Тема 8 ГМ

Тема 8. Антимонопольная политика государства.

Понятие конкуренции и монополии в рыночной экономике.

2. Цели и методы проведения антимонопольной политики.

3. Регулирование естественных монополий в России.

Понятие конкуренции и монополии в рыночной экономике.

Одним из важных факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция. Конкуренция от лат. – concurrere –означает столкновение в результате каких-либо действий. Наиболее часто встречаются определения, которые характеризуют конкуренцию как состязательность между участниками рынка за достижение результате в каком-либо деле, за лучшие более выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Условие отсутствия конкуренции на рынке называется монополизмом.

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, тресты и др.), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями. Монополия – это, когда в отрасли господствует одна фирма и границы фирмы, и отрасли совпадают. Основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, в том числе завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Несколько фирм делящих рынок образуют рыночную структуру типа олигополии. Рынок олигополии, который может подразделяться на виды. Олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары, то есть покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий продукции, очень слабый контроль над ценами. Вторжение новых производителей превращает даже 100–процентную монополию в олигополию.

Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Ценовая конкуренция не выгодна никому, каждая фирма готова была бы держать более высокую цену при условии, что ее конкурент поступит аналогичным образом.

Существуют разные виды монополий, которые зависят от рыночной структуры и формы конкуренции. Их можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. В ее основе — особенности технологии производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить: энергообеспечение, связь и т.д.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. Это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. Здесь группируются отрасли, выступающие на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

Экономическая монополия обусловлена экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь здесь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке, при успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала, основываясь на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов.

Различают пять основных форм монополистических объединений:

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность и договариваясь о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, и теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют права собственности на средства производства и производственный товар, то есть объединяется производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют право собственности на средства производства и произведенный продукт, а головная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Конгломераты — монополистические объединения, образованные путем поглощения прибыли разно отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Монополия, как правило, снижает экономическую эффективность. Являясь единственным продавцом на рынке, монополизм не стремится снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию, слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП. Барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на общее развитие.

2. Цели и методы проведения антимонопольной политики.

Антимонопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство. Исторически оно впервые возникло в Канаде (1889г.) и США (1890г.). Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения их деятельности. Одной из важнейших функций государства является создание условий для нормального функционирования рынка, поэтому: под антимонопольной политикой понимается система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики.

Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Отношение государства и общества к проблемам монополизма и конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения объективно возникает тенденция сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением.

С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к экономии основных ресурсов.

Главная цель антимонопольного вмешательства государства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителей.

Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

предупреждение создания монополий;

ограничение использования монопольной власти.

Помимо всего этого выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является регулирование и контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке возобновить поставку тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано.

Все решения антимонопольных служб обязательны для исполнения. В противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного законодательства.

Антимонопольное регулирование в Российской Федерации ведет свою историю с 1991г. Тогда был принят новый закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Впервые в этом нормативно-правовом акте был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган – Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур ( с 1997г. — Государственный антимонопольный комитет РФ – ГАК России, в настоящее время – Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ)).

Законом установлено понятие «доминирующее положение», то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим; менее 65%, если установлено Антимонопольным органом исходя из критериев: стабильность доли, доступ на рынок конкурентов и др.; не может быть признано положение доминирующим, если доля определенного производителя товара не превышает 35%.

В России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

естественные монополии;

разрешенные монополии;

временные монополии.

Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;

б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм- производителей экономически неэффективно.

Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, системы водоснабжения и т.п.

Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности, либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм- производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликеро-водочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями признаются отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

3. Регулирование естественных монополий в России.

По поводу политики, которую проводит государство по отношению к естественным монополиям, возникают противоречия. С одной стороны, фирмы – естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна.

Речь идет о тех видах деятельности, в которых по технологическим и иным условиям не может быть конкуренции. Это отрасли, организованные по принципу крупномасштабного сетевого хозяйства с дорогостоящим оборудованием (такое хозяйство не может быть продублировано на его территории); отрасли, где объем спроса задан технологией (например, емкостью кабелей связи, числом частот эфира); отрасли, в которых только крупно-масштабное производство имеет низкие издержки, а продукцией пользуются практически все, и потребителей следует защищать от дискриминации и от монопольно высоких цен. Это отрасли общественного пользования, к которым относятся электроэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение, а также железнодорожный, воздушный и муниципальный транспорт, связь, радиовещание и телевидение. Доступ в эти отрасли регулируется разрешениями соответствующей администрации, которая руководствуется балансом спроса и предложения в данном районе (на транспорте по маршрутам), чтобы спрос в районе (маршруте) был полностью покрыт и не слишком сильно превышен.

Тарифы на продукцию (услуги) этой группы отраслей peryлируются государством, и в случаях резкого роста издержек (например, при повышении цен на топливо для электростанций) государство субсидирует тарифы из бюджета.

Регулирование естественных монополий опирается на специальные нормативные акты, относящиеся к сфере антимонопольного законодательства. Администрация «естественных монополий» может быть организована по-разному. В США и Западной Европе за их функционирование отвечают государственные (или штатные) комиссии по отраслям общественного пользования. В Японии ими руководят отраслевые министерства. В некоторых странах предприятия этих отраслей находятся в государственной собственности. Но в любом случае не допускается административный произвол в ценовой политике. Администрация ответственна либо перед правительством, либо перед парламентом.

Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем ряд конкурентных фирм.

Кроме того, активы, воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки.

Кардинальным способом установления прямого контроля над естественной монополией является государственная собственность. Поэтому некоторые отрасли естественных монополий служили первоочередными объектами национализации.

В других отраслях естественных монополий действуют частные компании.

По Закону «О естественных монополиях» (1995 г.) сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.

Основными методами регулирования являются: ценовое регулирование, т.е. прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с российским законодательством. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий

Федеральная энергетическая комиссия РФ регулирует деятельность субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе; устанавливает тарифы на электроэнергию на федеральном оптовом рынке электроэнергии, нормативы формирования средств для финансирования деятельности ЕЭС России; регулирует оптовые цены на природный газ, проверяет деятельность коммерческих организаций в части применения тарифов: Правительство РФ утверждает перечень коммерческих организаций, для которых тарифы на поставляемую электроэнергию устанавливается ФЭК РФ.




Предыдущий:

Следующий: