Тема 3 Гос. власть и гос. управление

Тема 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Соотношение понятий и принципы организации государственной власти

Государственная власть предназначена для того, чтобы государство могло выполнять функции управления, закрепленные в Конституции РФ.

Государственная власть представляет собой совокупность органов и учреждений государственного механизма. Система государственного механизма состоит из органов, расположенных на лестнице государственного управления по вертикали и по горизонтали, так как именно такая форма государственной власти способствует равномерному распределению полномочий и ответственности. Задачи органов государственной власти как механизма, созданного государством и действующего от его имени, определяются и соответствуют функциям самого государства. Государство утверждает полномочия и функции органов государственной власти в случае нарушения порядка выполнения полномочий и ответственности. Каждый орган государственной власти наделен определенными полномочиями, обособленной ответственностью и в то же время в составе механизма государственной власти соответствует общим полномочиям и функциям государства. Органы государственной власти реализуют эти полномочия от имени государства. В Конституции РФ закреплен порядок формирования органов государственной власти. Государственную власть представляют на федеральном уровне Президент РФ, Федеральное собрание РФ в двух палатах (Совет Федерации и Государственная дума), а также Правительство РФ и суды РФ. Федеральные органы государственной власти постоянны и не могут подвергнуться расформированию. Государственное управление строится на:

1) общественно-политических принципах, которые сформированы на основе знаний о социальной природе государственного управления, закономерностей и определенных особенностях государственного управления;

функционально-структурных принципах, которые раскрывают закономерности управляющих воздействий на объект управления;

организационно-структурных принципах, которые отражают закономерности и характер государственного управления, государственной управленческой деятельности, которая раскрывает взаимосвязь органов государственного управления. Разделение полномочий государственного управления между механизмами власти всегда являлось и является приоритетным вопросом, так как, разделяя полномочия, государство решает одновременно ряд вопросов:

устойчивости государственно-правовых устоев;

эффективности и рациональности методов государственного управления;

поддержания демократизма и рационализации на всей территории государства;

обеспечения устойчивости федеративного управления;

единства законодательного пространства.

3.2. Система государственного управления зарубежных стран

(США, Великобритании, Германии, Франции)

В западных странах современная система госуправления была сформирована в XIX веке. В каждой из упомянутых стран взаимодействие между местной и государственной властью развивалось по-разному.

В результате мировая арена представлена многообразием моделей госуправления. Разные страны формировали модели госуправления, начиная от свободного хозяйствования отдельных субъектов и мелких территорий и заканчивая жесткой централизацией управления. Мировое сообщество всегда стремилось к среднему, оптимальному варианту госуправления. Наиболее ярко представлены процессы формирования государственной власти в унитарных государствах (Франции, Великобритании) и в федеральных (Германии, США).

Государственное управление в США представлено президентской республикой. Государственная система создавалась как децентрализованная, в которой колонии были независимыми и самостоятельными. В США она окончательно сформировалась в XVII-XVIII вв. Структура государственной системы США представляет собой 50 штатов и 82 тыс. органов местного самоуправления, состоящих из графств, муниципалитетов, уншитов, школьных и специальных округов. Каждый штат обладает своей конституцией, полномочиями и структурой. Местные органы власти находятся в подчинении у штатов, могут управлять бюджетом. Государственная власть постоянно подвергается централизации, децентрализации.

Германия представлена парламентской республикой госуправления, которая характеризуется децентрализацией государственной власти и отсутствием официальных органов самоуправления. Вся территория представлена землями, возглавляемыми представительными президентами, наделенными широкими полномочиями. Земли объединяют города и районы. Каждая земля имеет право на свою конституцию, которая регламентирует деятельность населения земли. Органы местной власти (они не указаны в Федеральном законе Германии) создаются на базе структурных федеральных законов.

Великобритания является унитарном государством с конституционной монархией. Основным отличием данной системы является формирование Департамента по проблемам местных органов власти. До 1871 г. в Великобритании отсутствовали полномочные представители местного самоуправления. После 1871г. местное хозяйство передали в ведение Министерства местного самоуправления.

Во Франции государственное представлено президентско-парламентской формой. В процессе реформ местное разрозненное управление заменяется централизованным управлением. Принцип выборности исполнительных органов власти был восстановлен в 1938 г. на местном уровне (в коммунах), потом в департаментах, что и привело госуправление к децентрализации.

3.3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность

Президент РФ является главой РФ на основании Конституции РФ.

К функциям Президента РФ относятся:

обеспечение прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ:

а)обнаружение и предотвращение незаконных действий органов власти;

б)контроль над выполнением своих обязанностей органами государственной власти в пределах своих компетенций;

в)принятие законодательных актов, регламентирующих защиту прав и свобод граждан в соответствии с Конституцией РФ;

г)осуществление охраны суверенитета РФ, ее целостности и независимости;

определение направлений внешней и внутренней политики РФ;

организация и контроль над взаимодействием подведомственных органов государственной власти, их функционированием. Общие полномочия Президента РФ — это полномочия главы РФ, которые не требуют специальной регламентации, такие как:

право законодательной инициативы, назначения и роспуска Государственной думы в соответствии с законодательством РФ;

подписание федеральных законов, актов;

созыв референдума в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

3.4. Администрация Президента РФ

Администрация Президента РФ является государственной структурой, контролирующей исполнение решений, принятых Президентом РФ и Администрацией Президента РФ. Руководство деятельностью Администрации Президента РФ входит в компетенцию Президента РФ.

Функциями руководителя Администрации Президента РФ являются:

руководство и контроль за осуществлением деятельности Администрации;

координация ее работы.

Для обеспечения деятельности Президента РФ Администрация выполняет следующие функции:

разработку законопроектов, их внесение в порядке законодательной инициативы Президента РФ в Государственную думу РФ, а также предложение о принятии или отклонении федеральных законов, выдвинутых в Государственную думу;

подготовку заключений по законопроектам Государственной думы, обращений, поручений, распоряжений, их согласование с соответствующими органами власти для дальнейшего представления Президенту РФ;

обеспечение обнародования федеральных законов, указов, распоряжений Президентом РФ;

подготовку материалов для выступлений и посланий Президента Федеральному собранию РФ;

обеспечение деятельности совещательных, консультативных и иных органов при Президенте РФ и взаимодействия Президента РФ:

а)с общественными религиозными объединениями;

б)политическими партиями;

в)существующими структурами гражданского общества;

г)международными организациями;

осуществление контроля за исполнением решений, принятых Президентом РФ;

подготовку предложений Президенту РФ об обеспечении надлежащей работы органов государственной власти.

Состав Администрации Президента РФ:

руководитель Администрации Президента РФ;

два заместителя руководителя Администрации Президента РФ;

помощники Президента РФ;

пресс-секретарь Президента РФ;

руководитель протокола Президента РФ;

полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

Подразделения, входящие в состав Администрации Президента РФ:

аппараты:

а) Совета безопасности РФ;

б) полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;

в) советников Президента РФ;

Канцелярия Президента РФ;

Контрольное управление Президента РФ;

Референтура Президента РФ;

Секретариат руководителя Администрации Президента РФ.

Вопросы

1. Соотношение понятий и принципы организации государственной власти

2. Система государственного управления в зарубежных стран

3. Институт Президента РФ и Администрация Президента РФ




Предыдущий:

Следующий: