Теория менеджмента часть 2

Функции менеджмента

Функции управления предприятием впервые были сформулированы Анри Файолем

В современной трактовке функции управления являются планирование, включающее целеполагание и прогнозирование, организацию как действие, предполагающее решение определенных задач, мотивацию, включающую и стимулирование, контроль, предполагающий и корректирующий воздействие.

Функция планирование является фазой разработки управленческого решения.

Организация и мотивация определяют фазу его реализацию.

Функция контроля оценивает отклонения от заданных управленческим решением параметров и формирует корректирующее воздействие для приведения этих параметров в соответствие.

Цели и задачи в системе менеджмента

Цель организации это конкретное конечное состояние желаемый результат ее деятельности, которого стремиться добиться организация предприятие подразделение.

Цели классифицируются по периоду

а) по периоду установления (стратегические, тактические, оперативные)

б) по содержанию(экономические, организационные, социальные, научные, политические)

в) по сфере действия (финансовые, кадровые, административные, производственные)

г) по измеримости(количественные и качественные)

д) по иерархии (цели организации, структурных подразделений и работников)

е) по повторяемости(постоянные и разовые)

Реализация цели осуществляется путем последовательного или одновременного решения задач.

Задачи – это сформулированные количественно или качественно рубежи деятельности ,достижение которых желательно к определенному времени и в пределах периода, на которое рассчитано управленческое решение.

Таким образом, задача – это предписанная работа или серия работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки.

Задачи ставятся и выполняются в соответствии с должностью работника

При постановки целей и задач используется смарт принцип, предполагающий конкретность, согласованность, измеримость и достижимость, а также определенную протяженность во времени решения задач и достижения целей.

Cистема целей в организации распределяется по иерархическим уровням и отражается в виде дерева целей

целеполагание

результативность

эффективность

Методы управления

а) экономические и экономико-математические – это способы воздействия, имеющих в своей основе экономические отношения и интересы людей.

Экономические интересы делятся на четыре большие группы: интересы государство, отрасли, организации и личности.

Между этими интересами всегда есть диалектические противоречия, разрешения которых и является задачей менеджмента различных уровней.

Возможные экономические рычаги управления: себестоимость, рентабельность, прибыль, фондоотдача, цена, заработная плата.

Кривая заработной платы

эффективность

э

Экономико-математические методы – это методы, основанные на поиске оптимальных решений на основе разнообразных алгебраических, геометрических и иных математических моделей.

б) организационно-распорядительные методы – это методы на основе силы и авторитета власти, реализуемое по средствам постановлений, приказов, распоряжений, указаний и инструкций.

Эти методы позволяют:

Регламентировать деятельность.

Обеспечить организацию нормативами

Дисциплинировать деятельность

в) социально-психологические методы – это методы, использующие индивидуальное и общественное сознание и психологию, основанные на значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании.

Основные факторы, определяющие ход социальных процессов: демографические, этнические, образовательные, размер рабочей группы, психологический климат.

При использование данных методов для менеджера важно: правильно провести оценку индивидуальных качеств сотрудника, рационально расставить и закрепить персонал по рабочим местам, создать условия для максимального проявления профессиональных качеств сотрудников.

Лидерство и стили руководства в коллективе

Лидерство – это процесс преимущественно не силового воздействия отдельной личностью в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Подходы к изучению лидерства различаются координацией трех основных переменных:

а) лидерских качеств(ум, уверенность в себе, знание дела, способность управлять и завладевать пониманием других, способность внушать и получать доверие подчиненных, способность управлять собой, самообладание )

б) лидерское поведение

в) ситуацией, в которой действует лидер.

Выделяют следующие концепции лидерства:

а) концепция атрибутивного лидерства

б) концепция харизматического лидерства

Харизматическое влияние – это влияние основанное не на логике в действиях, а на личностных качествах лидера(внешняя и внутренняя привлекательность, манера поведения, ораторские качества, умение убеждать)

в) концепция преобразующего, реформаторского лидерства

Принятие решений

Принятие решений – это основная функция управления, пронизывающая организацию сверху вниз.

Решения могут быть организационными(ведущими к изменениям в работе организации, подразделении или ее системы управления)

волевыми, подкрепленными полномочиями и властью,

волевые не подкрепленные полномочиями и властью,

запрограммированные,

рациональные и нерациональные(рац –это решения принятые на основе прогнозов. Нерац — решения вопреки логики)

Методы принятие решений

Чисто автократичные

Автократичные с предварительными консультациями со специалистами

Автократичные с предварительным обсуждением в коллективе

Коллегиальные .принимает решение коллектив по большинству голосов

Строго – математические. На основе теории принятия решений, теории игр и др. инструментов.

На основе экспертных оценок

На основе мозгового штурма

На основе проведенного ситуационного анализа

Основные научные подходы к управлению

В теории и практике управления выделяют процессные, системные, ситуационные и количественные подходы.

Процессный подход – связывается с управлением как серия непрерывных последовательно выполняемых функций.

мотивация

Организация

планирование

Факторы

внешней среды

координация

контроль

Системный подход является более широкий, более общий

Системный подход рассматривает организацию как сложную открытую систему, состоящую из взаимодействующих элементов. Взаимодействие обеспечивается по средствам входов и выходов данных элементов. А результатом взаимодействия является эмерджентность системы(несводимость свойств системы к свойствам, составляющих ее элементов)

Ситуационный подход основан на увязке метода и инструментария менеджмента с конкретными ситуациями.

Ситуационный подход используют как в стандартных, так и не в стандартных ситуациях.

Количественный подход основан на математике, статистике и применим для управления на уровни операции. Решения базируются на построении модели ситуации.

При количественном подходе происходит замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями символами и количественными обозначениями с учетом ограничений, накладываемых факторами внутренней и внешней среды организации




Предыдущий:

Следующий: