Тезисы к теме 12

Тезисы к теме 12. Movies at War

-Documentaries became a regular part of the exhibition program in most countries.

- Newsreels became more significant and important than ever.

- A 13 lb. Cunningham “Combat” 35 mm camera was introduced, (it has 3 lenses, it was compact), but the most commonly used cameras in the US were Bell and Howell’s eyemos (35 mm) ( it was used till mid 1970) and filmos (16 mm).

- In Germany a 12lb. Arriflex 35 mm camera went on to create a new approach to handheld cinematography after WW.

- 1943, Kodachrome color reversal film introduced which could be used in ordinary cameras and processed by Technicolor (Technicolor “monopack”.

- In Britain, when war began the Government post office (GPO) film group became responsible for coordinating film production and became the Crown film unit in 1941.

-Btitish documentaries specialized in 5 and 15 minute ‘fillers” to boost homefront morale.

- Humphrey Jennings and harry Watt “London can take it” 1941. “Listen to Britain”

- Most popular British fiction film was “In which we serve” Noel Coward and David Lean, 1942.

- USSR’s “Moscow strikes back” 1942 won an academy award for documentary- it was a purpose of national unity, ideology.

- Germany, Italy and Japan produced low-key propaganda films about the war; fiction film production in Germany and Japan tended increasingly toward historical topics with nationalist themes.

- In Italy production was more diverse.

-“Occupation Cinema” in France, “Les Enfants du Paradis”, Marcel Carne, released in 1945. Nazi occupation of France was not very oppressed on filmmakers.

- In the US the war years saw a tremendous growth in audience and in profits for the “Big Eight” Hollywood studios; the impact of émigré actors, directors, etc fleeing Europe.

- The office of war information (O.W.I) coordinated all film production (Robert Riskin, for example, was in charge of reviewing all US films for export) In 1946- 90-100 mln. tickets bought a week.

American cinema was in its height from 1942-1946. TV started to come to people’s home in 1947.

Frank Capra’s “Why we fight” (7 series of films), William Wyler “The Memphis Belle”1944; John Huston “The battle of San Pietro” 1945; “Since you went away” John Cromwell, 1944.

“Casablanca” Michael Curtis, 1943, was based on a play by Murray Burnett and Joan Alison.

The adaptation: producer Hal Wallis plus Wally Kline, Kline’s writing partner Aeneas mac Kenzie, Howard Koch, Philip and Julius Epstein (twins), Casey Robinson and Lenore Coffee; “final”script was changed every single day between the June 1st and July 22nd.

-“Children of Paradise”

Тема 12. Кино во время войны.

- Документальное кино стало регулярно показываться во время войны. Люди хотели смотреть документальное кино.

- Киножурналы стали более значимыми и важными, чем когда-либо.

- Была введена 13 lb камера «Каннинэм Комбат», 35 мм, имела 3 линзы. Камера, которая широко использовалась в США была Bell and Howell eyemos (35mm) и filmos (16 mm). (Она использовалась до середины 70-х годов).

- В Германии 12lb Arriflex 35mm камера создала новый подход в операторском искусстве после второй мировой войны.

Вы брали камеру с собой, с несколькими линзами, и шли снимать из студии, на локацию, вы схватывали и снимали натурализм.

Камера Arriflex была распространена в Европе до 1950-х годов. Она давала мобильность, без дополнительного освещения.

-В 1943 году была представлена Кодахром цветная обращаемая фотопленка, которую можно было использовать в обычных камерах и обрабатывать Technicolor Monopack. (цветная обращаемая пленка).

- В Британии, когда началась война GPO (General Post Office» киногруппа стала ответственной за координацию производства кино и стала называться «Crown Film Unit» в 1941 году. Это был продюсерский центр.

60 000 гражданских людей в Британии были убиты с 1939- по 1940 гг. Германия постоянно бомбила Британию.

- Британские документалисты специализировались на выпуске 5 – 15 минутных «fillers» , чтобы поднять боевой дух нации.

- «Лондон выстоит!», 1940, Хамфри Дженнингс и Гарри Уотт. Самый известный фильм, рассказывающий о 80-дневных ночных бомбардировках Лондона в начале 1940 года. Документальная кинематографическая дань уважения британцам — как простым жителям, так и аристократам, в том числе королевских кровей, проявившим храбрость и стойкость во время битвы за Лондон, их мужество, в конечном итоге позволило им пережить вторую мировую войну.

-«Слушайте Британию» 1942, Хамфри Дженнингса. В военном фильме Дженнингса «Слушайте Британию», 1942 — открытие важного в обыденном, внимание к людям, к их каждодневному подвигу и стойкости, тонкие сопоставления эпизодов, изобретательный звукозрительный монтаж и ярко выраженная точка зрения.

50 млн американцев посмотрели этот фильм в начале 1942 года. Они испытали ужас от разрушений и желание дать отпор нацисткой Германии.

- Самый знаменитый документально-игровой фильм военного времени “В котором мы служим ” Ноэля Коуарда и Дэвида Лина — рассказывал историю эсминца и его команды, погибших в битве за Крит. В картине документальные и игровые эпизоды соединены в единое целое; все, что мы видим на экране, похоже на жизнь, как она есть, словно авторы сами были членами команды героического эсминца. Перед зрителем представлена “биография” коллектива — команды маленького корабля, знавшей о своей обреченности и все же честно выполнившей долг.

- Советский фильм « Разгром немецких войск под Москвой» или «Москва наносит ответный удар». Документальный фильм о Битве за Москву в Великой Отечественной войне. Производство Центральной студии кинохроники, октябрь 1941 — январь 1942 годов.

В ноябре 1941 года Сталин решил начать снимать документальный фильм о боях под Москвой. Были определены два режиссёра: Леонид Варламов и Илья Копалин. В съёмках участвовали пятнадцать фронтовых операторов, в том числе Роман Кармен и А. Крылов.

— Германия, Италия и Япония производили пропагандистские фильмы о войне; производство художественных фильмов в Германии и Японии как правило больше склонялось к историческим националистическими темам.- Кинопроизводство в Италии было более разнообразным.

- Оккупационное кино во Франции. «Дети Райка» Марселя Карне вышли в 1945 году. Нацистская оккупация Франции не сильно давила на производителей фильмов.

- В США во время войны мы видим огромный рост аудитории кино и прибылей для «Большой восьмерки» голливудских киностудий, в связи с эмиграцией европейских актеров и режиссеров.

- Офис Военной Информации (O.W.I.) координировал всю кинопродукцию США. Роберт Рискин ( сценарист «Это случилось однажды ночью» ) был ответственным за просмотр всех американских фильмов на экспорт.

В 1942- 1946 гг американское кино было в зените. Это был уникальный период в истории кино в США. В 1946 году было продано от 90-до 100 млн билетов в неделю. Телевидение стало приходить в дома американцев в 1947 году.

- Фрэнк Капра «Почему мы сражаемся» (7 серийный документальный фильм), 1943 год. Капра умело использовал кадры из других фильмов, н-р, кадр мальчика с барабаном из «Триумфа воли»)

-«Мемфис Белль. История летающей крепости», 1944 год, Уильям Уайлер.

«Битва под Сан-Пьетро» (The Battle of San Pietro) — американский чёрно-белый короткометражный документальный фильм режиссёра Джона Хьюстона о битве под Сан-Пьетро, небольшой итальянской деревне. Премьера фильма состоялась 3 мая 1945 года. Фильм сочли слишком прямым в изображении погибающих воинов, и Армия США запрещала показ картины, полагая, что она деморализует американских солдат.

- « С тех пор как вы ушли» Джона Кромвеля, 1944 год. Роберт Рискин не разрешил к показу этот фильм за границей, так как в нем показывалось, как жены готовят пищу, в то время как в Европе люди голодали. Посчитали это за американское высокомерие.

- «Касабланка» Майкла Куртиса, 1943. Сценарий был основан на пьесе «Все приходят к Рику» Мюррея Барнета и его жены Джоан Элисон. Пьеса была анти-нацистская и профранцузская. Ее адаптацией занимались сначала сценаристы Кейси Робинсон, братья –близнецы Филлип и Юлиус Эпштейн работали над общей структурой и диалогами, Говард Кох работал над политической составляющей. Еще было несколько сценаристов, которые работали над сценарием, финальный проект менялся каждый день между 1 июня и 22 июлем 1942 года.

- «Дети райка́» (фр. Les Enfants du paradis) — драма режиссёра Марселя Карне (1945). Фильм снят в период немецкой оккупации по сценарию Жака Превера о Париже первых десятилетий XIX века. Главные герои фильма — реальные исторические личности. Великий мим Батист Дебюро, или просто Батист (17961846), в 1819 году на сцене парижского театра «Фонамбюль» переосмыслил образ Пьеро, создав образ отвергнутого несчастного влюблённого. Фредерик Леметр (18001876) — не менее знаменитый актёр, легенда и реформатор французского театра. Пьер Ласенер (18031836) — известный поэт и убийца.

Дополнительный материал по теме.

«Разгром немецких войск под Москвой» — советский документальный фильм о Битве за Москву в Великой Отечественной войне. Производство Центральной студии кинохроники, октябрь 1941 — январь 1942 годов.

В ноябре 1941 года Сталин[1] решил начать снимать документальный фильм о боях под Москвой. Были определены два режиссёра: Леонид Варламов и Илья Копалин. В съёмках участвовали пятнадцать фронтовых операторов, в том числе Роман Кармен и А. Крылов.

Из воспоминаний режиссёра фильма Ильи Копалина:

Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съёмки были очень тяжёлые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы.

Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шёл на монтажный стол. Монтировали и днём и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах… В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучание. Наступила самая ответственная волнующая запись: «Пятая симфония» Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожжённые города, виселицы, трупы, и на всём пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замёрзшими руками.

23 февраля 1942 года картина вышла на экран. Фильм получил Сталинскую премию.

Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). Фильм получил от Национального совета кинокритиков США премию за лучший документальный фильм в 1942 году, а в 1943 году — первый в СССР «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

В фильме представлены события периода октября 1941 — января 1942, рассказывается о защитниках города Москвы. В фильме есть кадры подготовки обороны Москвы (патрулирование города, запуск аэростатов, сооружение баррикад и укреплений, приём добровольцев в истребительные отряды, производство вооружений и боеприпасов, колонны красноармейцев и бронетехники на улицах Москвы), работы войск ПВО в Москве, кадры боёв на подступах к Москве, Тулы, Сталиногорска, кадры уничтоженных деревень, убитых мирных жителей и советских военнопленных, а также кадры разбитой немецкой бронетехники, убитых и пленных немецких солдат.

В фильме прозвучали фрагменты речи Сталина. В кадр попали генерал армии Г. К. Жуков, генерал-лейтенант Арсеньев, генерал К. К. Рокоссовский, генерал И. В. Болдин, генерал Кузнецов, генерал Л. А. Говоров, генерал И. С. Конев и многие другие. Отдельные сюжеты посвящены церемонии вручения 1-му гвардейскому кавкорпусу гвардейского знамени, последствиям разграбления немецкими войсками дома-музея Чайковского в Клину и музея-усадьбы «Ясная поляна».

Режиссёры: Леонид Варламов, Илья Копалин

Операторы: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов, Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Борис Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Владимир Ешурин (в титрах не указан)[2], Павел Павлов-Росляков (в титрах не указан)[2].

Звукооператоры: Виктор Котов, Игорь Гунгер

Музыкальное оформление: В.[Смирнов

Автор сценарного плана — Пётр Павленко

Текст от автора в американской версии — Эдвард Г. Робинсон

Марш защитников Москвы

Сталинская премия (1942)

Премия «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм (1943, «Moscow Strikes Back»)

Решающая роль в развитии английского кино рассматриваемого периода принадлежит документалистам. Несмотря на отъезд Д. Грирсона в Канаду, где он вскоре после начала войны возглавил производство документальных фильмов, киноотдел Почтового ведомства продолжал работу, которой руководил Альберто Кавальканти. Благодаря ему был сделан один из лучших фильмов о Лондоне в сентябре 1939 года — «Первые дни». В 1940 году киноотдел Почтового ведомства был передан Министерству информации, а группа Кавальканти, переименованная в «Краун филм юнит», получила в свое распоряжение студию игровых фильмов.

Другую группу документалистов образовали военные операторы, направленные в киноотделы армии, авиации и флота. Они осуществляли повседневные съемки боевых действий. Их кинорепортажи включались в еженедельные «Новости с фронта»; на их основе были созданы полнометражные ленты «Победа в пустыне», «Караван на Мальту», «Победа в Бирме».

Годы 1942-1943 были периодом наивысшего расцвета студии «Краун». Развивая опыт Дженнингса и Уотта, соединявших документальную стилистику с элементами драматургии, самые разные режиссеры — старые и молодые, опытные профессионалы и неизвестные дебютанты — создали серию фильмов, объединяемых общей темой, героем и характером эстетического оформления материала. Серия эта была столь обильна и эстетически свежа, что критикам пришлось зафиксировать рождение нового, художественно-документального направления.

Год 1943-й знаменателен новыми достижениями художественно-документального направле-ния, хотя никто из авторов картин «Сан-Деметрио», Лондон» (Ч. Френд), «Миллионы таких, как мы» (Ф. Лаундер и С. Джиллиат), «Девять человек» (Г. Уотт), «Слабый пол» (Л. Хоуард) не добился успеха.

Все же художественно-документальные постановки значительно обогатили образ борющегося с фашизмом народа. «Сан-Деметрио», Лондон» рассказывал о подвиге моряков, которые сумели спасти подожженный немцами танкер «Сан Деметрио»; «Девять человек» — о стойкости горстки английских солдат, атакованных превосходящим противником в африканской пустыне; «Слабый пол» и «Миллионы таких, как мы» — о трудовом подвиге английских женщин, мобилизованных на оборонные заводы. Эти фильмы закрепили переход к новым темам и героям и способствовали утверждению реалистичного подхода к явлениям действительности и усилению демократических тенденций.

Все же, несмотря на оживление тенденций, всегда препятствовавших развитию реалистичес-кого кино Англии, 1944-1945 годы ознаменовались рядом примечательных картин. Вопреки ожиданиям потеря двух ведущих режиссеров 30-х годов (А. Хичкок окончательно обосновался в Голливуде, а А. Корда, студии которого пострадали в период войны, пытался развернуть производство британских фильмов в США, на базе объединенной фирмы «МГМ-Лондон филмз») прошла почти незамеченной. Зритель узнал новые имена: братьев Боултинг, постановщиков актуальных политических фильмов («Пастор Холл» и др.), Ф. Лаундера и С. Джиллиата («Миллион таких, как мы»), образовавших независимую компанию «Арчерз» М. Пауэлла и Э. Прессбургера («49-я параллель»), когорту воспитанников студии «Краун» — Ч. Фрейда, П. Джексона, Ч. Крайтона — и, наконец, режиссера Д. Лина. Таким образом, не оставалось сомнения в том, что потенциальные возможности английского кино заметно выросли. Уже в годы войны дебютанты проявили свою индивидуальность и профессионализм. Однако антифашистская направленность первых постановок М. Пауэлла и Э. Прессбургера («У Льва есть крылья», «49-я параллель», «Серебряный флот») не имела продолжения.

В 1944 году Пэт Джексон выпустил художественно-документальный фильм «На западных подступах» о волнующей дуэли между гитлеровскими подводными лодками и моряками «конвоев», охранявших торговые караваны по пути из Америки в Англию. Картина Джексона пользовалась еще большим успехом, чем поставленный на аналогичном материале «Сан Деметрио», Лондон» Ч. Фрейда.

Лучшие фильмы, ставшие своеобразным итогом военного периода, — «Путь вперед», «Раскрашенные лодки» и «Путь к звездам» — отличались высоким художественным уровнем, глубоким проникновением в мир простого человека, гуманностью и национальной самобытностью, внушая надежды на будущее.

«Касабла́нка» (англ. Casablanca) — голливудская романтическая кинодрама 1942 года, поставленная режиссёром Майклом Кёртисом с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман в главных ролях. Действие фильма разворачивается в начале Второй мировой войны в марокканском городе Касабланке, находившемся в то время под контролем вишистской Франции. Сюжет сосредоточен на внутреннем конфликте человека, которому приходится выбирать между долгом и чувством, между любимой женщиной и необходимостью помочь ей и её мужу, лидеру движения Сопротивления, бежать из Касабланки для продолжения борьбы с нацистами.

Хотя «Касабланка» создавалась как фильм категории А, с известными актёрами и первоклассными сценаристами, никто не надеялся добиться исключительных результатов[1] — и действительно, первые показы принесли добротный, но не грандиозный успех. Считалось, что это один из десятков проходных фильмов, ежегодно штамповавшихся в Голливуде. Фильм быстро выпустили в широкий прокат, чтобы воспользоваться резонансом вокруг Касабланкской конференции союзников и высадки войск в Северной Африке, которая состоялась за несколько недель до премьеры фильма и ещё была на памяти зрителей[2].

Несмотря на неоднократную замену сценаристов, которые пытались адаптировать для большого экрана ещё не поставленную в театре пьесу, и на то, что для Богарта это была первая романтическая роль, «Касабланка» получила три «Оскара», в том числе в категории «лучший фильм». Персонажи, диалоги и музыка вошли в число самых любимых среди американцев, а популярность фильма выросла до такого масштаба, что поныне его часто называют среди лучших фильмов в истории Голливуда.

Сюжет

Главный герой Рик Блейн (Хамфри Богарт) — горько разочарованный циничный американец, владелец кафе «У Рика» в Касабланке, элитного ночного клуба и гнезда для азартных игр с самой различной клиентурой из числа вишистов, нацистов, беженцев и воров. Рик, с виду равнодушный ко всем политическим событиям, как оказывается, раньше переправлял контрабандой оружие в Эфиопию, когда страна боролась против итальянской агрессии в 1935 году, и сам участвовал в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев.

Мелкий преступник Угарте (Питер Лорре) прибывает в клуб Рика с полученными при убийстве двух немецких курьеров проездными документами. Эти документы позволяют свободно перемещаться по французским территориям, не попавшим под оккупацию Германии, и даже попасть в нейтральную Португалию, откуда можно выехать в Новый Свет. Для постоянного потока беженцев, застрявших в Касабланке, исправные документы имели первостепенное значение. Угарте хочет разбогатеть, продав их за огромные деньги человеку, который должен прибыть ночью. Но прежде чем покупатель приехал, Угарте арестовывает местная полиция, которой командует капитан Луи Рено (Клод Рейнc) — коррумпированный хапуга, который сам себя характеризует словами: «У меня нет убеждений … я склоняюсь туда, куда дуют ветра, а сильные ветра дуют в сторону Виши». Тайком от Рено и нацистов, Угарте передаёт документы Рику, ибо «… почему, потому, что ты меня презираешь, ты единственный, кому я могу довериться». Рик прячет их в фортепиано пианиста Сэма.

В этот миг в жизнь Рика вновь входит та, что принесла ему столько горечи — его бывшая любовница Ильза Лунд со своим мужем, Виктором Ласло, руководителем чешского движения Сопротивления, которого уже давно разыскивают нацисты. Им нужны документы для выезда из Касабланки в США, где Ласло сможет продолжить свою работу. Предотвратить это прибывает немецкий майор Штрассер.

Тезисы к теме война

Тезисы к теме война

Слева направо: Виктор Ласло, Ильза Лунд, капитан Рено и Рик Блейн

Из разговора с Ферари, важным лицом в преступном мире и конкурентом Рика, Ласло узнаёт о наличии проездных документов у Рика. Он обращается к Рику с просьбой отдать документы, но тот отказывается, советуя Ласло узнать причину отказа у жены. Разговор прерывает исполнение песни «Die Wacht am Rhein» группой немецких офицеров. Рассердившись, Ласло велит оркестру играть «Марсельезу». Руководитель оркестра просит на это разрешения у Рика, и тот кивает в знак согласия. Ласло начинает песню, сначала сам, но потом придушенный патриотический пыл публики прорывается наружу, и поют уже все, заставляя немцев уйти. Штрассер мстит, отдав приказ Рено закрыть клуб.

Когда публика разошлась, к Рику в пустом кафе подходит Ильза. Рик отказывается отдать ей документы. Она угрожает ему пистолетом, но выстрелить не может, признаваясь, что всё ещё любит его. Она объясняет, что на момент их встречи в Париже она считала, что её муж погиб при бегстве из концентрационного лагеря. Позже, накануне захвата города немецкими войсками, она узнала, что Ласло жив и скрывается. Это произошло именно в тот день, когда Ильза с Риком должны были вместе выехать из Франции на поезде, поэтому она и покинула Рика без какого-либо объяснения, торопясь ухаживать за больным Ласло.

Тезисы к теме война

Тезисы к теме война

Рик и Ильза

Узнав истинную причину исчезновения Ильзы, Рик становится мягче, и бывшие любовники мирятся. Рик соглашается помочь, уверяя Ильзу, что она останется с ним, когда Ласло поедет. Неожиданно возвращается Ласло, едва сумевший избежать полицейского налёта, совершённого на помещения, где проходили собрания активистов движения Сопротивления. Рик прячет Ильзу на время мужского разговора.

Ласло рассказывает, что ему известно о чувствах Рика к Ильзе, и пытается получить от Рика документы, которые позволили бы вывезти жену туда, где она была бы в безопасности. Однако прибывает полиция и арестовывает Ласло, выдвигая мелкое обвинение. Рик убеждает Рено выпустить Ласло, обещая помочь поймать его на более серьёзном преступлении — после того, как Рик передаст проездные документы Ласло, Рено сможет сфабриковать дело об убийстве Ласло немецких курьеров с целью присвоения документов. Чтобы развеять подозрения Рено относительно своих мотивов, Рик объясняет, что это позволит ему с Ильзой спокойно уехать в Америку.

Тем не менее, когда Рено пытается арестовать Ласло после получения документов, Рик предаёт Рено, заставляя его под дулом пистолета помочь беглецам. В последний миг Рик велит Ильзе сесть на борт самолёта до Лиссабона вместе с Ласло, говоря ей, что она будет жалеть, если останется: «Возможно не сегодня, возможно не завтра, но скоро и до конца своей жизни», — и добавляет, что у них всегда будет Париж.

Появляется майор Штрассер, но, когда он пытается помешать бегству, Рик стреляет в него. Прибывает полицейское подкрепление, Рено задумывается, а потом велит своим людям «взять обычных подозреваемых». Оставшись наедине с Риком, Рено предлагает ему вместе с ним покинуть Касабланку и присоединиться к Свободной Франции в Браззавиле (Республика Конго). В финальной сцене они уходят в туман, и Рик говорит одну из самых памятных фраз в истории кино: «Луи, думаю, что это начало прекрасной дружбы».

Работа над фильмом

«Касабланка» планировалась боссами Warner Brothers как проходной фильм с не самыми яркими звёздами и довольно средним бюджетом в районе миллиона долларов. Вдобавок, сценарий основывался на пьесе с невероятным сюжетом, которая никогда не шла в театре (хотя права на её экранизацию студия приобрела за рекордные 20 тысяч долларов). Над переработкой сценария работало несколько человек; им удалось придумать диалоги, многие из которых вошли в историю, но к началу съёмок сценарий был не закончен. И кто знает, как сложилась бы судьба этого фильма, если не несколько обстоятельств.

Уже по ходу подготовительных работ у фильма сменился продюсер — им стал Хэл Б. Уоллис. Именно он решил заменить ещё не столь известного в то время Рональда Рейгана на звёздного Хамфри Богарта, который и сыграл главную роль, хотя никогда ранее не снимался в романтических мелодрамах. Уоллис также пригласил начинающую Ингрид Бергман на главную женскую роль. Фильму повезло и с режиссёром — им был назначен уважаемый за профессионализм венгр Майкл Кёртис.

На роли второго плана Кёртис пригласил многочисленных европейских актёров, которые с началом войны остались без работы и наводнили голливудские студии. Среди них были и профессионалы экстра-класса вроде Петера Лорре и Конрада Вейдта, известных по таким шедеврам немецкого экспрессионизма, как «М» и «Кабинет доктора Калигари», соответственно. Пол Хенрейд, которому досталась роль Ласло, в своё время работал с великим Рейнхардтом, но роль в «Касабланке» сложно причислить к его удачам — уж слишком скованно он смотрится в кадре. Он не ладил с другими актёрами, Ингрид Бергман считала его «примадонной», а сам Хенрейд пренебрежительно отзывался об актёрских способностях Богарта.[3]

По воспоминаниям Бергман, из-за её высокого роста режиссёр заставлял низкорослого Богарта вставать на подставки или садиться на подушки, когда они снимались вдвоём.[3] Тем не менее романтические сцены получились убедительными: Бергман, по выражению критика Р. Эберта, «рисует по его лицу своим взором».[4] Как и обычно, лицо шведской актрисы снимали с левой стороны, направляя пучки света таким образом, чтобы вызвать блеск в её глазах; также заметно применение мягко рассеивающего свет фильтра.[4] Сразу по завершении съёмок Бергман коротко постриглась для своего следующего фильма, что сделало невозможной пересъёмку тех или иных сцен.

Композитор Макс Стайнер написал музыку к фильму, чередуя мотивы двух основных мелодий — романтической темы «As Time Goes By» (из мюзикла 1931 года) и патриотической «Марсельезы». Знаменитая финальная строчка Богарта — «Я думаю, это послужит началом прекрасной дружбы» — была написана по завершении съёмок и озвучена Богартом примерно через месяц после окончания работы над фильмом. В связи с высадкой союзников в Африке возникли планы доснять ещё одну сцену с участием Рика и Рено, но от них пришлось отказаться из-за занятости актёров в других проектах. Кроме того, против новой концовки возражал влиятельный продюсер Дэвид Селзник.[3]

Успех

Тезисы к теме война

Тезисы к теме война

Заставка к фильму

Премьера фильма была приурочена к попаданию города Касабланка на первые полосы американских газет: в ноябре 1942 года союзные войска заняли Касабланку, а в январе 1943 года там прошла встреча Рузвельта и Черчилля. Учитывая это обстоятельство, в «Уорнер Бразерс» решили не откладывать премьеру фильма. Впрочем, американские солдаты в Северной Африке его не увидели: власти не хотели провоцировать многочисленных во французских колониях сторонников вишистского режима.

По итогам 1943 года «Касабланка» заняла в американском прокате 7-е место, однако привлекательность фильма была не в кассовых сборах или наградах Киноакадемии и даже не в художественной оригинальности (достаточно сравнить «Касабланку» с «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса). Сила этого фильма виделась в его своевременности — отражение способности Голливуда создавать магию кино, несмотря на почти конвейерное производство. Нежелание Рика Блейна рисковать из-за кого бы то ни было метафорически отразило отношение американского общества к участию во Второй мировой войне, выражавшееся в политике изоляционизма, практиковавшейся до Пёрл-Харбора. И то изменение, которое произошло с Риком к концу фильма, символизировало изменение в настроениях американцев после объявления войны.

Секрет того, почему «Касабланка» столь удачно выдержала испытание временем и стала с годами только популярнее, лежит ещё и в том, что с 1957 года многие кинотеатры стали крутить фильм в течение летних экзаменов, первоначально в Гарварде, а потом и в других университетах. А двадцать лет спустя было подсчитано, что «Касабланка» чаще любого другого фильма демонстрируется по американскому телевидению.[3] Чтобы ещё больше облегчить процесс приобщения к фильму новых поколений телезрителей, Тед Тёрнер в 1980-е годы профинансировал колоризацию «Касабланки». Этот шаг вызвал неоднозначную реакцию в стане любителей кино: сын Богарта, к примеру, сравнил раскрашивание фильма с приделыванием рук к Венере Милосской.[3]

В литературе о кино сложно найти отрицательный отзыв по поводу «Касабланки». Роджер Эберт отмечает, что главные герои проделывают по ходу фильма внутреннюю эволюцию — они приходят к мысли о необходимости принести в жертву победе нечто весьма дорогое для них[4]. Неодобрительно отзывается о «Касабланке» как о фильме «весьма посредственном» Умберто Эко. По его мнению, это подлинное нагромождение клише и стереотипов классического Голливуда. Если пара клише вызывает смех, то их сотня трогает до слёз, они как будто начинают взаимодействовать друг с другом и «праздновать воссоединение».[5]

В ролях[Хамфри Богарт — Ричард (Рик) Блейн

Ингрид БергманИльза Лунд

Пол ХенрейдВиктор Ласло

Клод Рейнскапитан Луи Рено

Конрад Фейдтмайор Генрих Штрассер

Сидни Гринстритсеньор Феррари

Петер ЛорреУгарте

Дули УилсонСэм

Джой ПейджАннина Брандел

Мадлен ЛебоИвонн

С. Ц. СакаллКарл, главный официант

Марсель ДалиоЭмиль, крупье

Труда Берлинериграющая в баккару

Премии и награды

Фильм «Касабланка» получил в 1944 году три премии «Оскар» в категориях «лучший фильм», «лучший режиссёр» и «лучший сценарий». Всего картина номировалась по восьми категориям.

В 2005 году Американский институт кино провёл опрос по поводу наиболее популярных строчек из фильмов. Наибольшее количество знаменитых цитат насчитали в «Касабланке»[6].

В 2006 году голосованием Американской гильдии сценаристов сценарий «Касабланки» был выбран лучшим в истории кинематографа.

По результатам опроса на сайте myfilms.com цитата «За тебя, малыш» (англ. «Heres looking at you, kid») заняла девятое место в списке самых любимых реплик кинозрителей. В голосовании приняли участие более 2000 посетителей сайта[7].

Культурные аллюзии

Вложенная в уста капитана Рено ироническая формулировка «обычные подозреваемые» была вынесена в название фильма 1990-х.

В кинофильме «Чёрная кошка, белый кот» (реж. Эмир Кустурица, 1998) герой фильма Грга неоднократно просматривает финальные кадры «Касабланки» с фразой, которую он повторяет и цитирует: «Я думаю, это послужит началом большой дружбы».

В 25-ой серии 9-го сезона мультсериала «Симпсоны» Барт и Лиза находят альтернативную концовку фильма.

В 4-ой серии 3-го сезона сериала «Доктор Хаус» главный герой с влюблённой в него 17-летней девушкой практически воспроизводят последний разговор Рика с Ильзой возле самолёта, при этом Хаус сознательно цитирует «Касабланку» и упоминает имя Виктора, но девушка тем не менее принимает всё за чистую монету.

В фильме «Сыграй ещё раз, Сэм» главного героя преследует призрак Рика Блейна, который пытается дать ему советы в отношениях с женщинами. А последняя сцена фильма пародирует концовку легендарной киноленты. Туман, аэродром, самолёт запускает двигатель, диалоги — всё отсылает нас к этому фильму. Герой благородно объясняет героине, почему она должна остаться с мужем.

В 7-ой серии 3-го сезона сериала «За гранью» Питер Бишоп и альтернативная версия Оливии Данем смотрят «Касабланку». Оливия удивляется концовке фильма, потому, что Питер назвал его историей любви, но тот отвечает, что не все истории любви заканчиваются счастливо.




Предыдущий:

Следующий: