Тест.соц-ия

Содержание

Введение

1. Основные понятия стратификационного анализа

2. Особенности современного американского общества

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

Социальная стратификация — центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.

Рассматривая предмет социологии, можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии — социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру можно выразить через совокупность статусов. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном — множество статусов и высок уровень организации разделения труда.

Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально. Каждый человек в социуме обладает статусом, каждый статус формирует большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие — социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально.

Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство — это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию — совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых.

Не смотря на развитость США с социологической точки зрения, определить принадлежность людей к стратам, в силу ряда объективных причин, очень сложно. Именно по этому разные социологи предлагают разные типологии классов, и эта тема остается актуальной.

Основные понятия стратификационного анализа

стратификационный социальный общество американский

Говоря об элементах социальной стратификации, используют такие единицы анализа как “класс”, “социальный слой”, “социальная группа”, обозначающие социальные общности

Социальный класс. Это понятие родилось задолго до появления стратификационной теории. До этого о единицах социальной структуры говорили опираясь на сословные представления и используя названия конкретных социальных групп и сословных образований. Вместе с тем уже у античных мыслителей можно было встретить рассуждения о богатых и бедных.

Несмотря на различия в подходах к определению понятия социального класса в западной социологии и политологии 20 века, в них можно усмотреть общие черты. Главными признаками выделения класса служат :

отношение людей к средствам производства

характер присвоения благ в условиях рыночных отношений

На этой основе выделяют верхний класс (собственники экономических ресурсов общества), низший класс (промышленные наемные рабочие) и средний класс, который сначала был представлен в виде достаточно аморфной группы работников, не включаемых ни в верхний, ни в низший классы.

Понятие класса достаточно крупная единица, рассчитана она на изучение наиболее существенных изменений в обществе.

Аналитики выделили еще одну единицу анализа социальной структуры — понятие “страта” или слой. Страта включает в себя множество людей с каким-то общим статусным признаком своего положения, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью. В качестве этого признака, позволяющего объединять людей в страты, могут выступать различные по характеру признаки — производственные, экономические, политические, социально-демографические, культурные и др. Таким образом, исследователь получает возможность анализировать население по самым разным критериям. В результате люди, принадлежащие к разным классам, могут оказаться в одной страте, выделенной, например, по признаку образования или по должностным характеристикам.

Вместе с тем необходимо иметь ввиду, что основанием для выделения страты выступает не любой признак, а лишь статусный, т.е. тот, который объективно приобретает в данном обществе ранговый характер “выше-ниже”, “лучше-хуже”, “престижно-непристижно”.

Понятие “статус” приобретает в анализе стратификации ключевое значение. Оно показывает на то, что в существовании страт большую роль играют оценочные факторы. Процесс ранжирования основывается как на рационально-рассудочных операциях (принимается во внимание, например, должность оцениваемого, фирма, в которой он работает), так и на спонтанных реакциях (целостное восприятие другого человека, интегративная оценка какой-либо функциональной роли).

Таким образом, страты в отличии от класса формируются не по чисто экономическим или производственно-профессиональным признакам, а по признакам связанным с культурно-психологической оценкой (нормы, ценности, представления, образцы поведения и навыки), которые реализуются в индивидуальном поведении и сознании. Поэтому социальное расслоение точнее называть социокультурным расслоением, так как социальные и культурные аспекты в нем тесно переплетены.

Следует иметь ввиду еще одно различие при определении класса и страты. Классы выделяются по отношению к средствам производства, способам доступа к различным благам. Страты выделяются по формам и объему потребляемых благ, по воспроизводству самого статусного положения. Статус предполагает, что любой кто претендует быть включенным в ту или иную страту, должны отвечать определенным ожиданиям и ограничениям на соответствующее соц-ое взаимодействие. Эти ожидания и ограничения касаются разных сторон жизни и выполнения разных ролей. Как правило, они связаны с поведением человека, его способом воспроизводства брачно-семейных отношений, проведением своего свободного времени, формами дружеского общения и т.п. Различные формы потребления благ и воспроизводства статусного положения формируют у представителей разных слоев неодинаковый образ жизни, который ограничивает членов данной общности от представителей других общностей. Решающая роль образа жизни для престижа делает ту или иную статусную группу конкретным носителем разных условностей, которые поддерживают и сохраняют слой как таковой.

Особенности современного американского общества.

Промышленная революция XVIII — XIX веков разрушила феодальную систему и вызвала к жизни социальные силы, которые привели к формированию классового строя. Развитие торговли и промышленности вызвало к жизни новые профессии: предприниматели, коммерсанты, банкиры, купцы. Появилась многочисленная мелкая буржуазия. Волна эмиграция способствовала увеличению численности индустриальных рабочих.

Постепенно формировался новый тип экономики — капиталистический, которой соответствует новый тип социальной стратификации — классовая система. Рост городов, промышленности и сферы услуг, укрепление статуса и богатства буржуазии кардинально изменили облик американского общества. К концу XIX века социальная структура США все отчетливее приобретала черты развитого капиталистического общества. Удельный вес фермерства сокращается (с 28,8% общей занятости в 1880 году до 21,4% в 1900 году). Одновременно росли городские средние слои. В 1880 году около 80 процентов населения проживало в сельской местности, а к началу ХХ века горожане составили около сорока процентов. Нью-Йорк, Чикаго и Филадельфия превысили один миллион жителей. Сент-Луис, Бостон приближался к этому рубежу. Рост горожан вдвое опережал рост сельского населения [16,78-79].

Профессиональные группы, вышедшие на историческую арену (рабочие, банкиры, предприниматели и т. д.) укрепляли свои позиции, требовали привилегий и признания своего статуса. Термин «сословие» отражал исторически уходящую реальность. Новую реальность лучше всего отражал термин «класс». Он выражал экономическое положение людей, способных передвигаться вверх и вниз.

Переход от закрытого общества к открытому демонстрировал возросшие возможности человека самостоятельно сделать свою судьбу. Сословные ограничения рушились, каждый мог подняться до высот общественного признания, перейти из одного класса в другой, приложив усилия, талант и трудолюбие. И хотя удается это единицам, даже в современной Америке, в XIX веке появилось выражение «человек, сделавший себя сам» [8, 14].

Таким образом, роль детонатора сыграли деньги и товарно-денежные отношения. Они не считались с сословными барьерами, аристократическими привилегиями. Деньги всех уравнивали, они универсальны и доступны всем, даже тем, кто не унаследовал состояния. Общество, в котором доминировали приписываемые статусы, уступало место обществу, где заглавную роль стали играть достигаемые статусы. Это и стало называться открытым обществом.

Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие — большинство населения. Последние могут распределяться по-разному. В США наименьшие доходы по Точно и однозначно определить количество классов, число страт (или слоев, на которые они разбиваются), принадлежность людей к стратам очень сложно. Необходимы критерии, которые выбираются достаточно произвольно. Вот почему в развитой с социологической точки зрения стране, как США, разные социологи предлагают разные типологии классов. В одной семь, в другой шесть, в третьей пять и т. д. социальных страт. Первую типологию классов США предложил в 40-е годы XX века американский социолог Ллойд Уорнер:

1. Верхний-верхний класс: включал так называемые «старые семьи». Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города;

2. Нижний-верхний класс: по уровню материального благополучия не уступал верхнему-верхнему классу, но не включал старые родовые семьи;

3. Верхний-средний класс: состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах;

4. Нижний-средний класс: составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие;

5. Верхний-нижний класс: включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке;

6. Нижний-нижний класс: составляли те, кого принято называть «социальным дном» — это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих, малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущали комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений.

Сложившаяся на момент составления этой типологии структура общества явилось прямым следствием начавшегося в XIX веке классового дифференцирования.

Термин «верхний-верхний класс» означает, по существу, верхний слой высшего класса. Во всех двусоставных словах первое — обозначает страту или слой, а второе — класс, которому данный слой относится. «Верхний-нижний класс» иногда называют так, как он есть, а иногда обозначают им рабочий класс. Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего класса. Но и рабочий класс отличают от низшего, куда могут входить неработающие, безработные, бездомные, нищие и т. д. Как правило, высококвалифицированные рабочие включаются не в рабочий класс, а в средний, но в низшую его страту, которую заполняют главным образом малоквалифицированные работники умственного труда — служащие. Возможен иной вариант: рабочих не включают в средний класс, но оставляют два слоя в общем рабочем классе. Специалисты входят в следующий слой среднего класса, ведь само понятие «специалист» предполагает как минимум образование в объеме колледжа. Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном «профессионалы». Профессионалами за рубежом именуют людей, имеющих, как правило, университетское образование и большой практический опыт, отличающихся высоким мастерством в своей области, занятых творческим трудом и относящихся к так называемой категории самонанятых, т. е. имеющих свою практику, свое дело. Это юристы, врачи, ученые, преподаватели и т. д. Именоваться «профессионалом» очень почетно. Их число ограничено и регулируется государством. Так, лишь недавно социальные работники получили долгожданный титул, которого добивались несколько десятилетий.

Между двумя полюсами классовой стратификации американского общества — очень богатыми (состояние — 2 млн. долл. и более) и очень бедными (доход менее 6,5 тыс. долл. в год), составляющих от общей численности населения приблизительно одинаковую долю, а именно 5%, расположена та часть населения, которую принято называть средним классом. В индустриально развитых странах он составляет большинство населения — от 60 до 80%.

Средний класс — уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XIX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс — стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чём тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.

Средний класс — самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес.

В средний класс Америки второй половины XIX века входили все те, кто обладали экономической независимостью, т. е. владели предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, мелкая буржуазия — социальный хребет общества.

С тех пор как Л. Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более полувека. Сегодня она пополнилась еще одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу. На данном этапе, Социально-классовая структура американского общества по функциональному подходу выглядит следующим образом (деление на классы):

1) высший класс (менее 1 % населения США). К данной группе относятся известные аристократы, крупные бизнесмены, которым состояние досталось по наследству. Дети таких людей обучаются только в престижных дорогих университетах. Покупаются обычно дорогие и изысканные ювелирные украшения, антиквариат, дорогая, но строгая, не кричащая одежда;

2) низший высший класс (2 %). Люди обычно попадают в этот класс из среднего путем долгого и упорного труда, благодаря деловым способностям, активному ведению крупного бизнеса. Дети людей данного класса обучаются в престижных школах. Среди приобретений: дорогие яхты и драгоценности, все, что может произвести впечатление на нижестоящие классы;

3) высший средний класс (12 %). Доходы представителей невысоки. Из потребительских предпочтений — дома, дорогостоящая мебель и т. д.;

4) средний класс (32 %) составляют работники со средним окладом. Представители этого класса стараются обучать детей в хороших школах, предпочитают следовать моде в покупках;

5) рабочий класс (38 %) — самый многочисленный. Доходы людей данного класса средние или ниже среднего. Покупаются недорогие автомобили. Существует потребность в советах по поводу покупок, поскольку отсутствует возможность покупки дорогих вещей, не соответствующих потребностям в данное время;

6) высший низший класс (9 %). Представители часто необразованны, работают на низкооплачиваемой работе. Основная цель — вырваться из данного класса в более высшие;

7) низший класс (7 %). Представители живут на пособия, не работают, не могут позволить себе полноценное питание.

Стратификация американского общества по Б. Барберу. 

Бабер считает, что стратификацию современного американского общества определяют следующие параметры:

1.доход;

2.богатство;

3.степень власти и могущества;

4.престиж профессий;

5.образование;

6.религиозная принадлежность;

7.ранжирование по родственным или этническим группам.

Произведя количественную оценку каждого из этих параметров, можно получить итоговое положение той или иной группы в иерархии данного общества.

Очевидно, что количество потенциально выделяемых старт может быть очень велико. Поэтому на практике исследователи прибегают к упрощению, выделяя, как правило, в каждом обществе три основные страты — высшую, среднюю, низшую (в качестве модификации данной схемы может быть приведена следующая: элита, высший — средний класс, средний класс, рабочий класс, низший класс). Основаниями для отнесения той или иной группы к конкретной страте являются, прежде всего экономические показатели (уровень дохода и состояние), а также ее престижность, наличие власти, образовательный уровень, кроме того каждая из страт характеризуется своими нормами и ценностями.

Например, средний класс (страта) составляют некрупные собственники (фермеры, владельцы магазинов и лавок) только 20% выдерживает в конкурентной борьбе), специалисты-профессионалы высокой квалификации (врачи. Педагоги, менеджеры); низший слой среднего класса(30 %) составляют служащие, торговцы, сиделки, учителя.

Этот страт характеризуется средним доходом (достаточным по меркам данного общества для удовлетворения основных потребностей), стандартным набором материальных благ, высокой самооценкой собственного престижа, отсутствием реальной власти, но наличием возможности оказывать на нее серьезное воздействие, высоким уровнем образования. Средний класс характеризуется также такими ценностями, как самостоятельность, ответственность, инициатива, мобильность, ориентированность на собственные силы.

Соотношение основных страт общества может быть изображено в виде геометрических фигур. Треугольник характеризует наличие в обществе крайне небольшой элиты — высшей страты, не очень значительной количественно средней страты и основного компонента данного социума — низшей страты. Этот тип стратификационной системы характерен для традиционного и ранне-индустриального обществ для большинства современных развивающихся стран; Эта фигура типична для периода, который анализировал Маркс, когда была сильна поляризация в обществе, рабочий класс был сосредоточен в основных отраслях промышленного производства, характеризовался высоким уровнем классового самосознания и организованности. Когда были сильными социальные конфликты.

Произошли изменения.

К 90 годам ХХ века в 18 ведущих странах мира структура занятости стала представлена таким образом, что от 45 — 70% населения стало занято в сфере услуг, сельское хозяйство 3 — 15 %, промышленность, строительство 25 — 40%. Синие воротнички — рабочий класс, занятый физическим трудом сокращается, белые воротнички — рабочий класс высокой квалификации, служащие, специалисты умственного труда и золотые воротнички — высококвалифицированные специалисты растут. Названия этих групп связывают с квалификацией и заменяют привычные обозначения классов и страт. Они называют себя «сотрудниками» и категорически отказываются использовать классовую терминологию.

Заключение

Таким образом, понятия социального слоя, стратификации дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют общее представление о структуре общества и помогают детализировать анализ социальных процессов в рамках тех или иных экономических и социально-политических формаций.

Проанализировав классовую структуру американского общества мы можем сделать вывод

· В основе всей стратификации лежит неравенство.

· Как бы ни называли классы, но основных только три: богатые, зажиточные и бедные;

· неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов.

· Современная социально-классовая структура американского общества представляет собой шкалу, в основе которой лежит классификация социолога — Л. Уорнера.

Список используемых источников и литературы

1.Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь- справочник). М., 1995.

2.Осипов Г.В. и др. Социология. М., 1995.

3 Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994.

4.Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 1996. №6.

5.Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. — М.: Наука, 1994.

6. Пригожин А.И. Современная социология организаций. — М.: Интерпракс, 1995.

7.Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Наука, 1994

8.Электронный ресурс, режим доступа: http://terra-america.ru/umerenniy-gumanizm-prezidenta-obamy.aspx




Предыдущий:

Следующий: