Теоретическая часть

Содержание

1 Теоретические основы демографической политики

2. История развития демографической политики в России

3. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

4. Изучение зарубежного опыта социально-демографической и семейной политики

5. Направления демографической политики в Российской Федерации

6. Анализ статистических данных

7. Вывод на основе анализа статистических данных

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность выбранной мною темы определяется остротой демографического кризиса в современной России и ее регионах. Несмотря на стабилизацию внутриполитической обстановки, рост экономических показателей и повышение общего благосостояния россиян, одной из острейших угроз для страны остается проблема естественной убыли населения. Демографический кризис оказывает негативное влияние на все сферы российского общества. Низкая рождаемость и высокая смертность российского населения уже сегодня задают пределы роста экономического развития страны, снижают уровень ее конкурентоспособности на мировом рынке, создают угрозу национальной безопасности России. Очевидно, что для решения демографической проблемы, ставшей фактически политической, актуализируется необходимость осуществления комплекса государственных мер по оптимизации демографического развития России: снижения уровня заболеваемости, сокращения смертности и повышения рождаемости населения, эффективного регулирования миграционными потоками.

Очевидно, что решить проблему убыли населения в современной России невозможно без действенного участия государства, его научно-обоснованной демографической политики.

Проблема: проводимая в последнее время демографическая политика государства не является достаточно эффективной для решения демографических проблем, снижения численности населения в современной России.

Предмет исследования: демографическая политика.

Объект исследования: эффективность демографической политики.

Цели работы: изучить эффективность демографической политики проводимой правительством РФ и руководством города Лиски.

Задачи:

- изучить теоретические основы демографической политики;

- рассмотреть исторические аспекты демографической политики проводимой в России;

— проанализировать статистические данные по населению города Лиски.

Методы: сбор и анализ информации, обработка собранных материалов, теоретические — анализ литературы о проблеме исследования.

1. Теоретические основы демографической политики

Необходимость поддерживать определенные пропорции между населением, ресурсами и окружающей средой всегда осознавалась как важная и сложная управленческая задача. Целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения получило название – демографическая политика.

Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения. Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.

Основные направления демографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных.

Демографическая политика, как правило, реализуется через комплекс различных мер:

•        экономических (оплачиваемые отпуска и пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.);

•  административно-правовых (законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т. п.);

•  воспитательных и пропагандистских мер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Управление демографическими процессами в стране должно обеспечить как можно более полное совпадение интересов общества и семьи, которая, как известно, сама принимает решение о числе детей, об изменении места жительства и о многих других вопросах, изучаемых демографами, социологами, экономистами, представителями смежных наук.

При четко выраженной демографической политике страны конкретные меры направлены на стимулирование определенного числа детей в семье. Таковыми являются семейные пособия, размер которых определяется как экономическими возможностями страны, так и тем значением, которое придается демографическим целям в системе социальных задач общества. Широко применяются единовременные выплаты при рождении ребенка, во многих странах молодоженам предоставляются целевые кредиты на приобретение домашнего имущества, детской одежды, жилья и т. д.

В настоящее время она должна быть сориентирована на решение социальных и экономических проблем, которые встанут перед страной в будущем. Поэтому уже сегодня нужно думать и о повышении качественных характеристик населения.

Большую роль в реализации демографической политики играет семья. Речь идет не только о репродуктивном поведении супругов. В семье осуществляется воспитание детей, их ориентация на определенные нормы социального поведения, определенную образовательную подготовку, род и вид деятельности.

2. История развития демографической политики в России

Еще в XVII-XIX вв. многие русские государственные деятели и ученые поддерживали идею увеличения населения. В крепостной России существовал закон, по которому каждая семья платила подать (тягло). Отсюда проистекала заинтересованность государства в ранних браках, так как увеличение числа новых семей обеспечивало приток новых доходов в казну. Ранние браки и высокая рождаемость одобрялись церковными догматами, формировавшими установки и поведение населения.

Наиболее цельное и систематизированное изложение необходимых и возможных мер политики населения в России было представлено в трактате М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении Российского народа» (1761 г.). Предложенные Ломоносовым меры, в основном культурно-просветительные и административно-правовые (пересмотр церковных правил и обычаев), были направлены на создание благоприятных условий для рождения детей в браке и вне, сокращение детской смертности, прекращение эмиграции. Им подробно были рассмотрены 13 способов содействия росту населения и было предложено все «вредное приумножению и сохранению народа… запретить». (Приложение 1)

При императрице Екатерине II были отменены «венечные памяти» (пошлина за венчание), облегчено вступление в брак вдовам и женам ссыльных, при выборах на общественные должности предпочтение стали оказывать тем, у кого больше детей. Указ Екатерины от 1774 г. повелевал не венчать малолетних со взрослыми девками. Указ 1784 г. Синода предписывал в проповедях склонять народ к благосклонному отношению к внебрачным детям. Были учреждены дома для подкидышей и незаконнорожденных.

Демографическая политика в Российской Федерации до 90-х годов была составной частью единой общегосударственной политики СССР, и лишь после провозглашения Россией суверенитета и распада Советского Союза в 1991 году можно говорить о новом этапе российской политики в области населения.

В принятом в 1944 г. Указе Верховного Совета СССР упоминалась необходимость «поощрения многодетности» и вводился комплекс мер, обеспечивающих такую политику. В 1981 г. в партийно-правительственном постановлении «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» говорилось о «создании наиболее благоприятных условий для роста населения и воспитания подрастающего поколения».

Социалистическое государство, относилось к населению не только как к объекту социальной политики, но и как к экономическому субъекту, отсюда особое отношение к учету населения, прогнозам изменения его численности и структуры (без чего невозможно было строить планы на несколько лет вперед), к семье.

Демографические результаты социальной политики первых лет советской власти были, на первый взгляд, просто ошеломляющими, создавали иллюзию безграничных возможностей социализма. Например, продолжительность жизни выросла с 32 лет в начале XX в. до 44 лет в 1926 г., а младенческая смертность за этот же период сократилась с 269 на 1000 новорожденных до 174. В то же время к 1940 г. продолжительность жизни выросла лишь до 47 лет, а младенческая смертность — важнейший социальный индикатор — составила в 1940 г. 182 смерти на 1000 новорожденных, т. е. была выше, чем в середине 20-х годов. Даже эти простые данные говорят о неоднозначности и противоречивости демографического развития СССР и влияния на него экономического развития и социальной политики.

Индустриализация и урбанизация населения способствовали разрушению патриархальной семьи, вовлечению женщин в общественное производство, особенно в городах. Результатом стало формирование тенденции к сокращению рождаемости (за 1925-1935 гг. общий коэффициент рождаемости сократился в полтора раза — с 45 до 31,6 промилле). Ускорился переход от многодетной (5 и более детей) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в городах распространение получает малодетная семья (1-2 ребенка).

Одновременно с запретом на аборты в 1936 г. были введены небольшие денежные пособия для многодетных семей (при рождении седьмого и последующих детей), а также было намечено расширение сети родильных домов и детских садов. Было усилено уголовное наказание за неплатеж алиментов и установлены размеры алиментов на детей (1/4 зарплаты на содержание 1 ребенка, 1/3 — на двоих детей, 1/2 — на 3 и более). Для «укрепления» семьи была ужесточена процедура разводов и введена отметка в паспорте о разводе.

Эффект запрещения абортов был кратковременным, и после роста коэффициента рождаемости с 31,6 промилле в 1935 г. до 38,7 промилле в 1938 г. к 1940 г. рождаемость вновь упала до 31,2 промилле.

Многомиллионные потери в годы репрессий и Великой Отечественной войны способствовали ориентации официальной политики на поощрение многодетности. В 1944 г. был принят новый законодательный акт, усиливший материальную и моральную поддержку материнства. Были введены единовременные пособия при рождении ребенка, начиная с третьего, и ежемесячные пособия, начиная с четвертого (назначались с возраста от 1 года до 5 лет), увеличен отпуск по беременности и родам с 9 до 11 недель (5 недель до родов и 6 после). Были учреждены награды многодетным матерям: родившим и воспитавшим 5-6 детей — «Медаль материнства» (двух степеней), 7-9 детей — орден «Материнская слава» (трех степеней), 10 и более детей — звание «Мать-героиня».

Запрет на аборты сохранялся вплоть до 1955 г. и был отменен, когда население восстановило довоенную численность. В 1956 г. была увеличена продолжительность отпуска по беременности и родам до 16 недель (8 до и 8 после родов).

В начале 70-х годов о демографических проблемах и политике в области народонаселения заговорили на высоком партийно-государственном уровне, а демографическую политику в СССР начали трактовать как важную составную часть социально-экономической политики. Тогда же вводится новое пособие: на детей в малообеспеченных семьях с доходом до 50 рублей на человека (1974 г.). При этом продолжительность выплаты пособия была ограничена возрастом ребенка — до 12 лет. Были также повышены пособия одиноким матерям.

До 1981 г. меры демографической политики сводилась к экономической и моральной поддержке и даже поощрению многодетности (начиная с мер, введенных в 1936 г. и усиленных в 1944 г.) и к экономической поддержке малообеспеченных семей (с 1974 г.). В той форме и в тех размерах, в которых эта помощь осуществлялась, она не давала ни социального, ни демографического эффекта.

Комплекс мер демографической политики, введенных в СССР в 1981-1983 гг., а в РСФСР — в 1981 — 1982 гг., содержал принципиально новые принципы. Официальная трактовка целей принятых мер была следующей — создание лучших условий для роста населения и воспитания подрастающих поколений. Реализация данных мер в сочетании с крайне благоприятной для роста рождаемости возрастной структурой, сложившейся в первой половине 80-х годов (в этот период через возраст наибольшей интенсивности деторождения – 20-24 года — проходило многочисленное поколение родившихся в конце 50-х — начале 60-х годов), явно способствовала росту общего числа рождений, продолжавшемуся вплоть до 1987 г. некоторому увеличению числа и доли рождения вторых и третьих детей. Результат — рост числа родившихся (в целом в СССР) до 5,4 миллионов в 1983-1985 гг. и до 5.6 миллионов в 1986-1987 гг.

Переход к рыночной экономике потребовали существенной переоценки сложившейся системы взглядов на роль и место общегосударственной демографической политики, в области семьи, социальной защиты материнства и детства. Речь шла как о принципах разработки, так и о вопросах реализации, ресурсного обеспечения и регионализации с учетом особенностей демографического, экономического и социально-культурного развития регионов России.

В условиях переходной экономики стала проводиться политика социальной защиты семей с детьми, была введена единая система семейных пособий, призванная смягчить влияние переживаемого Россией кризиса на уровень жизни семей с детьми, противостоять дальнейшему падению рождаемости.

3. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

В 1897 г., когда население Российской империи составляло 128,2 млн. человек, демографические прогнозы того времени отмечали, что при отсутствии войн и кризисов, общая численность населения России к середине XX в. может приблизиться к 350 млн. человек.

На 1 января 2006 года население Российской Федерации составило 142,7 млн. человек, сократившись с 1993 года на 4 процента, или на 5,8 млн. человек. Если такая тенденция сохранится, к 2050 году постоянное население страны убудет на 20 млн. человек и составит 121 ,2 млн. Некоторые эксперты ООН предрекают еще более суровый сценарий, согласно которому население России к середине текущего столетия не превысит 100 млн. человек и остро встанет проблема депопуляции многих регионов.

Простое воспроизводство населения обеспечивается в том случае, если поддерживается статистический показатель 2,15 рождений на одну женщину. В последние годы существования СССР этот показатель составлял 1,9, в сегодняшней России — 1,3. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину.

Только 7 процентов российских семей воспитывают по три ребенка и более, 28 процентов по два, 65 процентов — по одному. Значительно сужается репродуктивный период. Все чаще появление первого ребенка происходит, когда женщина достигает 28-летнего возраста, когда в организме уже начинается накопление негативных факторов, напрямую влияющих на здоровье потомства: неблагополучная экология, стрессы, перенесенные болезни и т.д. И все чаще репродуктивный период ограничивается всего двумя годами: после 30 лет женщины рожать перестают.

Приведем несколько факторов, характеризующих современную демографическую ситуацию:

- сегодня темп убыли численности населения в Российской Федерации составляет 0,5 % в год;

- общий коэффициент рождаемости в России — низкий (9,1 %0) а общий коэффициент смертности (15,6 %0) — один из самых высоких в мире (такой же уровень смертности наблюдается в некоторых слаборазвитых государствах Африки);

- суммарный коэффициент рождаемости (1,17) один из самых низких на планете;

- с 1987 по 1996 г. в стране родилось на 6 млн. меньше детей, чем за предыдущие 10 лет;

- сокращается доля детей и подростков в возрасте до 16 лет, усилился процесс старения нации;

- в 1985 г. каждый 20-й юноша призывного возраста по состоянию здоровья был не способен служить в армии, а в 1996 г. — уже каждый третий; такая ситуация отмечалась и в 2002 г.;

- от алкогольного отравления страдает и умирает значительная часть мужского населения в активном трудоспособном возрасте;

- обострилось положение семьи, ухудшились условия реализации ее социальных функций — репродуктивной, содержания и социализации детей. В настоящее время среди семей, имеющих детей, доля бедных составляет около 50 %, среди молодых семей — более 60 %, среди многодетных семей — почти 90 %. В активной социальной защите нуждается 70 % населения.

Причиной депопуляции в Российской Федерации также является высокая смертность. В последние годы рост числа умерших отмечался в 78 субъектах Российской Федерации.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее время составляет 65,9 года (в 1992 году — 68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин. Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, а также патологические состояния в период беременности и родов обусловливают высокие показатели материнской (44,2 случая на 100 тыс. родившихся), перинатальной смертности, мертворождаемости (7,2 случая на 1000 родившихся).

Анализ демографической ситуации свидетельствует о наличии в ряде регионов специфических проблем народонаселения, требующих особого подхода к их решению.

4. Изучение зарубежного опыта социально-демографической и семейной политики

В настоящее время социально-демографическая политика в различных формах проводится во многих странах мира. В некоторых европейских странах широко реализуются ежемесячные, систематически растущие выплаты на детей.

Сравнение систем детских пособий выявило их принципиальное отличие. В странах Северной Европы они имеют универсальный характер — пособие получают все семьи, имеющие детей, вне зависимости от каких-либо условий. В Канаде тоже действует универсальный подход. В США пособия получают семьи с детьми, имеющие доход ниже черты бедности. Постепенно многие государства отказываются от универсальности детских пособий и направляют свою поддержку только наиболее нуждающимся семьям.

Существуют значительные отличия между странами в размере пособия. Самые высокие пособия на ребенка выплачиваются в Норвегии, самые низкие — в России. Цели и методы демографической политики различаются по странам достаточно существенно и во многом определяются историческими особенностями развития государств.

Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 1930 — 40-х гг. и некоторые страны Европы приступили к осуществлению мер по стимулированию рождаемости. В Бельгии, особенно во Франции, где долгое время были ощутимы последствия очень низкой рождаемости, в первые послевоенные годы введены на государственном уровне меры поощрения рождаемости. Росту рождаемости способствовали, например, денежные выплаты (семейные пособия) и различные льготы для семей с двумя и тремя детьми.

В связи с низким уровнем рождаемости, в Германии в последние годы стали активизировать поощрительные меры в отношении третьего и четвертого ребенка. По новой системе льгот с 1988 г. при выплате пособий на ребенка в Германии акцент делался на поощрение рождения третьего, четвертого и пятого ребенка. Благодаря налоговой реформе изменено налогообложение семей: с 2002 г. родители могут получить налоговые льготы на расходы, связанные с заботой о детях. Базисная сумма на ребенка, не подлежащая налогообложению, была увеличена до 3648 евро. Таким образом, в 2002 г. у семьи со средним достатком имеется на счете примерно на 2000 евро больше, чем в 1998 г. Новый закон о частичной занятости, согласно которому работающие лица, имеющие детей, имеют право на сокращение рабочей недели, облегчают совмещение работы и семейной жизни. Отпуск в целях воспитания детей называют «родительским временем» и он предусматривает возможность совместного ухода отца и матери за ребенком.

После проведения активной демографической и семейной политики, в середине 1990-х гг. среди стран Западной Европы Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) — 1,75 %0 (а в 2002 г. — 1,89 %0). Население увеличивалось ежегодно на 0,3 — 0,4 %. В настоящее время правительство Франции обеспокоено невысоким уровнем рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260 % основной зарплаты на первого и 717 % на каждого последующего ребенка; отпуск по беременности оплачивается в размере 90 % зарплаты. Предоставляются жилищные льготы и ссуды на обзаведение домашним хозяйством, 90 % которых погашается при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции — своеобразный эталон в Западном мире.

В сфере поддержки семьи правительством Франции в последние годы проведены следующие мероприятия:

1. Ежемесячные пособия на детей выплачиваются, начиная со второго ребенка, а при рождении третьего они достигают максимальной величины.

2. Был введен гарантированный минимальный уровень дохода семьи.

3. Введены дотации — их получают семьи с минимальным уровнем дохода и преимущество отдается семьям с тремя детьми.

4. При уплате подоходного налога определенные преимущества отдаются семьям в зависимости от числа детей.

5. Предоставляются единовременные пособия до и после рождения ребенка, которые достигают значительной суммы на третьего ребенка.

6. Установлен размер декретного отпуска в 16 недель, при рождении третьего ребенка время отпуска увеличено в 1,5 раза — до 26 недель.

7. Матерям-одиночкам, воспитывающим детей, предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни ребенка.

8. Семьям на обзаведение хозяйством выдаются ссуды. При рождении каждого ребенка часть ссуды погашается. При рождении четвертого ребенка погашается 90% ссуды.

9. Предусмотрена существенная ежегодная компенсация расходов семьи на обучение детей.

10. Матери, имеющие трех детей, автоматически становятся застрахованными в системе государственного пенсионного обеспечения.

11. Создана всеохватывающая система внесемейного воспитания, предусматривающая относительно недорогое пребывание ребенка в частных или государственных дошкольных и школьных учреждениях в течение всего дня.

Проведение таких мероприятий позволило Франции остановить процесс депопуляции в стране. А всеохватывающая система внесемейного воспитания позволяет 79 % женщинам в возрасте от 25 до 49 лет работать.

Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия и льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).

В Австрии растет тревога из-за снижения рождаемости ниже уровня простого воспроизводства. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Другие источники — правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются до 27 лет, если они учатся.

По мнению правительства Италии, изменять демографические тенденции путем «прямого и специфического вмешательства», неприемлемо. Одна из целей семейной политики правительства — улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям здесь выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачиваются пособия до 25 лет.

В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Росту населения за последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с «Планом страхования материнства и отцовства», отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком и 10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями и правительством; большинство профсоюзов имеют специальные отделы, защищающие интересы семьи. Подобных условий для проведения скоординированной социально-демографической и семейной политики нет ни в одной из других стран Запада.

В Финляндии проводится эффективная демографическая политика. Правительство поощряет рождение третьего и четвертого ребенка, предоставляются субсидии на оплату жилья и его строительство.

В Бельгии уровень рождаемости не обеспечивает простое воспроизводство населения, поэтому государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики. Это: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей и др. Пособия увеличиваются в зависимости от возраста ребенка — в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет и если он учится, то пособие выплачивается до 25 лет. Единовременное пособие при рождении первого и второго ребенка выдается в три и два раза больше, чем на третьего и каждого последующего.

Правительство Нидерландов считает, что страна перенаселена и проводит политику уменьшения в перспективе числа своих жителей. Социально-демографическую политику координирует Бюро по делам народонаселения и межведомственный комитет по вопросам населения. Пособия на детей выплачиваются ежеквартально, женщинам выплачиваются 100 % зарплаты во время беременности в течение 16 недель, однако величина пособий сокращается.

В Люксембурге число смертей превышает число рождений. Правительством проводится социально-демографическая и семейная политика в целях поднятия рождаемости, при выплате пособий акцент делается на третьего ребенка, выдаются кредиты молодым семьям.

Правительство Греции, где падает рождаемость, поощряет увеличение размера семьи: пособия на четвертого и пятого ребенка примерно в 10 — 12 раз больше, чем на первого.

В США общегосударственная демографическая политика не проводится. В стране проводится активная социальная и семейная политика, действуют в этом направлении около 80 программ. Эти вопросы решает каждый штат в отдельности по своему усмотрению. Тревогу у американцев вызывает тот факт, что по прогнозам, к 2035 г. качество трудовых ресурсов страны резко понизится, т. к. растет число семей с одним родителем, у которых нет средств на высшее образование и профессиональную подготовку будущего поколения.

5. Направления демографической политики в Российской Федерации

В настоящее время государство перешло к политику поддержки малообеспеченных слоев общества, что на наш взгляд, является не достаточно эффективным, эти меры ограничиваются:

- пособиями по беременности и родам;

- единовременным пособием женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременным пособием при рождении ребенка;

- ежемесячным пособием на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;

- единовременным ежемесячным пособием на ребенка до 16 лет.

На сегодня пособия на детей выдаются в соответствии со следующими государственными решениями:

• Постановлением Правительства РФ № 883 от 4.09.1995 г. утверждено «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»;

• Федеральными законами, принятыми в 2001 г. (№ 66-ФЗ «О внесении изменений в часть первой ст. 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и № 67-фЗ «О внесении изменения и дополнений в ст. 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), закреплена как норма постоянного действия граница среднедушевых доходов для предоставления ежемесячного пособия на ребенка (на уровне 100% регионального прожиточного минимума, установленного в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»). Семьям выплачивалось ежемесячное пособие на каждого ребенка, до 16 лет — 70 руб., а также ежемесячное пособие матерям в размере двукратной минимальной зарплаты на период отпуска по уходу за ребенком, до достижения им возраста полутора лет. С 1 января 2002 г. были повышены размеры пособий по беременности и родам; единовременные пособия при рождении ребенка и ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком.

В «Российской газете» от 21 мая 1996 г. появился Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» (Указ 712 от 14 мая 1996 г.), где говорится: «… Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи».

В сентябре 2001 г. распоряжением Правительства Российской Федерации на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» была одобрена разработанная «Концепция демографического развития России на период до 2015 года». В Концепции демографического развития России главной целью определяется стабилизация численности населения и формирование предпосылок к демографическому росту.

Анализируя Концепцию демографического развития России, отметим наиболее прогрессивные моменты. Концепция предполагает развитие по трем направлениям:

- укрепление здоровья и увеличения продолжительности жизни;

- стимулирование рождаемости и укрепления семьи;

- демографическое развитие в области миграции и расселения.

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи в Концепции определены следующие приоритеты:

- формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

- создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;

- обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;

- повышение воспитательного потенциала семьи;

- разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

Заключение

Глубокий демографический кризис в России привлек высокое общественно-политическое внимание к демографической проблематике. Власть проявляет озабоченность сложившейся демографической ситуацией и предпринимает различные усилия, направленные на решение демографических проблем. Однако реализуемые сегодня государством меры, заявленные как направленные на улучшение демографической ситуации, не представляют собой комплексную программу по преодолению депопуляции. В результате проводимая семейно-демографическая политика не достигают цели, что выдвигает на повестку дня вопрос о разработке специального комплекса социальных технологий, как практической основы для эффективного решения злободневных демографических проблем.

Концентрация внимания и ресурсов преимущественно на улучшении материальных условий жизни семей при недооценке ценностной и идейно-духовных составляющих демографического поведения осложняется выраженным акцентом государственных мер на стимулировании рождения второго ребенка, что ясно следует из содержания целого ряда правовых решений. Будучи ориентированными на улучшение условий жизни россиян, данные меры частично воздействуют лишь на реализацию существующей у репродуктивной части населения потребности в 1-2 детях, но никак при этом не влияют на ее повышение. Такой подход является неэффективным, так как не решает в перспективе задачу возобновления поколений, способствуя, по аналогии со снижением смертности и замещающей иммиграцией, лишь временному замедлению темпов депопуляции.

Наша гипотеза, о том, что проводимая в последнее время демографическая политика государства не является достаточно эффективной для решения демографических проблем, снижения численности населения в современной России, подтвердилась.

Цели работы: изучить эффективность демографической политики проводимой правительством РФ и правительством города Лиски, мы достигли.

В ходе исследования мы сделали следующие выводы:

- на создание наилучших условий для развития семьи должны быть направлены меры демографической политики в стране;

- по всем основным демографическим показателям современная ситуация в России очень тревожна. Органам власти, ответственным за решение демографических проблем необходимо в ближайшее время активно вмешаться в управление демографическими процессами;

- многие страны раньше нас приступили к активному контролю за демографической ситуацией, причем многие из них уже достигли существенных результатов. И для нас было бы очень полезно изучить накопленный опыт этих стран;

- в семьях моих одноклассников в среднем – 1,8 ребенка, при благоприятном уровне 2,5 – 2,6 ребенка в семье;

Реализация мероприятий демографической политики, несомненно, должна привести к улучшению демографической ситуации в стране. Пусть не в ближайшее время, так как демографические процессы достаточно инерционны, но в будущем, конечно, они помогут стране преодолеть затянувшийся демографический кризис.

Список используемой литературы

1. Архангельский В.А. Демографическая политика // Население мира: демографический справочник. М., 1989. (Раздел VIII).

2. Валентей Д.И., Кваша А.Я., Медков В.М. Теоретические основы политики народонаселения // Основы теории народонаселения. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1986. (Глава 25).

3. Вишневский А.Г. Демографическая реальность: теория и идеология // Экология и жизнь. – 2008. — № 7.

4. Елизаров В.В. Демографическая политика // Система знаний о народонаселении. Учеб. пособие. М., 1991. (Глава 25).

5. Копылов В.А. География населения: Учебное пособие для вузов. М., 2008.

6. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. – М.: ТЕИС, 2007.

7. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. М.: Госкомстат России, 2011.

8. Проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России / Материалы II региональной научно-практической конференции. – Чебоксары: «Новое время», 2006.

9. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2007.

10. Слука А.Е., Слука Н.А. География населения с основами демографии: Учебное пособие для вузов. М.: МГУ, 2008.

11.  Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского.- М., 2007.

12. Экономические аспекты демографической политики в зарубежных странах. Реф. сб. АН СССР. М., 1988.

13. http://www.businessintegra.ru/naselenie-mordovii.html




Предыдущий:

Следующий: