Тезисы к теме 16

Тезисы к теме 17. Кино советской оттепели.

«Летят журавли» М. Калатозов,1957; «Иваново детство» А. Тарковского,1962; «Судьба человека» С. Бондарчук,1959; «Баллада о солдате» Григорий Чухрай, 1959; «Застава Ильича» Марлен Хуциев, 1966.

- Рубеж 1950-1960-х был уникален и тем, что советское кино и кино стран Центральной и Восточной Европы в новом контексте неожиданно оказалось созвучно общемировым тенденциям, хотя до того во многом развивалось как бы в противовес им. Возрождение советского кино после смерти И.Сталина определялось многими обстоятельствами. Первым и основным было ослабление цензуры, появление надежд на развитие идеалов социализма в человеке в коммунистической перспективе. Какими бы иллюзорными впоследствии ни оказались такие надежды, они привели к появлению фильмов совершенно иных по интонации, нежели закованные догматизмом работы периода малокартинья. ( вторая половина 1940- начало 1950-х).

- Проявление интимных человеческих чувств на экране и показ противоречий во взаимоотношениях между людьми в советских фильмах отвечали новым тенденциям в кинематографе стран социалистического лагеря. В первую очередь, это касалось «очеловечивания» военной темы. Появились знаменитые картины Анджея Вайды – «Поколение», 1955, «Канал», 1956, «Пепел и алмаз», 1961, ленты Григория Чухрая «Сорок первый», 1956, «Баллада о солдате», 1959, «Чистое небо», 1961, которые совершенно по- новому трактовали человеческие отношения в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

-Вершиной же вторжения советского кино в мировой кинопроцесс стала картина Михаила Калатозова «Летят журавли», 1957, с новым взглядом на классическую проблематику встречи –расставания, верности – неверности в Великой Отечественной войне. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале.

- Фильм- дебют Сергея Бондарчука «Судьба человека», 1959, снятый по одноименному рассказу Михаила Шолохова. Судьба главного героя — обобщенная судьба народа, прошедшего все круги ада войны, выстрадавшего победу над фашизмом. В испытаниях, выпавших на долю Андрея Соколова, собраны воедино все беды и несчастья, обрушившиеся на советских людей.

-Картина Марлена Хуциева «Застава Ильича», 1964, — своеобразный манифест оттепели была выпущена на экраны цензурированной под названием « Мне 20 лет».

- На волне интеллектуализации главным режиссером советского кино стал Андрей Тарковский. «Иваново детство» — трагедия ребенка на войне – «Золотой лев»- главный приз Венецианского кинофестиваля 1961 год.

- Лариса Шепитько обратила на себя внимание жесткой мужской манерой режиссуры, стремлением к философским обобщениям и интересом к экстремальным ситуациям. «Зной», 1964, «Крылья», 1966, «Восхождение», 1976, главный приз международного кинофестиваля в Берлине.

- Андрей Кончаловский большое внимание уделял сочетанию социальных и общечеловеческих мотивов в своих картинах. «Первый учитель», 1965, по произведению Чингиза Айтматова — своебразное открытие Средней Азии для мировой культуры.




Предыдущий:

Следующий: