Тесты Блейх Н.О.соц.работе с пожилыми

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К.Л. ХЕТАГУРОВА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направления подготовки

040400.62 Социальная работа

Квалификация (степень)

бакалавр

Учебная дисциплина «Социальная работа с пожилыми людьми»

3курс 1семестр

1 рубежная аттестация

Преподаватель разработчик теста:

докт. истор. наук, профессор

Блейх Н.О.

Владикавказ, 2013

Цели и задачи курса:

Демографические изменения в России привели к быстрому старению населения и увеличению граждан пожилого и старческого возраста до 20 %, что составляет 3 млн. человек. В связи с этим обстоятельством обострились многие проблемы, связанные с социальной защитой и обслуживанием пожилых людей. Все это требует совершенствования системы практической подготовки студентов к работе с этой группой населения.

Дисциплина «Психология старения» представляет теоретический и практический курс информационной поддержки студентам, направленный на просвещение начинающих специалистов, работающих в социальной сфере с гражданами пожилого возраста. Психология пожилого человека отражает многосторонние аспекты разных направлений психологии. С одной стороны, это глубокая информация из возрастной психологии, связанная с особенностями переходного периода и спецификой выраженности определенного поведения в период старения; с другой стороны, это знания из общей психологии о функционировании психических, эмоциональных и поведенческих процессов личности пожилого возраста, с третьей стороны, это социальная психология, отражающая особенности принадлежности пожилого человека к определенному социальному статусу, выполнению ролей и функций в социуме и поддержанию социальных контактов. Не маловажную роль оказывает и клиническая психология, представляющая информацию студентам о нарушениях психоэмоционального, когнитивного и поведенческого проявления личности пожилого человека. Дисциплина «Социальная работа с пожилыми людьми» представляет интегрированный экскурс информации, собранной таким образом, чтобы предоставить знания в комплексе о ведении психологического сопровождения специалистами в системе социальной работ.

Целью данного курса является обучение студентов основам социальной работы с пожилыми людьми и развитие у них способности и навыков в использовании этих знаний в практической деятельности социального работника.

Данный курс предполагает реализацию следующих задач:

ознакомление студентов с теоретическими и практическими исследованиями отечественных и зарубежных психологов о геронтологических особенностях психологического и психофизиологического старения личности;

формирование представлений у студентов о специфике психического функционирования личности человека пожилого возраста;

изучение студентами классификаций, типологий и дифференциации различных состояний и проявлений в период старения, а так же возможных нарушений во внутриличностной и межличностной жизнедеятельности человека пожилого возраста;

обучение студентов практическим методам диагностики, коррекции и психосоциальной работы с людьми пожилого возраста в рамках деятельности социального работника;

развитие способностей и профессиональных навыков студентов в применении полученных знаний по психологии старения в практике социальной работы;

развитие мотивации будущих социальных работников к психосоциальной работе с людьми пожилого возраста и проявлению адекватного и профессионально-компетентного реагирования на решение их проблемных ситуаций.

Требования:

В ходе курса у студентов формируются следующие навыки и умения:

В результате изучения дисциплины студент должен:

— знать основные понятия изучаемого курса;

- знать объекты и методы исследования, существующие в социологии;

- знать особенности и проблемы теории и практики лидерства в социальной работе;

- уметь применять теоретические знания на практике.

Список литературы к учебному курсу

«Социальная работа с пожилыми людьми»

Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: «ЭКСМО», 2002

Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2003. – 416с.

Крайг Г. Психология развития. СПБ: «Питер», 2000

Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996

Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999

Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. // Мир психологии, 1999, № 2, с. 111-123.

Лидерс А.Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей. // Психология и старения, 1989, №4, с. 13-22.

Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии. // Мир психологии, 1999, №2, с. 96-106

Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? // Мир психологии, 1999, №2, с. 80-96

Медведева Г.П. Роль психологической компетентности социального работника в организации социального обслуживания пожилых людей. // Мир психологии, 1999, № 2, с. 164-168

Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии, 1999, № 2, с. 74-80

Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002

Выготский Л.С. Дефект и компенсация. Собр. соч. в 6т. М., 1983. т.5

Реан А.А. Психология среднего возраста, старения, смерти. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм — ЕВРОЗНАК», 2003. – 384 с. – (Серия «Мэтры психологии»).

Альперович В.Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. М., 1998

Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. М., 1996

Карпенкова Т.В. Основы социально-правовой защиты пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1998. №2

Краснова О.В. Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1998. №2

Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изда-во Эксмо, 2004. – 896 с.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: НФ «Класс», 1999

Белоусов С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти // Психология зрелости и старения. 1998, №4

Кларк М., Гэллатин Б. Одиночество в старости. // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 453-485

Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста: учеб. пособие // Н.Ф. Басов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 346, [1] с. – (Высшее образование).

Мадридский международный план действий по проблемам старения. 2002. – М., 2007. – С. 7-9

Социальная геронтология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие / сост. Т.П. Ларионова. – М., 2008. – С. 21-24

Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: учеб. пособие. – М., 2004.

Подколзин А.А. Количественная оценка показателей смертности, старения, продолжительности жизни и биологического возраста: учеб.-метод. пособие. – М., 2001.

Пожилые люди: социальная политика и развития социальных услуг / сост. Н.С. Дегарева, Г.В. Сабитова; под общ. ред. Н.А. Малышевой. – М., 2003.

Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие / отв. Ред. А.Ю. Левагина. – Ульяновск, 2002

Филатова С.А. Геронтология. – Ростов н/Д, 2004.

Холостова Е.И. Социальная геронтология: учеб. пособие. – 4-е изд. – М., 2006.

Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – 2-е изд., доп. – М., 2003

Тестовые задания по 1 рубежной письменной работе

Где существовала наука геронтология?

+ А) на Руси

Б) в Византии

В) в Греции

Увеличилась ли численность пожилых людей на Земле?

+ А) да

Б) нет

В) не знаю

Каково соотношение пожилых людей к молодым?

А) половина

Б) меньше половины

+ В) больше половины

Где зародилась наука геронтология?

А)в Греции

+ Б) на Руси

В) в Византии

Отношение к пожилым людям на протяжении тысячелетий

А) оставалось неизменным

+ Б) изменилось в лучшую сторону

В) изменилось в худшую сторону

Отношение к пожилым людям в современном обществе

А) негативное

+ Б) положительное

В) неизменное.

Какой возраст считался наиболее желанным в Древнем Китае:

А)80 – 90 лет

+ Б) 60 – 70 лет

В) 90 – 100 лет.

Какое высказывание о старости не принадлежит Катону:

А)ослабляет силы

Б) лишает наслаждений

+ В) препятствует трудовой деятельности.

Какое из высказываний не принадлежит Цицерону:

+ А) старость – заключительная сцена жизни

Б) старость – социальный феномен

В) старость – это «живая могила».

В первобытном строе какую роль играли старики:

А) были воинами

Б) хранителями сокровищ

+ В) старейшинами.

В каком возрасте становились старыми в первобытно-общинном строе:

А) в 35 лет

+ б) в 18 лет

В) в 45 лет.

Эмоциональная изменчивость пожилых людей обусловлена тем, что:

А)ухудшается моральное состояние

+б) слабеет деятельность всех органов чувств

В) ухудшается память.

В чем выражается наиболее тяжелая форма эмоциональной жизни:

А) апатия

+ Б) физическая немощность

В) психическая неполноценность.

В чем проявляется скупость пожилых людей?

+ А) форма борьбы за независимость

Б) форма борьбы с политикой

В) форма борьбы с экономикой.

Почему в старости наиболее остро проявляется обидчивость?

+ А) из-за совокупности давних и новых обид

Б) из-за физической беспомощности

В) из-за психологической усталости.

Как прекращение трудовой деятельности влияет на пожилого человека?

А) он замыкается в себе

+ Б) у него появляется много свободного времени

+ В) он начинает заниматься любимым делом.

Как пожилые люди компенсируют слабеющую память?

А) смотрят сериалы

Б) слушают радио

+ В) записывают необходимые сведения.

Почему пожилым людям свойственно делиться воспоминаниями:

А) из-за низкой адаптивности

+ Б) из-за психологической разрядки

В) из-за важности происходивших событий.

В чем выражаются новообразования пожилого возраста:

А) в изменении социального статуса

+ Б) в уходе на пенсию

В) активной природоохранной деятельности.

Реституциализация – это:

А) комплекс процессов угасания

+ Б) комплекс процессов восстановления

В) комплекс процессов защиты.

Включение – это:

А) психологическая защита организма

Б) физическая защита

+ В) социальная защита.

История геронтологии начинается:

+ А) с появлением земледелия

Б) усовершенствованием орудий труда

В) появлением техники.

Первой медицинской книгой о старости является:

А) «Медицина старения» Геродота

+ Б) «Свод врачебной науки» Авиценны

В) «Возраст старения» Нордона.

Когда стали называть науку геронтологией:

+ А) в 1903 году

Б) в 1847 году

В) в 1898 году.

Основоположником геронтологии являлся:

А) Аристотель

+ Б) М.Шевроль

В) Н.Нордон.

Старение – это процесс, неизбежно заканчивающийся:

А) детством

Б) отрочеством

+ В) смертью.

И.Давыдовский относил старость к:

А) почечной и печеночной недостаточности

+ Б) недостаточной активности физиологических функций организма

В) нарушениям кровеносной системы

Какие факторы влияют на процесс старения:

+ А) внешние

+ Б) внутренние

В) физиологические.

Что относится к внешним факторам старения:

+ А) факторы окружающей среды

Б) факторы болезни

В) факторы телесной немощи.

Что относится к внутренним факторам:

+ А) болезни

Б) окружающая среда

В) экономические факторы.

Геронтология – это наука

А) о молодости

+ Б) о старости

В) о болезнях.

Какой дисциплине обязана своим появлением наука геронтология:

А) философии

Б) биологии

+ В) медицине.

С чем связывал Гиппократ процесс старения:

+ А) с особенностями темперамента

+ Б) с физиологическими особенностями

В) с внешними факторами.

Кто стареет быстрее (по Гиппократу):

+ А) флегматики

Б) сангвиники

В) холерики.

Симптомы старости (по Гиппократу) – это:

+ А) мочекаменная болезнь

Б) сердечные заболевания

+ В) бессонница

Гиппократ впервые разработал:

+ А) рекомендации для старых людей

Б) рецепты против старения

В) массаж для тела.

Что составляло основу профилактики старения (по Галену):

+ А) массаж

Б) сидячий образ жизни

В) спокойствие духа.

Что рекомендовал пожилым людям Авиценна:

+ А) молочно-растительную диету

Б) сидячий образ жизни

В) спокойствие духа.

Кто разработал токсикологию:

А) Авиценна

Б) Гиппократ

+ В) Арнольд из Виллановы.

Кем был составлен «Салернский кодекс здоровья»:

А) Авиценной

Б) Гиппократом

+ В) Арнольдом.

Кто создал первую классификацию старения:

+ А) Бэкон

Б) Авиценна

В) Гиппократ.

Основателем гериатрии является:

А) Бэкон

+ Б) Нашер

В) Гиппократ.

Что означает понятие «гериантрия»:

А) наука о болезнях

+ Б) наука о болезнях старых людей

В) наука о истории старения.

Кто был основоположником геронтологии в России:

А) А. Гуфеланд.

+ Б) И.Фишер.

В) И.Нашер.

Кто из российских ученых выдвинул теорию «старость есть болезнь и ее надо лечить»:

+ А) И.Мечников

Б) А.Богомолец

В) С.Боткин.

Кто является основателем науки герокомии:

+ А) Гален

Б) Диоген

В) Гиппократ.

Что означает термин «герокомия»:

+А) профилактика старости и старения

Б) история старения

В) защита старых людей.

Проблемы пожилых в современном обществе рассматриваются с позиций:

+ А) урбанизации

Б) экономики

В) политики.

Какова роль пенсионера в массовом сознании:

А) четкая

+ Б) неясная

В) определенная.

В старости происходят:

+ А) вспышки творческой способности

Б) апатия к окружающему

В) интерес к происходящему.

Типология Гизе о стариках:

+ А) старик-негативист

Б) старик-труженик

В) старик-пенсионер.

Что такое интровертированный тип старения:

А) жизнерадостность

+ Б) ослабление эмоций

В) интерес к социуму.

Что лишнее в классификации старости И.Кона:

+ А) экстравертированный тип старения

Б) «женский» тип старения

В) старость в заботе о здоровье.

Какие типы старости относятся к отрицательным:

А) активная творческая старость

Б) ворчуны

В) экстраверты.

Пожилой человек нуждается:

+ А) в семье

Б) в работе

В) творчестве.

Старость – это:

А) пассивный стиль жизни

+ Б) активный стиль жизни

В) затрудняюсь ответить.

Когда наступает период старости:

А) в 50 – 55 лет.

+ Б) 60 – 65 лет

В) 70 – 75 лет.

Старость – это явление в большей мере:

+ А) социального порядка

Б) физического порядка

В) психологического порядка.

Э.Эриксон считал старость:

А) накоплением социального опыта

Б) наличием физических заболеваний

+ В) периодом обретения интегративности.

На работу психических функций в старости влияет:

+ А) трудовая деятельность

Б) забота о здоровье

В) забота о семье.

Чем определяется душевное здоровье пожилого человека:

А) вовлеченностью в трудовую деятельность

+ Б) вовлеченностью в общение

В) вовлеченностью в заботу о домашних.

В каком возрасте приходит осознание отчуждения от молодого поколения:

А) в 50 лет.

+ Б) в 60 лет

В) в 70 лет.

Ведущими потребностями стариков являются:

+А) потребность в безопасности и надежности

Б) потребность в труде

В) потребность в семье.

Что решает проблему одиночества пожилых людей:

+ А) повторные браки

Б) трудовая деятельность

В) уход за членами семьи.

Кто чаще создает семью в преклонном возрасте:

+ А) мужчины

Б) женщины

В) не знаю.

Геронтофобия – это:

А) защита стариков

+ Б) убийство стариков

В) лечение стариков

Геронтократия – это:

+ А) власть стариков

Б) убийство стариков

В) защита стариков.

На Северном Кавказе отношение к старикам было:

+ А) уважительным

Б) относительным

В) прохладным.

69. Кто в доме был хозяин:

+ А) старейший

Б) умнейший

В) домовитый.

Традиции почитания старших на Кавказе объяснялись:

+ А) традициями и обычаями

+ Б) воспитанием

В) экономикой.




Предыдущий:

Следующий: