собственных действий с этими предметами – орудиями.

Даже в условиях пребывания в специальном детском саду у большинства у.о. дошкольников сохраняются значительные трудности в овладении действиями с предметами.

В практике обучения дошкольников – олигофренов необходимо специально создавать опыт использования инструмента в различных видах деятельности.




Предыдущий:

Следующий: