Тема 4 по ФинМену

Лекция 8. 20140327-0403

Тема 4. «Факторинг».

План.

4.1. Факторинг: сущность понятия.

4.2.Типология факторинга.

4.3 Сравнение факторинга и банковского кредита.

Содержание лекции.

4.1 Факторинг: сущность понятия

Факторинг (англ. factoring) — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа, заключающийся в перепродаже дебиторской задолженности в пользу третьего лица (фактора).

Из определения следует, что участниками факторинговой сделки являются три стороны: продавец товара, покупатель товара и финансовая организация ссужающая продавцу денежные средства под переуступку дебиторской задолженности. В некоторых случаях должников может быть несколько. Эта ситуация складывается при реализации продукта через широкую сеть посредников или формировании продавцом собственной распределительной сети. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Фактор осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги.

В XX веке факторинговые операции получили широкое распространение в международной коммерческой практике. В мае 1988 года на международной конференции в Оттаве была принята Конвенция о международном факторинге, подготовленная Международным институтом унификации частного права. Данная конвенция помогла согласовать ряд норм, регулирующих правовые отношения участников факторинговых сделок, и урегулировала вопросы, не имевшие решения в национальных правовых системах. Российская Федерация в настоящее время участником конвенции не является. В России факторинг появился только в марте 1996, когда была принята Часть вторая Гражданского кодекса РФ.

В статье 824 ГК РФ даётся следующее описание факторинга как инструмента финансирования под уступку денежного требования (само определение факторинга отсутствует): «По договору финансирования под уступку долгового требования одна сторона (финансовый агент) передаёт или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательств клиента перед финансовым агентом». Закон различает два вида денежных требований, которые могут быть предметом уступки: первые – это те, срок платежа по которым уже наступил, то есть реально существующая задолженность, и вторые — это платежные обязательства, срок платежа по которым еще не наступил (будущие требования).

Иными словами, фактические долги (денежные требования) могут быть проданы кредитором определенному лицу, обладающему свободными денежными средствами (финансовому агенту или фактору), который обязуется выплатить клиенту (кредитору) причитающийся ему долг третьего лица, за вычетом собственных интересов и комиссии. Когда наступит срок платежа по указанным суммам, финансовый агент (фактор) взыщет их с должника.

Факторинг представляет собой способ хеджирования риска невозврата, или не своевременного возврата денежных средств за отгруженный товар и позволяет ликвидировать кассовые разрывы обусловленные задержкой поступления денежных средств на счёт продавца. По этой причине целесообразно использовать услуги фактора при формировании долгосрочных договорных отношений организации с покупателями её продукции. Можно сделать вывод, что налаживание стратегических отношений между продавцом и покупателем (создание стратегического альянса) невозможно без использования такого финансового инструмента как факторинг.

4.2 Типология факторинга.

Факторинговые инструменты получили широкое распространение в различных коммерческих схемах. Это определило их разнообразную типологию.

Наиболее распространённой классификацией факторинговых услуг является учёт степени риска, который принимает на себя факторинговая компания. В рамках этой типологии выделяются факторинг с регрессом и факторинг без регресса.

Факторинг с регрессом — это вид факторинга, при котором фактор приобретает у поставщика право на все суммы, причитающиеся от покупателя. Однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме, поставщик переуступивший долг, обязан возместить фактору все недополученные денежные средства, таким образом, риски по неоплате сохраняются за поставщиком.

Факторинг без регресса — это такая сделка, при которой фактор приобретает у поставщика право на все суммы, причитающиеся от определённого должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме факторинговая компания терпит убытки в рамках суммы выплаченной поставщику, т.е. риски переходят к фактору.

Факторинг бываетоткрытым (с уведомлением должника об уступке) и закрытым (без уведомления). Также он бывает реальным (задолженность существует на момент подписания договора) и консенсуальным (задолженность возникнет в будущем).

При участии одного фактора в сделке факторинг называется прямым, при наличии двух и более — взаимным. По резидентности участников факторинговые сделки делятся на внутренние – с участием резидентов одного государства, и внешние (международные) – когда один из участников факторинговой сделки находится под юрисдикцией другого государства, т.е. является нерезидентом.

Разновидностями международного взаимного факторинга являются импортный и экспортный факторинг.

Импортный факторинг ориентирован на покупателей, которые приобретают товар за рубежом с отсрочкой платежа. Операции импортного факторинга осуществляются с использованием двухфакторной модели с участием факторов из разных стран. Покупатель обращается к фактору в своей стране (импорт-фактору) с целью подтверждения платежеспособности покупателя перед зарубежным поставщиком и другим фактором в стране экспортера (экспорт-фактором). Импорт-фактор подтверждает платежеспособность покупателя, затем поставщик (экспортёр) производит отгрузку, а экспорт-фактор финансирует поставщика в его стране. По истечении срока отсрочки платежа покупатель производит расчет за полученный товар в пользу экспорт-фактора напрямую или через импорт-фактора. Экспортный факторинг представляет такую же модель, только реализующуюся в обратном направлении от продавца через экспорт- и импорт-факторов к покупателю. В описанных моделях импорт-фактор является гарантом платёжеспособности покупателя.

Импортный факторинг схож по особенностям построения взаимоотношений покупателя, продавца и фактора с реверсивным факторингом.

Реверсивный факторинг разработан специально для покупателей товаров и услуг, желающих получить или увеличить отсрочку платежа. Именно поэтому реверсивный факторинг также часто называют закупочным, обратным или факторингом для покупателя. Этот вид факторинга может предоставляться с регрессом или без регресса.

Существуют близкие по финансовой природе, заключающиеся в переуступке дебиторской задолженности, однако имеющие некоторые отличия финансовые инструменты. К ним относятся форфейтинг и инвойс-дискаунтинг.

Форфейтинг (англ. forfaiting) — операция по приобретению форфейтором долгового обязательства (дебиторской задолженности) покупателя, перед продавцом. Его отличие от факторинга состоит в том, что долг оформляется в виде простого или переводного векселя на имя покупателя. Таким образом, риск неплатежа переходит с продавца на форфейтера как при использовании факторинга без регресса.

Переводной вексель является срочной ценной бумагой с фиксированным доходом и может быть перепродан в соответствии с действующим законодательством об обращении ценных бумаг. При этом должник (покупатель) информируется о смене форфейтера.

Инвойс-дискаунтинг (англ. Invoicediscounting) — финансовая операция, похожая на регрессный закрытый факторинг. Но отличается тем, что финансирование выплачивается не на каждую поставку отдельно, а на сальдо (текущую неоплаченную сумму) всех поставок. При этом комиссия за финансирование начисляется по формуле сложного процента. Каждый день к сумме выплаченного финансирования прибавляется сумма начисленной сегодня комиссии, а на следующий день проценты начисляются уже не на финансирование, а на сумму финансирования и ранее начисленной комиссии.

Эта операция ориентирована на крупных надежных клиентов с хорошими финансовыми показателями, т.к. на них лежит ответственность за возврат финансирования. Проверка дебиторов, мониторинг, верификация поставок и административное управление дебиторской задолженностью продавцом не проводятся, что позволяет существенно уменьшить его операционные издержки. Инвойс-дискаунтинг можно назвать аутсорсингом управления дебиторской задолженности продавца.

Широкая типология факторинга обусловлена его преимуществами перед наиболее распространённым инструментом финансового менеджмента, которым является банковский кредит.

4.3 Сравнение факторинга и банковского кредита

По сравнению с кредитованием факторинг имеет ряд существенных преимуществ.

Во-первых, это залоговое обеспечение. В отличие от кредитования, где необходимо в большинстве случаев обязательное материальное залоговое обеспечение (основные средства, товары в обороте, сырье и прочее), при операциях факторинга обеспечением выступает дебиторская задолженность продавца.

Во-вторых — оценка финансового состояния. Жесткие требования к финансовому состоянию компании и качеству финансовой отчетности в меньшей степени влияют на положительное решение вопроса при факторинге, чем при кредитовании. Факторинговые компании в большей степени интересуются качеством и диверсификацией дебиторской задолженности поставщика.

В-третьих — гибкая схема работы. В отличие от кредитования, факторинг не характеризуется жесткими временными рамками (при кредитовании в основном используется единовременная или по утвержденному графику выборка кредитных средств и аналогичное погашение). Факторинговое финансирование осуществляется по факту отгрузки товара одобренным дебиторам и фактически пропорционально объему продаж. Погашение же факторингового финансирования осуществляется в момент оплаты отгруженного товара дебиторами.

Кроме перечисленных преимуществ факторинговые схемы могут быть выгоднее кредитных. Рассмотрим в качестве примера предприятие у которого на момент времени t1 образовалась дебиторская задолженность (). Перед руководством стоит выбор либо получить кредит в размере , либо воспользоваться факторинговой схемой и «продать» дебиторскую задолженность фактору. Для выбора необходимо сравнить финансовые результаты, полученные по каждой из схем на момент времени t2 с учётом периода обращения активов (tоб).

При использовании банковского кредита финансовый результат (ФРКР) на момент t2 можно рассчитать по следующей формуле:

ФРКР= * (1 + НПР) N * (1 + ПКР),

( 5 )

где НПР – норма прибыли инвестиционного проекта на одном цикле обращения активов, руб. / руб.;

N – число завершённых циклов обращения активов на момент времени t2 ;

ПКР – совокупная выплата по кредиту, приходящаяся на рубль кредитной суммы, руб. / руб.

Финансовый результат, получаемый по факторинговой схеме (ФРФТ) рассчитывается следующим образом:

ФРФТ= *(1 – ПФТ)*(1 + НПР) N

( 6 )

где ПФТ – совокупная выплата фактору, приходящаяся на рубль суммы дебиторской задолженности, руб. / руб.

Значение N определяется из соотношения (7) путём округления до ближайшего целого в меньшую сторону.

N = ( t2t1 ) / tоб

( 7 )

Для выбора факторинговой схемы должно выполняться следующее условие:

( 8 )

Подставив в соотношение (8) выражения (5) и (6) получаем:

( 9 )

После преобразования, неравенство (9) приобретает следующий вид:

( 10 )

Если неравенство (10) истинно, т.е. факторинговые платежи меньше дисконтированных платежей по кредиту, то целесообразно выбрать факторинговую схему финансирования. Если же неравенство (10) ложно, то выбирается банковский кредит.




Предыдущий:

Следующий: