Терапия.Часть два

Терапия. Вторая часть.

17 билет – Принципы закаливания ребенка: Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. Приступая к закаливанию, следует придерживаться следующих принципов: 1. Нужно избавиться от «микробного гнезда» в организме в виде больных зубов, воспаленных миндалин и т. д. 2. Закаливание организма надо проводить сознательно. Успех закаливающих процедур во многом зависит от наличия интереса к ним, положительного психологического настроя. Важно, чтобы закаливающие процедуры вызывали положительные эмоции.3. Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Проведение закаливающих процедур в течение 2 — 3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3 — 4 недели. 4. Сила и длительность действия закаливающих процедур должны наращиваться постепенно. Не следует начинать закаливание организма сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью. 5. При закаливании организма важна последовательность в проведении процедур. Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.6. При закаливании организма необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья. Закаливание оказывает сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому прежде чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия. 7. При закаливании организма наиболее эффективным является использование разнообразных процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы. 8. Закаливание организма надо проводить с использованием разнообразных вспомогательных средств. Физические упражнения, игры и спорт прекрасно сочетаются с различными видами закаливания. Все это повышает сопротивляемость организма и не создает условий для привыкания к одному и тому же раздражителю.

Билет 18 — Режим дня ребенка различных возрастов:

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Основные компоненты режима: сон, прогулки, учебная деятельность, игровая деятельность, отдых по собственному желанию, прием пищи и личная гигиена. - Сон — это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем. Физиологическая потребность в сне детей раннего возраста зависит от уровня работоспособности их нервной системы. Так, в период новорожденности длительность сна около 16,5 ч. Такая потребность в сне объясняется тем, что даже незначительные внешние раздражители оказываются для новорожденного сверхсильными, превышают предел работоспособности нервных клеток, вызывая охранительное торможение. Поэтому сон — это физиологическое состояние ребенка этого возраста. В первый месяц жизни ребенок спит беспорядочно. Со 2-го месяца устанавливается суточный режим сна. В течение первых трех лет жизни длительность ночного сна практически не меняется, а уменьшение общей суточной продолжительности идет за счет сокращения числа периодов дневного сна (с 4 до 1). Одноразовый дневной сон устанавливается к 1,5-2 годам и сохраняется в течение всего дошкольного возраста. К 7-8 годам формируется монофазный сон в ночное время. К 17-18 годам длительность сна приближается к норме (8-8,5 ч). Систематическое недосыпание может привести к снижению умственной работоспособности. - Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий сниженное в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. Эффективность прогулок обусловлена повышенной оксигенацией крови, улучшением окислительных процессов и тканевого дыхания. Пребывание на воздухе — действенное средство закаливания организма, профилактика ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии. Характер и длительность прогулок имеет определенные особенности. До 1,5 лет пребывание на воздухе — это его дневной сон. С 1,5 лет в режим вводятся прогулки, постепенно заменяющие сон на воздухе. Для детей 2- 3-летнего возраста предусматриваются 2-3 прогулки, общая продолжительность прогулок — до 4,5-5 ч. В дальнейшем длительность прогулок для младших школьников 3,5 ч, старших — 2,5 ч в сутки.- Учебная деятельность: учебные занятия в раннем возрасте (первый, второй год) носят характер игры, продолжительность их составляет не более 10 мин. В дошкольном возрасте в режиме предусматриваются занятия по 20-30 мин, направленные на развитие речи, устный счет, т. е. способность оперировать отвлеченными понятиями. Большое внимание уделяется развитию двигательных навыков. Уровень морфологического и функционального развития организма подростка в 15- 16 лет позволяет приступить к профессиональному обучению, формированию сложных рабочих стереотипов.- Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций. Время игровой деятельности в суточном бюджете детей раннего возраста закономерно увеличивается в связи с сокращением продолжительности дневного сна и удлинения периодов бодрствования. У дошкольников игровая деятельность занимает 4,5-5 ч, у школьников отдых по собственному выбору.- Прием пищи и личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. Они воспитывают и развивают гигиенические культурные навыки, знания, умения. Водные процедуры являются элементами закаливания. В суточном бюджете необходимо предусмотреть достаточное время для приемов пищи, утреннего, вечернего туалета, переодевания детей, умывания перед едой. Важно рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена, чередование. В процессе выполнения этого принципа необходимо исходить из учета биологических ритмов, рационального чередования деятельности, использования механизма повышения работоспособности.

Билет 19 – Массаж и гимнастика:

Массаж и гимнастика способствуют закаливанию детского организма, повышают его устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям. Массаж и гимнастику применяют детям строго индивидуально с учетом возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Массаж обычно предшествует гимнастическим упражнениям. Например, поглаживание как один из элементов массажа у здоровых детей применяют уже с 3—4-недельного возраста, а гимнастику начинают с 1-месячного возраста. Систематическое применение массажа и гимнастики оказывает положительное влияние на развитие мышечной системы, кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ, способствует формированию правильной осанки и укреплению здоровья ребенка. Массаж и гимнастика полезны и детям с отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии. Таким детям массаж и гимнастика проводятся специалистами.

Противопоказаниями к массажу и гимнастике являются:— острые заболевания, сопровождающиеся повышением температуры;— гнойничковые и другие заболевания кожи;— заболевания подкожно-жировой клетчатки, лимфатических узлов, суставов и костей.Массаж не рекомендуется:— при заболеваниях крови;— тяжелой степени гипотрофии и рахита;— при острых воспалительных процессах в печени и почках;— грыжах;— некомпенсированных врожденных пороках сердца.

При проведении массажа и гимнастики необходимо соблюдать определенные условия: помещение должно быть хорошо проветрено, в первые месяцы жизни ребенка температура воздуха в комнате должна быть 22—24 °С, в дальнейшем — не менее 20 °С. Это способствует также закаливанию организма. Летом гимнастические упражнения выполняются при открытом окне или на свежем воздухе в тени в защищенном от ветра месте (при температуре не ниже 22 °С). Продолжительность массажа и гимнастики для детей до года не должна превышать 10 минут. Перед массажем грудного ребенка надо подмыть и полностью раздеть. Если по состоянию здоровья этого сделать нельзя, малыша оставляют в легкой одежде. Руки мамы должны быть сухими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Кольца, браслеты, часы снимают. Массаж грудному малышу можно проводить как без применения дополнительных косметических средств, так и с использованием различных кремов, масел и присыпок (продающихся в аптеках, разумеется). Однако для детей до 3 месяцев использование косметических средств нежелательно для избегания раздражения нежной кожи ребенка.Бывают массажи: массаж ручек и ножек, груди и живота, спины.Гимнастика: 1-3 месяца (выкладывания на живот, рефлекторные разгибание позвоночника, рефлекторные сгибание пальцев ног, рефлекторная ходьба); с 3-х месяцев (сгибание и разгибание ног, разведение бедер, поднимание рук, сгибания и разгибания рук, скрещивание рук, поворот со спины на живот); с 4-6 месяц ( пассивный упражнения заменяются активными: гимнастика с кольцами, ребенок приседает вместе с кольцом, переворачивается на живот, держась за кольцо, ходьбы при помощи рук взрослого, но также остаются и предыдущие элементы пассивной зарядки); к концу 8-10 месяцев (можно обучить к самостоятельным активным упражнениям: подниманием рук вверх, отведениям их в стороны, повороты туловища при помощи побуждения малыша игрушкой, вставание при помощи поддержки, «ползание на четвереньках», ходьба при помощи рук взрослого, все эти упражнения выполняются по мере освоения малышом соответствующих навыков: ползания, стояния.)




Предыдущий:

Следующий: