Тема 20..АдминПроцесс.Microsoft Office Word

Тема 20.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС.

 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ  ПРОЦЕСС 

Понятие  административного  процесса 

Принципы административного процесса.

Административное производство.

1.Понятие  административного  процесса 

Для любой юридической деятельности характерен определенный порядок, который должен обеспечить наибольшую эффективность совершения тех или иных юридически значимых действий. Учитывая огромное разнообразие юридической деятельности, могут устанавливаться различные порядки ее реализации. В любом случае именно нормативно установленные формы упорядочивания юридической деятельности и образуют юридический процесс.

Процесс от латинского «processus» означает продвижение, ход какого-либо явления, последовательную смену состояний, стадий развития, либо совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Все юридические процессы, являясь разновидностью социальных процессов, группируются по различным критериям

  Административный   процесс  находится в одном ряду с другими отраслевыми процессами: уголовным и гражданским, и наряду с ними предназначается для реализации норм материального права. Для этого во многих случаях нужна специальная правоприменительная деятельность государства, т.е. «осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов государства и общественности, заключающаяся в вынесении на основе норм права и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных правовых предписаний». Применение материальных норм права, содержащихся в нормативно-правовых актах, является значительной частью деятельности государственного аппарата и осуществляется в разных сферах: в отношениях государства с гражданами при удовлетворении их субъективных прав, в отношениях государственных органов между собой и объединениями граждан, в процессе применения принуждения к гражданам и иным субъектам и т. д.

В литературе указывают основные, наиболее характерные случаи, когда осуществляется правоприменительная деятельность:

—  когда субъективные права и обязанности конкретных лиц не могут возникнуть без государственно-властной деятельности компетентных органов (например, регистрация субъектов предпринимательской деятельности);

—  когда субъекты правового общения не могут прийти к соглашению;

—  когда необходимо защитить чье-либо нарушенное субъективное право (рассмотрение жалоб граждан);

— когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (наложить штраф за  административный  проступок).

Применение права продолжает процесс нормативного регулирования общественных отношений, начатый правотворчеством, дополняет его индивидуальной регламентацией, то есть конкретизирует права и обязанности субъектов права, уточняет их правовое положение в конкретной ситуации. Правоприменительная деятельность является одним из этапов механизма правового регулирования общественных отношений, содержание которого составляет уже не общее, нормативное, а индивидуально-конкретное, поднормативное регулирование.

Таким образом, посредством правоприменения разрешается огромное количество конкретных дел в отношении физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

Такие дела называют индивидуальными управленческими делами, а  административный   процесс представляет собой деятельность, складывающуюся именно при разрешении индивидуальных дел в сфере государственного управления органами государственного управления и другими уполномоченными на то субъектами. Индивидуальными делами являются, к примеру, дела о государственной регистрации предприятий, выдаче лицензий или патентов, приватизации гражданами жилья, привлечении граждан к  административной  или дисциплинарной ответственности, выдаче разрешений на оружие и многие другие.

Следовательно, понятие  административного   процесса тесно связано с категорией «индивидуальное управленческое дело».

Выделяют следующие признаки индивидуальных управленческих дел:

во-первых, их содержание составляют конкретные, индивидуальные материальные права и обязанности субъектов;

во-вторых, субъекты индивидуальных дел являются конкретными, индивидуальными, иначе говоря, права и обязанности, составляющие основу индивидуальных дел, касаются вполне определенных конкретных субъектов;

в-третьих, индивидуальные дела внешне должны быть материально закреплены в определенной форме; в-четвертых, во всех случаях рассмотрения и разрешения индивидуальных дел принимаются индивидуальные акты1.

При разрешении того или иного индивидуального управленческого дела, уполномоченные на то лица или органы обязаны реализовать норму материального права, т. е. применить предписания, которые она содержит к данному конкретному индивидуальному делу. Большинство материальных норм не могут быть реализованы произвольно, а лишь в определенном порядке, дабы достичь законного результата законными средствами. Материальные нормы многих отраслей права воплощаются в жизнь через  административный   процесс  (трудовое, земельное, финансовое и др.).

Дело в том, что многие нормы указанных отраслей права применяются органами государственного управления в повседневной управленческой деятельности и получают свое конкретное внешнее проявление в формах соответствующих управленческих индивидуальных дел. Ввиду того, что трудовые, земельные, финансовые и другие права и обязанности участников управленческих отношений составляют содержание индивидуальных дел, имеющих управленческую форму внешнего проявления, указанные дела рассматриваются в порядке  административного   процесса .

Это указывает на служебную роль  административного   процесса  не только по отношению к административному , но и к другим отраслям права. Однако наиболее близкой к  административному  процессу  отраслью является материальное  административное  право.

В курсе  административного права изучаются структура и компетенция органов государственного управления, в чьей деятельности и реализуется  административный   процесс . Кроме того,  административное  право дает детальное представление о формах государственного управления, главным образом, правовых, нуждающихся в процессуальной регламентации. Наконец,  административное  право закрепляет статус всех субъектов в сфере государственного управления, что является основой для определения их прав и обязанностей в  административном   процессе .

Понятие  административного   процесса  составляет одну из наиболее острых проблем теории административного  права.

Выделяется два основных подхода к определению  административного   процесса : широкий и узкий. Таким образом, административный   процесс  может характеризоваться в широком и узком смыслах.

Итак, при узком подходе  административный   процесс  трактуется сугубо как юрисдикционная деятельность органов государственного управления. За основу здесь берется осуществление правоохранительной функции, и речь идет о разрешении не любых управленческих дел, а лишь индивидуальных  административных  споров. При этом у одной из сторон либо у обеих сторон административно-правового  отношения существует мнение о том, что ее права и законные интересы нарушаются либо ущемляются. Следовательно, возникает спор, который подлежит разрешению в административно-процессуальном  порядке, а деятельность органов государственного управления по разрешению  административных  индивидуальных споров является юрисдикционной. Это, к примеру, рассмотрение дел об  административных  правонарушениях, рассмотрение жалоб граждан, наложение мер дисциплинарной ответственности на государственных служащих. Юрисдикционная деятельность носит так сказать «негативный характер». Так, одним из классических определений административ-

ного процесса в узком смысле является следующее: «это регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами  административного  правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного  принуждения»1. Концепция узкого понимания  административного   процесса находит отражение в работах многих видных ученых:

Широкое понимание  административного   процесса  характеризуется тем, что в понятие административного   процесса  включается вся деятельность органов государственного управления по применению материальных норм, преимущественно  административного  права, для решения любых индивидуальных управленческих дел. При таком подходе к  административному   процессу  в равной степени относятся решение дел «позитивного» характера (выдача лицензии, регистрация субъекта предпринимательской деятельности) и разрешение индивидуальных дел, носящих спорный характер, т. е. дел «негативного» плана (рассмотрение жалоб, рассмотрение дел об  административных правонарушениях).

 Административный   процесс  обладает целым рядом специфических черт:

1)  административный   процесс  имеет двойственную природу: с одной стороны он является видом юридического процесса, с другой же — разновидностью управленческой деятельности. Однако в содержание  административного   процесса  включается не вся управленческая деятельность органов исполнительной власти, а лишь та ее часть, которая урегулирована правовыми процессуальными нормами, т.  е.  чисто юридическая деятельность. Следовательно, нельзя отождествлять понятия ♦государственно-управленческая деятельность» и « административный   процесс » в широком смысле;

2)  административный   процесс  является разновидностью властной деятельности органов государственного управления и представляет собой часть их компетенции. По мнению многих ученых субъектами  административного   процесса  будут являться и судьи — при рассмотрении дел об административных  правонарушениях, и прокуроры — при наложении ими дисциплинарных взысканий на подчиненных им по службе лиц;

3)   административный   процесс  урегулирован нормами  административного  права. Применение норм материального  административного  права осуществляется в особом, регламентированном административно-процессуальными  нормами порядке. На текущий момент особенность административного  права как отрасли состоит в том, что в ней сосуществуют и тесно взаимодействуют материальные и процессуальные нормы;

4) характерной особенностью  административного   процесса  является также и то, что одним из участников  административного   процесса  всегда выступает орган государственного управления.

Помимо указанных признаков, специфику  административного   процесса  позволяют выяснить также отличия  административного   процесса  от иных видов юридических процессов.

Так, принципиальным моментом, отличающийся  административный   процесс  от традиционных судопроизводственных процессов, является то, что он связан не только с юрисдикционной деятельностью государства, т. е. с рассмотрением споров и применением принуждения, но и с положительной, организационной работой аппарата государственного управления.

Какие же условия необходимы для возникновения материального  административно-правового  отношения? Это:

1.  Наличие нормы права, предусматривающей возможность возникновения такого правоотношения.

2.  Наличие правосубъектности участников данного правоотношения.

3. Наличие юридического факта, порождающего правоотношение.

Для возникновения же процессуального  административно-правового  отношения этих трех условий недостаточно. Необходимо еще одно — наличие  административно-процессуальной  нормы. Таким образом, для возникновения  административно-процессуального  правоотношения необходимы такие условия:

1.  Наличие материальной  административно-правовой  нормы.

2.  Наличие  административно-процессуальной  нормы.

3.  Правосубъектность участников правоотношения.

4.  Юридический факт.

Деление  административно-процессуальных  правоотношений производится также по видам административных  производств.

2.Принципы  административного   процесса 

При определении системы принципов, на которых базируется  административный   процесс , следует учесть, что последний представляет собой единство управленческой и специальной юридической процессуальной деятельности. Следовательно,  административный   процесс  основывается на принципах, составляющих две относительно самостоятельные группы. Первую составляют принципы, присущие  административному   процессу  именно как юридической процессуальной деятельности, вторую — принципы, свойственные государственному управлению и нашедшие свое отражение в административном  процессе.

Одним из важнейших принципов государственного управления, который можно смело отнести и к принципам  административного   процесса , являются принципы персонализации ответственности и ответственности за непринятие решения. В управленческой деятельности нередко складывается ситуация, при которой весьма сложно выявить действительных виновников нарушений прав, свобод и законных интересов индивидуальных и коллективных субъектов  административного   процесса , а также лиц, допустивших просчеты при разработке и принятии правовых актов управления. Закрепление принципа персонализации ответственности позволит установить конкретных лиц, лично ответственных за такие нарушения. Это необходимо, прежде всего, для профилактики правонарушений, а также и для наказания виновных.

Принцип ответственности за непринятие решения призван максимально сократить сроки рассмотрения дел и устранить волокиту в  административном   процессе . Кроме того, он направлен против нежелания государственных и иных служащих брать на себя ответственность при рассмотрении индивидуальных  административных  дел и принятии правовых актов управления.

Помимо указанных, в специальной литературе выделяют еще ряд других принципов административного   процесса , таких как принцип осуществления процесса на национальном языке, принцип независимости в принятии решений, принцип компетентности и т. д.

 

Базовым элементом структуры  административного   процесса  является  административное производство.

3.. В  процесс   административного  правотворчества можно включить два основных  административных производства:

—  производство по изданию органами государственного управления нормативных административно-правовых  актов;

— производство по изданию органами государственного управления индивидуальных административно-правовых  актов.

 Процесс   административного  правотворчества также включает  административные  производства, подлежащие классификации и по иным основаниям:

—  производства по принятию  административных  актов различными органами исполнительной власти (высшим, центральными, местными);

—  производство по принятию правовых  административных  актов коллегиально и единолично и др.

В  административно-правонаделительный  процесс (второе название которого — оперативно-распорядительный, на наш взгляд, лучше отражает специфику, входящих в него производств) могут быть включены следующие производства:

— по комплектованию личного состава государственных органов, учреждений и организаций, а также Вооруженных сил (прием на государственную службу, призыв на военную службу и др.);

—  разрешительные производства (по выдаче разрешений на приобретение, хранение и ношение оружия, по выдаче прав на охоту, управление транспортными средствами и др.);

—  обособленно можно выделить лицензионные производства (по выдаче лицензий на осуществление определенного вида деятельности);

—  производства по легализации юридических лиц (регистрационные производства);

—  поощрительное производство;

—  по приватизации имущества;

—  по получению льгот и субсидий и многие другие.




Предыдущий:

Следующий: