Теория менеджмента часть 1

Теория менеджмента

Менеджмент как вид деятельности и его методологические основы .

1 Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент определяется как

Как специфический вид деятельности

Как наука и искусство

Как процесс

Как категория людей

Как орган или аппарат управления

Менеджмент – определенный вид деятельности по руководству людьми в разных организациях для достижения целей этих организаций, а также область знаний, помогающая осуществлять эту профессиональную деятельность.

Общими чертами определения термина менеджмента являются: обязательное наличие цели при управлении; особый или интеллектуальный характер этого вида деятельности; место этого вида деятельности – организация; совокупность основных управленческих процессов – планирование, организация, мотивация и контроль.

Менеджмент осуществляют организации, которые самостоятельно ведут свою хозяйственную деятельность. Под хозяйственной деятельностью понимается функционирование организации(предприятия) в любой отрасли экономики, направленная на получение прибыли, предпринимательского дохода или социальные выгоды как конечного результата функционирования.

Термин управления является более широким понятием(по сравнению с термином менеджмент) и употребляется по отношению как к живым, так и не к живым системам.

Субъект управления

Управление Воздействия

Объект управления

Управляемыми объектами могут быть социальные системы(государство, регион, муниципальное), а также различные технические системы.

Таким образом, менеджмент – это специфический вид деятельности, направленный на достижения поставленных целей путем эффективного использования ресурсов и необходимой организации процесса, а также обеспечивающих функционирование организации в рыночной среде.

Менеджмент как наука – это вид деятельности , занимающийся исследованиями, направленными на получение новых знаний, которые в дальнейшем можно использовать на практике.

Менеджер это субъект управления, который является членом организации. Менеджер объединяет и направляет работу других ее членов для достижения ее общих цели, следовательно, объект управления менеджера – организация, ее подразделение, человек. Цель деятельности менеджера – максимизировать свой вклад в обеспечении устойчивости организации в поддержании ее конкурентоспособности.

Труд менеджера характеризуется рядом специфических особенностей:

а) умственный труд, состоящий из трех видов деятельности:

1.организационно административные и воспитательные

2. Аналитический и конструктивный

3. информационно технический.

б) менеджер участвует в создание материальных благ и оказания услуг опосредовано через труд других работников.

в) предметом труда является информация.

г) результатом труда является управленческое решение

Требования к профессиональной компетенции менеджера делятся на три буквы:

а) знание и умение выполнять профессиональную работу в области управления.

б) это способность работать с людьми и управлять самим собой.

Осуществляя управленческую деятельность менеджер играет ряд ролей, которые объединяются в три группы: межличностные; информационные ; роли по принятию решений.

Производитель

Идея капитал ресурсы производство сбыт создание ценности устойчивой, неустойчивой.

Администрирование

Предпринимательство

Информирование

Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления.

Органы управления в организации, на предприятии, в подразделении – это группа лиц, которая формирует и выражает волю собственников(выше стоящего органа управления) в процессе достижения цели, в отношениях с другими лицами этой организации и между другими организациями.

Виды органов управление: администрация регионов и муниципальных образований; аппарат управления предприятиями во главе с генеральным директором; аппарат управления компании во главе с президентом компании; комитеты по управлению в объединенных финансово промышленных структурах.

Органы управления осуществляют свою деятельность по уровням, которым соответствует определенные функции и задачи, т.е. выделяется горизонтальное и вертикальное разделение труда менеджера.

Расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений по функциональному признаку является горизонтальным разделением.

Руководящий орган

Управление

персоналом

производство

маркетинг

финансы

Вертикальное разделение охватывает три управленческих уровня и предполагает распределение полномочий и ответственности.

На всех уровнях управления руководители выполняют не только управленческие, но и исполнительские функции. Однако, с повышением уровня управления удельный вес исполнительских функций уменьшается

Стратегический

менеджмент

1

2

3

4

Тактический

менеджмент

Линейный

менеджмент

1. Стратегические решения

2. Оперативные решения

3. Распоряжения

4. Исполнительские решения

Менеджеры всех трех уровней имеют две области деятельности – по менеджменту и по специальности. Это означает, что руководитель определенную долю времени тратит на принятие управленческих решений, а другую на принятие решений по специальности

Задания

по менеджменту

Задачи по

специальности

1 Уровни управления

2

3

Процесс управления предполагает наличие управляемого и управляющего. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления(управляемый и управляющий). В этом и другом случае предполагается взаимодействие сотрудников организации.

Объект управления – это элемент организации либо организация в целом, на которую направлена управляющее воздействие, а субъект управления – это орган либо осуществляющее управляющее воздействие. Одна и та же структура (лицо) организации могут выступать в качестве субъекта или объекта управления.

Внутренняя и внешняя среда организации. Организация как объект управления.

Организация – это открытая социально экономическая система, которая характеризуется внутренней средой и проявляется во взаимодействии с факторами внешней среды.

4

3

2

1

5

Ресурсы продукт

Блок

управления

Система – множество составляющих единство элементов их связей и отношений при взаимодействии между собой и между внешней средой.

Это множество образует присущую данной системе целостность качественную определенность и целенаправленность .

Элементов – это неделимая часть системы, характеризующаяся конкретными свойствами, определяющими ее в данной системе однозначно.

Элемент в системе обладает самостоятельностью.

Организация характеризуется внутренней средой.

Элементами внутренней среды являются цели, задачи, организационная структура, техника и технология, персонал.

персонал

результат

Орган.

Структура

цели

технология

Ввод. ресурсы

задачи

Внешняя среда организации определяется как факторы внешнего окружения, которое оказывает прямое и косвенное воздействие. Соответственно выделяют факторы ближнего окружения и факторы дальнего окружения.

конкуренция

Поставщик

ресурсов

организация

профсоюз

потребители

Факторы дальнего окружения.

Социокультурные

Уровень научно-технического прогресса

Экологические факторы

Политическиефакторы

Макроэкономи-ческие факторы

Международныесобытия

организация




Предыдущий:

Следующий: