Темы КСРов по Эргономике_

Перечень тем для КСР

Занятие 1 Методологические основы психологии труда и эргономики

Задания для самостоятельной работы

Составить схему междисциплинарного взаимодействия наук о труде; обозначить области их компетенции, выделяя объект, предмет, методы, цели и задачи. 

Выделите сферы практической деятельности и научные дисциплины, с которыми будет связана психология труда в будущем.

Психотехнический подход. Чем известен И.Н. Шпильрейн?

Занятие 2 Сущность трудовой деятельности человека

Задания для самостоятельной работы:

Выделить и описать особые и экстремальные условия деятельности психолога в организации.

Провести исследование склонности к риску по методике Шмелева А.Г. и сделать выводы. См. Дидактические материалы к КСР

Занятие 3 Профессиональное развитие личности

Задания для самостоятельной работы.

Составить аналитическую профессиограмму для любой профессии (по своему усмотрению), используя более упрощенную схему: профессиональная задача — психологическая характеристика выполнения данной задачи — требуемые профессионально важные качества (ПВК) (см. Дидактические материалы к КСР схема 1). В качестве помощи при составлении аналитической профессиограммы можно воспользоваться перечнем основных качеств человека (схема 2). Попробуйте также самостоятельно подобрать для исследования каждого качества соответствующие психодиагностические методики.

Занятие 5 ОТБОР И ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

Занятие 1 Метод «Центр оценки».

Задания для самостоятельной работы:

Написать текст под общим названием «Программа формирования имиджа организации (психологического центра)». Объем текста ограничен (но не строго) лицевой и оборотной стороной страницы А4.

В тексте должны быть выделены: представление об имидже и программа формирования имиджа организации. Имеется в виду, что организация находится в стадии становления. У ее есть все необходимые предпосылки для начала деятельности. На рынок товаров и услуг организация пока не вышла, хотя готова это сделать в ближайшее время. Имидж у организации нулевой. Поэтому термин «формирование» означает, что имидж нужно создавать с нуля (не организацию: она уже существует), делая при этом все возможное и необходимое, чтобы этот имидж улучшать, укреплять, сохранять, корректировать, менять при необходимости. Программа формирования имиджа не должна ограничиваться начальным этапом жизни организации. «Протяженность» программы зависит только от вашего стратегического видения. Программа должна быть целостной и комплексной. Ведь каждая организация рассчитывает на долгую и даже бесконечно долгую жизнь. Попытайтесь создать типовую или универсальную программу, которая могла бы быть применима к любой начинающей организации.

Вам задается роль менеджера, имеющего огромный опыт работы в области формирования корпоративного имиджа.

Занятие 2 Метод построения психометрического профиля.

Задания для самостоятельной работы:

Используя методическое обеспечение, провести обследование и оценить свойства внимания и психомоторики. Построить итоговую оценку. Представить результаты виде таблицы и графически. См.Дидактические материалы к КСР

Занятие 6 Анализ психических состоянии

Занятие 1 Оценка функционального состояния работающего человека.

Задания для самостоятельной работы:

Исследовать актуальное ФС, переживаемое членами учебной группы, принимающей участие в проведении занятий. В состав диагностического комплекса включены 7 методик, прошедших необходимые этапы стандартизации на разных выборках испытуемых (в том числе и на студенческих группах) и хорошо зарекомендовавших себя при использовании в прикладных условиях. См.Дидактические материалы к КСР

После подсчета значений индексов по всем методикам они сводятся в единый протокол для проведения качественной интерпретации. В протоколе, помимо граф для занесения полученных значений основных показателей, имеется также оценочная графа («интерпретация»), в которой фиксируется оценочное суждение о степени выраженности диагностируемого состояния в соответствии с градациями нормативной шкалы по каждой методике.

Испытуемый __________________ Дата тестирования ____________ Время ________

Методики

Общий показатель

Интерпретация

Шкала состояний (ИСК)

Опросник для оценки острого физического утомления (ИФУ)

Опросник для оценки острого умственного утомления (ИМУ)

Шкала дифференциальных эмоций (ПЭМ, НЭМ, ТДЭМ)

Шкала ситуативной тревожности (ИСТ)

Шкала личностной тревожности (ИЛТ)

Опросник «Степень хронического утомления» (ИХРУ)

Форма 5.1. Сводный протокол индивидуальной диагностики ФС по всему комплексу методик

На основании сводного протокола результатов каждый член группы подготавливает в письменной форме характеристику своего собственного ФС в данный момент времени, фиксируя при этом:

степень выраженности каждого из протестированных аспектов субъективного состояния, последовательно анализируя для этого результаты каждой методики. В тех случаях, где это возможно, интерпретация общих показателей дополняется данными об оценках вспомогательных показателей;

взаимосвязь между значениями показателей, непосредственно диагностирующих проявления актуального ФС, с относительно устойчивыми показателями фонового ФС (индексы личностной тревожности, хронического утомления и комплекса тревожно-депрессивных эмоций);

ситуационные факторы и конкретные жизненные обстоятельства, которые могли бы повлиять на уровень тех или иных проявлений актуального ФС: болезнь, остаточное напряжение от предшествующих тяжелых нагрузок, успех, «удачный день», возвращение из отпуска и пр.

В заключение следует дать самую общую оценку актуального ФС (по его субъективной представленности) в терминах «благоприятное», «оптимальное», «сниженное», «деструктивное» и др. с учетом прогноза его влияния на эффективность выполнения деятельности.

Занятие 8 Эргономические принципы создания СЧМС.

Занятие 1Анализ физических компонентов профессиональной среды

Задания для самостоятельной работы:

Анализ физических компонентов профессиональной среды, таких, как микроклимат, шум, характер организации труда и рабочего места, физическая и психическая нагрузки, имеет значение для психолога не само по себе, а с точки зрения тех требований, которые среда предъявляет к психике человека. От степени взаимосоответствия требований профессиональной среды и возможностей субъекта труда зависит как успешность профессиональной деятельности, так и удовлетворенность человека трудом, его психическое состояние.

На II Конгрессе по эргономике (1964 г.) была принята «Эргономическая контрольная карта», представляющая собой наиболее общую схему описания рабочей среды, практически подходящую для любой ситуации.

Эргономическая карта служит для систематизации и анализа различных факторов, влияющих на трудовой процесс и производительность труда, а также реакции организма работника на степень рабочей нагрузки. Карта содержит и частные вопросы, которые имеют значение при анализе некоторых специфических видов работ. Поэтому отдельные вопросы, несущественные при выполнении конкретных видов работ, могут быть пропущены при анализе.

В соответствии с изложенным все вопросы разделены на общие (с индексом А) и частные (с индексом Б). На последние следует отвечать только в тех случаях, когда в этом возникнет необходимость после ответа на вопросы группы А.

С помощью эргономической карты можно дать первоначальное, самое общее описание физической среды.

Цель занятия — дать общую характеристику профессиональной физической среды (желательно в двух различных видах деятельности) и проследить влияние особенностей физической среды на успешность деятельности и состояние работающих.

Методика

Используется «Эргономическая контрольная карта», в соответствии с основными разделами которой проводятся наблюдение и опрос.

Ознакомившись с содержанием «Эргономической контрольной карты», провести наблюдение в условиях конкретного вида деятельности. Сверяясь с ее пунктами, сделать в рабочей тетради заметки об особенностях физической и психической нагрузок, организации труда, освещенности, шуме и других характеристиках изучаемой среды. Отметить пункты, освещение которых возможно с помощью опроса. Провести опрос работающих, результаты которого зафиксировать в протоколе. В беседе с работниками выяснить их отношение к условиям труда с учетом замечаний и пожеланий.

См. Дидактические материалы к КСР.

Занятие 9 Эргономическая организация профессиональной деятельности.

Задания для самостоятельной работы:

По результатам практических занятий написать эссе о работе психолога на предприятии.




Предыдущий:

Следующий: